Levkina Elena Vladimirovna, Lialina Zhanna Ivanovna, Titova Natalya Yuryevna ASSESSMENT OF THE EXECUTION AND FINANCING OF THE ACTIVITIES .
economic sceinces
УДК 336.1
DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0054
ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2013-2020 ГОДЫ»
© 2019
Левкина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры экономики и управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, е-mail: a553330@mail.ru) Лялина Жанна Ивановна, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8, e-mail: lyalina.zhi@dvfu.ru) Титова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: Natalya.Titova@vvsu.ru)
Аннотация. В настоящее время успешное и динамичное развитие предпринимательства возведено в ранг национальной идеи. Сложность реализации данной цели заключается в необходимости комплексной государственной поддержки предпринимательских структур. Одним из инструментов такой поддержки являются федеральные и региональные государственные программы по развитию предпринимательства. При их составлении разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования предпринимательских структур. В данной статье проведена оценка исполнения и финансирования мероприятий государственной программы по развитию предпринимательства в Приморском крае. Полученные научные и практические результаты базируются на экономико-статистических и аналитических методах обработки информации. Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по анализу эффективности государственных программ и развитию предпринимательства в Российской Федерации и Приморском крае, а также отчеты об исполнении подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства Приморского края на 2013-2020 годы» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» Администрации Приморского края. В результате исследования сделан вывод о недостаточной информированности предпринимательских структур о проводимых Администрацией мероприятиях, а также о недостаточном использовании денежных средств, предназначенных для их исполнения.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственные программы, финансирование, оценка исполнения государственных программ, государственный бюджет, программно-целевой подход, Приморский край
ASSESSMENT OF THE EXECUTION AND FINANCING OF THE ACTIVITIES OF THE STATE SUB-PROGRAM "DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP OF THE PRIMORSKY KRAI 2013-2020"
© 2019
Levkina Elena Vladimirovna, senior lecturer of the Department of Economics and Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, е-mail: a553330@mail.ru) Lialina Zhanna Ivanovna, candidate of economic Sciences, head of the Department "Finance and credit» Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Suhanova street, 8, e-mail: lesyeva@mail.ru) Titova Natalya Yuryevna, candidate of economic sciences, associate professor, Department of Economics and Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, е-mail: Natalya.Titova@vvsu.ru)
Abstract. Currently, the successful and dynamic development of entrepreneurship has become a national priority. The complexity of this goal is the need for comprehensive state support of business structures. One of the instruments of such support is federal and regional state programs for the development of entrepreneurship. Activities aimed at improving the functioning of business structures are being developed during the complication of the state programs. This article assesses the execution and financing of activities of the state program for the development of entrepreneurship in Primorsky Krai. The obtained scientific and practical results are based on economic, statistical and analytical methods of information processing. The theoretical and methodological base of the study was composed of the works of domestic and foreign authors on the analysis of the effectiveness of state programs and development of entrepreneurship in the Russian Federation and Primorsky Krai, as well as reports on the implementation of the subprogramm "Development of small and medium-sized businesses in the Primorsky Territory for 2013-2020" of the State program "Economic development and innovative economy of Primorsky Krai" of the Administration of Primorsky Krai. As a result of the study, it was concluded that the business structures are not sufficiently informed about the activities carried out by the Administration, as well as about the insufficient use of funds intended for their execution.
Keywords: small and medium entrepreneurship, government programs, financing, assessment of the implementation of government programs, state budget, program-target approach, Primorsky Krai
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Программно-целевой подход к планированию бюджета, действующий на территории Российской
Федерации с 2012 г., служит эффективным инструментом совершенствования системы государственных финансов и развития экономики страны. Для исполнения задач, поставленных Правительством, в государствен-
228
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 3(28)
экономические науки
Левкина Елена Владимировна, Лялина Жанна Ивановна, Титова Наталья Юрьевна ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ...
ных программах предусмотрен перечень мероприятии по их реализации. Данные мероприятия представляют собоИ организованные действия, направленные на решение конкретноИ поставленной задачи. В паспорте подпрограмм отражаются сами мероприятия, сроки их реализации, ответственные исполнители и соисполнители, а также ожидаемые результаты от их исполнения.
Оценка степени реализации мероприятия, соответствие уровня фактических затрат плановым - все это применяется для оценки эффективности как отдельных подпрограмм, так и всей государственной программы в целом. Это необходимо для проведения ежеквартального мониторинга, на основании которого составляется годовой отчет. Мониторинг эффективности носит предупреждающую функцию, позволяя выявить отклонения в ходе исполнения государственной программы.
В случае проведения оценки эффективности использования средств краевого бюджета рассматривают фактические и плановые суммы, заявленные на реализацию мероприятия. Показатель считается выполненным, если достигнут уровень в 95% и выше, и он не ниже значения предыдущего года. Для мероприятий оценка эффективности также проводится в виде контроля за наступлением события, когда число наступивших в срок событий сравнивают с их общим запланированным количеством [1].
В настоящее время проблемам развития малого и среднего предпринимательства уделяется повышенное внимание на уровне Правительства РФ. Это обусловлено тем, что именно данный сектор экономики является драйвером экономического развития страны, но в то же время он зависим от государственной политики и от поддержки, оказываемой на региональном и федеральном уровнях. В этой связи оценка эффективности государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является индикатором того, насколько благоприятная предпринимательская среда региона, что обуславливает актуальность и проблематику данного исследования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Тема оценки эффективности государственных программ по развитию предпринимательства привлекает внимание немногочисленного сообщества ученых, среди членов которого следует выделить таких авторов как Адаменко А.А., Фрумина С.В., Петров Д.В., Стадник А.И. и др. [2-5]. Более обширной темой исследования является анализ развития предпринимательства в Приморском крае и на Дальнем Востоке РФ [6-21]. В то же время, вопросы анализа практического исполнения государственных программ по развитию предпринимательства на региональном уровне изучены недостаточно. В частности, требуют более детального анализа вопросы реализации мероприятий по исполнению задач государственных программ, что требует проведения тщательного внешнего финансового контроля.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования является оценка исполнения и финансирования мероприятий государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства Приморского края на 2013-2020 годы» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» [22, 23]. Реализация данной цели позволит выявить проблемные аспекты, возникающие в процессе реализации подпрограммы, а также даст возможность провести анализ выявленных нарушений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Приморском крае государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса обеспечивается подпрограммой «Развитие малого и среднего
предпринимательства» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2020 годы». Рассмотрим основные моменты, раскрытые в данном документе [23]. В процессе реализации задачи 1 «Финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрено проведение 4 мероприятий, направленных на:
- финансирование организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП, в виде субсидий на возмещение части затрат, возникших в ходе проведения мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности предприятий (2013 г.);
- предоставление субсидий на возмещение расходов деятельности организаций «Региональный центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края» (созданного в рамках мероприятия из средств краевого бюджета в 2013 г.) и «Гарантийный фонд Приморского края» (2013-2020 гг.).
На 2016 г. из общей суммы выделенных средств на реализацию подпрограммы, на исполнение задачи отведено 25%. В соответствии с паспортом подпрограммы на 2018 г. актуальными остаются 2 мероприятия.
В 2013 г. в рамках решения задачи было проведено мероприятие, направленное на финансирование организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП, в виде субсидий на возмещение части затрат, возникших в ходе проведения мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности предприятий. Субсидии были предоставлены 9 организациям на общую сумму 10,2 млн рублей (освоение бюджетных средств на 97,4%), из средств краевого бюджета сумма освоена полностью, средства из федерального бюджета освоены на 96,8%. Начиная с 2014 г. мероприятие не реализуется.
В 2013 г. в рамках реализации подпрограммы была создана автономная некоммерческая организация «Региональный центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края», были выделены средства в размере 36 тыс. рублей Основной целью организации выступает поддержка субъектов МСП в продвижении товара на внешние и межрегиональные рынки. Деятельность в паспорте подпрограммы предусмотрена на все время её реализации. Мероприятие по финансированию работы центра можно назвать успешным, за 2013-2016 гг. все выделенные средства из краевого и федерального бюджета освоены на 100%. В 2017 г. на поддержку функционирования центра было выделено 28,85 млн рублей, в том числе 9,4 млн рублей из средств краевого бюджета. Эти суммы идут, но покрытие расходов, связанных с деятельностью экспортно-ориентированных предприятий малого бизнеса, и деятельность центра по данному вопросу можно назвать успешной: всего было проведено 2638 консультаций (100,8% выполнение плана), было заключено 50 экспортных контрактов вместо 44 плановых, в 2 раза было превышено количество оказанных финансовых поддержек (852 субъекта).
В некоторых случаях в рамках проведения мероприятия могут быть предусмотрены контрольные события, которые учитываются при проведении оценки эффективности подпрограммы; они отвечают на вопрос «да» или «нет». Чаще всего это могут быть: подписание соглашения, утверждение победителя конкурса и т.п., особенностью выступает наличие конкретной даты наступления события.
Финансовая поддержка деятельности некоммерческой организации «Гарантийный фонд Приморского края» реализуется на всем протяжении существовании подпрограммы, а в 2013 г. выступала в роли задачи, а не мероприятия. В 2013-2014 г. из средств краевого и
Levkina Elena Vladimirovna, Lialina Zhanna Ivanovna, Titova Natalya Yuryevna economic
ASSESSMENT OF THE EXECUTION AND FINANCING OF THE ACTIVITIES ... sceinces
федерального бюджета выделялось по 100 млн рублей, которые успешно были освоены. В 2015-2016 гг. сумма финансирования снизилась в 2 раза, при этом в 2015 г. план по освоению средств был недовыполнен на 7,3%. В 2017 г. «Гарантийным фондом» было оказано 181 услуга по поручительству в банке для субъектов малого и среднего предпринимательства. Выделенные средства на осуществление функций в размере 68 млн рублей освоены.
В рамках реализации первой задачи в 2017 г. по плану было создание новой автономной некоммерческой организации «Инжиниринговый центр Приморского края». Главная цель указанного объекта проявляется в реализации услуг для сектора малого и среднего предпринимательства в приоритетной экономической сфере, а именно в сфере промышленного производства. Но мероприятие считается невыполненным, т.к. Администрацией Приморского края было принято решение не вводить в действие «Инжиниринговый центр» ввиду появления на базе Дальневосточного федерального университета организации со схожими функциями. Это событие повлекло за собой неисполнение еще одного мероприятия в рамках этой задачи - предоставление субсидий на создание данной организации, поэтому на 2017 г. невыполненными были 2 мероприятия в рамках первой задачи.
В процессе реализации задачи 2 «Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта» предусмотрено проведение 8 мероприятий:
- предоставление субсидий или грантов объектам МСП, осуществляющих деятельность на внутреннем рынке, на возмещение части затрат по регистрации ИП или ЮЛ, первому пашуальному взносу (2013-2014 гг.);
- выделение субсидий по уплате предприятиями малого и среднего бизнеса лизинговых платежей (20132016 гг.), затрат на разработку и внедрение инновационной продукции (2013 г.), затрат на повышение энергоэффективности производства (2013 г.), финансовая поддержка экспортноориентированных предприятий (2013-2020 гг.);
- предоставление субсидий ИП для создания учреждений, в которых занимаются с детьми дошкольного возраста по общеобразовательным программам и присматривают за ними (2014-2020 гг.);
- возмещение части затрат в виде субсидий на организацию соответствия некоторым техническим регламентам Таможенного союза пищевой продукции (20152020 гг.);
- возмещение затрат на реализацию муниципальных программ (2013-2020 гг.) технически необходимо отнести к следующей задаче 3, но в паспорте мероприятие относится к задаче 2.
На 2016 г. из общей суммы выделенных средств на реализацию подпрограммы, на исполнение задачи отведено 74%. В соответствии с паспортом подпрограммы, на 2018 г. актуальными остаются 4 мероприятия.
В 2013-2014 гг. проводилось мероприятие по финансовой поддержке предпринимателей, желающих работать на внутреннем рынке. Субсидии и гранды частично покрывали расходы по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходы по выплате прав на франшизу. Средства в полной мере были освоены, однако финансирование данного мероприятия прекратилось с 2015 г.
Изменения коснулись следующего мероприятия -финансовая поддержка субъектов МСП на возмещение части лизинговых платежей (в 2013 г. мероприятие классифицировалось как задача, начиная с 2014 г. - как подпункт). Реализацию можно характеризовать как успешную, план выполнялся на 100% всё время. В 2017 г. помощь была предоставлена 14 субъектам на сумму 16,9 млн рублей. 230
Часть мероприятий была реализована только в 2013 г. Осуществлялось исполнение мероприятия по финансированию части затрат на внедрение технологичного оборудования и производства инновационных товаров. Всего было выделено 6,8 млн рублей, около 85% денежных средств поступало из федерального бюджета. Выдавались субсидии на финансирование части затрат по проведению энергетических обследований, работ в области энергосбережения и т.п. Всего было выделено 7,3 млн рублей.
Следующее мероприятие зарекомендовало себя как неэффективное в части финансирования - это возмещение части затрат для экспортоориентированных предприятий, связанных с участием в выставках, уплатой процентов по кредитам, проведению работ на установление соответствия регламенту страны-получателя товара и т.д. В 2013 г. план не был выполнен на 37,7%, в 2014 г. сумма поступлений на реализацию уменьшилась, и план не был выполнен на 1%, в 2015 г. было решено снизить сумму финансирований до 100 тыс. рублей, которые пошли 1 субъекту МСП на возмещение части процентных платежей. В 2016 г. сумму оставили прежней, но ни один субъект не воспользовался данным видом поддержки. В 2017 г. по данному вопросу обратился один субъект, ему были выделены средства в объеме 0,1 млн рублей.
В 2014 г. было выделено 24 млн рублей из федерального и 6 млн рублей из средств краевого бюджета на субсидии субъектам МСП, осуществляющим дошкольную образовательную деятельность и выполняющими присмотр за детьми дошкольного возраста. При этом суммы фактически исполненных финансовых обязательств были ниже в 3 раза. В 2015 г. было решено уменьшить размер выделяемых средств (план был недовыполнен на 17,6%), в 2016 г. сумму в 10,3 млн рублей из краевого бюджета удалось полностью освоить.
В 2015 г. выли выделены средства на возмещение части затрат по выполнению технического регламента о безопасности пищевой продукции, но средства в размере 1,5 млн рублей были освоены лишь на 8%, в 2016 г. сумму снизили, но фактические расходы на субсидии составили лишь 180 тыс. рублей (14% от плановых). При этом в отчетах Администрации Приморского края мероприятие числится как выполненное, т.к. заявлено исполнение хотя бы одной субсидии. В 2017 г. за финансовой помощью по данному пункту не обратился ни один субъект малого и среднего предпринимательства, поэтому данное мероприятие числится как невыполненное.
До 2014 г. расходы на возмещение затрат на поддержку программ развития малого и среднего предпринимательства в виде субсидий бюджетам муниципальных образований числилась как задача и расходы на ее проведение доходили до 50% от общих расходов на подпрограмму. С 2015 г. была отнесена как мероприятие в рамках решения задачи 2, однако задача 3 теперь вовсе осталась без отражающих ее работу индикаторов. Это единственное мероприятие, на реализацию которого выделяются средства муниципальных образований. В рамках данного мероприятия в 2017 г. было введено новое мероприятие по предоставлению субсидий монопрофильным муниципальным образованиям. Начало его реализации прошло успешно, в рамках первого финансового года была оказана 21 финансовая поддержка на сумму 23,5 млн рублей 4-х городах.
В процессе реализации задачи 4 «Формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства» предусмотрено проведение 4 мероприятий:
- проведение и организация конкурса «Предприниматель Приморья» и «Ты - предприниматель» (20132020 гг.), мероприятий по празднованию Дня российского предпринимателя, конференции предпринимателей (2014-2020 гг.), Съезда предпринимателей (2013-2017 гг.);
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 3(28)
экономические науки
Левкина Елена Владимировна, Лялина Жанна Ивановна, Титова Наталья Юрьевна
ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ...
- организация и сопровождение сайта «Малый бизнес Приморья» в рамках осуществления информационной поддержки (2013-2020 гг.).
На 2016 г. из общей суммы выделенных средств на реализацию подпрограммы, на исполнение задачи отведено не более 1%. На 2018 г. актуальными остаются 3 мероприятия.
В процессе реализации задачи 5 «Организация и проведение выборочного обследования (в форме анкетирования) субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации» в течение 2013-2020 гг. происходит систематический сбор и анализ информации от выборочного исследования целевой подгруппы. На 2017 г. из общей суммы выделенных средств на реализацию подпрограммы, на исполнение задачи финансовые средства не предусмотрены.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В целом, анализ мероприятий показал, что они имеют понятную и простую для восприятия структуру, реализуются в соответствии с поставленными задачами, имеют целевую направленность. Было установлено, что мероприятие, направленное на развитие молодежного предпринимательства, решается в рамках 4 задачи и осуществляется посредством проведения конкурсов «Предприниматель Приморья» и «Ты - предприниматель».
Анализ отчетов Администрации Приморского края показал, что в 2013-2014 гг. описание количества исполненных и не исполненных мероприятий не указывалось, с точки зрения проведения внешнего государственного финансового контроля это вызывало затруднения, т.к информация о том, в каком виде их оценивать тоже недоступна. В 2015 г. информация стала доступна и видно, что из 11 мероприятий все они оказались выполненными, в 2016 г. 1 из 11 мероприятий проведено не было. Согласно годовым отчетам о ходе реализации, в 2017 г. было запланировано 12 мероприятий, из них 3 остались не исполненными.
Таким образом, на 2017 г. актуальными оставались 11 мероприятий в рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», направленных на финансовую поддержку части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на внутреннем рынке, а также занимающихся экспортом. Из средств краевого и федерального бюджета в 2016 г. была создана автономная некоммерческая организация «Региональный центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края», также оказывается финансовая поддержка некоммерческой организации «Гарантийный фонд Приморского края». Предпринимательским структурам оказывается информационная поддержка в сети интернет, а также проводятся конкурсы и конференции для популяризации образа предпринимателя. В целом реализацию мероприятий можно назвать успешной, однако суммы, направленные на их проведение, не всегда оказываются усвоенными в полной мере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уксуменко А.А., Мацыга Ф.А. Бюджетное планирование как инструмент реализации социально-экономической политики региона // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. Т. 8. № 3 (34). С. 33-40.
2. Адаменко А.А., Петров Д.В., Стадник А.И. Виды и формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России //Вестник Академии знаний. 2018. № 5 (28). С. 10-14.
3. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 101-104.
4. Фрумина С.В. О государственных программах, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 98-107.
5. Шумик Е.Г. Особенности стратегии динамичного развития
предпринимательства //Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1 (62). С. 973-976.
6. БалдинаЮ.В., ПетрукГ.В., ЛебединскаяЮ.С. Государственно-частное предпринимательство как инструмент динамичного функционирования туристского кластера в условиях территорий опережающего развития (на примере Приморского края РФ). Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 1. С. 200-217.
7. Кузубов А.А., Каба В.О., Чжан Ц. Основные аспекты государственной поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России и экономически-развитых стран // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 67-71.
8. Владимирова Л.Е., Пашук Н.Р. Оценка влияния инструментов государственного регулирования как фактор повышения конкурентоспособности Приморского края // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1 (37). С. 107-112.
9. Батурина О.А., Кузнецова Ю.П. Оценка потенциала Уссурийского городского округа для развития малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1 (65). С. 447-450.
10. Малиновская В.В., Шнайдер О.В. Развитие малого бизнеса: проблемы и решения // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 81-83.
11. Деркач С.Н., Лёвкина Е.В. Инновационные пути развития предпринимательства (на примере рыбной отрасли Приморского края) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 3 (30). С. 34-38.
12. Красова Е.В., Жданова А.С. Место и роль малого предпринимательства в развитии экономики России // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 5. С. 155-159.
13. Левкина Е.В., Лебедкин А.А, Дмитренко Д.А. Значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства //Карельский научный журнал. — 2017.-№ 2. -С. 72-75
14. Левкина Е.В., Лебедкин А.А, Дмитренко ДА. Роль упрощенной системы налогообложения в развитии малого предпринимательства»// Карельский научный журнал. — 2017.-№ 2.-С. 109
15. Салтыков М.А., Шибанов В.Е. Анализ экономической эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из средств федерального бюджета на развитие отраслевых комплексов ДВФО (на примере Приморского края) // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2705-2712.
16. Смицких К.В., Пашук Н.Р. Обзор методических подходов к социально-экономической оценке эффективности развития предпринимательства // Актуальные вопросы экономики и управления сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 116-129.
17. Холодный В.К., Василенко М.Е. Студенческое предпринимательство в Приморском крае // ЭКО. 2016. № 1 (499). С. 170-175.
18. Силкина А.А., БалдинаЮ.В. Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики региона на примере Приморского края // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. № 7 (36). С. 126-131.
19. Юрина В.С. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов. региональная политика // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 18-20.
20. Яремчук И.Л. Теория предпринимательства и основные аспекты ее развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 110-112.
21. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 83-89.
22. Об утверждении порядка принятия решений о разработке государственных программ Приморского края, № 566-ПК: [по состоянию на 30 декабря 2014 г. : постановление Администрации Приморского края 30 декабря 20114 г.]. — Консультант плюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.
23. Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика приморского края» на 2013 — 2020 гг.», № 382-ПК : [по состоянию на 7 декабря 2012 г. : постановление Администрации Приморского края 7 декабря 2012 г.]. — Консультант плюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.
Статья поступила в редакцию 07.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019