Научная статья на тему 'Своеобразие развития каракалпакского романа 80-х годов ХХ века'

Своеобразие развития каракалпакского романа 80-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА / ЖАНР / РОМАН / ПРОБЛЕМАТИКА / СЮЖЕТ / КОМПОЗИЦИЯ / ОБРАЗ ГЕРОЯ / ERA / GENRE / NOVEL / PROBLEMS / PLOT / COMPOSITION / IMAGE OF A HERO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нуржанов Пердебай Ержанович

В статье затрагивается своеобразие развития каракалпакской романистики 80-х годов ХХ века. Автор, анализируя романы известных каракалпакских писателей Т. Каипбергенова «Зеница ока», К. Мамбетова «Совесть», основное внимание уделяет таким важным вопросам поэтики романа, как сюжет, композиция, что служат раскрытию своеобразия художественного мастерства каракалпакского романа этого периода. В истории развития каракалпакской романистики это десятилетие считается плодотворным периодом. В 80-е годы современность стала основной темой романистов. В романах решается вопрос о роли и месте человека в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF THE DEVELOPMENT OF THE KARAKALPAK NOVEL OF THE 80S OF THE XX CENTURY

The article touches upon the originality of the development of the Karakalpak novelism of the 80s of the XX century. The author, analyzing the novels of famous Karakalpak writers T. Kaipbergenov “The Eye of the Eye”, K. Mambetov “Conscience”, focuses on such important issues of the poetics of the novel as the plot, composition, which serve to reveal the originality of the artistic skill of the Karakalpak novel of this period. In the history of the development of Karakalpak romance, this decade is considered a fruitful period. In the 80s, modernity became the main theme of novelists. In the novels, the question of the role and place of man in society is resolved.

Текст научной работы на тему «Своеобразие развития каракалпакского романа 80-х годов ХХ века»

6. Сейтжанов Т. Жайхун жананлары. Т.Сейтжанов шыгармалы. II том. Некие: «Каракалпакстан», 1992, 223 с.

7. ИзбасцановЖ. Ак куслар. Некие: «Каракалпакстан», 2014. 618 б.

8. Генжемуратов Б. Сайланды шыгармалар. Некие: «Каракалпакстан», 2012. 201 б.

СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ КАРАКАЛПАКСКОГО РОМАНА

80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА Нуржанов П.Е. Email: Nurzhanov674@scientifictext.ru

Нуржанов Пердебай Ержанович - доцент, кафедра каракалпакской литературы, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье затрагивается своеобразие развития каракалпакской романистики 80-х годов ХХ века. Автор, анализируя романы известных каракалпакских писателей Т. Каипбергенова «Зеница ока», К. Мамбетова «Совесть», основное внимание уделяет таким важным вопросам поэтики романа, как сюжет, композиция, что служат раскрытию своеобразия художественного мастерства каракалпакского романа этого периода. В истории развития каракалпакской романистики это десятилетие считается плодотворным периодом. В 80-е годы современность стала основной темой романистов. В романах решается вопрос о роли и месте человека в обществе.

Ключевая слова: эпоха, жанр, роман, проблематика, сюжет, композиция, образ героя.

THE PECULIARITY OF THE DEVELOPMENT OF THE KARAKALPAK NOVEL OF THE 80S OF THE XX CENTURY

Nurzhanov P.E.

Nurzhanov Perdebay Erzhanovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF KARAKALPAK LITERATURE, BERDAKH KARAKALPAK STATE UNIVERSITY, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article touches upon the originality of the development of the Karakalpak novelism of the 80s of the XX century. The author, analyzing the novels of famous Karakalpak writers T. Kaipbergenov "The Eye of the Eye ", K. Mambetov "Conscience", focuses on such important issues of the poetics of the novel as the plot, composition, which serve to reveal the originality of the artistic skill of the Karakalpak novel of this period. In the history of the development of Karakalpak romance, this decade is considered a fruitful period. In the 80s, modernity became the main theme of novelists. In the novels, the question of the role and place of man in society is resolved.

Keywords: era, genre, novel, problems, plot, composition, image of a hero.

УДК: 81-2

Преобразования, произошедшие в середине 80-х годов ХХ века в общественной, экономической, политической и социальной жизни народов Республики Узбекистан, непосредственно коснулись и духовной жизни общества, в том числе литературы. В истории развития каракалпакской романистики это десятилетие считаются плодотворным периодом. Особенно, роман становится ведущим жанром национальной прозы. В 80-е годы современность стала основной темой романистов. Интерес писателей к современности в это десятилетие объясняется следующими причинами. Во-первых, 80-е годы - это период перестройки общественных

отношений. В этом время у людей усиливается чувство самосознания, происходить переоценка духовных ценностей.

Писатели, каждый в меру своего таланта, мировоззрения пытаются донести до людей свои наблюдение о состоянии современного общества, размышления о будущем народа. Они хотят, чтобы люди поняли, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу, за происхождение события, что последующие поколение не должно страдать от наших ошибок. В романах написанных в 80-ые годы, решается вопрос о роли и месте человека в обществе. В центре общественной жизни, следовательно, и литературы, стоял человеческий фактор.

Появляются многочисленные произведения, обогатившие каракалпакскую романистику. Например, романы Т. Каипбергенова «Зеница ока», К. Мамбетова «Совесть», О. Абдирахманова «Порог» и другие. Особенность данных произведений в том, что в них писатели раскрывают негативные стороны административного-командной системы, решают морально-нравственные проблемы. Об актуальности поставленных проблем в романах свидетельствует тот факт, что издание произведений Т. Каипбергенова «Зеница ока», О. Абдирахманова «Порог» отдельными книгами запретили. Настолько злободневны были затронутые писателями проблемы.

Объектом исследования нашей статьи являются романы Т. Каипбергенова «Зеница ока» [1:232], К. Мамбетова «Совесть» [2:396]. Эти романы были положительно оценены русским [3:18], узбекским [4:23] и каракалпакским [5:92] учёными.

Роман «Зеница ока» Т. Каипбергенов посвятил экологической теме, подняв в нем волнующую сегодня всех проблему ответственности людей за сохранение родной природы. В романе проблема экологии рассматривается в неразрывном единстве с проблемами нравственности, совести, морали. Содержанием романа Кипбергенов показывает, что беда Арала - дело рук человеческих. Писатель одним из первых забил в колокола, оповещая миру об экологической драме века, выступая в защиту родного Арала. Каипбергенов видит нарушение гармонии природы в моральном обнищании человека. Поэтому, пока не поздно, он обязан исправить создавшееся положение. Все зависит от человека, от его совести, принципиальности, справедливости, нравственного совершенства.

Т. Каипбергенов на протяжении всего романа утверждает мысль о том, что нравственность, человечность, гармонию природы мы должны беречь как зеницу ока.

Проблемы, поднятые в романе, решаются в столкновениях противоречивых характеров, в успешном раскрытии тех или иных конфликтов.

Динамическое развитие сюжета романа «Зеница ока», способствует знакомству с героями, раскрытию характеров: Давлетова, Сержанова, Завмага, Шарипы Сержановой, её отца старика Нуржана, Фариды, Светы и других. Главные события романа развертываются вокруг этих образов. Взаимоотношение героев в семье, в процессе работы, конфликтные ситуации дают полное представление об их мировоззрении, позволяют глубже понять их духовный мир. Писатель в романе заостряет внимание на психологических моментах в изображении характера: на раздумьях, переживаниях, различных чувствах. В результате образы получились убедительными, жизненными. Изображая внутренний мир героев, раскрывая его душевное состояние, писатель использовал прием внутреннего монолога, усиливающий психологизм всего произведения. Внутренние монологи отличаются разнообразием. Автор использует форму размышлений, воспоминаний. Из монологов ярко вычерчивается характер главного героя романа-Давлетова: его человечность, смелость, признаться в собственных ошибках, способность извлекать выводы из своих и чужих упущений, стремление бороться за справедливость и правду.

Художественный прием внутреннего монолога применяется в романе и в раскрытии характера старого рыбака Нуржана Сержанова-отца Шарипы.

Мастерство писателя проявилось и в раскрытии характера Ержана Сержанова. Каипбергенов сумел изобразить типичный образ человека эпохи застоя. Сержанов -корыстолюбивый, умеет приспосабливаться к любым ситуациям, неожиданностям. Главный принцип его жизни - «уметь держаться при любых обстоятельствах».

В романе «Зеница ока» диалоги отличаются остротой, злободневностью, содержательностью. Они передают психологическое состояние героя. Посредством диалогов, мы становимся свидетелями многих событий.

Роман К. Мамбетова «Совесть» занимает важное место в развитии каракалпакской романистики 80-х годов ХХ века.

Совесть - это чувство нравственной ответственности людей за свое поведение и поступки перед окружающими и перед обществом в целом. Писатель в романе критерием человечности и нравственной совершенности сделал совесть. Роман написан по горячим следам перестройки, начатой после 1985 года. Автор в романе глубоко исследуя сюжетно-композиционные особенности романистики таких всемирных писателей, как Н. Думбадзе, Ч. Айтматов, мастерски отражает жизненные и общественные ситуаций. Особенно в творчестве К. Мамбетова является очень плодотворным художественный опыт романов «Закон вечности» Н. Думбадзе и «Буранный полустанок» Ч. Айтматова.

По жанру «Совесть» можно определить, как роман - воспоминание, или, как роман - исповедь. Дело в том, что в произведении нет крупных событий, происходящих в настоящим. Действия, поступки героев - в воспоминаниях главного героя, в исповедях больных, которые делятся своими сокровенными мыслями с Касымом.

Касым Сейтназаров - профессор университета, человек честный, принципиальный, не терпящий несправедливости, с сердечным приступом попадает в больницу. Рядом с ним лежат больные разного возраста, профессий, из разных районов. Рассказы о жизненном пути, о допущенных ошибках, отношения к людям с различными морально-этическими, нравственными ценностями, описание душевных переживаний, откровения о личной жизни - все это составляет сюжетную канву произведения.

Своеобразна композиция романа. Он построен на размышлениях, воспоминаниях, монологах, многочисленных диалогах. Через эти художественные приемы раскрываются и конфликт произведения, и характеры героев.

Для раскрытия характера героя в романе «Совесть» К. Мамбетова избрал не совсем традиционный путь. Попав в больницу, находясь в одной палате долгие дни и ночи, люди становятся ближе и доверяют тайны из личной жизни, работы. Такие признания позволяют более глубже узнать характер того или иного персонажа. Использование данного приема - творческая удача К. Мамбетова. Общение героев позволяет познакомиться со словоохотливым Дуйсенбаем, скрытными и молчаливым Торебаем, скромным и умным Асном и со многими другими персонажами.

Писатель в романе для раскрытия характера героя использует метод анализа и самоанализа: герои выносят на суд слушателей свои душевные переживания, как бы просят оценить их действия, дать совет как жить дальше. К. Мамбетов, раскрывая подобным образом характеры персонажей, достиг высокого психологического мастерства.

В романе «Совесть» жизненным порокам противопоставляется совесть человека, его честь, достоинство. Героев за каждый шаг, поступок, ошибку судит их совесть. Герои мучаются, страдают от приговора собственной совести. Можно сделать вывод о том, что лице К. Мамбетова этот принцип раскрытия характера героев в современном каракалпакском романе является новаторским и своеобразным приемом.

«Совесть» К. Мамбетова - такое произведение, в котором решаются вечным моральные проблемы, поэтому не потеряет свою актуальность в любое время, так как решаемые в романе нравственные проблемы никогда не устареют.

В заключение можно сказать, что в 80-е годы ХХ века современность стала основной темой каракалпакской романистики. Интерес писателей к проблемам современности в это десятилетие стал доминирующим художественным явлением. Это в свою очередь служило развитию национальной прозы.

Список литературы /References

1. Каипбергенов Т. Зеница ока. Роман. Москва. «Советский писатель», 1986. 232 с.

2. Мамбетов К. ^ждан. Роман. Некис: «Каракалпакстан», 1992. 396 б.

3. ЛомуноваМ. Живая степь. Монография. Нукус: «Билим», 2006.

4. Шермухамедов П. Мир писателя: его книги, его народ. Монография. Нукус: «Каракалпакстан», 1982.

5. Нуржанов П. Х,эзирги каракалпак романы (сюжет ^эм конфликт поэтикасы). Монография. Некис: «Билим», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.