УДК 334.012
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-12-97-105
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ШВЕЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
POSSIBILITIES OF SWEDISH EXPERIMENT USE ON SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
П. Хултен,
Институт бизнеса и
Экономики, университет Умео, Швеция
P. Hultén, Umeâ School of Business and Economics, Sweden
Э. Баррон,
Институт бизнеса Тулузы, Франция
A. Barron,
Toulouse Business School, France
Е. А. Малышев,
Забайкальский государственный университет, г. Чита eamalyshev@mail.ru
E. Malyshev,
Transbaikal State University, Chita
В. Ю. Буров,
Забайкальский государственный университет, г. Чита burovschool@rambler. ru
V. Burov,
Transbaikal State University, Chita
Приведены результаты исследований направлений поддержки малого и среднего бизнеса в Швеции и России в рамках проекта Tempus IV между Забайкальским государственным университетом и университетом Умео (Швеция). Шведской стороной проведено исследование по передаче информации деловой службой поддержки к предприятиям малого и среднего бизнеса во время кризиса. Обращается внимание на роль, которую играют общественные деловые службы поддержки (BSAs) как источник информации об оказании государством финансовой помощи для снижения рисков на рынке. Представлена концептуальная модель для исследования: как BSAs обмениваются информацией с деловыми сообществами и как определяется политика в периоды кризиса. Использован анализ обмена информацией между BSAs и отдельными фирмами, торгово-промышленными организациями и избранными стратегическими чиновниками.
Показано, что государство осуществляет регулирование предпринимательской деятельности не только как политический институт, но и как хозяйствующий субъект непосредственно в производственно-коммерческих операциях. Приведены проблемные точки и возможные экономические последствия для субъектов МП. Отмечено, что повышение результативности связи между государством и бизнесом видится в системном применении мониторинга состояния сектора малого предпринимательства как информационно-аналитического инструмента, дающего возможность по результатам исследований принимать адекватные решения представителями государства.
На основе результатов работы шведских и российских ученых сделан вывод, что актуальными являются различные элементы поддержки малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Результаты демонстрируют необходимость дальнейшего совместного исследования в области поддержки малого предпринимательства как в странах ЕЭС, так и в России
Ключевые слова: общественные деловые службы поддержки (BSAs); малое и среднее предпринимательство; деловая поддержка; торгово-промышленные организации; опыт Швеции; обмен информацией; снижение рисков; кризис; мониторинг; субсидирование малого бизнеса
© П. Хултен, Э. Áappoí, E. А. Малышев, В. Ю. Буpoв, 2016
The results of researches of the directions of small and medium business support in Sweden and Russia within Tempus IV grant between the Transbaikal State University and Umea University (Sweden) are given in the article.
The Swedish side has conducted a research on information transfer by business support service to the entities of small and medium business during crisis. The attention to the role which is played by public business support associations (BSAs) as a source of information on rendering financial aid by the state for decrease in risks in the market addresses. The conceptual model for a research as BSAs exchange information with business communities and determination of policy during the crisis periods is provided. The analysis of information exchange between BSAs and separate firms, the commerce and industry organizations and the elected strategic officials is used.
It is shown that the state performs regulation of business activity not only as a political institute, but also participating as an accounting entity directly in production and commercial transactions. The problem is pointed out and possible economic consequences for subjects of small business are given. It is noted that an increase in effectiveness of communication between the state and business is seen in the systematic application of monitoring of a sector condition of a small entrepreneurship as an information and analytical tool, giving a chance by the results of researches to make adequate decisions by the representatives of the state.
Using the results of the Swedish and Russian scientists' work, the conclusions are drawn that various elements of small and medium business support, both on the federal and regional levels are urgent. The results show a need of further joint survey in the field of small entrepreneurship support both in the EEC countries, and in Russia
Key words: public business support associations (BSAs); small and medium enterprises; business support; business organizations; Sweden's experience; information exchange; risk reduction; crisis; monitoring; subsidies for small businesses
Поддержка малого и среднего предпринимательства имеет большое значение, так как доля их бизнеса в валовом региональном продукте (ВРП) во многих зарубежных странах составляет более 50 %. Россия оказывает существенную поддержку субъектам предпринимательства, которая может стать отличным подспорьем для повышения эффективности сектора малого бизнеса. Это различные программы поддержки, прямое субсидирование малого бизнеса, бесплатное обучение, помощь в оформлении кредитов, участие в ярмарках на льготных условиях и мн. др.
В рамках федеральной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2016 г. для оказания поддержки регионам выделено около 17 млрд р. Кроме того, существует ряд различных целевых мероприятий по оказанию содействия предпринимателям. Подавляющее большинство предпринимателей не пользуются помощью государства, что негативно характеризует информационную связь между государственными органами по поддержке малого предпринимательства и представителями бизнеса. Подробности о действующих в 2016 г. программах государственной поддержки предпринимателей можно най-
ти на официальных сайтах организаций и ведомств, ответственных за соответствующую сферу, а также на порталах администраций и муниципальных органов. Все это говорит о низкой компетентности самих предпринимателей.
Так, поддержка информационной связи между государственными органами по поддержке малого предпринимательства и представителями бизнеса может оказать помощь в деятельности предпринимателей. В частности, в качестве объекта такой связи можно выделить проект TEMPUS IV «Усиление высшего образования в области Финансов в Сибири и на Дальнем Востоке России». Данная работа стала результатом сотрудничества в рамках грантового соглашения 2013-4507/001-001:
— между Томским государственным университетом и Исполнительным агентством по образованию, аудивизуальной информации и культуре ЕС;
— партнёрским соглашением по проекту «Усиление высшего образования в сфере финансов в Сибири и на Дальнем Востоке России» между Томским государственным университетом и Забайкальским государственным университетом;
— соглашением о студенческом обмене между Забайкальским государственным университетом (Россия) и институтом эко-
номики и управления Умео университета Умео (Швеция).
Программа предполагает получение двойных дипломов России и Швеции, поэтому необходимо проводить совместные исследования развития экономик двух стран и потребностей компетенций выпускников вузов в современных условиях кризисного развития. Это позволит не только организовать работу университетов по подготовке студентов, но и учесть изменения, происходящие на рынках труда, выработать знания, навыки и умения выпускников, которые помогли бы им адаптироваться в изменяющемся мире. Ученым Забайкальского государственного университета и университета Умео (Швеция) необходимо продолжить совместные исследования и сотрудничество как по изучению тенденций развития экономик регионов и различных форм информационной поддержки предпринимательства, так и кадровой поддержки научно-исследовательского характера и подготовки специалистов соответствующих профилей.
В данном контексте представляют взаимный интерес исследования шведских и российских ученых в сфере малого и среднего бизнеса. Так, шведской стороной проведено исследование по передаче информации деловой службой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса во время кризиса. В нём обращается внимание на роль, которую играют общественные деловые службы поддержки (BSAs) как источник информации об оказании государством финансовой помощи для снижения рисков на рынке [15; 16; 17]. BSAs
— общая черта многих продвинутых экономических систем, поэтому им уделяется значительное внимание со стороны академиков и анализируется эффективность их деятельности [5—14].
Учеными университета Умео (Швеция) проведены исследования кризиса, затронувшего границы действия BSAs, работающего на разных уровнях правительства, что позволило выявить степень обмена информацией между BSAs и фирмами, торгово-промышленными организациями и выборными должностными лицами во время кризиса, а также проследить изменения по децентрализации политики экономического развития. Концептуальная модель исследования представлена на рис. 1.
В своём исследовании авторы выдвинули гипотезы, свидетельствующие о том, что во время финансового кризиса усилился обмен информацией между:
1) BSAs и деловыми кругами;
2) BSAs и выборными должностными лицами.
3) BSAs и выборными должностными лицами на местном/муниципальном уровне управления;
4) BSAs и фирмами на региональном / национальном уровне;
5) BSAs и торгово-промышленными организациями на местном/муниципальном уровне.
Учеными из Швеции в мае—июне 2011 г. проводился интернет-опрос среди 1148 человек, работающих на BSAs в шведских 290 муниципалитетах и 21 округе. Всего получено 338 полных ответов.
Рис. 1. Схема концептуальной модели для исследования Fig. 1. Conceptual model for research
В результате опроса получили следующие данные:
— большинство опрошенный имеют опыт в получении деловой поддержки до кризиса и во время кризиса;
— установлены деловые отношения с выборными должностными лицами, фирмами и торгово-промышленными организациями.
На первом этапе использован анализ обмена информацией между BSAs и отдельными фирмами, торгово-промышленными организациями и избранными стратегическими чиновниками. Во время кризиса обмен информацией между BSAs и отдельными фирмами особенно не усилился. Фирмы не связывались с BSAs для получения информации о стратегических ответах на кризис, и BSAs не размещал информационные материалы для фирм, чтобы предать гласности стратегические ответы на кризис. Большое количество опрошенный отметило, что во время кризиса их связи с отдельными фирмами увеличились.
Более интенсивным обмен информацией во время кризиса был между BSAs и торгово-промышленными организациями. По данным опроса выяснилось, что состоялся положительный диалог BSAs с торгово-промышленными организациями для получения большей информации от ассоциаций во время кризиса. Гипотеза 1 говорит о том, что BSAs усилил свой обмен информацией с деловыми кругами в кризисный период.
На основании исследований представлены эмпирические свидетельства в поддержку гипотезы 2, которая предполагает, что BSAs усилит обмен информацией с избранными влиятельными политиками в кризисный период. На основании анализа анкет можно сделать вывод, что выборные должностные лица слушали совет BSAs во время кризиса и связались с BSAs для получения информации о том, как деловые круги реагировали на их стратегические инициативы.
На следующем этапе выполнен независимый анализ ^тестов для исследования разности восприятия взаимоотношений
BSAs, работающих на местных/муниципальных и региональныгх/национальныгх уровнях управления с отдельными фирмами, торгово-промышленными организациями и выборными должностными лицами.
Установлено, что имеются различия между местным/муниципальным и региональным/национальным BSAs относительно их обмена информацией со стратегическими чиновниками во время кризиса. Например, степень, до которой выборные должностные лица связались с BSAs для получения информации о реакциях фирм на их стратегические предложения, значительно отличается между региональным/ национальным и местным/муниципальным уровнем управления. В целом, результаты опроса подтверждают, что обмен информацией между BSAs и выборными должностными лицами более интенсивен на местном/муниципальном уровне, чем на региональном/национальном уровне управления. Следовательно, гипотеза 3 поддерживается.
Таким образом, наблюдается поддержка гипотезы 4, которая предполагает, что во время кризиса обмен информацией между BSAs и деловыми кругами усиливается в особенности на региональном/национальном уровне управления.
Существуют различия между местным/ муниципальным и региональным/национальным BSAs и их обменом информацией с торгово-промышленными организациями во время кризиса:
— в частоте, с которой торгово-промышленные организации связались с региональным/национальным BSAs и местным/ муниципальным BSAs во время кризиса;
— в степени, с которой ответчики действуют на региональном/национальном уровне и местном/муниципальном уровне. Установлено, что обмен информацией между BSAs и торгово-промышленными организациями более интенсивен на местном/ муниципальном уровне, что подтверждает гипотезу 5.
Экономический кризис в России также показал, что правительством и региональными властями не создавались достаточные
условия для его стабильного функционирования, что отражает неэффективную политику государства по поддержке сектора малого предпринимательства. В этом смысле рассмотренный опыт Швеции представляет определённый интерес.
Поддержка малого предпринимательства (МП) в условиях экономического кризиса является серьезной проблемой. Государство осуществляет регулирование предпринимательской деятельности не только как политический институт, но и как хозяйствующий субъект непосредственно в производственно-коммерческих операциях. Прямое влияние государства на предпринимательство оказывается через ассигнования из бюджета. Косвенное воздействие государства осуществляется через
влияние на условия хозяйствования субъектов предпринимательства, например, денежно-кредитная политика, валютное регулирование, фискальная политика и т.д. Большую роль в поддержке сектора МП играют институты инфраструктуры регионального уровня, которые непосредственно взаимодействуют с малыми предприятиями.
Отдельно необходимо остановиться на периоде начала экономического кризиса (2009—2010). Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса, согласно исследованиям Е. Литвак, С. Ми-гина [4], позволил выделить следующие проблемные и уязвимые точки в деятельности субъектов малых форм. Последствия от воздействия данных проблем для субъектов МП представлены в табл. 1 [2. С. 89—90].
Таблица 1
Категория субъектов МП Проблемные точки в деятельности МП Последствия
Использующие заемные средства для своей деятельности Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования Дефицит оборотных средств; переход к теневому кредитованию
Производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей, или задержка платежей со стороны контрагентов Снижение объемов деятельности, уменьшение рабочих мест
Оказывающие маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные, риэлторские и прочие услуги Резкое снижение спроса на услуги Резкое снижение объемов деятельности, уменьшение рабочих мест, закрытие или ликвидация деятельности МП
Действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами Переориентация клиентов на оптовые рынки (продовольствие); резкое снижение спроса на непродовольственную продукцию
Действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Резкое снижение спроса на продукцию и услуги Снижение объемов работ и стоимости продукции; переход на сокращенный рабочий день, или неделю; консервация отдельных строительных объектов, замораживание новых разработок (проектов)
Действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе Снижение спроса на услуги Снижение рентабельности, ликвидация отдельных предприятий
Реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию Отсутствие финансовых средств для развития Замораживание проектов развития
Оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги Снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Работающие по государственному и муниципальному заказу Снижение объемов заказов в 2009 г., неоплата произведенных работ в 2008 и 2009 гг. Повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказы с усилением роли коррупционного механизма
Проблемные точки и возможные экономические последствия для субъектов МП Problem points and possible economic consequences for subjects of small business
Оборот в сфере малого (включая микро-) бизнеса за эти годы вырос на 32,1 %. При этом оборот микропредприятий увеличился на 5,7 %. Причем потребительские цены (российский малый бизнес производит преимущественно потребительские товары и услуги) с 2008 по 2013 гг., по данным Росстата, выросли примерно на 43 %, то есть динамика реального оборота малого бизнеса была отрицательной [3].
Проблема малого предпринимательства носит в основном финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным
Проблемы малого п Small Busi
услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; риск неплатежей от контрагентов — отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» (табл. 2).
Таблица 2
едпринимательства ess Issues
Проблемы Расшифровка проблемы
Сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования Кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. В условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам
Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса Малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий со стороны населения и контрагентов окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса
Увеличение риска приостановки деятельности и в некоторой степени распада инфраструктуры поддержки малых предприятий В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование
Переориентация деятельности в теневой сектор экономики Для высвобождения дополнительных средств, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. В условиях существующего налогового администрирования на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей
Повышение результативности связи между государством и бизнесом видится в системном применении мониторинга состояния сектора малого предпринимательства как информационно-аналитического инструмента, дающего возможность по результатам исследований принимать адекватные решения представителями государства. Дополнительно это формирует информационный банк данных, которые могут использовать и сами предприниматели. И здесь мы
можем говорить о децентрализации государственной политики поддержки сектора малого предпринимательства.
Необходимость децентрализации государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) как в России, так и в других странах основывается на очевидном факте привязки деятельности субъектов МСП к локальным ресурсам, локальным рынкам, ограниченной территории хозяйственной
деятельности. Однако в своем большинстве субъекты МСП непосредственно зависят от того, каков предпринимательский и инвестиционный климат, а также каково состояние потребительского спроса на товары и услуги на основной территории их хозяйственной деятельности. Поэтому на местах лучше видны трудности и проблемы МСП, нежели из центрального правительства страны. На местном уровне легче находить конкретные способы решения проблем МСП в рамках общенациональной политики их поддержки [1].
Управление экономикой муниципального образования должно акцентироваться на секторе малого бизнеса с использованием потенциала территориального общественного самоуправления, которые заключаются в возможности использования новых форм и механизмов взаимодействия муниципальной власти, структур малого бизнеса и структур гражданского общества в решении вопросов социально-экономического развития муниципального образования.
При этом разработанные правительством РФ антикризисные меры, направленные на поддержку сектора МП в услови-
ях экономической нестабильности, должны реализоваться на уровне муниципального образования с учетом местной специфики, что отвечает парадигме децентрализации государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Результаты исследования в Швеции той роли, которую играют общественные агентства по деловой поддержке (BSAs) как посредники информации между компаниями и влиятельными политиками во время финансового и экономического кризиса, могут оказаться полезными для условий работы в России.
На основе результатов работы шведских и российских ученых можно сделать вывод, что актуальными являются различные элементы поддержки малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Большое значение играют общественные агентства по деловой поддержке предпринимательства. Наши результаты демонстрируют необходимость дальнейшего совместного исследования в области поддержки малого предпринимательства как в странах ЕЭС, так и в России.
Список литературы_
1. Бухвальд Е. М., Виленский А. В. Децентрализация в государственной политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 1. С. 81—96.
2. Буров В. Ю. Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Иркутск: ИГУ, 2011. 357 с.
3. Виленский А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 95—106.
4. Литвак Е. Г. Влияние кризисныгх явлений в экономике Российской Федерации на малыш бизнес [Электронныш ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/work/experts/ (дата обращения: 01.12.2016).
5. Bennett R. J., Robson P.J. A. Intensity of interaction in supply of business advice and client impact: A comparison of consultancy, business associations and government support initiatives for SMEs // British Journal of Management, 1999, no. 10, pp. 351-369.
6. Bennett R. J., Robson P. J. A. Support services for SMEs: Does the «franchisee» make a difference to the business link offer? // Environment and Planning C: Government and Policy, 2004, pp. 859-880.
7. Bennett R. SME policy support in Britain since the 1990s: What have we learnt? / / Environment and Planning C: Government and Policy, 2008, pp. 375-397.
8. Bennett R. J., Fuller C., Ramsden M. Local government and economic development in Britain — an evaluation of developments under Labour // Progress in Planning, 2004, no. 62, pp. 209—274.
9. Boter H., Lundstr m A. SME perspectives on business support services: The role of company size, industry and location // Journal of Small Business and Enterprise Development, 2005, no. 12, pp. 244—258.
10. Curran J. What is small business policy in the UK for? Evaluation and assessing small business policies / / International Small Business Journal, 2000, no. 18, pp. 36—50.
11. Curran J., Blackburn R. Panacea or white elephant? A critical examination of the proposed new small business service and response to the DTI consultancy paper // Regional Studies, 2000, no. 34, pp. 181—190.
12. Dyer L. M., Ross C. A. Advising the Small Business Client // International Small Business Journal, 2007, no. 25, pp. 130-151.
13. Good W. S., Graves, J. R. Small business support programs: The views of failed versus surviving rms / / Journal of Small Business and Entrepreneurship, 1993, no. 10, pp. 66-76.
14. Roper S., Hart M. Small firm growth and public policy in the UK: What exactly are the connections? Birmingham, England: Aston Business School, 2005.
15. OECD. OECD Small and Medium Business Outlook. Paris, France: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2002.
16. OECD. Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches. Paris, France: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2007.
17. OECD. Financing SMEs and Entrepreneurs 2013: An OECD Scoreboard. Paris, France: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2013.
List of literature_
1. Bukhvald E. M., Vilenskiy A. V. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk (Bulletin of the Institute of Russian Academy of Sciences Institute of Economics), 2015, no. 1, pp. 81-96.
2. Burov V. Yu., Potaev V. S., Sukhodolov A. P. Maloe predprinimatelstvo v Rossii i Baykalskom regione [Small business in Russia and the Baikal region]. Irkutsk: Irkutsk State University, 2011. 357 p.
3. Wilensky A. Voprosy ekonomiki (Questions of economy), 2014, no. 11, pp. 95-106.
4. Litvak E. G. Vliyanie krizisnyh yavleniy v ekonomike Rossiyskoy Federatsii na maly biznes (Influence of the crisis in the Russian economy on small business) Available at: http://www.nisse.ru/work/experts/ (accessed 12.01.2016).
5. Bennett R. J., Robson P.J. A. British Journal ofManagement (British Journal of Management), 1999, no. 10, pp. 351-369.
6. Bennett R. J., Robson P. J. A. Environment and Planning C: Government and Policy (Environment and Planning C: Government and Policy), 2004, pp. 859-880.
7. Bennett R. Environment and Planning C: Government and Policy (Environment and Planning C: Government and Policy), 2008, pp. 375-397.
8. Bennett R. J., Fuller C., Ramsden M. Progress in Planning (Progress in Planning), 2004, no. 62, pp. 209-274.
9. Boter H., Lundström A. Journal of Small Business and Enterprise Development (Journal of Small Business and Enterprise Development), 2005, no. 12, pp. 244-258.
10. Curran J. International Small Business Journal (International Small Business Journal), 2000, no. 18, pp. 36-50.
11. Curran J., Blackburn R. Regional Studies (Regional Studies), 2000, no. 34, pp. 181-190.
12. Dyer L. M., Ross C. A. International Small Business Journal (International Small Business Journal), 2007, no. 25, pp. 130-151.
13. Good W. S., Graves, J. R. Journal of Small Business and Entrepreneurship (Journal of Small Business and Entrepreneurship), 1993, no. 10, pp. 66-76.
14. Roper S., Hart M. Small firm growth and public policy in the UK: What exactly are the connections? [Small firm growth and public policy in the UK: What exactly are the connections?]. Birmingham, England: Aston Business School, 2005.
15. OECD. OECD Small and Medium Business Outlook (OECD. OECD Small and Medium Business Outlook). Paris, France: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2002.
16. OECD. Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches (OECD. Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches). Paris, France: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2007.
17. OECD. Financing SMEs and Entrepreneurs 2013: An OECD Scoreboard (OECD. Financing SMEs and Entrepreneurs 2013: An OECD Scoreboard). Paris, France: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2013.
Коротко об авторах_
Питер Хултен, доцент кафедры «Маркетинг», институт бизнеса и экономики, университет Умео, Швеция. Область научных интересов: В2В маркетинг, антикризисные финансовые стратегии, бизнес-образование
Эндрю Бэррон, доцент кафедры «Международный бизнес», институт бизнеса Тулузы, Франция. Область научных интересов: политические стратегии фирм, лоббирование, антикризисные стратегии Европейских фирм в пространстве Еврозоны
Малышев Евгений Анатольевич, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный университет, Чита, Россия. Область научных интересов: экономика энергетики, региональная экономика, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг, энергетика eamalyshev@mail.ru
Буров Виталий Юрьевич, д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Экономическая теория и мировая экономика», Забайкальский государственный университет, Чита, Россия. Область научных интересов: теневая экономика; малое предпринимательство; инновационная экономика burovschool@rambler.ru
Briefly about the authors_
Peter Hultén, associate professor, assistant professor, Marketing department, Umeâ School of Business and Economics, Sweden. Sphere of scientific interests: B2B marketing, the strategies of firms to manage turbulent financial times
Andrew Barron, associate professor, assistant professor, International Business department, Toulouse Business School, France. Sphere of scientific interests: political strategies of firms, lobbying, and strategies by European firms to manage the effects of the global financial crisis and the Eurozone crisis
Eugeny Malyshev, doctor of economic sciences, professor, professor of Economy and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: power economy, regional economy, business planning, management, marketing, power
Vitaliy Burov, doctor of economic sciences, associate professor, head of the Economic Theory and World Economy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: shadow economy; small business; innovative economy
Образец цитирования_
Хултен П., Баррон Э., Малышев Е. А., Буров В. Ю. Возможности использования опыта Швеции по поддержке малого и среднего бизнеса // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 12. С. 97—105. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-12-97-105