Научная статья на тему 'Структура имиджа России во французских печатных СМИ'

Структура имиджа России во французских печатных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
331
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пашукова Татьяна Ивановна, Ухлинова Наталья Сергеевна

Современный имидж России, формируемый во Франции, исследовался авторами на основе контентанализа содержания статей французских газет «Le Monde» и «Le Nouvel OvsModern image of Russia,being formed in France, has been examined by the authors on the basis of the content analysis of the French newspapers «Le Monde» and «Le Nouvel Ovservateur». It has been discovered that articles focused on the political events tend to cover the facts concerning Russia from the unfavorable perspective, while culturally focused ones describe the facts positively.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура имиджа России во французских печатных СМИ»

15. Конвенция Организационных наций против коррупции (UNCAC). Резолюция № A/RES/58/4 от 31 октября 2003 г.

16. Лемуткина М. Хорошей взятки должно быть много. — URL: http://www.gaseta.ru/education/ 2007/06/07/_a_1783307shtml (дата обращения: 23.05.2013).

17. Лосский Н.О. Характер русского народа. — М.: Ключ, 1990.

18. Максимцев И.А., Локшина Э.Х., Бахрах О.А. Коррупция: морально-этические и экономико-психологические аспекты // Психология в экономике и управлении. — 2011. — № 2. — С. 26-33.

19. Макропсихология современного российского общества / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юре-вича. — М.: Ин-т психологии РАН, 2009.

20. Нестик Т.А. Коррупция и культура // Экономическая теория преступлений и наказаний. Вып. 4. Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. Ч. 2 / под ред. Л.М. Тимофеева и Ю.В. Ла-това. — М.: РГГУ, 2002.

21. Нестик Т.А., Латов Ю.В. Что виновато — «плохие законы» или культурные традиции? // Общественные науки и современность. — 2002. — № 5.

22. Поздняков ВМ. Коррупционные преступления в сфере образования: нравственно-психологический и правовой аспекты // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 3 — С. 25-32.

23. Решетников М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. — СПб.: Восточ.-европ. ин-т психоанализа, 2008.

24. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К.А. Абульха-новой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. — М.: Ин-т психологии РАН, 1997.

25. Россия в XXI веке. — М.: Академия геополитических проблем, 2012.

26. Симчера В., Нагорный А. Безответственность // Завтра. — 2013. — № 17.

27. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психолог. журн. — 1997. — Т. 17. — № 1.

28. Соснин В.А. Психология, геополитика и терроризм: тенденции развития современной межнациональной и межконфессиональной ситуации в России // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. — М.: Ин-т психологии РАН, 2012.

29. Соснин В.А. Психология суицидального терроризма: исторические аналогии и геополитические тенденции в XXI веке. — М.: Форум, 2012.

30. Соснин В.А. Психология массового поведения: типология больших социальных групп и проблема взаимодействия/воздействия // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.А. Павлова. — М.: Ин-т психологии РАН, 2012.

31. Соснин В.А, Нестик Т.А. Современный терроризм: социально-психологический анализ. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

32. Хащенко В.А. Социально-психологические механизмы детерминации субъективного экономического благополучия: дис. ... д-ра психол. наук. — М.: Ин-т психологии РАН, 2012.

33. Цагикян С.Ш. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика личности взяточников: «Черные дыры» в российском законодательстве // Юрид. журнал. — 2005. — № 3. — С. 327.

34. La Porta R, Lopez-De-Silanes F., Shleifer A., Vishny R.W. Trust in Large Organizations // The American Economic Review. Papers and Proceedings. — 1997 (CXXXVII). — № 2.

35. La Porta R, Lopez-De-Silanes F., Shleifer A., Vishny R.W. The Quality of Government // The Journal of Law, Economics and Organization. — 1999. — Vol. XV (1).

СТРУКТУРА ИМИДЖА РОССИИ ВО ФРАНЦУЗСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Аннотация: современный имидж России, формируемый во Франции, исследовался авторами на основе контент-анализа содержания статей французских газет «Le Monde» и «Le Nouvel Ovservateur». Имидж России в этих ста-

Т. И. Пашукова, Н. С. Ухлинова

тьях раскрывается посредством характеристик, относящихся к категориям политики, социальной жизни, экономики и культуры.

Обнаружено, что в статьях на политическую тематику факты и события, про-

исходящие в России, освещаются в негативном свете, в то время как статьи на культурную тематику характеризуют Россию позитивно.

Ключевые слова: имидж государства, содержание статей, структура имиджа, имиджелогически значимые характеристики, имиджелогические факторы.

Summary: modern image of Russia, being formed in France, has been examined by the authors on the basis of the content analysis of the French newspapers «Le Monde» and «Le Nouvel Ovserva-teur». It has been discovered that articles focused on the political events tend to cover the facts concerning Russia from the unfavorable perspective, while culturally focused ones describe the facts positively.

Keywords: image of the country, articles content, image structure, significant image characteristics, image factors.

Россия, как и любое государство, представляет собой уникальную по своему набору совокупность ценностей и национальных интересов. Она отличается географическим положением, внутригосударственной экономической системой, особыми социальными и политическими процессами, этническими и культурными особенностями, а также традициями, нравами и обычаями людей. Все это отражается в имидже страны на мировой арене и является с политической, экономической и других точек зрения очень важным [5; 11; 12].

Имидж страны базируется на исторических, геополитических, культурных, этнических, религиозных, демографических и иных основаниях и представляет собой феномен социальной перцепции. Одним из важнейших механизмов его

формирования является стереотипиза-ция [1; 2; 9 и др.].

Специалисты по исследованию имиджа России в глазах зарубежной общественности отмечают некоторые искажения в представлениях о ее облике, связанные с преимуществами и недостатками геополитического положения страны. В образ России чаще всего входят очевидные физико-географические особенности, а идеологическая оценка происходящих социальных процессов осуществляется поверхностно [3].

На Западе сложился некий набор блоков, определяющих общественное мнение в отношении России и составляющих компоненты ее имиджа. В него входят: блок «военной угрозы нового типа», то есть угрозы выхода армии и ядерных вооружений из-под контроля; блок «угрозы национальной катастрофы в России и ее дезинтеграции по югославскому образцу», ориентирующий общественное мнение на Западе на то, что внутренняя нестабильность в стране постоянно самовоспроизводится; блок формирования «преступного и коррумпированного государства», не допускающего возможности отношения к нему как к цивилизованному субъекту международного права и надежному объекту инвестиционной активности; мнение о необходимости постоянного контроля со стороны Запада за процессом осуществляемых в России реформ [3; 7].

Считается, что имидж России в сознании иностранцев складывается из трех ведущих составляющих: культура, политика и образ русского человека. Культура воспринимается как наиболее выигрышный элемент имиджа. Однако существует мнение, что современное культурное наследие России не в состо-

янии пока оказать позитивное влияние на имидж страны в сознании иностранцев. Политика, как еще один компонент имиджа России за рубежом, удостаивается самой низкой оценки. Иностранцы считают, что в стране нет демократии, а для ее системы управления характерны беззаконие и коррумпированность. Образ русского человека за рубежом крайне неоднозначен. По мнению иностранцев, «лицо России» — это очень богатые люди и плохо образованные «новые русские», сорящие деньгами, нажитыми нечестным путем. Упоминаются также «очень бедные люди» и «бабушки». Отношение к русским зависит от характера социальных контактов и отражается в противоположных мнениях: от «русские — дружелюбные, гостеприимные и общительные», что характерно при наличии опыта непосредственного общения, до «русские — злые, замкнутые, невоспитанные» — при дистантном (дистанцированном) впечатлении.

Это подтверждают данные консалтинговой компании «Группа ИМА» о том, что наиболее негативные аспекты восприятия России иностранцами связаны со сферой политики, с проблемами государственного устройства, взаимоотношений с другими странами, перспективами развития, правящими кругами и т. д. Однако исторические, в особенности культурные, составляющие российского имиджа продолжают, как и раньше, цениться очень высоко [4].

И.В. Гринев пишет, что негативное отношение к России сформировалось на Западе еще в период холодной войны как к стране, несущей в себе потенциальную угрозу стабильности и миру в Европе и на международной арене в целом [5]. Негативное восприятие России

во многом обусловлено неоднозначностью представлений россиян о самих себе, о гуманистических и идеологических установках новой России, из-за чего нет последовательности в их реализации и влиянии на имидж, который следовало бы конструировать в глазах мировой общественности [5].

В настоящее время большую роль в формировании имиджа страны играют СМИ [2; 3]. Многие люди доверительно воспринимают информацию в СМИ из-за уважения к соответствующим источникам информации или будучи убежденными в том, что сообщения СМИ отражают точку зрения профессионалов, которые владеют более полной информацией по вопросу. К тому же крайне небольшая часть иностранцев посещают страну лично.

По мнению многих исследователей, СМИ является мощным по воздействию источником формирования представлений о России, хотя объем информации о ней незначителен и односторонен. В нем преобладают негативные акценты, в то время как очевидные позитивные стороны жизни страны замалчиваются [3; 5].

Особое значение имеют печатные СМИ. Это связано с тем, что «читатель газеты/журнала имеет возможность приспосабливать чтение того или иного сообщения к своим потребностям и возможностям, неоднократно возвращаться к материалу, использовать одновременно дополнительные источники информации в случаях несогласия с позицией журналиста или при желании углубить свое понимание проблемы» [6, с. 114]. Часто люди узнают новости из аудиовизуальных СМИ, а осмысливают их благодаря комментариям в прессе.

Печатные издания достаточно разнообразно представляют читателям окружающую жизнь, события внешнего мира, многие области реальности [14]. Язык СМИ создает особое представление о действительности,которое В.Д. Мансурова назвала журналистской картиной мира. Эта картина мира, являясь «специфическим ментальным образованием, возникающим в массовом обыденном сознании, представляет собой динамическую, сложно организованную, самоорганизующуюся систему циркуляции социального знания — информации, востребованной обществом» [8, с. 102]. Для журналистов характерна ориентация на массовое сознание и перевод информации на уровень обыденного понимания, доступный каждому носителю языка. Они представляют собой совокупность социокультурных смыслов, выраженных в различных знаковых, символьных и образных формах, и конструируют мировидение среднего человека данной культуры. Их можно рассматривать как источник мировоззренческих стереотипов обыденного сознания, в том числе как средство формирования имиджа другого государства [14].

Россия лидирует в сфере информационных интересов всех ключевых стран мира, в том числе Франции. Учитывая это, мы решили проанализировать статьи общенациональных французских газет о России. Предметом нашего исследования стали структура и содержание представлений о России в этих статьях.

В рамках эмпирического исследования мы ставили следующие задачи: найти статьи о России и россиянах во французской национальной прессе; про-

вести контент-анализ содержания этих статей; на основе результатов контент-анализа выявить структуру формируемого имиджа России и основные ее характеристики; определить знак оценки страны в формируемом имидже.

В качестве материала для контент-анализа были взяты тексты французских общенациональных газет «Le Monde» и «Le Nouvel Observateur», адресованные читателям с разными интересами и интеллектуальными запросами. Важным критерием выбора этих газет являлся их рейтинг и тираж. Например, «Le monde» (c фр. «Мир»)—ежедневная вечерняя газета с тиражом более 300 тыс. экземпляров, одна из наиболее солидных и влиятельных во Франции, отличается подробными аналитическими обзорами, а также отсутствием прямых политических оценок. «Le Nouvel Observateur» (с фр. «Новый обозреватель») — французский еженедельный журнал с тиражом более 500 тыс. экземпляров, на страницах которого разворачиваются горячие дискуссии на важные и актуальные общественные темы.

Отбор статей осуществлялся нами следующим образом. Сначала, используя интернет-ресурс официальной страницы газеты, мы задавали систему поиска по всему архиву за период с 1 января по 19 мая 2011 г. и выявляли те статьи, которые непосредственно посвящены описанию и анализу событий,происходящих в Российском государстве. Это были материалы, в заголовке или во вводном кратком описании которых было употреблено название страны и ее городов. По результатам поиска мы находили оригиналы статей о России, которые подвергались нами количественному и качественному анализу.

За указанный период было найдено 88 номеров газет, содержащих статьи о России. В них было обнаружено 117 статей, касающихся России. В среднем в месяц выходило около 22 публикаций. Во все этих статьях выявлено 569 единиц-описаний страны. Они представляют 120 разнообразных характеристик, касающихся климатических условий, внешней и внутренней политики страны, власти, экономического развития, социальных проблем и социально-психологических качеств граждан России и др. Средняя частота использования характеристик равна 4,74 (стп = 6,45). Обнаружено сравнительно большое отрицательное значение показателя х-ап, равное -1,71 и большой разброс № = 41,6) встречаемости характеристик, который представляется нам неслучайным.

В список имиджелогически значимых характеристик страны мы включили те, которые превышают соотношение средней частоты их встречаемости в сумме с показателем стандартного отклонения [х+с7п)[10]. Эти характеристи-

ки, расположенные по мере уменьшения этой частоты, представлены в таблице.

Из имиджелогически значимых качеств только два («великое культурное наследие городов» и «экономический рост») содержат в себе положительную оценку страны. Они составляют всего 16,6 % от этой выборки. Негативно эмоционально окрашенных характеристик больше, их количество составляет 10, то есть 83,4 % от общего числа значимых качеств. Лидирующей категорией по числу характеристик и частоте их встречаемости оказалась категория политики (58,4 %). При этом вся политическая информация, составляющая этот компонент структуры имиджа, несет в себе негативную оценку.

Французские журналисты чаще всего характеризуют Россию как в высокой степени коррумпированное государство (48), называя коррупцию «бедой, разлагающей страну» («un mal qui gangrène le pays») и «распространяющейся на все уровни государственных учреждений». Они отмечают отсутствие в стране демократии (26), нередко подразумевая под

Таблица 1

Имиджелогически значимые характеристики России, представленные во французских газетных текстах

В имидже 12 характеристик из 120 Х= 4,74; о„ = 6,45 Частота встречаемости характеристик

1. Коррупция 48

2. Отсутствие демократии 26

3. Демографический кризис 25

4. Мафия, преступность 22

5. Сращивание власти с криминальными группировками 19

6. Политический клан 19

7. Алкоголизм и наркомания 18

8. Великое культурное наследие городов 17

9. Несостоятельность политики 15

10. Предвыборная интрига 14

11. Экономический рост 14

12. Правительственный тандем 13

этим «отсутствие свободы собраний», «манипуляцию выборами», «недостаток в активном гражданском обществе».

Отдельную тему составляют высказывания по поводу «главенствующего в России политического клана», стремящегося как можно дольше остаться у власти (19). Говорится о «сращивании власти с криминальными группировками» (19). Подробно пересказываются сообщения о проводимых в России расследованиях «крышевания подпольного игорного бизнеса верхушкой прокуратуры Московской области» и безнаказанности преступников. При этом авторы статей склоняли читателей к выводу о несостоятельности политики России (15) и смаковали «предвыборную интригу» президентских выборов В. Путина и Д. Медведева (14), ставя акцент на их взаимоотношениях (формулируя их как тандем и относясь к нему достаточно негативно).

Характеристики социальной жизни страны составили 25 % от общего количества имиджелогически значимых. Они также несут в себе эмоционально негативный окрас, характеризуя Россию преступной (22), страдающей от алкоголизма и наркомании (18) и имеющей серьезные демографические проблемы (25).

Экономические характеристики, наоборот, чаще положительны. Однако в одних статьях отмечается серьезный экономический рост, связанный с увеличением ВВП и замедлением роста инфляции (14), а в других—экономическое отставание страны (9).

Что касается культуры, то здесь Россия на страницах французских газет как бы преображается, приумножает свое достоинство и благородство. В статьях

о культуре часто встречаются словосочетания: «великое культурное наследие городов», в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга (17), «величие российского художественного наследия». Используются такие термины, как: «Величественная Красная площадь», «Величие Большого театра», «Третьяковская галерея — сокровищница важнейшей мировой коллекции живописи» и т. д.

Имиджелогически значимые характеристики можно объединить в категории, которые собственно и составляют структуру имиджа России во французских СМИ: политика (оценка власти) — 58,4 %, социальная жизнь — 25, экономика — 8,3 и культура — 8,3 %.

Интересно проанализировать и такие качества, которые встречаются чаще средней арифметической величины (4,74), хотя и не достигают уровня имиджелогически значимых. При анализе в скобках мы указываем частоту их повторяемости в исследованных газетных текстах.

Одной из частых характеристик является «путинизм» (11). Под чем подразумевается, что В. Путин принимает все политические и экономические решения в стране. Следующая характеристика в списке — психологические особенности россиян, а именно легкость и прямота граждан в общении (9).

Затем в порядке убывания следуют: экономическое отставание (9), хронические беды российской глубинки (8), патриотизм народа (7), характеристики поведения России на международной арене (7), борьба власти с проблемами наркомании (7), суровый климат (6), бескрайние просторы (5), бесконечные пробки на дорогах (5), бедность населения (5), великолепие балетных постано-

вок (5), а также национальное гостеприимство (5) и трепетная русская душа (5).

В этом списке качеств тенденция негативного описания политики остается неизменной.

В структуре имиджа России присутствует немалый процент характеристик социальной жизни страны (26,1 %). Социальная жизнь граждан РФ и государства в целом представляется в газетных статьях более позитивно, чем политика, и в характеристике этой сферы выявлено 16,7 % эмоционально окрашенных качеств. В частности, отмечается активность власти в борьбе с проблемой наркомании (7).

Пласт положительной оценки особенностей России составляют культурные и географические описания. Журналисты отмечают широкие просторы территории России (5), великолепие балетных постановок (5), торжественность и возвышенность празднования юбилейной даты первого полета в космос Ю. Гагарина, ставшего национальным героем, символом страны (6).

В этом списке оказались социально-психологические характеристики, присущие русским людям: «легкость и прямота в общении» (9), «сильнейшее чувство патриотизма» (7), «гостеприимство» (5), «трепетность русской души» (5). Причем все они оцениваются положительно.

Мы можем предположить, что положительная оценка культуры и социально-психологических характеристик граждан обладает потенциалом формирования позитивного отношения читателей французских газет к России. Однако преобладание негативных характеристик нашей страны в группе наиболее часто встречаемых свойств дает основание полагать, что в статьях французских

газет такая подача информации преднамеренна. Неслучайно журналисты используют многочисленные приемы, которые не только создают неприглядный образ государства, но и делают его более ярким и выразительным с помощью гиперболизации свойств объекта, которая активизирует сферу представлений читателя. Позднее, в дополнительном экспериментальном исследовании, мы обнаружили, что характеристики, касающиеся определенных сторон жизни страны, действительно ухудшают отношение читателей к России [13].

Вся представленная в газетах информация о стране может быть разделена и на такие два вида. Первая соответствует действительности, ее журналисты подают, когда пишут про те или иные реальные проблемы, факты и события, происходящие в стране, хотя в большинстве случаев они преувеличиваются и выставляют Россию не с самой лучшей стороны. Это множество примеров, касающихся коррупции, наркомании и алкоголизма. Однако есть в статьях и такая информация, которая авторами домысливается или искажается, чтобы подчеркнуть недостатки России как государства. Среди специальных приемов, применяемых в данном случае, следует указать на использование иронии и сарказма. Конкретным примером подобной иронии, взятой нами из проанализированных статей, является следующая фраза: «Поселок Тверской области никак не выиграл от того, что расположен по соседству с одной из резиденций Президента России».

Таким образом, статьи о России и россиянах во французской национальной прессе встречаются достаточно часто. Имидж России в этих статьях рас-

крывается посредством характеристик, относящихся к таким категориям, как политика, социальная жизнь, экономика и культура. В статьях, касающихся политики, представлена однозначно негативная оценка страны, а в статьях, посвященных культуре, — позитивная.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовых коммуникаций: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 191 с.

3. Галумов Э.А. Имидж России в глобальном пространстве. — М.: Летопись XXI, 2001. — 64 с.

4. Грачева А. У иностранцев есть ответы на все наши вопросы // Советник. — 2004. — № 6. — С. 34-36.

5. Гринев И.В. Отечественная культура и международный имидж России // Национальные интересы. — 2008. — № 5. — С. 49-52.

6. Гришаева Л.И. Россия в зеркале немецкой прессы: путь к взаимопониманию народов? // XXI век: мир без войны и насилия: материалы между-нар. конф. — Воронеж, 2002. — С. 99-124.

7. Имидж России и российского бизнеса в западных средствах массовой информации: материалы к

докладу СВОП «Облик России» (сокращенный вариант) / С. А. Караганов, Е.М. Кожокин, И.Е. Малашен-ко [и др.]. — М., 1997. — 32 с.

8. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. — Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2002. — 237 с.

9. ПанасюкА.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии // PR в образовании. — 2004. — № 2. — С. 40-51.

10. Пашукова Т.И. Изменение представлений о России у украинских студентов // Имиджелогия — 2011: Развитие и продвижение территорий: материалы Девятого Междунар. симпозиума по имиджелогии. — М.: РИЦ АИМ, 2011. — С. 162-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Политическая имиджелогия: монография / под общ. научн. ред. Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой. — М.: РИЦ АИМ, 2006. — 275 с.

12. Соколова-Сербская Л.А. Формирование политического имиджа РФ на международной арене (1992-1999 гг.): автореф. дис. ... д-ра истор. наук. — М., 2008. — М.: МПГУ, 2008. — 33 с.

13. Ухлинова Н.С. Влияние тематики статей французских газет на представление о России у читателей: дипломная работа (рукопис.). — М.: МГЛУ, 2012. — 63 с.

14. Шаова О.А. Россия и Франция: национальные стереотипы и их метафорическая репрезентация (на материале французских газет в сопоставлении с российскими: дис. ... канд. филолог. наук. — Екатеринбург: УрГПУ, 2005. — 207 с.

АНТИКРИМИНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А. Н. Пастушеня

Аннотация: анализируется феномен антикриминальной устойчивости личности как важнейшей составляющей ее готовности к правомерному поведению. Дается определение данного явления, характеристика возможных проявлений в блокировании криминогенных внешних воздействий и внутренних импульсов. Обосновывается структурная модель антикриминальной устойчивости личности, ее систе-

мообразующее ядро и свойства периферии. Раскрываются особенности тех психологических свойств и их содержательные характеристики, которые обеспечивают наличие указанной устойчивости. Предложенная модель антикриминальной устойчивости личности выступает теоретической основой для ее психодиагностики, а также определения психолого-педагогических задач по ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.