Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС'

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ЕАЭС / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ПЕРСПЕКТИВЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моторина В. В., Ахмедзянов Р. Р.

Кардинальная перестройка мировых внешнеторговых отношений и геополитические изменения повлекли за собой усиление конкуренции на международных рынках, формирование широких зон преференциального торговоэкономического сотрудничества, повышение уровня дискриминации российских экспортеров, расширение спектра протекционистских мер и многие другие факторы. Сегодня мировые потоки товарооборота приобретают все большие масштабы и невозможно представить взаимодействие между странами - партнерами без каких-либо экономических преимуществ. Среди таких преимуществ в области международной торговли наибольшее распространение имеют тарифные преференции, которые представляют собой льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в зависимости от того, из какой страны происходит тот или иной товар. Важность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний день связана с увеличением объемов товаров, ввозимых автомобильным транспортом, после формирования интеграционной группировки Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TARIFF BENEFITS AND PREFERENCES IN THE EAEU CONDITIONS

The radical restructuring of world foreign trade relations and geopolitical changes have led to increased competition in international markets, the formation of wide zones of preferential trade and economic cooperation, increased discrimination against Russian exporters, the expansion of the range of protectionist measures and many other factors. Today, global trade flows are becoming increasingly large and it is impossible to imagine interaction between partner countries without any economic advantages. Among such advantages in the field of international trade, tariff preferences are the most widespread, which are benefits for the payment of import customs duties, depending on which country a particular product originates from. The importance of the problem of granting tariff preferences today is associated with an increase in the volume of goods imported by road after the formation of the integration grouping of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС»

EDN: NXLUPA

В.В. Моторина - студент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, mo-torina.vladlena@mail.ru,

V.V. Motorina - student, Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky;

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенное дело, ФГБОУ ВО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, rakhmed@yandex.ru.

Scientific adviser: R.R. Akhmedzyanov - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Customs, Kaluga State University. K.E. Tsiolkovsky.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TARIFF BENEFITS AND PREFERENCES IN THE EAEU CONDITIONS

Аннотация. Кардинальная перестройка мировых внешнеторговых отношений и геополитические изменения повлекли за собой усиление конкуренции на международных рынках, формирование широких зон преференциального торгово-экономического сотрудничества, повышение уровня дискриминации российских экспортеров, расширение спектра протекционистских мер и многие другие факторы. Сегодня мировые потоки товарооборота приобретают все большие масштабы и невозможно представить взаимодействие между странами - партнерами без каких-либо экономических преимуществ. Среди таких преимуществ в области международной торговли наибольшее распространение имеют тарифные преференции, которые представляют собой льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в зависимости от того, из какой страны происходит тот или иной товар. Важность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний день связана с увеличением объемов товаров, ввозимых автомобильным транспортом, после формирования интеграционной группировки Евразийского экономического союза.

Abstract. The radical restructuring of world foreign trade relations and geopolitical changes have led to increased competition in international markets, the formation of wide zones of preferential trade and economic cooperation, increased discrimination against Russian exporters, the expansion of the range of protectionist measures and many other factors. Today, global trade flows are becoming increasingly large and it is impossible to imagine interaction between partner countries without any economic advantages. Among such advantages in the field of international trade, tariff preferences are the most widespread, which are benefits for the payment of import customs duties, depending on which country a particular product originates from. The importance of the problem of granting tariff preferences today is associated with an increase in the volume of goods imported by road after the formation of the integration grouping of the Eurasian Economic Union.

Ключевые слова: тарифные льготы, преференции, ЕАЭС, международная торговля, таможенные платежи, перспективы, направления развития.

Keywords: tariff benefits, preferences, EAEU, international trade, customs payments, prospects, development directions.

Уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием перемещения товаров через таможенную границу. При таком перемещении (как при импорте, так и при экспорте) необходимо уплатить обязательные таможенные платежи.

В зависимости от страны происхождения товаров ставки таможенных пошлин могут быть базовыми (они взимаются с товаров, происходящих из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле), преференциальными (эти ставки относятся к типу льготных ставок таможенных пошлин, предоставленных отдельным государствам или группам государств, например, развивающимся и наименее развитым странам), а максимальные таможенные пошлины рассчитываются для товаров, происходящих из государств, для которых страна не предоставила режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим.

Государство устанавливает льготы при уплате таможенных платежей в целях стимуляции и поощрения торговли на международных рынках, мобилизации инвестиционных и иных ресурсов. Предоставление льгот в конечном итоге влияет на ценовые характеристики товаров и может привести к увеличению объемов международной торговли.

На данный момент льготные режимы достаточно активно применяются различными государствами в своей внешнеэкономической политике, выступая как действенное средство решения не только экономических, но и политических проблем. На политической основе, даже при отсутствии чётко прогнозируемого экономического эффекта, различные государства формируют таможенные объединения и свободные экономические зоны; льготные режимы, по геополитическим мотивам, используются даже в тех случаях, когда извлечение из них определённых выгод представляется возможным лишь в отдалённом будущем [3].

Значимость системы таможенных льгот, с финансово-экономической точки зрения, состоит в обеспечении расширения национальных рынков за счёт включения во внешнеторговое сотрудничество слаборазвитых государств и, с другой стороны, в предоставлении таким государствам действенной поддержки.

Одной из основных льгот по уплате таможенных платежей является освобождение от уплаты таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в качестве гуманитарной помощи, либо в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответ-

234

Всероссийский журнал

ствии с законодательством государств - членов ЕАЭС в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия), ниже рассмотрим следующие данные.

Проанализируем общую сумму предоставленных льгот и преференций по уплате таможенных платежей за 2019-2021 гг. (рисунок 1).

800 700 600

300 200 100 О

2019 г. 2020 г

Рисунок 1 - Общая сумма предоставленных льгот и преференций по уплате таможенных платежей за 2019-2021 гг., млрд руб. [10]

По данным, представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что за анализируемый период наблюдается неоднозначная динамика сумм предоставленных льгот и преференций по уплате таможенных платежей. Так, в 2021 году этот показатель оказался на уровне 725,98 млрд рублей, что на 5,4 пп. меньше относительно 2020 года, но больше на 60,3 пп. относительно 2019 года. Прирост в 2020 году относительно 2019 года составил 69,4 %.

Графически структура объема предоставленных льгот по уплате таможенных платежей представлена на рисунке 2.

■ технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ

■ гражданские воздушные суда

■ товары, вывозимые из РФ и полученные при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр

■ товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции

■ медицинские товары

Рисунок 2 - Усредненная структура объема предоставленных льгот по уплате таможенных платежей за 2019-2021 гг., в % [10]

Наибольший удельный вес в структуре объема предоставленных льгот по уплате таможенных платежей за 2019-2021 гг. занимают технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (30 %).

Наименьший удельный вес занимают Медицинские товары (медицинские изделия, товары для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, линзы, очки и оправы для очков, протезно-ортопедические изделия, а также сырье и комплектующие для их производства). На их долю в среднем приходится 12 %.

Анализ сумм предоставленных льгот и преференций по уплате таможенных платежей позволил выявить некоторые проблемы предоставления тарифных преференций и необходимость их решения.

Во-первых, если рассматривать создавшееся положение с точки зрения сторон внешнеэкономической деятельности, следует отметить, что невозможно подать сертификат происхождения товара в электронном виде (для получения тарифных преференций справку необходимо подавать в бумажной форме) [4].

500 400

2021 г.

Для России и других стран-членов ЕАЭС, которые дополнительно используют сертификаты формы СТ-1 (для государств-участников СНГ и Грузии) и СТ-2 (для Сербии и потенциально других стран, образующих зону свободной торговли с Россией) для подтверждения своего права на тарифные преференции, решением этой проблемы выступает отказ в предоставлении оригинала бумажного сертификата и процедуры подачи заявки на сертификацию страны происхождения уполномоченными экспортерами страны происхождения.

Условиями таких преобразований должно выступить формирование межгосударственной системы аккредитации фирм-экспортеров и взаимного признания результатов аккредитации, наличие доступа таможенных органов к электронной системе, которая может провести идентификацию сертификата страны происхождения, определять выполнение установленных параметров и идентифицировать товар.

Таким образом, для удобства и более активного взаимного сотрудничества таможенных органов и участников ВЭД следует исключить предоставление сертификата происхождения товара в бумажном виде.

Во-вторых, необходимо провести упрощение процедуры контроля соблюдения правил определения страны происхождения товара и достоверности сертификатов, которые подтверждают государство происхождения товаров.

Желательно создать единую систему электронной сертификации, которая позволила бы отслеживать подлинность сертификатов, а полный переход на предоставление сертификатов в электронном виде минимизировал бы возможность подделки документа или ввода дополнительных данных, не соответствующих действительности. Следует отметить, что проекты по развитию системы сертификации уже существуют.

В-третьих, следует разработать комплекс мер, связанная с предоставлением тарифных преференций на основе анализа показателей развития стран-пользователей, путём исключения из списка развивающихся стран тех пользователей национальной системы тарифных преференций, показатели дохода на душу населения которых превосходят российские.

Необходимо внести поправки в перечень развивающихся государств-пользователей ЕАЭС. Это даст возможность увеличить поступления в федеральные бюджеты всех стран ЕАЭС и повысит эффективность действия единой системы тарифных преференций в целом. При этом при сокращении перечня целесообразно учитывать политические и экономические риски реализации такого решения, а также объемы внешней торговли с этими странами [1].

На данный момент система преференций в отношении стран-пользователей разделена на 2 группы: развивающиеся и наименее развитые страны. Для развивающихся стран предоставляются тарифные преференции в размере 75 % от базовой ставки таможенной пошлины. Для наименее развитых стран предусматривается снижение ввозной таможенной пошлины до 0.

Чтобы обеспечить полноценное решение такой проблемы, как обоснованность предоставления льгот по тарифам, представляется необходимым либо внести изменения в действующий перечень государств, входящих в число пользователей или Единой системы тарифных преференций (далее - ЕСТП), либо, в рамках указанной Системы, следующим образом дифференцировать данные государства в соответствии с уровнем доходов на душу населения:

- уровень доходов выше среднего - 1-й уровень, на котором преференции составляют половину от базовой ставки;

- уровень доходов ниже среднего - 2-й уровень, на котором применяется льгота, составляющая от базовой ставки таможенной пошлины три четверти;

- низкий уровень доходов - 3-й уровень, предусматривающий стопроцентное снижение таможенной пошлины на ввоз товаров.

Следует учитывать, что по каждому из указанных уровней список получающих преференции государств составляется особо. В любом случае, при предоставлении преференций, в особенности если речь идёт о странах с подушевым доходом выше среднего уровня, необходим строгий контроль.

Благодаря внедрению указанной системы, возникает возможность предотвратить ущерб для национальной экономики со стороны государств-конкурентов с низким уровнем экономического развития и подушевого дохода, которые, благодаря низкой оплате труда имеющих возможность продавать продукцию своих производителей по демпинговым ценам.

Товары, на которые предоставляются льготы по тарифам, также подразделяются на категории, в соответствии с уровнем экономического развития государства-производителя [2].

Следует учитывать, что некоторые виды продукции могут быть исключены из перечня преференциальных товаров в силу отраслевых конкурентных преимуществ стран-производителей (даже при низком уровне подушевого дохода), исключающих необходимость предоставления им соответствующих льгот.

При внедрении новой дифференциации в рамках системы тарифных преференций предполагается разработка нового списка преференциальной продукции, подразделяемого на следующие категории:

- преференциальные товары для государств с низким подушевым ВНД;

- преференциальные товары для государств с уровнем подушевого ВНД ниже среднего;

- преференциальные товары для государств с уровнем подушевого ВНД выше среднего. Уровень эффективности ЕСТП удастся таким образом повысить; кроме того, пополнятся государственные бюджеты всех входящих в Евразийский экономический союз государств. Вместе с тем, соответствующие перечни необходимо составлять с учётом объёмов торговли с входящими в их состав государствами, а также с учётом влияния актуальных экономических и политических факторов.

Во-вторых, для определения оптимальной системы разграничения льготных ставок в перечне производимых на территории страны товаров необходимо выявить те позиции, которые наиболее остро реагируют на импорт, и устанавливать квоты по тарифам в соответствии с их номенклатурой. В случае необходимости следует одновременно с этим провести, согласно действующим положениям Таможенного кодекса ЕАЭС, провести унификацию ставок таможенных пошлин на ввоз.

В-третьих, ставки таможенных пошлин должны быть повышены для тех товаров, производство которых в РФ достаточно развито (или его предполагается развивать в ближайшей перспективе).

В рамках оптимизации порядка установления таможенных льгот не менее важен такой вопрос, как разграничение тарифных ставок в соответствии с группами товаров, объединёнными по признаку уровня чувствительности к факторам, действующим на едином рынке; данный показатель устанавливается в зависимости от доли того или иного товара в общем объёме импорта в соответствующем рыночном сегменте, а также от уровня влияния данного товара на соответствующую сферу экономики (а также отдельные её элементы - занятость населения и пр.) в странах-членах Евразийского экономического союза [5].

В-четвертых, при составлении новых списков преференциальных товаров необходимо учитывать интересы отечественного производителя, причём прежде всего - производителя сельскохозяйственной продукции (поскольку продукция российского АПК на текущий момент не может составить полноценной конкуренции продукции импортной, последнюю целесообразно из преференциальных перечней исключить). Таким образом, с одной стороны, достигаются фискальные цели преобразования национальной системы тарифных преференций, а с другой - между заинтересованными странами дальнего зарубежья и ЕАЭС сохраняются благоприятные экономические отношения.

Исходя из вышеизложенного, пересмотр критериев, в соответствии с которыми предоставляются тарифные льготы, необходим, в частности, потому, что конкурентоспособность многих товарных позиций, поставляемых из стран с развивающейся экономикой, достигается и без указанных льгот.

Благодаря предложенным в настоящей работе рекомендациям, появляется возможность повысить бюджетные доходы государств, входящих в состав ЕАЭС, а также сделать саму систему тарифных льгот более эффективной и обоснованной.

Источники:

1. Ахмедзянов Р. Р., Гусакова А. А., Григорьев Е. С., Ласый Э. В. Анализ системы тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС // Московский экономический журнал. - 2020. - №12. - С. 195.

2. Буваева, Н.Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач; под общ. ред. А. В. Зубача. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 298 с.

3. Гомон, И.В., Алешина, Ю.С., Ковалева, Ю.С. Оценка льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций / И.В. Гомон, Ю.С. Алешина, Ю.С. Ковалева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №29 (3). - С. 129-133.

4. Мигел А.А. Алексашкина Н.И. Тарифные льготы: сущность и условия их предоставления, основные направления по совершенствованию практики применения в условиях функционирования ЕАЭС // Электронный научный журнал «Дневник науки». - 2020. - № 5.

5. Колесов В.П. Мировая экономика. Экономика стран и регионов: учебник для академического бакалавриата / В. П. Колесов [и др.]; под редакцией В. П. Колесова, М. Н. Осьмой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 519 с.

6. Манушина, А.П., Ефимов, А.В. Роль тарифных преференций ЕАЭС в мировой торговле / А.П.Манушина, А.В.Ефимов // Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 3 (19). - С.124-136.

7. Покровская, В.В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 344 с.

8. Ускова Т.В. Ключевые угрозы экономической безопасности России // Проблемы развития территории. - 2019. - №1 (99) .

- С. 7-16.

9. Халипов С.В. Таможенное право: учебник / С. В. Халипов. - 8-е изд., доп. - М. : Юриспруденция, 2019. - 262 с.

10. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 14.03.2022 г.).

References:

6. Akhmedzyanov R. R., Gusakova A. A., Grigoriev E. S., Lasy E. V. Analysis of the system of tariffbenefits and preferences in the conditions of functioning of the EAEU // Moscow Economic Journal. - 2020. - No. 12. - p. 195.

7. Buvaeva, N.E. International customs law: textbook for undergraduate and graduate studies / N. E. Buvaeva, A.V. Zubach; under the general editorship of A.V. Zubach. - 2nd ed., reprint. and additional - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 298 p.

8. Gomon, I.V., Alyoshina, Yu.S., Kovaleva, Yu.S. Assessment of benefits for the payment of customs duties and tariff preferences / I.V. Gomon, Yu.S. Alyoshina, Yu.S. Kovaleva // Natural sciences and humanities research. - 2020. - №29 (3). - Pp. 129-133.

9. Miguel A.A. Aleksashkina N.I. Tariff benefits: the essence and conditions of their provision, the main directions for improving the practice of application in the conditions of functioning of the EAEU // Electronic scientific journal "Diary of Science". - 2020. - № 5.

10. Kolesov V.P. World economy. Economics of countries and regions: textbook for academic baccalaureate / V. P. Kolesov [et al.]; edited by V. P. Kolesov, M. N. Osma. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. - 519 p.

11. Manushina, A.P., Efimov, A.V. The role of tariff preferences of the EAEU in world trade / A.P.Manushina, A.V.Efimov // International trade and trade policy. - 2019. - № 3 (19). - Pp.124-136.

12. Pokrovskaya, V.V. Customs business in 2 h. Part 2: textbook for academic bachelor's degree / V. V. Pokrovskaya. - 2nd ed., reprint. and additional - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 344 p.

13. Uskova T.V. Key threats to Russia's economic security // Problems of territorial development. - 2019. - №1 (99) . - Pp. 7-16.

14. Khalipov S.V. Customs law: textbook / S. V. Khalipov. - 8th ed., supplement - M. : Jurisprudence, 2019. - 262 p.

15. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru / (accessed: 03/14/2022).

EDN: NROKNJ

Д.В. Николаев - к.э.н., доцент кафедры «Налогообложение и бухгалтерский учет», Южно-Российски институт управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, danil_niko@mail.ru,

D.V. Nikolaev - Associate Professor of the Department of Taxation and Accounting, South Russian Institute of Management, Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ASSESSMENT OF THE PERFORMANCE OF EMPLOYEES TO ACHIEVE THE GOALS OF THE ORGANIZATION

Аннотация. В статье объясняются некоторые причины, почему менеджеры и сотрудники имеют трудности с определением ключевых показателей эффективности и некоторые идеи, как эти трудности должны быть преодолены. Оценка ключевых показателей эффективности -один из известных способов для мотивации персонала и управления производительностью. В тоже время проблемы реализации данного метода хорошо установлены: противоречивость целей оценки, конфликты между тем, кто оценивает и кого оценивают. Руководитель, желающий улучшить оценку эффективности работы персонала, должен проверить три главных фактора, влияющих на оценку: оценочную систему, отношения руководитель-подчиненный, опросный процесс. Для преодоления проблем и конфликтов при оценке предлагается разделение по времени оценочного процесса на две части: оценка эффективности работы и оценка потребностей в развитии персонала.

Abstract. The article explains some of the reasons why managers and employees have difficulty setting key performance indicators and some ideas on how these difficulties should be overcome. Evaluation of key performance indicators is one of the well-known ways to motivate staff and manage performance. At the same time, the problems of implementing this method are well established: the inconsistency of the goals of the assessment, conflicts between those who evaluate and whom they evaluate. A manager who wants to improve the evaluation of the performance of the staff should check the three main factors influencing the evaluation: the evaluation system, the manager-subordinate relationship, the survey process. To overcome problems and conflicts in the evaluation, it is proposed to divide the evaluation process into two parts by time: performance evaluation and assessment of staff development needs.

Ключевые слова: оценка производительности персонала, ключевые показатели эффективности, конфликты в оценке.

Keywords: personnel performance appraisal, key performance indicators, conflicts in appraisal.

Введение. Оценка производительности - это система процедур, созданных организацией для использования ее менеджерами, и межличностный процесс, в котором менеджер и работник сотрудничают и пытаются повлиять друг на друга. Многие проблемы в оценке ключевых показателей эффективности (КПЭ, KPI), происходят из оценочной системы сами по себе. Задача заключается в том, чтобы объяснить проблемы в оценочном процессе, в котором руководитель и подчиненные встречаются, для определения критериев и показателей индивидуальной производительности. Фокус будет в том, чтобы идентифицировать этот процесс, трудности его реализации и способы преодоления. И организация, и каждый работник имеют некоторые цели и задачи, которые они желают выполнить в оценке их КПЭ. В некоторых случаях эти цели совместимы, в других нет, а значит возможен конфликт между ними [6-7]. Развитие производительности - это важный элемент в информационной и аналитической системе большинства крупных организаций. Это обеспечивает информацию о производительности членов организации, используемую в решениях по определению на должность, оплате и стимулировании труда. наказаниях, штрафах. Развитая система оценки персонала может помочь направлять тех людей, у которых есть потенциал так, чтобы они разместились в связанную с развитием позицию. Отдел кадров обычно может координировать эту деятельность, а система учета КПЭ служит ему в этой цели. Система учета КПЭ, и еще важнее, обсуждение между руководителем и служащим КПЭ, также может служить влиянием на поведение и производительность индивидуума [1-5].

Основная часть. Процесс влияния на поведение очень важен в развитии организации буду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.