Научная статья на тему 'Экономические и политические характеристики России в имиджелогических представлениях украинских студентов'

Экономические и политические характеристики России в имиджелогических представлениях украинских студентов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ СТРАНЫ / СТРУКТУРА ИМИДЖА / ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА / IMAGE OF THE COUNTRY / THE STRUCTURE OF IMAGE / IMAGE CHARACTERISTICS / IMAGE SPACE / THE FACTORS SHAPING THE IMAGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пашукова Т. И.

Рассматриваются имиджелогические характеристики России у студентов из Центрально-Украинского региона. Показано, что под влиянием политических изменений страны меняется и структура имиджа странысоседа. Проводится анализ содержания характеристик России. Обсуждаются условия, способствующие изменению имиджелогических характеристик России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We examine image characteristics of the Russian Federation given by students from the Central region of Ukraine. Under the influence of political changes the country is changing as well as the structure of the neighboring country's image. We examine the content of characteristics of Russia in the perception of Ukrainian students. We discuss the conditions that cause changes in image characteristics of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Экономические и политические характеристики России в имиджелогических представлениях украинских студентов»

Экономические и политические характеристики России в имиджелогических представлениях украинских студентов

Т. И. Пашукова

Аннотация: Рассматриваются имиджелогические характеристики России у студентов из Центрально-Украинского региона. Показано, что под влиянием политических изменений страны меняется и структура имиджа страны-соседа. Проводится анализ содержания характеристик России. Обсуждаются условия, способствующие изменению имиджелогических характеристик России.

Ключевые слова: имидж страны, структура имиджа, имиджелогические характеристики, имиджелогическое пространство, факторы формирования имиджа.

Имидж России имеет не только большое политическое значение, важное для развития международных связей, но и экономическое, поскольку влияет на приток в страну инвестиций.

Под имиджем страны понимается определенный образ-представление. В его структуре выделяют рациональный уровень, существующий в виде определенного мнения, социальных представлений, суждений, и иррациональный уровень, связанный с чувствами и отношением к стране, эмоциями, возникшими у человека, группы людей или общности на основе непроизвольно возникшего или целенаправленно вызванного впечатления об объекте [2, С. 60; 3, С. 104].

Эмоциональные и рациональные элементы представлений о стране складываются у людей на основе целого ряда

факторов, к которым относятся культурно-исторические и психологические, обусловленные ментальностью народа факторы, собственный опыт индивида, слухи, сообщения СМИ и др. Изучение их является важным направлением исследований, касающихся политической имиджелогии.

Имидж страны существует на разных уровнях сознания:бытовом, социально-экономическом, деловом, финансовом и др.

Для России и россиян важно знать представление о себе не только на деловом или социально-экономическом уровне, но и на уровне бытового сознания. В силу активных и многочисленных контактов разных слоев населения россиянам важно знать представление о себе и своей стране, в первую очередь, у ближайших географических соседей, с которыми нас связывают разные системы отношений и исторический опыт взаимодействия.

В содержании представлений о стране можно выделить характеристики, которые составляют структуру ее имиджа. В нее входят географические представления о стране, мнения о ее политической роли на международной арене, знания о запасах полезных ископаемых, оценка темпов экономического и социального развития, отношение к культурному уровню граждан и возможностям его повышения и др.

Структура имиджа может меняться. Изменения в позиции и значимости ха-

рактеристик зависят от многих факторов, вес которых неоднозначен для разных групп населения. Достаточно быстро представления о той или иной стране изменяются у молодежи, причем наиболее динамичны они у студентов, имеющих выраженные потребности в социально-политической ориентировке в событиях, происходящих в мире и особенно в странах, являющихся для них географически близкими.

По нашим предположениям, на внешний имидж страны влияют не только события, происходящие в ней самой, но и политическая атмосфера и состояние экономики страны проживания респондентов, поскольку соотношение их с представлениями о состоянии развития страны-соседа задает некую точку отсчета для восприятия.

Среди стран, граничащих с Россией, достаточно интенсивные социально-политические изменения наблюдаются в Украине, на которые граждане ее страны бурно реагируют, что выразилось в заметном повышении уровня их политического сознания. Учитывая особенности современной Украины, мы предположили, что сможем зафиксировать изменения в представлении о России у украинцев, вызванные событиями, происходящими в их собственной стране.

С целью изучения характеристик, составляющих имидж России, и проведения исследований, касающихся изменений в представлениях о ней мы выбрали студенческую молодежь из Центрально-Украинского региона. В этом регионе нет резких различий между западной и восточной частью страны, сформировавшихся в силу культурно-исторических причин и усилившихся под влиянием политического кризиса, вызванного

избирательной компанией осени 2004 года.

Наше исследование было направлено на изучение структурной динамики характеристик, составляющих в представлении студентов имидж России, в условиях политических изменений в их собственной стране. Оно было начато весной 2004 года и, несмотря на его пилотажный характер, приобрело у нас статус пролонгированного, поскольку проводилось на протяжении 4-х лет с применением методов письменного опроса и его последующего контент-анализа, бесед с респондентами, и сопоставлений с событиями и социально-политической ситуацией в стране.

В исследовании участвовали студенты психолого-педагогического, филологического факультетов и факультета искусств Кировоградского педагогического университета. По национальному составу студенты в подавляющем большинстве были украинцами и русскими. Возраст респондентов - от 18 до 22 лет. Респондентов просили письменно ответить на вопросы: «Как Вы представляете современную Россию? Какой образ её у Вас сложился? Какая она?».

Исследование состояло из четырех этапов. Первый этап был осуществлен нами в мае - начале июня 2004 года, а второй - в апреле 2005, третий - в ноябре 2005 и четвертый - также в ноябре 2007 года. В конце ноября - начале декабря 2004 г. имел место промежуточный этап исследования в период проводимой в это время избирательной компании в Украине и «Оранжевой революции».

Количество респондентов на разных этапах было сопоставимым, хотя и неодинаковым. Имиджелогическими мы

Таблица 1

Изменения структуры характеристик в имидже России в представлении украинских студентов до и после политических выборов президента Украины

Имиджелогические характеристики России

Май-июнь 2004 Апрель 2005

105 респондентов 46 респондентов

В имидже 12 из 104 характеристик X = 5,52 а„ = 7,87 В имидже 7 из 84 характеристик X = 2,02 а„ = 1,80

1. Большая или огромная 1. С развитой, сильной экономикой

2. Могучая, сильная 2. Большая, огромная, гигант

3. Богатая 3. Богата полезными ископаемыми

4. С развитой и сильной экономикой 4. Развивающаяся

5. Перспективная 5. Доброжелательная (должна быть такой)

6. Красивая и богатая природа 6. Вмешивается в дела других государств

7. Страна красивая 7. Держава-агрессор, хищная

8. Независимая

9. С высоко развитой культурой, искусством, архитектурой

10. Дипломатичная

11. Имеет много престижных учебных заведений

12. Воинственная

считали те характеристики страны, которые в соответствии с правилами математической статистики превышали по частоте встречаемости сумму X+aп.

Проанализируем изменения в структуре представлений о России у украинских студентов и сопоставим ее характеристики, данные ими стране-соседу на завершающем этапе руководства Л. Д. Кучмы и после принятия президентских функций В. А. Ющенко (табл.1). Для сопоставительного анализа важно иметь в виду, что период смены президентской власти сопровождался политическим кризисом, вызванным серьезными просчетами в организации выборов, приведшими к массовым митингам и протестам в процессе избирательной компании. Во время выборов электорат

Украины оказался разделенным на два лагеря, из которых только один считался настроенным пророссийски.

Качества России в представлении украинских студентов, свойственные этому периоду, оказались следующими (характеристики расположены в рейтинговом порядке по мере уменьшения соответствующей частоты их встречаемости).

В мае 2005 года на первом плане оказались экономические характеристики России, что не случайно. Это было вызвано ожиданиями улучшения экономической ситуации в самой Украине и постоянным сравнением экономического развития Украины и России, наблюдающемся в тот период в средствах массовой информации.

До начала политического кризиса, спровоцированного характером проведения предвыборной компании, Россия воспринималась студентами как дружественная Украине страна, хотя и воинственная. В апреле 2005 года Россия представляется студентам как государство, которое вмешивается в дела других стран и как держава-агрессор. Перечислим характеристики России, которые давали в тот период студенты, и в скобках укажем частоту их повторяемости в соответствующей выборке.

Студенты отмечали, что Россия располагается на большой территории (55), что это - могучая, сильная страна (30), богатая (27), с развитой и сильной экономикой (28). Они считали ее перспективной (23), с красивой и богатой природой (25), указывали, что страна независимая (23), с высоко развитой культурой, искусством, архитектурой (19). Респонденты отмечали политическую деятельность на международной арене, называли Россию «дипломатичная» (19). Для них было важно наличие большого числа престижных учебных заведений (16). В то же время страна воспринималась как воинственная (15).

Как видим, под влиянием политического кризиса, произошедшего в собственной стране, Россия стала восприниматься как такая, которая не столько доброжелательная по отношению к Украине, сколько должна быть такой (5). Отмечались мнения о том, что она вмешивается в дела других государств (5), и негативные этноцентрические характеристики России как державы-агрессора, восприятие ее как хищной страны (7). Заметим, что под этноцентризмом здесь понимается склонность человека воспринимать и оценивать жизненные

явления в другой стране сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона, и предпочтение собственного образа жизни всем остальным [1]. На этом фоне свою страну украинские студенты воспринимали как миролюбивую, высоко оценивали ее статус безъядерного государства, надеялись, что она начнет экономически быстро развиваться. В этот период были замечены отказы от характеристики страны-соседа типа: «Мало знаю о России», «Никогда в России не был, ничего не могу о ней сказать».

В ноябре 2005 года у бывшего электората стали наблюдаться разочарования, вызванные «ножницами противоречий» между ожиданиями быстрых позитивных изменений в собственной стране и темпами реальных изменений. В это время сравнение экономик двух стран становится главным в восприятии их имиджа. Внимание респондентов направлено на оценку силы страны-соседа, инновационные проекты, сравнение уровня заработной платы и развитие промышленности. В характеристиках России уменьшились или исчезли описания природы, ландшафта страны. На первый план, неслучайно, выступили политические характеристики. Большое значение стали иметь оценки ее экономического развития и внутренней социальной политики, с которой украинцы постоянно сравнивали политику и экономический уровень своей страны (см. табл. 2).

Имиджелогические характеристики России в ноябре 2005 года оказались следующими: это сильное государство, могучее (10); высокоразвитая страна, с современными технологиями производства (7). Значение придавалось более высокому уровню зарплат, условиям для

Таблица 2

Изменения структуры характеристик России в представлении украинских студентов под влиянием политических разочарований

Имиджелогические характеристики России

Ноябрь 2005 Ноябрь 2007

39 респондентов 121 респондент

В имидже 15 из 58 характеристик X = 2,21 а„ = 2,04 В имидже 11 из 141 характеристик X = 3,16 а„ = 4,56

1. Сильное государство, могучее 1. Огромная, большая

2. Высокоразвитая страна, современные технологии 2. В стране развитая индустрия, промышленность

3. Выше уровень зарплат и лучше условия для проживания 3. Богата полезными ископаемыми, природными ресурсами, есть газ

4. В России выше социальная защищенность граждан, выше уверенность в завтрашнем дне, чем в Украине 4. Прогрессивно развивающаяся, развитая

5. Имеет развитую промышленность 5. Есть работа

6. Криминогенность обстановки, терроризм (здесь хорошо живут те, кто не уважает закон) 6. Захватническая страна, воинственная

7. Состояние в России лучше, чем в Украине 7. В. В. Путин - умный президент, сильный лидер

8. Действует политика трудоустройства 8. Россия имеет большую власть, влияние и авторитет в мире

9. Больше заботы о людях, особенно о молодежи, чем в Украине 9. Это независимая, самостоятельная страна

10. Красивая

11. Территориально близкая к Украине, ее географический сосед

проживания (7). В ответах на вопросы фиксировалась более высокая оценка, по сравнению с Украиной, социальной защищенности граждан, бытовало мнение, что россияне уверены в завтрашнем дне (7). В число важных характеристик входила развитая промышленность (6). Состояние России в целом оценивалось выше или «лучше», чем у Украины (5). Студенты указывали, что в соседней стране действует политика трудоустройства молодежи, выше забота о людях (5). Но негативная оценка фиксировалась в характеристиках муссировавшейся в СМИ и Украины и самой России криминоген-

ности обстановки в стране: респонденты часто писали и говорили про терроризм и считали, что здесь хорошо живут те, кто не уважает закон (6).

Среди свойств, которые отмечались чаще, чем показатель средней арифметической величины, следует указать такие характеристики, имевшие место в представлениях украинских студентов, как: должна быть демократичной; более развитая, чем Украина; стратегический партнер Украины; источник энергии; страна с хорошей экономикой; у нее хороший президент; образец для Украины, хотя и коррумпированная.

С осени 2005 года Россия, хотя и воспринимается как криминогенная страна, особой проблемой которой является терроризм, студенты считают ее более привлекательной по уровню жизни, чем собственную страну. Они полагают, что россияне живут в целом лучше, и состояние в России лучше, чем в Украине.

Через два года тенденции в экономической и политической оценке России остаются прежними. В 2007 году в характеристиках России продолжала наблюдаться тенденция позитивно оценивать российское правительство и действия президента В. В. Путина. Россия, как и прежде, характеризуется как огромная страна, имеющая большую территорию (24); близкая к Украине географически - сосед (8). Ее воспринимают как прогрессивно развивающуюся или экономически развитую (17).

Респонденты обращают внимание на развитие индустрии и промышленности (25). Они указывают на то, что Россия богата полезными ископаемыми, природными ресурсами, что есть газ (20). По-видимому, внимание к добыче газа продиктовано периодически поднимающимися в СМИ вопросами оплаты Украиною поставок российского газа. Студентам нравится В. В. Путин. Они сравнивают российского президента с президентом своей страны и высоко оценивают значение его деятельности, дают ему эпитеты: «умный президент», «сильный лидер» (14). Вместе с высокой оценкой деятельности В. В. Путина дается и соответствующая оценка стране, указывается, что Россия имеет большую власть, влияние, статус, авторитет в мире (11); подчеркивается ее независимость и самостоятельность (10).

На этом фоне восстанавливается эстетическая оценка природного ландшафта и архитектуры городов: страна характеризуется как «красивая» (8). Важной остается проблема выездов украинцев на заработки в Россию, поэтому студенты пишут, что здесь есть, где работать, есть работа (16). Однако, часть студентов воспринимает Россию как воинственную (7) и захватническую, стремящуюся расшириться и ведущую войны в своих регионах (12). Они боятся, что Россия присоединит к себе Украину (12). У студентов увеличивается число отказов характеризовать страну, вплоть до высказываний, свидетельствующих о неприятии, типа: «В России никогда не был и быть не хочу», «Я не люблю Россию», «Не хотел бы в жить в России, это далекая от меня страна» и т. п.

Имидж России в представлении украинских студентов меняется под влиянием политической и экономической обстановки в собственной стране. В структуре характеристик России у респондентов за период политических изменений в собственной стране произошли заметные изменения. Географические характеристики страны-соседа, представляющие территорию страны, уступили первые места экономическим характеристикам современных технологий или индустрии. Только в 2007 году происходит возвращение на первое место характеристики страны как большой и могучей, но следующая группа характеристик, представленная в имидже -характеристики индустрии, природных ресурсов и обеспеченность рабочими местами.

Характер этих изменений заметен и в имиджелогическом пространстве, трехмерную модель которого предложи-

ла для сравнения имиджей Е. А. Петрова. Мы обнаружили, что данная модель вполне пригодна не только для сравнения имиджей, но и для описания смещения характеристик в имидже, происходящих за определенный период времени или для иллюстрации разницы имиджелогических характеристик у тех или иных социальных групп населения. Семантически вектора этого пространства она характеризует как «статусность-престижность», «интегральная оценка» и «значимость-близость».

Вектор статусности, престижности представляют такие характеристики, к которым можно отнести власть, авторитет, доминирование, силу. Е. А. Петрова относит к нему также такие свойства, как: модный, признанный, престижный, сильный, международного уровня, элитный.

Вектор интегрированной оценки отражает результат аналитического сравнения типа: привлекательный, хороший, честный, интересный, внушающий доверие, понравившийся. По своему содержанию вектор близок к Осгудовскому фактору. Соответствующая шкала предполагает характеристики того или иного имиджа, его эмоциональный статус.

Вектор значимости-близости выражает определенную «референтность» имиджа, задаётся посредством таких свойств, как: высокопрофессиональный, перспективный, качественный, современный, фундаментальный, всесторонний [6, с. 11-14].

В характеристиках, составляющих имидж России, у украинских студентов наиболее заметны изменения в оценке статуса [4; 5]. Неизменными остаются определения особенностей географического расположения страны и протяженности ее территории, но меняется

их рейтинговое место. А среди причин, влияющих на облик страны, немаловажную роль играют средства массовой информации, специфика освещения ими политических отношений между странами. Поэтому, несмотря на то, что имидж государства формируют социально-исторические и культурные факторы, он может в определённой степени меняться под воздействием политической обстановки в стране. В современных условиях имиджевые характеристики России детерминируются потребностью украинского населения в сравнении социально-политической жизни в своей и соседней стране, в сопоставлении экономических условий жизни граждан, исторически еще недавно являвшихся гражданами единого союзного государства.

Литература

1. Герген К. и Герген М. М. Этноцентризм // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. -1036 с.

2. Горбушина О. П. Имидж России и зарубежных стран: структура и факторы формирования// Имиджелогия - 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - С. 60-62.

3. Панкрухин А. П. Имидж страны //Известия академии Имиджелогии. Том I. - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С. 103-134.

4. Пашукова Т. 1мщж Укра'(ни та Росм в умовах полiтичних змш //Софальна психолопя. - 2005.

- №9. - С. 3-15.(на укр. яз.).

5. Пашукова Т. И. Имиджелогические характеристики России у украинских студентов // Имиджело-гия - 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии.

- М.: РИЦ АИМ, 2008. - С. 37-41.

6. Петрова Е. А. Имиджеологическое пространство: гипотетическое моделирование и эмпирическое подтверждение //Имиджелогия - 2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего Международного симпозиума. - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.