ний. Развитие способности наблюдать, сравнивать, сопоставлять, находить общее и различное.
6. Творческая работа учащихся - сочинение сказок, составление кроссвордов, разработка тестовых упражнений и рекламы, драматизация персонажей «образов воды», «водяные» маски, творческое шоу, посвященное воде, версии - расследования на предмет «исчезновения» веществ в воде и многое другое.
1 2
3
4
5
6
Социально-экономические условия в современной России претерпевают серьезные изменения. Происходит стремительный процесс преобразования производства, обмена, распределения и потребления, основанных на разных формах собственности. Создаются условия для развития творческих возможностей человека, его деловитости.
С другой стороны, часто закономерный интерес населения нашей страны к экономическим и социальным проблемам не находит опоры на собственные социально-экономические знания и культурные потребности.
Эта проблема тем более актуальна, что сами школьники и студенты ощущают недостаточность имеющихся экономических знаний.
Так, если в 1993 г. свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 40 % школьников старших классов, то в 1995-м их число возросло до 78 %. Вместе с тем 90 % старшеклассников, опрошенных в 1996 г., считали, что соблюдение морально-этических норм в рыночной экономике невозможно.
Эти цифры свидетельствуют о том, что если необходимость экономических знаний уже достаточно осознается населением, то значение экономической культуры недооценивается, а само понятие часто неверно истолковывается.
Определение экономической культуры как частного случая культуры вообще сосредотачи-
Мы считаем, что активное включение сенсорных систем в процесс познания младших школьников на уроках естествознания, концентрация внимания на объектах, наблюдение за процессами и явлениями природы с последующим обсуждением и осмыслением, использование ученического лабораторного эксперимента, несомненно, способствуют формированию целостного восприятия.
вается на убеждениях через воспитание. Это особенно важно в условиях педагогического вуза, так как студент - будущий учитель - является не только носителем культуры, но представляет собой пример для учеников.
Для того чтобы сформировать у подрастающего поколения культуру взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе, представления о самоменеджменте и коммуникативной культуре личности, зависимости продуктивности деятельности от культуры межличностных отношений, школьный учитель должен сам в полной мере обладать соответствующими знаниями и навыками.
Анализ работ психологов (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.) и некоторых уче-ных-педагогов, а также материалы, полученные в результате исследования, проведенного автором, показывают, что подрастающее поколение (старшеклассники и студенты педвуза) не обладает суммой знаний, необходимой для формирования экономической культуры.
Возникает парадоксальная ситуация: для успешного развития общества необходимо воспитание у его членов творческой активности, ответственности за принимаемые решения, способности к риску, уважения к деловым партнерам и других качеств, входящих в понятие «экономическая культура», но эта потребность недооце-
Литература
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. С. 49. Выготский Л,С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность. Доклад на XVIII Международном психологическом конгрессе. М., 1966. Зинченко В.П, Восприятие и действие // Сообщения I, II. Докл. АПН РСФСР. 1961. № 2, 5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988. С. 278.
Ахметова Л.В. Учебная программа «Мир и человек» в системе начального образования // Психологоантропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования. Томск, 1997. С. 4-12.
УДК 37.014.5
Г. П. Пилипенко
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 9 (25), Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НА УКИ
нивается программой обучения студентов в педвузах, сдерживается иесистематизированностью научно-методических разработок.
В своей исследовательской работе мы исходили из предположения, что экономическая культура студента педагогического вуза как сложный, интегративный, практико-ориентированяый, нравственно-экономический аспект личности может быть обеспечена, если экономическая культура становится профессиональной потребностью будущего учителя; содержание процесса формирования экономической культуры студентов педагогического вуза включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты; в процессе формирования экономической культуры используются как традиционные, так и специальные курсы, стимулирующие возможности передачи полученных студентами знаний, умений и навыков будущим ученикам.
Исходя из данного предположения нами были определены, в частности, следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру и содержание понятия экономическая культура, проанализировать специфику исследуемого понятия применительно к профессиональным потребностям будущих учителей.
2. Смоделировать процесс формирования экономической культуры в условиях педагогического вуза и разработать критерии, показатели и уровни ее состояния у студентов.
3. Разработать содержание процесса формирования экономической культуры студентов педвуза, включающее интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты.
4. Определить педагогические условия успешного формирования экономической культуры студентов педагогического вуза.
В процессе нашего исследования была определена сущность и структура (интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты) понятия «экономическая культура» применительно к условиям высшего педагогического образования; смоделирован процесс формирования экономической культуры в условиях педагогического вуза и разработаны критерии, показатели и уровни оценки ее состояния у студентов; разработаны практические рекомендаций для формирования экономической культуры студентов педвуза как условия их профессиональной подготовки.
В результате сформулированы рабочие определения ключевых терминов и понятий.
Экономическая культура представляет собой совокупность интеллектуального, эмоционально-ценностного и практического компонентов, позволяющих личности самореализоваться в экономической деятельности и поведении, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогно-
зируемые социально-экономические условия с учетом морально-нравственных установок общества.
С целью выявления механизмов воздействия экономической культуры на социально-экономическую жизнь общества был выполнен анализ взаимодействия экономической культуры с политической, правовой, эстетической, нравственной и трудовой культурой. Было установлено, что, органично впитывая в себя ряд особенностей, характерных для других подсистем общей культуры, экономическая культура обладает рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание воспринимать и рассматривать ее как самостоятельное понятие.
Содержание данного понятия раскрывается через анализ функций экономической культуры. Выделены следующие функции: информационная, мировоззренческая и воспитательная, поскольку именно они отвечают за формирование личности, способной адаптироваться в определенных социально-экономических условиях и реализовать механизм функционирования рыночных отношений на цивилизованном уровне.
С целью определения сущности экономической культуры нами выделены следующие ключевые понятия: экономические знания, умения и качества личности, экономическое мышление, экономическая деятельность и экономическое поведение.
Было установлено, что экономическое мышление выступает как мотив соответствующего экономического поведения, которое, в свою очередь, реализуется через экономическую деятельность.
Нами проанализирована специфика понятия «экономическая культура» применительно к профессиональным потребностям будущих учителей. Установлено, что кроме компонентов, представленных в определении понятия, студенты должны усвоить методику формирования экономической культуры у школьников, уметь создавать условия, способствующие ее развитию.
Серьезным препятствием на пути развития экономической культуры будущих учителей является пассивность большинства студентов педвуза; их неумение включиться в экономическую деятельность, в анализ и оценку результатов труда; отсутствие опыта организации своих личных финансовых дел и др.
Анализ литературных данных позволил выделить следующие характерные черты состояния экономической культуры учителя:
- отсутствие понимания учителями необходимости экономического образования;
- неосведомленность педагогических работников о сущности этого вида образования;
- низкая экономическая культура учителей, преподающих основы экономики, и руководителей кружков во внешкольных учебных заведениях;
Критерии и показатели экономической культуры
Критерии Содержание
И нтеллекту альный Оценивался с помощью следующих показателей: усвоение необходимого минимума экономических знаний и умений; развитие экономического мышления; овладение необходимой совокупностью умений экономической деятельности; умение использовать экономические знания на практике; умение пользоваться специальной экономической литературой и работать со статистической информацией
Эмоционально-ценностный Социальная ответственность за результаты и последствия своего труда, коммуникабельность, адекватная самооценка, творческая инициатива, сформированность нравственно-волевых качеств, эстетическое отношение к деятельности
Практико-деятельностный Участие в экономической деятельности; умение обобщать случайные экономические явления, потребность в усовершенствовании процесса экономической деятельности в целях повышения ее эффективности; требовательность по отношению к себе и другим, готовность к принятию решения, умение обосновывать свою точку зрения
- неадекватность состояния экономической культуры учителей и студентов педвуза современным требованиям, предъявляемым обществом к учителю;
- в массе учителей нет понимания новой стратегии образования и роли экономической культуры в изменившихся социально-экономических условиях;
- отметим низкий уровень владения преподавателей и студентов экономическими знаниями и умениями;
- в педагогических вузах отсутствует целостная система формирования экономической культуры у студентов и подготовки их к осуществлению этого процесса в школе.
Для оценки состояния сформированное™ экономической культуры нами разработаны критерии и показатели (см. табл.).
Минимальный перечень понятий, которым (по нашему мнению) должен владеть будущий учитель в условиях рыночной экономики, включал около 500 наиболее распространенных терминов и понятий, выделенных из различных словарей и справочников (эталонный понятийный объем).
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что уровень экономических знаний,
умений, экономически значимых качеств личности у студентов находится на низком уровне. Мы связываем этот факт с тем, что в учебном плане отсутствует спецкурс, позволяющий студентам понять необходимость экономической культуры в их профессиональной деятельности, а также с низким уровнем участия студентов (7 %) и учителей (2 %) в экономической деятельности.
В итоге были выделены реальные перспективы формирования экономической культуры, опирающиеся на активную заинтересованность в данном процессе самих студентов и использование возможностей системы высшего педагогического образования.
Проведенное нами исследование охватывает конкретный круг проблем, связанных с формированием экономической культуры у студентов педвузов. На наш взгляд, целесообразно продолжить поиск возможностей, связанных с использованием межпредметных связей, педагогической практики студентов, а также овладением методикой экономического образования и воспитания школьников. Все это позволит обеспечить подготовку учащейся молодежи к интеграции в существующие и прогнозируемые условия, создаваемые в нашей стране.
Литература
1. Кулаков В. Рынок рабочей силы: основы теории, функционирования и прогнозирования // Экономист. 1992. № 3. С. 50-55.
2. Литвинова Н.П., Шереметова В.В. Маркетинг образовательных услуг. СПб., 1993.
3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М„ 1993.
4. Лихочев Е.А. Цены и налоги в переходный период: сущность и роль: Автореф. дис. ... канд. эконом, наук, М., 1995.
5. Лобанова Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии // Рос. эконом, журнал. 1992. № 3. С. 80-84.
6. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М., 1992.
7. Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения: Учеб. пос. М., 1996.
8. Социально-экономические проблемы профессионального образования, Екатеринбург, 1995.
9. Основы внешнеторговых знаний: Словарь-справочник / Под ред. С.И. Долгова. М„ 1990.