Экономические и политические характеристики России в имиджелогических представлениях украинских студентов
Т. И. Пашукова
Аннотация: Рассматриваются имиджелогические характеристики России у студентов из Центрально-Украинского региона. Показано, что под влиянием политических изменений страны меняется и структура имиджа страны-соседа. Проводится анализ содержания характеристик России. Обсуждаются условия, способствующие изменению имиджелогических характеристик России.
Ключевые слова: имидж страны, структура имиджа, имиджелогические характеристики, имиджелогическое пространство, факторы формирования имиджа.
Имидж России имеет не только большое политическое значение, важное для развития международных связей, но и экономическое, поскольку влияет на приток в страну инвестиций.
Под имиджем страны понимается определенный образ-представление. В его структуре выделяют рациональный уровень, существующий в виде определенного мнения, социальных представлений, суждений, и иррациональный уровень, связанный с чувствами и отношением к стране, эмоциями, возникшими у человека, группы людей или общности на основе непроизвольно возникшего или целенаправленно вызванного впечатления об объекте [2, С. 60; 3, С. 104].
Эмоциональные и рациональные элементы представлений о стране складываются у людей на основе целого ряда
факторов, к которым относятся культурно-исторические и психологические, обусловленные ментальностью народа факторы, собственный опыт индивида, слухи, сообщения СМИ и др. Изучение их является важным направлением исследований, касающихся политической имиджелогии.
Имидж страны существует на разных уровнях сознания:бытовом, социально-экономическом, деловом, финансовом и др.
Для России и россиян важно знать представление о себе не только на деловом или социально-экономическом уровне, но и на уровне бытового сознания. В силу активных и многочисленных контактов разных слоев населения россиянам важно знать представление о себе и своей стране, в первую очередь, у ближайших географических соседей, с которыми нас связывают разные системы отношений и исторический опыт взаимодействия.
В содержании представлений о стране можно выделить характеристики, которые составляют структуру ее имиджа. В нее входят географические представления о стране, мнения о ее политической роли на международной арене, знания о запасах полезных ископаемых, оценка темпов экономического и социального развития, отношение к культурному уровню граждан и возможностям его повышения и др.
Структура имиджа может меняться. Изменения в позиции и значимости ха-
рактеристик зависят от многих факторов, вес которых неоднозначен для разных групп населения. Достаточно быстро представления о той или иной стране изменяются у молодежи, причем наиболее динамичны они у студентов, имеющих выраженные потребности в социально-политической ориентировке в событиях, происходящих в мире и особенно в странах, являющихся для них географически близкими.
По нашим предположениям, на внешний имидж страны влияют не только события, происходящие в ней самой, но и политическая атмосфера и состояние экономики страны проживания респондентов, поскольку соотношение их с представлениями о состоянии развития страны-соседа задает некую точку отсчета для восприятия.
Среди стран, граничащих с Россией, достаточно интенсивные социально-политические изменения наблюдаются в Украине, на которые граждане ее страны бурно реагируют, что выразилось в заметном повышении уровня их политического сознания. Учитывая особенности современной Украины, мы предположили, что сможем зафиксировать изменения в представлении о России у украинцев, вызванные событиями, происходящими в их собственной стране.
С целью изучения характеристик, составляющих имидж России, и проведения исследований, касающихся изменений в представлениях о ней мы выбрали студенческую молодежь из Центрально-Украинского региона. В этом регионе нет резких различий между западной и восточной частью страны, сформировавшихся в силу культурно-исторических причин и усилившихся под влиянием политического кризиса, вызванного
избирательной компанией осени 2004 года.
Наше исследование было направлено на изучение структурной динамики характеристик, составляющих в представлении студентов имидж России, в условиях политических изменений в их собственной стране. Оно было начато весной 2004 года и, несмотря на его пилотажный характер, приобрело у нас статус пролонгированного, поскольку проводилось на протяжении 4-х лет с применением методов письменного опроса и его последующего контент-анализа, бесед с респондентами, и сопоставлений с событиями и социально-политической ситуацией в стране.
В исследовании участвовали студенты психолого-педагогического, филологического факультетов и факультета искусств Кировоградского педагогического университета. По национальному составу студенты в подавляющем большинстве были украинцами и русскими. Возраст респондентов - от 18 до 22 лет. Респондентов просили письменно ответить на вопросы: «Как Вы представляете современную Россию? Какой образ её у Вас сложился? Какая она?».
Исследование состояло из четырех этапов. Первый этап был осуществлен нами в мае - начале июня 2004 года, а второй - в апреле 2005, третий - в ноябре 2005 и четвертый - также в ноябре 2007 года. В конце ноября - начале декабря 2004 г. имел место промежуточный этап исследования в период проводимой в это время избирательной компании в Украине и «Оранжевой революции».
Количество респондентов на разных этапах было сопоставимым, хотя и неодинаковым. Имиджелогическими мы
Таблица 1
Изменения структуры характеристик в имидже России в представлении украинских студентов до и после политических выборов президента Украины
Имиджелогические характеристики России
Май-июнь 2004 Апрель 2005
105 респондентов 46 респондентов
В имидже 12 из 104 характеристик X = 5,52 а„ = 7,87 В имидже 7 из 84 характеристик X = 2,02 а„ = 1,80
1. Большая или огромная 1. С развитой, сильной экономикой
2. Могучая, сильная 2. Большая, огромная, гигант
3. Богатая 3. Богата полезными ископаемыми
4. С развитой и сильной экономикой 4. Развивающаяся
5. Перспективная 5. Доброжелательная (должна быть такой)
6. Красивая и богатая природа 6. Вмешивается в дела других государств
7. Страна красивая 7. Держава-агрессор, хищная
8. Независимая
9. С высоко развитой культурой, искусством, архитектурой
10. Дипломатичная
11. Имеет много престижных учебных заведений
12. Воинственная
считали те характеристики страны, которые в соответствии с правилами математической статистики превышали по частоте встречаемости сумму X+aп.
Проанализируем изменения в структуре представлений о России у украинских студентов и сопоставим ее характеристики, данные ими стране-соседу на завершающем этапе руководства Л. Д. Кучмы и после принятия президентских функций В. А. Ющенко (табл.1). Для сопоставительного анализа важно иметь в виду, что период смены президентской власти сопровождался политическим кризисом, вызванным серьезными просчетами в организации выборов, приведшими к массовым митингам и протестам в процессе избирательной компании. Во время выборов электорат
Украины оказался разделенным на два лагеря, из которых только один считался настроенным пророссийски.
Качества России в представлении украинских студентов, свойственные этому периоду, оказались следующими (характеристики расположены в рейтинговом порядке по мере уменьшения соответствующей частоты их встречаемости).
В мае 2005 года на первом плане оказались экономические характеристики России, что не случайно. Это было вызвано ожиданиями улучшения экономической ситуации в самой Украине и постоянным сравнением экономического развития Украины и России, наблюдающемся в тот период в средствах массовой информации.
До начала политического кризиса, спровоцированного характером проведения предвыборной компании, Россия воспринималась студентами как дружественная Украине страна, хотя и воинственная. В апреле 2005 года Россия представляется студентам как государство, которое вмешивается в дела других стран и как держава-агрессор. Перечислим характеристики России, которые давали в тот период студенты, и в скобках укажем частоту их повторяемости в соответствующей выборке.
Студенты отмечали, что Россия располагается на большой территории (55), что это - могучая, сильная страна (30), богатая (27), с развитой и сильной экономикой (28). Они считали ее перспективной (23), с красивой и богатой природой (25), указывали, что страна независимая (23), с высоко развитой культурой, искусством, архитектурой (19). Респонденты отмечали политическую деятельность на международной арене, называли Россию «дипломатичная» (19). Для них было важно наличие большого числа престижных учебных заведений (16). В то же время страна воспринималась как воинственная (15).
Как видим, под влиянием политического кризиса, произошедшего в собственной стране, Россия стала восприниматься как такая, которая не столько доброжелательная по отношению к Украине, сколько должна быть такой (5). Отмечались мнения о том, что она вмешивается в дела других государств (5), и негативные этноцентрические характеристики России как державы-агрессора, восприятие ее как хищной страны (7). Заметим, что под этноцентризмом здесь понимается склонность человека воспринимать и оценивать жизненные
явления в другой стране сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона, и предпочтение собственного образа жизни всем остальным [1]. На этом фоне свою страну украинские студенты воспринимали как миролюбивую, высоко оценивали ее статус безъядерного государства, надеялись, что она начнет экономически быстро развиваться. В этот период были замечены отказы от характеристики страны-соседа типа: «Мало знаю о России», «Никогда в России не был, ничего не могу о ней сказать».
В ноябре 2005 года у бывшего электората стали наблюдаться разочарования, вызванные «ножницами противоречий» между ожиданиями быстрых позитивных изменений в собственной стране и темпами реальных изменений. В это время сравнение экономик двух стран становится главным в восприятии их имиджа. Внимание респондентов направлено на оценку силы страны-соседа, инновационные проекты, сравнение уровня заработной платы и развитие промышленности. В характеристиках России уменьшились или исчезли описания природы, ландшафта страны. На первый план, неслучайно, выступили политические характеристики. Большое значение стали иметь оценки ее экономического развития и внутренней социальной политики, с которой украинцы постоянно сравнивали политику и экономический уровень своей страны (см. табл. 2).
Имиджелогические характеристики России в ноябре 2005 года оказались следующими: это сильное государство, могучее (10); высокоразвитая страна, с современными технологиями производства (7). Значение придавалось более высокому уровню зарплат, условиям для
Таблица 2
Изменения структуры характеристик России в представлении украинских студентов под влиянием политических разочарований
Имиджелогические характеристики России
Ноябрь 2005 Ноябрь 2007
39 респондентов 121 респондент
В имидже 15 из 58 характеристик X = 2,21 а„ = 2,04 В имидже 11 из 141 характеристик X = 3,16 а„ = 4,56
1. Сильное государство, могучее 1. Огромная, большая
2. Высокоразвитая страна, современные технологии 2. В стране развитая индустрия, промышленность
3. Выше уровень зарплат и лучше условия для проживания 3. Богата полезными ископаемыми, природными ресурсами, есть газ
4. В России выше социальная защищенность граждан, выше уверенность в завтрашнем дне, чем в Украине 4. Прогрессивно развивающаяся, развитая
5. Имеет развитую промышленность 5. Есть работа
6. Криминогенность обстановки, терроризм (здесь хорошо живут те, кто не уважает закон) 6. Захватническая страна, воинственная
7. Состояние в России лучше, чем в Украине 7. В. В. Путин - умный президент, сильный лидер
8. Действует политика трудоустройства 8. Россия имеет большую власть, влияние и авторитет в мире
9. Больше заботы о людях, особенно о молодежи, чем в Украине 9. Это независимая, самостоятельная страна
10. Красивая
11. Территориально близкая к Украине, ее географический сосед
проживания (7). В ответах на вопросы фиксировалась более высокая оценка, по сравнению с Украиной, социальной защищенности граждан, бытовало мнение, что россияне уверены в завтрашнем дне (7). В число важных характеристик входила развитая промышленность (6). Состояние России в целом оценивалось выше или «лучше», чем у Украины (5). Студенты указывали, что в соседней стране действует политика трудоустройства молодежи, выше забота о людях (5). Но негативная оценка фиксировалась в характеристиках муссировавшейся в СМИ и Украины и самой России криминоген-
ности обстановки в стране: респонденты часто писали и говорили про терроризм и считали, что здесь хорошо живут те, кто не уважает закон (6).
Среди свойств, которые отмечались чаще, чем показатель средней арифметической величины, следует указать такие характеристики, имевшие место в представлениях украинских студентов, как: должна быть демократичной; более развитая, чем Украина; стратегический партнер Украины; источник энергии; страна с хорошей экономикой; у нее хороший президент; образец для Украины, хотя и коррумпированная.
С осени 2005 года Россия, хотя и воспринимается как криминогенная страна, особой проблемой которой является терроризм, студенты считают ее более привлекательной по уровню жизни, чем собственную страну. Они полагают, что россияне живут в целом лучше, и состояние в России лучше, чем в Украине.
Через два года тенденции в экономической и политической оценке России остаются прежними. В 2007 году в характеристиках России продолжала наблюдаться тенденция позитивно оценивать российское правительство и действия президента В. В. Путина. Россия, как и прежде, характеризуется как огромная страна, имеющая большую территорию (24); близкая к Украине географически - сосед (8). Ее воспринимают как прогрессивно развивающуюся или экономически развитую (17).
Респонденты обращают внимание на развитие индустрии и промышленности (25). Они указывают на то, что Россия богата полезными ископаемыми, природными ресурсами, что есть газ (20). По-видимому, внимание к добыче газа продиктовано периодически поднимающимися в СМИ вопросами оплаты Украиною поставок российского газа. Студентам нравится В. В. Путин. Они сравнивают российского президента с президентом своей страны и высоко оценивают значение его деятельности, дают ему эпитеты: «умный президент», «сильный лидер» (14). Вместе с высокой оценкой деятельности В. В. Путина дается и соответствующая оценка стране, указывается, что Россия имеет большую власть, влияние, статус, авторитет в мире (11); подчеркивается ее независимость и самостоятельность (10).
На этом фоне восстанавливается эстетическая оценка природного ландшафта и архитектуры городов: страна характеризуется как «красивая» (8). Важной остается проблема выездов украинцев на заработки в Россию, поэтому студенты пишут, что здесь есть, где работать, есть работа (16). Однако, часть студентов воспринимает Россию как воинственную (7) и захватническую, стремящуюся расшириться и ведущую войны в своих регионах (12). Они боятся, что Россия присоединит к себе Украину (12). У студентов увеличивается число отказов характеризовать страну, вплоть до высказываний, свидетельствующих о неприятии, типа: «В России никогда не был и быть не хочу», «Я не люблю Россию», «Не хотел бы в жить в России, это далекая от меня страна» и т. п.
Имидж России в представлении украинских студентов меняется под влиянием политической и экономической обстановки в собственной стране. В структуре характеристик России у респондентов за период политических изменений в собственной стране произошли заметные изменения. Географические характеристики страны-соседа, представляющие территорию страны, уступили первые места экономическим характеристикам современных технологий или индустрии. Только в 2007 году происходит возвращение на первое место характеристики страны как большой и могучей, но следующая группа характеристик, представленная в имидже -характеристики индустрии, природных ресурсов и обеспеченность рабочими местами.
Характер этих изменений заметен и в имиджелогическом пространстве, трехмерную модель которого предложи-
ла для сравнения имиджей Е. А. Петрова. Мы обнаружили, что данная модель вполне пригодна не только для сравнения имиджей, но и для описания смещения характеристик в имидже, происходящих за определенный период времени или для иллюстрации разницы имиджелогических характеристик у тех или иных социальных групп населения. Семантически вектора этого пространства она характеризует как «статусность-престижность», «интегральная оценка» и «значимость-близость».
Вектор статусности, престижности представляют такие характеристики, к которым можно отнести власть, авторитет, доминирование, силу. Е. А. Петрова относит к нему также такие свойства, как: модный, признанный, престижный, сильный, международного уровня, элитный.
Вектор интегрированной оценки отражает результат аналитического сравнения типа: привлекательный, хороший, честный, интересный, внушающий доверие, понравившийся. По своему содержанию вектор близок к Осгудовскому фактору. Соответствующая шкала предполагает характеристики того или иного имиджа, его эмоциональный статус.
Вектор значимости-близости выражает определенную «референтность» имиджа, задаётся посредством таких свойств, как: высокопрофессиональный, перспективный, качественный, современный, фундаментальный, всесторонний [6, с. 11-14].
В характеристиках, составляющих имидж России, у украинских студентов наиболее заметны изменения в оценке статуса [4; 5]. Неизменными остаются определения особенностей географического расположения страны и протяженности ее территории, но меняется
их рейтинговое место. А среди причин, влияющих на облик страны, немаловажную роль играют средства массовой информации, специфика освещения ими политических отношений между странами. Поэтому, несмотря на то, что имидж государства формируют социально-исторические и культурные факторы, он может в определённой степени меняться под воздействием политической обстановки в стране. В современных условиях имиджевые характеристики России детерминируются потребностью украинского населения в сравнении социально-политической жизни в своей и соседней стране, в сопоставлении экономических условий жизни граждан, исторически еще недавно являвшихся гражданами единого союзного государства.
Литература
1. Герген К. и Герген М. М. Этноцентризм // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. -1036 с.
2. Горбушина О. П. Имидж России и зарубежных стран: структура и факторы формирования// Имиджелогия - 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - С. 60-62.
3. Панкрухин А. П. Имидж страны //Известия академии Имиджелогии. Том I. - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С. 103-134.
4. Пашукова Т. 1мщж Укра'(ни та Росм в умовах полiтичних змш //Софальна психолопя. - 2005.
- №9. - С. 3-15.(на укр. яз.).
5. Пашукова Т. И. Имиджелогические характеристики России у украинских студентов // Имиджело-гия - 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии.
- М.: РИЦ АИМ, 2008. - С. 37-41.
6. Петрова Е. А. Имиджеологическое пространство: гипотетическое моделирование и эмпирическое подтверждение //Имиджелогия - 2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего Международного симпозиума. - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С. 11-14.