Научная статья на тему 'Эпические традиции в творчестве Бердаха'

Эпические традиции в творчестве Бердаха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1302
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТ / ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ (ДАСТАН) / СТИЛЬ / ТРОП / ДИАЛОГ / POET / EPIC TRADITIONS / EPIC STORIES / STYLE / TROPE / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токымбетова Гулбахар Абатбаевна

Исследуется синтез фольклорных традиций в творчестве каракалпакского поэта.XIX в. Бердаха. Определяются традиционные и новаторские черты произведений поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epic Traditions in the Works of Berdakh

The article deals with synthesis of the folk traditions in the works of Berdakh, a Karakalpak poet of the XIX c. Traditions and innovations have been outlined in the works of the poet.

Текст научной работы на тему «Эпические традиции в творчестве Бердаха»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). Филология. Искусствоведение. Вып. 87. С. 104-105.

Г. А. Токымбетова

ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕРДАХА

Исследуется синтез фольклорных традиций в творчестве каракалпакского поэта XIX в. Берда-ха. Определяются традиционные и новаторские черты произведений поэта.

Ключевые слова: поэт, эпические традиции, эпические сказания (дастан), стиль, троп, диалог.

Одним из поэтов-классиков, которые в XIX в. подняли каракалпакскую литературу на новую художественно-эстетическую вершину, является мастер слова Бердах Гаргабай улы. Эпические традиции фольклора - героический культ, единство народа, воспевание борьбы за независимость - являются отличительной чертой сказаний (дастанов) Бердаха. Преемственность этих традиций в творчестве поэта Берда-ха связана с историко-общественными, политико-экономическими условиями той эпохи, в которую жил поэт, - второй половины XIX в., когда в жизни каракалпакского народа произошли очень важные события. В Хивинском ханстве проживало несколько народностей, этнических групп, образ жизни национальный язык, духовная культура, литература которых были сформированы веками. Упадок феодальных отношений оказал значительное влияние на народ, привел их к пониманию своих экономических интересов, гражданского права, национального самосознания. В результате народы, живущие в этом ханстве, начали проводить политику сохранения национального единства.

В связи с этим произошли такие важные для каракалпакского народа события, как восстание 1827 г. во главе с Айдос бийем, борьба за трон в Хиве в 1850 г., Кунградское восстание 1856 г., захват Российской империей ханства в 1873 г. Под влиянием исторических событий Бердах создал такие дастаны, как «Акмак пат-ша» («Царь-самодур»), «Ерназар бий», «Айдос баба», «Амангелди», «Кулен болыс», «Хорезм».

Как и другие представители передовой интеллигенции того времени, Бердах отражал в произведениях свою точку зрения на социальную жизнь, общественный строй, в котором он жил. В дастане «Айдос баба» главной становится идея народного самосознания. Айдар Муртазаев пишет о том, что это произведение автор создал, чтобы нанести сокрушительный удар некоторым продажным бийям, трусам, которые преклонялись перед тенью хана вместо того, чтобы, как Айдос, пойти к пособни-

кам хана с саблей, давали им взятки, говоря: «Лучше жить одним днем,» - и тем самым способствовали тому, что народ оказался в затруднительном положении.

В дастане «Айдос баба» Бердаха, в отличие от народных преданий, не говорится о том, что Айдос бий руководит всеми каракалпаками, живущими в стороне «Майлы шенгель» и что его братья Бегис и Мыржык не хотят подчиняться хану и оказывают сопротивление.

Вместо этого Бердах берет в качестве основной идеи лишь патриотическое чувство и передает свою солидарность Айдосу в борьбе с врагами - Хивинским ханством - за свободу народа.

Не был подчиненным хана,

Был против все дальше,

Нет выхода от смерти,

Умер Айдос баба.

Бердах в эти строках описывает образ бийя, который думает о своем народе.

В произведении нет прямого обличения нечестной политики, которую вел Хивинский хан. Ее суть раскрывается путем описания отношений Айдоса с ханом. Подытоживается рассказ афоризмом: «Дело хана, дело шайтана».

Стиль дастана «Айдос баба» сохраняет некоторые черты устного народного творчества, такие как похвала, посвящение, описание. В связи с этим исследователи каракалпакской литературы XIX в. писали: «Каракалпакские поэты в своих произведениях восхваляли известных героев, которые защищали свою родину, боролись за свободу, за честь своего народа, известных красавиц, бийев. В качестве примера можно привести стихотворения «Жайлауым» («Пастбище мое») Кунходжи, «Еллерим барды», «Бардур», «Бир парий», «Саудигим», «Са-дага», «Кырмызы» Ажинияза, «Амангельди», «Ерназар бий», Бердаха, «Гульзийба» Отеша».

И в дастане «Айдос баба» сохранены черты народного стиля. Айдос бий описан как храбрый, сдерживающий свое слово, великий (известный) человек. Это напоминает портреты

богатырей из дастанов «Алпамыс», «Коблан», «Кырк кыз» («Сорок девушек»). В изложении событий, в описании героев произведений хотя и сохраняются следы эпического стиля, но проявляется и новизна. Дастан «Айдос баба» Бердах написал в форме четверостишия Восточной поэзии «Мурабба». Эта форма с рифмой а-а-а-б по ритмическому рисунку и по количеству рифмующихся слогов напоминает средневековое силлабическое четверостишие тюркской поэзии, из чего можно сделать вывод о том, что Бердах, объединяя фольклорные традиции и книжный стиль, добился их синтеза.

В героических дастанах использование тропов имеет свои особенности. Широко применяются в создании образа героев эпитеты, гипербола, сравнения. Следы таких эпических описаний встречаются и в произведении Бер-даха «Айдос баба». Хотя прототип Айдос бийя взят из реальной истории, жизни, в описании его действий, поведения встречаются следы эпических элементов. Например:

Врагов много, другами,

Острием копья,

Силой рук

Завоевал Айдос баба свой народ.

Увидев его, хан встал с места резко Ответил он хану против резко.

Несколько лет прожил вольготно Этим положением Айдос баба.

Как видно из этих строк, уважение рассказчика к мужеству Айдоса все возрастает.

В этом произведении Бердаха широко использована форма диалога, в том числе для описания образа Айдос бийя, что часто встречается в фольклоре: народных песнях и даста-нах. Например:

Идемте баба, заходите, садитесь в почетное место,

В местечко, созданное Всевышним,

Деньги разделили на четыре,

Возьмите одну часть, Айдос баба.

Мужественный сдерживает свое слово,

Того, кто нарушил данное слово, накажет клятва,

Декханин согласен на одну часть из четырех,

Раздели поровну! - сказал Айдос баба.

Таким образом, избегая излишнего описания образа Айдос баба, словами самого героя, определяющими черты характера, передает такие качества его, как упрямство, мужество, стойкость. Например:

Если великий, то ваш хан великий,

Хотите быть все великим,

Откуда у вас эти деньги?

Скажите, - сказал Айдос баба.

Ты не знаешь меня.

С ним равен мой бог,

Не нужны пустые угрозы,

Стой спокойно, - сказал Айдос баба.

В этих строках дастана «Айдос баба» позиция автора проявляется открыто. Герой описан как мужественный, заботливый руководитель, защищающий свой народ.

Список литературы

1. Каримов, А. Бердам шыгармаларынын

текстологиясы ^авдындагы мэселеге //

Эмиудэрья. 1977. № 7. 112-116 б.

2. Байниязов, К Алтын айщан х,эр бир сезим // Эмиудэрья. 1977. № 8. 85-95 б.

3. Дэу^араев, Н. Шыгармаларынын толык жыйнагы. Т. 3. Некис, 1979. 150-151 б.

4. Сагыйтов, И. Са^ра бYлбили. Некис. 1974, 292-293 б.

5. История каракалпакской литературы. Ташкент, 1994. 236 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.