которого лыжник может быстро подобрать мазь. Этот прибор представляет собой деревянную призму с тяжелым сердечником внутри. Каждая грань призмы - это маленькая лыжа. Каждые два полозка необходимо смазать мазью под определенным номером. Затем надо протянуть призму по снегу. Она скользит на рейках-полозках. Маленький очень чувствительный динамометр отмечает, какое усилие потребовалось, чтобы сдвинуть призму с места, и каково усилие, затраченное для равномерного скольжения. Так можно быстро выбрать наилучшую мазь.
Использование подобной информации на уроках физики не только активизируют мышление учашдхся, но и способствует их заинтересованности предметом.
Литература
1. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Использование законов отражения сказочными героями // International Scientific Review, 2016. № 8 (18). P. 76-77.
2. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Развитие критического мышления учащихся на уроках физики с помощью поиска физических ошибок в художественных произведениях // Вестник современной науки: Научно-теоретический журнал / гл. ред. Е. Ф. Попова. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. Спецвыпуск по итогам II Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии: теория и практика». С. 23 - 25.
3. Пустынникова И. Н., Юдина В. С., Клыкова Н. В. Активизация познавательной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. С. 58 - 62.
4. Снегирев Г. Чембулак. М.: Детская литература, 2005. 16 с.
5. Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М.: Школьная Пресса, 2002. 128 с.
The heroic epic "Forty girls" ("Kirk Kiz") as a cultural and historical phenomenon of education Naimova Z. (Republic of Uzbekistan) Героический эпос «Сорок девушек» («Кырк кыз») как культурно-исторический феномен воспитания Наимова З. К. (Республика Узбекистан)
Наимова Зухра Кайратдиновна /Naimova Zuhra — ассистент, преподаватель, кафедра педагогики и психологии, педагогический факультет, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена непреходящей ценности духовной жизни Узбекистана, которая на протяжении тысячелетий остается бесценным источником воспитания молодежи. Каракалпакский героический эпос «Сорок девушек» представляет собой одно из ярких явлений народной поэзии. В ней нашла своё отражение вера народа в свою мощь, в светлое будущее. Жизнеутверждение молодежи на основе памятников народного творчества - одно из основных качеств этой статьи. Abstract: the article is devoted to the enduring value of the spiritual life of Uzbekistan, which for thousands of years is an invaluable source of education of youth. Karakalpak heroic epic "Forty girls" is one of the brightest phenomena of folk poetry. It was reflected people's belief in its power, in the bright future. Affirmation of life of young people on the basis offolk art monuments - one of the main qualities of this article.
Ключевые слова: Саркоп, Миуели, Аллаяр, Гулаим, Сарбиназ, Арыслан, Алтынай, Отбасар, Журын-таз, Суртайша, Надир-шах.
Keywords: Sarkop, Miueli, Allah Yar, drone Sarbinaz, Aryslan, Altynay, Otbasar, Zhuryn-basin, Surtaysha, Nadir Shah.
Любая деятельность становится продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание как деятельность педагога. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по-разному.
Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна
пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.
В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.
Мы знаем, что подходы к определению понятия «воспитание» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и.т.д. Основой воспитания и сегодня являются общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению человеком определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта [1, с. 3-4].
Все вышеперечисленное можно также встретить в памятниках каракалпакского народного творчества. Оно очень положительно влияет на становление личности. Тому примером могут служить исторические факты, как народное творчество развивало в деятельности общественных и государственных деятели, представителей науки и культуры, медицины, военных, строителей, а также всех представителей общества Узбекистана, общечеловеческие качества.
Таким образом, памятники каракалпакского народного творчества можно рассматривать как культурно-исторический феномен и метод воспитания не только общества Узбекистана, а также можно практиковать в методике воспитания педагогики всего мира. Так как памятники каракалпакского народного творчества практикуется и в XXI веке, считаю, что оно будет еще долго полезно для человечества.
Среди множества памятников каракалпакского народного творчества героический эпос «Сорок девушек» («Кырк кыз») стоит на первом месте,— это подлинное сокровище народной поэзии. Героическая поэма «Сорок девушек» была записана в 1940 г со слов известного народного сказителя Курбанбая Тажибаева (1876—1958) в Турткульском районе, Республики Каракалпакстан. Каракалпакская народная поэма «Сорок девушек» завоевала широкую известность. Она переведена на русский, узбекский, казахский, туркменский, киргизский, литовский языки. Видный французский писатель и общественный деятель Луи Арагон, внимательно изучающий литературы народов СНГ, сравнил героические образы каракалпакской поэмы с героями знаменитой «Песни о Роланде». Записанный от Курбанбая Тажибаева эпос «Сорок девушек», - пишет Арагон, это героическая эпопея, в которой Роланды, Оливье называется Арсланом, Отбасканом и красивой Од, Гулаим» [2, с. 94].
Богатырский эпос «Сорок девушек» — многослойный литературный и исторический памятник. В нем нашли отражение как события глубокой древности, так и близкого к нам времени, в частности, военные столкновения, происходившие в Приаралье и в Туркестане в XVIII веке.
Содержание эпоса «Сорок девушек» сводится в главных чертах к следующему. В незапамятные времена в старинном городе Саркоп жил бай Аллаяр — отец шести сыновей и одной дочери Гулаим. В шестнадцатилетнем возрасте Гулаим выпросила у отца в собственное владение остров Миуели и воздвигла на нем крепость. Гулаим подобрала себе подруг — сорок девушек — и обучила их воинскому искусству: верховой езде, стрельбе из лука, фехтованию. Она заранее готовилась к боевым подвигам, ибо знала, что калмыцкий хан Суртайша уже давно помышляет пойти войной на Саркоп. Гулаим со своими подругами посадила на пустынном острове деревья и цветники, превратила эту местность в цветущий сад. Слава о редкой красоте хозяйки крепости разнеслась далеко за пределы страны. Многие добивались ее руки, но все встречали отказ: девушка полюбила богатыря Арыслана, явившегося ей во сне. Впрочем тема борьбы против хана Суртайши не исчерпывает сюжета «Сорока девушек». Существенной частью эпоса является повесть о хорезмском богатыре Арыслане и его сестре богатырше Алтынай [3, с. 9].
Весьма ярко поклонники Гулаима проявлены в эпизодах, связанных с неудачным путешествием влюбленного Журына к Гулаим. Параллельно с этой сюжетной линией развивается другая. Властелин Ирана Надир-шах, завоевавший значительную часть Хорезма, мечтает жениться на красавице Алтынай — сестре хорезмского богатыря Арыслана (именно его увидела во сне и полюбила Гулаим). Арыслан и его народ живут на землях, куда власть Надир-шаха не распространилась. Путем коварных интриг шах принуждает Арыслана покинуть Хорезм. Цель у него одна — сделать Алтынай своей женой. Надир-шах посылает сватов, затем сам является к Алтынай, но получает отказ. Разгневанный шах вторгается в страну со своим огромным войском. Силы неравны, — богатырша Алтынай и ее народ терпят поражение. Раненая Алтынай попадает в плен. Когда девушка выздоравливает, шах пытается овладеть ею, но это ему не удается, и он превращает прекрасную пленницу в рабыню.
Жизненность эпической поэмы «Сорок девушек» определяется, прежде всего, теми патриотическими чувствами, которые в ней выражены. Это любовь к родине, вера в ее светлое будущее, радость борьбы за свободу и независимость своего народа. Выразительны и подлинно народны характеры таких героев эпоса, как, например, саркоповский богатырь Отбаскан или соратница Гулаим - Сарбиназ.
Тем временем калмыцкий правитель Суртайша решает двинуть свои войска на город Саркоп. Он совершает нападение в тот момент, когда Гулаим со своими сподвижницами отправляется в далекий поход. Льются потоки крови в Саркопе. Коварный завоеватель одерживает победу.
Среди руин мертвого города Гулаим встретила истерзанных горем стариков. Они рассказали о трагической участи беззащитного Саркопа. Именитые мужи города - Саимбет - стрелец, Еримбет -храбрец, Шеримбет - гордец, Баимбет - батыр, а также шесть родных братьев Гулаим, не подняв мечей против врага, трусливо сдались, и трупы их до сих пор лежат в луже крови на растерзание хищным птицам и зверям.
Предатели и трусы жестоко осуждаются в поэме, им нет оправдания. Гулаим отрекается от братьев, оказавшихся изменниками и трусами. Даже прах таких подлецов она отказывается предать погребению, чтобы он не осквернил родную землю. Гулаим клянется на могиле своего отца отомстить за поруганную родину и устремляется в погоню.
Богатырь в эпосе - герой, борющийся за свой народ и родную землю. Эта мысль хорошо передана, например, в обращении Гулаим к девушкам-богатыршам, собравшимся в далекий и трудный поход.
По дороге происходит встреча Гулаим и прославленного хорезмского богатыря Арыслана. Они узнают друг друга. Арыслан хочет поцеловать любимую, но она просит его подождать с сердечными делами, ибо сначала нужно исполнить священный долг перед родиной. Арыслан присоединяется к отряду девушек. Разбив наголову полчище Суртайши, они освобождают родной народ, томившийся в рабстве. Гулаим выходит замуж за Арыслана. Но недолго продолжается их счастье. Арыслан и Гулаим узнают о судьбе Алтынай. Они спешат к ней на помощь. Освободив Алтынай из неволи, они сообща предпринимают новый военный поход, чтобы принести народу драгоценный мир — освободить Хорезм от власти завоевателя Надир-шаха. Наконец враг повержен. Чета героев передает управление страной народным избранникам — представителям каракалпаков, узбеков, туркмен и казахов, населяющих Хорезмский оазис. Девушки-воительницы во главе с Гулаим и Арысланом с победой и славой возвращаются в Саркоп.
Литература
1. Гребёнкина Л. К., Аджиева Е. М., Ерёмкина О В. и др. под ред. В. А. Сластёнина «Методика Воспитательной Работы», 7-е издание, стереотипное. Москва. Издательский Центр «Академия», 2009. С. 3-4.
2. Aragon. Litteratures sovietques, Paris, 1955. p. 94.
3. Сорок девушек. На русском языке. 2-е издание: Нукус: «Каракалпакстан», 1983. 55 c.
The economic, political and moral views of Abu Nasr Farabi Akhmedova N.1, Shodmonov M.2, Mamaraimova R.3, Alimkulov S.4 (Republic of Uzbekistan) Экономические, политические и нравственные взгляды Абу Наср Фараби Ахмедова Н. О.1, Шодмонов М. М.2, Мамараимова Р. У.3, Алимкулов С. О.4
(Республика Узбекистан)
'Ахмедова Насиба Очиловна / Akhmedova Nasiba — преподаватель; 2Шодмонов Мирзохид Мухтор угли / Shodmonov Mirzokhid — студент; 3Мамараимова Раъно Усмановна /Mamaraimova Rano — преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования; 4Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли / Alimkulov Sirojiddin — студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье анализируются бесценный вклад Абу Наср Фараби в эпоху средневековья в развитиие гуманизма и философии, его мировоззрения, экономические, политические и нравственные мысли.
Abstract: this article analyzes the invaluable contribution Abu Nasr Farabi in the Middle Ages in the development of humanity and philosophy, his world economic, political and moral thought.
Ключевые слова: Абу Наср Фараби, гуманизм, средневековья, экономика, политика. Keywords: Abu Nasr Farabi, humanism, medieval, economics, politics.