ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ -ЗНАЧЕНИЕ В ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1
О.Ю. Александрова1, О.А. Нагибин2, Г.Г. Савзян
Первый Московский государственный медицинский университет им И.М. Сеченова;
Городская поликлиника № 2, г. Рязань
Представлены результаты анализа необходимости применения стандартов медицинской помощи при проведении экспертизы качества медицинской помощи.
Ключевые слова: стандарт медицинской помощи, экспертиза качества медицинской помощи, обязательное медицинское страхование
В соответствии со ст. 37 «Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3 (далее — ФЗ «Об основах охраны здоровья») [1]: «1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
1 Александрова Оксана Юрьевна — д-р мед. наук, профессор кафедры основ законодательства в здравоохранении, Первый МГМУ им И.М. Сеченова; Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; тел. 8 (499) 766-83-46; e-mail: [email protected].
2 Нагибин Олег Адександрович — канд. мед. наук, главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 2 г. Рязани».
2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти...
...4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния)...»
Первоначальная формулировка ст. 79 «Обязанности медицинских организаций» ФЗ «Об основах охраны здоровья», вступившей в силу с 1 января 2013 г., вводила требование обязательности исполнения медицинскими организациями как порядков оказания медицинской помощи, так и стандартов медицинской помощи (СМП).
В соответствии с п. 2 ст. 79 «Обязанности медицинских организаций» ФЗ «Об основах охраны здоровья» медицинская организация была обязана:
«...осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи... »
В данной редакции статья вступила в силу с 1 января 2013 г., но была изменена Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ (Закон № 317-ФЗ) [2].
В новой редакции п. 2 ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья» (в ред. Закона № 317-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2014 г., медицинская организация обязана: «...организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи...» (п. 2 ст. 79 «Обязанности медицинских организаций» в ред. Закона № 317-ФЗ).
В ст. 88 «Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности», действующей до изменений, внесенных Законом № 317-ФЗ, было сказано: «1. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями.
2. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
...3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи... »
Та же статья в редакции Закона № 317-ФЗ: «2. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
...3) проведения проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи...» (п. 3 в ред. Закона № 317-ФЗ).
Применение (а не «соблюдение», как ранее) медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи также подлежит ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 89 «Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности» ФЗ «Об основах охраны здоровья).
Законом № 317-ФЗ изменена статья 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» ФЗ «Об основах охраны здоровья».
В старой формулировке ст. 80: «При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи».
В ред. Закона № 317-ФЗ исключена концовка ст. 80 «...которые предусмотрены стандартами медицинской помощи», и заменено на «...включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских
изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации».
Таким образом, с 1 января 2014 г. в специальном отраслевом законодательстве сменилась идеология жесткой обязательности соблюдения медицинскими организациями СМП на идеологию применения СМП, но не обязательного.
Вместе с тем в нормативно-правовых актах (НПА), регулирующих медицинскую деятельность, СМП продолжают упоминаться неоднократно в целях регулирования организации, финансирования медицинской помощи, а также контроля за деятельностью медицинских организаций.
В той же вышеупомянутой ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья», не изменена ч. 5, в которой сказано: «5. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».
В ч. 7 ст. 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» ФЗ «Об основах охраны здоровья» сказано: «7. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики».
В ст. 81 «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» ФЗ «Об основах охраны здоровья» сказано: 4. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются: 1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи... »
В ст. 64 «Экспертиза качества медицинской помощи» ФЗ «Об основах охраны здоровья» сказано: «Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний
или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с ч. 2 ст. 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
В подзаконных НПА также неоднократно используется понятие стандарта медицинской помощи.
В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. (утв. Постановлением Правительства от 28.11.2014 № 1273) [3] в части I «Общие положения» сказано: «Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики».
В части VII «Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи» Программы сказано: «Территориальная программа, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования, в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать:
...порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи...». И далее в этой же части документа: «При формировании территориальной программы учитываются: ... порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи...)».
В Положении о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 № 1152) [4] сказано: «3. Государственный контроль осуществляется путем:
в) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
...12. При проведении проверок, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3 настоящего Положения, осуществляются следующие мероприятия:
д) оценка соблюдения стандартов медицинской помощи, в том числе в части: ...обоснованности назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее 1, а также полноты выполнения медицинских услуг с усредненной частотой предоставления 1...».
В приказе МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н (в ред. приказа МЗ РФ от 2 декабря 2013 г. № 886н) [5] прописано: «При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, по торговым наименованиям».
Таким образом, в НПА, регулирующих правоотношения в здравоохранении, неоднократно используется понятие стандарта медицинской помощи как документа, регулирующего различные аспекты организации и финансирования медицинской помощи, при этом, с точки зрения законодательства, данный документ на сегодняшний день не является строго обязательным.
Идея введения в законодательство требования обязательности исполнения СМП (в период принятия ФЗ «Об основах охраны здоровья», в 2011 г.) объясняется тем, что на основе СМП (т.е., по объемам медицинской помощи, заложенным в стандарт) предполагалось формировать Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), и соответственно способом оплаты медицинской помощи должен был стать законченный случай лечения при выполнении СМП. Поэтому для тех медицинских организаций, которые участвуют в реализации ПГГ (неважно, медицинские ли это организации государственной, или муниципальной, или частной системы здравоохранения), возникало требование обязательности исполнения СМП. На данные
принципы формирования ПГГ и оплаты медицинской помощи на сегодняшний день так и не перешли.
Медицинская помощь сегодня планируется по нормативам объемов (для скорой медицинской помощи (в том числе специализированной (са-нитарно-авиационной) — вызов; для амбулаторной медицинской помощи — посещение, обращение; для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, — пациенто-день; для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях, — койко-день в ПГГ до 2013 г., случай госпитализации — в ПГГ с 2014 г.), утверждаемых в ПГГ. Планирование финансовых показателей ПГГ осуществляется на основе нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Вышеуказанные принципы планирования объемов медицинской помощи не содержат конкретизации государственных гарантий объема бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При существующей системе планирования ни медицинский работник, ни пациент не может понять, какой объем медицинской помощи должен предоставляться пациенту бесплатно. Нередко возникают ситуации, когда медицинским организациям не оплачивается оказанная медицинская помощь за пределами согласованных в Тарифном соглашении объемов медицинской помощи, рассчитанных на основе нормативов объемов медицинской помощи в ПГГ. Между тем право гражданина на бесплатное получение медицинской помощи закреплено в законодательстве, если медицинская помощь оказана обоснованно, и медицинские организации выдвигают требование страховым медицинским организациям по оплате медицинской помощи за пределами согласованных объемов в судебном порядке. Данные требования, как правило, бывают судами удовлетворены.
Между тем средства ОМС формируются из страховых взносов, и система ОМС может покрывать расходы медицинских организаций только из имеющихся финансовых ресурсов. На сегодняшний день система ОМС не рассчитана на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, в неограниченном объеме. Ограничение ресурсов приводит к необходимости формирования границ объемов ока-
зываемой медицинской помощи. Данные границы принято называть конкретизацией государственных гарантий бесплатности медицинской помощи.
Определить границу бесплатности сложно, но решению данной проблемы может помочь конкретизация государственных гарантий медицинской помощи по гарантируемым объемам медицинской помощи, но не на основе общих объемных показателей, а на основе объемов медицинской помощи, заложенных в стандарты медицинской помощи. СМП должен содержать оптимальный для лечения конкретного заболевания набор диагностических и лечебных мероприятий с точки зрения оптимального использования ресурсов, возможно минимального, но гарантированного со стороны государства. СМП не должен выполнять функцию «идеально правильного» лечения пациента. Тем более что СМП не содержит алгоритмической составляющей лечебно-диагностического процесса, он содержит только перечни медицинских услуг и лекарственных препаратов. Алгоритмы «правильного лечения» должны содержаться в клинических рекомендациях (протоколах лечения), о чем мы скажем далее.
В таком случае программы государственных гарантий должны формироваться на основе единых СМП. Оплата оказанной медицинской помощи также должна происходить на основе тех же СМП (законченный случай лечения в объеме СМП).
Медицинская организация должна оказать медицинскую помощь в соответствии со стандартом.
Пациент может сопоставить оказанную ему медицинскую помощь со стандартом медицинской помощи.
Проверяющие инстанции (как финансовые, так и проверяющие реализацию права гражданина на бесплатную медицинскую помощь) могут также сопоставить оказанную пациенту медицинскую помощь со СМП.
СМП могут быть положены в основу разграничения платных и бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Алгоритм действий следующий.
В рамках утвержденного и оплачиваемого в рамках ПГГ стандарта медицинской помощи
медицинская помощь оказывается пациенту бесплатно.
Оказание медицинской помощи за пределами СМП в целях более быстрого достижения медицинской эффективности возможно на платной для пациента основе. Предложения по лечебно-диагностическим мероприятиям, не входящим в СМП, но более эффективным для данного больного, должны быть обоснованы и описаны в медицинской документации.
В целях реализации права пациента (застрахованного гражданина) на бесплатную медицинскую помощь в объемах СМП для проведения лечебно-диагностических мероприятий (медицинских услуг), которые входят в стандарт, но невозможно выполнить в конкретной медицинской организации, необходимо разработать договоры с другими медицинскими организациями по реализации тех видов деятельности, которые входят в ПГГ, но не могут быть выполнены в данной медицинской организации. Данные правоотношения могут быть также урегулированы и в административном порядке приказом органа управления здравоохранения о закреплении за определенными медицинскими организациями, участвующими в реализации ПГГ, обязанностей по реализации диагностических, лечебных и иных мероприятий с соответствующей оплатой в рамках ПГГ.
В вышеуказанную идеологию вписывается закрепленное в ФЗ «Об основах охраны здоровья» требование обязательности исполнения Порядков оказания медицинской помощи и аккредитация медицинских организаций на соответствие данным Порядкам.
Порядки оказания медицинской помощи содержат алгоритм осуществления лечебно-диагностического процесса и требования по обеспечению условий, необходимых для реализации лечебно-диагностического процесса, и не содержат перечней услуг и препаратов, рекомендуемых для лечения конкретных заболеваний (что содержат в себе стандарты медицинской помощи). Порядки могут служить не конкретизации медицинской помощи по объемам в целом, а определению требований к конкретным медицинским организациям, осуществляющим медицинскую деятельность в соответствии со СМП на конкретных этапах оказания медицинской помощи.
В этом и есть суть аккредитации медицинских организаций.
Обязательность исполнения порядков оказания медицинской помощи — это, по сути, руководство к действию не только руководителям медицинских организаций, но и собственникам медицинских организаций (для медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения — органам исполнительной власти субъектов РФ). Медицинские организации на всей территории страны должны соответствовать требованиям порядков оказания медицинской помощи, чтобы обеспечить достаточный уровень материально-технической базы и единообразие организационных подходов при оказании медицинской помощи.
Таким образом, стандартизация в здравоохранении позволяет реализовать принцип единообразия при оказании медицинской помощи, реализовать права гражданина на бесплатную медицинскую помощь в равном объеме и на любой территории.
В законодательстве речь идет исключительно о СМП, разработанных и утвержденных на федеральном уровне. Никакие региональные стандарты (медико-экономические и пр.) в федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не упоминаются.
Все вышесказанное не делает СМП строго обязательным при оказании медицинской помощи конкретным врачом конкретному пациенту. Безусловно, профессиональная медицинская деятельность подразумевает индивидуальный подход в лечении каждого больного, отклонения от каких-либо требований с целью достижения индивидуального результата.
Исходя из особенностей врачебной деятельности, необходимо отметить, что любой стандарт, каким бы он качественным не был, не может гарантированно и неукоснительно точно рекомендовать врачу как поступать в той или иной ситуации. Врач, исходя из фактических проявлений заболевания, особенностей состояния здоровья больного, а также своего профессионального опыта должен принимать самостоятельное решение. Прежде чем выбрать СМП больному с конкретным заболеванием, надо сначала предположить именно это заболевание. Например, жало-
бы пациента на боль в грудной клетке могут быть причиной множества заболеваний, а значит основой выбора множества СМП. Однако врач, осуществляя осмотр и опрос пациента, исходя из своих профессиональных знаний, ставит предварительный диагноз и выбирает необходимый СМП. Если врач поставит неправильный диагноз, то он выберет и неправильный СМП. И никакой самый лучший СПМ в таком случае не поможет вылечить пациента.
Таким образом, более жесткие требования в СМП могут распространяться на лечебный процесс с ясным однозначным диагнозом, но в разделе «Диагностика» в СМП врачу должна быть обеспечена возможность поиска в целях правильной диагностики заболевания с помощью различных диагностических методов.
Строгие СМП возможны только в отношении небольшого числа ургентных патологий, поскольку задержки в принятии решений в этих случаях сами по себе могут быть губительны для больного. Да и то, это, скорее, не СМП (СМП не содержат алгоритмической составляющей медицинской помощи, действий медицинских работников), а алгоритмы действий медицинских работников при оказании медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни больного.
Исходя их вышесказанного, решение вопроса о качественно или некачественно оказанной медицинской помощи не ограничивается оценкой соответствия действий медицинского работника одним лишь СМП в НПА (приказе МЗ РФ). Соответствие стандартам является основой оценки медицинской помощи, но не окончательной оценкой. Некачественной медицинской помощью является также нарушение сложившихся правил поведения, обычаев медицинской практики при проведении всего комплекса профилактических, диагностических и лечебных мероприятий. Эти нормы и правила могут существовать как в письменной форме (в протоколах лечения, различных источниках профессиональной медицинской информации (учебниках, журнальных статьях и т.д.)), так и в неписанных традициях медицинской деятельности. Как известно, данные правила (алгоритмы лечения различных заболеваний, методики проведения лечебных и диагностических процедур, схемы назначения лекарственных препаратов, частота контрольных мероприятий за состоянием здоровья паци-
ента и т.д.) применяются врачом индивидуально по отношению к каждому пациенту. Даже при одном и том же диагнозе, сходности состояния больного индивидуальные протоколы лечения могут быть совершенно различными (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний, наличия аллергических реакций на медикаменты и т.д.).
Регистрация отклонений в действиях врача от стандартной модели является лишь констатацией нарушения СМП в виде необходимого объема медицинской помощи, которые могут иметь различные последствия — от самых негативных (летальный исход) до весьма положительных (выздоровление без применения всего набора лекарственных препаратов, входящих в СМП). В то же время, даже при дословном соблюдении СМП, вопросы качества медицинской помощи, наличия недостатков в медицинской услуге и ответственности медицинского персонала остаются открытыми.
Единственный вывод, который не вызывает сомнения, заключается в том, что причинение вреда в результате отклонения от СМП является четким критерием дефекта медицинской помощи и основанием для наступления той или иной ответственности медицинского персонала. Таким образом, несмотря на указанные выше особенности медицинской деятельности, введение СМП считается существенной основой для юридической оценки качества медицинской помощи и выявления дефектов при ее оказании.
С точки зрения гражданского законодательства, оценка медицинской помощи экспертом является оценкой на «соответствие услуги требованиям, предъявляемым к подобным услугам или целям их обычного использования» («соответствие требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода» — в Законе РФ «О защите прав потребителей») и является важнейшим критерием оценки качества медицинской услуги. Указанный подход не относится к особенностям рынка медицинских услуг, а является характерным для гражданско-правовых отношений. В самом широком смысле речь идет о правовых обычаях или деловых обыкновениях, которые не только учитываются участниками гражданского оборота, но и являются источниками права, то есть используются судами в гражданском процессе наряду с правовыми нормами.
Так, в п. 4 Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 от 01.06.1996 г. в качестве примера обычая названы «традиции исполнения тех или иных обязательств» [6]. В медицинской деятельности подобные традиции связаны с лечебно-диагностическими технологиями, которые признаны медицинским сообществом, широко применяются, соответствуют канонам медицинской науки и позволяют достичь максимального положительного результата, исходя из реальных возможностей врачей и медицинских организаций. Другими словами речь идет о том, что медицинские работники должны сделать все возможное в реальных условиях, использовать все свои знания и умения для спасения жизни больного или оказания ему медицинской помощи — таковы исторически сложившиеся профессиональные медицинские обычаи.
Поэтому окончательная оценка медицинской помощи как надлежащего качества или ненадлежащего качества является прерогативой экспертов. Только индивидуальное рассмотрение специалистами конкретных лечебно-диагностических мероприятий с учетом особенностей состояния больного, течения его заболевания, реальных возможностей и условий оказания медицинской помощи и других имевших место факторов может быть основанием для оценки оказанной медицинской помощи как «соответствующей канонам медицинской науки и позволяющей достичь максимального положительного результата, исходя из реальных возможностей врачей и медицинской организации», «соответствующей требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода», т.е. соответствующей профессиональным медицинским обычаям.
Таким образом, даже в пределах отраслевых правоотношений, оценка качества медицинской помощи не может основываться исключительно на соблюдении СМП.
Поэтому, на наш взгляд, правильно, в ст. 73 «Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников» ФЗ «Об основах охраны здоровья» для медицинских работников не введено требование обязательности исполнения СМП. В соответствии с этой статьей: «2. Медицинские работники обязаны: 1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями,
служебными и должностными обязанностями...». Обязанности исполнять медицинским работникам СМП в тексте закона нет.
Создается впечатление несоответствия ст. 73, не вводящей требования обязательности исполнения СМП для медицинских работников, и ст. 79, вводящей в обязанности медицинской организации требование соблюдения СМП и порядков оказания медицинской помощи.
Действительно, медицинская организация должна соблюдать СМП, поскольку это соответствует идеологии единообразия оказания медицинской помощи во всех медицинских организациях на всей территории РФ пациенту с определенным заболеванием и оплату такой медицинской помощи со стороны государства. Это правило игры, которое устанавливает государство, поскольку невозможно оплачивать медицинскую помощь из государственных средств, не определяя подобных правил.
Анализ обязанностей медицинских работников, закрепленных в ст. 73 «Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников» ФЗ «Об основах охраны здоровья», показал, что врач не обязан лечить исключительно по СМП. Врач должен лечить больного наиболее эффективными способами и средствами. Однако это не значит, что все наиболее эффективные, с точки зрения врача, лечебно-диагностические мероприятия могут быть оплачены государством.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3. URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (дата обращения: 10.04.2015).
2. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 317-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173425/ (дата обращения: 10.04.2015).
3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_171785/ (дата обращения: 10.04.2015).
4. Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 № 1152). URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_137663/ (дата обращения: 10.04.2015).
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н (в ред. приказа МЗ РФ от 2 декабря 2013 г. № 886н). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_158515/ (дата обращения: 10.04.2015).
6. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 1.06.1996 г. // Российская газета. 1996. № 10. 13 августа.