Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества'

Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / THE AVAILABILITY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ястремская Наталья Юрьевна, Негров Николай Семенович

В работе рассматриваются жилищно-коммунальные услуги и их специфика. Затрагивается проблема доступности жилищно-коммунальных услуг. Сформульровано одно из направлений экономических преобразований ЖКХ в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ястремская Наталья Юрьевна, Негров Николай Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Housing services: availability and quality improvement

He paper deals with public utilities and their specificity. Address the issue of affordability of housing and communal services. Sformulrovano one of the areas of economic transformation utilities in Russia. The main forms of contracts of public-private partnership in the sphere of housing and communal services are: a service contract, management contract, lease, concession agreements. To implement solutions and socially important tasks of the federal target program "Complex program of modernization and reform of housing and communal services for 2010-2020 public-private partnership should be a well-oiled mechanism of long-term sotrudnichestiva government and business on mutually beneficial terms.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества»

Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества

Н.С. Негров, Н.Ю. Ястремская

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - это сложная, многофункциональная система, которая включает в себя совокупность жилищного, коммунального секторов и инвестиционно-строительного комплекса. Система, реализующая основные направления в социально-экономическом секторе развития региона.

Жилищно-коммунальные услуги являются составным элементом общей системы услуг, потребляемых населением.

Согласно государственному стандарту Российской Федерации, жилищно-коммунальные услуги - это «услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды»[1].

В западных странах предприятия коммунального хозяйства получили название public utilities, то есть общественно полезные предприятия.

Потребление жилищно-коммунальных услуг отличается продолжительностью и постоянством. Эти услуги являются основой, обеспечивающей удовлетворение многочисленных потребностей жизнеобеспечения людей.

Специфичность жилищно-коммунальных услуг заключается в том, что в отличие от большинства услуг, потребление которых носит эпизодический характер, потребление услуг жилищно-коммунального сектора, предоставляемых людям для обеспечения проживания (водоснабжение, электроэнергия, газификация, канализация) характеризуется постоянством.

Производству жилищно-коммунальных услуг обязательно предшествует социальный заказ, который может быть как в индивидуальной, коллективной или общественной формах.

Одним из значимых условий выхода жилищно-коммунального хозяйства России из затяжного кризиса является повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг. Именно поэтому анализ данных факторов как основных критериев эффективности жилищно-коммунальных услуг чрезвычайно актуален.

Проблема доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей особенно актуальна для регионов с низким уровнем социально-экономического развития и значительной дифференциацией доходов. В этих условиях сокращение уровня доступности услуг для низкодоходных групп населения России приводит к росту социальной напряженности и исключению представителей указанных социальных групп из потребления отдельных жилищно-коммунальных услуг, что в свою очередь несет угрозу жизни людей. От понимания составляющих компонентов и факторов социально-экономической доступности услуг ЖКХ зависит успешность разработки и реализации комплексных программ развития территорий и инфраструктуры.

Качество жилищно-коммунальных услуг также попадает в поле действия международных стандартов качества серии ИСО 9000.

Российское законодательство определяет доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса как «возможность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей»

[3].

В среднем по России качественные характеристики жилищного фонда России имеют невысокие показатели: только 73% жилищного фонда оборудовано доступом к центральному водоснабжению, 70% - центральным

газоснабжением, в 59% жилищного фонда доступно горячее водоснабжение

[4].

Ценовая доступность жилищных и коммунальных услуг находится под влиянием следующих факторов:

- цена услуги (тарифы);

- степень платежеспособности населения;

- эффективность государственной поддержки низкодоходных групп населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Однако не каждый потребитель способен оплатить такие услуги, а выбрать другого поставщика услуг, как правило, не представляется возможным, так как в российской практике поставщики коммунальных услуг, как правило являются монополистами.

В настоящее время наблюдаются тенденции повышения значимости саморегулирующей компоненты в функционировании предприятий жилищно-коммунального комплекса, чему способствуют ликвидация перекрестного субсидирования и снижение дотационности. Однако в этих условиях доступность жилищно-коммунальных услуг для населения снижается и не компенсируется ростом их качества. Проблема заключается в необходимости разработки и внедрения такого механизма, который бы способствовал нахождению компромисса между качеством и доступностью жилищно-коммунальных услуг, ориентируясь при этом на удовлетворение потребностей потребителей.

Использовать лишь бюджетные средства неэффективно и недостаточно, целесообразно привлекать в комплекс частные инвестиции, но они минимальны - всего 8% годового оборота предприятий коммунального комплекса.

В 2004 году было сформулировано одно из направлений экономических преобразований ЖКХ России. Основными формами договоров государственно-частного партнерства в сфере предоставления

жилищно-коммунальных услуг являются: сервисным контракт, договор на управление, договор аренды, концессионные соглашения [7].

Вышеперечисленные модели различаются между собой по распределению ответственности между органами публичной власти и бизнесом, что можно схематично представить на рисунке 1.

со

0

1

го |_

О

Л

Й О § °

к Ш

<и ю н о н и

т

Концессия

Договор аренды

Договор на управление

Сервисный контракт

Рис. 1. - Степень ответственности сторон соглашения государственно-частного партнерства в зависимости от вида договора[8].

Чтобы модель государственно-частного партнерства была реализована и состоялась, в коммунальной отрасли необходима, прежде всего, заинтересованность органов публичной власти соответствующего уровня и их готовность инициировать действия по созданию инвестиционной схемы и нормативной базы для привлечения потенциальных инвесторов. При наличии взаимопонимания публичной власти и частных инвесторов-операторов, а также при использовании опыта реализации соответствующих проектов, в том числе с привлечением квалифицированных консультантов, институт государственно-частного партнерства должен способствовать сохранению и увеличению темпов реабилитации, реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

В регионах постоянно растет потребность в модернизации социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры. При существующих бюджетных ограничениях привлечение частного капитала для

осуществления проектов, традиционно реализуемых государством, становится одним из важнейших приоритетов местных властей.

Министерство регионального развития обсуждает и дорабатывает законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в РФ». Частные инвесторы заинтересованы и готовы вкладываться, однако, их волнует законодательная сторона вопроса. Представители власти и бизнеса должны выступать как равноправные стороны. Государственно-частное партнерство отличается от закупок и предполагает более длительные сроки сотрудничества. В каждом отдельном взятом случае будет приниматься решение, как оформлять тот или иной проект, как партнерство или как закупку. В связи с более длительными сроками сотрудничества, не очень высокой нормой прибыли и длительными сроками окупаемости необходимо оценивать риски вложения средств с возможным привлечением независимых экспертных компаний.

Для реализации и решения общественно значимых задач федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы государственно-частное партнерство должно стать отлаженным механизмом долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях.

Литература:

1. ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.libt.ru/gost/ download/gost-r-51929-2002 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Ugaz C. A Public Goods Approach to Regulation of Utilities // Discussion Paper. 2001. № 9. Р. 3

3. Захарова Ж. А. Выбор критерия оценки доступности жилищно-коммунальных услуг для населения [Электронный ресурс] // Режим доступа: journal.vlsu.ru/index.php?id=182 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

4. Невинная И. Коммунальная гонка. Тарифы ЖКХ будут расти, опережая инфляцию, еще минимум три года [Текст] // Российская газета, 2008. - №8. - С.3

5. Башмаков И. А. Пороговые значения способности и готовности населения оплачивать ЖКУ [Текст] // Вопросы экономики, 2004. - №4. - С. 46

6. Дюжев Р.Н. Модели государственно-частного партнерства в ЖКХ [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.comhoz.ru/press_article8234/ 19.12.2009 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Разработан автором по: Скрипник О.Б. Любовь нечаянно нагрянет: роль государственно-частного партнерства в модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального сектор [Текст] // Российское предпринимательство, 2009.- № 5.- С.17

8. Kerf M., Irwin T. Consessions for infrastructure: a guide to their design and award [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.wbreports/request/adr3458807533.html: (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. англ.

9. Цветкова С.Н. Проблемы и перспективы реализации концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве региона [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №4 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/611 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Саркисян А. А. Аспекты функционирования и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства и его составных элементов [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №1 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/680 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.