ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СВОЕОБРАЗИЕ СОЗДАНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ОБРАЗА В КАРАКАЛПАКСКОЙ ПОЭМЕ ХХ ВЕКА Нуржанов М.П. Email: Nurzhanov674@scientifictext.ru
Нуржанов Мансур Пердебаевич - докторант, кафедра каракалпакской литературы, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена исследованию истоков и эволюции создания героического образа в каракалпакских поэмах 1980 - 90 годов. Автор путём сопоставления своеобразия героических образов как в поэмах Бердаха, так и в каракалпакских поэмах 1980-2010 годов, определяет их значение в образной системе современной каракалпакской лиро-эпической поэзии. Жанр поэмы в каракалпакской поэзии XIX века в своем развитии поднялся на новую ступень. В современных каракалпакских поэмах усилились искания в направлении создания художественных образов литературных фигур, живших в прошлом и находившихся во главе героических поступков ради свободы, благоустройства жизни своего народа. Плодом этих исканий явились появившиеся на свет такие поэмы, как «Любимые Жайхуна» Т. Сейтжанова, «Осада» Ж. Избасканова, Б. Генжемуратова «Слово Моде хана или запись в шелке Шин».
Ключевые слова: жанр, поэма, национально-эпическая традиция, эпические атрибуты, образ коня, воинские доспехи, классическая поэзия, героический образ, героическое описание, героический дух, гиперболизм, синтез лирического и эпического.
PECULIARITY OF CREATION OF A HEROIC IMAGE IN KARAKALPAK POEM OF THE XX CENTURY Nurzhanov M.P.
Nurzhanov Mansur Perdebaevich - Doctoral Candidate, DEPARTMENT OF KARAKALPAK LITERATURE, BERDAKH KARAKALPAK STATE UNIVERSITY, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the study of the origins and evolution of the creation of a heroic image in the Karakalpak poems of 1980-90. The author, by comparing the originality of heroic images both in Berdakh's poems and in Karakalpak poems from 1980-2010, determines their meanings in the figurative system of modern Karakalpak lyrical and epic poetry. The genre of the poem in the Karakalpak poetry of the XIX century in its development has risen to a new level. In modern Karakalpak poems, searches have intensified in the direction of creating artistic images of literary figures who lived in the past and were at the head of heroic acts for the sake offreedom, the improvement of the life of their people. The fruit of these searches were such poems as "Beloved Zhaykhuna " by T. Seitzhanov, "Siege" by J. Izbaskanov, B. Genzhemuratov "The Word of Fashion Khan or Writing in Shin Silk".
Keywords: genre, poem, national-epic tradition, epic attributes, horse image, military armor, classical poetry, heroic image, heroic description, heroic spirit, hyperbolism, synthesis of lyrical and epic.
УДК: 82-1
Жанр поэмы в каракалпакской поэзии XIX века в своем развитии поднялся на новую ступень. Примером к этому могут послужить поэмы Бердаха «Ахмак патша»
(«Царь самодур»), «Амангелди», «Айдос баба» («Дед Айдос»), «Ерназар бий». Стихотворение и поэмы Бердаха обогатили каракалпакскую поэзию XIX века с идейно-тематической, жанровой, художественной стороны. Его богатые, весомой идеей, художественно ценные поэмы и стихотворения оказывают положительные влияния на развитие каракалпакской литературы XX-XXI веков. Поэт мечтал о жизни своего народа в свободном и благоустроенном обществе. С этой целью он создал целую галерею героических образов. Центральное место занимали в творчестве Бердаха образы народных героев, которые отдали свою жизнь за свободу, за интересы и честь народа. В таких поэмах поэта как «Амангелди», «Айдос баба» и «Ерназар бий» созданы образы народных героев, которые боролись за честь, независимость народа. Об этом в научной литературе высказаны достойные вниманию мнения [1:136-141]. Однако специально не исследовано место богатого поэтического опыта по созданию героического образа Бердаха поэме XX и XXI веков. Поэтому мы в своей статье поставили цель определить значение традиции создания героического образа Бердахом в современных поэмах 1980-90 годов.
Естественно то, что созданные Бердахом галерея героических образов является в этом направлении для современных поэтов большим художественным образцом. С этой точки зрения исследование своеобразия создания героических образов в поэмах, имеющих весомое место в системе жанров современной каракалпакской лиро-эпической поэзии, является целесообразным потому, что исследование проблем творческого своеобразия, определение традиций и новизны в этом направлении: как и в какой степени пользуются современные поэты большим художественным опытом по созданию героического образа в национальном фольклоре и в каракалпакской классической поэзии XIX века, даёт возможность сделать научно-теоретические выводы об еще не раскрытых гранях жанра современной каракалпакской поэмы.
С этой точки зрения нам поможет в создании теоретической основы нашей статьи, выдвинутые научно-теоретические выводы известного каракалпакского литературоведа К. Жаримбетова в следующих его трудах: в монографии «Каракалпакская советская поэзия периода Отечественной войны» [2:41-45], в статье «Традиция Бердаха в поэзии периода отечественной войны» [3]. Правильно писал русский литературовед А.Бочаров: «Героические действия требуют необходимости героического выхода героя из очень трудной и опасной ситуации. Эти вещи измеряются не общими абстрактными обычаями, а достоверными жизненными условиями... Однако совершение мужества бывает связано только гуманистическими идеалами, то есть героическое действие будет иметь социальное значение если оно будет полезным для общества» [4:237-258].
В 1980-90 годы в каракалпакской лиро-эпической поэзии усилились искания в направлении создания художественных образов литературных фигур, живших в прошлом и находившихся во главе героических поступков ради свободы, благоустройства жизни своего народа. Плодом этих исканий явились появившиеся на свете такие поэмы как «Тумарис» И. Юсупова, «Любимые Жайхуна» Т. Сейтжанова, «Легенда века» К. Каримова, «Осада» Ж. Избасканова и т.д. В годы независимости эта тема была развита дальше и были опубликованы поэмы О. Сатбаева «Гулдирсин», А. Реимова «Историческая поэма Суйинбийке», Б. Генжемуратова «Слово Моде хана или запись в шелке Шин», М. Жуманазаровой «Суйинбийке», Г. Нурпеисовой «Мать Кумар», Г. Даулетовой «Девушка Тумар» и т.д. Мы из-за ограничения объема работы решили использовать в качестве художественного источника только поэмы Т. Сейтжанова, Ж. Избасканова и Б. Генжемуратова. Потому что первые две были опубликованы в 1980 годы, а последнее вышла на свет в годы независимости Республика Узбекистан. Значит, они дают возможность делать определенные выводы об эволюции создания героических образов в каракалпакских поэмах последние четверти ХХ века.
О своеобразии создания героических образов в поэмах И. Юсупова «Тумарис», «Слово о каракалпаках» и о значении этих произведений для своего времени в каракалпакском литературоведении были высказаны некоторые научно-теоретические мнения [5:21-24]. Поэтому на этих поэмах мы не будем останавливаться.
Произведение Т. Сейтжанова «Любимые Жайхуна» было опубликовано под названием «поэма-легенда» [6:169-181]. И вправду поэма была создана на фольклорном, сказочном сюжете. В женщину-падишаху Кундызхану влюбляется шах Ирана. Крепость женщины, отказавшейся от предложения шаха, окружает бесчисленная войска врага. Враги в течение шести месяцев не смогли победить тех, кто под руководством отважной женщины падишаха охраняли от врагов свой город. Потом шах Ирана передал Кундузхану: если она добровольно не сдаст крепость, то убьет всех жителей этой крепости. Женщина шаху хитростью отвечает: «Не тронешь женщин и детей, выходящих из ворот города, будешь воевать с оставшимися воинами, и если их победишь, то тогда согласна выйти за тебя замуж». На это согласился шах Ирана. И открытого ворота уходят женщины с мешками на спине. Как оказалось, они забрали мужей, спрятав за спиной, а детей взяв за руки. Царица и её близкий советник Темир палван спаслись от врагов, спрыгнув с высокого минарета в реку. Таким образом, Иранский шах, поверив хитростям звезде Жайхуна Кундузхану, сдался и умирает, не выдержав поражения.
Следует обратить внимание на то, что автор возвеличивает героев, защищавших свою родину, Кундузхана, которая сражалась с врагами на поле боя. В описании даже действия богатыря Темир палвана чувствуется свойственный Бердаху эпический дух. Невозможно не заметить и использование гиперболизма в описании героических действий персонажей, боровшихся за свободу народа. Ко всему прочему возвеличивание героических качеств героя, присущее для стиля Бердаха, было в достаточном количестве использовано в поэме Т. Сейтжанова «Любимые Жайхуна». Таким образом, богатый художественный опыт Бердаха по созданию героического образа были мастерски использованы в поэме Т. Сейтжанова. Значить этот опыт был одним из основных истоков при создании героического образа в каракалпакской поэме 1980-90 годов. В этом мы убедились в поэме «Любимые Жайхуна» Т. Сейтжанова.
В каракалпакской лирико-эпической поэзии 1980-х годов занимает достойное место и поэма Ж. Избасканова «Осада» [7:565-579]. Для написания этого произведения автор отнесся с особой подготовкой. До этого в его творчестве создавались такие поэмы, как «Отемис», «Письмо ученику» и т.д. В поэме «Осада» мастерски описаны происшествия 1842 года - героическая борьба народа Шахрисабза с войсками хана Бухары, а именно борьба главаря города, его дочери Кенегесбегим с целью спасения своего народа. Для начала смелая девушка Кенегесбегим ради спасения родителей, родных и близких, а также для спасения народа отдает себя в руки врагу: по собственному желанию она идет в шатер Насруллахана и убивает ножом хана, когда тот расслабился, очарованный красотой, и сама же умирает от рук вражеских войнов. Таким образом, Кенегесбегим идя на смерть, сама спасает весь народ Шахрисабза от рабства. Значит, Кенегесбегим со стороны автора описана героическими чертами. Героический дух, героический стиль заманивает особое место в создании её образа.
Особое внимание стоит обратить и на поэму поэта Б.Генжемуратова «Слово Модехана или запись в шелке Шин» где национально-эпическая традиция по созданию героического образа успешно использована.
Достижения в создании героического образа произведении Б.Генжемуратова «Слово Модехана или запись в шелке Шин» [8:117-128] достойны внимания. Резкое и острое изображение событий стали основой в том, чтобы занять главное место героического образа в произведении. В поэме чувствуется особое течение
эпических событий, высокий стиль, героический пафос. Кроме того, поэтом мастерски использованы своеобразие эпического повествования: имя богатыря, воинские доспехи свойственное эпическому миру, его орудие, красивая женщина, золотое украшение и другие эпические атрибуты. Значит богатый национально-эпический опыт и опыт лиро-эпической поэзии Бердаха по созданию героического образа мастерски использованы Б. Генжемуратовым. Особенно это относится к образу Модехана.
В сюжете эпической поэмы «Слово Модехана или запись в шелке Шин» описывается героизм Моде хана, вождя племени хуннов, жившего до нашей эры. Моде хан, чтобы победить войну с Китайским правителем, с целью укрепления волю своих героев как железо, приказывает убить сперва своего коня, а потом красивую жену. Кто не подчиняется этому приказу и оказал малодушие, он приказывает убить. Гиперболизм в стиле описания, объективные картинные сцены являются плодом художественных исканий автора. В общем, глубокое раскрытие патриотического духа лирического героя в произведений является одним из основных факторов, который привлекает читателей.
Образы героев-девушек, отдавших жизнь за свою землю, за свою страну, за жизнь своих родных и близких в фольклоре и в каракалпакской классической поэзии XIX-XX веков созданы очень много. Гулаим и ее сорок девушек, Гулим у Бердаха, Тумарис у И. Юсупова и др. могут быть этому примером. И в поэмах «Тумарис» И. Юсупова«Любимые Жайхуна» Т. Сейтжанова, «Осада» Ж. Избасканова при создании героических образов Тумарис, Кундузхана, Кенегесбегима и их авторы мастерски использовали элементы гиперболического описания, эпические атрибуты и др. Также они особое внимание обратили картине боя, к борьбе один на один. Из-за того, что они лишились близких, родины, детей, их месть за все это описаны патетически, возвышенно, и т.д. Эпические качества являются неразрывной частью поэм о которых мы упомянули выше. Например в произведении «Осада» Кенегесбегим за свободу своего народа совершает героизм: убивает Насруллахана и умирает сама тоже. Это её героический поступок напоминает нам отвагу Асанбия, персонажа поэмы «Амангелди» Бердаха, отдавшего свою жизнь за честь каракалпакских девушек, а так же героический поступок Амангелди, отомстившего за него. Плюс к этому героический поступок Гулим, персонажа поэмы «Цар самадур» Бердаха, одна сама защищавшая отца от малаев хана.
Значит, в создании героического образа и в героическом эпосе, и в каракалпакской классической поэзии имеются богатый художественный опыт. Особенно в поэмах Бердаха героические образы занимают особое место. Все это дает возможность нашим современным авторам 1980-90 годов в своих поэмах создавать прекрасные героические образы наших предков, которые отдали свои жизни за благо народа, за его будущее.
Список литературы /References
1. Дэуцараев Н. Шыгармаларыньщ тольщ жыйнагы. 3 том. каракалпак эдебияты тарийхыньщ очерклери. Некис: «Каракалпакстан», 1979. 359 с.
2. Жаримбетов Ц. Каракалпакская советская поэзия периода Великой отечественной войны. 1941-1945 гг. Нукус: изд.НГУ, 1982.
3. Жаримбетов Ц. Уатандарлык урыс поэзиясында Бердактын традициясы // «Эмиудэрья», 1978. № 1.
4. Турдиев Ш. Улуг Ватан уруши мавзуидаги романларда кахроманлик масаласи. Урта Осиё ва Крзогистон халклари адабиётидаги роман жанрини типологик урганиш. Тошкент: «Фан», 1991.
5. Мамбетниязов Т. Жана каракалпак поэзиясы хэм дэуир талабы. Некис: «Билим», 1994. 268 б.
6. Сейтжанов Т. Жайхун жананлары. Т.Сейтжанов шыгармалы. II том. Некие: «Каракалпакстан», 1992, 223 с.
7. ИзбасцановЖ. Ак куслар. Некие: «Каракалпакстан», 2014. 618 б.
8. Генжемуратов Б. Сайланды шыгармалар. Некие: «Каракалпакстан», 2012. 201 б.
СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ КАРАКАЛПАКСКОГО РОМАНА
80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА Нуржанов П.Е. Email: Nurzhanov674@scientifictext.ru
Нуржанов Пердебай Ержанович - доцент, кафедра каракалпакской литературы, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье затрагивается своеобразие развития каракалпакской романистики 80-х годов ХХ века. Автор, анализируя романы известных каракалпакских писателей Т. Каипбергенова «Зеница ока», К. Мамбетова «Совесть», основное внимание уделяет таким важным вопросам поэтики романа, как сюжет, композиция, что служат раскрытию своеобразия художественного мастерства каракалпакского романа этого периода. В истории развития каракалпакской романистики это десятилетие считается плодотворным периодом. В 80-е годы современность стала основной темой романистов. В романах решается вопрос о роли и месте человека в обществе.
Ключевая слова: эпоха, жанр, роман, проблематика, сюжет, композиция, образ героя.
THE PECULIARITY OF THE DEVELOPMENT OF THE KARAKALPAK NOVEL OF THE 80S OF THE XX CENTURY
Nurzhanov P.E.
Nurzhanov Perdebay Erzhanovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF KARAKALPAK LITERATURE, BERDAKH KARAKALPAK STATE UNIVERSITY, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article touches upon the originality of the development of the Karakalpak novelism of the 80s of the XX century. The author, analyzing the novels of famous Karakalpak writers T. Kaipbergenov "The Eye of the Eye ", K. Mambetov "Conscience", focuses on such important issues of the poetics of the novel as the plot, composition, which serve to reveal the originality of the artistic skill of the Karakalpak novel of this period. In the history of the development of Karakalpak romance, this decade is considered a fruitful period. In the 80s, modernity became the main theme of novelists. In the novels, the question of the role and place of man in society is resolved.
Keywords: era, genre, novel, problems, plot, composition, image of a hero.
УДК: 81-2
Преобразования, произошедшие в середине 80-х годов ХХ века в общественной, экономической, политической и социальной жизни народов Республики Узбекистан, непосредственно коснулись и духовной жизни общества, в том числе литературы. В истории развития каракалпакской романистики это десятилетие считаются плодотворным периодом. Особенно, роман становится ведущим жанром национальной прозы. В 80-е годы современность стала основной темой романистов. Интерес писателей к современности в это десятилетие объясняется следующими причинами. Во-первых, 80-е годы - это период перестройки общественных