Научная статья на тему 'Международное регулирование и применение таможенного порядка в Евразийском экономическом союзе'

Международное регулирование и применение таможенного порядка в Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3107
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (ТК ТС) / РАТИФИКАЦИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косаренко Николай Николаевич, Квятковский Александр Викторович

Цель: Анализ норм международных актов, регламентирующих правоприменение таможенных процедур в ЕАЭС. Для объяснения и понимания работы механизма ЕАЭС в сфере таможни приводится сравнение национального таможенного регулирования и международного правового урегулирования. Методология: Авторами применялись формально-юридический, сравнительно-правовой методы, метод изучения документов. Результаты: В статье на основе анализа правоприменения таможенных процедур в ЕАЭС, являющихся инструментом таможенного дела, определяется их место в системе ЕАЭС, а точнее в сфере таможенного законодательства. Даны исчерпывающие типы классификаций таможенных процедур, установленных ЕАЭС. Разъясняется механизм таможенного порядка, показан алгоритм таможенного урегулирования. Авторы приводят определение таможенной процедуры в нормативных актах и совершенно иное, «практическое» понятие, которое дается таможенными органами, а также проводят анализ этих двух разных с точки зрения понимания права понятий. Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет теоретическую и практическую ценность, поскольку на основе проведенного анализа многочисленной практики правоприменения таможенных процедур в ЕАЭС авторами выявлены некоторые проблемные аспекты в данной сфере и даны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International regulation and application customs order in Eurasian Economic Union

Purpose: Analysis of the norms of international acts regulating the enforcement of customs procedures, «he said. For the explanation and understanding of the mechanism of the EAEC in the field of customs, is the ratio of national customs regulation and international legal settlement. Methodology: The author applied formal-legal, comparative legal methods, the method of study of documents. Results: In article on the basis of a legal analysis of the enforcement of customs procedures in the EAEU, which is a tool of customs, is determined by their place in the system of the EEU, specifically in the area of customs legislation. Exhaustive classifications of types of customs procedures, established the EEC. Explains the mechanism of the customs procedure and the algorithm of the customs settlement. At the end of the article the authors give a definition of «customs procedure» identified in the regulations and a very different «practical» concept, which is given to the customs authorities. The analysis of these two totally different terms of understanding the right concepts. Novelty/originality/value: the Article has theoretical and practical value, on the basis of analysis of numerous law enforcement practices in customs procedures in the EEU, the authors identified some of the problematic aspects in this field and recommendations.

Текст научной работы на тему «Международное регулирование и применение таможенного порядка в Евразийском экономическом союзе»

Политика и экономика Евразии

Косаренко Н.Н., Квятковский А.В.

международное регулирование и применение таможенного порядка в евразийском экономическом союзе

Цель: Анализ норм международных актов, регламентирующих правоприменение таможенных процедур в ЕАЭС. Для объяснения и понимания работы механизма ЕАЭС в сфере таможни приводится сравнение национального таможенного регулирования и международного правового урегулирования.

Методология: Авторами применялись формально-юридический, сравнительно-правовой методы, метод изучения документов.

Результаты: В статье на основе анализа правоприменения таможенных процедур в ЕАЭС, являющихся инструментом таможенного дела, определяется их место в системе ЕАЭС, а точнее в сфере таможенного законодательства. Даны исчерпывающие типы классификаций таможенных процедур, установленных ЕАЭС. Разъясняется механизм таможенного порядка, показан алгоритм таможенного урегулирования. Авторы приводят определение таможенной процедуры в нормативных актах и совершенно иное, «практическое» понятие, которое дается таможенными органами, а также проводят анализ этих двух разных с точки зрения понимания права понятий.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет теоретическую и практическую ценность, поскольку на основе проведенного анализа многочисленной практики правоприменения таможенных процедур в ЕАЭС авторами выявлены некоторые проблемные аспекты в данной сфере и даны рекомендации.

Ключевые слова: ЕАЭС, право, государство, таможенные процедуры, экономическая интеграция, таможенная политика, Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), ратификация, рынок.

Kosarenko N.N., Kwiatkowski A.V.

INTERNATIONAL REGULATION AND APPLICATION CUSTOMS ORDER IN EURASIAN ECONOMIC UNION

Purpose: Analysis of the norms of international acts regulating the enforcement of customs procedures, «he said. For the explanation and understanding of the mechanism of the EAEC in the field of customs, is the ratio of national customs regulation and international legal settlement.

Methodology: The author applied formal-legal, comparative legal methods, the method of study of documents.

Results: In article on the basis of a legal analysis of the enforcement of customs procedures in the EAEU, which is a tool of customs, is determined by their place in the system of the EEU, specifically in the area of customs legislation. Exhaustive classifications of types of customs procedures, established the EEC. Explains the mechanism of the customs procedure and the algorithm of the customs settlement. At the end of the article the authors give a definition of «customs procedure» identified in the regulations and a very different «practical» concept, which is given to the customs authorities. The analysis of these two totally different terms of understanding the right concepts.

Novelty/originality/value: the Article has theoretical and practical value, on the basis of analysis of numerous law enforcement practices in customs procedures in the EEU, the authors identified some of the problematic aspects in this field and recommendations.

Keywords: EAEC, law, government, customs procedures, economic integration, customs policy, customs code of the Customs Union (CC CU), the ratification of, the market.

В 2014 году в Астане был ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе, а в 2015 году расширен штат государств-участников. ЕАЭС — молодое инновационное сообщество, созданное, чтобы помочь странам-членам использовать свой экономический, политический потенциал и дать возможность реализовать хозяйственные связи внутри региона, сформировать все условия для повышения глобальной конкурентоспособности. Единый рынок товаров, услуг и труда является сердцевиной этого совершенно инновационного проекта. Сейчас состав данного

союза таков: Российская Федерация, Казахстан, Армения, Беларусь и Киргизская Республика. В Договоре о создании ЕАЭС предусмотрена возможность присоединения к Союзу любого государства, разделяющего цели и принципы Евразийского экономического союза, об этом гласит ст. 108.

Юристы-правоведы, экономисты, представители государственных таможенных служб и зарубежные исследователи оценили первые практические шаги участников содружества в области евразийской экономической интеграции. Однако

ЕВРАЗИЙСКАЯ -

> 5 (24) 2016 <

- АДВОКАТУРА

все мнения сводятся к тому, что механизм регулирования в сфере таможни с каждым годом усложняется, в том числе и в кризисное время, непростое для всех стран мира [1, 3, 4].

По обещанию представителей членов Союза, государства-участники перейдут на интернет-электронное декларирование перемещенных в рамках союза товаров в конце 2016 года. Уже начала действовать либерализация в сфере автомобильных перевозок, автомобилестроения, что позволило обеспечить доступ автотранспортных компаний стран ЕАЭС к внутреннему рынку грузоперевозок стран-участниц и тем самым сократить пробеги опорожнения и снизить все издержки услуг автобизнеса в сфере грузоперевозок. В планы представителей стран-участниц также входило создать условия для начала функционирования зоны свободной торговли между Украиной и ЕАЭС, но этого, как мы теперь видим, достичь невозможно - благодаря «черной руке» США, а точнее Евромайдану.

С введением Таможенного кодекса Таможенного союза было заложена основа для единого механизма таможенного регулирования в государствах - участниках ЕАЭС. Ранее национальная политика определяла направления деятельности таможенного регулирования и элементы таможенных дел, но только в пределах именно своей таможенной территории, в данный момент мы видим, что на внутренней территории ЕС: 1) определена общая таможенная политика; 2) сформирована общая структура таможенного дела; 3) установлены общие и единые правила. Как мы знаем, для этого страны ЕАЭС передали часть своих полномочий в компетенцию национального регулирующего органа ЕАЭС - Евразийской экономической комиссии. Здесь нужно помнить, что нужна единая таможенная политика, содействующая полному обеспечению экономической и политической безопасности государств. Естественно, что под экономической безопасностью имеется в виду такая экономика, которая полностью гарантирует достаточный уровень политического, социального и оборонного сосуществования и прогрессивного развития государств-участников, независимость и в то же время общность их политических интересов по отношению к возможным внутренним и внешним воздействиям и угрозам. Важной основой в такой ситуации станет таможенная политика, непосредственно определяемая целями и задачами всеобщей экономической стратегии членов Союза.

Экономическая комиссия при ЕАЭС является постоянно действующим органом-регулятором.

Свою деятельность она осуществляет согласно ст. 18 Договора о ЕАЭС. Задачи, состав, полномочия и функции, порядок работы экономической комиссии определены в Приложении № 1 к Договору о ЕАЭС. Она состоит из Коллегии и Совета. Совет совершает общее руководство над ЕЭК, а коллегия является исполнительным органом. Вместе они в сфере своих полномочий принимают решения, распоряжения и дают рекомендации. Решение Совета и Коллегии является обязательным для всех государств - участников ЕАЭС и не требует ратификации органами государственной власти членов Союза. Исходя из п. 6 Положения о Евразийской экономической комиссии, Высший совет может наделить ЕЭК правом ратификации международных правовых договоров по темам, входящим в компетенцию Комиссии.

Интересна разработка механизма таможенного регулирования в ЕЭС, направленная на решение важнейших экономических задач, таких как: 1) установление единых таможенных процедур в странах, вступивших в Союз; 2) упрощение ряда формальностей для стран-участниц внешнеэкономической деятельности на общей таможенной территории Союза; для них снижены фискальные и административные барьеры внутри Единого экономического пространства.

Итогом этой деятельности является установление благотворных условий для членов внешнеэкономической деятельности на общей таможенной территории ЕАЭС (как нерезидентов, так и резидентов-членов).

Отдельным институтом законодательства ЕАЭС является институт таможенных процедур. Таможенное право каждого государства предусматривает необходимые требования к перевозке транспорта и товаров через таможенную границу. Транспорт и товары, перемещаемые через границу, проходят «таможенную очистку» -осуществление всех требующихся таможенных формальностей или выполнение таможенного оформления товаров и транспорта, провозимых через таможенную государственную границу.

Для понимания работы механизма ЕАЭС в сфере таможни необходимо провести сравнение национального таможенного регулирования и международного правового урегулирования. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур вводит следующее понятие «таможенной очистки»: соблюдение всех таможенных формальностей, необходимых для ввоза товаров во внутреннее потребление государства, для их экспорта или для другой таможенной процедуры (абз. Е5/Б9 Гла-

EURASIAN -

> 5 (24) 2016 <

- advocacy

вы 2 Генерального приложения Конвенции). В национальном законодательстве или международно-правовых договорах стран-участниц вводятся типы таможенных процедур.

Рассмотрим систему международных актов, выступающих в качестве регуляторов использования таможенных процедур в ЕАЭС:

1) Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур;

2) Таможенный кодекс ЕАЭС;

3) международные договоры членов содружества ЕАЭС по вопросам применения отдельных таможенных процедур (к примеру, Соглашение по вопросам свободных экономических зон на таможенной территории таможенного союза и иные);

4) Постановление Комиссии Таможенного союза и решения Евразийской экономической комиссии по темам применения отдельных таможенных процедур (к примеру, Постановление Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества № 375 и иные).

Рассмотрим подробнее международную конвенцию «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» в редакции 1999 года (РФ присоединилась к данной конвенции в 1999 году), устанавливающую стандартные правила и рекомендации по таможенным процедурам, такие как: экспорт товаров с таможенной территории; обратный ввоз товаров в ином новом виде; транзитная перегрузка товаров; свободная зона; переработка на таможенной территории и вне ее, для внутреннего потребления и иного; временный ввоз и т. д. До вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС механизм таможенного регулирования осуществлялся согласно Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 2009 года и другим международно-правовым договорам стран-участниц, регулирующим таможенные правоотношения, - они и послужили правовой базой Таможенного кодекса Таможенного союза согласно ст. 99 Договора о ЕАЭС. Департамент ЕЭК ЕАЭС разработал план Таможенного кодекса ЕАЭС, им же были внесены изменения регулирующих процедур: разграничены случаи, когда влияние таможенных процедур завершается, а когда приостанавливается или прекращается: добавлены конкретные процедуры, при помощи которых могут завершаться или приостанавливаться таможенные действия, регулирующие таможенные процедуры, по содержанию, условиям помещения товаров под таможенные процедуры и условиям применения товаров в соответствии с таможенными процедурами. Внутри каждой та-

моженной процедуры точно заложено понимание, к каким товарам - ЕАЭС или иностранным -такая процедура применяется [2].

В процессе создания ТК ЕАЭС происходила реализация таможенных процедур в рамках «единого окна». В это время было принято решение совета № 68 «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». В рамках единообразия таможенного законодательства ЕАЭС подходы по развитию национального механизма «единого окна» государств-членов будут подвержены сближению, интернет-электронные акты, обязательные для осуществления внешнеэкономической цели, - взаимному утверждению, и т. д.

В 2016 г. было принято много важных нововведений: электронное декларирование стало приоритетней, введен ряд таможенных операций (регистрация таможенных деклараций, выпуск товаров), применен механизм «единого окна» для совершения таможенных операций, таможенный контроль начал осуществляться после выхода товаров, введены правила использования товаров, по которым установлен временный ввоз, применяемый без уплаты таможенных пошлин (налогов), в пределах всей таможенной территории союза, уменьшен срок выпуска товаров до четырех часов, внедрено принятие решений по происхождению товаров, улучшен институт уполномоченных экономических операторов.

В Москве на Втором Евразийском конгрессе подведены итоги первого года существования ЕАЭС, и проведено открытое обсуждение плана введения переработанного Таможенного кодекса, который в настоящий момент проходит процедуры согласования странами-членами ЕАЭС и будет установлен к концу 2016 г. Участниками отмечена успешность решений по конкретным задачам. Л.Э. Слуцкий в выступлении подчеркнул, что «евразийская интеграция спускается с уровня чиновников, депутатов и глав государств на уровень (социальный - доступный для всех) народных масс наших стран. Созданы совершенные и обновленные преференциальные условия для среднего и малого бизнеса в союзном пространстве. Было решено множество проблем и задач, которые возникали из государственных соглашений, предстояло ратифицировать множество соглашений парламентами этих стран, и этот огромный объем был полностью проделан. И сегодня можно с точностью сказать: Евразийский экономический союз состоялся, прошел точку невозврата» [5].

Действующий в настоящее время ТК ЕАЭС содержит семь основных оснований приобретения правового статуса уполномоченного экономического оператора в странах-членах: гарантия уплаты налогов и пошлин, обеспечение внешнеторговой деятельности в течение конкретного срока, отсутствие неуплаченных долгов по оплате таможенных процентов, платежей, отсутствие задолженностей, соответствующих налоговому законодательству, непривлечение к административной ответственности за нарушения прав в сфере таможенного дела, наличие знаний по системе учета, соответствующей национальным законодательствам, исполнение требований и условий, которые установлены таможенным законодательством членов Таможенного союза и законодательством Таможенного союза.

Интересна унификация нормативных положений, касающаяся применения таможенных процедур на уровне стран - участниц Союза. Согласно ст. 202 ТК ЕАЭС выделяются следующие типы таможенных процедур в зависимости от целей регулирования: выпуск для внутреннего потребителя, транзит, экспорт, переработка вне и на таможенной территории, временный ввоз, реэкспорт и реимпорт, уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона, специальные таможенные процедуры.

Вышеупомянутый перечень таможенных процедур является полным и законченным, ТК ЕАЭС предусматривает такие же виды процедур в ст. 97. Естественно, что ТК ТС имеет два уровня таможенного урегулирования: национальный с применением наднационального регулирования согласно п. 2 ст. 1 и наднациональный. Допускается временное урегулирование отдельных таможенных процедур национальным законодательством стран-членов до ратификации соответствующего таможенного акта. На основании ТК ЕАЭС было принято внутреннее таможенное законодательство членов Союза. Использование отдельных таможенных процедур может регулироваться на национальном уровне подзаконными актами и законами. К примеру, институтам таможенных процедур соответствуют разделы в таможенных законодательствах государств-участников: Раздел 6 Кодекса Республики Казахстан № 296-ГУ; Раздел 6 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в РФ» и т. д.

Перейдем к классификации таможенных процедур в ЕАЭС. Таможенные процедуры можно классифицировать по трем группам в зависимости от назначения. К первой группе относятся основные процедуры, предусмотренные в зако-

нодательствах многих государств (выпуск для таможенного транзита, экспорта или внутреннего потребления). Примером может стать импорт товаров, при котором используется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с которой перевозимые иностранные товары, прибывающие на таможенную территорию государства, остаются постоянно на этой территории без обязательства их обратного вывоза. Основные процедуры - самостоятельная и завершенная коммерческая операция (по импорту, экспорту или транзиту). Внешняя практика показывает, что все остальные процедуры именуются экономическими процедурами, поскольку их цель - решение экономических задач.

Ко второй группе процедур можно отнести все остальные, исключив специальные (п. 1 ст. 202 ТК ТС). Экономические процедуры необходимы для развития предпринимательского (иностранного) сектора, а также привлечения иностранцев к инвестициям. Процедуры допускают особое применение товаров для строго определенных целей и при соблюдении особых условий, прописанных законодателем. Из сферы регулирования Таможенного кодекса Таможенного союза опущены две экономические таможенные процедуры: свободного склада и свободной таможенной зоны. В ст. 202 ТК ЕАЭС указаны таможенные процедуры, которые устанавливаются международными правовыми договорами стран-членов.

К третьей группе относятся специальные таможенные процедуры. Специальная таможенная процедура предусматривает помещение только тех типов товаров, которые определены решением ЕЭК. Применение товаров, находящихся под специальной таможенной процедурой, возможно только при соблюдении особых условий и для строго определенных целей. Применение специальных таможенных процедур регулируется внутренним законодательством стран-участниц ЕАЭС (п. 3 ст. 202 ТК ТС). Например, в РФ правила помещения отдельных видов товаров и транспорта под специальную таможенную процедуру установлены Постановлением Правительства РФ № 911 «Об утверждении Правил применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в РФ иностранного производства товаров, предназначенных для организации и проведения Олимпийских зимних игр и Парао-лимпийских зимних игр в г. Сочи, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ». Эта классификация подходит для применения только в отношении перевозимых через таможенную границу товаров. К транспортным

EURASIAN

5 (24) 2016

- advocacy

средствам, перевозимым через границу ЕАЭС, установлена процедура по временному вывозу и временному ввозу (допуску).

Сравнение условий, содержаний, предусмотренных ТК ЕАЭС, позволяет классифицировать эти процедуры и по таким критериям:

I. По направлению перемещения товаров различают вывозные, ввозные, транзитные и смешанные таможенные процедуры. Вывозные таможенные процедуры обслуживают экспорт товаров за пределы таможенной территории союза ЕАЭС (экспорт, реэкспорт, переработка и т. д.). Ввозные таможенные процедуры предусматривают импорт товаров на таможенную территорию ЕАЭС (реимпорт, переработка, временный ввоз, уничтожение и т. д.). Провозные таможенные процедуры представлены различными видами таможенных процедур таможенного транзита. Интересны смешанные процедуры (комбинированные), которые обслуживают одновременно операции по экспорту и импорту (свободная таможенная зона, специальная процедура, беспошлинная торговля и т. д.).

II. По выпуску товаров таможенные процедуры можно подразделить на три вида:

1) режима выпуска - процедуры, при помещении под которые товары передаются в полное распоряжение субъекта (перемещающего) (экспорт либо рассчитанные на потребление внутреннего потребителя и т. д.);

2) условного выпуска - процедуры, при помещении под которые права распоряжения и пользования товарами ограничиваются особенностями конкретной процедуры. К таким относятся все процедуры, кроме отказа в пользу государства, уничтожения;

3) исключающие выпуск - отказ в пользу государства и уничтожения. Дальнейшее владение данными товарами субъектами будет уже невозможно. При помещении товаров под одну из вышеуказанных процедур право собственности на декларируемый товар прекращается.

III. По продолжительности действия таможенные процедуры делятся на срочные и бессрочные. Для срочных процедур обязательным условием является соблюдение определенных сроков совершения таможенных операций. К примеру, на таможенном складе товары могут храниться три года; срок временного ввоза товаров - два года. Для бессрочных таможенных процедур (экспорт, отказ в пользу государства, выпуск для внутреннего потребителя, специальная таможенная процедура, беспошлинная торговля) никаких сроков не устанавливается.

Определение «таможенная процедура» имеет несколько значений: инструмент таможенной политики; специальный режим; институт таможенного законодательства.

В первом из значений таможенная процедура представляется системой приемов и мер, обеспечивающих полное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которых осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеторговых взаимоотношений. В этом значении таможенная процедура является средством по реализации таможенной политики союза государств или стран, т. е. самостоятельным элементом таможенного дела [4].

Теперь рассмотрим совершенствование понятия процедур в ТК ЕАЭС. Определение «таможенная процедура» может обозначать специальный правовой режим. В правовых исследованиях по теории права встречается следующая классификация типов правовых режимов: валютный, налоговый, таможенный и т. д.

Таможенная процедура является одним из типов правовых режимов, поэтому понимается как особый порядок правового регулирования. Это регулирование состоит из набора юридических средств и инструмента, который обеспечивает воздействие на работу таможенной системы в определенной стране или союзе. Соответственно, это воздействие осуществляется именно на товары и транспортные средства при перемещении их через границу членов ЕАЭС и их использовании на либо вне таможенных территорий государств-членов (в рамках союза ЕАЭС). Таможенная процедура как один из институтов законодательства представляет совокупность правовых норм, устанавливающих правила перемещения и ввоза товаров и транспорта через таможню и их использования.

Нормы права, составляющие институт таможенных процедур (ЕАЭС), регулируют определенный вид социальных отношений, которые возникают в процессе использования товаров и транспорта в результате переправления через границу ЕАЭС. Институт таможенных процедур состоит из следующих норм: 1) конкретный порядок перемещаемых товаров и транспортных средств через границу ЕАЭС, причем учитывается предназначение конкретного товара и цель самого перевоза; 2) условия нахождения, содержания и использования товаров и транспорта на или вне таможенной территории; 3) описание процедуры и обязанности «держателя» (бенефициара) товара или транспорта; 4) описание статуса субъекта, перемещающего тот или иной товар или транс-

порт через таможню. Под «держателем» (бенефициаром) таможенной процедуры теоретиками права понимается субъект, который на основании таможенного законодательства обладает некими полномочиями, такими как использование и распоряжение в отношении перемещаемых товаров или транспорта через границу. Бенефициар вправе пользоваться в полном объеме всеми преференциями и преимуществами по условиям таможенной процедуры.

В п. 1 ст. 4 ТК ЕАЭС дается следующее определение таможенной процедуры: «совокупность норм, определяющих для таможенных целей условия использования и распоряжения товарами и требования на таможенной территории союза или за ее пределами». Так как таможенная процедура понимается как объединение нормативных положений, которые, в свою очередь, регламентируют порядок совершения определенного действия для таможенных целей - таможенных операций, ее нужно рассматривать как специальный правовой режим. Этот подход с точки зрения права можно считать узким. Но таможенные органы в правоприменительной деятельности используют данное определение в широком смысле. По их мнению, таможенная процедура - это совершение определенных формальностей в рамках таможни, таким образом, совершение совокупностей действий и обязанность их совершить возложены на субъект таможенных правоотношений по правилам таможенного законодательства ЕАЭС.

Предусмотрен особый порядок совершения таможенных операций по перемещению товаров и транспорта под выбранную таможенную процедуру. Исходя из анализа законодательства ЕАЭС, можно выделить следующие типы таможенных процедур: помещение товаров и транспорта под таможенную процедуру, оплата таможенных платежей, процедура «таможенной очистки», порядок перемещения транспорта и товаров через границу Союза.

С разрешения таможенных органов членов ЕАЭС осуществляется помещение товаров под таможенную процедуру. Для принятия решения,

разрешающего выпуск товаров под выбранную декларантом таможенную процедуру, таможенный орган должен проверить соблюдение требований и условий помещения товаров. Саму таможенную процедуру следует понимать в широком смысле как совокупность действий, которые необходимо совершить для соблюдения таможенного законодательства.

Пристатейный библиографический список

1. Бакаева О.Ю. Таможенный союз - Евразийский экономический союз - Единое экономическое пространство: этапы интеграции // Международное частное и публичное право. 2014. № 4. С. 7-10.

2. Дюжов А. Метод признания доходов и расходов образовательным учреждением // Экономические науки. 2006. № 10.

3. Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 98-107.

4. Косаренко Н.Н. Таможенное право России: учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

5. Слуцкий Л.Э. Выступление на Первом Евразийском экономическом конгрессе: «ЕАЭС прошел точку невозврата» [Электронный ресурс]. URL: http://komitet. info/about/direct/9288.

References (transliterated)

1. Bakaeva O.Ju. Tamozhennyj sojuz - Evrazijskij jeko-nomicheskij sojuz - Edinoe jekonomicheskoe prostrans-tvo: jetapy integradi // Mezhdunarodnoe chastnoe i publi-chnoe pravo. 2014. № 4. S. 7-10.

2. Djuzhov A. Metod priznanija dohodov i rashodov obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Jekonomicheskie nau-ki. 2006. № 10.

3. Kapustin A.Ja. Dogovor o Evrazijskom jekonomi-cheskom sojuze - novaja stranica pravovogo razvitija evrazijskoj integradi // Zhurnal rossijskogo prava. 2014. № 12. S. 98-107.

4. Kosarenko N.N. Tamozhennoe pravo Rossii: ucheb. posob. dlja studentov vuzov. M.: Nadonal'nyj institut bi-znesa, 2004.

5. Sluckij L.Je. Vystuplenie na Pervom Evrazijskom jekonomicheskom kongresse: «EAJeS proshel tochku nevozvrata» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://komitet. info/about/direct/9288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.