Научная статья на тему 'Зарубежный опыт взаимодействия органов власти и субъектов малого предпринимательства'

Зарубежный опыт взаимодействия органов власти и субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / STATE REGULATORY BODIES / CONTRADICTIONS / ISSUES / FOREIGN EXPERIENCE / STATE PROGRAM / SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Т.С., Королева Н.А., Шарова Е.Н., Воробьев К.А.

В данной статье рассматриваются актуальные на современном этапе развития экономики проблемы взаимодействия органов власти и субъектов малого бизнеса. Авторами сделана попытка проанализировать опыт наиболее известных зарубежных исследователей в области взаимодействия органов власти и малого предпринимательства, в частности, труды И. Голдберга, Р. Дэсай, М. Колледжи, Й. Ли, В. Пэйла, Э. Хараша. Выделены такие механизмы государственного регулирования в отношении малых фирм, как управление и контроль; стимулирующие подходы; государственные компенсации; разработка законов, контролирующих и ограничивающих деятельность монополий, оказывающих негативное влияние на становление и развитие малого бизнеса. Убедительно доказывается, что финансовые результаты малого бизнеса напрямую зависят от действующей государственной политики. С целью регулирования институционального взаимодействия между государством и субъектами малого предпринимательства и обеспечения их эффективной деятельности в зарубежных странах развиты государственные программы поддержки малых предприятий (опыт Организации экономического сотрудничества и развития, Великобритания), а также инициативы частных групп (опыт Новой Зеландии). В соответствии с принятыми программами правительствам необходимо снизить неопределенность в налоговой, нормативной и макроэкономической среде; обеспечить, чтобы условия функционирования бизнес-структуры не оказывали неблагоприятного воздействия на коэффициент риска/вознаграждения; поощрять мобильность людских ресурсов и рынков для специализированных услуг; сформировать режим льготных кредитов для мелких предприятий; производить инвестиции государственных и частных средств в малые и средние предприятия; поощрять инициативы молодых людей по созданию собственного бизнеса. Авторами высказано мнение о возможности использования отдельных рекомендаций зарубежной практики при развитии отечественного малого бизнеса с целью формирования концептуально новой, эффективной модели государственной поддержки малого предпринимательства. На наш взгляд, эти мероприятия принесут выгоду не только малому бизнесу, но и всей экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of interaction between regulatory bodies and subjects of small business

This article considers the urgent issues of interaction between regulatory bodies and subjects of small business. The author have tried to analyze the experience by the most famous foreign researchers in the field of interactions between regulatory bodies and small business, in particular, the works by I. Goldberg, R. Desai, M. Colledge, Y. Lee, V. Pale and E. Harasch. The paper separates out the mechanism of state regulation to small business as management and control; stimulation approaches; state compensations; development of laws with control and limitation of monopolies ’ activity, with negative influence on formation and development of small business. It is proved that financial results of small business depend on active state policy. In order to regulate the institutional interaction between a state and subjects of small business and to provide their efficient activity in foreign countries the state programs of small business support are developed (the experience of Organisation for Economic Co-operation and Development, Great Britain), and also initiative of private groups (the experience of New Zealand). According to the adapted programs governments should decrease uncertainty in tax, norm and macroeconomic spheres; provide the situation when business structure functioning conditions do not influence negatively on the coefficient of risk/ compensation; encourage mobility of human resources and markets for special services; form a mode for favorable credits for small business; invest in state and private small and medium business; encourage young people initiatives for creation of own business. The authors have an opinion concerning a possibility of some foreign practice recommendations ’ use for development of domestic small business in order to form a new and efficient model of state support of small business. According to our viewpoint these actions will bring favor small business and the whole economy.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт взаимодействия органов власти и субъектов малого предпринимательства»

Т.С. Орлова, доктор филос. наук, профессор, Н.А. Королева, канд. физ.-мат. наук, доцент, Е.Н. Шарова, ст. преподаватель, К.А. Воробьев, аспирант, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, otsdom@mail.ru

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В данной статье рассматриваются актуальные на современном этапе развития экономики проблемы взаимодействия органов власти и субъектов малого бизнеса. Авторами сделана попытка проанализировать опыт наиболее известных зарубежных исследователей в области взаимодействия органов власти и малого предпринимательства, в частности, труды И. Голдберга, Р. Дэсай, М. Колледжи, Й. Ли, В. Пэйла, Э. Хараша. Выделены такие механизмы государственного регулирования в отношении малых фирм, как управление и контроль; стимулирующие подходы; государственные компенсации; разработка законов, контролирующих и ограничивающих деятельность монополий, оказывающих негативное влияние на становление и развитие малого бизнеса. Убедительно доказывается, что финансовые результаты малого бизнеса напрямую зависят от действующей государственной политики. С целью регулирования институционального взаимодействия между государством и субъектами малого предпринимательства и обеспечения их эффективной деятельности в зарубежных странах развиты государственные программы поддержки малых предприятий (опыт Организации экономического сотрудничества и развития, Великобритания), а также инициативы частных групп (опыт Новой Зеландии). В соответствии с принятыми программами правительствам необходимо снизить неопределенность в налоговой, нормативной и макроэкономической среде; обеспечить, чтобы условия функционирования бизнес-структуры не оказывали неблагоприятного воздействия на коэффициент риска/вознаграждения; поощрять мобильность людских ресурсов и рынков для специализированных услуг; сформировать режим льготных кредитов для мелких предприятий; производить инвестиции государственных и частных средств в малые и средние предприятия; поощрять инициативы молодых людей по созданию собственного бизнеса. Авторами высказано мнение о возможности использования отдельных рекомендаций зарубежной практики при развитии отечественного малого бизнеса с целью формирования концептуально новой, эффективной модели государственной поддержки малого предпринимательства. На наш взгляд, эти мероприятия принесут выгоду не только малому бизнесу, но и всей экономике.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, органы государственной власти, противоречия, проблемы, зарубежный опыт, государственная программа, поддержка малого бизнеса.

Сфера малого предпринимательства (МП) является одним из важных составных элементов экономической системы рыночного типа, она даёт экономике возможность иметь должную гибкость, позволяет мобилизовать финансовые и производственные

ресурсы населения, освоить перспективные производства.

В настоящее время малое предпринимательство превратилось в полноценную сферу экономики, в которой стали проявляться собственные экономические противоречия.

В связи с этим возникает необходимость рассмотреть данные противоречия как таковые. Подобный подход позволит полноценно исследовать малое предпринимательство как специфический сектор экономики и понять, между какими именно субъектами и как происходит взаимодействие, перерастающее в противоречие, найти взаимовыгодные пути решения конфликта, улучшающие экономический климат, и определить вектор дальнейшего развития. Как следствие, это позволит сформировать концептуально новую, эффективную модель государственной поддержки малого предпринимательства.1

В научной литературе сведений о взаимодействии государственных органов власти и малого предпринимательства и возникающих противоречиях между ними недостаточно. Однако эти проблемы исследовались в работах ряда отечественных авторов: М. Головко, Е. Ермачковой, В. Ленина, Е. Лоскутовой, Т. Наровлянской, В. Пищу-лова, Ф. Сайдуллаева, А. Чаянова, А. Шеремета, Е. Шестаковой. Из зарубежных исследователей можно выделить И. Голдбер-га, Р. Дэсай, М. Колледжи, Й. Ли, В. Пэйла, Э. Хараша.

По мнению авторов статьи, при рассмотрении представленной выше проблематики полезно уделить внимание зарубежному опыту.

Так, В. Пэйл и М. Колледж в своей статье «Организованный бизнес, политическая конкуренция и права собственности: данные из Российской Федерации» («Organized Business, Political Competition, and Property Rights: Evidence from the Russian Federation») осуществляют очень важный анализ взаимоотношений бизнеса и власти2. В качестве примера этих отношений авторы ссылаются на исследования Р. Бейтса при анализе изменений в сельскохозяйственной политике в развивающихся странах. Во многих странах Африки и Латинской Америки, пишет Р. Бейтс, имущественные права были нарушены во время сбыта, плата шла ниже рыночной цены на зерновые культуры. Сделано

это было для того, чтобы отвлечь, по сути, изъять ресурсы у самых разных слоев населения: от крестьян до городских избирателей. Имеется замечание: достойным исключением является пример с сектором колумбийского кофе, чьи производители, хоть и мелкие и неорганизованные, не противостоят проводимой политике.

В Кении также замечено исключение. Р. Бейтс отмечает успешные коллективные действия фермеров, состоящих в Национальном фермерском союзе, которые привели к тому, что власть стала проводить политику уважения их фермерских прав собственности. Хотя аргумент, что политика влияет на право собственности, не является редкостью, нет консенсуса в вопросе о том, как именно это происходит, равно как и нет обширных современных исследований и доказательств данного факта.

В статье Й. Ли «Влияние регулирования на финансовые показатели деятельности малых корпораций в Австралии: структурный метод моделирования управления» («The impact of regulation on the financial performance of small corporations in Australia: a structural equation modeling approach») в главе «Механизмы государственного регулирования» («Mechanisms for government regulation») описывается несколько видов регулирующих стратегий в отношении фирм: управление и контроль, стимулирующие подходы, государственные компенсации, саморегуляция3.

Так, сущность управления и контроля заключается в осуществлении влияния путем введения определённых стандартов, подкреплённых уголовными санкциями. Например, исполнительный орган по здравоохранению и безопасности может начать уголовное преследование лиц, которые нарушают правила охраны здоровья и безопасности. Сила закона используется для запрещения определённых форм поведения, утверждения требования некоторых позитивных действий и создания объективных сложностей для вступления в отрасль.

Необходимо найти тот результирующий баланс, который бы учитывал мнение представителей бизнеса и не входил в противоречие с общей государственной политикой.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

Стимулирующий подход заключается в том, чтобы иметь регулятор в сфере проведения политики стимулирования положительных тенденций, развертывания субсидий, дотаций и государственной казны. Или наоборот: введение штрафов для недобросовестных предприятий. Таким образом, не только могут быть применены штрафы для предприятий, загрязняющих окружающую среду, но и предоставлены субсидии тем предприятиям, которые вкладываются в экологию и минимизируют выбросы отходов, а то и вовсе переходят на безотходное производство. Пример такой стратегии стимулирования в самом широком плане был введён в Великобритании в 1987 году в виде дифференциального налога на этилированный и неэтилированный бензин.

В статье «Взаимоотношения между государственной политикой и финансовыми результатами: изучение малых и средних предприятий в Ираке» («The Relationship Between Government Policy and Financial Performance: A Study on the SMEs in Iraq»), авторами которой являются Э. Хараш, K. Аль-Тамими и С. Аль-Тамими, убедительно доказывается, что государственная политика должна рассматриваться как важная переменная в уравнении взаимоотно-

шений между государственной политиков и малыми и средними предприятиями4. Финансовые показатели малого бизнеса будут меняться в зависимости от принятой государственной политики. Необходимо найти тот результирующий баланс, который бы учитывал мнение представителей бизнеса и не входил в противоречие с общей государственной политикой.

Кроме того, немаловажное влияние на деятельность малых предприятий оказывает и монополизация рынка. Как следствие, правительствами развитых стран принимаются определённые шаги для ограничения монополий и охраны конкуренции на рынке. Известно, что пионерами в разработке законов, контролирующих и ограничивающих деятельность монополий, являются США. Там в конце XIX века был принят так называемый закон Шермана, или антитрестовский закон. Суть его заключается в следующем. Указывается, что монополизация рынка является незаконным деянием и носит уголовную ответственность, равно как и захват контроля над определённой отраслью или сговор о ценах. Впоследствии в США было принято еще множество аналогичных законов, регулирующих работу монополий.

С целью устранения возникающих административных барьеров и регулирования институционального взаимодействия между государством и субъектами малого предпринимательства в зарубежных странах действуют и развиваются государственные программы поддержки малых предприятий, равно как и инициативы частных групп, которые рассматриваются правительствами стран и принимаются к исполнению. Обозначим некоторые из них.

В Новой Зеландии в 2016 году Груп-пой развития малого бизнеса (Small Business Development Group) была предложена программа «Малый и средний бизнес в Новой Зеландии» («Small and Medium Businesses in New Zealand»). Целью данной программы является описание рекомендаций и наработок, которые были представлены правительству, относительно того, как лучше всего поддерживать малый бизнес в Новой Зеландии.5

Группа была создана в 2003 году для обеспечения представителем малого бизнеса в правительстве и консультирования правительства по вопросам малого бизнеса. Авторы программы рекомендовали правительству обеспечить учёт потребностей малого бизнеса при обновлении действий BGA (Повестка дня для роста бизнеса); совершенствовать обмен индикаторами успеха, чтобы наглядно проиллюстрировать выгоды, получаемые малыми предприятиями от соглашений о свободной торговле (ССТ), и ускорить процесс подписания новых ССТ; уменьшить издержки, связанные с соблюдением нормативных требований; провести обзор законодательства в области занятости; продолжить деятельность по упрощению коммерческой деятельности и доступу к информации; продолжить поддерживать национальный сайт business.gown.nz, который является основным каналом взаимодействия между малым бизнесом и правительством.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разрабатывает свою программу поддержки, подчёркивая

важность малого и среднего предпринимательства (МСП).6 МСП предоставляют 60-70% рабочих мест в большинстве стран ОЭСР, причём особенно большая доля приходится на Италию и Японию и относительно небольшая - на США. В Германии, Исландии, Японии и Новой Зеландии более 50% всех программ нацелено на господдержку МСП. Почти 70% программ для МСП продолжаются более 5 лет.

Стабильное и предсказуемое управление программами отвечает интересам пользователей. Однако постоянный процесс рассмотрения жизненно важен для обеспечения качества и гибкости. Правительствам необходимо активизировать свои усилия по распространению информации, устранению ненужных бюрократических процедур и организации более восприимчивой к меняющимся потребностям малого и среднего предпринимательства программы.

От 30 до 60% МСП можно охарактеризовать как инновационные, из них около 10% основаны на инновационных технологиях. Инновационные МСП, как правило, ориентируются на рынок, а не на исследования и быстрее реагируют на новые возможности, нежели крупные фирмы. Они играют ключевую роль в разработке и освоении новых рынков. Правительствам необходимо снизить неопределенность в налоговой, нормативной и макроэкономической среде; обеспечить, чтобы условия функционирования бизнес-структуры не оказывали неблагоприятного воздействия на коэффициент риска/вознаграждения; поощрять мобильность людских ресурсов и рынков для специализированных услуг Эти действия важны для всей экономики, но особую ценность они будут иметь для МСП.7

Заслуживает внимания программа поддержки МП в Великобритании, основная задача которой - сделать Великобританию более комфортным местом для ведения бизнеса: реализуется режим льготных кредитов мелким предприятиям; производятся инвестиции

С целью устранения возникающих административных барьеров и регулирования институционального взаимодействия между государством и субъектами малого предпринимательства в зарубежных странах действуют и развиваются государственные программы поддержки малых предприятий.

в МСП государственных и частных средств; финансируются инициативы по поощрению молодых людей и обучению их навыкам для создания собственного бизнеса. Правительство оказывает поддержку МСП и проводит консультации. С 2014 года введено пособие по найму для всех предприятий и благотворительных организаций. Это дало право на сокращение ежегодного взноса работодателя в Национальный страховой фонд на 2000 фунтов стерлингов. Таким образом поддерживаются малые предприятия, которые хотят расти, тратя на трудоустройство. Также был удешевлён бизнес для трудоустройства молодых людей, упразднены взносы работодателей в Национальный страховой фонд для лиц в возрасте до 21 года. Наконец, был запущен веб-сайт «Огеа1Ви8те88», который предоставляет информацию малым предприятиям о запуске и развитии своего бизнеса.

Таким образом, зарубежный опыт отдельных стран демонстрирует вероятные методы решения вопросов столкновения интересов. Безусловно, группировка малого предпринимательства в зарубежных странах отличается от отечественной. Так, например, в Канаде под малым предприятием понимают предприятие с менее чем 100 работниками в обрабатывающей промышленности, в иных же областях экономики - менее 50 человек. В Японии в границах термина «малое предпринимательство» различают маломасштабное и малое предприятия (маломасштабное: розничная торговля, услуги - до 5 человек, в иных сферах - до 20 человек; малое предприятие в сфере оптовой торговли имеет уставный фонд в 30 млн йен и числен-

ность в 100 человек). И все же эффективная реализации прогрессивных особенностей малого предпринимательства имеет прямую зависимость от государственной политики в области организации благоприятной институциональной среды.

Литература

1. Орлова Т. С., Воробьев К. А. К вопросу о развитии экономической системы России // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня», 10-11 апр. 2017 г., Сев. Чарльстон, США. Т. 1. С. 190-192.

2. Pyle W. Organized Business, Political Competition, and Property Rights: Evidence from the Russian Federation // The Journal of Law, Economics & Organization. 2009. Vol. 27, no. 1. Р. 2-31.

3. Li Y. The impact of regulation on the financial performance of small corporations in Australia: a structural equation modelling approach // T WEI International Academic Conference Proceedings. New Orleans, USA, 2014. Р. 104-118.

4. Harash Е., Al-Tamimi К., Al-Tamimi S. The Relationship Between Government Policy and Financial Performance: A Study on the SMEs in Iraq // China-UAS Business Review. 2014. Vol. 13, no. 4. Р. 290-295.

5. Small Businesses, Job Creation and Growth: Facts, Obstacles and Best Practices, OECD. The Washington Workshop. Paris, 2015.

6. Там же.

7. UK Policy paper. 2010 to 2015 government policy: business enterprise [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/2010-to-2015-government-policy-business-enterprise/2010-to-2015-government-policy-business-enterprise (дата обращения: 02.06.2017).

FOREIGN EXPERIENCE OF INTERACTION BETWEEN REGULATORY BODIES AND SUBJECTS OF SMALL BUSINESS

T.S. Orlova, Doctor of Philosophy, Professor, N.A. Koroleva, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent, E.N. Sharova, senior lecturer, K.A. Vorobyev, postgraduate, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, otsdom@mail.ru

This article considers the urgent issues of interaction between regulatory bodies and subjects of small business. The author have tried to analyze the experience by the most famous foreign researchers in the

field of interactions between regulatory bodies and small business, in particular, the works by I. Goldberg, R. Desai, M. Colledge, Y. Lee, V. Pale and E. Harasch. The paper separates out the mechanism of state regulation to small business as management and control; stimulation approaches; state compensations; development of laws with control and limitation of monopolies ' activity, with negative influence on formation and development of small business. It is proved that financial results of small business depend on active state policy. In order to regulate the institutional interaction between a state and subjects of small business and to provide their efficient activity in foreign countries the state programs of small business support are developed (the experience of Organisation for Economic Co-operation and Development, Great Britain), and also initiative ofprivate groups (the experience of New Zealand). According to the adapted programs governments should decrease uncertainty in tax, norm and macroeconomic spheres; provide the situation when business structure functioning conditions do not influence negatively on the coefficient of risk/ compensation; encourage mobility of human resources and markets for special services; form a mode for favorable credits for small business; invest in state and private small and medium business; encourage young people initiatives for creation of own business. The authors have an opinion concerning a possibility of some foreign practice recommendations ' use for development of domestic small business in order to form a new and efficient model of state support of small business. According to our viewpoint these actions will bring favor small business and the whole economy.

Key words: small business, state support, state regulatory bodies, contradictions, issues, foreign experience, state program, support of small business.

References

1. Orlova T.S., Vorob'ev K.A K voprosu o razvitii ehkonomicheskoj sistemy Rossii [The issue of development of economic system of Russia] // Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnya», 10-11 apr. 2017 g., Sev. CHarl'ston, SSHA. T. 1. S. 190-192.

2. Pyle W. Organized Business, Political Competition, and Property Rights: Evidence from the Russian Federation // The Journal of Law, Economics & Organization. 2009. Vol. 27, no. 1. R. 2-31.

3. Li Y. The impact of regulation on the financial performance of small corporations in Australia: a structural equation modelling approach // T WEI International Academic Conference Proceedings. New Orleans, USA, 2014. R. 104-118.

4. Harash E., Al-Tamimi K., Al-Tamimi S. The Relationship Between Government Policy and Financial Performance: A Study on the SMEs in Iraq // China-UAS Business Review. 2014. Vol. 13, no. 4. R. 290-295.

5. Small Businesses, Job Creation and Growth: Facts, Obstacles and Best Practices, OECD. The Washington Workshop. Paris, 2015.

6. Small Businesses, Job Creation and Growth: Facts, Obstacles and Best Practices, OECD. The Washington Workshop. Paris, 2015.

7. UK Policy paper. 2010 to 2015 government policy: business enterprise. URL: https://www.gov.uk/ government/publications/2010-to-2015-government-policy-business-enterprise/2010-to-2015-government-policy-business-enterprise (accessed: 02.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.