Научная статья на тему 'Влияние санкционного давления на экономики стран Союзного государства'

Влияние санкционного давления на экономики стран Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союзное государство / законодательство / России / Беларусь / санкции / СВО / Union State / legislation / Russia / Belarus / sanctions / Special military operation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сибирская Альбина Васильевна, Сулейков Андрей Александрович

На сегодняшний день экономические санкции являются важным инструментом внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на определенный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие отрицательные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) выявляются лишь со временем. К тому же отмена санкций происходит медленнее, чем их введение. Санкции, являясь формой вмешательств, как правило, рассматриваются как более дешевый и менее рискованный, средний курс воздействия между войнами и дипломатией. Политики рассматривают санкции как ответ на внешний кризис, в которых национальный интерес наименее важен, либо, когда военные действия невозможны. Санкции результативны в одних условиях и могут претерпеть неудачи в других, в зависимости факторов. Программа санкций со сравнительно ограниченными целями, наиболее успешна в сравнении с программой крупных политических амбиций. Первая цель — подорвать или ограничить военный потенциал страны, на которую направлено санкционное давление, сократив экономическую базу для производства индивидуального вооружения и военной техники. Вторая цель – предотвращение военных действий или удержание страны-агрессора от наступательных действий. Современным примером можно считать западные санкции против России в контексте специальное военной операции в Украине. Преследуя эту цель, страны, применяющий санкции, исходят из гипотезы сдерживания, рассчитывают на то, что экономические санкции смогут сделать неприемлемой цену наступательной политики. Третья цель – смена политического режима или дестабилизация политической системы страны. На современном этапе эту цель можно назвать самой распространённой: примером можно назвать санкционное давление на Республику Беларусь после результатов выборов Президента в 2020 году. Часто санкции подобного рода сопровождаются секретными операциями специальных служб по устранению режима или его лидеров. Четвёртая цель – целенаправленное изменение политического курса страны. Такие случаи могут сопровождаться мерами военного сдерживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сибирская Альбина Васильевна, Сулейков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of sanctions pressure on the economies of the countries of the Union state

Today, economic sanctions are an important tool of foreign policy and international diplomacy. Taken for a certain period, they can have a lasting effect, and the full extent of their effect is felt by the economy not immediately, but after a certain time. Many of the negative effects (lower GDP growth, loss of jobs and business opportunities) only become apparent over time. In addition, the lifting of sanctions is slower than their introduction. Sanctions, being a form of intervention, are generally seen as a cheaper and less risky middle course between wars and diplomacy. Politicians see sanctions as a response to an external crisis in which the national interest is least important, or when military action is not possible. Sanctions work in some settings and may fail in others, depending on factors. A sanctions program with relatively limited goals is more successful than a program of major political ambitions. The first goal is to undermine or limit the military potential of the country targeted by the sanctions by reducing the economic base for the production of individual weapons and military equipment. The second goal is to prevent hostilities or to keep the aggressor country from offensive actions. Western sanctions against Russia in the context of a special military operation in Ukraine can be considered a modern example. In pursuing this goal, the sanctioning countries proceed from the deterrence hypothesis, relying on the fact that economic sanctions will be able to make the price of an offensive policy unacceptable. The third goal is to change the political regime or destabilize the country's political system. At the present stage, this goal can be called the most common: an example is the sanctions pressure on the Republic of Belarus after the results of the presidential elections in 2020. Often sanctions of this kind are accompanied by secret operations of special services to eliminate the regime or its leaders. The fourth goal is a purposeful change in the political course of the country. Such cases may be accompanied by military deterrence measures.

Текст научной работы на тему «Влияние санкционного давления на экономики стран Союзного государства»

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / UNION STATE

Научная статья / Research article

Влияние санкционного давления на экономики стран Союзного государства

А. В. Сибирская

ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси», Минск, Беларусь e-mail: kordik2004@,mail.ru

А. А. Сулейков

ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси», Минск, Беларусь e-mail: [email protected]

Аннотация. На сегодняшний день экономические санкции являются важным инструментом внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на определенный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие отрицательные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) выявляются лишь со временем. К тому же отмена санкций происходит медленнее, чем их введение. Санкции, являясь формой вмешательств, как правило, рассматриваются как более дешевый и менее рискованный, средний курс воздействия между войнами и дипломатией. Политики рассматривают санкции как ответ на внешний кризис, в которых национальный интерес наименее важен, либо, когда военные действия невозможны. Санкции результативны в одних условиях и могут претерпеть неудачи в других, в зависимости факторов. Программа санкций со сравнительно ограниченными целями, наиболее успешна в сравнении с программой крупных политических амбиций. Первая цель — подорвать или ограничить военный потенциал страны, на которую направлено санкционное давление, сократив экономическую базу для производства индивидуального вооружения и военной техники. Вторая цель - предотвращение военных действий или удержание страны-агрессора от наступательных действий. Современным примером можно считать западные санкции против России в контексте специальное военной операции в Украине. Преследуя эту цель, страны, применяющий санкции, исходят из гипотезы сдерживания, рассчитывают на то, что экономические санкции смогут сделать неприемлемой цену наступательной политики. Третья цель - смена политического режима или дестабилизация политической системы страны. На современном этапе эту цель можно назвать самой распространённой: примером можно назвать санкционное давление на Республику Беларусь после результатов выборов Президента в 2020 году. Часто санкции подобного рода сопровождаются секретными операциями специальных служб по устранению режима или его лидеров. Четвёртая цель - целенаправленное изменение политического курса страны. Такие случаи могут сопровождаться мерами военного сдерживания.

Ключевые слова: Союзное государство, законодательство, России, Беларусь, санкции, СВО.

Для цитирования: Сибирская А. В., Сулейков А. А. Влияние санкционного давления на экономики стран Союзного государства // Постсоветские исследования. 2023;6(6):695-703.

Impact of sanctions pressure on the economies of the countries of the Union state

Albina V. Sibirskaya

State Scientific Institution "Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus",

Minsk, Belarus e-mail: [email protected]

Andrey A. Suleikov

State Scientific Institution "Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus",

Minsk, Belarus e-mail: [email protected]

Abstract. Today, economic sanctions are an important tool of foreign policy and international diplomacy. Taken for a certain period, they can have a lasting effect, and the full extent of their effect is felt by the economy not immediately, but after a certain time. Many of the negative effects (lower GDP growth, loss of jobs and business opportunities) only become apparent over time. In addition, the lifting of sanctions is slower than their introduction. Sanctions, being a form of intervention, are generally seen as a cheaper and less risky middle course between wars and diplomacy. Politicians see sanctions as a response to an external crisis in which the national interest is least important, or when military action is not possible. Sanctions work in some settings and may fail in others, depending on factors. A sanctions program with relatively limited goals is more successful than a program of major political ambitions. The first goal is to undermine or limit the military potential of the country targeted by the sanctions by reducing the economic base for the production of individual weapons and military equipment. The second goal is to prevent hostilities or to keep the aggressor country from offensive actions. Western sanctions against Russia in the context of a special military operation in Ukraine can be considered a modern example. In pursuing this goal, the sanctioning countries proceed from the deterrence hypothesis, relying on the fact that economic sanctions will be able to make the price of an offensive policy unacceptable. The third goal is to change the political regime or destabilize the country's political system. At the present stage, this goal can be called the most common: an example is the sanctions pressure on the Republic of Belarus after the results of the presidential elections in 2020. Often sanctions of this kind are accompanied by secret operations of special services to eliminate the regime or its leaders. The fourth goal is a purposeful change in the political course of the country. Such cases may be accompanied by military deterrence measures.

Keywords: Union State, legislation, Russia, Belarus, sanctions, Special military operation

For citation: Albina V. Sibirskaya, Andrey A. Suleikov Impact of sanctions pressure on the economies of the countries of the Union state // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;6(6):695-703. (In Russ.).

Санкционное давление на Российскую Федерацию и Республику Беларусь - тема уже давно не новая. Однако в последнее время стала как никогда актуальной ввиду современных событий. Новая и самая сильная волна санкционного давления на Российскую Федерацию и следом на Республику Беларусь началось фактически подписания 21 февраля 2022 г. на расширенном заседании Совбеза В.В. Путиным Указов «О признании Луганской Народной Республики» и «О признании Донецкой Народной Республики», согласно которым Российская Федерация и ДНР и ЛНР устанавливают дипломатические и дружеские отношения, а также оказывают взаимопомощь, в том числе и по поддержанию мира и начала 24 февраля специальной военной операции в ДНР и ЛНР.

Уже 25 февраля 2022 г. был принят первый пакет санкций ЕС, который включал запрет

- на экспорт в Российскую Федерацию продукции двойного назначения;

- предприятиям оборонной, судостроительной и авиастроительной промышленности поставлять оборудование и технологии и оказывать финансовую помощь российским компаниям;

- на экспорт в Российскую Федерацию оборудования и технологий для нефтеперерабатывающих заводов запрет на экспорт авиационной и космической техники и оборудования, и запасных частей.

Всего в 2022 г. против Российской федерации было принято 7 пакетов санкций ЕС. При этом, поставленные союзом цели достигнуты не были - российская экономика не рухнула вопреки ожиданиям.

Исходя из этого, вопрос санкционного давления стал активно обсуждаться в периодических изданиях и научной литературе: например, в работах А.П. Мешковой [Мешкова, 2021, 54-62], ИГ. Шепелева [Шепелев, 2021, 53-62], Б.З. Ботовой [Батова, 2021, 39-44]. Вопросы государственного суверенитета в условиях санкционного давления поднимаются в работах Г.В. Кузнецовой [Кузнецова, 2021], М.Н. Марченко [Марченко, 2019], В.С. Куксевича [Куксевич, 2021, 283-287] и др.

Введенные против России ограничения уже привели к целому ряду последствий. По 5-балльной шкале значимости для российской экономики наибольшую сложность представляют последствия от остановки компанией TSMC экспорта полупроводников из Тайваня в Россию; существующие уже давно большие заторы на погранпереходах с Китаем, не позволяющие оперативно переориентироваться на поставки китайских товаров и др.

По состоянию на 1 августа 2022 г. Правительством Российской федерации приняты 11 «пакетов» мер. Всего принято уже 314 мер, реализованы 262 меры.

Ключевые задачами поддержки экономики в условиях санкционного давления являются:

а) обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны за счет сокращения избыточных процедур, продления разрешений и лицензий, уменьшения числа проверок, расширения мер налогового стимулирования, ускорения бюджетных процедур.

б) обеспечение бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек, обеспечение компаний оборотными средствами.

в) создание «зеленого коридора» для импорта.

г) сохранение занятости за счет предотвращения закрытия производств, программ переобучения, расширения

программ социального контракта и мобильности трудовых ресурсов.

д) прочие отраслевые меры поддержки, особенно в промышленности (с акцентом на импортозамещение), сельском хозяйстве, транспорте, секторе ИТ и инноваций, туризме, строительстве и ЖКХ.

Основными мерами противодействия санкционному давлению можно назвать следующие:

- повышение Банком России ключевой ставки до 20% с 28 февраля 2022 г., с 22 июля 2022 г. ставка снижена до 8%1;

- с 28 февраля 2022 г. приостановка торгов в фондовой секции валютной биржи;

- наложение ограничений на движение капитала;

- введение обязательной продажи валютной выручки в течении 3 дней экспортерами на внутреннем валютном рынке в размере не менее 80%. С 26 мая 2022 г. требования к срокам увеличили до 120 дней, а объем снизили до 50%. С 9 июня 2022 г. требования об обязательные продажи 50% выручки было отменено совсем, а размер определяется Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций;

- 8 апреля 2022 г. ослаблен ряд ограничений на покупку валюты физлицами (отменена брокерская комиссия 12%, банки с 18 апреля могут продавать наличные доллары населению);

- с 31 марта был расширен временной диапазон торгов. С 1 июня возобновлены короткие продажи ценных бумаг (при этом по-прежнему действует запрет участия в торгах нерезидентов).

Принимаемые в феврале - марте меры позволили держать под контролем ситуацию на валютном рынке. После достижения пиков выше 130 рублей за доллар США 7-9 марта 2022 г. курс российской валюты укрепился до уровней 105-110 рублей за доллар США, а 23 марта 2022 г. курс доллара опустился ниже 100 руб. По стоянию на 1 декабря 2022 г. курс российского рубля к

1 Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/

доллару США стабилизовался и составляет 61,22 росс. руб. за 1 долл. США.

В ответ на отключение некоторых банков Беларуси и России от системы SWIFT, в Союзном государстве была создана своя платежная система. С 1 августа 2022 года в платежную систему Республики Беларусь внедрен международный стандарт ISO 20022 «Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии», предполагающий внедрение единых требований и рекомендаций по формированию финансовых сообщений, что позволит исключить проблемы

совместимости автоматизированных систем различных финансовых институтов и упростить заполнение платежных реквизитов.

Наблюдается тенденция к увеличению количества совершаемых операций по СБП за 2020 - 2021 гг. и 3 квартала 2022 г., и положительная динамика количества платежей в системе СМП в 2020 - 2021 гг.

Получила активное развитие российская платежная система «МИР», появившаяся в 2015 г. В 2021 году в условиях ограничений платежная система «Мир» стала лидирующей платежной системой по охвату среди населения России. На карты «Мир» платят зарплаты в бюджетных учреждениях, перечисляют социальные выплаты от государства, студенческие стипендии и пенсии.

Санкции Запада заставили страны пересмотреть торговые потоки и переориентировать в другие направления, например, в восточные страны. Кроме того, усилился взаимный товарооборот [Господарик, 2020].

Наблюдается в 2021 г. существенный прирост товарооборота с Россией (35%), в том числе за счет роста экспорта на 24,6% и роста импорта на 43,3%. За первое полугодие 2022 г. также можно отметить прирост товарооборота относительно аналогичного периода 2021 г. на 12,2%2.

Также существенно выроста и доля Российской Федерации в географической

2 Статистика внешней торговли Республики Беларусь [электронный ресурс] : Национальный

структуре внешней торговли товарами. Если в 2021 г. удельный вес России в совокупном товарообороте составлял 47,9%, то в 2021 г. этот показатель составил 49,0%. Доля импорта из России увеличилась с 50,4% в 2020 г. до 56,6% в 2021 г.

В рамках антисанкционной политики, проводимой Российской Федерацией в текущем году, страна отказалась с марта 2022 г. от долларов во всех энергетических расчетах между Россией и Беларусью, что является экономически выгодным для Беларуси. В целом, в Республике Беларусь основная доля расчетов с Российской Федерации уже с 2021 года проводились в российских рублях (таблица 1).

В Российской Федерации в рамках антисанкционной политики были пересмотрены и приняты ряд новых нормативно-правовых актов (далее - НПА).

Так, с 2018 года основополагающим НПА, фиксирующим принципы

функционирования системы инициирования и применения контрсанкционных мер, стал Федеральный Закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» от 04.06.2018 №127-ФЗ. Положения данного Закона устанавливают открытый перечень возможных инструментов и порядок их применения. Так, среди возможных ответных действий указываются следующие:

1. Прекращение или приостановление международного сотрудничества Российской Федерации с недружественными субъектами в отраслях, определяемых президентом РФ.

2. Запрет или ограничение на ввоз/вывоз сырья и/или продукции, поставляемой враждебными субъектами или субъектам по перечню, устанавливаемому правительством РФ.

З.Запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг враждебными субъектами на территории РФ по перечню, устанавливаемому правительством РФ.

статистический комитет Республики Беларусь. -Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.

4. Запрет или ограничение на участие враждебных субъектов в приватизации и продаже государственного/муниципального имущества.

Закон во многом имеет рамочный характер, предоставляя президенту и правительству обширный инструментарий по определению конкретных мер по противодействию санкционному давлению. При этом участие Совета Безопасности в установлении контрсанкционных мер носит опциональных характер, а уведомление палат парламента не предусматривается в принципе.

Таким образом, специфика Закона №127-ФЗ заключается в:

1. Четкой ориентации Закона на контрсанкционное применение перечисленных мер. Текст Закона №281-ФЗ предусматривает более широкую сферу использования СЭМ, не исчерпывающуюся контрсанкционными действиями. В частности, предоставление гуманитарной помощи непризнанным республикам Донбасса оказывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

2. Более простой процедуре применения ответных действий, не включающей в себя в обязательном порядке иные органы государственного управления, кроме Президента, Правительства и, при необходимости, Нацбанка.

3. Наличии логико-правовой привязки к т.н. «перечню недружественных государств». Такой перечень был принят Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 №430-р на основании абз.2 п.5 Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 №243.

Более широкая сфера применения положений Закона №281-ФЗ подтверждается также и нормотворческой практикой,

сложившейся в период после начала специальной военной операции ВС РФ на территории Украины. Так, на основании этого НПА Федеральным Законом от 14.07.2022 №272-ФЗ были внесены определенные изменения в Закон Российской Федерации «Об обороне». Согласно этим изменениям, в целях обеспечения деятельности ВС РФ и иных силовых структур за пределами российской территории Правительством РФ может быть принято решение о введении СЭМ по

3

следующему перечню :

1. Временная расконсервация мобилизационных объектов и мощностей.

2. Разбронирование материальных ценностей государственного резерва.

3.Ввод на отдельных производствах особого порядка привлечения к работе.

4.Проведение закупок для выполнения гособоронзаказа у единственного поставщика без проведения конкурса.

5. Возложение обязательства на любые юридические лица заключать госконтракты, исполнение которых необходимо для обеспечения проведения операций силовых структур за рубежом.

В свою очередь посредством Федерального Закона от 14.07.2022 №273-ФЗ был внесен ряд изменений в Трудовой Кодекс, которые конкретизируют возможные условия указанного в третьем пункте особого порядка привлечения к работе. В целом, данные изменения направлены на легализацию повышения интенсивности труда сверх общепринятых законодательных норм и сокращение области действия некоторых социальных гарантий работников4.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Закон №281-ФЗ и учреждение института СЭМ позволяет оперативно реализовывать различные мероприятия, направленные на укрепление стабильности национальной экономики, в том числе, и мобилизацию

3 Федеральный закон от 14 июля 2022г. № 272-ФЗ «О

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202 207140026

4 Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 273-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202 207140052

собственную отношению Федерации, государства

отдельных отраслей производства без объявления экстренных правовых режимов.

Заключение.

Залогом успешного социально-экономического развития любой страны и ее экономический рост является наличие успешной внешнеэкономической

деятельности. Республика Беларусь является страной с открытой экономикой, успешно осуществляющей внешнюю торговлю. По этой причине страна остро ощущает на себе санкционное давлении с Запада как на экономику, так и по к экономике Российской как участницы Союзного и ЕАЭС. Для обеспечения возможностей по наращиванию Республикой Беларусь экспорта в условиях санкций, одним из условий выступает детальная проработанность договорно-правовой базы на межгосударственном уровне по доступу на внешние рынки и защите отечественного рынка [Королев, 2015].

Санкционное противостояние Союзного государства и Запада привело к ослаблению торгово-экономических связей между двумя крупнейшими экономиками Европы. Страны ЕС теряют целый ряд сегментов рынка. Сдерживаемая в своем развитии экономика Союзного государства вынуждена начать процесс трансформации, двигаться к большей самодостаточности.

Законодательство Союзного

Государства, в свою очередь, концентрируется на противодействии внешнему политически мотивированному давлению. При этом наблюдается концентрация на двух основных принципах:

применение ответных симметричных и ассиметричных мер по отношению к иностранным экономическим субъектам и ограничение экстерриториального действия иностранных санкционных мер [Дрожжина, 2018].

В то же время, российский законодатель ориентирован на создание

основополагающего, рамочного НПА в области контрсанкционной деятельности, положения которого формируют механизм оперативного принятия решений в режиме «ручного управления».

При этом, активное санкционное давление западных стран только углубило интеграционные связи Беларуси со странами ЕАЭС и особенно с Российской Федерацией:

- Россия и Беларусь отказались от доллара в пользу российского рубля в расчетах за энергоресуры;

- Правительства двух стран сформировали «карты компетенций» по отраслям обрабатывающей промышленности и машиностроения;

Были упрощены некоторые таможенные процедуры, отменены некоторые ввозные пошлины и др. меры.

В среднесрочной перспективе ожидается, что санкционное давление спадет при изменении ситуации в Украине, и выиграют те, кто не стал закрывать свой бизнес в российской Федерации и уходить с рынков России и Беларуси. При этом экономическое положение стран Союзного государства вернется на прежний уровень с перспективами роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Hufbauer G., Shott J., ElliottK., OeggB. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Peterson Institute for International Economics, 2009. Pp. 5, 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Батова Б.З. Основные угрозы экономической безопасности России и пути их устранения // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 11. - С. 39-44.

Кузнецова Г.В. Россия в системе международных экономических отношений: учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 393 с.

Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 687 с.

МарченкоМ.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - М., 2020. - 315 с.

Мешкова А.П. Международные экономические санкции: вопросы эффективности. - Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2021. - №2. - С. 54-62.

Шепелев И.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. - 2021. - № 2. - С. 53-62.

Королев А.А. Евразийство: от идей к современной практике / А.А. Королев // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 1. - С. 38-51

Дрожжина, Е.В. Защита государственного суверенитета и предотвращение вмешательства во внутренние дела РФ: европейский опыт. — М.: ИЕ РАН, 2018. - 203 с.

Господарик Ю.П. Модернизация концептуальных подходов к экономической безопасности в европейских странах: новые вызовы - новые ответы // Имущественные отношения в РФ -2020 -№12 (231) - С.7-21

Тимофеев, И.Н. Санкции против России: направления эскалации и политика противодейтвия / Доклад №37/2018 / [И.Н. Тимофеев] ; Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). - М.: НП РСМПД, 2018. - 32 с.

Куксевич В.С. Экономические санкции и специфика их позиционирования в современных международных отношениях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - №1. - С. 283-287.

REFERENCES

Hufbauer G., Shott J., ElliottK., OeggB. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Peterson Institute for International Economics, 2009. Pp. 5, 17.

Batova B.Z. The main threats to Russia's economic security and ways to eliminate them // Fundamental research. - 2021. - No. 11. - pp. 39-44.

Kuznetsova G.V. Russia in the system of international economic relations: textbook and workshop for universities / G. V. Kuznetsova. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 393 p.

Lomakin V.K. World economy: textbook for university students studying in economic specialties and directions / V.K. Lomakin. - M.: UNITY-DANA, 2019. - 687 p.

MarchenkoM.N. Theory of state and law: textbook / M. N. Marchenko. - M., 2020. - 315 p.

Meshkova A.P. International economic sanctions: efficiency issues. - Bulletin of Omsk University. The series "Economics". - 2021. - No. 2. - pp. 54-62.

Shepelev I.G. Analysis of sanctions against Russia, determination of their possible impact on the development of the domestic military-industrial complex and industry as a whole // Economics, management and investment. - 2021. - No. 2. - pp. 53-62.

Korolev A.A. Eurasianism: from ideas to modern practice / A.A. Korolev // Knowledge. Understanding. Ability. - 2015. - No. 1. - pp. 38-51Drozhzhina, E.V. Protection of state sovereignty and prevention of interference in the internal affairs of the Russian Federation: European experience. - M.: IE RAS, 2018 - 203 p.

Gospodarik Yu.P. Modernization of conceptual approaches to economic security in European countries: new challenges - new answers // Property relations in the Russian Federation - 2020 -No. 12 (231) - P. 7-21

Timofeev I.N. Sanctions against Russia: directions of escalation and policy of counteraction / Report No. 37/2018 / [I.N. Timofeev] ; Russian Council for Intern. Affairs (NP RIAC). - M.: NP RSMPD, 2018. - 32 p.

Kuksevich V.S. Economic sanctions and the specifics of their positioning in modern international relations // State and municipal management. Scientific notes. - 2022. - No. 1. - . 283-287.

ПРИЛОЖЕНИЕ/ЛРРЕШГХ

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

2020

2021 СБП —

СМП

839

70

январь - октябрь 2022

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рисунок 1 - Количество операций в системах мгновенных платежей и быстрых

платежей, млн ед.

Примечание: показатели СМП приведены по вспомогательной шкале

45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

22 017

13 686

2019

16 510

13 157

2020

23 659

16 370

экспорт ■ импорт

10 760

9 097

2021 январь -июнь 2022

Рисунок 2 - Внешнеторговый оборот Республики Беларусь с Российской

Федерацией, млн долл. США

Таблица 1 - Валютная структура взаимных платежей Беларуси и России по сумме платежей 2021 г., %_

Вид валюты Республика Беларусь

из в

Росс. рубль 78,4 80,3

Долл. США 10,0 9,4

Евро 9,3 9,0

Бел. рубль 0,3 0,5

Др. валюта 0,9 0,8

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / Сибирская Альбина Васильевна,

старший научный сотрудник, ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь: 22072, Республика Беларусь, г. Минск, Ул. Сурганова 1, корп. 2.; .; email :[email protected]

Сулейков Андрей Александрович, научный сотрудник, ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь: 22072, Республика Беларусь, г.Минск, Ул. Сурганова 1, корп. 2.; .; e-mail: [email protected]

>RMATION ABOUT THE AUTHORS

Albina V. Sibirskaya, Senior Researcher, GNU "Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Republic of Belarus: 22072, Republic of Belarus, Minsk, Surganova str. 1, bldg. 2.; .; e-mail:[email protected]

Andrey A. Suleikov, Researcher, GNU "Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Republic of Belarus: 22072, Republic of Belarus, Minsk, Surganova str. 1, bldg. 2.; email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.