Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
974
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕНОВОЙ МЕХАНИЗМ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФУНКЦИИ ЦЕНЫ / ФУНКЦИЯ БАЛАНСИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стеблев А. А., Стеблев М. А.

Эффективность компании, производящей товары или предоставляющей услуги, во многом зависит от цены. Цена - это рыночная категория, которая зависит от многих факторов: политических, социально- экономических и психологических, то есть от психологии поведения покупателя. Эти факторы необходимо учитывать в ценовой политике, чтобы знать методологию развития цен в рамках сложного ценового механизма. В рыночной экономике цена также является ориентиром для сельскохозяйственных производителей. Она лежит в основе системы стоимостных категорий: финансы, кредит, зарплата, налоги, прибыль, издержки производства, страхование. Премия опосредует экономические отношения на всех этапах расширенного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. Это влияет на рентабельность производства, уровень реальной заработной платы, возможность материального стимулирования рабочей силы, себестоимость продукции, труда и услуг, инвестиционную активность и другие важные показатели. Цена отражает требования ряда экономических законов. Развитие экономики страны, в том числе сельского хозяйства и сельского хозяйства, зависит от уровня, динамики и структуры цен, от всех экономических отношений, опосредованных ценами. Конкурентоспособность компании на рынке сильно зависит от цены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА»

правоохранительных органов, обращаться в суды Российской Федерации с исками о взыскании с юридических и физических лиц, признанных в установленном порядке виновными в нецелевом расходовании бюджетных средств, убытков, причиненных бюджету их виновными действиями.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. №31 03.08.1998. Ст. 3823;

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. №1 07.012002. Ст. 1;

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. №3 16.01.1995. Ст. 167;

4. Матвеева В.А., Силаева Л.И. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств // Символ науки. - 2020. № 9. С. 44-48.

© Матвеева В.А., Силаева Л.И., 2021

УДК - 62-03

Стеблев А.А.

Магистр, студент, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва».

г. Саранск, РФ Стеблев М.А.

Магистр, студент, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, РФ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА

Аннотация

Эффективность компании, производящей товары или предоставляющей услуги, во многом зависит от

цены.

Цена - это рыночная категория, которая зависит от многих факторов: политических, социально-экономических и психологических, то есть от психологии поведения покупателя. Эти факторы необходимо учитывать в ценовой политике, чтобы знать методологию развития цен в рамках сложного ценового механизма.

В рыночной экономике цена также является ориентиром для сельскохозяйственных производителей. Она лежит в основе системы стоимостных категорий: финансы, кредит, зарплата, налоги, прибыль, издержки производства, страхование. Премия опосредует экономические отношения на всех этапах расширенного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. Это влияет на рентабельность производства, уровень реальной заработной платы, возможность материального стимулирования рабочей силы, себестоимость продукции, труда и услуг, инвестиционную активность и другие важные показатели. Цена отражает требования ряда экономических законов.

Развитие экономики страны, в том числе сельского хозяйства и сельского хозяйства, зависит от уровня, динамики и структуры цен, от всех экономических отношений, опосредованных ценами. Конкурентоспособность компании на рынке сильно зависит от цены.

Ключевые слова

Цена, рыночная экономика, ценовой механизм, сельское хозяйство, функции цены, функция балансирования спроса и предложения.

Экономическая теория изучила два взаимосвязанных подхода к цене и ценообразованию:

1) цена основана на социально необходимых затратах;

2) цена основана на полезности или стоимости продукта [1. с. 337].

Суть первого подхода заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости, а движение цен (их изменение) подчиняется закону стоимости. Однако в рыночных условиях наблюдается все более значительное отклонение цен от стоимости. Поэтому появилось новое направление, согласно которому полезность продукта для потребителя оценивается в цене. Это второй из этих двух подходов, для которого цена определяется как сумма денег, полученная и выплаченная за продукт. Здесь закон предельной полезности, т. е. проявляется цена зависит от стоимости предельной полезности продукта для покупателя. Однако исследователи поняли, что предельную полезность трудно измерить.

В современной экономической теории признаются две ценовые основы, то есть и стоимость, и выгода, причем уровень определяется не только этими двумя категориями, но и сочетанием рыночных и нерыночных факторов, степень влияния которых динамически меняется, как и сама цена. При (расчетном) подходе к затратам цены основаны на стоимости продукта, которая в основном зависит от технологии его производства.

Используя утилитарный подход, предприниматель, устанавливающий цену, следует за выгодой (стоимостью) продукта для потребителя. Таким образом:

- цена, которую покупатель готов заплатить за продукт, определяется в основном степенью его полезности для покупателя;

- цена, которую устанавливает продавец, основана на стоимости;

- продукт признается на рынке как товар по ценам;

- цена сокращает интересы всех участников рынка, от производителя до конечного потребителя [2, с.

113].

На конкурентном рынке соотношение выгоды и стоимости формирует равновесную цену, в которой помимо стоимости продукта отражаются следующие факторы: соотношение спроса и предложения на товар, качество товара, инфляция, степень государственного регулирования цен, условия валютного курса, налоговая политика, конкуренция, другие факторы и их сочетание.

В соответствии с теорией использования графическое представление кривой спроса определяет количество товаров, которые пользуются спросом по разным ценам. Теория затрат, в свою очередь, определяет кривую предложения, которая определяет количество предлагаемого продукта в зависимости от цены.

Исходя из экономической цели цены, она должна:

- обеспечить покрытие отдельных затрат, т. е. продукции и стоимость продажи товара;

- кроме того, обеспечить нормальную рентабельность для расширенного воспроизводства.

Известно, что уровень рентабельности определяется по формуле [3, с. 279]:

^ Цена-Себестоимость(полн.) „„„„,

Уровень рентабельности =----——-• 100%;

Себестоимость(полн.)

Следовательно,

тт _ ^ , ч /„ . Уровень рентабельности\

Цена = Себестоимость(полн.) • (1 +--^^-).

Формула основана на нормальном (оптимальном) уровне рентабельности для отрасли.

Особенность сельского хозяйства проявляется в том, что на результаты деятельности предприятий в отрасли существенно влияют не только уровень цен на их продукцию, но и цены на промышленные объекты и услуги для сельского хозяйства, а также паритет между этими ценовыми группами.

Функция цены. Цены выполняют различные функции из-за их характера и назначения: бухгалтерского учета и измерения, балансировки, стимулирования, распределения и т. д.

Ценовые функции - это совокупность характеристик, объективно характерных как экономическая категория [4, с. 376].

Учетно-измерительная функция состоит в том, что по ценам предприятия учитывают стоимость

ресурсов (факторов производства) для создания продукта, измеряют себестоимость, следят за соблюдением стандартов затрат и выявляют экономию или превышение. Цена используется в анализе, прогнозировании, планировании, она измеряет все основные категории, количественно характеризующие рынок.

В учетно-измерительной функции показывается сущность цены как денежного выражения стоимости. Благодаря своей измерительной способности он становится бухгалтерским инструментом, который позволяет конвертировать количество физических единиц продукта в денежные единицы.

Распределительная функция цены проявляется акцизами на группу подакцизных товаров, налогом на добавленную стоимость и другими формами налоговых вычетов, которые бюджет получает на социальные нужды. Эта функция связана с отклонением цены от стоимости под влиянием рыночных факторов. По ценам доход перераспределяется между участниками рынка.

Пример:

Повышенные розничные цены на качественные товары и предметы роскоши способствуют перераспределению доходов богатых и зажиточных слоев населения в пользу бедной категории и выполняют социальную цель.

Функция уравновешивания спроса и предложения заключается в регулировании отношений между производством и потреблением. Когда рыночные цены колеблются под влиянием различных факторов, капитал перетекает из одной отрасли производства в другую. Производство продукции, уже не пользующейся спросом, полностью прекращается, а высвобождаемые ресурсы направляются на получение продукции, более выгодной производителю, на которую существует спрос.

Функция стимулирования предпочтительно используется для улучшения или изменения качества, для увеличения выпуска новых продуктов. Что касается стимулирующей цены, мы можем сделать выводы:

- такая цена необходима (она обеспечивает более высокий уровень рентабельности);

- если стимулируется качество, его улучшение, изменение или создание продукта с новыми качественными характеристиками, то это требует повышенных затрат;

- для покрытия дополнительных расходов должна быть определена часть стимулирующей цены для этих целей;

- другая часть повышенной цены должна побудить производителя улучшить качество;

- улучшение качества должно быть экономически эффективным для производителя.

Ценовой механизм агропромышленного комплекса. Для обеспечения эффективности производства в сельском хозяйстве и продовольственной безопасности в агропромышленной комплексной системе должен быть использован хорошо отлаженный механизм ценообразования. Он включает в себя:

- ценовые отношения;

- ценообразование;

- функции государства по регулированию цен;

- ценовая политика;

- система ценообразования.

Ценовой механизм агропромышленного комплекса работает по следующим принципам:

- обеспечение продовольственной безопасности страны;

- содействие производству продуктов питания и их снабжению населением;

- содействие производству сельскохозяйственного сырья;

- оптимальное сочетание свободных рыночных цен с государственным регулированием цен;

- обеспечение оптимальных условий для расширенного воспроизведения для всех участников получения конечного продукта;

- эквивалентность ценового обмена между сельским хозяйством, промышленностью и энергетикой;

- поддержание ценового паритета между различными сельскохозяйственными продуктами;

- смягчение негативного влияния проявлений монополизма первой и третьей сфер агропромышленного комплекса на сельское хозяйство;

- стимулирование производства высококачественной продукции;

- обеспечение необходимого соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и эффективного

спроса населения;

- соотношение ценовых, финансовых и кредитных механизмов в регулировании производства в сельском хозяйстве и других секторах агропромышленного комплекса [5, с. 215]. Список использованной литературы:

1. Экономика. Учебник под редакцией доктора экономических наук профессора А. С. Булатова, 1999. - 572 с.

2. Подгорный В.В. Проблемы развития рыночной инфраструктуры. - М., 2005. - 391с.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М.,2007. -495с.

4. Ивашковский С. Н. / Микроэкономика: Учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2007. -416с.

5. Фролова Т.А Микроэкономика: конспект лекций. - СПб., 2006: http://www.aup.ru/books/m174/ -электронная книга. - 345

© Стеблев А.А., Стеблев М.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.