Научная статья на тему 'Экономический нейтралитет международного таможенного права'

Экономический нейтралитет международного таможенного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное таможенное право / международное экономическое право / международное торговое право / международное административное право / таможенное регулирование и таможенное дело / таможенные формальности / таможенная очистка / таможенный контроль / Евразийский экономический союз / международное таможенное сотрудничество / таможенная классификация товаров / таможенно-тарифное и нетарифное регулирование / Евразийская экономическая комиссия / Суд Евразийского экономического союза / international customs law / international economic law / international trade law / international administrative law / customs regulation and customs affair / customs formalities / customs clearance / customs control / Eurasian Economic Union / international customs cooperation / customs classifi cation of goods / customs tariff and non-tariff regulation / Eurasian Economic Commission / Court of the Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халипов Сергей Васильевич

В статье рассматривается значение международного таможенного права в регулировании международных экономических отношений. Сопоставляется понятие таможенного дела с международными таможенными стандартами. Приводятся отраслевые и институциальные взгляды на международное таможенное право. Определяется место международному таможенному праву в мировом правопорядке. Обозначаются пределы действия и сферы применения международных таможенных институтов. Предлагается сравнение торговых мер и таможенного регулирования. Показаны противоположные примеры из судебной практики Евразийского экономического союза в понимании таможенно-тарифного и таможенного регулирования. Отмечается нейтральность международного таможенного права по отношению к экономическим и неэкономическим регуляторам международной торговли. Используются примеры международного сотрудничества в торговой и таможенной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Neutrality of International Customs Law

The article examines the importance of international customs law in regulating international economic relations. The concept of customs matters is compared with international customs standards. Sectoral and institutional perspectives on international customs law are given. The role of international customs law in the global legal order is determined. The scope and boundaries of international customs authorities are indicated. A comparison of trade measures and customs regulation is made. Contrasting examples from the case-laws of the Eurasian Economic Union in the understanding of tariff and customs regulation are shown. The neutrality of international customs law in relation to economic and non-economic regulators of international trade is noted. Examples of international cooperation in the trade and customs spheres are used.

Текст научной работы на тему «Экономический нейтралитет международного таможенного права»

Экономический нейтралитет международного таможенного права

УДК :347.73:339.543;

ББК:67.911.221.5; Х172

DOI: 10.24412/2072-8042-2022-1-53-65

Сергей Васильевич ХАЛИПОВ,

кандидат юридических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра публичного права - заведующий, E-mail: SHalipov@vavt.ru

Аннотация

В статье рассматривается значение международного таможенного права в регулировании международных экономических отношений. Сопоставляется понятие таможенного дела с международными таможенными стандартами. Приводятся отраслевые и институ-циальные взгляды на международное таможенное право. Определяется место международному таможенному праву в мировом правопорядке. Обозначаются пределы действия и сферы применения международных таможенных институтов. Предлагается сравнение торговых мер и таможенного регулирования. Показаны противоположные примеры из судебной практики Евразийского экономического союза в понимании таможенно-тарифного и таможенного регулирования. Отмечается нейтральность международного таможенного права по отношению к экономическим и неэкономическим регуляторам международной торговли. Используются примеры международного сотрудничества в торговой и таможенной сферах.

Ключевые слова: международное таможенное право, международное экономическое право, международное торговое право, международное административное право, таможенное регулирование и таможенное дело, таможенные формальности, таможенная очистка, таможенный контроль, Евразийский экономический союз, международное таможенное сотрудничество, таможенная классификация товаров, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза.

Economic Neutrality of International Customs Law

Sergey Vasilyevich KHALIPOV,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (6А Vorobiyovskoe shosse, 119285, Moscow), Department of public law - the Head,

E-mail: SHalipov@vavt.ru

1 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

Abstract

The article examines the importance of international customs law in regulating international economic relations. The concept of customs matters is compared with international customs standards. Sectoral and institutional perspectives on international customs law are given. The role of international customs law in the global legal order is determined. The scope and boundaries of international customs authorities are indicated. A comparison of trade measures and customs regulation is made. Contrasting examples from the case-laws of the Eurasian Economic Union in the understanding of tariff and customs regulation are shown. The neutrality of international customs law in relation to economic and non-economic regulators of international trade is noted. Examples of international cooperation in the trade and customs spheres are used.

Keywords: international customs law, international economic law, international trade law, international administrative law, customs regulation and customs affair, customs formalities, customs clearance, customs control, Eurasian Economic Union, international customs cooperation, customs classification of goods, customs tariff and non-tariff regulation, Eurasian Economic Commission, Court of the Eurasian Economic Union.

Отсутствие обоснованных концепций международного таможенного права, определения его роли в международном правопорядке и, вместе с тем, обращение к международному таможенному праву как к учебной дисциплине и сфере международного таможенного регулирования мотивируют размышления о данном феномене. В учебной литературе1 и научных публикациях2 международное таможенное право рассматривается в различных подборах правовых регуляторов: тарифных, нетарифных, контрольных, процедурных, правоохранительных. Сюда же причисляют и институты, лежащие в их основе: классификация, происхождение, стоимость товаров, таможенные операции и другие. То есть все, что имеет отношение к трансграничному товарообороту либо к сфере таможенного дела.

Для международно-правового регулирования таможенное дело не может и не должно выступать в качестве предмета. Не случайно в международно-правовых источниках этот вид деятельности практически не затрагивается. Международные правовые акты не содержат положений о том, как должна быть организована национальная таможенная служба и какими обладать компетенциями. Исключениями выступают те права таможенных органов, которые являются составной частью международно-правовых таможенных институтов, например, таможенного контроля, таможенной очистки товаров. Однако конкретные формы реализации данных полномочий - это уже национальный уровень внутреннего таможенного дела отдельного государства. Таможенное дело по отношению к международному таможенному регулированию выступает как показатель реализации таможенных стандартов, правил и рекомендаций, принимаемых субъектами международных таможенных отношений: государствами и международными организациями. На-

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2022

пример, в законодательном определении таможенного дела Российской Федерации (РФ) отмечается, что это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в РФ (вывоза из РФ)3... То есть, данные методы и средства применяются не во всем мире и не в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а только в РФ.

После «устранения» таможенного дела с международного уровня4, дальнейшее исследование международного таможенного права в контексте международного административного права становится неудобным. Подобно тому как, если бы отдельные внутренние отрасли публичного законодательства РФ (налогового, валютного, о таможенном регулировании) вновь вернуть к административному праву. Необходимо учитывать и неопределенность самого понятия международного административного права или «глобального административного права». В работе Эдоардо Чити и Бернардо Джорджо Маттарелла «Глобальное административное право и административное право ЕС» отмечается, что «понятие глобального административного права описывает новую правовую реальность правил, институтов и практик, которые классическое понимание международных отношений и международно-правовых режимов не признает или недооценивает»5. И далее, авторы исследуют функционирование глобальных и региональных (союзных) структур (административных, юрисдикционных), не касаясь внешнеторговых и, в частности, таможенных вопросов. Свое понятие международному административному праву дает Б.И. Нефедов, считая, что последнее «является межсистемным надотрасле-вым образованием, создаваемым для регулирования международных немежгосударственных отношений». Последующие уточнения еще больше отдаляют международное административное право (МАП) от международного таможенного регулирования. «У отношений, регулируемых МАП, есть два объединяющих их качества - основной (административно-правовой) метод правового регулирования и единый предмет правового регулирования - международные немежгосударственные отношения властного характера. Международное таможенное, международное валютное, международное финансовое, международное налоговое право и некоторые другие должны рассматриваться как отрасли МАП»6.

Предпосылкой возникновения международного таможенного регулирования послужила не необходимость установления стандартов управления таможенным делом, а обеспечение международной торговли, в частности, норм международного торгового права. Например, в 1921 г. под эгидой Лиги Наций принимается Конвенция и Статут о свободе транзита,7 в 1923 г. Международная конвенция об упрощении таможенных формальностей,8 в 1938 г. подготавливается новая товарная номенклатура «Минимальный список товаров для статистики международной торговли». В ГАТТ 1947 года9 появляются статьи о свободе транзита (ст. V), об оценке товара для таможенных целей (ст. VII), о сборах и формальностях, связанных с ввозом и вывозом (ст. VIII). В 1950 году принимается Конвенция о создании

1 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

55 ^

Совета таможенного сотрудничества «...в интересах международной торговли, принимая во внимание экономические и технические факторы» (из преамбулы).10 Таким образом, остается трансграничный товарооборот материализованных благ - движимых предметов или товаров, составляющий основу международных экономических отношений. Отсюда более убедительными представляются взгляды на международное таможенное право, как на подотрасль11 или комплексный (межотраслевой) институт12 международного экономического права. В порядке и условиях трансграничного товарооборота и следует искать место международному таможенному праву, во многом под крышей «зонтичной»13 отрасли международного экономического права и в гармоничном соседстве с международным торговым и международным административным правом. Место международному таможенному праву обозначается его миссией. Для какой цели необходимо объединять международно-правовые нормы и в чем смысл такого объединения? Основное назначение международного таможенного права заключается в обеспечении международного товарооборота, например, его безопасности (соблюдение запретов и ограничений), допустимости (совершение таможенных операций и применение процедур), контролируемости (проверка соблюдения правил перемещения товаров). Кроме того, международное таможенное право содержит унифицированные институты, применяемые в регулировании международной торговли товарами, например, классификация товаров, таможенная стоимость, происхождение. То есть, сами по себе эти институты не регулируют импорт или экспорт товаров, но используются в применении конкретных тарифных и нетарифных мер. Например, ст. 9 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (1983 г.)14, принятой в целях содействия международной торговле (из преамбулы) устанавливает, что ее участники не берут на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин. Согласно подпункту «ё» пункта 1 статьи 9 части IV Соглашения по правилам происхождения,15 независимо от меры или инструмента, с которым могут быть связаны правила происхождения, они не должны прямо или косвенно использоваться как инструменты для достижения целей в регулировании торговли. Они не должны сами по себе оказывать ограничительного, искажающего или дезорганизующего воздействия на международную торговлю. В Соглашении по применению статьи VII ГАТТ -1994 признается необходимость справедливой, единообразной и беспристрастной системы для оценки товаров в таможенных целях. Процедуры оценки не должны использоваться для борьбы с демпингом. На основании ст. 3 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур16 ее положения не препятствуют применению национального законодательства как в отношении запретов, так и в отношении ограничений товаров, подлежащих таможенному контролю.

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2022

Из приведенных положений ясно просматриваются пределы международного таможенного регулирования, которое не затрагивает применение запретов и ограничений внешней торговли товарами, не касается вопросов таможенно-тарифного регулирования (таможенных пошлин). Отсюда можно сформулировать принцип международной таможенно-правовой компетенции, который указывает на «границы» и относительную нейтральность международного таможенного права, одновременно подчеркивая его отличие, например, от международного торгового, транспортного, экологического и других отраслей международного права, имеющих отношение к трансграничному движению товаров. Отклонение от данного принципа может привести к смешению сфер правового регулирования и, как следствие, к разногласиям, например, в таможенных и торговых вопросах. Так, в статье под названием «Почему вопросы таможенной классификации рассматриваются на площадке ВТО?» ее автор, Токио Ямаока пишет, что классификация товаров должна быть «нейтральным инструментом, применяемым без учета какой-либо цели торговой политики, но иногда она используется в качестве политического инструмента для достижения защитных целей путем манипулирования тарифными классификациями»17. Подобные отождествления тарифного и таможенного регулирования возникают в ЕАЭС. Например, является ли решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС элементом таможенно-тарифного регулирования, направленным на изменение ставки таможенной пошлины конкретного товара или такое решение непосредственно не затрагивает конкретные меры регулирования внешней торговли товарами? ЕЭК в своей жалобе на Решение Суда ЕАЭС исходит из того, что «полномочия по изменению ставок ввозных таможенных пошлин и принятию решений о классификации отдельных видов товаров относятся к различным сферам правового регулирования и устанавливаются разными нормами права Союза». С ней соглашается Апелляционная палата Суда ЕАЭС, по мнению которой «полномочия по принятию решений о классификации отдельных видов товаров и полномочия по изменению ставок ввозной таможенной пошлины относятся к различным группам полномочий, осуществляемым на основании отличных норм права Союза. Принятие Комиссией классификационного решения в отношении отдельного вида товара, входящего в перечень чувствительных, не приводит к изменению ставки ввозной таможенной пошлины.»18. В другом решении Суда ЕАЭС содержится иная позиция о том, что «принятие ЕЭК классификационных решений прямо следует из ее полномочий по вопросам таможенно-тарифного регулирования, которое не имеет юридического тождества с таможенным регулированием по смыслу статьи 32 Договора о ЕАЭС и статьи 1 ТК ЕАЭС»19. Причина таких противоположных мнений видится в содержании пункта 1 статьи 1 ТК ЕАЭС, а именно, в ограни-

1 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

57 0

ченном описании предметов таможенного регулирования. В статье упускаются из виду институты, которым посвящены отдельные главы кодекса: гл. 3 (Единая ТН ВЭД ЕАЭС. Классификация товаров); гл. 4 (Происхождение товаров); гл. 5 (Таможенная стоимость товаров). Представляется, что правовая классификация товаров, то есть принятие решений уполномоченным регулирующим органом - это сфера сугубо таможенного регулирования. Данное решение об отнесении конкретного товара к соответствующей товарной позиции (субпозиции или подсубпозиции), как таковое не касается торговых мер. Иначе оно может быть расценено в том числе и, как мера нетарифного регулирования, в случае, когда в отношении классифицированного товара применяются запреты или лицензионные ограничения. Классификационное наименование товара лишь способствует применению конкретных торговых мер, но само эти меры не предлагает. То же касается и таможенных формальностей. Так, если международным торговым правом предусмотрено применение таможенных пошлин, ограничений и запретов (лицензирование, количественные ограничения, сертификация и др. меры), то международное таможенное право обеспечивает соблюдение вышеперечисленных торговых мер посредством таможенных формальностей. Международные таможенные формальности образуют отдельный порядок пропуска и последующего использования перевозимых через границу товаров, именуемый таможенными операциями и процедурами. Совершение лицами таможенных операций и применение процедур основано на таможенном контроле.

О недопустимости таможенного регулирования внешней торговли указывает Г.В. Баландина. «Торговые правила подчиняются собственным законам, они могут различаться в зависимости от страны контрагента (например, ответные меры как реакция на дискриминацию российских товаров на внешних рынках), зависеть от международных обязательств государств (скажем обязательств, в связи со вступлением России в ВТО). А роль таможни - обеспечивать проведение административных процедур, которые должны быть минимально достаточны для обеспечения соблюдения торговых правил и не должны быть неоправданно избыточными. И если на таможенное законодательство смотреть именно с этой логики, тогда все встает на свое место». И далее. «Смешение двух разных сфер регулирования (торговые правила и административные процедуры) - это не теоретический вопрос, а принципиальный, потому что, устанавливая административные процедуры, чем и является таможенное регулирование, нужно понимать для чего это делается. Если же эти два блока не разделять, административные процедуры превращаются в самостоятельные ограничения, они начинают работать сами на себя, трансформируются в огромный клубок различных запутанных и дублирующих друг друга требований, тогда под обеспечение одной процедуры придумывается новая процедура, и так бесконечно».20

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2022

Таможенные цели обеспечения международного товарооборота уникальны. Они не направлены на защиту конкретных отраслей национальной промышленности, не развивают экспорт отечественной продукции, не расширяют внешнеторговые связи.21 В этом смысле международное таможенное право должно быть нейтральным. В противном случае его применение может превалировать над всеми торговыми и иными договоренностями (окончательное решение о выпуске товаров остается за таможенным органом). Для сравнительной наглядности можно привести цитату из французского учебника Международного экономического права Д. Карро и П. Жюара о том, что «значение, которое придается понятию границы в международном праве и в международном экономическом праве, хорошо иллюстрирует различие между ними: в одном случае границы обеспечивают политическую безопасность государств и, следовательно, должны оставаться на замке; в другом случае границы препятствуют экономическому сотрудничеству между государствами и, следовательно, должны все больше и больше открываться».22 Такого же мнения придерживается профессор В.М. Шумилов: «.международное право - это право, направленное на укрепление государственного суверенитета, а международное экономическое право - это, наоборот, право ограничения экономического суверенитета. Международное право - это право границ, а международное экономическое право - упразднения экономических границ».23 Международное таможенное право служит обоим интересам. Поддерживая необходимый уровень защиты государственного суверенитета, обеспечивая экономическую и иные виды безопасности международное таможенное право, в тоже время создает условия для беспрепятственного перемещения товаров, в соответствии с действующими внешнеторговыми и другими требованиями.

Вместе с тем, в жизни, то есть практически, международное таможенное право не может быть ровно посередине. Относительная нейтральность международного таможенного права на фоне иных отраслей международного права не тождественна его применению на практике (на национальном уровне). Например, РФ осуществляя внешнеторговую политику имеет неодинаковые внешнеэкономические отношения с различными государствами. Отсюда применение международных таможенных стандартов, рекомендаций для одних товаров будет ограниченным или, более суровым, вплоть до «границ на замке», если того требуют торговые, в частности специальные экономические меры (запрет ввоза в РФ продовольствия из отдельных стран и союзов стран)24. Для других товаров наоборот, границы «приоткрываются» (режимы свободной торговли25, создание «упрощенных таможенных коридоров»26), с возможностью полного их упразднения, в результате образования единой таможенной территории таможенного и экономического союза27.

1 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

59 0

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Например, Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. Изд. 2-е. доп. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 616 с.; Сандровский К.К. Международное таможенное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Правоведение» -3-е изд., Киев: Знання, 2002. 460 с.; Овчинников С.Н. Международное таможенное право: Учебное пособие. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала российской таможенной академии. 2012. 176 с.; С.О. Шохин, А.Ю. Кожанков, Н.В. Еремеева и др. Международное таможенное право: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. 246 с. и др.

2 Например, Овчинников С.Н. Международное таможенное право в правовой системе России: проблемы реализации. Евразийский юридический журнал. 2011. № 8 (39), с. 25-28; Dr Parthasarathi Shome. Customs in international relations: the Indian context. Volume 7, № 1, March 2013, p. 55-70; Хапилин С.А. Развитие евразийской интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования. Дисс. д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону. 2015. 510 с.; Воронцова Н.А., Климова И.А. Международное таможенное право в системе международного права. Московский журнал международного права. 2016. № 1, с. 68-78.

3 Часть 2 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4 Имеется в виду глобальное международное таможенное регулирование. На региональном уровне и на двусторонней основе (партикулярное международное таможенное право) принимаются соглашения о таможенном сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (например, Соглашение стран СНГ О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах»; соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах между Правительством РФ и Правительствами КНР, США, Японии и др. стран). Однако и здесь речь идет о сотрудничестве, например, об оказании взаимной административной помощи, но не о порядке функционирования таможенной системы.

5 Edoardo Chiti, Bernardo Giorgio Mattarella Editors. Global Administrative Law and EU Administrative Law. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2011. P. 2.

6 Нефедов Б. И. Соотношение международного и внутреннего права: проблема формирования межсистемных образований. Автореф. док-ра. юрид. наук. Москва. 2012. С. 16, 23.

7 Режим доступа: https://treaties.un.org/pages/LON.aspx?clang=_en

8 Согласно статьям 1, 2 Конвенции, государства обязуются не использовать чрезмерных, ненужных или произвольных обычаев, других формальностей, препятствующих торговле. Руководствоваться принципом равного применения таможенных или других аналогичных правил или процедур с целью их упрощения и адаптации к потребностям внешней торговли и во избежание любых препятствий для такой торговли, за исключением того, что абсолютно необходимо для защиты основных интересов государства.

9 Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37. - Ст. 2524 - 2538 (приложение, ч. VI).

10 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. -М., 1994. С. 325 - 335.

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2022

11 Шорников А.В. Участие Российской Федерации в международном таможенном регулировании (международно-правовые аспекты). Дисс. к-та юрид. наук. Москва. 1999. с. 19-26. Дмитриева Г.К. Международное публичное право. Учебник под ред. проф. Бекяшева К.А. Глава XV, - М, 2005.-С.411-412.

12 Живенко Н.В. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автореф. дис. кан. юрид. наук. Москва. 2007. с. 18. Международное экономическое право: учебник / В.М. Шумилов, К.С. Мауленов, И.В. Гудков, Ю.В. Шумилов; под общ. ред. Ю.В. Шумилова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮСТИЦИЯ, 2021. с. 86-88.

13 Толочко О.Н. Международное экономическое право и имплементация его норм в национальную правовую систему (на примере республики Беларусь). Дисс. д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург. 2013. С. 12.

14 Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» // Собрание законодательства РФ, 08.04.1996, № 15, ст. 1619.

15 Приложение 1 А: Многосторонних соглашений ВТО по торговле товарами.

16 В ред. Протокола от 26.06.1999 // Собрание законодательства РФ», 08.08.2011, N 32, ст. 4810.

17 Tokio Yamaoka. Why are Customs Classification Issues Adjudicated at the WTO?: Structural Issues and Possible Solutions. Global Trade and Customs Journal (Kluwer Law International BV, The Netherlands). 2014, Volume 9, Issue 5. P. 184.

18 Решение Суда ЕАЭС от 15.02.2021 N СЕ-1-2/9-20-АП «Об отмене Решения Суда Евразийского экономического союза от 06.11.2020 N СЕ-1-2/3-20-КС и признании Решения Коллегии ЕЭК от 04.06.2019 N 84 «О классификации искусственного корунда в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» соответствующим Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 и международным договорам в рамках ЕАЭС» // http://courteurasian.org/court_cases/eaeu/C-2.20/

19 Решение по делу от 22.02.2021 г. № СЕ-1-2/8-20-КС // http://courteurasian.org/court_ cases/eaeu/C-4.20/

20 Баландина Г.В. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2014. № 4. С. 4.

21 Отдельно взятые таможенные процедуры, конечно, способствуют всему перечисленному (временный ввоз, таможенный склад, переработка и др.), но не исключительно и целенаправленно, а как потенциальные возможности, предоставляемые любым товарам независимо от страны их происхождения. Можно даже сказать независимо от торговых отношений с конкретными государствами или экономическими (таможенными) союзами.

22 Карро Д., Жюар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. - М.: Международные отношения, 2001. - С. 6.

23 Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Международные отношения. 2003. С. 39.

24 Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293 и от 12 июля 2018 г. N 420».

25 Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 (Зона свободной торговли СНГ).

1 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

26 Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможенной администрацией Исламской Республики Иран об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран («Упрощенный таможенный коридор») от 16.05.2016. Соглашение между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан об организации упрощенного порядка осуществления таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан («Упрощенный таможенный коридор») от 21.12.2016 г. Ташкент, 30.12.2016 г. Москва. Распоряжение Правительства РФ от 13.04.2019 № 729-р «О заключении Соглашения между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан об организации упрощенного порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан («Упрощенный таможенный коридор»)».

27 Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 г.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Баландина Г.В. Как улучшить таможенное законодательство / Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2014. № 4, сс. 3-9 @@ Balandina G.V. Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyi kontrol'. 2014. № 4, cc. 3-9;

Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. Изд. 2-е. доп. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 616 с. @@ Borisov K.G. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo: Ucheb. posobie. Izd. 2-e. dop. - M.: Izd-vo RUDN, 2001. - 616 s.;

Воронцова Н.А., Климова И.А. Международное таможенное право в системе международного права. Московский журнал международного права. 2016. № 1, сс.68-78 @@ Vorontsova N.A., Klimova I.A. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo v sisteme mezhdunarodnogo prava. Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2016. № 1, cc. 68-78;

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 37 @@ General'noe soglashenie po tarifam i torgovle (GATT 1947) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 37;

Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 40, ст. 5340 @@ Dogovor o zone svobodnoi torgovli ot 18.10.2011 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 40, st. 5340;

Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 г. @@ Dogovor o EAES ot 29.05.2014 g. - https://eec. eaeunion.org/;Конвенция и Статут о свободе транзита // https://treaties.un.org/pages/LON. aspx?clang=_en;

Живенко Н.В. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автореф. дис. кан. юрид. наук. Москва. 2007. 24 с. @@ Zhivenko N.V. Mezhdunarodno-pravovye osnovy tamozhennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti. Avtoref. dis. kan. yurid. nauk. Moskva. 2007. 24 s.;

Конвенция и Статут о свободе транзита @@ Konventsiya i Statut o svobode tranzita -https://treaties.un.org/pages/LON.aspx?clang=_en

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2022

Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества II Сборник международных договоров СССР и РФ. Вып. XLVII.- М., 1994. С. 325 - 335 @@ Konventsiya o sozdanii Soveta tamozhennogo sotrudnichestva II Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR i RF. Vyp. XLVII.- M., 1994. S. 325 - 335;

Карро Д., Жюар П. Международное экономическое право: Учебник I Пер. с франц. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. - М.: Междунар. отношения, 2001. - 610 с. @@ Karro D., Zhyuar P. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo: Uchebnik I Per. s frants. V.P. Serebrennikova, VM. Shumilova. - M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2001. - 610 s.;

Международное публичное право : учеб. I Л. П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К. А. Бекя-шев, В.В. Устинов и др., отв. ред. К. А. Бекяшев. - 4-е изд. пер. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 - 784 с. @@ Mezhdunarodnoe publichnoe pravo : ucheb. I L. P. Anufrieva, D.K. Bekyashev, K.A. Bekyashev, VV Ustinov i dr., otv. red. K.A. Bekyashev. - 4-e izd. per. i dop. - M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2005 - 784 s.;

Международное экономическое право : учебник I В.М. Шумилов, К.С. Мауленов, И.В. Гудков, Ю.В. Шумилов ; под общ. ред. Ю.В. Шумилова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2021. - 582 с. @@ Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo : uchebnik I V.M. Shumilov, K.S. Maulenov, I.V. Gudkov, Yu.V. Shumilov ; pod obshch. red. Yu.V. Shumilova. - 7-e izd., pererab. i dop. - M.: YuSTITsIYa, 2021. - 582 s.;

Международная конвенция об упрощении таможенных формальностей @@ Mezhdunarodnaya konventsiya ob uproshchenii tamozhennykh formal'nostei - Режим доступа: https:IItreaties.un.orgIpagesILON.aspx?clang=_en;

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Протокола от 26.06.1999) II Собрание законодательства РФ, 08.08.2011, N 32, ст. 4810 @@ Mezhdunarodnaya konventsiya ob uproshchenii i garmonizatsii tamozhennykh protsedur (v red. Protokola ot 26.06.1999) II Sobranie zakonodatel'stva RF, 08.08.2011, N 32, st. 4810;

Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров @@ Mezhdunarodnaya Konventsiya o Garmonizirovannoi sisteme opisaniya i kodirovaniya tovarov - http:IIwww.wcoomd.orgIen/topicsInomenclatureIinstrument-and-toolsI hs_convention.aspx;

Нефедов Б.И. Соотношение международного и внутреннего права: проблема формирования межсистемных образований. Автореф. док-ра. юрид. наук. Москва. 2012. 57 с. @@ Nefedov B.I. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i vnutrennego prava: problema formirovaniya mezhsistemnykh obrazovanii. Avtoref. dok-ra. yurid. nauk. Moskva. 2012. 57 s.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овчинников С.Н. Международное таможенное право: Учебное пособие. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала российской таможенной академии. 2012. - 176 с. @@ Ovchinnikov S.N. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: RIO Vladivostokskogo filiala rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2012. 176 s.;

Овчинников С.Н. Международное таможенное право в правовой системе России: проблемы реализации. Евразийский юридический журнал. 2011. № 8 (39), сс. 25-28 @@ Ovchinnikov S.N. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo v pravovoi sisteme Rossii: problemy realizatsii. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2011. № 8 (39), cc. 25-28;

1 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

63 Q

Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293 и от 12 июля 2018 г. N 420» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 32, ст. 4543 @@ Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 07.08.2014 № 778 «O merakh po realizatsii ukazov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 6 avgusta 2014 g. N 560, ot 24 iyunya 2015 g. N 320, ot 29 iyunya 2016 g. N 305, ot 30 iyunya 2017 g. N 293 i ot 12 iyulya 2018 g. N 420» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 32, st. 4543;

Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2007 № 1533-р «О подписании Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества

0 сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 45. Ст. 5544 @@ Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2007 № 1533-r «O podpisanii Soglasheniya mezhdu pravitel'stvami gosudarstv - chlenov Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva o sotrudnichestve i vzaimopomoshchi v tamozhennykh delakh» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 45. St. 5544;

Решение Суда ЕАЭС от 15.02.2021 N СЕ-1-2/9-20-АП «Об отмене Решения Суда Евразийского экономического союза от 06.11.2020 N СЕ-1-2/3-20-КС и признании Решения Коллегии ЕЭК от 04.06.2019 N 84 «О классификации искусственного корунда в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» соответствующим Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 и международным договорам в рамках ЕАЭС»@@ Reshenie Suda EAES ot 15.02.2021 N SE-1-2/9-20-AP «Ob otmene Resheniya Suda Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza ot 06.11.2020 N SE-1-2/3-20-KS i priznanii Resheniya Kollegii EEK ot 04.06.2019 N 84 «O klassifikatsii iskusstvennogo korunda v sootvetstvii s edinoi Tovarnoi nomenklaturoi vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza» sootvetstvuyushchim Dogovoru o EAES ot 29.05.2014

1 mezhdunarodnym dogovoram v ramkakh EAES» - http://courteurasian.org/court_cases/ eaeu/C-2.20/;

Решение Суда ЕАЭС по делу от 22.02.2021 г. № СЕ-1-2/8-20-КС @@ Reshenie Suda EAES po delu ot 22.02.2021 g. № SE-1-2/8-20-KS - http://courteurasian.org/court_cases/eaeu/C-4.20/;

Сандровский К.К. Международное таможенное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Правоведение» - 3-е изд., Киев: Знання, 2002. 460 с. @@ Sandrovskij K.K. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushhixsya po speciaTnosti «Pravovedenie» - 3-e izd., Kiev: Znannya, 2002. 460 s.;

Соглашение по правилам происхождения @@ Soglashenie po pravilam proiskhozhdeniya - https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/22-roo_e.htm ;

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. @@ Soglashenie po primeneniyu stat'i VII GATT 1994 g. - https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/20-val_01_e.htm;

Соглашение стран СНГ О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1994. № 1 @@ Soglashenie stran SNG O sotrudnichestve i vzaimopomoshchi v tamozhennykh delakh ot 15.04.1994, № 1;

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2022

Толочко О.Н. Международное экономическое право и имплементация его норм в национальную правовую систему (на примере Республики Беларусь). Дисс. д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург. 2013. 381 с. @@ Tolochko O.N. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo i implementatsiya ego norm v natsional'nuyu pravovuyu sistemu (na primere Respubliki Belarus'). Diss. d-ra yurid. nauk. Sankt-Peterburg. 2013. 381 s.;

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I), ст. 5082 @@ Federal'nyi zakon ot 03.08.2018 № 289-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossiiskoi Federatsii i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 32 (chast' I), st. 5082;

Хапилин С. А. Развитие евразийской интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования. Дисс. д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону. 2015. 510 с. @@ Khapilin S.A. Razvitie evraziiskoi integratsii na osnove modernizatsii mekhanizma tamozhennogo regulirovaniya. Diss. d-ra ekon. nauk. Rostov-na-Donu. 2015. 510 s.;

Шорников А.В. Участие Российской Федерации в международном таможенном регулировании (международно-правовые аспекты). Дисс. к-та юрид. наук. М., 1999. 194 с. @@ Shornikov A.V. Uchastie Rossiiskoi Federatsii v mezhdunarodnom tamozhennom regulirovanii (mezhdunarodno-pravovye aspekty). Diss. k-ta yurid. nauk. M., 1999. 194 s.;

Шохин С.О., Кожанков А.Ю., Еремеева Н.В. и др. Международное таможенное право: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. 246 с. @@ Shoxin S.O., Kozhankov A.Yu., Eremeeva N.V i dr. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo: uchebnoe posobie. - M.: MGIMO-Universitet, 2019. 246 s.;

Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Междунар. отношения. - 272 с. @@ Shumilov V.M. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo v epokhu globalizatsii. M.: Mezhdunar. otnosheniya. - 272 s.;

Dr Parthasarathi Shome. Customs in international relations: the Indian context. Volume 7, № 1, March 2013;

Edoardo Chiti, Bernardo Giorgio Mattarella Editors. Global Administrative Law and EU Administrative Law. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2011. 424 p.;

Tokio Yamaoka. Why are Customs Classification Issues Adjudicated at the WTO?: Structural Issues and Possible Solutions. Global Trade and Customs Journal (Kluwer Law International BV, The Netherlands). 2014, Volume 9, Issue 5

1 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

65 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.