Тем временем калмыцкий правитель Суртайша решает двинуть свои войска на город Саркоп. Он совершает нападение в тот момент, когда Гулаим со своими сподвижницами отправляется в далекий поход. Льются потоки крови в Саркопе. Коварный завоеватель одерживает победу.
Среди руин мертвого города Гулаим встретила истерзанных горем стариков. Они рассказали о трагической участи беззащитного Саркопа. Именитые мужи города - Саимбет - стрелец, Еримбет -храбрец, Шеримбет - гордец, Баимбет - батыр, а также шесть родных братьев Гулаим, не подняв мечей против врага, трусливо сдались, и трупы их до сих пор лежат в луже крови на растерзание хищным птицам и зверям.
Предатели и трусы жестоко осуждаются в поэме, им нет оправдания. Гулаим отрекается от братьев, оказавшихся изменниками и трусами. Даже прах таких подлецов она отказывается предать погребению, чтобы он не осквернил родную землю. Гулаим клянется на могиле своего отца отомстить за поруганную родину и устремляется в погоню.
Богатырь в эпосе - герой, борющийся за свой народ и родную землю. Эта мысль хорошо передана, например, в обращении Гулаим к девушкам-богатыршам, собравшимся в далекий и трудный поход.
По дороге происходит встреча Гулаим и прославленного хорезмского богатыря Арыслана. Они узнают друг друга. Арыслан хочет поцеловать любимую, но она просит его подождать с сердечными делами, ибо сначала нужно исполнить священный долг перед родиной. Арыслан присоединяется к отряду девушек. Разбив наголову полчище Суртайши, они освобождают родной народ, томившийся в рабстве. Гулаим выходит замуж за Арыслана. Но недолго продолжается их счастье. Арыслан и Гулаим узнают о судьбе Алтынай. Они спешат к ней на помощь. Освободив Алтынай из неволи, они сообща предпринимают новый военный поход, чтобы принести народу драгоценный мир — освободить Хорезм от власти завоевателя Надир-шаха. Наконец враг повержен. Чета героев передает управление страной народным избранникам — представителям каракалпаков, узбеков, туркмен и казахов, населяющих Хорезмский оазис. Девушки-воительницы во главе с Гулаим и Арысланом с победой и славой возвращаются в Саркоп.
Литература
1. Гребёнкина Л. К., Аджиева Е. М., Ерёмкина О В. и др. под ред. В. А. Сластёнина «Методика Воспитательной Работы», 7-е издание, стереотипное. Москва. Издательский Центр «Академия», 2009. С. 3-4.
2. Aragon. Littératures sovietques, Paris, 1955. p. 94.
3. Сорок девушек. На русском языке. 2-е издание: Нукус: «Каракалпакстан», 1983. 55 с.
The economic, political and moral views of Abu Nasr Farabi Akhmedova N.1, Shodmonov M.2, Mamaraimova R.3, Alimkulov S.4 (Republic of Uzbekistan) Экономические, политические и нравственные взгляды Абу Наср Фараби Ахмедова Н. О.1, Шодмонов М. М.2, Мамараимова Р. У.3, Алимкулов С. О.4
(Республика Узбекистан)
'Ахмедова Насиба Очиловна / Akhmedova Nasiba — преподаватель; 2Шодмонов Мирзохид Мухтор угли / Shodmonov Mirzokhid — студент; 3Мамараимова Раъно Усмановна /Mamaraimova Rano — преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования; 4Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли / Alimkulov Sirojiddin — студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье анализируются бесценный вклад Абу Наср Фараби в эпоху средневековья в развитиие гуманизма и философии, его мировоззрения, экономические, политические и нравственные мысли.
Abstract: this article analyzes the invaluable contribution Abu Nasr Farabi in the Middle Ages in the development of humanity and philosophy, his world economic, political and moral thought.
Ключевые слова: Абу Наср Фараби, гуманизм, средневековья, экономика, политика. Keywords: Abu Nasr Farabi, humanism, medieval, economics, politics.
Восточный мыслитель Абу Наср Фараби в эпоху средневековья внёс свой бесценный вклад в развитие гуманизма и философии. В центре его мировоззрения стояли экономические, политические и нравственные мысли. Несколько социально-этических трактатов Фараби посвящены учению об общественной жизни, о бытии. («Книга о достижении счастья», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга о музыке») и т.д. В центре его произведений находится проблема человека, его нравственные качества, его стремление к достижению свободы, к личному и общественному счастью, поиск человеком прекрасного будущего.
По мнению Фараби, цель человеческой жизни - достигнуть счастья, и чтобы преодолеть жизненные трудности, возникшие в обществе, можно с помощью разумного познания. Как говорит Фараби: «Каждый человек чтобы добиться до высшего уровня нуждается в помощи общества, так как сам водиночку он не может достичь этого уровня. Деятельность и задача общества - создать жизненные условия человеку для достижения этой цели». Города - это общество высшей расы, в котором человек становится совершенным. Фараби ещё раз утверждает, что из-за жизненных потребностей люди воссоединяются и создают общество.
Великий учёный гуманист Фараби всегда противостоял такому обществу, которое сдавливали чужие страны и унижали человеческие нравственные качества. Мыслитель всегда призывал людей жить в мире и спокойствии, быть человеколюбивым. «Главной основой воссоединения человека является гуманизм, так как человечество является самым разумным созданием этого мира» [1].
По мнению великого мыслителя, среда, географическое положение, традиции, форма бытия являются немаловажным фактором в усовершенствовании общества.
В своём философском трактате он разделяет людей на разные группы, имея в виду их уровень умственного знания и их интересы к разным навыкам.
Также мыслитель уделяет внимание целомудрию, чтобы придерживаться от разных страстей, потому что страстные желания приводят человека к несчастью.
Мудрость и рассудительность, по мнению Фараби, - самой высшей точкой знания. Мудростью можно добиться великого счастья. Рассудительность тоже является самым ценным качествам. Имеющий эти два нравственных качества человек, когда сталкивается с проблемой, сначала он глубоко рассуждает а потом уже принимает мудрое решение. И мыслитель считает это разумным поступком.
Справедливость в представлении Фараби самый лучший из качеств человек должен вести справедливый образ жизни, ибо это красит человека.
Учитывая всё сказанное, не удивительно, что творчество аль Фараби, особенно его политическая, экономическая и этическая философия, привлекло внимание научной общественности, стало объектом изучения мыслителей разных эпох и вызывает заинтересованность у современных исследователей.
Литература
1. Абдуллаева Ш., Абдуллаева А., Сайитов С. История педагогики. Ташкент, 2008. С. 86.