УДК 339.137.025+332.025.1
М. В. Белобородов1
СПЕЦИФИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В статье освещаются вопросы развития конкуренции в регионе на примере Приморского края. Приводится краткая характеристика конкурентной среды края и мер по преодолению барьеров ее развития. Выявляется региональная специфика государственного антимонопольного регулирования. Анализируются место и роль территориального антимонопольного органа в лице Приморского УФАС России в развитии экономики края.
Ключевые слова: конкурентная политика, антимонопольное регулирование, Федеральная антимонопольная служба, Приморский край.
Одно из ведущих направлений развития экономики — создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую деятельность и расширяющей ее возможности [4, 9]. Это комплексная задача, решение которой требует совершенствования всех инструментов антимонопольного и экономического регулирования. Для эффективной защиты интересов предпринимательства необходимо устранить административные барьеры, мешающие развитию добросовестной конкуренции, выработать механизмы защиты прав предпринимателей, установить соразмерную ответственность за нарушения в сфере предпринимательской деятельности, что в итоге должно привести к увеличению численности малого бизнеса в экономике к 2020 году до 60-70%.
Первый республиканский орган, осуществляющий функции развития и регулирования рынка, конкуренции и предпринимательства, был образован в 1990 году в лице Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В дальнейшем он сменил несколько названий: Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральная антимонопольная служба. С 9 марта
1 © Максим Владимирович Белобородов, канд. экон. наук, заместитель руководителя Приморского УФАС России, г Владивосток, Приморский край, Россия, E-mail: [email protected]
2004 года данная служба функционирует как самостоятельный орган государственной исполнительной власти, находящийся в
непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.
В Приморском крае территориальный антимонопольный орган, образованный 19 декабря 1991 года, сразу включился в работу по развитию конкуренции, поддержке интересов малого и среднего бизнеса и защиту прав предпринимателей в рамках действующих в тот период времени Законов: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на
финансовых рынках», «О естественных монополиях», «О
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О рекламе», «О страховании», «О банках и банковской деятельности» и многих других.
Впоследствии многие из перечисленных актов были изменены, менялись цели и задачи антимонопольного органа, но неизменной осталась его миссия: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.» [11]
Результаты деятельности антимонопольных органов не заставили себя ожидать. «По данным всемирного обзора по конкуренции, по итогам опроса экспертов, Россия вошла в десятку стран мира по самому быстрому реформированию антимонопольного законодательства; в рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств мира, место ФАС России переместилось с 38 на 32. При этом 80 % работы ФАС России содействует развитию именно малого бизнеса.» [1]
Особенности конкурентной среды на товарных рынках и специфика антимонопольного регулирования Приморья определяются уникальным геостратегическим положением края в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это положение характеризуется, прежде всего, значительной отдаленностью от центра России при наличии удобных транспортных коридоров — Транссибирская магистраль, выход к морю, соседство с КНР, Республикой Кореей, Японией, США.
В крае фиксируется более высокий уровень цен, в сравнении со средним по России, на многие группы товаров, прежде всего, продукты питания первой необходимости, в том числе, овощи и фрукты. В отраслевой структуре экономики региона преобладает сектор
обрабатывающих производств: пищевых продуктов, строительных
материалов, деревообработка, химическое производство, машиностроительный комплекс.
В Приморье преимущественно развиваются: рыбная промышленность, услуги в области морских и железнодорожных грузоперевозок, транспортировка нефтепродуктов и газа, переработка леса, производство строительных материалов и продуктов питания, а также импорт машин, механизмов, товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В соответствии с основными направлениями развития экономики края, территориальный антимонопольный орган в лице Управления Федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю (далее — Управление) формирует портфель инструментов и мер по развитию конкуренции в отдельных отраслях.
Управление регулярно проводит оценку основных показателей социально-экономического развития региона и степени развитости конкурентной среды товарных рынков края, результаты которой представляются в ежегодном докладе «О развитии конкуренции на товарных рынках Приморского края» 1.
Анализируя состояние развития экономики края в 2008-2009 годах, следует отметить, что в целом прирост валового регионального продукта Приморского края за 2009 год составил 1,5 % (при 5,0 % в 2008 г.), наметился рост индекса промышленного производства в добывающих производствах и рыболовстве (на 17,7% и 3,9% соответственно) и сельском хозяйстве (на 9,3%). Однако, имеются тенденции снижения индекса промышленного производства в обрабатывающей промышленности (на 5,5 %), производстве электроэнергии, газа и воды (на 4,6 %), лесозаготовках (на 17,3 %); снижение стоимости внешнеторгового оборота (54,7 % к уровню 2008 года). Оборот розничной торговли по сравнению с 2008 годом снизился на 2,9%, объем платных услуг, оказанных населению, увеличился на 7,5%. В 2009 года рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил 105,9%, реальная заработная плата увеличилась на 3,3%. Наблюдается снижение уровня инфляции до 9,5 % (в декабре 2008 г. — 13,5 %), что
поддерживается низкими темпами роста цен на продовольственные товары — 108,7%, непродовольственные — 110,7%.
1 Ежегодный доклада о развитии конкуренции на товарных рынках Приморского края готовится совместно с Департаментом экономического развития Приморского края и Приморского УФАС России, с использованием статистических данных Федеральной службы государственной статистики, материалов третьего съезда предпринимателей Приморского края и данных Программы «Развитие конкуренции в Приморском крае на 2010-2012 годы».
С мая 2008 года в соответствии с Программой развития Дальнего Востока до 2013 года [10] началось строительство объектов саммита АТЭС 2012 года. В рамках подготовки региона к саммиту происходит модернизация коммунальной инфраструктуры и транспортной сети Владивостока, что позволяет увеличить объемы жилищного строительства. В тоже время, начавшийся мировой экономический кризис привел к снижению уровня жилищного строительства, промышленного производства товаров, падению уровня доходов населения и росту безработицы в крае, что отразилось на экономической ситуации в Приморье в целом. Так, рынок реализации товаров народного потребления снизился на 38 %, импорт машин и механизмов на 92 %, в итоге 45 тысяч людей, задействованных в указанных отраслях, оказались без работы. Часть из них может стать субъектами малого предпринимательства, и им необходима поддержка ФАС России. Очень часто предприниматели на стадии становления сталкиваются с тем, что организации, занимающие доминирующее положение на рынке навязывают невыгодные условия заключения контрактов, органы власти и управления, используя административные рычаги, дают преференции особо «близким» компаниям, в итоге сдерживается возможность развития малого бизнеса. Практика показывает, что в Приморском крае субъекты бизнеса постоянно обращаются с жалобами на энергетические компании. Эти обращения лидируют за последние три года. Проблема настолько остра, что может значительно снизить инвестиционную привлекательность Владивостока.
В 2008 году принята стратегия развития Приморья до 2025 года [7], в которой планируется развитие системы доставки и глубокой переработки нефти и газа, транспортного узла, рыбохозяйственного комплекса, инновационной и энергопроизводственной деятельности. В этой связи особое внимание Управление уделяет работе морских портов. Именно они оказывают влияние на экономику не только края, но и всей России, так как являются важным звеном в транспортной цепочке, соединяющей Азию с Европой. Также необходимо контролировать работу железнодорожных перевозчиков. Существуют компании, деятельность которых кардинально влияет на развитие бизнеса в этой сфере, например, транспортные компании ОАО «Рефсервис» и Владивостокский филиал «Первой Грузовой Компании».
Немаловажным остается борьба с картельными сговорами на рынке нефтепродуктов, продовольственном и фармацевтическом рынках, рынке размещении заказов. Постоянный мониторинг ценовой политики двух крупнейших поставщиков в лице НК «Альянс» и «Роснефть», являющихся аффилированными лицами ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» соответственно, будет способствовать выявлению возможных целенаправленных действий по увеличению стоимости нефтепродуктов на оптовом рынке Приморского края.
В 2008-2010 годах усилиями Управления решались проблемы в разных секторах экономики: страхование, промышленность, госзаказ, сельское хозяйство, медицина, строительство, услуги транспорта, торговля.
В рамках развития процесса консолидации действий всех заинтересованных в совершенствовании конкурентной среды региона сторон, в Управлении с 2008 года действует Общественноконсультативный совет (далее — Совет). Совет призван разрабатывать предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства с учетом экономической ситуации в регионе, а также информировать предпринимателей о наиболее актуальных вопросах конкурентной политики. В состав Совета вошли представители общественных объединений, предприятий городов и районов, Совета предпринимателей и Торгово-промышленной палаты.
Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий Приморского края
Показатель 2008 2009
Число малых предприятий, единиц 25711 26374
Средняя численность работников — всего, включая внешних совместителей и работающих по договорам, тыс. человек 112.3 110.2
Среднесписочная численность работников, тыс. человек 104.2 103.1
Оборот организаций в действующих ценах, млн. рублей 216340.1 150561.6
в том числе: отгружено товаров и услуг собственного производства 61871.5 62131.7
продано товаров несобственного производства 154468.6 88429.9
Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей 1691.3 1567.1
Фонд начисленной заработной платы работников, млн. рублей 14061.3 14630.9
Источник: Данные Примкрайстата на 25 мая 2010 года
В процессе разработки программы «Развитие конкуренции в Приморском крае на 2010 — 2012 годы» [8] общественно-консультативный совет направлял в администрацию Приморского края предложения о мероприятиях по развитию конкуренции на товарных рынках, имеющих приоритетное значение для экономики края, в том числе: в
агропродовольственном комплексе, розничной торговле, розничной
реализации нефтепродуктов, фармацевтической и медицинской отрасли, строительстве, здравоохранении, жилищно-коммунальном комплексе, сфере пассажирских городских и междугородних перевозок.
Малый и средний бизнес является важнейшим сегментом экономики Приморского края, который существенно влиять на социально-экономическое развитие (см. таблицу 1). Доля продукции, производимой малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта увеличивается на протяжении нескольких лет и составляет сейчас 22,3 % (рост более 3,5 % к 2008 году).
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе требует комплексных согласованных действий. Для этого в крае продолжается формирование региональной нормативно-правовой базы. Согласно рейтингу Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» [12] Приморье занимает 3 место по индексу условий для развития малого бизнеса среди субъектов РФ. Этому способствует ряд факторов.
1. Уровень налоговой нагрузки в крае на субъекты малого и среднего предпринимательства снижается и является одним из самых низких на Дальнем Востоке.
2. Представителям бизнеса оказывается постоянная государственная помощь. Принятые в крае целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на 2008-2010 годы» [5] и одноименный закон, предусматривают: субсидирование процентных ставок по кредитам, получение грантов на открытие бизнеса и другие меры поддержки.
3. Работает гарантийный фонд, повышающий доступность банковских кредитов для малого бизнеса в Приморском крае.
4. Создана инфраструктура поддержки малого бизнеса, в том числе, обучения предпринимателей, оказания им юридической, консультативной и финансовой помощи.
Для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Приморском крае представители бизнес-структур приняли резолюцию, которая стала итогом совместной работы бизнеса и власти в рамках III съезда предпринимателей Приморья. Резолюция содержит ряд предложений в адрес госструктур всех уровней в сфере совершенствования законодательства, оптимизации мер государственной поддержки.
Например, Управлению предложено осуществлять постоянный мониторинг исполнения статей 17.1 и 53 ФЗ «О защите конкуренции» в части безаукционного продления договоров на аренду муниципального имущества до 1 июля 2015 года субъектами малого и среднего предпринимательства, а также оказывать правовую поддержку при
заключении договоров с монополистами путем проведения экспертизы этих договоров.
Несмотря на то, что в Приморском крае немало сделано для малого и среднего предпринимательства, существуют проблемы в ведении бизнеса. По оценке экспертов, 88 % предпринимателей малого бизнеса Приморского края работают в условиях развитой и развивающейся конкуренции, и только 11 % работают на низкоконкурентных рынках [2]. Представители предпринимателей считают, что предстоящая реформа социальных платежей увеличит финансовую нагрузку на бизнес и объем отчетности, связанной с необходимостью внесения страховых платежей во внебюджетные фонды, и станет для них губительной.
В числе других факторов, мешающих развитию
предпринимательства Приморья:
- высокие административные барьеры для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов,
- немалые инфраструктурные издержки,
- отсутствие специальных мер развития конкуренции на отдельных рынках,
- недостаточная прозрачность деятельности органов государственной власти края и местного самоуправления,
- отсутствие системы равного доступа потребителей и производителей к информации о товарах и услугах.
С целью устранения излишних административных барьеров Управление регулярно пресекает деятельность органов власти, препятствующих хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2010 году было возбуждено 48 дел по фактам принятия правовых актов, совершения действий органами власти и органами местного самоуправления, результатом которых явилось ограничение конкуренции в той или иной сфере. На 01.12.2010 рассмотрено 45 дел, по большинству дел выданы и исполнены предписания, часть нарушений устранена добровольно, оспаривается в судебном порядке на разных стадиях 5 решений и предписаний. Основные сферы нарушения прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Приморском крае — лесное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство (в том числе деятельность управляющих компаний), общественный транспорт. В качестве нарушителей привлекались к ответственности органы как местного самоуправления (например, администрации г. Владивостока, г. Находки), так и государственной власти (ГИБДД Приморского края, таможенные органы).
Приморское УФАС России постоянно принимает участие в мероприятиях, связанных с развитием конкуренции, даёт комментарии по
вопросам применения антимонопольного законодательства, собирает и анализирует предложения представителей малого и среднего бизнеса. В частности, 25 ноября 2010 года принято участие в работе III съезда предпринимателей Приморья в тематической секции «Энергосбережение и повышение производительности ресурсов — ключ к повышению конкурентоспособности компаний». Участников секции,
преимущественно представителей малого и среднего бизнеса, интересовали полномочия антимонопольного органа в сфере электроэнергетики. По результатам съезда проведена рабочая встреча с представителями ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» по проблемным вопросам электроэнергетики: технологическое
присоединение к электрическим сетям, выявление фактов безучётного потребления, оказание услуг по установке, замене,
перепрограммированию и опломбировке приборов учёта.
Типичные нарушения в сфере подключения к коммунальным сетям — это нарушение установленных законодательством сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение; уклонение (отсутствие ответа) от заключения договора на технологическое присоединение; навязывание невыгодных и необоснованных требований в договоре на технологическое присоединение и/или технических условиях; отказ от заключения договора на технологическое присоединение. Основными причинами нарушений являются:
1. отсутствие выделенного (вне норм Федерального закона «О защите конкуренции») порядка рассмотрения дел по нарушению правил технологического присоединения к коммунальным сетям. В частности, Правила технологического присоединения к электрическим сетям (постановление Правительства РФ № 861) не определяют порядок рассмотрения дел об их нарушении равно как условия привлечения к ответственности за их нарушение. Таким образом, нарушение указанных Правил может рассматриваться только в рамках процедуры и условий Федерального закона «О защите конкуренции»;
2. отсутствие проработанных правил технологического присоединения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, таких как Правила технологического присоединения к электрическим сетям, установленные постановлением Правительства РФ № 861;
3. отсутствие компетентного государственного органа, способного дать заключение о наличии или отсутствии технологической возможности присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения.
В рамках обеспечения доступности муниципального имущества для нужд малого и среднего предпринимательства Управление осуществляет контроль органов государственной власти и местного
самоуправления на предмет соблюдения ими порядка предоставления имущества. В 2010 году возбуждено 12 и на настоящий момент рассмотрено 10 дел по фактам нарушения порядка предоставления имущества в аренду. По фактам незаконной передачи имущества в арбитражный суд подано 11 заявлений о признании недействительными заключенных договоров аренды и возврате имущества в казну, удовлетворено 6 заявлений Приморского УФАС России, и решения по этим делам прошли все судебные инстанции. Соответственно, все заинтересованные субъекты предпринимательской деятельности, в том числе, субъекты малого и среднего предпринимательства, получили доступ к возвращенному имуществу на равных условиях.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Управление выступает органом контроля законности предоставления государственных и муниципальных преференций. В 2010 году согласовано 25 решений органов местного самоуправления о предоставлении муниципального имущества в интересах предпринимателей. Поступило 40 заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере лесозаготовки на действия Управления лесным хозяйством Приморского края, установившего арендные платежи за аренду лесных участков сверх установленных действующим лесным законодательством. По итогам рассмотрения заявлений возбуждено и рассмотрено 17 дел. Все обжалуемые договоры приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, арендные платежи снижены до установленного законом уровня. Решения по указанным делам легли в основу исковых заявлений лесозаготовителей об истребовании переплаченных денежных средств.
В результате действий Управления снижена необоснованная финансовая нагрузка на предприятия, появилась возможность развития материальной базы (за счет высвободившихся финансовых средств), и как следствие, повышения конкурентоспособности предприятий-
лесозаготовителей, осуществляющих деятельность на территории Приморского края.
В Приморское УФАС России на 15.12.2010 поступило 372 жалобы участников размещения заказа, из которых 94 оставлены без рассмотрения в связи с нарушением процедуры. Из 278 рассмотренных жалоб — 104 признаны обоснованными: проведенные аукционы
признаны недействительными и предписано провести новые торги в соответствии с требованиями Федеральных законов «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [6] и «О защите конкуренции» [3] Привлечено к административной ответственности 164 должностных лица государственных и муниципальных заказчиков.
Следует отметить, что 80 % жалоб относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, осуществляющих ремонтно-строительные работы, поставляющих продукты питания, канцтовары, автотранспорт и оргтехнику, а также оказывающих педагогические и консультативные услуги.
По итогам 2010 года Приморским УФАС России планируется проверка государственных и муниципальных заказчиков, на которых наиболее часто поступали жалобы участников размещения заказа, на предмет соблюдения требований ст. 15 Закона «Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов», в соответствии с которым заказчики обязаны не менее чем 10 % и не более 20 % от общего годового объема закупок размещать исключительного для субъектов малого предпринимательства.
В целях защиты интересов государственных и муниципальных образований от действий недобросовестных участников размещения заказа1 предусмотрено занесение такого участника в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года [6, ст. 19]. Однако, из 83 рассмотренных обращений обоснованными признаны — 26. В ходе проведения проверок фактов уклонения было установлено, что, с одной стороны, многие из «недобросовестных участников» являлись предприятиями малого бизнеса с непродолжительным опытом работы или работающими в одиночку на отдаленных территориях. С другой стороны, государственные (муниципальные) заказчики сами были виновны в нарушении процедур размещения заказа.
В рамках реализации требований о необходимости информирования общества о нововведениях антимонопольного законодательства и адвокатирования конкуренции Управление активно осуществляет разъяснительную работу, в том числе, направление соответствующих писем Губернатору, в органы местного самоуправления, руководителям предприятий разных форм собственности. Подробная информация размещается в печатных изданиях «Конкурент», «Золотой Рог»,
«Дальневосточный капитал», на телевизионных каналах РТР, ПТР, информационных агентствах «Дейта.Яи», «Восток Медиа»,
информационном стенде и web-сайте Управления. В качестве примера эффективной работы можно назвать участие сотрудников Управления в научно-практических семинарах, круглых столах, конференциях, симпозиумах, в частности, в работе третьего съезда предпринимателей Приморского края и других мероприятиях, проводимых администрацией края, компаний ООО «Базис», ООО «Инфоцентр» и ведущими вузами края. Только в 2010 году с участием сотрудников Управления проведено 44
1 Недобросовестный участник размещения заказа - победитель торгов, уклоняющийся от заключения контракта, либо с которыми контракты расторгнуты по решению суда.
пресс-конференции и 38 семинаров-совещаний по вопросам применения антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и рекламе, дано более 200 ответов на письменные обращения и свыше 1000 устных консультаций.
Сотрудники Управления принимали активное участие и давали заключения на заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, Наблюдательного совета по антикризисному управлению, Межведомственной комиссии по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления, Приморского рыбохозяйственного совета, Коллегии по вопросам управления и приватизации федерального имущества, Трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, Антикоррупционного комитета при администрации края, межведомственной рабочей группы при прокуроре Приморского края.
Грамотное решение Управлением возложенных на него задач повышает правовую грамотность населения, руководителей предприятий и учреждений разных форм собственности, способствует формированию авторитета антимонопольного органа в целях оперативной и эффективной защиты интересов бизнеса и ограждения предпринимателей от незаконных действий органов исполнительной власти. Реальные действия Управления и твердость позиции при рассмотрении заявлений и жалоб, несомненно, будут способствовать честной конкурентной борьбе, а также снижению коррупционной составляющей. Именно этого добивается Президент России Дмитрий Медведев.
Отмечая место и роль Управления в развитии экономики Приморского края, можно сделать вывод, что в работе имеются сложности — несовершенство российского законодательства, недостаточный уровень квалификации специалистов и технического оснащения информационной сети. 61-е место Приморского УФАС России в рейтинге территориальных управлений свидетельствует о необходимости усилить контроль за рекламой и борьбу с картельными сговорами на продуктовом рынке, рынках реализации нефтепродуктов, медицинских и страховых услуг, а также внедрить систему наложения оборотных штрафов на монополистов. Эти и другие меры помогут Управлению повысить вклад в экономическое развитие Приморья.
В результате чёткого и уверенного развития, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в состоянии поддержать малый и средний бизнес и помочь отечественной экономике стать эффективной.
1. Артемьев И.Ю. Доклад на расширенном заседании Коллегии ФАС России (3 марта 2009 года). ЦКЬ: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news 22536.html
2. Костенко А.И. Доклад на III краевой съезд предпринимателей. — Владивосток, 2010. URL:http://primorye.allbusiness.ru/NewsAM/NewsAMSho w.asp?ID=4033.
3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 05.04.2010) (принят ГД ФС РФ 08.07.2006). Доступ: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 № 662-р (ред. от 08.08.2009). Доступ: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
5. О краевой целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на 2008 — 2010 годы»: Закон Приморского края от 03.12.2008 № 344-КЗ (ред. от 06.10.2010). Доступ: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 03.11.2010) (принят ГД ФС РФ 08.07.2005). Доступ: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
7. О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года: Закон Приморского края от 20.10.2008 N 324-КЗ (Принят Законодательным Собранием Приморского края 02.10.2008). Доступ: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении программы «Развитие конкуренции в Приморском
крае на 2010 — 2012 годы»: Постановление Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 199-па. Доступ: справ.-правовая систем
«КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации (вместе с «Планом мероприятий по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р. Доступ: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»: Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (ред. от 05.10.2010). Доступ: справ.-правовая систем «КонсультантПлюс».
11. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. URL: http://www.fas.gov.ru/about/mission/
12. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России «Индекс ОПОРЫ»: 2007-2008. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». — 72 с. URL: http://www.rosbr.ru/files/publications/QporaResearch-2007.pdf