В.И. Калиниченко,
д.э.н., профессор, директор ООО «МедКомТех», г. Краснодар, Россия, [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
УДК 614.2
Калиниченко В.И. Экономические аспекты управления медицинской помощью на основе стандартов медицинских услуг (ООО «МедКомТех», г. Краснодар)
Аннотация: Рассмотрен комплексный подход к управлению медицинской помощью от медицинской организации до органа управления здравоохранением территории на основе стандартов медицинских услуг, позволяющий сформировать на новых принципах территориальную программу государственных гарантий и перейти к системе управляемой медицинской помощи.
Ключевые слова: медицинская помощь, менеджмент, стандарты медицинских услуг, территориальная программа госгарантий
Реальный путь повышения эффективности здравоохранения в рамках модернизации — стандартизация медицинских технологий, рациональное использование ресурсов, внедрение современных технологий диагностики и лечения, обладающих ощутимым экономическим эффектом и способных сократить расходы на лечение пациентов.
Необходимость создания интегрированной системы управления медицинской помощью обусловлена тем, что финансирование здравоохранения по остаточному принципу при работе по затратному способу не позволяет сбалансировать потребности медицинских учреждений в ресурсах со спросом населения на медицинские услуги.
В первую очередь необходимо реформировать финансовую систему здравоохранения на основе формализации медицинских технологий, введения норм и нормативов на медицинские услуги, и внедрения экономико-математических методов управления.
Разработка и внедрение интегрированной системы управления медицинской помощью конечной целью имеют обеспечение построения Территориальной программы государственных гарантий, сбалансированной по объему с финансовыми средствами, планируемыми на ее выполнение.
Планирование медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий должно строиться «снизу вверх»: от планирования медицинской помощи в медицинской организации к планированию на уровне муниципального (территориального) органа управления здравоохранением на основе медицинских стандартов, содержащих необходимый объем диагностических исследований, лечебных процедур, лекарственных препаратов и спроса населения на медицинские услуги. На основе медицинских стандартов необходимо рассчитывать стоимость медицинских услуг и производить экспертизу качества оказания медицинской помощи.
В.И. Калиниченко, 2011 г.
1енеджер №Э
здравоохранения 3011
Расчет стоимости медицинских услуг должен позволить рассчитать себестоимость непосредственно медицинской технологии, а не «койко-дня» или «посещения», включать все (отдельные) или исключать определенные статьи экономической классификации, подключать алгоритмы адаптации и финансового моделирования в целях оптимизации структуры и объема медицинской помощи под финансовые ресурсы.
Для расчета стоимости медицинских услуг необходима универсальная методика, позволяющая производить расчеты как для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, так и для медицинских организаций.
Методика расчета должна базироваться на нормативно-затратном принципе, при котором ценообразующие расходы исчисляются на основании установленных нормативов, и давать возможность рассчитать полную себестоимость медицинских услуг, а как частный случай — производить расчеты по ограниченным статьям расходов в системе обязательного медицинского страхования.
Медицинские стандарты должны включать базовый набор медицинских услуг, лекарственных препаратов, критериев, нормативов, необходимых при оказании медицинской помощи с учетом уровня, условий и этапов ее оказания.
Территориальные стандарты должны включать объем сверх базового набора медицинских услуг и лекарственных препаратов, и должны создаваться под технологию, материальные и финансовые ресурсы территории.
Территориальные стандарты должны определять объем диагностических и лечебных процедур, манипуляций, лекарственных препаратов, сроки лечения и требования к результатам лечения, ориентированные на заболевание, и должны быть гарантированы пациенту вне зависимости от места оказания медицинской помощи для всех типов медицинских организаций на территории субъекта.
Территориальные стандарты позволяют рассчитать стоимость программы государственных гарантий, ориентированы на рыночные отношения и плавный переход к построению интегрированной системы управляемой медицинской помощи.
Интегрированная система управляемой медицинской помощи должна строиться на основе банка территориальных стандартов медицинских услуг, являющегося фундаментом системы. Мощная информационная поддержка, современное инструментальное средство разработки и поддержания в актуальном состоянии единых для территории формализованных стандартов простых и комплексных медицинских услуг, нормативно-справочная информация в интеграции с другими прикладными системами позволяют сформировать программу государственных гарантий медицинской организации, муниципального (территориального) органа управления здравоохранением на принципах отличных от известных методов планирования (на койку и посещение) и перейти к системе управляемой медицинской помощи.
Практическая реализация территориальных стандартов медицинских услуг доведена нами до создания «Банка медицинских услуг территории» в разрезе уровней и условий оказания медицинской помощи.
Территориальные стандарты простых медицинских услуг разработаны по видам: лабораторные, инструментальные методы исследования, манипуляции, процедуры и т.д.
Территориальные стандарты комплексных медицинских услуг — основной технологический документ, позволяющий определить ключевые этапы, влияющие на исход и качество медицинского процесса и его стоимость.
Внутри каждой специальности модели оказания медицинской помощи по нозоло-гиям подразделяются:
— по функциональному назначению с учетом этапов оказания помощи: лечебно-диагностические, диагностические, лечебные, реабилитационные, профилактические, экстренные;
№9
зон
Менеджер
— по уровням и условиям оказания медицинской помощи: в стационаре, в поликлинике, в дневном стационаре, в стационаре на дому.
Использование территориальных стандартов позволяет существенным образом изменить систему финансирования медицинских организаций и перейти от оплаты за «койко-день» и «посещение» — к оплате за «законченный случай лечения».
«Банк медицинских услуг» служит информационной основой для формирования программы оказания медицинской помощи надлежащего качества в рамках программы государственных гарантий на новых принципах и организации взаимоотношений между органами управления здравоохранением исполнительной власти территории, страховыми компаниями, медицинскими организациями и призван обеспечить определенный уровень качества оказания медицинской помощи.
Использование территориальных стандартов медицинских услуг будет способствовать реализации Программы государственных гарантий в части лекарственной и медицинской помощи и обеспечит переход к управляемой медицинской помощи.
Финансово-экономические расчеты за выполненные медицинские услуги необходимы для персонифицированного учета объемов выполненных медицинских услуг и анализа спроса населения на медицинские услуги и должны быть реализованы как претензион-но-исковая система, отвечающая всем требованиям при организации любых методов оплаты медицинской помощи.
Система финансово-экономических расчетов должна обеспечить медицинской организации и органу управления здравоохранением:
— объективную информацию о планируемых и фактических затратах в соответствии с базой стандартов медицинских услуг;
— мониторинг ценообразования и дифференцированное распределение финансовых затрат по направлениям работы медицинской организации;
— расчеты за пролеченного пациента в соответствии с медицинскими стандартами (оплата за медицинскую технологию, а не за количество койко-дней).
На основании анализа спроса должны формироваться предложения по реструктуризации сети муниципального (территориального) здравоохранения и, в конечном итоге, предложения по обоснованному муниципальному (территориальному) заказу на медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий и финансовыми средствами.
Оценка качества оказания медицинской помощи по территориальным стандартам медицинских услуг должна быть разработана на основании единого алгоритма проведения как ведомственной, так и вневедомственной и межведомственной (независимой) экспертизы и позволять проводить сплошную (скрининг-экспертиза) и выборочную экспертизу оценки качества оказания медицинской помощи во всех медицинских организациях.
Система должна обеспечить автоматизацию процесса получения достоверных и обоснованных комплексных оценок качества работы медицинского учреждения и отдельного врача, анализа результатов экспертиз, определения стоимости оказания медицинской помощи для принятия управленческих решений по повышению ее качества в конкретных медицинских организациях.
Управление лекарственным обеспечением в рамках Территориальной программы государственных гарантий должно опираться на формулярную систему и «лекарственные стандарты», входящие в территориальные стандарты простых и комплексных медицинских услуг.
Формулярные списки в сочетании с территориальными стандартами позволяют решить проблему рационального использования лекарственных средств на основе затратно-эффективного способа их отбора с учетом заболеваемости, ресурсного обеспечения,
1енеджер №9
здравоохранения 3011
применения рациональной фармакотерапии; производить расчет цен медицинских услуг с учетом базовых, территориальных или сложившихся цен на лекарственные препараты по медицинской организации, муниципальному образованию и территории в целом; прогнозировать потребность в них и сформировать обоснованный проект закупок.
Формирование плана-заказа на лекарственные средства на основе использования формализованных медицинских технологий «Банка медицинских услуг» обеспечивается:
— возможностью нормирования расхода реактивов и расходных материалов, используемых для диагностических исследований в соответствии с территориальными стандартами простых медицинских услуг;
— возможностью установления натуральных норм медикаментозного обеспечения «лекарственного стандарта» территориальных стандартов по нозологиям, и, как факт, предсказуемостью затрат на лекарственные средства и определением общей потребности в них при стационарном лечении; для
стационарозамещающих технологий; для амбулаторно-поликлинической помощи; в части лекарственных препаратов, предоставляемых амбулаторным больным на бесплатной и льготной основе.
Планирование медицинской помощи и лекарственного обеспечения должно производится «снизу вверх»: от планирования медицинской помощи в медицинской организации к планированию на уровне органа управления здравоохранением муниципального образования (территории) на основе медицинских стандартов, содержащих необходимый объем диагностических исследований, лечебных процедур, лекарственных средств и требований к результатам лечения, и спроса населения на медицинские услуги.
Рассмотренные концептуальные основы управляемой медицинской помощи реализованы в интегрированной системе «Управление медицинской помощью», основной компонентой которой является территориальный Банк территориальных стандартов медицинских услуг.
UDC 614.2
Kalinichenko V.I. Economic aspects of medical care based on standards of health services
(MedComTech, Krasnodar, Russia)
Abstract: Considered an integrated approach to management of health care from the medical organization to health authority area, based on standards of medical services. Standards using the new principles allow to form a territorial program of state guarantees and move to a system of managed care.
Keywords: medical care, management, standards of medical services, territorial program of state guarantees.
№9 Менеджер
3011 здравоохранения /