Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ САНКЦИЙ / СМЕНА МИРОВОГО ЛИДЕРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономаренко Е. В.

В статье анализируется природа международных санкций в XXI в. с точки зрения политической экономии. Показано, что санкции носят деструктивный характер не только для стран - объектов санкций, но разрушительны и для вводящих эти санкции государств. Автор приходит к выводу, что основной причиной санкций традиционно выступает фундаментальный глобальный кризис, который, по сути, знаменует собой процесс изменения гегемона в мировой экономике. Именно в попытках сохранить свое лидирующее положение и не имея для этого базовых экономических и даже политических возможностей, а также ресурсов, проигрывая конкуренцию новым потенциальным лидерам, гегемон применяет такие меры, как санкции. Автор подчеркивает, что Запад, применяет все более жесткие санкции по отношению к России, которые не являются чем-то принципиально новым для нашей страны, столкнувшейся с санкционным давлением еще в начале ХХ в. В связи с этим наша страна вынуждена решать возникшие серьезные проблемы, так же как и страны-инициаторы санкций. Для поддержки национальной экономики государство использует многочисленные инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ECONOMY AND SANCTIONS AGAINST RUSSIA: CAUSES AND CONSEQUENCES, EXPERT OPINION

The article analyzes the nature of international sanctions in the XXI century from the point of view of political economy. It is shown that sanctions are destructive not only for the target countries of sanctions, but also destructive for the States imposing these sanctions. The author comes to the conclusion that the main reason for sanctions is traditionally a fundamental global crisis, which, in fact, marks the process of changing the hegemon in the world economy. It is in an attempt to maintain its dominant position and not having basic economic and even political capabilities for this, as well as resources, losing competition to new potential leaders, that the hegemon applies such measures as sanctions. The author emphasizes that the West is applying increasingly stringent sanctions against Russia, which are not something fundamentally new for our country, which faced sanctions pressure back in the early twentieth century. In this regard, our country is forced to solve the serious problems that have arisen, as well as the countries that initiated the sanctions.The State uses numerous instruments to support the national economy.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

DOI: http: //dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-7-23

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Е. В. Пономаренко

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

В статье анализируется природа международных санкций в XXI в. с точки зрения политической экономии. Показано, что санкции носят деструктивный характер не только для стран -объектов санкций, но разрушительны и для вводящих эти санкции государств. Автор приходит к выводу, что основной причиной санкций традиционно выступает фундаментальный глобальный кризис, который, по сути, знаменует собой процесс изменения гегемона в мировой экономике. Именно в попытках сохранить свое лидирующее положение и не имея для этого базовых экономических и даже политических возможностей, а также ресурсов, проигрывая конкуренцию новым потенциальным лидерам, гегемон применяет такие меры, как санкции. Автор подчеркивает, что Запад, применяет все более жесткие санкции по отношению к России, которые не являются чем-то принципиально новым для нашей страны, столкнувшейся с санкционным давлением еще в начале ХХ в. В связи с этим наша страна вынуждена решать возникшие серьезные проблемы, так же как и страны-инициаторы санкций. Для поддержки национальной экономики государство использует многочисленные инструменты.

Ключевые слова: история и последствия санкций, смена мирового лидера, государственная поддержка.

POLITICAL ECONOMY AND SANCTIONS AGAINST RUSSIA: CAUSES AND CONSEQUENCES, EXPERT OPINION

Elena V. Ponomarenko

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

The article analyzes the nature of international sanctions in the XXI century from the point of view of political economy. It is shown that sanctions are destructive not only for the target countries of sanctions, but also destructive for the States imposing these sanctions. The author comes to the conclusion that the main reason for sanctions is traditionally a fundamental global crisis, which, in fact, marks the process of changing the hegemon in the world economy. It is in an attempt to maintain its dominant position and not having basic economic and even political capabilities for this, as well as resources, losing competition to new potential leaders, that the hegemon applies such measures as sanctions. The author emphasizes that the West is applying increasingly stringent sanctions against Russia, which are not something fundamentally new for our country, which faced sanctions pressure back in the early twentieth century. In this regard, our country is forced to solve the serious problems that have arisen, as well as the countries that initiated the sanctions.

The State uses numerous instruments to support the national economy.

Keywords: history and consequences of sanctions, change of the world leader, state support.

Экономика плюс политика равно политическая экономия

Как известно из учебников по экономической истории, термин «политическая экономия» был введен А. Монкретьеном еще в начале XVII в. В течение пяти столетий он развивался вглубь по содержанию и стал базовым для ученых-экономистов всех стран. При этом термин использовался преимущественно для развития теории экономики в целом, либо одной из ее составляющих в частности (марксистская политэкономия, либеральная, леворадикальная и др.). Однако на первый план практически всегда выходила экономика, ее теория, а политика, в основном экономическая, рассматривалась как практический результат той теоретической парадигмы, которая доминировала в обществе в каждый исторический период времени. Доминантами были экономические подходы для объяснения сложностей хозяйственных систем и прогноза их развития.

С появлением институциональной экономической теории стал преобладать другой, междисциплинарный, подход к изучению крайне сложных к восприятию социальных, политических процессов и экономических явлений (собственности, институтов, оппортунистического поведения, теневой экономики, внешних взаимосвязей, государства, глобализации и т. п.). Новая методология объединила экономические методы познания и прогнозирования поведения фирмы, государства, домашних хозяйств с другими подходами: политическими, правовыми, социологическими, психологическими, историческими, которые зачастую стали доминировать при разработке инструментария экономической политики на внутреннем и внешних рынках.

В XXI столетии преобладающую роль в политэкономии стала играть политика, ее методы и инструменты воздействия доминируют в рекомендациях экономической политики, при этом давление политики на экономику зачастую главенствует.

Конкуренция за мировое господство давно вышла за национальные рамки, в условиях глобализации она способствует монопольному доминированию одной страны (США) над другими странами. Стремление удержаться на монопольных позициях заставляет США прибегать к все более жестким мерам (невоенного и даже военного характера) в отношении целых государств, несогласных с методами и установками мирового гегемона. Санкции как главный инструмент подавления потенциальных конкурентов в условиях тотальной монополии США приобретают все более изощренные формы, отметая любой компромисс, взаимодействие, сотрудничество. Однако, как доказано экономической теорией и подтверждено

многочисленными историческими практиками, монополия (фирмы, государства) рано или поздно приводит к загниванию, нарастанию монополистических противоречий, формы разрешения которых приобретают ужасающий, зачастую военный характер. Именно с ними связаны наиболее крупные кризисы в истории. В 2022 г. при наложении нескольких кризисов (мировой пандемии, энергетического, начало специальной военной операция на Украине) одного на другой мы становимся свидетелями наложения еще одного кризиса - смены мирового лидера в рамках вековых трендов, исследованного знаменитым французским историком и философом Фернаном Броделем. Фернан Бродель выделил 4 последовательных вековых тренда: 1250-1507; 1510 гг. (с вершиной, или точкой перелома в 1350 г.), 1507-1510 и 1733-1743 гг. (вершина - 1650 г.); 1733-1743 гг.; 1896 г. (точка перелома - 1817 г.), и, наконец, современный цикл, который начался в 1896 г. и закончится примерно в 2040-2050 гг. [9; 10].

Сейчас мы находимся на финише очередного векового тренда, что приведет к смене мирового государства-лидера. В наших исследованиях еще в 2010 г. оптимистично предполагалось, что смена мирового лидера неизбежна; им может стать либо коллегиальный орган наиболее развитых стран ^-7 или G-20), либо наиболее динамично развивающийся лидер -Китайская Народная Республика. Приведем примеры для доказательства нашего утверждения и рассмотрим санкции как сложное, многофункциональное явление в период смены мирового господства.

Санкции - содержание

Санкции как социально-экономический феномен, их эволюция, структура, классификация, инструменты преодоления, их теория и практика широко представлены в мировой [18-22] и российской научной литературе [1; 4; 6; 8; 12; 16; 17]. Однако, как нам представляется, все эти аспекты недостаточно изучены в настоящее время.

Начнем с обобщения многочисленных определений санкций, имеющихся в литературе, интернет-источниках.

Санкции - это ограничительные меры всегда негативного, запретительного, административного характера, закрепленные правовыми нормами (как известно, только государство, помимо всех других ресурсов, обладает правом принуждения на законной основе), без возможности конструктивного решения проблем (запрет, невозможность чего-то, наказание за что-то: штраф, арест, увольнение, неустойка). Их запретительный характер априори не дает возможности для обсуждения, компромисса, поиска позитивного решения, конструктивного выхода из ситуации.

Смысл санкций - возместить собственный ущерб и поставить обидчика на свое место. Это достигается путем недобросовестной конкуренции, вне рамок современных демократических процедур, при принужде-

нии зарубежных фирм, целых государств к их исполнению, вне любого сотрудничества, вне участия в равных конкурентных рыночных отношениях. Согласно юридическим нормам, сотрудничество определяется как внимательное знакомство с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей разрешения проблем и совместная реализация найденных решений.

Санкции, по определению Банка Швеции, представляют собой ограничительные невоенные меры, которые вводятся с целью обеспечения мира и международной безопасности, соблюдения прав человека. Они могут вводиться как международными организациями (ООН, Европейский союз1), так и отдельными странами2. В реальности - это разрыв сотрудничества в большинстве сфер деятельности: гуманитарной, экономической, политической, военной и т. п.

Виды санкций можно классифицировать следующим образом:

- исторические (например, в связи с требованием оплатить полученное бесплатно высшее образование (5 тыс. руб.) во время кампании эмиграции евреев из Советского Союза в 1970-е гг.);

- экономические (макроэкономические и микроэкономические);

- политические (нанесение сокрушимых репутационных потерь стране, введение санкционных списков фирм и физических лиц, визовые ограничения для дипломатов и граждан страны, запрет на использование флага и гимна в спортивных соревнованиях, на участие российских спортсменов в международных соревнованиях и олимпиадах, отстранение (или приостановка) участия страны в международных организациях);

- секторальные или отраслевые (запрет на покупку энергоносителей, введение «потолка» цен на нефть из России, закрытие воздушного пространства для авиакомпаний; запрет на вывоз зерна, продовольствия, удобрений из России);

- персональные (списки политических лидеров, бизнесменов, общественных деятелей, которым запрещен въезд в страны - инициаторы санкций);

- навязываемые другим сторонам и странам (большинство политических, секторальных, отраслевых, персональных санкций против России навязаны всем другим странам - членам ЕС, третьим странам под угрозой применения к ним жестких санкций);

- ответные санкции и др.

1 Руководство по санкциям ЕС можно найти на карте санкций для каждого режима санкций, нажав «Рекомендации» (Guidelines). - URL: https://www.sanctionsmap.eu/#/main? search=%7B % 22value %22: %22 %22, % 22searchTy pe % 22: % 7B%7D %7D OFAC

2 Подробнее о санкциях. - URL: blog.swedbankee>wordpress...2019/07...SANKTSIYAH.pdf (дата обращения 29.07.2022).

Очевидно, что экономические санкции реализуются в торговле, сфере финансов, экономике в целом: запрет торговых операций, финансовых транзакций, принудительный (рекомендованный правительствами иностранных государств) уход зарубежных фирм с экономического рынка национальной страны и т. п. Цель всего комплекса санкций - вынудить правительство страны - объекта санкций - изменить свою политику. Отметим, что политические последствия любых санкций стали доминировать над всеми другими последствиями с 2022 г. в США, Европейском союзе, Китае и третьих странах.

Что собой представляют санкции в отношении России

и почему к ним столько внимания?

Санкции против России сегодня - это ограничительные политические, экономические, организационно-административные и другие запретительные меры, введенные государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации и ряда российских лиц и организаций, которые причастны к признанию независимости Донецкой Народной и Луганской Народной Республик, а также к специальной военной операции на Украине в 2022 г.

Введенные против России санкции включают в себя масштабные ограничения финансовой системы России (Центральный банк и другие крупнейшие банки), деятельности ряда российских компаний и отдельных отраслей экономики, отказ от закупки энергоносителей и запрет на ввод газопровода «Северный поток-2», нанесение репутационных потерь стране как недобросовестному заемщику и контрагенту, а также закрытие воздушного пространства, морских портов, персональные санкции против депутатов, руководителей исполнительной власти России, крупных предпринимателей, членов их семей. К 7 марта 2022 г. Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран, живущий уже 40 лет в санкционном режиме. К 22 марта число российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло 7 116 [7], а к сентябрю 2022 г. общее количество санкционных ограничений превысило 11 тыс.

Санкции против России

Насколько это новое явление для России? Каковы причины и последствия санкций? В 2019 г. Россия могла бы отметить 100-летие введения санкций зарубежными странами [17]. Отметим, что постоянное давление на экономику СССР (запрет поставок технологий, оборудования) привело к тому, что страна в некоторые периоды времени была вынуждена развиваться как автаркия, действуя в системе замкнутого внутреннего производства, рассчитывая исключительно на собственные силы и ресурсные воз-

можности, практически не имея доступа к передовым технологиям и закупке оборудования из развитых стран. Однако предыдущая столетняя история санкций представляется чем-то перманентным, вялотекущим по сравнению с событиями последнего времени - началом специальной военной операции России на Украине с февраля 2022 г., спровоцированной и во многом подготовленной именно в США. В 2022 г. санкции против России приобрели огромный размах. Желание спасти собственную загнивающую монополию мирового лидерства заставляет США использовать различные политические методы, применять законные и незаконные меры, навязывая свое мнение европейским странам, международным организациям, а для этой цели, как известно, «все средства хороши».

Специальная военная операция на Украине разделила мир на два лагеря. США заявили - кто не присоединится к санкциям против России, пострадает сам. Небольшие государства Европы лишены выбора из-за перспективы экономических потерь, в свою очередь крупные европейские страны поддержали американские санкции в полной мере. Однако две трети других стран мира - Индия и Китай, большинство стран Латинской Америки, Азии - не поддержали санкции в полной мере. Стоит отметить, что Китай способен обрушить финансы целого континента, и по нашему мнению, он ждет своего часа.

Американская The Washington Post со ссылкой на должностных лиц КНР и США сообщала, что Си Цзиньпин «поручил ближайшим советникам придумать способы помочь Москве финансово, но без нарушения санкций» (цит. по: [11]). Существенно вырос экспорт нефти из России - на 26% в первые месяцы 2022 г. - и превысил 50 млрд долларов, а также экспорт газа, угля, меди, древесины. Из Китая Россия вывозит компьютеры, промышленное и специальное оборудование, одежду, обувь, смартфоны и др. Американцы тут же включили в санкционный список ряд предприятий, подозреваемых в сотрудничестве с российскими компаниями оборонного сектора: Connect Electronics, King-Pai Technology, Sinno Electronics, Winninc Electronic Co., Ltd., Winninc Electronic Co., Ltd., а также начали охоту на организации, которые страхуют, регистрируют танкеры, перевозящие сырье из России.

Руководитель КНР Си Цзиньпин мудро заметил: «История показывает, что гегемонизм, политика формирования блоков, а также противостояние лагерей не принесет нам мира и безопасности, но приведет к войнам и конфликтам» (цит. по: [11]).

С начала российской спецоперации на Украине западные страны, в том числе США, ввели против Москвы уже 7 пакетов санкций (рассматривается следующий). Ограничения затронули первых лиц государства, банковский и финансовый секторы, военные и технологические компании, активы россиян за рубежом, половину резервов Центрального банка и т. п. [14].

Враг наших друзей - наш враг

Китай не поддержал, но и не осудил российскую спецоперацию на Украине. КНР не присоединился к санкциям и воздержался при голосовании за резолюцию о выводе российских войск с Украины. Вместе с тем руководство Китая выразило глубокое сожаление о том, что на европейском континенте вновь вспыхнул пожар войны.

Несмотря на многие противоречия, у России и КНР много общего. Китайские эксперты считают, что США непрерывно вмешивались во внутренние дела других стран и вели войны под прикрытием демократии, создавая катастрофы в регионах мира1. При этом у двух стран есть существенные общие экономические и политические интересы для поддержания сотрудничества. Русско-Азиатский союз промышленников ожидает прихода и локализации китайских предприятий в 2023 г., а также существенных инвестиций вместо ушедших европейских брендов. Речь идет о взаимовыгодном обмене, причем в национальных валютах - рублях и юанях. КНР в состоянии обеспечить реализацию значительной части экономических интересов России, закупая энергоносители, сырье и поставляя товары с существенной добавленной стоимостью. Уже сегодня китайские автомобили уверенно занимают место уходящих европейских брендов; расширяются поставки оборудования и технологий.

Отметим, что Китай всегда будет преследовать собственные интересы, а не интересы США и России. Взаимозависимость экономических и политических интересов Российской Федерации и КНР на современном этапе очевидна, хотя и с некоторой оговоркой.

Последствия санкций и перспективы их преодоления

Последствия для России

Как уже отмечалось, в отношении России страны Запада (ЕС и США) приняли в 2022 г. 7 пакетов санкций, рассматривается и 8-й. Объем их несопоставим с предыдущими, т. е. беспрецедентен. Экономические и финансовые санкции (замораживание валютных резервов, отказ от экономического сотрудничества в производственной сфере, информационной, услугах, запрет авиаперелетов, транспортного сообщения, разрыв оптимальных логистических цепочек в экспорте-импорте товаров и услуг) были дополнены санкциями политическими, репутационными (исключение страны из состава международных политических организаций, давление на третьи страны с целью очернения имиджа России, запрет на участие российских спортсменов в международных соревнованиях, использование флага и гимна, уничтожение исторических памятников, запрет русского языка и др.) и организационными (визовые ограничения, санкционные

1 Состояние демократии в США : доклад. - URL: : https://ria.ru/20220804/kitay-806955053.html (дата обращения: 29.07.2022).

списки для организаций и граждан Российской Федерации, замораживание активов россиян за рубежом, прекращение гуманитарных взаимодействий, отключение российских СМИ и т. д.).

Из наиболее болезненных последствий - отключение от SWIFT основообразующих банков, замораживание половины золотовалютных резервов в ЕС, прекращение перемещения капиталов и рабочей силы через границы, отмена авиаперелетов между ЕС, Россией и США, запрет на деятельность крупнейших зарубежных компаний и их уход из страны, запрет страхования перевозимых грузов и захода кораблей в порты Европы.

На середину февраля 2022 г. золотовалютные резервы Банка России достигли 643 млрд долларов, при этом 463 млрд долларов (ценные бумаги иностранных эмитентов - 301 млрд. долларов; наличные и депозиты в иностранных банках - 152 млрд долларов) были заблокированы за рубежом после начала спецоперации на Украине.

Вместе с тем апокалиптические прогнозы международных организаций в отношении падения ВВП России, гиперинфляции и макроэкономической динамики в целом не оправдались. Рост инфляции не перерос в гиперинфляцию, однако составляет внушительную величину и может достигнуть 12% к концу 2022 г., как сообщил президент В. В. Путин в сентябре текущего года на заседании Восточного экономического форума [13].

В ответ на действия недружественных стран Российская Федерация принимает симметричные санкции. На наш взгляд, они гораздо мягче, чем могли бы быть. Однако поставки газа в Европу практически прекращены, как и удобрений, зерна.

Таким образом, можно сделать вывод - влияние санкций на страны их инициировавшие против России различно, но в целом оно негативное. Так, наиболее существенными для России оказались финансовые санкции - отключение банковской системы от SWIFT, системы быстрых кодированных банковских платежей, которая в настоящее время охватывает более 200 стран. Эти серьезные затруднения к доступу инвестиционных ресурсов, оплате экспорта-импорта, а также для выполнения всех экономических обязательств крайне затруднило нормальные экономические взаимоотношения с европейскими и другими странами мира. При этом в силу зависимости западных стран от России по целому ряду стратегических ресурсов (нефть, газ, удобрения, зерно) некоторые российские банки остались в системе SWIFT, в частности Газпромбанк и др., через которые в настоящее время, в том числе при переводе платежей в рублях возможно продолжение экономической деятельности со стороны иностранных потребителей.

От всемирной системы SWIFT сегодня отключены 3 страны - Иран, Россия и Северная Корея.

В противовес Россия вводит свою собственную платежную систему «МИР»; к ней уже присоединилось около 30 государств, несмотря на то что

на них оказывается давление со стороны США. Однако от карт системы «МИР» уже отказался Казахстан, а также 3 крупных турецких банка. Для справки: Китай, переживший временное отключение от SWIFT, системно и последовательно внедряет собственную систему банковских платежей более 10 лет, она успешно действует в большинстве стран Европы и Азии. Собственная система банковских платежей - важнейший фактор экономической безопасности страны.

Неудачной оказалась и попытка изоляции России, превращения ее в страну-изгоя. Так, несмотря на американское давление, в сентябре 2022 г. с участием ряда первых лиц стран мира успешно прошел саммит ШОС. При этом ШОС получила заявки на статус новых участников; накануне в России прошли Армейские игры с представителями и командами из 72 стран мира.

В реализации прогнозов любой политики, тем более экономической, важно ориентироваться на науку и ее рекомендации. Так, любые интересы не могут реализовываться без стимулов, а рассмотрение запретительных мер в отношении любого субъекта балансируется стимулирующими мерами ко всем участникам, в том числе и государствам - поощрение за честную информацию о событиях, доверительные отношения в случае позитивной динамики, отмена санкций в случае принятия международных норм, налаживание дипломатических отношений в гуманитарной, других сферах и т. п. Как известно, стимулирование - обоюдоострый инструмент: наказание без поощрения неэффективно.

Отношение к России как третьесортной стране стало не просто просчетом, но и важной политической ошибкой в перестройке отношений США и Европы с Россией. Наша страна обладает существенным конкурентным преимуществом, располагая огромными природными ресурсами и поставляя энергию для производства и потребления (нефть, газ, удобрения, металлы, зерно и т. п.), в первую очередь Европейскому союзу. Доля России на ряде энергетических рынков остается весьма весомой. В сложившейся ситуации в Европе потери понесут все принимающие участие в конфликте европейские страны, включая и Россию, а в выигрыше могут остаться США и, вероятно, КНР.

Последствия санкций для ЕС

В 2022 г. после выхода из мировой пандемии и последующего кризиса Европа переживает взлет цен на всю потребляемую энергию, так необходимую для преодоления кризиса. До введения санкций и отказа от «недемократичного» российского газа в противовес «демократичному» сланцевому американскому цена на газ, поставляемый из Российской Федерации, составляла около 380 евро за 1 тыс. м3, летом 2022 г. она уже превысила

3 500 евро, а к отопительному сезону вырастет, по самым скромным прогнозам, еще на треть; цены на нефть из России предполагается регулировать с принятием 8-го пакета санкций).

Отметим, что трубопроводные и сетевые энергоносители (нефть, газ, электроэнергия) являются товарами естественных монополий, а такие монополии требуют к себе особенного экономического отношения, основанного на компетентных в этой сфере знаниях, которых явно не хватает некоторым европейским политикам1.

Из теории естественных монополий широко известны их ключевые свойства - низкая эластичность товаров естественной монополии по цене и по спросу (невозможность или крайняя затруднительность заменить их другим товаром при росте цены, например, электроэнергии, тепла для обогрева, бензина для двигателей, грузоперевозок); бесперебойная поставка в условиях невозможности хранения либо ограниченности хранилищ для товаров естественных монополий.

Поэтому многие продукты (товары) естественных монополий в современных условиях массовому потребителю практически нечем заменить (ни энергозатратным секторам промышленности, ни домашним хозяйствам), рост их цены мало сказывается на снижении спроса (будем включать кондиционер в жару и отопление в холод, иначе - не выжить, а экономить станем на услугах, продуктах и т. п.). Вместе с тем физическое наличие на рынке таких товаров как нефть, газ связано с рядом природных (по добыче), материальных, технических и финансовых ограничений (для доставки потребителю продукта естественной монополии нужна весьма дорогостоящая инфраструктура - трубопроводы (наземные, подводные), генерирующие мощности в электроэнергетике и высоковольтные линии электропередач, специальные танкеры для перевозки нефти и т. п.).

Лишь после введения санкций США и ЕС вдруг выяснили для себя, что Россия играет весьма существенную роль на газовом рынке европейских стран, обеспечивая от 20 до 65% потребностей газа для каждой из стран ЕС [3], а также на мировом нефтяном рынке, имеет не только богатейшие природные запасы, но и развитую инфраструктуру естественных монополий, что позволяет ей в случае долгосрочных контрактов предлагать всем потребителям низкую цену на природные энергоносители. Зеленая революция, запуск ветряных генераторов и других альтернативных энергетических источников, как известно, не оправдались пока в странах ЕС, а уговоры других стран-экспортеров нарастить добычу природных энергоносителей для расширения конкуренции на энергетических рынка не привели к успеху (свойства естественных монополий и риски в производстве и бесперебойной поставке их продуктов). Таким образом, санкции в отношении России, связанные с отказом от поставок энергоносителей,

1 См.: выступления по санкционным предложениям Урсулы фон дер Ляйен, председателя Ев-рокомиссии в 2022 г., которая имеет степень PhD в сфере медицины.

негативным образом повлияли на страны ЕС, ослабляя европейскую экономику, перекрывая доступ собственным фирмам-товаропроизводителям к дешевым энергоносителям из России, вынуждая своих граждан оплачивать в разы возросшие коммунальные счета, а также ожидать веерные отключения электроэнергии. Очевидно, что экономическое ослабление Европы сыграет на руку США, усилит политическую зависимость Европы.

Другим экономическим откровением для санкционеров во главе с США стал факт существенной роли России на рынках зерна, а также удобрений, без которых, как известно, урожайность падает при любых климатических условиях. Зерно остается важнейшим продуктом, поставляющим энергию людям и домашним животным. Без российского зерна, особенно твердых сортов, продовольственная безопасность целых континентов -Африки, Латинской Америки, стран Азии - ставится под большой вопрос.

Вместе с тем неприятным политическим сюрпризом для США и ЕС стал отказ от антироссийских санкций (пассивный, либо активный) 2/3 стран мира, включая Индию, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки [2].

Перспективы преодоления санкций для России

Такие перспективы связываются в первую очередь с государственной поддержкой импортозамещения в России.

Импортозамещение включает две составляющие: замену ввозимой продукции отечественными аналогами; рост российской продукции, готовой к экспорту. Программы отказа от импортной продукции, или программы импортозамещения, были запущены 7 лет назад, в 2014 г. В настоящее время эти программы стали еще более актуальными в связи с уходом зарубежных фирм с российского рынка, либо отказом иностранных производителей поставлять многие стратегически важные товары - энергетическое, банковское, медицинское оборудование, финансовые и другие услуги, медикаменты, станки для машиностроения и т. д. Импортозамещение получило новую жизнь. Российские власти разработали ряд мер по поддержке компаний, которые либо занимают освободившиеся при уходе западных компаний места, либо производят импортозамещающую продукцию.

В числе основных инструментов поддержки отечественных производителей Фондом развития промышленности предлагаются субсидии на импортозамещение; гранты; компенсации расходов; льготные займы; электронные (цифровые) меры, в том числе патентование изобретений и полезных моделей в Российской Федерации, ваучер на патентование за рубежом, доступ к партнерским организациям; другие меры как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом на федеральном уровне предлагаются следующие виды конкретной материальной помощи: гарантии на реализацию инвестпро-ектов, обеспечение кредитов, на финансирование; субсидии на оплату процентов по кредитам, возмещение части затрат на выпуск и реализацию продукции импортозамещения; гранты на производство, софинансирова-ние исследований и разработок.

В числе нефинансовых мер поддержки - это консультирование, юридические и бухгалтерские услуги, образовательное онлайн-обучение.

В свою очередь для предпринимателей предоставляются разные условия, зависящие от конкретной программы. Например, программа «до-ращивания» технологических компаний под нужды крупных отечественных корпораций, которую реализует АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций», предусматривает целевые гранты по импортозаме-щению в России в 2022 г. в размере от 25 до 250 млн рублей. К заявителям предъявляют следующие требования:

- принадлежность к российским компаниям;

- определенная сфера деятельности (соответствие приоритетным технологиям);

- отсутствие задолженностей по обязательным платежам;

- наличие заказчика, заинтересованного в продукте;

- успешный опыт внедрения технологических продуктов;

- годовая выручка - не более 10 000 млн рублей, а за 2021 г. - в 4 раза больше запрашиваемой суммы гранта.

Фонд развития промышленности реализует программу «Цифрови-зация промышленности» и предлагает заем в размере от 20 до 500 млн рублей под 1% или 5% на срок до 5 лет. Деньги выделяют на внедрение цифровых и технологических решений, оптимизирующих производственные процессы на предприятии. Особых требований к участникам нет; только общие правила - быть российским индивидуальным предпринимателем (ИП) или юрлицом, не находиться в процессе ликвидации, не иметь иностранных участников. Но чтобы получить льготный заем, надо вложить в проект не менее 20% собственных средств [5].

Выводы

1. В XXI в. в политэкономии, доминирующей при обосновании направлений экономической политики, становится политика. По нашему мнению, это связано с переломным моментом завершения очередного кризисного векового тренда. Причины кризиса кроются в смене мирового лидера, ломке монопольного положения одной страны в мире (США) и переходе к многополярному миру.

2. Санкции выступают инструментом монопольной борьбы за сохранение собственного доминирования в мире и уничтожение основных

потенциальных конкурентов. В современном мире санкции - это ограничительные меры политического, экономического, дипломатического, ре-путационного давления, навязываемые страной-монополистом не только странам-конкурентам, но и третьим странам под угрозой перенесения их тяжести на неприсоединившихся. Политические последствия любых санкций стали доминирующими с 2022 г.

3. Установлено, что санкции вводились как против СССР, так и России. Изучив столетний период санкций, введенных против нашей страны (с 1919 по 2018 г.) отметим, что они носили несистемный, вялотекущий характер. С 2022 г. санкции в отношении России приобрели масштабный, беспрецедентный характер, в их исполнение вовлечено более 50 стран.

4. Специальная военная операция на Украине разделила мир на два лагеря: страны, которые поддерживают США в монопольном отстаивании своей мировой гегемонии (даже в ущерб собственным интересам) и 2/3 других стран мира - в Азии, Африке, Латинской Америке, на постсоветском пространстве, которые не поддержали санкции в полной мере.

5. Тяжесть бремени введенных санкций для России, несомненно, крайне велика, последствия их до конца еще не просчитаны. Однако наиболее апокалиптические прогнозы и ожидания США, ряда международных организаций по развалу экономики России и страны в целом не оправдались, так же как и мечты превратить Россию в страну-изгоя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть ли свет в конце туннеля? На наш взгляд, преодоление санкций в рамках автаркии (импортозамещение), как показывает опыт других стран, бесперспективно при пассивной внешнеэкономической политике. Для активного противодействия санкционному давлению необходимо успешно завершить специальную военную операцию на Украине, перейти к мирному строительству, наращивать ресурсы для собственного технологического суверенитета, а также выстраивать новые дипломатические отношения с европейскими странами, странами постсоветского пространства, ШОС. Это и обеспечит, как нам представляется, дальнейшее продвижение в направлении многополярного мира.

Список литературы

1. Айдрус И. А. З., Иванов А. Л. Экономические санкции и импортоза-мещение в продовольственном секторе России // Инновационная экономика. - 2017. - № 2 (11). С. 12.

2. Большая Евразия-2030: аналитика развития, безопасности и сотрудничества : аналитический доклад на IV Международной конференции. - М., 2017.

3. Бяшарова А. Р., Ачалова Л. В. Анализ двусторонней торговли России и Германии в условиях санкций // Международная торговля и торговая политика. - 2022. - Т. 8. - № 2 (30). - С. 148-161.

4. Глазьев С. Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике / / Вопросы экономики. - 2014. - № 9. -С.13-29.

5. Государственная поддержка импортозамещения. - URL: https:// ppt.ru/ art/ podderzhka/ gosudarstvennaya-podderzhka-importozameshcheniya (дата обращения: 29.08.2022).

6. Загашвили В. С. Западные санкции и Российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 11. -С. 67-77.

7. Калмыков А. Россия под санкциями. Что уже ввели, чем еще грозят и когда отменят? - URL: https://www.bbc.com/russian/features-60833598& cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 29.08.2022)

8. Меланьина М. В. Экономические санкции в мировой экономике: теоретические аспекты / / Мировая экономика в XXI веке: Value and Values : сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. И. А. Айдрус. - М., 2019. - С. 100-104.

9. Пономаренко Е. В. Эволюции теорий мировых кризисов и современность / / Государственная служба. - 2010. - № 5. - С. 40-45.

10. Пономаренко Е. В. Эволюция теорий мировых кризисов и современность / / Государственная служба. - 2010. - № 6. - С. 55-57.

11. Попова Е. «Уже не просто угрозы»: США идут ва-банк. - URL: https://ria.ru/20220804/kitay-1806955053.html

12. Портанский А. П. Антироссийские санкции - меры деструктивные и контрпродуктивные // Деньги и кредит. - 2014. - № 10. - С. 8-10.

13. Путин не исключил инфляцию в России около 12% по итогам года. - URL: https://www.rbc.ru/economics/07/09/2022/631840c69a 79470cf3ff5201 (дата обращения: 29.07.2022)/

14. Под санкции США попали 6 российских миллиардеров из списка Forbes. - URL: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2022/62e94e729a7947633 6f5fb6b (дата обращения: 29.07.2022).

15. Санкции Запада против СССР. Досье. - URL: https://tass.ru/ info/ 2728444?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yan dex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 29.07.2022).

16. Шкваря Л. В. Российско-европейские санкции и их влияние на региональные и глобальные экономические процессы // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 7 (84). - С. 349-353.

17. Шкваря Л. В. Особенности взаимной торговли России и ЕС в условиях санкций / / Научное обозрение: теория и практика. - 2017. - № 6. С. 26-34.

18. Howse R. L., Genser J. M. Are EU Trade Oh hell no on Burma Compatible with WTO Law? // Wayback Machine Michigan Journal of International Law. - 2008. - Vol. 29. - Issue 2. - P. 165-96.

19. Mulder N. The Economic Weapon: the Rise of Sanctions as a Tool of Modern War. - New Haven : Yale University Press, 2022.

20. Mulder N. The Sanctions Weapon. - URL: https://www.imf.org/en/ Publications/fandd/issues/2022/06/the-sanctions-weapon-mulder (дата обращения: 29.07.2022).

21. Potter P. B. Sanctions and Guaranties in International Organization // American Political Science Review. - 2022. - Vol. 16. - Issue 2. - Р. 297-303. DOI : 10.2307/1943965.

22. Research Handbook on Economic Sanctions / edited by A. G. Peter van Bergeijk. - Massachusetts, 2021.

References

1. Aydrus I. A. Z., Ivanov A. L. Ekonomicheskie sanktsii i imprortozameshchenie v prodovolstvennom sektore Rossii [Economic Sanctions and Import Substitution in the Food Sector of Russia]. Innovatsionnaya ekonomika [Innovation Economy], 2017, No. 2 (11), p. 12. (In Russ.).

2. Bolshaya Evraziya-2030: analitika razvitiya, bezopasnosti i sotrudnichestva [Greater Eurasia-2030: Analysis of development, Security and cooperation], analiticheskiy doklad m IV Mezhdunarodnoy konferentsii [Analytical Report of the IV International Conference]. Moscow, 2017. (In Russ.).

3. Byasharova A. R., Achalova L. V. Analiz dvustoronney torgovli Rossii i Germanii v usloviyakh sanktsiy [Analysis of Bilateral Trade between Russia and Germany Under Sanctions]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2022, Vol. 8, No. 2 (30), pp. 148-161. (In Russ.).

4. Glazev S. Yu. Sanktsii SSHA i politika Banka Rossii: dvoynoy udar po natsionalnoy ekonomike [US Sanctions and the Policy of the Bank of Russia: a Double Blow to the National Economy]. Voprosy ekonomiki [Questions of Economics], 2014, No. 9, pp. 13-29. (In Russ.).

5. Gosudarstvennaya podderzhka importozameshcheniya [State Support for Import Substitution]. (In Russ.). Available at: https://ppt.ru/art/ podderzhka/ gosudarstvennaya-podderzhka-importozameshcheniya (accassed 29.08.2022).

6. Zagashvili V. S. Zapadnye sanktsii i Rossiyskaya ekonomika [Western Sanctions and the Russian Economy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2015, No. 11, pp. 67-77. (In Russ.).

7. Kalmykov A. Rossiya pod sanktsiyami. Chto uzhe vveli, chem eshche grozyat i kogda otmenyat? [Russia under Sanctions. What has Already Been Introduced, What Else Will be Done and When Will It Be Canceled?]. (In Russ.). Available at: https://www.bbc.com/russian/features-60833598&cd=1&hl= ru&ct=clnk&gl=ru (accassed 29.08.2022).

8. Melanina M. V. Ekonomicheskie sanktsii v mirovoy ekonomike: teoreticheskie aspekty [Economic Sanctions in the World Economy: Theoretical Aspects]. Mirovaya ekonomika v XXI veke: Value and Values : sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [World Economy in the XXI Century: Value and Values: Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference], edited by I. A. Aydrus. Moscow, 2019, pp. 100-104. (In Russ.).

9. Ponomarenko E. V. Evolyutsii teoriy mirovykh krizisov i sovremennost [Evolution of Theories of World Crises and Modernity]. Gosudarstvennaya sluzhba [Public Service], 2010, No. 5, pp. 40-45. (In Russ.).

10. Ponomarenko E. V. Evolyutsiya teoriy mirovykh krizisov i sovremennost [Evolution of Theories of World Crises and Modernity] Gosudarstvennaya sluzhba [Public Service], 2010, No. 6, pp. 55-57. (In Russ.).

11. Popova E. «Uzhe ne prosto ugrozy»: SSHA idut va-bank ["It's Not Just Threats Anymore": the US is Going all in]. (In Russ.). Available at: https://ria. ru/20220804/kitay-1806955053.html

12. Portanskiy A. P. Antirossiyskie sanktsii - mery destruktivnye i kontrproduktivnye [Anti-Russian Sanctions - Destructive and Counterproductive Measures]. Dengi i kredit [Money and Credit], 2014, No. 10, pp. 8-10. (In Russ.).

13. Putin ne isklyuchil inflyatsiyu v Rossii okolo 12% po itogam goda [Putin did not rule out Inflation in Russia of about 12% at the End of the Year]. (In Russ.). Available at: https://www.rbc.ru/economics/07/09/2022/631840c 69a 79470cf3ff5201 (accassed 29.07.2022).

14. Pod sanktsii SSHA popali 6 rossiyskikh milliarderov iz spiska Forbes [Russian Billionaires from the Forbes List Fell under US Sanctions]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2022/62e94e729a7947633 6f5fb6b (accassed 29.07.2022).

15. Sanktsii Zapada protiv SSSR. Dose [Western Sanctions Against the USSR. Dossier]. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/info/2728444? utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru& utm_referrer=yandex.ru (accassed 29.07.2022).

16. Shkvarya L. V. Rossiysko-evropeyskie sanktsii i ikh vliyanie na regionalnye i globalnye ekonomicheskie protsessy [Russian-European Sanctions and Their Impact on Regional and Global Economic Processes]. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2017, No. 7 (84), pp. 349-353. (In Russ.).

17. Shkvarya L. V. Osobennosti vzaimnoy torgovli Rossii i ES v usloviyakh sanktsiy [Features of Mutual Trade between Russia and the EU

under Sanctions]. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], 2017, No. 6, pp. 26-34. (In Russ.).

18. Howse R. L., Genser J. M. Are EU Trade Oh hell no on Burma Compatible with WTO Law? Wayback Machine Michigan Journal of International Law, 2008, Vol. 29, Issue 2, pp. 165-96.

19. Mulder N. The Economic Weapon: the Rise of Sanctions as a Tool of Modern War. New Haven, Yale University Press, 2022.

20. Mulder N. The Sanctions Weapon. (In Russ.). Available at: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2022/06/the-sanctions-weapon-mulder (accassed 29.07.2022).

21. Potter P. B. Sanctions and Guaranties in International Organization. American Political Science Review, 2022, Vol. 16, Issue 2, pp. 297-303. DOI : 10.2307/1943965.

22. Research Handbook on Economic Sanctions, edited by A. G. Peter van Bergeijk. Massachusetts, 2021.

Сведения об авторе

Information about the author

Елена Васильевна Пономаренко

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой политической экономии РУДН. Адрес: ФАБОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. Е-шаП [email protected]

Elena V. Ponomarenko

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Political Economy of the RUDN University. Address: FABOU VO " Peoples' Friendship University of Russia", 6 Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.