Научная статья на тему 'Экономические проблемы развития малого предпринимательства на Дальнем Востоке России'

Экономические проблемы развития малого предпринимательства на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнов Ю.А.

Исследованы проблемы малого предпринимательства в переходный период. Рассмотрены направления развития малых предприятий в региональном и отраслевом разрезе. Показаны характерные для переходного периода экономические противоречия в малом бизнесе, обоснованы приоритетные направления его развития на Дальнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арутюнов Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы развития малого предпринимательства на Дальнем Востоке России»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

Ю.А. Арутюнов,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия и менеджмента ХГАЭП

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Исследованы проблемы малого предпринимательства в переходный период. Рассмотрены направления развития малых предприятий в региональном и отраслевом разрезе. Показаны характерные для переходного периода экономические противоречия в малом бизнесе, обоснованы приоритетные направления его развития на Дальнем Востоке.

К началу экономической реформы Россия подошла с достаточно развитым промышленным потенциалом, который, однако, характеризовался глубокими деформациями. Его специфическими особенностями была слабая ориентация на потребительский спрос и низкая эффективность. Значительная часть готовой продукции, предлагавшейся на внутреннем рынке, была низкого качества и находила спрос только из-за отсутствия выбора и постоянного дефицита.

Сбалансированность общественного производства не сводится только к установлению соответствия ресурсов и потребностей, обеспечиваемому посредством определения оптимальных пропорций воспроизводства. В условиях рынка сбалансированность реализуется через механизмы спроса - предложения и выражается в определенной структуре рынка. Сбалансированный рынок означает наличие состояния экономического равновесия, основанного на механизме образования многочисленных форм предприятий, в первую очередь субъектов малого предпринимательства.

Объективно назревшие рыночные реформы, ужесточение финансовой и денежной политики, либерализация цен, приватизация открыли перспективы для оздоровления экономики и преодоления деформаций в структуре промышленного производства. В то же время из-за недостаточно четкой координации эти перемены ускорили и углубили кризис.

Нормализация функций рыночного механизма, формирование единого рынка - это сложный процесс преодоления накопившихся межотраслевых, внутриотраслевых, межрегиональных, бюджетных, внешнеторговых и других диспропорций. Для этого необходимо наличие четкой стратегии экономического роста, включающей согласованное решение целого комплекса проблем: финансового оздоровления экономики,

структурной перестройки производства, преодоления засилья монополистических структур, перехода к конвертируемой национальной валюте.

За последние годы в результате экономической реформы в социально-экономическом положении Дальнего Востока и Забайкалья произошли значительные изменения. В объеме продукции многих промышленных предприятий увеличивается доля экспорта, расширяется производство конкурентоспособных товаров.

Реформа привела к серьезным изменениям в структуре экономики Дальнего Востока России и вызвала к жизни многочисленные хозяйствующие субъекты с небольшим числом работающих и малыми объемами продукции и услуг. Это послужило основой для формирования сферы малого предпринимательства.

Экономическая ситуация в последнее время характеризовалась довольно жесткими финансовыми ограничениями, некоторым замедлением инфляции, снижением инфляционных ожиданий. Доступ к кредитным ресурсам ограничивали высокие реальные ставки ссудного процента, в ряде секторов промышленности совокупный спрос стабилизировался и даже несколько возрос.

Динамика малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов.

Действия антимонопольного законодательства во многом способствуют расширению масштабов малого предпринимательства. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна социальная роль малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Именно здесь формируется тот средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.

В настоящее время малые предприятия достаточно устойчиво обеспечивают население товарами повседневного спроса (кондитерскими изделиями, напитками, одеждой, хозяйственными товарами, парфюмерией и галантереей). Их приближенность к местам компактного проживания населения позволяет чутко реагировать на спрос. Негативным моментом в их работе является (в некоторых случаях) низкое качество продаваемых товаров и услуг, несоблюдение правил торговли.

Согласно статистическим данным, на начало 1996 г. в России насчитывалось около 900 тыс. малых предприятий, на которых работало 8,5 млн человек (примерно 12% занятого населения). Эти предприятия производили примерно 10% ВНП, и на них приходилось 20% полученной прибыли.

На начало 1998 г. в целом по России действовало 844 тыс. малых предприятий, на которых было занято примерно 12 млн человек.

Наиболее развит в региональном аспекте малый бизнес в Центральном экономическом районе - 32%, с центром в Москве - 21,1% от общего числа малых предприятий; менее развит - в отдаленных регионах страны, в частности на Дальнем Востоке. По состоянию на 1 января 1998 г. на Дальний Восток и Забайкалье приходилось 7% малых предприятий, т.е. около 60 тыс., и 130 тыс. индивидуальных предпринимателей, при этом общая численность работающих в малом бизнесе региона составляла порядка 500 тыс. человек, или 4,2% от численности занятых в малом бизнесе России.

В то же время доля работающих в малом бизнесе существенно различается - от 10% в Читинской области до 20,6% в Хабаровском крае.

Наиболее развито малое предпринимательство в Приморском и Хабаровском краях - 41,2% и 28,5% соответственно. В Дальневосточном экономическом районе большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (51%), строительство и промышленность (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение малых предприятий по отраслям в Приморском крае в 1997 г.

В то же время жестко привязать предприятия малого бизнеса к определенной сфере деятельности достаточно трудно, поскольку многие из них не специализированы и в ходе функционирования расширяют спектр секторов экономики, в которых работают.

При этом отраслевая принадлежность зачастую определяется управленческими решениями руководства предприятия и зависит от целей и задач дальнейшего развития.

Самой результативной по доходности в сфере малого предпринимательства являлась в 1997 г. банковская деятельность. Доля прибыли в полученном валовом доходе (по материалам Приморского края) здесь составляла в среднем 74%, что на 50% превышает аналогичный средний показатель по всем отраслям малого предпринимательства (23,5%). Выше среднего уровня эта доля в сфере финансов и кредита (25%), общей

коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка

(56%).

Прибыльность малых предприятий Приморского края в других сферах деятельности значительно ниже: в сельском хозяйстве - 8,4%, строительстве - 4,7%, жилищно-коммунальном хозяйстве - 9,9%. Убыточные предприятия сосредоточены в основном в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения (42%), торговле (35%), транспорте и связи (31%).

Рис. 2. Распределение малых предприятий по отраслям в Хабаровском крае в 1997 г.

Надо отметить, что по административным территориям Дальнего Востока и Забайкалья развитие малого предпринимательства происходит крайне неравномерно. Наибольший вклад в объем продукции малое предпринимательство дает в Магаданской области - 34%; минимальный в ЕАО, Камчатской области и Республике Саха - 6%, 7,4 и 8% соответственно; несколько выше данные по Хабаровскому краю - 9,5%; в Читинской области и Чукотском автономном округе - по 24%; в Амурской области и Приморском крае - по 17%.

В целом положение в секторе малого предпринимательства Дальнего Востока и Забайкалья продолжает оставаться сложным. Часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности, значительное их число ликвидируется.

Пиком образования хозяйствующих субъектов для Приморского края стал 1992 г., когда их число возросло в 2,3 раза. Бурный рост малого бизнеса в период его становления был обусловлен более льготными условиями по сравнению с крупными и средними государственными предприятиями: более либеральным ценообразованием, менее жестким контролем со стороны властей, большими адаптационными возможностями к изменению спроса, ресурсного обеспечения и др.

Однако в 1993 г. темп роста снизился в 1,3 раза, в 1994 г. - в 1,1 раза, в 1995 г. - в 1,05 раза, т. е. в крае наметилась устойчивая тенденция замедления роста числа предприятий малого бизнеса. Сложившаяся си-

туация явилась естественной реакцией на негативные процессы, происходящие в экономике Приморья: спад производства, высокий уровень инфляции, налоговый прессинг, периодические кризисы неплатежей и др.

Заметнее других замедление темпа роста предприятий малого бизнеса происходит в сфере торговли и посреднических услуг. Это связано, очевидно, с более быстрым приближением к их оптимальному количеству в отрасли, с высокой насыщенностью рынка товарами, переориентацией населения на качественную продукцию, неустойчивой платежеспособностью населения и низкой конкурентоспособностью определенной части предпринимателей. В целом из общего числа обследованных малых предприятий 30% оказались убыточными. В строительстве таковым было каждое четвертое предприятие малого бизнеса, торговле - каждое третье, ЖКХ - почти каждое второе.

Что касается малого бизнеса в целом, то среди причин, вызывающих основные трудности в деятельности этих предприятий, на первый план выступают неплатежи и нехватка собственных оборотных средств.

Таким образом, в регионе Дальнего Востока и Забайкалья, занимающем около 41% территории России, малый бизнес еще не получил должного развития и влияния на экономику. В связи с этим большое значение имеет принятие региональных законов о государственной поддержке малого предпринимательства, которые направлены на раскрытие механизмов регулярной финансовой, производственно-технологической и кадровой поддержки предприятий. Практически все территории имеют такие законы.

Кроме указанных факторов, серьезно сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке России, есть и объективные сложности, связанные с доступом предпринимателей к источникам финансирования, отсутствием условий и интереса для вложений имеющихся собственных средств, низким уровнем опыта у представителей малого и среднего бизнеса и нехваткой специалистов по инвестиционным вопросам, а также недостаточным уровнем организационной, правовой, информационной и методической поддержки инвестиционных процессов и предпринимательства в целом. Кроме того, высокие энергетические и транспортные тарифы на Дальнем Востоке и в Забайкалье ведут к росту себестоимости и делают продукцию местных товаропроизводителей неконкурентоспособной по сравнению с продукцией других регионов.

Анализ проведенных исследований в масштабах России показывает, что распространенные утверждения о том, что малый бизнес больше подвержен «теневой экономике», чем крупные и средние предприятия, не соответствует действительности. Среди основных причин ухода малых предприятий в «теневую экономику» - жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), несовершенство арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости).

Особенностью данного сектора экономики, которая должна быть положена в основу государственной политики, является высокая степень зависимости состояния малого предпринимательства от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды.

Трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического влияния на внешнюю среду, для субъектов малого предпринимательства представляют непосредственную угрозу их существованию. Многие их проблемы порождены именно недостатками государственной экономической политики в целом, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства. Как для России в целом, так и для Дальневосточного региона характерно следующее:

- ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, недостаток свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкая покупательная способность населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

- ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;

- чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и, как следствие, вынужденное бегство субъектов малого предпринимательства в «теневую экономику»;

- чрезмерный рост затрат субъектов малого предпринимательства на продукцию и услуги естественных монополий;

- сохранение низкой инвестиционной активности и неразвитость рынка капитала и, как следствие, отсутствие условий для реализации производственного потенциала субъектов малого предпринимательства и развития их деятельности за счет привлекаемых финансовых ресурсов;

- усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов («региональный сепаратизм»), что приводит к неравным условиям для развития субъектов малого предпринимательства в различных регионах;

- омертвление научно-технического потенциала, кризис в реализации высокотехнологических проектов с длительными сроками окупаемости и вследствие этого недостаточная поддержка инновационных проектов, предлагаемых субъектами малого предпринимательства для продвижения на рынок;

- углубление структурного кризиса и рост числа убыточных предприятий в отраслях с высокой степенью обработки;

- неразрешенность проблемы неплатежей и, следовательно, высокий предпринимательский риск субъектов малого предпринимательства, не обладающих запасом финансовой устойчивости;

- неурегулированность и «непрозрачность» трудовых отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие выявление и решение социальных конфликтов на правовой основе, в особенности в сфере малого предпринимательства;

- неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможность стратегического планирования;

- сохранение на практике неравного отношения отдельных органов власти и их должностных лиц к предприятиям различных форм собственности и размеров, что приводит к дополнительным трудностям субъектов малого предпринимательства при взаимодействии с этими органами (регистрация, лицензирование, сертификация, контроль).

В этих условиях государство предпринимает активные шаги по под держке и регулированию малого предпринимательства:

приняты федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства»;

подготовлены законопроекты о лизинге и о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности;

готовится правительственное постановление о резервировании части госзаказа (до 15%) для малого бизнеса;

Правительством РФ были утверждены две федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства: на 1994- 1995 и 1996- 1997 гг.

В то же время поддержка развития частного предпринимательства, стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока еще не стали основой государственной экономической политики, ориентиром для всех органов власти как в центре, так и на местах Рассогласованность экономической политики приводит к тому, что в системе целевых установок государственного регулирования экономики интересы поддержки малого бизнеса вступают в противоречие с задачами достижения оптимальных макроэкономических показателей, форсированного наполнения бюджета с помощью фискальных механизмов, с затратными методами решения социальных проблем.

В таких условиях комплекс мер по государственной поддержке предпринимательства оказывается недостаточно эффективным в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).

С одной стороны, государство осуществляет финансовую поддержку малых предприятий за счет бюджетных средств, с другой стороны, ужесточает систему налогообложения в целом, что сокращает собственные ресурсы развития тех же малых предприятий.

Принимаются меры по расширению внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства и одновременно с этим вводятся ограничения на деятельность «челноков», обеспечивающих (по отдельным оценкам) около одной пятой российского импорта (ущерб, нанесенный предпринимателям в сфере торговли вследствие

принятия постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 808 «Об изменении таможенных тарифов в "челночном бизнесе"», сопоставим с тем объемом средств, которые выделены государством на поддержку малого бизнеса).

Развитие уже существующего малого предприятия за счет собственных средств весьма затруднено в связи с низким уровнем прибыльности (и убыточностью значительной доли малых предприятий), высоким и недостаточно эффективным налогообложением, кризисом неплатежей, недобросовестностью деловых партнеров, проблемами в банковской сфере, растущей конкуренцией, инфляцией.

Анализ экономической ситуации и потребительского спроса в регионе показывает, что приоритетными секторами развития малых предприятий можно считать следующие:

- топливно-энергетический комплекс;

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;

- оказание коммунальных и бытовых услуг;

- обеспечение безопасности питьевой воды;

- транспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов.

Система государственной поддержки малого предпринимательства

включает целый комплекс мер и содержит несколько подпрограмм.

Подпрограмма нормативно-правового обеспечения включает в себя мероприятия по своевременному и достаточному обеспечению предпринимательских структур нормативными и правовыми актами, оказание необходимой консультативной помощи, предоставление отдельным предприятиям дополнительных налоговых льгот, организацию контроля за соблюдением законов и нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательство.

Подпрограмма инфраструктурного обеспечения предусматривает формирование финансовой инфраструктуры, включающей создание сети аудиторских фирм по обслуживанию малого бизнеса, страховых структур, системы гарантий под кредиты и страхования субъектов малого предпринимательства, организацию системы лизинга технологического оборудования, создание фонда производственных помещений.

Подпрограмма информационно-консультационного и кадрового обеспечения предусматривает: создание базы данных, обеспечивающей предпринимателей оперативно-организационной, экономической и иной информацией для успешного ориентирования в условиях рынка, а также создание банка статистической информации, формируемого в интересах предпринимателей и администрации регионов; организацию системы обучения предпринимателей, включающей создание сети учебных центров, подготовку программ обучения, финансирование этих мероприятий.

Подпрограмма финансового обеспечения включает комплекс мероприятий по созданию сети кредитных, финансовых, инвестиционных и страховых структур, обслуживающих субъектов малого предпринима-

тельства, а также мероприятия по совершенствованию системы налогообложения.

Финансово-кредитная поддержка предусматривает привлечение средств из фонда финансовой поддержки предпринимательской деятельности, целевого фонда содействия науке, новой техники и инновационной деятельности, фонда занятости населения, пенсионных фондов всех видов, а также средств федерального бюджета.

Литература

1. Афанасьев В. Анатомия отечественного малого бизнеса // Российский эконом, журн. 1994. №2.

2. Балашевич М.И. Малый бизнес: Отечественный и зарубежный опыт. Минск: НКФ «Экоперспектива», 1995.

3. Блинов А. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.

4. Российский статистический ежегодник. М., 1998.

5. Российская Федерация. Законы и постановления. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Принят Гос. Думой 12 мая 1995 г. //Российская газета. 1995. 20 июня.

6. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995г. №1256 // Российская газета. 1996. 27 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.