Научная статья на тему 'Экономическая культура в профессиональной подготовке студентов педвуза'

Экономическая культура в профессиональной подготовке студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic culture in Teachers High School students training

The article considered contents of notion «economic culture», revealled mechanisms of influence of economic culture at the social-economic life of society. There are chosen functions of the economic culture. Specific lines of teacher economic culture are shown. Criterions and factors for the evaluation of economic culture condition formation are designed.

Текст научной работы на тему «Экономическая культура в профессиональной подготовке студентов педвуза»

ний. Развитие способности наблюдать, сравнивать, сопоставлять, находить общее и различное.

6. Творческая работа учащихся - сочинение сказок, составление кроссвордов, разработка тестовых упражнений и рекламы, драматизация персонажей «образов воды», «водяные» маски, творческое шоу, посвященное воде, версии - расследования на предмет «исчезновения» веществ в воде и многое другое.

1 2

3

4

5

6

Социально-экономические условия в современной России претерпевают серьезные изменения. Происходит стремительный процесс преобразования производства, обмена, распределения и потребления, основанных на разных формах собственности. Создаются условия для развития творческих возможностей человека, его деловитости.

С другой стороны, часто закономерный интерес населения нашей страны к экономическим и социальным проблемам не находит опоры на собственные социально-экономические знания и культурные потребности.

Эта проблема тем более актуальна, что сами школьники и студенты ощущают недостаточность имеющихся экономических знаний.

Так, если в 1993 г. свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 40 % школьников старших классов, то в 1995-м их число возросло до 78 %. Вместе с тем 90 % старшеклассников, опрошенных в 1996 г., считали, что соблюдение морально-этических норм в рыночной экономике невозможно.

Эти цифры свидетельствуют о том, что если необходимость экономических знаний уже достаточно осознается населением, то значение экономической культуры недооценивается, а само понятие часто неверно истолковывается.

Определение экономической культуры как частного случая культуры вообще сосредотачи-

Мы считаем, что активное включение сенсорных систем в процесс познания младших школьников на уроках естествознания, концентрация внимания на объектах, наблюдение за процессами и явлениями природы с последующим обсуждением и осмыслением, использование ученического лабораторного эксперимента, несомненно, способствуют формированию целостного восприятия.

вается на убеждениях через воспитание. Это особенно важно в условиях педагогического вуза, так как студент - будущий учитель - является не только носителем культуры, но представляет собой пример для учеников.

Для того чтобы сформировать у подрастающего поколения культуру взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе, представления о самоменеджменте и коммуникативной культуре личности, зависимости продуктивности деятельности от культуры межличностных отношений, школьный учитель должен сам в полной мере обладать соответствующими знаниями и навыками.

Анализ работ психологов (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.) и некоторых уче-ных-педагогов, а также материалы, полученные в результате исследования, проведенного автором, показывают, что подрастающее поколение (старшеклассники и студенты педвуза) не обладает суммой знаний, необходимой для формирования экономической культуры.

Возникает парадоксальная ситуация: для успешного развития общества необходимо воспитание у его членов творческой активности, ответственности за принимаемые решения, способности к риску, уважения к деловым партнерам и других качеств, входящих в понятие «экономическая культура», но эта потребность недооце-

Литература

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. С. 49. Выготский Л,С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность. Доклад на XVIII Международном психологическом конгрессе. М., 1966. Зинченко В.П, Восприятие и действие // Сообщения I, II. Докл. АПН РСФСР. 1961. № 2, 5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988. С. 278.

Ахметова Л.В. Учебная программа «Мир и человек» в системе начального образования // Психологоантропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования. Томск, 1997. С. 4-12.

УДК 37.014.5

Г. П. Пилипенко

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 9 (25), Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НА УКИ

нивается программой обучения студентов в педвузах, сдерживается иесистематизированностью научно-методических разработок.

В своей исследовательской работе мы исходили из предположения, что экономическая культура студента педагогического вуза как сложный, интегративный, практико-ориентированяый, нравственно-экономический аспект личности может быть обеспечена, если экономическая культура становится профессиональной потребностью будущего учителя; содержание процесса формирования экономической культуры студентов педагогического вуза включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты; в процессе формирования экономической культуры используются как традиционные, так и специальные курсы, стимулирующие возможности передачи полученных студентами знаний, умений и навыков будущим ученикам.

Исходя из данного предположения нами были определены, в частности, следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, структуру и содержание понятия экономическая культура, проанализировать специфику исследуемого понятия применительно к профессиональным потребностям будущих учителей.

2. Смоделировать процесс формирования экономической культуры в условиях педагогического вуза и разработать критерии, показатели и уровни ее состояния у студентов.

3. Разработать содержание процесса формирования экономической культуры студентов педвуза, включающее интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты.

4. Определить педагогические условия успешного формирования экономической культуры студентов педагогического вуза.

В процессе нашего исследования была определена сущность и структура (интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты) понятия «экономическая культура» применительно к условиям высшего педагогического образования; смоделирован процесс формирования экономической культуры в условиях педагогического вуза и разработаны критерии, показатели и уровни оценки ее состояния у студентов; разработаны практические рекомендаций для формирования экономической культуры студентов педвуза как условия их профессиональной подготовки.

В результате сформулированы рабочие определения ключевых терминов и понятий.

Экономическая культура представляет собой совокупность интеллектуального, эмоционально-ценностного и практического компонентов, позволяющих личности самореализоваться в экономической деятельности и поведении, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогно-

зируемые социально-экономические условия с учетом морально-нравственных установок общества.

С целью выявления механизмов воздействия экономической культуры на социально-экономическую жизнь общества был выполнен анализ взаимодействия экономической культуры с политической, правовой, эстетической, нравственной и трудовой культурой. Было установлено, что, органично впитывая в себя ряд особенностей, характерных для других подсистем общей культуры, экономическая культура обладает рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание воспринимать и рассматривать ее как самостоятельное понятие.

Содержание данного понятия раскрывается через анализ функций экономической культуры. Выделены следующие функции: информационная, мировоззренческая и воспитательная, поскольку именно они отвечают за формирование личности, способной адаптироваться в определенных социально-экономических условиях и реализовать механизм функционирования рыночных отношений на цивилизованном уровне.

С целью определения сущности экономической культуры нами выделены следующие ключевые понятия: экономические знания, умения и качества личности, экономическое мышление, экономическая деятельность и экономическое поведение.

Было установлено, что экономическое мышление выступает как мотив соответствующего экономического поведения, которое, в свою очередь, реализуется через экономическую деятельность.

Нами проанализирована специфика понятия «экономическая культура» применительно к профессиональным потребностям будущих учителей. Установлено, что кроме компонентов, представленных в определении понятия, студенты должны усвоить методику формирования экономической культуры у школьников, уметь создавать условия, способствующие ее развитию.

Серьезным препятствием на пути развития экономической культуры будущих учителей является пассивность большинства студентов педвуза; их неумение включиться в экономическую деятельность, в анализ и оценку результатов труда; отсутствие опыта организации своих личных финансовых дел и др.

Анализ литературных данных позволил выделить следующие характерные черты состояния экономической культуры учителя:

- отсутствие понимания учителями необходимости экономического образования;

- неосведомленность педагогических работников о сущности этого вида образования;

- низкая экономическая культура учителей, преподающих основы экономики, и руководителей кружков во внешкольных учебных заведениях;

Критерии и показатели экономической культуры

Критерии Содержание

И нтеллекту альный Оценивался с помощью следующих показателей: усвоение необходимого минимума экономических знаний и умений; развитие экономического мышления; овладение необходимой совокупностью умений экономической деятельности; умение использовать экономические знания на практике; умение пользоваться специальной экономической литературой и работать со статистической информацией

Эмоционально-ценностный Социальная ответственность за результаты и последствия своего труда, коммуникабельность, адекватная самооценка, творческая инициатива, сформированность нравственно-волевых качеств, эстетическое отношение к деятельности

Практико-деятельностный Участие в экономической деятельности; умение обобщать случайные экономические явления, потребность в усовершенствовании процесса экономической деятельности в целях повышения ее эффективности; требовательность по отношению к себе и другим, готовность к принятию решения, умение обосновывать свою точку зрения

- неадекватность состояния экономической культуры учителей и студентов педвуза современным требованиям, предъявляемым обществом к учителю;

- в массе учителей нет понимания новой стратегии образования и роли экономической культуры в изменившихся социально-экономических условиях;

- отметим низкий уровень владения преподавателей и студентов экономическими знаниями и умениями;

- в педагогических вузах отсутствует целостная система формирования экономической культуры у студентов и подготовки их к осуществлению этого процесса в школе.

Для оценки состояния сформированное™ экономической культуры нами разработаны критерии и показатели (см. табл.).

Минимальный перечень понятий, которым (по нашему мнению) должен владеть будущий учитель в условиях рыночной экономики, включал около 500 наиболее распространенных терминов и понятий, выделенных из различных словарей и справочников (эталонный понятийный объем).

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что уровень экономических знаний,

умений, экономически значимых качеств личности у студентов находится на низком уровне. Мы связываем этот факт с тем, что в учебном плане отсутствует спецкурс, позволяющий студентам понять необходимость экономической культуры в их профессиональной деятельности, а также с низким уровнем участия студентов (7 %) и учителей (2 %) в экономической деятельности.

В итоге были выделены реальные перспективы формирования экономической культуры, опирающиеся на активную заинтересованность в данном процессе самих студентов и использование возможностей системы высшего педагогического образования.

Проведенное нами исследование охватывает конкретный круг проблем, связанных с формированием экономической культуры у студентов педвузов. На наш взгляд, целесообразно продолжить поиск возможностей, связанных с использованием межпредметных связей, педагогической практики студентов, а также овладением методикой экономического образования и воспитания школьников. Все это позволит обеспечить подготовку учащейся молодежи к интеграции в существующие и прогнозируемые условия, создаваемые в нашей стране.

Литература

1. Кулаков В. Рынок рабочей силы: основы теории, функционирования и прогнозирования // Экономист. 1992. № 3. С. 50-55.

2. Литвинова Н.П., Шереметова В.В. Маркетинг образовательных услуг. СПб., 1993.

3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М„ 1993.

4. Лихочев Е.А. Цены и налоги в переходный период: сущность и роль: Автореф. дис. ... канд. эконом, наук, М., 1995.

5. Лобанова Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии // Рос. эконом, журнал. 1992. № 3. С. 80-84.

6. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М., 1992.

7. Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения: Учеб. пос. М., 1996.

8. Социально-экономические проблемы профессионального образования, Екатеринбург, 1995.

9. Основы внешнеторговых знаний: Словарь-справочник / Под ред. С.И. Долгова. М„ 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.