Научная статья на тему 'Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг'

Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНДИВИД КАК АКТОР / ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ПРИНЦИПАЛ-АГЕНТ / УСЛУГООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятел Евгений Петрович, Подылина Эльвира Фаритовна, Голомолзина Наталья Владимировна, Силин Яков Петрович

Рассмотрено понятие «жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)», показано, как они развиваются во времени, какие элементы составляют объект личного присвоения, а какие могут и должны предоставляться обществом. Авторы считают, что услуги должны предоставляться на основе принципал-агентских отношений, когда агент исполняет поручения нанимателя по созданию условий эффективного производственного или личного потребления. Выделены виды ЖКУ, их особенности, предложена структурно-логическая схема комплексного исследования ЖКУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дятел Евгений Петрович, Подылина Эльвира Фаритовна, Голомолзина Наталья Владимировна, Силин Яков Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг»

ДЯТЕЛ Евгений Петрович

Доктор экономических услуг, профессор, декан факультета экономики и управления Института урбанистики

Уральская государственная архитектурно-художественная академия

620017, РФ, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 18/52 Контактный телефон: (912) 603-33-31 е-таИ: dyatelevgeny@rambler.ru

ПОДЫЛИНА Эльвира Фаритовна

Заместитель председателя Комитета социальной политики

Администрация города Екатеринбурга 620014, РФ, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а Контактный телефон: (343) 371-32-81 е-таИ: epodylina@mail.ru

ГОЛОМОЛЗИНА Наталья Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством

Уральская государственная архитектурно-художественная академия

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23 Контактный телефон: (922) 201-24-88 е-таЛ : ngolom@bk.ru

СИЛИН Яков Петрович

Доктор экономических наук, профессор,

начальник департамента по внутренней и информационной политике

Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 11 Контактный телефон: (912) 268-65-44

Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги; жилищно-коммунальное хозяйство; индивид как актор; инфраструктура; коммунальные услуги; общественное благо; принципал-агент; услугообразующая деятельность; услуга.

Аннотация. Рассмотрено понятие «жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)», показано, как они развиваются во времени, какие элементы составляют объект личного присвоения, а какие могут и должны предоставляться обществом. Авторы считают, что услуги должны предоставляться на основе принципал-агентских отношений, когда агент исполняет поручения нанимателя по созданию условий эффективного производственного или личного потребления. Выделены виды ЖКУ, их особенности, предложена структурно-логическая схема комплексного исследования ЖКУ.

© Дятел Е. П., Подылина Э. Ф., Голомолзина Н. В., Силин Я. П., 2011

Базовой ячейкой общества является домохозяйство, обеспечивающее биологическое и, в значительной мере, экономическое и социальное воспроизводство человека. Эта роль домохозяйства сформировалась уже в период антропосоциогенеза. В процессе дальнейшего исторического развития происходила филиация технологических, экономических и других функций общественного воспроизводства. Обособление части этих функций привело к возникновению производственно-экономических и торговых ячеек - предприятий или фирм. Социальные функции в значительной мере перешли в ведение общественных органов, ответственность за функционирование которых лежит на государстве, понимаемом как совокупность законодательных и исполнительных органов власти.

Воспроизводство общественного индивида представляет собой исторически сформировавшийся процесс «косвенной жизнедеятельности». Он подчиняется всем экономическим закономерностям, включая выбор альтернативных форм использования ресурсов на основе принципа оптимизации (экономического принципа). Вместе с тем экономические формы использования ресурсов, в конечном счете, ограниченного времени индивида, базируются на всеобщих (природных) и общих (социальных) условиях жизнедеятельности людей. К этим условиям относятся земля как место обитания, а также социальная, экономическая и технологическая инфраструктура.

Косвенный, собственно экономический, способ жизнедеятельности человека основан на рациональном хозяйствовании, т. е. производстве, распределении, обмене и потреблении ограниченных благ. Обмен, как было замечено еще Адамом Смитом, есть неотъемлемое свойство хозяйственной деятельности. Соответственно продукты производства представляют собой не просто редкие блага, но блага, на которые распространяются права собственности и которые могут обмениваться, т. е. превращаться в товары.

Земля как место обитания человека находится в исключительном владении (собственности) отдельных лиц, коммун или государства. Правовые формы использования того или иного участка земли, связанных с ним природно-климатических условий, инсоляции и т. д. могут существенно различаться. То же самое относится к искусственно созданным объектам инфраструктуры. Они могут продаваться и покупаться. Однако присвоение условий человеческого существования (природных и искусственно созданных) осуществляется не только на возмездной основе. Оно может иметь частный, коммунальный или общественный характер. В двух последних случаях принято говорить об общественных благах.

В использовании условий человеческой жизнедеятельности есть нечто общее. Они не исчезают в момент потребления. Потребляются услуги земли, транспортных коммуникаций, других инфраструктурных элементов.

Возможна ли отчетливая грань между присвоением объектов инфраструктуры и оказываемых ими услуг?

В том случае, если существует правовая определенность объектов, эту грань провести несложно. Если такой фиксации нет, мы имеет дело с внелегальными формами присвоения услуг, которые сопровождаются положительными и отрицательными экстерналиями, оказывающими влияние на физиологическое, экономическое, социальное воспроизводство и благосостояние людей. На практике различные формы присвоения сливаются в единый процесс личного потребления и воспроизводства индивида. Для нас наибольший интерес представляет потребление услуг общественных благ, которое охватывает все или большую часть населения. Особое место среди них занимают жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

Гипотетически можно представить ситуацию, когда домохозяйство само себе оказывает подобные услуги. В этом случае правильнее было бы говорить о жилищнобытовых услугах. Такое возможно, например, в условиях особо благоприятного климата, не требующего отопления, водопровода и других элементов общественной инфраструктуры. Но в этом случае воспроизводство индивида будет осуществляться в строго

ограниченных рамках. Чтобы выйти за них, понадобится электроснабжение, информационное обеспечение и многое другое, без чего немыслимо существование современного дома и его обитателей.

Понятие «жилищно-коммунальные услуги» было впервые определено как «действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов, подаче электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды» в ГОСТ 51617-2000 [1. С. 7]. В ГОСТ Р 51929-02 ЖКУ рассматриваются уже не как действия или деятельность, а как: «услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды» [2. С. 2].

Встречается мнение, что эти определения практически идентичны. Мы полагаем, что это не так, вторая дефиниция точнее выражает экономическую сущность и правовую определенность ЖКУ. Для доказательства обратимся к некоторым ключевым положениям экономической теории и гражданского права.

Вначале разграничим объект и предмет человеческой (хозяйственной, научной, образовательной и т. д.) деятельности.

Под объектом мы понимаем частичку реальности, которая может обладать самыми разнообразными свойствами. Предмет - интересующая нас сторона объекта, используемая в хозяйственной или любой иной целесообразной деятельности человека. Существует диалектика объекта и предмета, в процессе которой обе стороны получают свое развитие в соответствии с потребностями практической деятельности человека [3].

Объектом нашего рассмотрения является жилищное и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

В общепринятой формулировке жилищное хозяйство отождествляется со сферой экономики, обеспечивающей содержание и надлежащее функционирование жилого фонда как совокупности жилых и вспомогательных помещений. ЖКХ рассматривается как хозяйственный комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры жилых, вспомогательных и иного рода зданий, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. В комплекс входят водопровод, канализация, тепловые и электрические сети, другие элементы, обеспечивающие капитальный и текущий ремонт, сбор и утилизацию мусора, благоустройство придомовых территорий и т. п. (На наш взгляд, в этот комплекс следует включать и работников ЖКХ). Коммунальность в жилищном хозяйстве выражается в наличии единых систем жизнеобеспечения, обусловливающих общественный характер присвоения ЖКУ [4. С. 3-6]. Устройство этих систем таково, что на каждом участке поддерживаются установленные стандарты обслуживания и единые условия пользования.

Жилищные услуги рассматриваются как комплекс работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома. Жилищно-коммунальные услуги есть «конкретный результат производства, восстановления и поддержания в надлежащем техническом состоянии объектов жилищно-коммунального назначения» [5. С. 57].

По нашему мнению, здесь присутствуют и вступают в определенное противоречие два подхода: первый из них свойственен ГОСТ 51617-2000, второй, при всей его недоговоренности, - ГОСТ Р 51929-02. За этой коллизией стоят различные экономические феномены, получающие неоднозначную правовую интерпретацию. Начнем с последней.

В ГК РФ определение услуги дается через косвенные признаки: «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность),

а заказчик обязуется оплатить эти услуги» (ст. 779, п. 1). Означает ли это, что услуга есть «действие» или «деятельность»? Если это так, то за пределами права оказываются услуги земли и капитала [6], услуги активов [7. С. 324, 333], услуги от товаров длительного пользования [8. С. 123].

Мы различаем целесообразную деятельность человека и действие (воздействие) всех остальных предметов. Но, как явствует из приведенной цитаты, речь идет именно о человеческих действиях (исполнителя). У юриста здесь вряд ли возникнут сомнения в том, что имеет в виду законодатель, а для экономиста, хозяйственника, рядового человека не все так однозначно.

Предположим, мы заключили договор на застройку дачного участка. Можно ли строительство дома считать услугой? А прокладка водопровода, ремонт крыши, замена окон и т. п.? Если все это услуги, тогда что представляет собой создание материальных благ: стен дома, поставок электроэнергии, создание информационной модели, например строительного проекта? Нам кажется, что существует потребность в уточнении приведенной выше формулировки.

Для сравнения обратимся к ГК Украины. В нем указывается: «По договору об оказании услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю услугу, если иное не установлено договором» (ст. 901). Достоинство этой формулировки мы видим в том, что здесь, хотя и не явно, проводится разграничение между услугой и услугообразующей деятельностью. Последний термин не получил широкого распространения. Между тем необходимость в его использовании назрела.

Принято следующим образом разграничивать товары и услуги: товар представляет собой некую материальную вещь, тогда как услуга нематериальна, неосязаема. При обращении к статистическим данным различных стран можно видеть, что доля услуг в ВВП составляет не менее 70% [9]. Но если мы сделаем вывод, что большая часть ВВП нематериальна, это вряд ли будет соответствовать действительности.

Услуга и услугообразующая деятельность часто отождествляются. Они действительно не могут быть оторваны друг от друга. Выделение услугообразующей деятельности позволяет определить материальную основу услуги. Возникает взаимоотношение формы (услуги) и содержания (услугообразующей деятельности или воздействий неодушевленных предметов). В чем же их различие?

Услуга - результат услужения, безотносительно к тому, кто или что его осуществляет: человек или любой иной предмет внешнего мира. Исходя из этого определения, мы обязаны или расширить понятие услугообразующей деятельности, включив сюда, например, «деятельность» земли, зданий, мебели, акций и т. п., или отделить категорию услуги от ее конкретного материального носителя. Тогда услуга может быть определена как форма присвоения полезных свойств окружающего мира. Она нематериальна, не только в том смысле, в каком мы говорим о любой форме как противоположности материи. Нематериальность услуги гораздо глубже, она связана с субъективным характером восприятия полезных свойств вещи. Отсюда различия в количественной определенности вещей (потребительных стоимостей) и услуг (присвоения полезности).

Итак, услуга - результат услугообразующей деятельности внешнего агента. Но не только. По определению, услуга нематериальна и оценивается через восприятие индивидом предельной полезности присваиваемых материальных объектов. Специфической материальной основой этого восприятия является информация, поступающая от органов чувств человека. Теперь мы можем отказаться от постулата, что услугообразующая деятельность обязательно связана с внешним агентом. По отношению к пассивным материальным объектам - земле, капиталу, в определенном смысле труду, товарам длительного пользования - эта деятельность может быть идентифицирована с процессом присвоения индивидом их полезных свойств. Социализированный индивид (личность)

сам выступает актором в удовлетворении своих потребностей. И это не такой уж парадокс. Роль агента заключается в оценивании предельной полезности присваиваемого блага. Это означает, что процесс оценивания и потребления тех или иных благ можно рассматривать как фактор, увеличивающий их совокупную полезность, т. е. в чем-то сравнимый с другими факторами производства. Вместе с тем существует потенциальная возможность передачи функции актора от потребителя (принципала) к поверенному лицу (агенту), например строителю или парикмахеру, который за определенную плату исполняет желания потребителя и профессионально оценивает качество прически или необходимых ремонтных работ. Теперь рынок услуг предстает, во-первых, как рынок услугообразующей деятельности или услугообразующих воздействий (труда, земли, капитала), во-вторых, это поле принципал-агентских отношений, когда субъект труда исполняет поручения нанимателя по созданию условий эффективного производственного или личного потребления, т. е. по предоставлению услуг как формы извлечения полезного эффекта из факторов производства и предметов потребления. Ясно, что роль агента здесь не сводится к механическому исполнению услугообразующих воздействий, в чем-то она сравнима с предпринимательской (инновационной и подверженной риску неопределенности) деятельности [10].

Учитывая общий характер услуг, можно следующим образом сгруппировать их особенности в жилищно-коммунальной сфере1.

Неосязаемость. Услуги неосязаемы, что обусловливает ряд проблем для потребителя и поставщика услуг. Поставщику затруднительно продемонстрировать и дифференцировать услуги. У потребителя присутствует неуверенность перед приобретением услуг, качество услуги потребитель может оценить только в процессе, а иногда и после предоставления.

Одновременность поставки и потребления услуги, их несохраняемость. Не-сохраняемость означает невозможность накапливать услуги. Например, теплоснабжение, невозможно накопить для дальнейшего потребления, т. е. услугу нельзя произвести впрок. Здесь же проявляется и одновременность поставки и потребления услуги. Как только коммунальная услуга поступила потребителю, так сразу он ее потребляет. Например, потребление услуги теплоснабжения нельзя отложить.

Непостоянство качества. Качество услуги зависит от того, кто ее предоставляет. Для уменьшения изменчивости услуги и исключения возможности оппортунистического поведения поставщика услуги применяются стандарты предоставления услуг, которые представляют собой комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания.

Перечисленные характеристики ЖКУ не отличаются существенно от свойств любой другой услуги, за исключением их специфически общественного характера. Проблема состоит в том, что забота о потребителе (стандарт предоставления ЖКУ) может оборачиваться навязыванием услуги, приводящим к излишнему расходованию услугообразующих факторов и, следовательно, неоправданных расходов потребителя.

Рассмотрим виды жилищно-коммунальных услуг. По своему составу и структуре их можно разделить на жилищные, коммунальные, а также организационно-административные. Жилищные услуги делятся еще на два блока: жилищные услуги по содержанию и ремонту жилья, оказываемые эксплуатирующими организациями, и жилищные административные услуги, оказываемые органами власти и другими структурами.

1. Жилищные услуги.

1.1. Жилищные услуги по содержанию и ремонту жилья, оказываемые эксплуатирующими организациями, включающие содержание и эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома; содержание и ремонт лифтового оборудования, мусоропроводов; сбор и вывоз мусора, бытовых и пищевых отходов; уборка мест общего

1 Подобная классификация услуг дана во многих источниках, в том числе в работе Дж. Д. Сакса, Ф. Б. Ларрена [14. С. 33-36].

пользования; уборка и благоустройство придомовой территории; капитальный и иной ремонт жилых помещений.

1.2. Жилищные административные услуги, оказываемые органами власти и другими структурами: управление жилой муниципальной собственностью; участие в проведении конкурса в доле муниципальной собственности по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом; предоставление жилого помещения; отселение; заключение договоров (социального и коммерческого найма и др.); постановка на учет для получения жилой площади; регистрация по месту пребывания гражданина; проведение паспортизации жилых помещений; признание жилых помещений аварийными или не пригодными для проживания; переустройство, перепланировка, переоборудование жилой площади и др.

2. Коммунальные услуги: водоснабжение и водоотведение; горячее водоснабжение; отопление; электроснабжение; газоснабжение.

3. Организационно-административные услуги в сфере ЖКХ: определение стандартов оплаты жилищных и коммунальных услуг, льготных категорий потребителей, социальной нормы площади жилья; установление нормативов предоставления коммунальных услуг; содействие гражданам в организации ТСЖ (в том числе информационные и консультационные услуги); утверждение методических рекомендаций, например, по расчетам за жилищные и коммунальные услуги или проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах; регулирование тарифов жилищнокоммунального комплекса; информирование потребителей о тарифах и др.

Особенностями жилищных услуг являются: невозможность для потребителя выбора исполнителей услуг; практическое отсутствие возможности отказа от приобретения услуг; отсутствие оценки качества услуг (что во многом исключает объективный контроль со стороны населения за выполнением договорных обязательств и возможность применения экономических санкций).

К особенностям предоставления коммунальных услуг относятся: использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т. д.) [11. С. 9];

неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

невозможность для потребителя услуг отказаться от получения этих видов услуг на длительный срок;

невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет более интенсивного их предоставления в другой период;

необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса; тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Сопоставим общее и особенное в системе жилищных и коммунальных услуг (табл. 1). Анализируя содержание табл. 1, можно отметить следующее.

Во многом жилищные и коммунальные услуги схожи, так как имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими (определяется возможностями коммунальной инфраструктуры конкретного поселения). Услуга носит обязательный характер только в случае заключения договора с поставщиком услуги, но тогда и для поставщика, и для потребителя, вне зависимости от того, все ли потребители, пользующиеся данной услугой добросовестно и своевременно ее оплачивают (даже без заключения индивидуального договора поставки услуги), в случае неоплаты услуги поставщик не прекращает предоставление услуги. Все жилищно-коммунальные услуги являются общественно значимой деятельностью поставщиков услуг.

Единицу услуги определить достаточно сложно, а единица измерения услуги для оплаты не всегда соответствует логике потребителя (например, плата за пользование лифтом начисляется исходя из площади занимаемого жилого помещения). «Частота предоставления единицы услуги» - осуществляется в постоянном режиме с поправками на конкретную услугу и предоставляется любому пользователю услуги, обратившемуся за ее предоставлением, в заданный срок, с установленным качеством.

Таблица 1

Критерии жилищных и коммунальных услуг

Критерий Жилищные услуги Коммунальные услуги

Характер услуги Обязательный в случае заключения договора с исполнителем услуги Обязательный в случае заключения договора с поставщиком услуги

Единица услуги Содержание жилищного фонда в соответствии с требованиями нормативноправовых актов Обеспечение качества коммунальных услуг в соответствии с санитарными нормами (температурный режим, период предоставления, давление и т. д.)

Единица измерения для оплаты Размер занимаемой общей площади жилого помещения Нормативы потребления коммунальных услуг или показания приборов учета потребления услуг

Частота предоставления В постоянном режиме В постоянном режиме

Поставщик услуги Управляющая компания, выбранная собственниками жилых помещений или назначенная органами местного самоуправления Ресурсоснабжающая организация

Наличие процедур и регламентов предоставления услуги для использования потребителем Определены нормативно-правовыми актами и договором собственника и управляющей компанией Определены нормативно-правовыми актами и договором собственника и управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией

Стандарт (норматив) предоставления услуги Утвержден нормативными актами Утвержден нормативными актами

Жилищная и коммунальная услуга должна отвечать следующим требованиям: соответствовать строго определенным потребностям заказчика (потребителя), а также действующим стандартам, техническим требованиям или условиям договора; отвечать требованиям общества (требования, вытекающие из законов, инструкций, правил, кодексов, относящихся к защите окружающей среды, здоровью и безопасности населения); жилищно-коммунальная услуга должна предлагаться потребителю на основании экономически обоснованного тарифа; жилищно-коммунальная услуга должна быть доступной для потребителя и выгодной для исполнителя, что обеспечит развитие бизнес-процессов в сфере ЖКХ [9. С. 7].

Отсюда делается обоснованный вывод, что жилищные и коммунальные услуги занимают особое место в сфере услуг, определенное их спецификой: общественный характер, слабая степень заменяемости и локальность предоставления; длительность и непрерывность использования [12]. Одна из основных функций ЖКУ - социальная, поскольку они непосредственно обеспечивают жизнедеятельность граждан [13. С. 12] посредством формирования комфортных условий проживания. В соответствии с этим в России нормативная база акцентирует внимание в основном на социальных функциях ЖКУ, но при этом уделяет недостаточно внимания экономическим функциям. Это означает, что потребитель и производители услуг сталкиваются с провалами рынка в области предоставления ЖКУ, такими как нечеткое определение принципов разделения соответствующих предметов ведения, полномочий и ответственности между уровнями власти; половинчатость реформы, препятствующая формированию класса эффектив-

ных собственников - производителей услугообразующей деятельности и поставщиков услуг (под производителями услугообразующей деятельности понимаются владельцы коммунальных ресурсов - котельные, водоканал, энергоснабжающие организации; под поставщиками услуг - управляющие компании); установление цен и тарифов ниже экономически обоснованного уровня, что приводит к неэффективной деятельности производителей. Ликвидировать указанные провалы только методами активного государственного вмешательства в решение проблемы предоставления качественных жилищных и коммунальных услуг, по нашему мнению, невозможно.

Вернемся к рассмотрению рынка услуг, с одной стороны, как рынка услугообразующей деятельности или услугообразующих действий (труда, земли, капитала), с другой - как принципал-агентских отношений.

Мы считаем, что нормативные требования, которые предъявляются к предоставлению ЖКУ, относятся к услугообразующей деятельности, а не к самим жилищно-коммунальным услугам. Предоставление услуг должно осуществляться на основе принци-пал-агентских отношений, аналогичных тем, которые возникают при посещении парикмахерской или иного предприятия сферы обслуживания.

Здесь возникают не только технические, но также правовые и организационные вопросы. Например, жилец многоквартирного дома не может отказаться от теплоснабжения и даже от лифта, хотя бы он проживал на первом этаже. Следовательно, вопрос состоит в формировании правовых и организационных возможностей для получения тех услуг (ЖКУ), которые нужны потребителю и за которые он может расплатиться. Это, разумеется, влечет за собой некоторые следствия, в частности различный доступ к услугам и услугобразующей деятельности для разных категорий граждан. Для одних ЖКУ будут совпадать с предоставляемой по определенным нормативам услугобразующей деятельностью, т. е. выступать в качестве общественного блага. Другие будут пользоваться ими как смешанным общественным благом. Третьи могут позволить себе полную оплату услугобразующей деятельности в том случае, если она приводит к получению ЖКУ в заказанном объеме, нужного качества и в соответствии с потребностями заказчика.

В таком подходе нет ничего нового. Он используется в различных странах. Разработаны методики, позволяющие отдельным категориям потребителей пользоваться услугообразующей деятельностью ЖКХ как смешанным общественным благом. Методика заключается в определении алгоритма оказания государственной помощи при оплате услугообразующей деятельности тем категориям потребителей, которые не в состоянии полностью ее оплатить, и процедуры ее предоставления, включающей элементы прин-ципал-агентских отношений. Естественно, при этом могут возникать и возникают провалы государства. Они могут составить самостоятельную тематику исследования. Нас, в данном случае, интересовали теоретические аспекты исследования ЖКУ как общественно-экономического феномена. Попытку структурировать эти аспекты и показать их логическую взаимосвязь мы предприняли в структурно-логической схеме (табл. 2), соединяющей относительно различные подходы к исследованию изучаемой проблемы.

Формирование категориального ряда в структурно-логической схеме начинается с «бытия», где представлена характеристика наиболее общих (родовых) свойств ЖКХ и ЖКУ. Их развитие во времени можно связать с развитием технологии, уровня жизни, потребностей человека.

Переход к «сущности» опосредован конструктом, в роли которого выступает «экономический принцип», т. е. нацеленность на оптимизацию затрат и результатов. Важнейшими характеристиками ЖКХ выступают параметры его услугообразующей деятельности. Они имеют количественное и качественное выражение, но, взятые сами по себе, не являются услугами. Превращение в услуги («явление») осуществляется в потреблении, которое формирует свою систему экономических и правовых отношений. Этот процесс может быть описан и охарактеризован как возникновение прав собственности на полезный эффект.

Структурно-логическая схема «Экономическая природа и формы реализации ЖКУ»

Логика Онтология

Родовой признак (родовое определение предмета) Материя (материальный объект) Форма (специфический предмет) Единство формы и содержания (материи) (специфического объекта)

Бытие Жилищно-коммунальное хозяйство как сфера социально-экономического обеспечения базовых условий жизнедеятельности населения урбанизированных территорий1 Услугообразующая деятельность ЖКХ Услуги (ЖКУ) как форма извлечения полезных свойств из результатов услугообразующей деятельности в отрасли ЖКУ как общественное (частное, смешанное общественное) благо

Конструкт Экономический принцип в организации услугообразующей деятельности

Сущность Индивид как актор в потреблении ЖКУ Инфраструктура ЖКХ Альтернативные формы услугообразующей деятельности ЖКХ Результативность услугообразующей деятельности ЖКХ

Конструкт Роль ЖКУ в формировании человеческого потенциала

Явление ЖКУ как «понятие, ориентированное на потенциал», т. е. готовность предоставления услуги, удовлетворяющей ту или иную потребность клиента Результаты услугообразующей деятельности (трансформация вещных, энергетических, информационных или иных свойств объектов, выполняемая с целью удовлетворения качественно определенной потребности клиента, т. е. на заказ) Изменение состояния лица или объекта, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой ЖКУ как форма деятельности, осуществляемой по взаимному согласию сторон и приводящей к смене (трансакция) или подтверждению прав собственности на полезный эффект

Конструкт Государство (общество) как принципал и/или агент в предоставлении услуг ЖКХ

Действительность Финансирование услугообразующей деятельности в сфере ЖКХ Формирование эффективной инфраструктуры для устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения населения Система ЖКУ и оценка результатов ее функционирования (повышение качества ЖКУ, обеспечение социальной защиты населения) Регулирующий контракт как форма реализации экономического интереса и производителя, и потребителя услуги

1 Одним из признаков урбанизированных территорий является, на наш взгляд, предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Регулятором прав собственности выступает государство (общество), которое может быть и принципалом, задающим цели деятельности ЖКХ и параметры ЖКУ, и агентом, осуществляющим деятельность по удовлетворению потребностей населения. Формы и содержание этой деятельности представлены нами в последней строке табл. 2. Иными словами, если материальной основой получения общественных благ является общественная инфраструктура, то формы услугообразующей деятельности могут быть разные и способы присвоения ЖКУ также могут различаться. Для их конкретного рассмотрения следует обращаться к правам собственности, находящим отражение в регулирующем контракте.

Возвращаясь к проблемам комплексной характеристики ЖКУ, их развитию во времени, к тому, какие элементы составляют объект личного присвоения, а какие могут и должны предоставляться обществом, отметим, что мы ограничились рассмотрением методологических и теоретических предпосылок такого исследования. Полагаем, что проведенное структурирование понятийного аппарата, уточнение объекта и предмета исследования помогут определить пути и задачи дальнейшего анализа ЖКУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники

1. ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги : общ. техн. условия. М. : Госстандарт России, 2000.

2. ГОСТ Р 51929-2002. Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения. М. : Госстандарт России, 2002.

3. Дятел Е. П. Услуга как предмет экономической теории // ЖЭТ. 2010. № 2.

4. Ряховская А. Н., Таги-Заде Ф. Г. Коммунальные услуги - общественное благо // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2004. № 12.

5. Крылов В. А., Мокроносов А. Г., Руткаускас Т. К. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг. Екатеринбург, 2000.

6. Курс экономической теории : учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселева. 5-е изд., перераб. и доп. Киров : Изд-во «АСА», 2004.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика : пер. с англ. М. : Дело, 1993.

8. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход : пер. с англ. М. : Дело, 1996.

9. Баженов С. И. Партнерство власти и бизнеса в ЖКХ // Экономические науки. 2007. № 2.

10. Дятел Е. П. Маржинальная сущность услуги // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2010. № 2(28).

11. Бочко В. С. Системы коммунальной инфраструктуры жилищного сектора. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2009.

12. Кирсанов С. А. Жилищно-коммунальные услуги как вид экономической деятельности. Режим доступа : www.imr.uplanet.ru/publication.

13. Современная российская экономика: анализ, прогнозы, комментарии / под общ. ред. Э. В. Пешиной. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.