УДК 1 Ф С.О.КОРИХОНОВ
ББК 87.3
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ ФАРАБИ
Начиная исследование, посвященное антропологии величайшего представителя восточного перипатетизма аль-Фараби, невозможно обойти вниманием историко-культурные и философские традиции, в контексте которых и рассматривается антропологическое учение этого мыслителя. Ознакомление с традицией является ключевым в изучении любой философской или религиозной системы, так как именно она и обеспечивает правильность того или иного ракурса обзора и всего многообразия красок ее палитры. Для того, чтобы избежать некоторых ошибок, на наш взгляд необходимо обратится к основным истокам возникновения антропологических учений средневековых персидско-таджикских мыслителей.
Однако, прежде чем рассмотреть некоторые аспекты персидско -таджикской философии эпохи средневековья, хотим отметить, что первые представления о человеке возникали еще за долго до самой философии. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государсттвах Древнего Востока, в том числе и в Иране и Средней Азии.
В связи с этим можно увердить, что средневековая персидско-таджикская философия как логическое продолжение этих учений и как особый исторический тип философии, существовала в течение многих столетий в условиях всевластия религии. Её зависимость от религии отразилась на ее содержании, характере обсуждающийся основных проблем в целом, и проблемы антропологии в частности.
В отношении общего теоретического базиса средневековой персидско -таджикской философии можно отметить, что наряду с другими источниками она основана и на кораническую антропологию: «Когда поднимается вопрос о коранической концепции человека, -пишет Р.Ю.Рахматуллин, - нужно имеет в виду, что Коран не является учебником антропологии, призванным объяснять биологические, этнографические, психические и социальные качестве человека. Коран, прежде всего, религиозно-законодательная книга. И его главным назначением является указание, как жит человеку от рождения до смерти».
Имя и творческое наследие Абу Насра аль-Фараби хорошо известны исследователям философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока в истории средневековой философии. Аль-Фараби оставил после себя огромное наследие, изучаемое исследователями как Запада, так и Востока, по-разному интерпретируемое ими на протяжении уже более чем одиннадцати веков. Однако особое значение его творческое наследие имеет в Центральной Азии.
Интерес к философскому наследию аль-Фараби проявили еще при его жизни. О жизни и деятельности аль-Фараби, его философских воззрениях, отношении к древнегреческой философии можно найти определенную информацию в «Татимат сиван-ул-хикма» («Завершение хранилища мудрости») Абдулхасана Байхаки (12 в.), «Таърих-ул-улама» («История мудрецов») Ибн Кифти (12 в.) «Нигористони Гаффари» («Гафаров сад») Казвини (17 в.), «Кашф-уз-зунун» («Раскрытие мнений») Хаджи Халифы (17 в.) и т.д.
В зарубежных исследованиях обращение к наследию Абу Насра аль-Фараби связано с изучением как исламской- философии в целом, так и с сопоставлениями христианской и исламской средневековой философии. Однако говорить о том, что на Западе существует школа фарабиеведения или фарабиеведческое направление в философии, было бы не совсем верно, там эта область философских исследований не стала самостоятельной отраслью.
В странах Западной Европы исследование философских взглядов аль-Фараби велось в соответствии с европоцентристской парадигмой, согласно которой аль-Фараби - простой эпигон и комментатор Платона, Аристотеля и Плотина. Тем не менее, именно европейские исследователи внесли большой вклад в изучение творческого наследия мыслителя.
Среди них можно выделить исследовательские работы Ф.Дитерици (6), М.Штейншнейдера (7), Лейа (3), Е.Ж.Розенталя (8). Основной заслугой названных европейских исследователей является то, что через их работы научная общественность европейских стран познакомилась с философским наследием средневекового мусульманского философа, в частности с его социально-политическими воззрениями. Это дало им возможность выявить влияние идей аль-Фараби не только на последующих мусульманских философов, но и на идеи и воззрения мыслителей средневековой Европы и Европы эпохи Возрождения. Кроме того, исследования этих авторов еще раз доказывают, что философия как теоретически обоснованное мировоззрение, в общем, и социально-политическая и этическая ее проблематика в частности, была более развита на средневековом Востоке, нежели на средневековом Западе. Советские исследователи творчества аль-Фараби и ныне таджикские ученые по достоинству оценили вклад вышеуказанных европейских исследователей в фарабиеведение, но при этом смогли развенчать односторонние высказывания и оценки, данные философии аль-Фараби вообще и его политико-этическому учению в частности. Так, например, высказывание Е.Розенталя о том, что «политическая философия мусульман, особенно концепция аль-Фараби, полностью заимствована у древнегреческих мыслителей» (8) подчеркивает европоцентристский подход этого автора в исследовании проблем мусульманской философии. Кроме того, в связи с тем, что эти исследования были одними из первых в европейской науке, они не дают полного и основательного анализа проблем гражданской философии аль-Фараби. Основной упор в этих исследованиях делался на рассмотрение учения аль-Фараби о добродетельном городе, тогда как его взгляды относительно проблем человека освещались недостаточно.
Нельзя недооценить вклад советских ученых в изучение и исследование философии аль-Фараби. Обзор этих работ, выпущенных до 70 годов прошлого века, приведен в работе Лунина Б.В. Различным аспектам его философии посвятили свои труды А.А.Абдурасулов, М.К. Арипов, Г.С.Курмангалиев, М.С. Бурабаев, С.Н.Григорян, А.Х.Касымжанов, А.А. Касымжанова, Н.С. Кирабаев, А.Н.Таукелев, Г.С.Сапаргалиев, М.М.Хайруллаев (3).
С.Н.Григорян в своих работах рассматривает идейные источники формирования взглядов аль-Фараби, эволюцию его философских воззрений - онтологических и гносеологических. Автором дается общая характеристика и общественно-политическим взглядам аль-Фараби. И хотя эта характеристика носит обобщенный и фрагментарный характер, тем не менее, это не умаляет значения работ С.Н.Григоряна, особенно если учитывать, что они были первыми исследованиями в области фарабиеведения в СССР.
Огромный вклад в изучение и исследование философского и, в частности, общественно-политического наследия аль-Фараби внес М.И.Хайруллаев. Им рассмотрены и проанализированы почти все аспекты философии аль-Фараби - от его метафизики и физики до его политико-этического учения. Кроме того, автор проделал значительную работу по выявлению последующего влияния философии аль-Фараби не только на развитие средневековой мусульманской философии, но и на развитие философских воззрений западноевропейских философов. Кроме того, в отличие от других исследователей М.М.Хайруллаев выделил роль аль-Фараби в развитии естественных и точных наук.
А.Х.Касымжанов в своих работах рассматривает, наряду с общефилософскими воззрениями аль-Фараби, его политические, этические и эстетические взгляды. Так как исследование политических и этических взглядов аль-Фараби не стали объектом специального исследования, А.Х.Касымжанов дает им общую характеристику, не вникая в детали названных проблем. Интересны его идеи об общей сущности и направленности политического и этического учения мыслителя.
Общественно-политическая и нравственно-этическая проблематика философии аль-Фараби рассмотрена и в работе А.А.Касымжановой «Обоснование политической науки в наследии Абу Насра аль-Фараби». Однако, на наш взгляд, в указанной работе собственно общественно-политические воззрения аль- Фараби и вообще его гражданская философия растворена среди других рассматриваемых автором проблем.
Особенно в Казахстане интерес к изучению различных аспектов философского наследия аль-Фараби был очень высок.
Заметим, что исследование творческого наследия Абу Насра аль-Фараби в Казахстане началось в 1960-е гг. по инициативе известного в Казахстане ученого Акжана Машани аль-(Машани) (5). Машани первым в казахстанской науке обратил внимание на изучение энциклопедического
наследия средневекового мыслителя, которое для казахстанских исследователей олицетворяет собой глубинные корни казахской культуры, ее тюркские и исламские истоки, духовно-нравственное содержание.
Казахстанские ученые на протяжении всей истории фарабиеведения делали предметом рассмотрения разные грани энциклопедического творчества средневекового мыслителя. Результаты этой многолетней научной деятельности предстали не только в виде изданных на казахском и русском языках произведений аль-Фараби, но и в виде фундаментальных монографий и разнообразных научных и научно-популярных статей, сборников материалов международных и республиканских конференций.
В казахстанской философии сложилось и завоевало прочные позиции одно из ее ведущих историко-философских направлений - фарабиеведение, имеющее свои традиции и сложившуюся школу. Вокруг наследия мыслителя, сформировавшегося под влиянием великих философских систем древнего мира, воплотившего в своем творчестве общечеловеческие идеалы добра, справедливости, истины и красоты, объединились разные исследователи, каждый со своим неповторимым почерком, с собственными подходами и акцентами.
В Таджикистане также как и в Казахстане многие исследователи истории философии Ближнего и Среднего Востока занимались и занимаются изучением творческого наследия аль-Фараби. Большой вклад в исследование философского учения мыслителя внесли такие таджикские ученые как Б.Г.Гафуров, А.М.Богоутдинов, А.М.Джахид, М.Диноршоев, З.М.Диноршоева, Х.Д.Додихудоев, Р.Джураев, Н.З.Идибеков, Р.С.Комилов, А.А.Шамолов (8) и др.
Среди указанных работ таджикских исследователей особенно, следует подчеркнут диссертационную работу З.М.Диноршоевой «Гражданская философия аль-Фараби» где автор переосмысливая социально-философского учения мыслителя с учетом современных реалий и новой методологии исследования историко-философского процесса, выявляет теоретической и практической значимости основных принципов социальной философии аль-Фараби и определяет ее значения для решения современных социально-политических и нравственно духовных проблем.
Исследование З.М.Диноршоевой и вышеуказанных зарубежных и отечественных авторов, на наш взгляд, отличается глубоким анализом, детализацией, системностью и, несмотря на то, что их работа не является специальным исследованием философских воззрении аль-Фараби, ими дан обстоятельный анализ онтологических, гносеологических, социально-политических и этических идей философа (9).
Наша основная задача исследования в дальнейшем заключается в том, чтобы опираясь на результаты, полученные современными исследователями по проблеме человека, и на анализ творческого наследия Абунасра аль-Фараби, реконструировать целостную концепций человека и его мировоззрении.
Антропология аль-Фараби в целом включая концепцию происхождения и сущности человека, психофизическую природу человека, сущности и генезиса души и тела человека, его интеллектуальную природу, нравственные и духовные основания бытия человека, проблемы добра и зла в системе человеческой нравственности, его свободы воли и предопределении, вопросы счастья и добродетели, аффекты души, общественной природы человека и т.д. носит сугубо метафизический характер;
Основой для выводов аль-Фараби в его антропологии стали идеи о том, что человек является высшим творением. Вопреки идеи Ницше о том, что «человек не является биологическим совершенством», «человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное», в философии аль-Фараби человек физический и биологический создан совершенным, и поскольку знание и добродетели приобретаются в ходе формирования и совершенствование сознания человека, его сознание в начале пути - не совершенное. Для создания гармонии между духовным и физическим началом человека, он должен путем приобретения добродетелей совершенствовать свой характер.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гафуров, Б.Г. Аль-Фараби в истории мировой культуры. - М.,1972. - 180 с. / Б.Г.Гафуров, А.Х. Касымжанов//Абу Наср аль-Фараби и его время / Б.Г.Гафуров, А.Х.Касымжанов //Избранные труды. М., 1985. - С. 504-5015; Богоутдинов, А.М. Очерки по истории таджикской философии / А.М.Богоутдинов.- Сталинабад, 1961. - 65 с.; Диноршоев, М.Д. Аль-Фараби в истории таджикской философии / М.Д.Диноршоев //Известия АН РТ. Серия: философия и прововедение. - 2001. - № 14. - С. 55-65. / М.Д. ДиноршоевАль-Фараби и развитие таджикской философии / М.Д.Диноршоев
//Наследие аль-Фараби и мировая культура. - Алматы, 2001. - 475 с. / Диноршоев, М.Д. Дар бораи фалсафаи Абунасри Форобй / М.Д.Диноршоев // Фалсафа дар ахди Сомониён. - Душанбе, 1999. -С.81-103.
2.Диноршоева, З.М. Гражданская философия аль-Фараби. Диссерт. докт. филос. Наук /
3.М.Диноршоева. - Душанбе, 2006. - 304 с.
3.Касымжанова, А.А. Обоснование политической науки в наследии Абу Насра аль-Фараби / А.А. Касымжанова.- Алмааты, 1998. - 233 с.; Хайруллаев, М.М. Абу Наср аль-Фараби. - М., 1982. - 304 с.; / Хайруллаев, М.М.// Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. - Ташкент, 1967. - 354 с.; / М.М.Хайруллаев. Фараби. Эпоха и учение. - Ташкент, 1975. - 352 с.
4.Лей, Г. Очерки истории средневекового материализма / Г.Лей. - М., 1962. - 587 с.
5.Машанов, А.Ж. Исследование трудов Фараби в Казахстане / А.Ж. Машанов// Возвращение Учителя. О жизни и творчестве Фараби. - Алма-Ата. 1975. - С. 105-107.
6.Dieterici, F. Al-Farabi. Kitab ara-ahl-al-madinah / F.Dieterici.- Leiden. 1904. - 640 р. 7.Steinschyeider, M. Al-Farabi der arabischen. Philosophen. Leden und Schriften. 1802. - 273 р. 8.Rozenthal, E.J. Position of politics in philosorhy of А№огоЫ / E.J. Rozenthal//Islamuc culture. 1953. -№ 5. - 157 р.
REFERENCES:
1.Gafurov, B.G. Al-Farabi in the History of World Culture. - M., 1972. - 180 p. / Gafurov, B.G. Kasimdzhanov, A.Kh. Abu Nasr al-Farabi and his Time / B.G.Gafurov, A.Kh.Kasimzhanov // Selected Works. - M., 1985. - P. 504-515; Bogoutdinov, A.M. Essays on the History of Tajik Philosophy / A.M.Bogoutdinov.- Stalinabad, 1961. - 65 p.; Dinorshoev, M.D. Al-Farabi in the History of Tajik Philosophy / M.D.Dinorshoev // Tidings of RT AS. Series of Philosophy and Law Knowledge. - 2001. -№ 1-4. - P. 55-65. / M.D. Dinorshoev. Al-Farabi and the Development of Tajik Philosophy / M.D.Dinorshoev // Al-Farabi's Heritage and World Culture. - Almaty, 2001. - 475 p. / Dinorshoev, M.D. Some Viewpoints Concerned with Abunasri Forobi's Philosophy / M.D.Dinorshoev // Philosophy in Samanids' Dynasty. - Dushanbe, 1999. - P.81-103.
2.Dinorshoeva, Z.M. al-Forobi's Civil Philosophy. Doctoral dissertation in philosophy / Z.M.Dinorshoeva. - Dushanbe, 2006. - 304 p.
3.Kasymzhanova, A.A. Political Science Substantiation in Abu Nasr al-Forobi's Heritage / A.A. Kasymzhanova .- Almaty, 1998. - 233 p.; Khairullaev, M.M. Abu Nasr al-Forobi. - M., 1982. - 304 p.; / Khairullayev, M.M. Forobi's Worldview and its Significance in the History of Philosophy. - Tashkent, 1967. - 354 p.; / M.M. Khairullaev. Forobi. Epoch and Doctrine. - Tashkent, 1975. - 352 p.
4.Lei, G. Essays on the History of Medieval Materialism / G. Lei. - M., 1962. - 587 p.
5.Mashanov, A.Zh. The Study of Forobi's Works in Kazakhstan / A.Zh. Mashanov // Return of the Teacher. About the life and work of Forobi. - Alma-Ata. 1975. - P. 105-107.
6.Dieterici, F. Al-Farabi. Kitab ara-ahl-al-madinah / F.Dieterici.- Leiden. 1904. - 640 p. 7.Steinschyeider, M. Al-Farabi der arabischen. Philosophen. Leden und Schriften. 1802. - 273 p. 8.Rozenthal, E.J. Al-Frobi / E.J. Rozenthal // Islamic culture. 1953. - № 5. - 157 p.
Дарацаи омузиши масъалаи инсоншиносии Форобй
Вожа^ои калидй: осор, ацоид, андеша, тауцицот, худошиноси, сиёсат, ахлоц, маънавият Мацола фарогири масоилест, ки дар он тауцици осори Фороби чи аз цониби донишмандони Шарц ва чи Гарб мавриди барраси царор гирифтааст. Муаллифи мацола таъкид медорад, ки эцодиёти Абунасри Фороби хосса дар Осиёи Миёна мавриди пажууиш ва омузиши бештаре царор доштааст. Дар олами Гарб бошад, омузиши афкори фалсафии Фороби монанди парадигмаи марказуои аврупои аст ва бино бар ин тауцицот метавон уадс зад, ки А. Фороби шореуи осори Афлотун, Арасту ва Плотин мебошад. Афзун бар ин, метавон иброз дошт, ки мауз пажууишгарони гарбй дар тауцици осори ин донишманди беназир нацши босазое доштаанд. Аз цониби дигар дар мавриди омузиши афкори фалсафи, бахусус, ацоиди цамъиятиву сиёсии А. Фороби зауматуои мууаццици соуибназар М. И. Хайруллоев шостаи таъкид хощд буд, ки дар тащиц ва таулилу тацзияи тамоми осори ин мутафаккири бузург, шуруъ аз андешацои метафизикиву физики то ацоиди фалсафиву сиёсии у назаррас аст. Дар тауцицоти файласуфи тоцик З.М. Диноршоева бошад баробари ацоиди фалсафии Фороби андешауои сиёси ва ахлоциву зебоипарастии мутафаккир мавриди пажууиш царор гирифтаанд...
Степень изученности проблемы антропологии Фараби
Ключевые слова: наследие, направление, воззрения, исследование, онтология, гносеология,
политика, этика, духовность Статья посвящена изучению наследия Аль-Фараби исследователями как Запада, так и Востока. Указывается на особую значимость его творческого наследия в Центральной Азии. Отмечается большой вклад европейских исследователей в изучении творческого наследия мыслителя, несмотря на то, что в странах Западной Европы исследование философских воззрений аль-Фараби велось в соответствии с евроцентристской парадигмой, среди исследователей, изучавших наследие мыслителя, выделяется имя М.И.Хайруллоева, который в своих работах выявил влияние воззрений аль-Фараби на развитие как мусульманской, так и западно- европейской философии.
По мнению соискателя, среди указанных работ таджикских исследователей особенно, следует подчеркнут диссертационную работу З.М.Диноршоевой «Гражданская философия аль-Фараби», где автор переосмысливая социально-философские учения мыслителя с учетом современных реалий и новой методологии исследования историко-философского процесса, выявляет теоретическую и практическую значимость основных принципов социальной философии аль-Фараби и определяет ее значения для решения современных социально-политических и нравственно- духовных проблем.
The Degree of the Problem Dealing with Forobis Anthropology Having Been Studied for Today
Key words: heritage, direction, views, research, onthology, gnoseology, politics, ethics, spirituality
The article dwells on the study of Al-FarabVs heritage by researchers of both the West and the East. It is pointed to the special importance of his creative heritage in Central Asia. An emphasis is laid upon a great contribution of European researchers into the study of the creative heritage of the thinker, despite the fact that in Western European countries the study of philosophical views of al-Farabi was conducted in accordance with the Eurocentric paradigm, among the researchers who studied the heritage of the thinker is there the name of M.I. Khairulloyev, whose works revealed the influence of al-Farabi's views on the development of both Muslim and Western European philosophy.
In conformity with the authors opinion among these works of Tajik researchers, especially the dissertation work by Z.M.Dinorshoyeva "Civil Philosophy of al-Farabi" where the author rethinking the philosopher's social-philosophical tenets and taking into account modern realias and a new methodology for studying the historical-philosophical process, reveals the theoretical and practical significance of the basic principles of al-Farabi's social philosophy and determines its importance for solving contemporary socio-political and moral spiritual problems m.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Цорихонов Саидващосхон Олимхонович, муаллими кафедраи сиёсатшиносй ва фарщнгшиносии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, шщри Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторе:
Корихонов Саидваккосхон Олимхонович, преподаватель кафедры политологии и культурологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, город Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:
Korikhonov Saidvakkoskhon Olimkhonovich, assistant of the department of politics and cultural studies under Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]