Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономические санкции / импортозамещение / средства массовой информации / финансовые операции / запрет / economic sanctions / import substitution / mass media / financial transactions / prohibition

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курлянчик Владислав Сергеевич

в научной статье автор рассматривает понятие «экономические санкции» и отмечает, что их главная цель заключается в дестабилизации экономической безопасности государств, в отношении которых применяются санкции. Экономические санкции обладают наибольшей эффективностью, однако только 1/3 часть из них являются успешными в применении. Автор подробно рассматривает инструменты борьбы с санкциями и отмечает, что самым эффективным инструментом являются средства массовой информации, так как именно они предотвращают панику в обществе и активно освещают негативные последствия санкций, инструменты борьбы с ними и влияние на экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SANCTIONS AND COUNTERACTION TOOLS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

in the scientific article, the author examines the concept of "economic sanctions" and notes that their main purpose is to destabilize the economic security of the states against which sanctions are applied. Economic sanctions are most effective, but only 1/3 of them are successful in their application. The author examines in detail the tools to combat sanctions and notes that the most effective tool is the mass media, since they are the ones that prevent panic in society and actively highlight the negative consequences of sanctions, tools to combat them and the impact on the country's economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции ВЫПУСК №32

ЭКОНОМИКА

УДК 339.5

Курлянчик Владислав Сергеевич Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Юридический факультет Беларусь, Гродно [email protected] Kurlyanchik Vladislav Yanka Kupala State university of Grodno

Faculty of Law Belarus, Grodno

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: в научной статье автор рассматривает понятие «экономические санкции» и отмечает, что их главная цель заключается в дестабилизации экономической безопасности государств, в отношении которых применяются санкции. Экономические санкции обладают наибольшей эффективностью, однако только 1/3 часть из них являются успешными в применении. Автор подробно рассматривает инструменты борьбы с санкциями и отмечает, что самым эффективным инструментом являются средства массовой информации, так как именно они предотвращают панику в обществе и активно освещают негативные последствия санкций, инструменты борьбы с ними и влияние на экономику страны.

Ключевые слова: экономические санкции, импортозамещение, средства массовой информации, финансовые операции, запрет.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

ECONOMIC SANCTIONS AND COUNTERACTION TOOLS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

Annotation: in the scientific article, the author examines the concept of "economic sanctions" and notes that their main purpose is to destabilize the economic security of the states against which sanctions are applied. Economic sanctions are most effective, but only 1/3 of them are successful in their application. The author examines in detail the tools to combat sanctions and notes that the most effective tool is the mass media, since they are the ones that prevent panic in society and actively highlight the negative consequences of sanctions, tools to combat them and the impact on the country's economy.

Key words: economic sanctions, import substitution, mass media, financial transactions, prohibition.

В настоящее время санкции стали основным инструментом внешней торговли. В борьбе за сохранение однополярного мироустройства США и их сателлиты используют весь доступный арсенал политико-дипломатического, торгово-экономического, а в ряде случаев и силового давления на суверенные государства [9, с. 48-49]. С целью дестабилизации национальной и экономической безопасности недружественные страны применяют санкции. Одной из разновидностей санкций являются экономические санкции.

Экономические санкции - это инструменты внешней политики, которые оказывают влияние на экономику государств, в отношении которых они применяются. Основной целью экономических санкций является дестабилизация экономической безопасности государства.

Экономические санкции обладают наибольшей эффективностью, так как в условиях глобализации выключение государств-объектов санкций из международного разделения труда наносит наиболее существенный удар по внутренней политике и экономике, что ведет в большинстве случаев к

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

ухудшению уровня жизни населения [2, c. 79], а именно происходит снижение темпов роста ВВП, растет уровень безработицы, снижаются возможности бизнес-сообщества конкурировать на внешнем рынке.

Следует отметить, что, хоть экономические санкции обладают наибольшей эффективностью, только 1/3 часть из них являются успешными в применении. Так, Хафбауэр с соавторами рассматривают 204 случая санкций, разделяя их на успешные или неуспешные. По их наблюдениям, успех зависит от поставленной цели, в среднем санкции достигают успеха примерно в трети случаев [2, с. 80; 10, с. 127]. Во втором издании коллективной монографии «Переосмысление экономических санкций: экономика и современная политика» (1990), авторы которой, исследователи из Института мировой экономики Петерсона (Peterson Institute for International Economics, США), приходят к выводу, что экономические санкции достигали цели лишь в одной трети из 100 проанализированных случаев [5, с. 56]. Этот вывод подтвержден исследованием, проведенным коллективом авторов того же института в 2007 г.: исследование показало, что в среднем санкции демонстрируют свою эффективность в 34 % случаев [5, с. 56].

К экономическим санкциям относятся: запрет импорта и экспорта товаров, ограничение в совершении финансовых операций.

Рассмотрим подробно экономические санкции и инструменты борьбы с ними в Республике Беларусь и Российской Федерации.

1. Запрет импорта и экспорта товаров. Недружественные страны запрещают ввоз и вывоз товаров из Республики Беларусь и Российской Федерации на территорию Европейского союза (далее - ЕС). Например, Республика Беларусь не может поставлять калийные удобрения в ЕС, что в свою очередь привело к угрозе продовольственной безопасности многих стран и даже континентов [9, с. 52]. Из ЕС в Беларусь ограничены поставки широкого перечня оборудования, машин и механизмов, отдельных товаров для

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

производства табачных изделий. товаров и технологий двойного назначения, товаров, способствующих совершенствованию военно-технического, оборонного секторов и сектора безопасности [8].

Для борьбы с таким инструментом внешней торговли, как запрет импорта и экспорта продукции, следует применять такие меры, как:

1) Применять параллельный импорт как законный инструмент внешней торговли. Параллельный импорт - введение в гражданский оборот товара, защищенного товарным знаком, посредством импорта без разрешения правообладателя в страну, не предназначенную для его распространения [12, с. 55]. Отличительной чертой параллельного импорта является то, что он представляет ввоз оригинальной продукции на территорию государств.

Следует отметить, что параллельный импорт легализован в Республике Беларусь и Российской Федерации. Правовой основой применения параллельного импорта является: в Республике Беларусь - Закон Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» [3]; в Российской Федерации -Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11].

В Республике Беларусь и Российской Федерации параллельный импорт может применяться в отношении тех товаров, которые являются «важными для внутреннего рынка». В Российской Федерации перечень данных товаров приводится в Приказе Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 (далее -Приказ) [6], а в Республике Беларусь - отсутствует.

2) Применять Региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Согласно п. 16 Приложения № 26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к Договору о ЕАЭС [1] в государствах-членах ЕАЭС применяется региональный принцип исчерпания исключительного знака на товарный знак (далее - принцип). Суть

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

данного принципа заключается в том, что правообладатель, реализовав свой товар в одном из государств-членов ЕАЭС, исчерпывает исключительное право на товарный знак, то есть после этого товар может использоваться в государствах-членах ЕАЭС свободно, без каких-либо препятствий.

3) Выход на новые рынки, поиск новых партнеров. Развитие внешнеэкономических связей. В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация развивают отношения со странами Африканского континента. В рамках ЕАЭС государства-члены ЕАЭС реализуют программу «Один пояс - один путь», «Евразийский агроэкспресс».

Следует отметить, что реализация подобных проектов ведет к углублению интеграции в рамках ЕАЭС.

4) Импортозамещение. Для национальных производителей санкционное давление является временем для реализации своих возможностей. Импортозамещение - замена иностранной продукции национальной. Именно в период санкционного давления бизнес-сообщество может получить прибыль путем построения новых внешнеэкономических связей и выхода на зарубежные рынки отечественной продукции.

2. Ограничение в совершении финансовых операций.

1) Отключение от системы SWIFT. Для борьбы с данной проблемой в Российской Федерации была создана и функционирует система-аналог SWIFT -Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) [13].

2) Препятствие проведению расчетов. Для решения данной проблемы следует создать независимую валютную среду.

В ЕАЭС для совершения финансовых операций внедряется новый инструмент цифровой экономики - цифровой рубль.

Цифровой рубль - это законное платежное средство, выполняющее все функции денег, имеющее одинаковую ценность с наличным и безналичным

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

рублем, являющееся прямым требованием к Центральным банкам государств-членов ЕАЭС и эмитируемое ими.

Следует отметить, что использования цифрового рубля в ЕАЭС для осуществления трансграничных расчетов станет возможным только после того, как все государства-члены ЕАЭС внедрят цифровой рубль и унифицируют правила его использования [4, с. 11]. В настоящее время в ЕАЭС отсутствуют правовые основы регулирования цифрового рубля, так как данный инструмент формируется на национальном уровне государств-членов ЕАЭС.

Успешное внедрение цифрового рубля в рамках ЕАЭС позволит создать наднациональную валютную среду, что обеспечит прозрачность и независимость в проведении финансовых операций.

Одним из основных инструментов борьбы с санкционным давлением являются средства массовой информации (далее - СМИ). Именно СМИ активно освещают негативные последствия санкций, инструменты борьбы с ними и влияние на экономику страны. Например, россияне не особо обеспокоены угрозами экономических санкций, 68% опрошенных, по данным ВЦИОМ, говорили, что санкционные угрозы их не особо тревожат [7, с. 108-109].

Таким образом, экономические санкции - это инструменты внешней политики, которые оказывают влияние на экономику государств, в отношении которых они применяются. К экономическим санкциям относятся: запрет импорта и экспорта товаров, ограничение в совершении финансовых операций. Следует сделать вывод о том, что Республика Беларусь и Российская Федерация эффективно справляются с санкционным давлением путем применения инструментов борьбы с санкциями. Основным средством противодействия санкциям являются СМИ, так как они предотвращают панику в обществе и активно освещают негативные последствия санкций, инструменты борьбы с ними и влияние на экономику страны.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции ВЫПУСК №32

Список литературы:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе // URL: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=f01400176.

2. Еремина, А. Е. Экономические санкции: понятие, типология, особенности / А. Е. Еремина // Постсоветский материк. - 2019. - № 4 (24). - С.

3. Закон Республики Беларусь от 3 января 2023 г. N 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» // URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12300241.

4. Курлянчик, В. С. Цифровой рубль в Евразийском экономическом союзе: преимущества, недостатки, перспективы развития / В. С. Курлянчик // Устойчивое развитие науки и образования. - 2024. - №1 (88). - С. 10-14.

5. Мешкова, А. П. Международные санкции: вопросы эффективности / А. П. Мешкова, Е. О. Вострикова, О. А. Верховец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2017. - № 2 (58). - С. 54-62.

6. Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/23a02701/.

7. Охотский, Е. В. Государство в тисках санкционных ограничений: политико-правовые аспекты, механизмы противодействия / Е. В. Охотский, С. Г. Камолов // Право и государство. - 2019. - № 4 (85) - С. 108-121.

8. Санкции ЕС в отношении Беларуси // URL: https://belgium.mfa.gov.by/ru/exportby/eu_sanctions/.

78-93.

^и- вопросы российской юстиции

9. Серебряков, В. О. Санкционная политика как инструмент воздействия на суверенные государства / В. О. Серебряков // Беларуская Думка. - 2023. - № 10. - С. 48-53.

10. Сидоров, В. А. Санкционный ноумен: агония кризиса сквозь призму потерь. Часть 1. Санкции как инструмент геополитической и экономической борьбы / А. В. Сидоров, Э. В. Соболев, М. М. Нагучев // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. - 2019. - №3 (47). - С.120-129.

11. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.03.2022 N 46-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411095/.

12. Фукс, Е. Н. Легализация «параллельного» импорта как способ борьбы с «серым» импортом / Е. Н. Фукс // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 3. - С. 54-62.

13. ЦБ: к российскому аналогу SWIFT подключились 20 стран // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2024/01/16/1015315-rossiiskomu-analogu-swift-20-stran.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.