Научная статья на тему 'Идея счастья и пути его достижения в учении Аль-Фараби'

Идея счастья и пути его достижения в учении Аль-Фараби Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4993
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / PERSON / СЧАСТЬЕ / HAPPINESS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / РАЗУМ / REASON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна

В статье анализируются своеобразное решение проблемы счастья и современность философских воззрений великого философа ученого Абу Насра Фараби. Освещены взгляды о счастье и о путях его достижения в учении великого мыслителя Востока, видевшего человеческое счастье в гармонии с общечеловеческим и исходившего из убеждения, что счастье составляет главную цель человеческой деятельности. Путь к этому наука и воспитание. Рассмотрены место и значение учения великого мыслителя в духовном прогрессе общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея счастья и пути его достижения в учении Аль-Фараби»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

THE IDEA OF HAPPINESS AND WAY OF HIS ACHIEVEMENT IN THE DOCTRINE AL-FARABI Eshonqulova N.A. (Republic of Uzbekistan) Email: Eshonqulova329@scientifictext.ru

Eshonqulova Nurjahon Abdujabbarovna - Senior Teacher,

DEPARTMENT OF THE SOCIAL HUMANITIES, CHEMICAL AND METALLURGICAL FACULTY, NAVOIY STATE MINING INSTITUTE, NAVOIY, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article the original solution of the problem of happiness and the modernity of the philosophical views of the great philosopher of the scholar Abu Nasr Farabi are analyzed. The views on happiness and on the ways of achieving it in the teachings of the great thinker of the East, who saw human happiness in harmony with the universal man and proceeded from the belief that happiness constitutes the main chain of human activity, are illuminated. The way to this is science and upbringing. The place and significance of the great thinker's doctrine in the spiritual progress of society are considered.

Keywords: person, happiness, society, spirituality, reason.

ИДЕЯ СЧАСТЬЯ И ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ В УЧЕНИИ

АЛЬ-ФАРАБИ Эшонкулова Н.А. (Республика Узбекистан)

Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, химико-металлургический факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются своеобразное решение проблемы счастья и современность философских воззрений великого философа ученого Абу Насра Фараби. Освещены взгляды о счастье и о путях его достижения в учении великого мыслителя Востока, видевшего человеческое счастье в гармонии с общечеловеческим и исходившего из убеждения, что счастье составляет главную цель человеческой деятельности. Путь к этому -наука и воспитание. Рассмотрены место и значение учения великого мыслителя в духовном прогрессе общества.

Ключевые слова: человек, счастье, общество, духовность, разум.

В течение исторического развития человечества сформированы различные взгляды, учения о сущности счастья и о путях его достижения. Этому можно привести множество примеров в истории философского мышления. Если в некоторых учениях продвигалась идея достижения счастья только одного человека, то в других дается мысль о счастье общества в целом. В том смысле своеобразным решением проблемы счастья и современностью взглядов отличаются воззрения великого философа ученого Абу Насра Фараби, видевшего человеческое счастье в гармонии с общечеловеческим.

В трактатах, написанных в последний период жизни мыслителя, из которых важнейшие — «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга изучения общества», «Добродетельные нравы» и «Трактат о достижении счастья», Ал-Фараби исходил из убеждения, что счастье составляет главную цель человеческой деятельности. Путь к этому -наука и воспитание. Мыслитель описывает счастье подобным образом: «Что касается стремления, исходящего из ощущения или воображения, - оно встречается равным образом у всех остальных живых существ. Реализация первых умопостигаемых объектов интеллекции в человеке является его первым достижением. Они ему даны только с целью

послужить ему для того, чтобы он мог достигнуть своего наивысшего совершенства. Это -счастье. Оно состоит в том, что человеческая душа поднимается до такого совершенства бытия, что она больше не нуждается для своего существования в материи... Счастье - это добро, искомое ради самого себя; к нему никоим образом и никогда не стремятся, чтобы добиться чего-то другого. И по ту сторону (счастья) не находится ничего более значительного, чего бы человек не мог достигнуть. Добровольные действия, помогающие достижению счастья - это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их, - это добродетели. Последние - это добро, установленное не ими самими, но с целью счастья. Действия, которые мешают (достижению) счастья, являются плохими или уродливыми действиями...» [1].

«По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения наивысшего совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в некоем сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он испытывает потребность. При этом каждый человек по отношению к другому находится точно в таком же положении. Вот почему лишь через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе» [2]. Идея о том, что достижение благополучия отдельным человеком возможно через достижение благополучия общества в целом, является одной из центральных тезисов философии Аль-Фараби. Человек в одиночестве, не вступая в отношения с другими, не может прожить счастливую жизнь. Человек свое счастье видит в счастье своих близких, друзей и детей. Люди при удовлетворении своих потребностей и осуществления мечты достигают счастья благодаря сотрудничеству и взаимопомощи с другими людьми. Эта его идея приобретает особую актуальность в переходный период развития общества, когда рушатся прежние ценности, ослабевает экономика, и становятся явно выраженными

Счастье достижимо в земной жизни. Правда, «абсолютное добро», как и совершенное счастье, наступает тогда, «когда устранено всякое зло и человеческая душа и разум сливаются с мировым деятельным разумом... являющимся вечным... Души, достигшие счастья... соединяются друг с другом, что ведет к возрастанию добродетельных качеств, которые служат для последующих поколений. И каждое поколение оставляет после себя нечто такое (в форме достигшей счастья души), что сливается в общее счастье, пополняя его и облегчая жизнь потомков». Аль-Фараби под счастьем подразумевает достижение при помощи разума и науки такого уровня духовной культуры, которая после смерти отдельного человека или целого поколения могла бы служить человечеству.

Значит, обобщая мысли просветителя, можно сказать, что для достижения мирового счастья человек, прежде всего, должен быть благодетельным (верующим), глубоко изучив науки, усвоить теоретические знания, развивать в себе рожденные качества, стремится в течение своей жизни к еще лучшим качествам, не только усвоить одно из профессий, но и стать его опытным мастером.

Аль-Фараби в своем учении выдвигает идею о силе знания, высказывает убежденность в том, что каждый человек активен и свободен в своих действиях, что каждый может стремиться к знанию, добродетели и счастью и что все люди равны по рождению.

Сопоставляя отмеченные задачи государственной программы по воспитанию гармонично развитой личности в современном Узбекистане с вышеуказанными мыслями Аль-Фараби, следует сделать вывод, что идеи просветителя созвучны со временем, несмотря на пройденные века, не потеряли своей актуальности и ценности, и могут служить путеводной программой для будущего человечества и для его счастья.

Список литературы /References

1. Дик Н.Ф., Дик П.Ф. Хрестоматия по культурологии (Аль-Фараби. Избранные трактаты / Перевод с арабского. Алматы, 1994).

2. Абу Наср Фараби. «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» (на узбекском языке). Ташкент, 1993. С. 186.

SOCIAL PARTNERSHIP AS SPECIAL TYPE OF INTEGRATION

OF EDUCATION, SCIENCE AND PRODUCTION 1 2 Yusupova F.Z. , Hudoyberdiyeva A.H. (Republic of Uzbekistan)

Email: Yusupova329@scientifictext.ru

1Yusupova Feruza Zayirovna - Senior Teacher; 2Hudoyberdiyeva Anorabonu Hayotovna - Assistant, DEPARTMENT OF THE SOCIAL HUMANITIES, CHEMICAL AND METALLURGICAL FACULTY,

NAVOIY STATE MINING INSTITUTE, NAVOIY, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the role of social partnership in the sphere of higher technical education - the joint activity of science, education and production institutions that provides training for competitive and mobile professionals in the labor market. The social partnership of technical universities as a special kind of integration of education, science and production is interested in achieving the overall goals of ensuring intensive development of all subjects of interaction and is oriented on ensuring on the basis of equitable cooperation a balance of social and economic interests of all its participants. Keywords: modernization, social partnership, interaction.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД ИНТЕГРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА 12 Юсупова Ф.З. , Худойбердиева А.Х. (Республика Узбекистан)

1 Юсупова Феруза Зайировна - старший преподаватель; 2Худойбердиева Анорабону Хаётовна - ассистент, кафедра социально-гуманитарных наук, химико-металлургический факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется роль социального партнерства в сфере высшего технического образования - совместной деятельности учреждений науки, образования и производства, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных и мобильных на рынке труда специалистов. Социальное партнерство технических вузов как особый вид интеграции образования, науки и производства заинтересовано в достижении общих целей обеспечения интенсивного развития всех субъектов взаимодействия и ориентировано на то, чтобы на основе равноправного сотрудничества обеспечить баланс социально-экономических интересов всех его участников.

Ключевые слова: модернизация, социальное партнерство, интеграция.

В годы независимости в Узбекистане с развивающейся рыночной экономикой активно протекает процесс формирования и функционирования социального партнерства - нового типа социально-трудовых отношений. Модернизация образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, а это, в свою очередь, невозможно без

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.