Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / НЕТАРИФНАЯ МЕРА / ЕАЭС / ВТО / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулеев А.О.

В предлагаемой читателям статье, автор рассматривает важность нетарифных мер регулирования в современной мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ESSENCE OF NON-TARIFF REGULATORY MEASURES FOR FOREIGN TRADE

Resume: In the article offered to the readers, the author examines the importance of non-tariff regulation measures in the modern world economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 4414

Федулеев А. О. студент

Калининградский филиал МФЮА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация: В предлагаемой читателям статье, автор рассматривает важность нетарифных мер регулирования в современной мировой экономике.

Ключевые слова: экономика, внешняя торговля, нетарифная мера, ЕАЭС, ВТО, торговая политика, государственное регулирование.

Feduleev A. O. student

Kaliningrad branch of MFUA

ECONOMIC ESSENCE OF NON-TARIFF REGULATORY MEASURES

FOR FOREIGN TRADE

Resume: In the article offered to the readers, the author examines the importance of non-tariff regulation measures in the modern world economy.

Key words: economy, foreign trade, non-tariff measure, EAEU, WTO, trade policy, government regulation.

Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами путём введения количественных и других запретов и ограничений, налагаемых международным договором государств -членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза.

Регулирование внешнеэкономических отношений всегда было неотъемлемой функцией каждого правового государства, которое стремилось обеспечить свою политическую независимость, а также свою экономическую безопасность.

В нынешних условиях внешнеторговая политика стран по сути представляет собой сочетание обоих существующих противоречий, которые оптимизируются в зависимости от возникающих обстоятельств, что чётко прослеживается как в Евразийском экономическом союзе, так и в Российской Федерации.

Под нетарифными мерами понимается в основном комплекс мер государственного регулирования внешней торговли товарами, который реализуется путём введения количественных и иных запретов и ограничений.

Важнейшим моментом в функционировании ЕАЭС является определение единых мер нетарифного регулирования торговли государств-членов ЕАЭС с

43

третьими странами43.

Таможенные тарифы, в настоящее время являются одной из важнейших экономических мер и важнейшим инструментом внешней торговли, сыграли свою роль в последние годы.

В связи с вступлением России в ВТО таможенная защита будет постепенно снижаться. По данным Минэкономразвития Российской Федерации, средневзвешенный показатель импорта товаров снизился с 9,5% в 2012 году до 6,5% в 2016 году и примерно до 6% в 2019-2020 годах.

В случаях, когда возможности применения таможенных и таможенных правил во внешней торговле оказываются недостаточными, используются административные методы.

На практике в мире в настоящее время существует ряд инструментов воздействия на внешнюю торговлю, которые не относятся к группе тарифов и тарифных ограничений, но играют роль регулятора с административной точки зрения или в силу возложенных функций, которые являются часто не имеют прямого отношения к внешней торговле. Они получили наименование нетарифных ограничений (в международной практике) или запреты и ограничения (согласно правовым актам ЕАЭС). Практика применения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности другими государствами также свидетельствует о широком использовании административных барьеров.

В некоторых случаях применение нетарифных мер может способствовать торговле, но в большинстве случаев ограничивает её. Тот факт, что нетарифные меры для защиты общественных интересов могут также использоваться в протекционистских целях, показывает, насколько сложно провести границу между ними и выявить случаи, когда нетарифные меры создают ненужные барьеры для международной торговли.

Итак, нетарифное регулирование внешней торговли можно напрямую определить любое действие, кроме тарифов, которое препятствует свободному перемещению международной торговли товарами. Однако, единая система классификации нетарифных мер, которая была бы напрямую принята международным сообществом, еще не разработана.

Свои варианты классификации предлагают ГАТТ и в настоящее время ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Тарифная комиссия США, а также отдельные экономисты -исследователи в области мировой экономики и проблем регулирования

44

международной торговли44.

43 Халипов С.В. Таможенное право. Учебник. 8-е изд., доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2019. — С. 85

44 Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - С. 99

Система классификации, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 1970-х годов, в настоящее время содержит более 800 нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий45:

1) Ограничения, связанные с участием государства во внешнеторговых операциях. Такие ограничения включают субсидии и дотации экспортерам страны или импортозамещающим отраслям, а также меры, дискриминирующие перевозки иностранных товаров и иностранных перевозчиков.

2) Таможенные и административные формальности при импорте и экспорте, такие как сложная процедура таможенного оформления и различные методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товаров.

3) Технические барьеры в торговле: различные стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными и ветеринарными нормами, требования к упаковке и маркировке товара, правила и порядок сертификации продукции.

4) Количественные и административные меры, такие как импортные квоты и ограничения на экспорт, лицензирование и добровольные экспортные ограничения, запреты и валютные ограничения.

5) Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Перейдем к современной российской практике нетарифного регулирования торговли в рамках ЕАЭС.

В рамках Таможенного союза государств-членов применяются единые меры по регулированию внешней торговли товарами с третьими сторонами, а также действуют единые правила торговли товарами, хранящимися с

46

третьими сторонами46.

В торговле с третьими странами применяются следующие единые меры нетарифного регулирования47:

1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

4) автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта товаров;

5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Следует отметить, что с момента вступления в силу Договора ЕАЭС

возник конфликт из-за толкования нетарифных мер как запретов и ограничений исключительно экономического характера, что часто приводило

45 Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 55

46 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) - ст. 25

47 Там же - ст. 46

к спорным вопросам, когда таможенные органы разрешают перемещение определенных товаров.

С точки зрения правового подхода, некоторая особенность различий заключается и в российской экономической практике. Отличия российского законодательства от документов ЕАЭС заключаются разном «насыщении» термина «нетарифное регулирование» или «меры нетарифного регулирования».

В ЕАЭС и в Российской Федерации эта мера государственного регулирования означает установление разрешительной или лицензионной процедуры только на перемещение определённых категорий товаров (иногда эти товары называют «специфическими»). Законодательство Российской Федерации и ЕАЭС основано на принципах ВТО и других международных стандартах, но имеет свою специфику.

Следует отметить, что механизм нетарифного регулирования активно модернизируется не только в России или ЕАЭС, но и в остальном мире с целью приведения его в соответствие с правилами и стандартами ВТО и процессами региональной экономической интеграции (РЭИ) в мировой экономике в современных условиях кризиса.

Таким образом, необходимо дальнейшее изучение международной практики применения нетарифных мер в историческом контексте, в первую очередь опыта применения в развитых странах, для разработки инструментария нетарифного регулирования России, что является важнейшим направлением современных экономических исследований в рамках членства страны в ВТО, а также протекающих кризисных явлений в отечественной экономике.

Использованные источники:

1. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 304 е.;

2. Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.;

3. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.;

4. Галушкин А. А., Дианова В. Ю., Илюхина С. С. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности "Таможенное дело". Российский и зарубежный опыт. М.: Юстиция. 2016. 342 с.;

5. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 344 с.;

6. Халипов С.В. Таможенное право. Учебник. 8-е изд., доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2019. - С. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.