Научная статья на тему 'Анализ долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития региона'

Анализ долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТ / РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупчиенко В.А.

В статье рассмотрены цели, приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Приморского края до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития региона»

29 (284) - 2012

Стратегия развития региона

УДК 332.1

АНАЛИЗ

ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

В. А. ТУПЧИЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления E-mail: regek@vzfei.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье рассмотрены цели, приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Приморского края до 2025г.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, приоритет, развитие, прогноз.

Конкурентная среда на товарных рынках Приморского края определяется количеством игроков, уровнем роста рынка и его насыщенностью, степенью дифференциации сырья и исходных материалов, концентрацией и платежеспособностью потребителей, доступностью инфраструктуры, возможностью построения новых сетей дистрибуции и зависимостью от существующих, доступностью информации о ценах, товарах и услугах, наличием барьеров входа на рынки, инновационными разработками в секторах экономики, инвестиционной активностью предпринимателей на территории региона и т. д.

По данным на 01.01.2009 в Приморском крае зарегистрировано 65,8 тыс. предприятий и организаций всех видов экономической деятельности.

Преимущественно предприятия сосредоточены в городских округах (89,3 %). В муниципальных районах находится незначительное количество объектов (10,7 %). По итогам 2008 г. в Приморском крае число вновь зарегистрированных предприятий составило 7 705 (в том числе оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — 36,8 %; организаций, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, — 15 %; предприятий транспорта и связи — 10,2 %, строительства — 8 %, обрабатывающих производств — 6,9 %).

Концентрация экономических субъектов на ключевых региональных рынках представлена в табл. 1.

Приморский край является динамично развивающимся регионом России с достаточно высокой степенью концентрации успешных экономических субъектов. По уровню концентрации экономическое пространство Приморского края представлено широким спектром товарных рынков: от высококонцентрированных (в первую очередь в инфраструктурных секторах) — связь, отдельные виды транс-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*

25

Таблица 1

Концентрация экономических субъектов на ключевых региональных рынках Приморского края, %

Количество Структура валовой

Вид экономической деятельности хозяйствующих субъектов добавленной стоимости

на 01.01.2009 к итогу в 2008 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 3,5 4,2

предоставление услуг в этих областях

Рыболовство и рыбоводство, предоставление услуг 0,9 5,5

в этих областях

Добыча полезных ископаемых 0,3 0,9

Обрабатывающие производства 6,9 8,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,5 4,0

Строительство 8,0 5,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 36,8 22,7

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов

личного пользования

Транспорт и связь 10,2 20,1

Операции с недвижимым имуществом, арендой 15,0 7,8

и предоставлением услуг

Гостиницы и рестораны 2,1 1,0

Финансовая деятельность 1,7 0,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,8 9,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,0 5,4

Образование 3,3 3,8

Предоставление прочих коммунальных, 7,0 1,1

социальных и персональных услуг

порта, тепло- и электроэнергетика, коммунальные услуги, до низко- и умеренно концентрированных рынков — розничной торговли, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, строительства, на которые приходится более 40 % производимого в крае валового регионального продукта.

В промышленности края наиболее развит сектор обрабатывающих производств, в котором выделяются производство пищевых продуктов, машиностроительный комплекс, производство строительных материалов, обработка древесины и производство изделий из дерева, химическое производство (табл. 2).

В ходе проведения административной реформы существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, упрощен порядок регистрации организаций и предпринимателей, сокращен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, что снизило барьеры входа новых участников на рынки. Реализуются меры по снижению административных барьеров и инфраструктурных ограничений для бизнеса, в том числе:

- разрабатываются административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

- реализуются меры по обеспечению информационной открытости деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

- для снижения издержек и упрощения доступа бизнеса к объектам электросетевого хозяйства с 01.01.2009 в крае установлена единая ставка присоединения к электрическим сетям для всех заявителей мощностью до 15 кВт включительно — 550 руб. при ранее действующей ставке 932,7 руб. за один кВт (в январе — июле 2009 г. выдано 1 965 технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям);

- в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 №№159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят закон Приморского края, позволяющий субъектам малого предпринимательства выкупать на льготных условиях арендуемые объекты краевой

26

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

Таблица 2

Позиция Приморского края по индексу промышленного производства различных видов экономической деятельности среди регионов Дальневосточного федерального округа

Индекс промышленного

Вид экономической деятельности производства (2008 г. к 2007 г.), % Ранг

Добыча полезных ископаемых 96,6 6

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 92,3 6

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 107,8 4

Обрабатывающие производства 116,6 1

Производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака 122,7 1

Текстильное и швейное производство 124,3 1

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 145,1 1

Обработка древесины и производство изделий из дерева 92,7 2

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 89,8 8

Химическое производство 101,0 4

Производство резиновых и пластмассовых изделий 112,7 4

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 150,5 1

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 64,7 7

Производство машин и оборудования 87,5 5

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 94,2 6

Производство транспортных средств и оборудования 127,1 1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 102,4 5

или муниципальной собственности площадью до 1 000 м2 с рассрочкой платежа на пять лет.

Сдерживающим фактором развития конкурентных отношений в экономике края являются инфраструктурные ограничения. Для повышения качества услуг жилищно-коммунального комплекса, транспортной доступности, уровня обеспеченности населения и бизнеса края энергоресурсами реализуются мероприятия федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и ее подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Реализация проектов строительства магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» и магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» будет способствовать снижению уровня концентрации рынков топливных ресурсов и нефтехимического сырья.

Уровень развития конкуренции значительно отличается в разных секторах экономики, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития, ценовой ситуацией и ее изменениями. Неравномерное развитие конкуренции требует разработки специальных мер в отдельных секторах экономики.

Миссия Приморского края в Российской Федерации заключается в том, чтобы обеспечить взаимодействие Российской Федерации с Азиатско-Тихоокеанским регионом за счет наиболее продуктивного включения Российской Федерации в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации.

Цель развития Приморского края — повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня жизни.

Основными задачами развития Приморского края являются:

- формирование на базе г. Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- повышение конкурентоспособности транспортной системы Приморского края в транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона;

- повышение производственно-технологического статуса Приморского края и эффективности использования природных ресурсов для развития собственной экономики;

- формирование устойчивых и мобильных коммуникаций с районами азиатского рынка Российской Федерации: зоны сырьевого освоения и индустриальные регионы зоны Дальнего Востока и Сибири (модернизация Транссиба, координация

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

27

развития Приморского края со стратегиями развития субъектов Российской Федерации);

- развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморского края.

На предыдущем этапе развития за Приморским краем была закреплена функция обеспечения безопасности государства, которая диктовала требования к уровню развития экономики региона. Включение Приморского края в народнохозяйственный комплекс страны осуществлялось за счет нескольких секторов: военно-промышленного комплекса (судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение), рыбохозяйственного комплекса, горно-химического производства, транспортного комплекса, лесопромышленного комплекса и др. При этом практически все секторы работали исключительно на внутренний рынок страны. В портфель ресурсов, активно эксплуатировавшихся на предыдущем этапе развития, входили:

- геополитическое положение Приморского края, которое и задавало его специализацию в пространственной организации страны;

- производственные (военно-промышленный комплекс) и перерабатывающие комплексы (рыбопереработка, лесопереработка и т. д.);

- человеческий потенциал (демографический и научно-образовательный).

Экономическая активность на территории Приморского края (как и в целом на Дальнем Востоке) являлась государственной задачей, и поэтому действовали определенные механизмы, направленные на ее поддержание:

- механизмы компенсации удаленности (тарифное регулирование, поясные ценовые коэффициенты);

- механизм государственных централизованных инвестиций;

- механизм формирования миграционного притока в Приморский край.

Отказ государства в начале 1990-х гг. от проведения активной инвестиционной политики на Дальнем Востоке и в Забайкалье привел к тяжелым последствиям для всего макрорегиона и для Приморского края в частности, что выразилось:

- в сворачивании целых видов деятельности (в наиболее сложном положении оказались высокотехнологичные секторы: судоремонт и судостроение, авиастроение, приборостроение);

- в прекращении действия особых механизмов поддержки экономической активности на Дальнем

Востоке и в Забайкалье (за последние 15 лет не было реализовано ни одного значимого в масштабах Российской Федерации проекта, кроме начала реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»;

- в миграционном оттоке населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс дестабилизации экономической и

социальной ситуации на Дальнем Востоке и в Забайкалье совпал с динамичным развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Индии, которые в течение последних 20 лет являются лидерами мирового экономического роста (динамика прироста валового внутреннего продукта Китая и Индии ежегодно составляет 9—10 %).

Синхронизация двух процессов (прекращение активного государственного вмешательства в развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья и динамичное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона) предопределила:

- развитие процесса интеграции регионов Дальнего Востока и Забайкалья (и в частности Приморского края) в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона;

- развитие рыночно ориентированных секторов экономки, прежде всего транспортных услуг и торговли;

- появление возможности формирования новых секторов (переработки сырья, туристической деятельности, логистики и т. д.).

Несмотря на позитивные аспекты социально-экономического развития Приморского края в течение последних нескольких лет интеграция региона в экономическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона происходила в малопродуктивной форме, что выразилось:

- в росте экспорта сырьевых товаров. В экспорте Приморского края 30,4 % занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, 19,3 % — металлы и изделия из них, 21,3 % — древесина и продукция ее переработки (из них 75,7 % — необработанные лесоматериалы);

- в развитии так называемой неформатной торговли: развитие сектора торговли подержанными японскими автомобилями, а также развитие челночной торговли с Китаем. В настоящее время эти сферы подвержены достаточно большому количеству рисков, прежде всего связанных с развитием организованных форматов торговли, с появлением заводов по сборке автомобилей некоторых японских марок на северо-западе России (Toyota, Nissan), с

28

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

2 ООО ООО 1 800 ООО 1 600 ООО 1 400 ООО 1 200 ООО 1 ООО ООО 800 ООО 600 ООО 400 ООО 200 ООО О

2007

2010

2015

2020

2025

Рис. 1. Валовой региональный продукт Приморского края в 2007 и 2010гг. и прогноз до 2025 г., млн руб.

повышением тарифов на перевозку и изменением требований к перевозке;

- в отсутствии технологически развитых секторов, которые за счет передачи процессинговых функций в страны Азиатско-Тихоокеанского региона могли бы воспользоваться экономическим ростом этих стран;

- в росте территориальных диспропорций. В настоящее время в Приморском крае можно выделить три группы муниципальных образований: северные муниципальные образования, преимущественно специализирующиеся на освоении лесных ресурсов края, центральные муниципальные образования, преимущественно специализирующиеся на сельском хозяйстве и пищевой промышленности, южные муниципальные образования, экономика которых наиболее диверсифицирована, но базовым сектором которых являются транспортные услуги и рыбо-хозяйственный комплекс. Наименее инфраструктурно развитыми являются северные муниципальные образования Приморского края, наиболее — южные муниципальные образования Приморского края;

- в неконкурентоспособности нового базового сектора в макрореги-ональном масштабе, что выражается в низкой эффективности работы портов, в технологической отсталости Транссибирской железнодорожной магистрали, в неразвитости автомобильной сети, в слабом уровне развития логистической инфраструктуры.

Закон Приморского края от 20.10.2008 324-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» определил основные направления развития региона по всем направлениям.

Валовой региональный продукт к 2025 г. должен увеличиться в 2,7 раза. В последние годы консолидированный краевой бюджет ежегодно рос примерно на 15 %. Соответственно, вместе с доходами растут и расходы на инфраструктуру, социальную сферу и софинансирование строек к саммиту АТЭС (рис. 1).

Население Приморского края за последние восемь лет, как показывают итоги Всероссийской переписи населения 2010 г., сократилось на 114,8 тыс. чел., или на 5,5 % — до 1 956 426 чел. К 2025 г. предполагается обеспечить постепенное увеличение численности населения, в том числе за счет замещающей миграции (рис. 2). Среднедушевые доходы населения должны возрасти в семь раз (рис. 3).

В перспективе одним из главных условий развития Приморского края станут сохранение и развитие трудовых ресурсов посредством эффективного внутреннего их перераспределения, привлечения и закрепления кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, повышения качества рабочей силы (рис. 4).

2 200 000-

2 150 000

2 100 000

2 050 000

2 000 000

1 950 000-

1 900 000

2007

2010

2015

2020

2025

Рис. 2. Численность населения Приморского края в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025г., чел.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4

29

Рис. 3. Среднедушевые доходы населения Приморского края в 2007 и 2010гг. и прогноз до 2025г., чел.

1 200 000

1 000 000

2007

2020

Рис. 4. Численность занятых в экономике Приморского края в 2007 и 2010гг. и прогноз до 2025г., чел.

4,0' I

3,5'

3,0'

2,5'

2,0'

1,5'

1,0'

0,5' ■ Л

0'

2007

2010

2015

2020

2025

Рис. 5. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению в Приморском крае в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025г.,%

Целью развития социальной инфраструктуры являются создание системы доступного и высококачественного высшего образования, повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, поддержка формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, обеспечения досуга, а также содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения.

Уровень зарегистрированной безработицы в Приморском крае будет продолжать снижаться, достигнув к 2020 г. 1,5% к экономически активному населению. И, согласно стратегии социально-экономического развития Приморского края, этот уровень сохранится к 2025 г. (рис. 5).

Средняя заработная плата населения Приморского края будет постепенно увеличиваться и к 2025 г. должна достигнуть 84 635 руб. (рис. 6).

В некоторых районах Приморского края имеется крайне высокий уровень ветхого и аварийного жилья, а в отдельных регионах — жилья, не отвечающего требованиям сейсмобезопасности. Ключевым направлением решения этой проблемы является масштабное жилищное строительство (рис. 7).

Для создания условий роста объемов нового жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения предусматриваются формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности, внедрение современных технологий строительства жилья в целях снижения себестоимости строительства, переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям, развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипо-

30

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

Рис. 6. Средняя заработная плата в Приморском крае в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025 г., руб.

30,СЬ

25,0

20,0

15,0-

10,0

5,0

0,0

2007

2010

2015

2020

2025

Рис. 7. Средняя обеспеченность населения Приморского края жилой площадью в 2007 и 2010 гг. и прогноз до 2025 г., м2

течного кредитования, совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий.

Инфраструктурные объекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, объекты социальной инфраструктуры — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, жилищное строительство — с применением механизмов ипотечного кредитования с софинан-сированием за счет средств частных инвесторов, заинтересованных в закреплении высококвалифицированных кадров.

Новые экономические и социальные возможности развития Приморского края в условиях усиливающейся глобальной конкуренции связаны с изменением баланса между экономическими

центрами мировои экономики, превращением в ближайшие 10—15 лет Китая и Индии в основные локомотивы экономического развития и появлением новых мировых центров экономического развития в Латинской Америке и Азии.

По прогнозам большинства мировых аналитических институтов, двигнателем мирового экономического роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В условиях этого сценария экономический рост стран Азиатско-Тихоокеанского региона создает для дальневосточных российских регионов несколько возможностей, в том числе:

- диверсификация рынков сбыта.

Сейчас реализуются масштабные проекты по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», освоение Сахалинского шельфа. В результате реализации крупнейших проектов позиции России на рынках (особенно сырьевых) только усилятся;

- выход на устойчивые позиции на средне- и высокотехнологичных рынках.

Стратегической целью развития Приморского края до 2025 г. являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев.

Реализация стратегии социально-экономического развития Приморского края требует решения пяти стратегических задач:

- повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана для развития собственной экономики;

- формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края;

- приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями транспортной системы Азиатско-Тихоокеанского региона;

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоркя ъ тепгкжскл

- формирование на базе Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти стратегические задачи формируют целевой сценарий развития края — сценарий новой индустриализации. Основная характеристика этого сценария — развитие базовых экономических функций, в том числе транзитно-траспортных, формирование новых перерабатывающих комплексов, что позволит получить качественно новую специализацию экономики.

Список литературы 1. Администрация Приморского края (официальный сайт) — http://www. ргтогеку. ги/.

2. АТЭС 2012 Владивосток — http://apec. primorsky. ru/.

3. Доклад губернатора Приморского края на II Тихоокеанском экономическом конгрессе. URL: http://deita. ru/politics/primorskij-kraj_30.07.2007_ 89682_doklad-gubernatora-primorskogo-kraja-na-tikhookeanskom-ekonomicheskom-kongresse-polnyj-tekst. html.

4. Доклад председателя Законодательного Собрания Приморского края «Основные итоги социально-экономического развития Приморского края в 2009 году». URL: http://www. zspk. gov. ru/ files/reports/inf_year_work/doc2009/doc. html

5. О Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года: закон Приморского края от 20.10.2008 № 324-K3.

32

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те -ПР/ГКЖЪХ*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.