29 (284) - 2012
Стратегия развития региона
УДК 332.1
АНАЛИЗ
ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
В. А. ТУПЧИЕНКО,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления E-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт
В статье рассмотрены цели, приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Приморского края до 2025г.
Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, приоритет, развитие, прогноз.
Конкурентная среда на товарных рынках Приморского края определяется количеством игроков, уровнем роста рынка и его насыщенностью, степенью дифференциации сырья и исходных материалов, концентрацией и платежеспособностью потребителей, доступностью инфраструктуры, возможностью построения новых сетей дистрибуции и зависимостью от существующих, доступностью информации о ценах, товарах и услугах, наличием барьеров входа на рынки, инновационными разработками в секторах экономики, инвестиционной активностью предпринимателей на территории региона и т. д.
По данным на 01.01.2009 в Приморском крае зарегистрировано 65,8 тыс. предприятий и организаций всех видов экономической деятельности.
Преимущественно предприятия сосредоточены в городских округах (89,3 %). В муниципальных районах находится незначительное количество объектов (10,7 %). По итогам 2008 г. в Приморском крае число вновь зарегистрированных предприятий составило 7 705 (в том числе оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — 36,8 %; организаций, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, — 15 %; предприятий транспорта и связи — 10,2 %, строительства — 8 %, обрабатывающих производств — 6,9 %).
Концентрация экономических субъектов на ключевых региональных рынках представлена в табл. 1.
Приморский край является динамично развивающимся регионом России с достаточно высокой степенью концентрации успешных экономических субъектов. По уровню концентрации экономическое пространство Приморского края представлено широким спектром товарных рынков: от высококонцентрированных (в первую очередь в инфраструктурных секторах) — связь, отдельные виды транс-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*
25
Таблица 1
Концентрация экономических субъектов на ключевых региональных рынках Приморского края, %
Количество Структура валовой
Вид экономической деятельности хозяйствующих субъектов добавленной стоимости
на 01.01.2009 к итогу в 2008 г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 3,5 4,2
предоставление услуг в этих областях
Рыболовство и рыбоводство, предоставление услуг 0,9 5,5
в этих областях
Добыча полезных ископаемых 0,3 0,9
Обрабатывающие производства 6,9 8,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,5 4,0
Строительство 8,0 5,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 36,8 22,7
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования
Транспорт и связь 10,2 20,1
Операции с недвижимым имуществом, арендой 15,0 7,8
и предоставлением услуг
Гостиницы и рестораны 2,1 1,0
Финансовая деятельность 1,7 0,6
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,8 9,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,0 5,4
Образование 3,3 3,8
Предоставление прочих коммунальных, 7,0 1,1
социальных и персональных услуг
порта, тепло- и электроэнергетика, коммунальные услуги, до низко- и умеренно концентрированных рынков — розничной торговли, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, строительства, на которые приходится более 40 % производимого в крае валового регионального продукта.
В промышленности края наиболее развит сектор обрабатывающих производств, в котором выделяются производство пищевых продуктов, машиностроительный комплекс, производство строительных материалов, обработка древесины и производство изделий из дерева, химическое производство (табл. 2).
В ходе проведения административной реформы существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, упрощен порядок регистрации организаций и предпринимателей, сокращен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, что снизило барьеры входа новых участников на рынки. Реализуются меры по снижению административных барьеров и инфраструктурных ограничений для бизнеса, в том числе:
- разрабатываются административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;
- реализуются меры по обеспечению информационной открытости деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
- для снижения издержек и упрощения доступа бизнеса к объектам электросетевого хозяйства с 01.01.2009 в крае установлена единая ставка присоединения к электрическим сетям для всех заявителей мощностью до 15 кВт включительно — 550 руб. при ранее действующей ставке 932,7 руб. за один кВт (в январе — июле 2009 г. выдано 1 965 технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям);
- в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 №№159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят закон Приморского края, позволяющий субъектам малого предпринимательства выкупать на льготных условиях арендуемые объекты краевой
26
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
Таблица 2
Позиция Приморского края по индексу промышленного производства различных видов экономической деятельности среди регионов Дальневосточного федерального округа
Индекс промышленного
Вид экономической деятельности производства (2008 г. к 2007 г.), % Ранг
Добыча полезных ископаемых 96,6 6
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 92,3 6
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 107,8 4
Обрабатывающие производства 116,6 1
Производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака 122,7 1
Текстильное и швейное производство 124,3 1
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 145,1 1
Обработка древесины и производство изделий из дерева 92,7 2
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 89,8 8
Химическое производство 101,0 4
Производство резиновых и пластмассовых изделий 112,7 4
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 150,5 1
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 64,7 7
Производство машин и оборудования 87,5 5
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 94,2 6
Производство транспортных средств и оборудования 127,1 1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 102,4 5
или муниципальной собственности площадью до 1 000 м2 с рассрочкой платежа на пять лет.
Сдерживающим фактором развития конкурентных отношений в экономике края являются инфраструктурные ограничения. Для повышения качества услуг жилищно-коммунального комплекса, транспортной доступности, уровня обеспеченности населения и бизнеса края энергоресурсами реализуются мероприятия федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и ее подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Реализация проектов строительства магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» и магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» будет способствовать снижению уровня концентрации рынков топливных ресурсов и нефтехимического сырья.
Уровень развития конкуренции значительно отличается в разных секторах экономики, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития, ценовой ситуацией и ее изменениями. Неравномерное развитие конкуренции требует разработки специальных мер в отдельных секторах экономики.
Миссия Приморского края в Российской Федерации заключается в том, чтобы обеспечить взаимодействие Российской Федерации с Азиатско-Тихоокеанским регионом за счет наиболее продуктивного включения Российской Федерации в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации.
Цель развития Приморского края — повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня жизни.
Основными задачами развития Приморского края являются:
- формирование на базе г. Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы Приморского края в транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона;
- повышение производственно-технологического статуса Приморского края и эффективности использования природных ресурсов для развития собственной экономики;
- формирование устойчивых и мобильных коммуникаций с районами азиатского рынка Российской Федерации: зоны сырьевого освоения и индустриальные регионы зоны Дальнего Востока и Сибири (модернизация Транссиба, координация
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
27
развития Приморского края со стратегиями развития субъектов Российской Федерации);
- развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморского края.
На предыдущем этапе развития за Приморским краем была закреплена функция обеспечения безопасности государства, которая диктовала требования к уровню развития экономики региона. Включение Приморского края в народнохозяйственный комплекс страны осуществлялось за счет нескольких секторов: военно-промышленного комплекса (судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение), рыбохозяйственного комплекса, горно-химического производства, транспортного комплекса, лесопромышленного комплекса и др. При этом практически все секторы работали исключительно на внутренний рынок страны. В портфель ресурсов, активно эксплуатировавшихся на предыдущем этапе развития, входили:
- геополитическое положение Приморского края, которое и задавало его специализацию в пространственной организации страны;
- производственные (военно-промышленный комплекс) и перерабатывающие комплексы (рыбопереработка, лесопереработка и т. д.);
- человеческий потенциал (демографический и научно-образовательный).
Экономическая активность на территории Приморского края (как и в целом на Дальнем Востоке) являлась государственной задачей, и поэтому действовали определенные механизмы, направленные на ее поддержание:
- механизмы компенсации удаленности (тарифное регулирование, поясные ценовые коэффициенты);
- механизм государственных централизованных инвестиций;
- механизм формирования миграционного притока в Приморский край.
Отказ государства в начале 1990-х гг. от проведения активной инвестиционной политики на Дальнем Востоке и в Забайкалье привел к тяжелым последствиям для всего макрорегиона и для Приморского края в частности, что выразилось:
- в сворачивании целых видов деятельности (в наиболее сложном положении оказались высокотехнологичные секторы: судоремонт и судостроение, авиастроение, приборостроение);
- в прекращении действия особых механизмов поддержки экономической активности на Дальнем
Востоке и в Забайкалье (за последние 15 лет не было реализовано ни одного значимого в масштабах Российской Федерации проекта, кроме начала реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»;
- в миграционном оттоке населения.
Процесс дестабилизации экономической и
социальной ситуации на Дальнем Востоке и в Забайкалье совпал с динамичным развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Индии, которые в течение последних 20 лет являются лидерами мирового экономического роста (динамика прироста валового внутреннего продукта Китая и Индии ежегодно составляет 9—10 %).
Синхронизация двух процессов (прекращение активного государственного вмешательства в развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья и динамичное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона) предопределила:
- развитие процесса интеграции регионов Дальнего Востока и Забайкалья (и в частности Приморского края) в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона;
- развитие рыночно ориентированных секторов экономки, прежде всего транспортных услуг и торговли;
- появление возможности формирования новых секторов (переработки сырья, туристической деятельности, логистики и т. д.).
Несмотря на позитивные аспекты социально-экономического развития Приморского края в течение последних нескольких лет интеграция региона в экономическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона происходила в малопродуктивной форме, что выразилось:
- в росте экспорта сырьевых товаров. В экспорте Приморского края 30,4 % занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, 19,3 % — металлы и изделия из них, 21,3 % — древесина и продукция ее переработки (из них 75,7 % — необработанные лесоматериалы);
- в развитии так называемой неформатной торговли: развитие сектора торговли подержанными японскими автомобилями, а также развитие челночной торговли с Китаем. В настоящее время эти сферы подвержены достаточно большому количеству рисков, прежде всего связанных с развитием организованных форматов торговли, с появлением заводов по сборке автомобилей некоторых японских марок на северо-западе России (Toyota, Nissan), с
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
2 ООО ООО 1 800 ООО 1 600 ООО 1 400 ООО 1 200 ООО 1 ООО ООО 800 ООО 600 ООО 400 ООО 200 ООО О
2007
2010
2015
2020
2025
Рис. 1. Валовой региональный продукт Приморского края в 2007 и 2010гг. и прогноз до 2025 г., млн руб.
повышением тарифов на перевозку и изменением требований к перевозке;
- в отсутствии технологически развитых секторов, которые за счет передачи процессинговых функций в страны Азиатско-Тихоокеанского региона могли бы воспользоваться экономическим ростом этих стран;
- в росте территориальных диспропорций. В настоящее время в Приморском крае можно выделить три группы муниципальных образований: северные муниципальные образования, преимущественно специализирующиеся на освоении лесных ресурсов края, центральные муниципальные образования, преимущественно специализирующиеся на сельском хозяйстве и пищевой промышленности, южные муниципальные образования, экономика которых наиболее диверсифицирована, но базовым сектором которых являются транспортные услуги и рыбо-хозяйственный комплекс. Наименее инфраструктурно развитыми являются северные муниципальные образования Приморского края, наиболее — южные муниципальные образования Приморского края;
- в неконкурентоспособности нового базового сектора в макрореги-ональном масштабе, что выражается в низкой эффективности работы портов, в технологической отсталости Транссибирской железнодорожной магистрали, в неразвитости автомобильной сети, в слабом уровне развития логистической инфраструктуры.
Закон Приморского края от 20.10.2008 324-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» определил основные направления развития региона по всем направлениям.
Валовой региональный продукт к 2025 г. должен увеличиться в 2,7 раза. В последние годы консолидированный краевой бюджет ежегодно рос примерно на 15 %. Соответственно, вместе с доходами растут и расходы на инфраструктуру, социальную сферу и софинансирование строек к саммиту АТЭС (рис. 1).
Население Приморского края за последние восемь лет, как показывают итоги Всероссийской переписи населения 2010 г., сократилось на 114,8 тыс. чел., или на 5,5 % — до 1 956 426 чел. К 2025 г. предполагается обеспечить постепенное увеличение численности населения, в том числе за счет замещающей миграции (рис. 2). Среднедушевые доходы населения должны возрасти в семь раз (рис. 3).
В перспективе одним из главных условий развития Приморского края станут сохранение и развитие трудовых ресурсов посредством эффективного внутреннего их перераспределения, привлечения и закрепления кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, повышения качества рабочей силы (рис. 4).
2 200 000-
2 150 000
2 100 000
2 050 000
2 000 000
1 950 000-
1 900 000
2007
2010
2015
2020
2025
Рис. 2. Численность населения Приморского края в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025г., чел.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4
29
Рис. 3. Среднедушевые доходы населения Приморского края в 2007 и 2010гг. и прогноз до 2025г., чел.
1 200 000
1 000 000
2007
2020
Рис. 4. Численность занятых в экономике Приморского края в 2007 и 2010гг. и прогноз до 2025г., чел.
4,0' I
3,5'
3,0'
2,5'
2,0'
1,5'
1,0'
0,5' ■ Л
0'
2007
2010
2015
2020
2025
Рис. 5. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению в Приморском крае в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025г.,%
Целью развития социальной инфраструктуры являются создание системы доступного и высококачественного высшего образования, повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, поддержка формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, обеспечения досуга, а также содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения.
Уровень зарегистрированной безработицы в Приморском крае будет продолжать снижаться, достигнув к 2020 г. 1,5% к экономически активному населению. И, согласно стратегии социально-экономического развития Приморского края, этот уровень сохранится к 2025 г. (рис. 5).
Средняя заработная плата населения Приморского края будет постепенно увеличиваться и к 2025 г. должна достигнуть 84 635 руб. (рис. 6).
В некоторых районах Приморского края имеется крайне высокий уровень ветхого и аварийного жилья, а в отдельных регионах — жилья, не отвечающего требованиям сейсмобезопасности. Ключевым направлением решения этой проблемы является масштабное жилищное строительство (рис. 7).
Для создания условий роста объемов нового жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения предусматриваются формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности, внедрение современных технологий строительства жилья в целях снижения себестоимости строительства, переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям, развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипо-
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
Рис. 6. Средняя заработная плата в Приморском крае в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025 г., руб.
30,СЬ
25,0
20,0
15,0-
10,0
5,0
0,0
2007
2010
2015
2020
2025
Рис. 7. Средняя обеспеченность населения Приморского края жилой площадью в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025 г., м2
течного кредитования, совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий.
Инфраструктурные объекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, объекты социальной инфраструктуры — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, жилищное строительство — с применением механизмов ипотечного кредитования с софинан-сированием за счет средств частных инвесторов, заинтересованных в закреплении высококвалифицированных кадров.
Новые экономические и социальные возможности развития Приморского края в условиях усиливающейся глобальной конкуренции связаны с изменением баланса между экономическими
центрами мировои экономики, превращением в ближайшие 10—15 лет Китая и Индии в основные локомотивы экономического развития и появлением новых мировых центров экономического развития в Латинской Америке и Азии.
По прогнозам большинства мировых аналитических институтов, двигнателем мирового экономического роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В условиях этого сценария экономический рост стран Азиатско-Тихоокеанского региона создает для дальневосточных российских регионов несколько возможностей, в том числе:
- диверсификация рынков сбыта.
Сейчас реализуются масштабные проекты по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», освоение Сахалинского шельфа. В результате реализации крупнейших проектов позиции России на рынках (особенно сырьевых) только усилятся;
- выход на устойчивые позиции на средне- и высокотехнологичных рынках.
Стратегической целью развития Приморского края до 2025 г. являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев.
Реализация стратегии социально-экономического развития Приморского края требует решения пяти стратегических задач:
- повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана для развития собственной экономики;
- формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края;
- приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями транспортной системы Азиатско-Тихоокеанского региона;
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоркя ъ тепгкжскл
- формирование на базе Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
- развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья.
Эти стратегические задачи формируют целевой сценарий развития края — сценарий новой индустриализации. Основная характеристика этого сценария — развитие базовых экономических функций, в том числе транзитно-траспортных, формирование новых перерабатывающих комплексов, что позволит получить качественно новую специализацию экономики.
Список литературы 1. Администрация Приморского края (официальный сайт) — http://www. ргтогеку. ги/.
2. АТЭС 2012 Владивосток — http://apec. primorsky. ru/.
3. Доклад губернатора Приморского края на II Тихоокеанском экономическом конгрессе. URL: http://deita. ru/politics/primorskij-kraj_30.07.2007_ 89682_doklad-gubernatora-primorskogo-kraja-na-tikhookeanskom-ekonomicheskom-kongresse-polnyj-tekst. html.
4. Доклад председателя Законодательного Собрания Приморского края «Основные итоги социально-экономического развития Приморского края в 2009 году». URL: http://www. zspk. gov. ru/ files/reports/inf_year_work/doc2009/doc. html
5. О Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года: закон Приморского края от 20.10.2008 № 324-K3.
32
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те -ПР/ГКЖЪХ*