Руткаускас Т.К.
доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковский и инвестиционный менеджмент» ФГАОУВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Россия, г. Екатеринбург
Валиев Ш.З.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление» ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Никитина О.М.
старший преподаватель кафедры «Банковский и инвестиционный менеджмент» ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Россия, г. Екатеринбург
Клименков Г.В.
кандидат технических наук, доцент, заведующий сектором региональной инновационной политики и развития Пермского филиала ФГБУН «Институт экономики УрО РАН», Россия, г. Пермь
УДК 338.2
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассмотрены особенности регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Раскрыто определение жилищных и коммунальных услуг в соответствии с российским законодательством, а также состав жилищных услуг. Оценена доля ЖКУ в структуре платных услуг населению. Согласно оценке доля ЖКУ в целом в структуре потребляемых платных услуг увеличилась: темпы роста тарифов на них в 2000-е годы превышали не только инфляцию, но и средние темпы роста потребительских цен на все платные услуги. Проанализирован индекс потребительских цен и динамика цен на отдельные виды жилищных услуг в Свердловской области.
Авторы приходят к заключению, что ни одна программа правительства не работает до конца, так как тарифы как росли, так и растут. C 2000 года россияне платят за ЖКУ в 13 раз больше по сравнению с 1991 годом, когда ЖКУ составляли лишь 4 %. Система тарифного регулирования в ЖКХ еще нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, индекс цен, жилищные услуги, коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения, тарифы и услуги.
SPECIFICS OF HOUSING SERVICES FORMATION
The article describes the features of the regulation of the market of housing services. Disclosure of certain housing and communal services in accordance with Russian legislation, as well as the composition of housing services. Estimated share of utility services in the paid services. It is estimated share of HUS generally consumed in the structure of paid services increased with growth rates for them in the 2000s. exceeded not only inflation but also the average growth rate of consumer prices for all paid services. Analyzed the consumer price index and the dynamics of prices for certain types of housing services in the Sverdlovsk region.
The authors conclude that none of the government's program does not work until the end, as the tariffs as growing and growing. Since 2000, the Russians pay for utility services in 13 times more than in 1991, when the HCS accounted for only 4 %. The system of tariff regulation in housing still needs to be improved to fully balance the interests of consumers and supplying the resources of the organization, as well as meet the investment needs of the industry.
Key words: housing and communal services, price index, housing services, utilities, maintenance and repair of the dwelling, rates and services.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) как отрасль перестала быть объектом наблюдений Росста-та с 2004 года, после перехода с Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). При этом ЖКХ, естественно, по-прежнему представляет собой важнейшую сферу экономики. До 2004 года отрасль подразделялась на жилищное и коммунальное хозяйство. В настоящее время это разделение также актуально.
Жилищное хозяйство (в ОКВЭД это часть раздела «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», часть раздела «Гостиницы и рестораны» и некоторые другие подразделы) включает в себя следующие виды жилищных услуг:
• предоставление жилой площади (в том числе услуги гостиниц (мотелей);
• капитальный ремонт жилых помещений;
• техническое обслуживание жилых помещений;
• вывоз мусора;
• лифтовое хозяйство.
Коммунальное хозяйство (в ОКВЭД это часть раздела «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и часть раздела «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг») включает в себя следующие виды коммунальных услуг:
• обеспечение электроэнергией;
• водоснабжение (в том числе горячее);
• газоснабжение;
• центральное отопление;
• канализация.
Подотрасли ЖКХ как 10 лет назад, так и сейчас имеют ряд присущих им по своей природе принципиальных особенностей, существенных для объяснения сложившейся ситуации. Так, основные виды услуг в сфере жилищного хозяйства имеют конкурентный характер, а коммунальные услуги относятся к сфере локальных естественных монополий.
В то время как в коммунальном хозяйстве высокая степень износа основных фондов непосредственно отрицательно влияет на объем выпуска, в жилищном хозяйстве при ухудшении состояния основных фондов может наблюдаться увеличение объема выпуска за счет увеличения объема капитального ремонта и услуг по техническому обслуживанию помещений.
Основная проблема, которая стоит в ЖКХ, - это рост тарифов, которые с каждым годом все растут и растут. Большая часть населения страны не в состоянии внести платежи на коммунальные услуги, так как суммы платежей превышают суммы доходов населения. Это влечет за собой большой долг граждан за коммунальные услуги, которые им предоставляет государство. Тем самым на сегодняшний день рост тарифов ЖКХ опережает инфляцию в этой отрасли.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ установлена плата за жилое помещение и коммунальные услуги, которые принято называть жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ). При анализе тарифов в сфере ЖКХ Росстат выделяет группы жилищных и коммунальных услуг.
Жилищные услуги - это работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно уборка подъезда, придомовой территории, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание и ремонт лифта, содержание мусоропровода, обслуживание, поверка общедомовых приборов учета (где установлены ОПУ), услуги управления или уполномоченного.
Коммунальные услуги - это горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) [1].
Структура платы за ЖКУ для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт;
- плату за коммунальные услуги;
- взнос на капитальный ремонт.
Для нанимателя жилого помещения, занима- плата за наем. Доля ЖКУ в структуре платных ющего его по договору найма (социального либо услуг населению за 2002-2012 годы представлена служебного), существует еще один вид платы - на рис. 1.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Рис. 1. Доля ЖКУ в структуре платных услуг населению за 2002-2012 гг., в руб. к итогу
Как видно из данных рис. 1, доля услуг второй группы - коммунальных услуг - в потребительской корзине населения существенно превышает долю услуг первой. Расходы на коммунальные услуги почти в четыре раза превышают расходы на жилищные. В то же время объемы оказанных коммунальных услуг в 2000-е годы возрастали относительно медленно. Так, в 2009 году их объем лишь на 6,4 % превышал уровень в 2001 году, а для жилищных услуг прирост составил 13,8 %. Но поскольку темпы роста цен на коммунальные услуги во второй половине 2000-х годов в среднем превышали темпы роста цен на жилищные услуги, их доля в структуре потребления платных услуг к концу десятилетия возросла. Особенно заметным и болезненным было ее увеличение в кризисном 2009 году. За данный год стоимость коммунальных услуг выросла на 23 % (при общем уровне инфляции в 8,8 %). В условиях экономического кризиса, роста безработицы и сокращения реальных доходов это стало довольно серьезным ударом для домашних хозяйств, особенно имеющих невысокий уровень доходов. Увеличилась и доля ЖКУ в целом в структуре потребляемых платных услуг: темпы роста тарифов на них в 2000-е годы превышали не только инфляцию, но и средние темпы роста потребительских цен на все платные услуги [5].
Цены и тарифы на платные услуги населению в 2012 году (декабрь 2012 г. к уровню декабря 2011 г.) повысились более значительно, чем в 2011 году (на 9,5 и 7,7 % соответственно). Ежемесячный прирост составил в среднем 0,8 % (в 2011 г. - 0,6 %). В 2012 году отмечался опережающий рост цен и тарифов на услуги по сравнению с ценами на потребительские товары на
2,9 % (в 2011 г. - на 1 %). Тарифы на ЖКУ увеличились в среднем на 11,7 %, при этом тарифы на жилищные услуги возросли на 12,2 %, коммунальные - на 11,5 %.
В 2013 году населению области, по оперативным данным, оказано платных услуг на сумму 246,0 млрд. руб. (103,7 % в сопоставимой оценке к уровню 2012 г.). Объем платных услуг в расчете на одного жителя области в январе - декабре 2013 года составил 4 749 руб. (в январе - декабре 2012 г. - 4 150 руб.). В 2013 году наблюдалась положительная динамика объема платных услуг населению (в сопоставимой оценке) по всем видам услуг. Цены и тарифы на платные услуги населению в 2013 году (декабрь 2013 г. к уровню декабря 2012 г.) повысились более значительно, чем в 2012 году (на 10,0 и 9,5 % соответственно). Ежемесячный прирост составил в среднем 0,9 % (в 2012 г. - 0,8 %).
Тарифы на ЖКУ увеличились в среднем на 13,4 %, при этом тарифы на коммунальные услуги возросли на 13,1 %, на жилищные - на 6,9 % [5]. Ценовая доступность жилищных и коммунальных услуг находится под влиянием следующих факторов:
• цены услуги (тарифы);
• степени платежеспособности населения;
• эффективности государственной поддержки низкодоходных групп населения при оплате ЖКУ.
На протяжении 1998-2001 годов цены на ЖКУ были фактически заморожены: темпы роста тарифов были ниже инфляции. С 2001 года коммунальные тарифы стали увеличиваться быстрыми темпами по всем регионам страны (эффект «отложенной инфляции»). Одновременно стал повышаться и уровень оплаты ЖКУ населением, что привело к ежегодному росту платежей на 30 %, а в некоторых регионах и на 50 %.
Учитывая состояние отрасли в ближайшем будущем, рост тарифов, по мнению экспертов, продолжится.
Таким образом, цены на жилищные и коммунальные услуги имеют устойчивую тенденцию роста, что создает существенную угрозу обеспечению доступности ЖКУ населению. Действие этого фактора смягчается в ситуации симметричного повышения доходов населения, повышения его платежеспособности.
Однако сегодня рост доходов населения отстает от роста тарифов на большинство потребительских товаров и услуг. Практически повсеместно за последние пять лет темп роста тарифов на все ЖКУ значительно превышает темп роста среднемесячной заработной платы.
Подробней остановимся на жилищных услугах. Согласно приказу Росстата от 26.06.2013 г. № 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг» жилищные услуги охватывают следующие виды услуг:
- предоставление нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
- содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет собственника жилищного фонда;
- ремонт и эксплуатация лифтов;
- эксплуатация и ремонт мусоропроводов;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- услуги по обмену и приватизации жилых помещений (услуги организаций, осуществляющих на договорной основе с гражданами сбор необходимых документов для обмена или приватизации их жилья);
- предоставление услуг внутридомового освещения мест общего пользования в жилых зданиях;
- уборка и санитарно-гигиеническая очистка внутриподъездных и придомовых территорий [3].
Среди расходов на жилищные услуги наиболее значительную роль для населения - если исходить из методологии расчета цен Росстата, основанной на анализе расходов населения, - играют расходы на содержание и ремонт жилого помещения, вес которых превышает вес всех остальных жилищных услуг, взятых вместе. Среди всех ЖКУ их доля (согласно методологии расчета индекса цен Росстата) составляет около 16 %. Доля остальных жилищных услуг сравнительно невелика.
Поэтому необходимо понимать, какими способами устанавливается плата за содержание и ремонт жилого помещения:
1) собственниками помещений на общем собрании;
2) органом местного самоуправления.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений, которое является органом управления многоквартирным домом, самостоятельно принимают решение о размере платы за жилое помещение. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, так как собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
В случае отсутствия решения собственников помещений по размеру платы за содержание и ремонт управляющая организация вправе начислять плату в соответствии с размером, установленным в конкретном муниципальном образовании органом местного самоуправления [2].
На рис. 2 представлена динамика тарифов на отдельные виды жилищных услуг в Свердловской области за период 2004-2013 годов.
Согласно данным рис. 2 темпы роста тарифов по всем основным видам жилищных услуг продемонстрировали незначительный рост до 2006 года, в 2007-2008 годах, ставших наиболее «спокойными» с точки зрения повышения стоимости ЖКУ, номинальные темпы прироста тарифов находились в диапазоне 10-20 %. В 2009-2013 годах темпы роста вновь приблизились к 20 % или даже превысили эту отметку. В последние четыре года медленнее других - не более чем на 15 % в год - возрастают тарифы на содержание и ремонт жилья [5].
Увеличение тарифов на жилищные услуги само по себе является существенным фактором «разгона» инфляции. Прямой вклад роста тарифов на жилищные услуги в потребительскую инфляцию в последние годы устойчиво составлял около 1,5 %. Таким образом, снижение темпа прироста цен в два раза позволит понизить общий уровень инфляции примерно на 0,7-0,8 %.
Необходимо также рассмотреть систему индексов цен, рассчитываемых органами государственной статистики, включающих в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ♦ Вывоз мусора, месяц с человека —■— Содержание, ремонт жилья (включая взнос на капитальный ремонт)
Рис. 2. Динамика тарифов на отдельные жилищные услуги в Свердловской области, руб.
Этот индекс рассчитывается по данным регистрации цен и тарифов на товары (услуги) - представители по выборочному кругу организаций всех типов и форм собственности.
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг
в ценах текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода. Расчет производится ежемесячно на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на товары и услуги в организациях розничной торговли и сферы услуг. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в потребительском секторе экономики (рис. 3).
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 в % к декабрю предыдущего года Рис. 3. Индексы потребительских цен на жилищные услуги в Уральском федеральном округе в 2002-2013 гг.
Рис. 3 наглядно показывает динамику изменения потребительских цен и тарифов на ЖКУ. Заметно, что потребительские цены и тарифы на жилищные услуги за последнее десятилетие неизменно росли, но в последние годы наметилось некоторое снижение темпа роста цен и тарифов. Например, в 2009 году цены по сравнению с 2008 годом выросли на 13,1 %, в то время как в 2013 году выросли всего на 11,2 % по сравнению с 2012 годом.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что ни одна программа правительства не работает до конца, так как тарифы как росли, так и растут. С 2000 года россияне платят за ЖКУ в 13 раз больше по сравнению с 1991 годом, когда ЖКУ составляли лишь 4 %. Федеральная служба государственной статистики России опубликовала данные о росте тарифов на услуги ЖКХ за 2013 год, который составил 15,0 %.
Рост индекса потребительских цен в России за 2012 год составил 6,6 %. Таким образом, темп роста тарифов ЖКХ в 2013 году опередил уровень инфляции в 1,5 раза. Стоимость жилищных услуг в России за 2013 год выросла в среднем на 6,9 %, рост цен на коммунальные услуги составил 15,0 %.
Чтобы заморозить рост тарифов ЖКХ, Фонд содействия реформированию ЖКХ предложил ряд мер в рамках Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы» [4].
Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних 13-ти лет, дали некие положительные результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного фонда РФ. Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. Наметился переход от системы экономного дотирования отрасли к оказанию адресной мотивированной помощи гражданам. Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Но при этом углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Система тарифного регулирования в ЖКХ еще нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ре-сурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.
Список литературы:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ, введен 01.03.2005 г. - М.: Ось-89, 2005. - 128 с.
2. Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность [Электрон-
ный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 // Консультант Плюс: Российское законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы [Электронный ресурс]: Федеральная целевая программа от 02.02.2010 г. № 102-р // Консультант Плюс: Российское законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг [Электронный ресурс]: приказ Росстата 26.06.2013 г. № 234 // Консультант Плюс: Российское законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Цифры и тарифы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/.
List of literature:
1. The Housing Code of the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2004 № 188-FZ introduced 01.03.2005. -M.: Os-89, 2005. - 128 pp.
2. Approval of the Rules of the content of the common property in the apartment house and the right to change the fees for the maintenance and repair of the dwelling in the case of provision of services and the performance of work under the management, maintenance and repair of common property in the apartment house of inadequate quality and (or) with intervals exceeding set duration [Electronic resource]: the decision of the Government of the Russian Federation of 13.08.2006, № 491 // Consultant Plus: Russian legislation. - Mode of access: http:// www.consultant.ru.
3. The comprehensive program of modernization and reform of housing and communal services for 2010-2020 [Electronic resource]: the Federal target program from 02.02.2010 № 102-r // Consultant Plus: Russian legislation. - Mode of access: http://www.consultant.ru.
4. Approval of the official statistical methodology to compile official statistics on the volume of paid services by type of service [Electronic resource]: the order of Rosstat 06.26.2013, № 234 // Consultant Plus: Russian legislation. - Mode of access: http://www.consultant.ru.
5. Numbers and rates [Electronic resource]. - Mode of access: http://sverdl.gks.ru/.