Подпорин Игорь Васильевич
аспирант кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств
(тел.: 88612577632)
Компетентностный подход в формировании практико-ориентированного имиджа будущих
сотрудников МВД России
Аннотация
Статья содержит в себе исследовательский материал об имиджелогической компетенции личности курсанта вуза МВД в условиях современной социокультурной ситуации и требования, предъявляемые к профессиональному имиджу будущего сотрудника полиции.
Annotation
Article comprises a research material about imidzhelogichesky competence of the identity of the cadet of higher education institution of the Ministry of Internal Affairs in the conditions of a modern sociocultural situation, and the requirements, shown in professional image of future police officer.
Ключевые слова: имидж, личность, компетенция, структура, содержание.
Key words: image, personality, competence, structure, contents.
роблема формирования имиджа
П сотрудника полиции системы МВД России на современном этапе становится все более и более обсуждаемой. Административная реформа системы МВД коренным образом меняет концепцию профессионального обучения курсантов вузов МВД, предоставляет новые требования к практико-ори-ентированной системе обучения, разработки структуры и содержания компетентности личности в области профессионального имиджа сотрудника полиции. Профессиональный имиджа сотрудника полиции МВД России представляет собой целостный, качественно определенный образ личности сотрудников МВД, устойчиво живущий в массовом и индивидуальном сознании.
Главной функцией имиджа личности полицейского является формирование положительного отношения к должностному лицу, способствующие доверию и, следовательно повышению престижа и авторитета. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в публичной деятельности. Основными источниками определения сущности профессионального имиджа сотрудника полиции являются: социальный заказ, реализованный в нормативных документах, нормах и традициях; педагогический опыт, традиции его развития; теоретические концепции, фиксирующие современ-
ный уровень развития проблемы формирования позитивного имиджа сотрудника полиции.
Понятие "имидж" является достаточно новым и требующим разработки применительно к его трактовке в рамках разных профессий. Имидж педагога, врача, полицейского, бизнесмена, политика имеет различную личностно-ориентиро-ванную составляющую, основанную неа сложившихся у людей представлений о типичных чертах представителя той или иной профессиональной группы.
Формирование имиджа сотрудника полиции должно начинаться еще в процессе обучения в вузе. Профессиональный имидж должен стать одной из основополагающих компетенций личности сотрудника полиции. Современная парадигма развития высшего образования в России определяет направления подготовки профессионально компетентных специалистов. Множественность точек зрения на компетентностный подход в образовании (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.И. Субетто, В.Д. Шадри-ков, А.В. Хуторской и др.), позволяет сделать вывод о том, что понятие компетентность можно рассматривать как личностное достижение человека, вид опыта, сформировавшийся в результате образования и личностного саморазвития. Вместе с тем, для практического применения компетентностного подхода в формировании про-1 фессионального имиджа будущего сотрудника '
313
полиции уточним, что любая компетенция есть результат усилий, с одной стороны, самого обучаемого, а с другой - эффективной деятельности учебного заведения по организации учебного процесса.
Сегодня компетентностный подход занимает особое место среди других подходов в профессиональном обучении. Некоторые авторы считают, что имеющиеся в науке разные подходы не исключают друг друга, они могут быть иерархически организованы, могут дополнять и совершенствовать другие. К конкретно-научному уровню в области профессионального образования будущего сотрудника полиции можно отнести ситуационно-проблемный, контекстный, личнос-тно-деятельностный подходы [1]. Компетентностный подход определяет результативно-целевую направленность образования, при этом под результатом образования понимается формирование компетенций, позволяющих обучающемуся курсанту вузов МВД России в будущем успешно осуществлять профессиональную деятельность. Так, например исследователь А.К. Маркова в своих работах говорит о том, что каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональ-ной деятельности; оценка или измерение конечного результата - это единственно научный способ судить о компетентности [2].
Проанализировав требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность, изучению профессионально важных качеств и составлению профессиог-раммы будущего сотрудника полиции, обобщены интегративные и дифференцированные характеристики профессиональной деятельности данного специалиста и определены возможности профессионального образования в формировании имиджа будущего сотрудника полиции.
Для формирования необходимой имиджелоги-ческой компетенции курсантам необходимо знать четкие критерии профессионализма, которые могут определить уровень его подготовленности к профессии, векторы профессионального развития, а также наметить пути дальнейшего роста. Низкий уровень профессиональной компетенции, приверженность к стереотипам, профессиональная ригидность, отсутствие стремления к саморазвитию, неумение анализировать и прогнозировать профессиональную деятельность, отсутствие самокритичности, слабое владение речевым мастерством являются качествами, тормозящими профессиональный рост курсанта, а в будущем и сотрудника полиции.
Компетентностный подход усиливает практи-ко-ориентированность традиционного знаниево-
го подхода, существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими, направляет образовательный вектор на результат образования. Опираясь на общественное мнение, можно утверждать, что сегодня от будущего сотрудника полиции требуются такие качества и умения, как коммуникабельность, организационные способности, умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, способность к эмпатии, гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы, обаяние. Эти качества и умения являются профессиональными компетенциями сотрудника полиции МВД России и формируют его имид-желогическую и профессиональную компетентность.
Имиджелогическая компетентность в процессе обучения курсантов вузов МВД мы рассматриваем как цель концепции формирования имиджа будущего сотрудника полиции МВД России. Имиджелогическая компетентность является ин-тегративной характеристикой знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют решать целый комплекс профессиональных задач [3]. Сущность имиджелогической компетентности заключается в разработанной компетентностной характеристики сотрудника полиции системы МВД, которая включает требования к данному сотруднику: профессионально-должностные требования, ключевые, универсальные и профессиональные компетенции. Так, основными профессиональными качествами, которые необходимо развивать будущему сотруднику полиции являются: коммуникабельность, умение расположить к себе, убедить в правильности своей точки зрения; целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение выбрать стратегическую цель и сконцентрироваться на ней; умение предвидеть будущее, упреждать развитие ситуации, совершенствовать собственную деятельность; ответственность, способность управлять людьми в чрезвычайной ситуации, уравновешенность, умение не терять самообладание и др. Кроме того, важным в профессионально имидже являются аккуратность, внешний вид, организованность в работе, коммуникабельность, грамотная речь, умение установить контакт в условиях любой социокультурной группы граждан, обоснованные мимика и жесты.
Мы считаем имиджелогическую компетентность сотрудника полиции системы МВД аспектом его профессиональной квалификации и образованности и определяем ее как интегратив-ное качество личности, необходимое для формирования позитивного профессионального имиджа. Имиджелогическая компетентность названного специалиста является целевым ориентиром в формировании профессионального имиджа и предполагает существенные изменения не
314
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 1 (38)
только в содержании образования, но и в способах его освоения, а, значит, в организации образовательного процесса.
Авторское видение содержания имиджа сотрудника полиции МВД России основывается на том, что имиджелогическая подготовка будущих специалистов становится важным звеном высшего профессионального образования в развивающейся России. Она опирается на современные требования к профессиональным качествам сотрудника полиции [4]. Перед вузами стоит задача - на основе имиджелогических знаний сформировать имиджелогическую компетентность и компетенции у курсантов отраслевых вузов, которые будут формировать имидж самой системы МВД России. Ставиться задача подготовить социально активного сотрудника, способного творчески осуществлять свои служебные обязанности.
В данной статье представлены три блока ком-петентностей, которыми должен обладать будущий сотрудник полиции: научно-методический, креативный и мониторинговый. Научно-методический компонент включает научный, методический и практический блоки. К научному блоку отнесены методические рекомендации, учебники и учебные пособия по изучаемой проблеме. Отметим, что сегодня ведомственные вузы нуждаются в качественной учебной литературе, ориентированной на решение проблем формирования имиджа сотрудников полиции МВД России. В методический блок вошли учебно-методические комплексы, методические рекомендации и рабочие программы к курсам, ориентированным на формирование имиджа личности (этика, эстетика и др.). В практический блок входят практические разработки по изучаемому вопросу, аудио-видео тренинги, тесты и пр. Креативный компонент предназначен для активизации деятельности курсантов на занятиях, повышения их интереса к изучаемой проблеме и предусматривает: комплекс креативных технологий обучения (имиджевая программа, метод проектов, видеотренинг и др.); комплексную программу формирования профессионального имиджа; учебные модули по курсу "Имиджелогия"; содержание и структуру имиджелогической компетентности; разработки практическо-ориентированных занятий, тренингов, коллоквиумов. Мониторинговый компонент дает возможность проконтролировать
и оценить, насколько достигнута поставленная цель. Он содержит: уровни сформированности имиджа (позитивный, достаточный, негативный); критерии (систематизированный отбор и использование информации, осознанность в формировании компетенций, активность, самостоятельность и индивидуальность в овладении компетенциями) и показатели эффективности имиджа; комплексную программу; промежуточное и итоговое тестирование; консультации преподавателя по различным темам занятий; бально-рейтин-говую систему оценки знаний; вопросы, рассчитанные на мониторинг достигнутого состояния в формировании имиджа.
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. С. 10.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. [Текст]/А.К. Маркова. М., 1996. 165 с.
3. Имиджелогия 2008: Имидж как инструмент привликательности и конкурентоспособности: материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии/под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008.
4. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и его соблюдение при прохождении службы. Утверждено 24 декабря 2008 г. № 1138.
1. Zimnya I.A. Key of competence as an is productive-target basis KOMnemeHmHOcmHoeo the approach in formation [Text]/I.A. Zimnya. M.: the Research center of problems of quality of preparation of experts. 2004. P. 10.
2. Markova A.K. Psychology of professionalism. [Text]/A.K. Markova. M, 1996. P. 165.
3. Immigylogy 2008: Image as the tool and competitiveness: materials of the Sixth International symposium on Immigylogy/ under the editorship of E.A. Petrova. M.: RITS AIM, 2008.
4. The code of professional etiquette of the employee of law-enforcement bodies of the Russian Federation and its observance at service. It is confirmed on December, 24-th, 2008. № 1138.
315