Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного образования'

Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3277
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илларионова Людмила Петровна

Автор рассматривает в рамках культурологического подхода духовно-нравственнную культуру учителя как часть его общей культуры, дает ее структурные компоненты, уровни сформированности. Данный процесс представлен в системе непрерывного педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL - MORAL CULTURE OF THE TEACHER IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

In the article the modern textbooks on social pedagogics of the various authors are analyzed and critically estimated. The author presents a comparative analysis of conceptual and terminological aspects of social pedagogics in the works of V.G Bocharov, А.V.Mudrik, А.I.Khodakov, N.М.Platonov etc.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного образования»

2. Карагодныа, И. Л. Транспортный шум в современном городе / И.Л. Караго-дина, С.А. Солдаткина // Природа. - 1975. - № 3. - С. 30.

3. Черноушек, М. Психология жизненной среды / М. Черноушек.-М., 1989. -С. 54, 85, 89.

УДК 371

Л. П. Илларионова

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перестройка общественной жизни, повлекшая за собой не только углубление нравственного кризиса, но и конфликтность, агрессивность, духовную пустоту (особенно в подростково-молодежной среде), обострила проблемы духовно-нравственного развития личности. Актуализация этой проблемы обусловливается рядом причин, связанных с социально-экономическими особенностями переживаемого момента. Это и рост преступности (в том числе и детской), усиление криминогенности общества, открытая экспансия западной массовой культуры, усиление культа жестокости и насилия, которые влекут за собой девальвацию духовных и нравственных основ жизни человека. Все это приводит к духовной деградации учащейся молодежи, обеднению эмоционального мира, дегуманизации поведения.

Становится очевидным, что для выхода современного общества из затянувшегося кризиса необходимо возрождение духовного и нравственного начал в педагогическом процессе школы. В решении этой проблемы ведущую роль играет учитель. Именно от него зависит, какое миропонимание будет формироваться у школьников, какие нравственные ценности будут они усваивать, каким будет их духовный мир. Вот почему важное место в системе профессиональной подготовки учителя занимает формирование его духовно-нравственной культуры, готовности к воспитанию этих качеств у молодого поколения,

В современный период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связываются с культурой. Ее высокий уровень является необходимым условием эффективности любого труда, тем более педагогического, социономичного по своему характеру. Духовно-нравственная культура учителя в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.

Как показывает практика, педагогические вузы, готовящие учителей школ, ограничиваются, в основном, вооружением студентов профессиональными знаниями, умениями и, как правило, почти не уделяют должного внимания формированию личностных профессионально значимых качеств учителя. Так, например, в ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что почти 47% студентов педвузов учатся без интереса и не связывают свою будущую профессиональную деятельность с работой учителя. У 43% опрошенных студентов отсутствует духовный идеал, а знания и представления о

внутреннем мире человека, его ценностях, принципах, идеалах весьма относительны. Ответы на вопросы, связанные с жизненными планами, перспективами, целями показали, что такие важные аспекты человеческий жизнедеятельности, как труц, желание достичь профессионального совершенства, стремление к познанию, не достаточно значимы для будущего учителя. Такое состояние объясняется еще и тем, что школа на современном этапе превращается, преимущественно, в институт передачи знаний молодому поколению, а проблемы воспитания потеряли свое приоритетное значение в школьной практике.

Результаты психолого-педагогических и социологических исследований показывают, что, оставаясь в целом верными гуманистическим представлениям о высоких благородных качествах, которыми должна обладать личность, будущие учителя недооценивают важность духовно-нравственных приоритетов, ценностей, ориентиров для формирующейся личности. Причины недостаточной подготовленности учителя к профессиональной деятельности, воспитательной работе, его низкого культурного уровня кроются, на наш взгляд, не только в неразработанности системы профессиональной подготовки будущих учителей, но и в отсутствии единства и преемственности между звеньями непрерывного педагогического образования, слабом использовании воспитательного потенциала деятельности преподавателей педвуза.

Несмотря на многоплановые исследования, проведенные в данной области, изучение проблемы духовно-нравственной культуры учителя не может быть признано исчерпывающим и требует своей дальнейшей разработки. Анализ научной литературы показывает, что в педагогической теории и практике понятия “нравственное” и “духовное” не всегда дифференцируются, поэтому отсутствуют четкие, конкретные требования к уровню духовнонравственной культуры учащегося.

В последнее десятилетие в содержании образования (как школьного, так и специального педагогического) наметился определенный уклон в сферу гуманитарных дисциплин, однако этого недостаточно, и профессиональная подготовка учителя не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной культуры учителя и его готовности к воспитательной работе с детьми. Сложилось несоответствие между декларируемыми в государственных образовательных документах требованиями к формированию учителя с высоким уровнем духовно-нравственной культуры и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике. Отсюда и невозможность осуществления систематической воспитательной работы в рамках педагогического вуза, где приоритет отдается образовательному процессу, ориентированному на интеллектуальное развитие личности учителя.

В современном научном знании феномен культуры рассматривается в разных аспектах: в философско-антропологическом - как выражение человеческой природы, формирующей культуру; в деятельностном, раскрывающем механизм зарождения и развития культуры; социологическом, определяющем культуру в сопоставлении ее с человеком, природой, обществом. С точки зрения системно-целостного и деятельностного подходов культура рассматривается как продукт общества, важнейший аспект общественной жизни, который обеспечивает накопление и передачу ценностей последую-

щим поколениям. Возникнув в процессе практически преобразующей деятельности человека, культура способна вбирать в себя и накапливать общечеловеческий опыт.

При всем многообразии трактовок феномена культуры можно выделить общие позиции: культура является способом и результатом человеческой деятельности, поскольку главным источником ее развития является созидательная общественная деятельность человека; она представляет собой сложное, многофункциональное социальное явление и оказывает существенное влияние на общественное производство, отношения, формирование личности. Сущностью культуры является гуманистическая, общечеловеческая направленность на общественные ценности, усваиваемые личностью в процессе ее социализации.

Таким образом, культура рассматривается как обусловленная способом материального производства активная творческая деятельность людей по освоению окружающего мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные ценности и нормы. Данный подход к пониманию феномена культуры обосновывает деятельностную сущность культуры и конкретизирует представление о человеке как субъекте культуры. Процесс развитая личности обусловливается общественно преобразующей деятельностью, в которую она включена. Деятельность человека, таким образом, выступает тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности. Этим и обеспечивается реализация деятельностного подхода к процессу формирования культуры личности.

Следовательно, под культурой личности понимается высокая степень развитости “сущностных сил” человека и способов их реализации в творческой деятельности по созданию и потреблению материальных и духовных ценностей. В процессе и результатах практической преобразующей деятельности человека раскрывается единство противоположностей феномена культуры: опредмечивание “сущностных сил” человека и его деятельности в продуктах этой деятельности и распредмечивание, т.е. освоение воплощенных в ценностях культуры “сущностных сил” и их превращение в социально значимые качества для субъекта. Поэтому культура личности представляет собой уровень знаний, развития духовных сил личности, ее активную позицию, способность к преобразованию себя и окружающего мира. Культура личности — комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций), которые позволяют человеку жить в гармонии с природой, обществом и самим собой. Не только социальная среда и объективные обстоятельства формируют личность, но и сам человек, изменяя среду, условия своего существования, изменяется и развивается. Это означает, что формирование культуры личности - процесс управляемый, обусловленный конкретными профессиональными и социальными требованиями общества.

Поскольку культура представляет собой совокупность способов творческой деятельности человека в области материального и духовного, а также результат этой деятельности, духовная культура личности - это отражение культуры общества. Духовная культура является интегральным показателем воплощения в жизни общества принципов гуманизма как основной, социально-нравственной ценности.

Человек, как субъект и объект духовной культуры, в своих интересах, ценностях, ориентирах, потребностях и поступках отражает уровень духовной культуры общества, в котором он живет. В то же время приобщение личности к духовной культуре общества развивает ее духовные потребности, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические интересы, отражает внутреннее богатство, степень духовной зрелости, т.е. тот уровень проявления духовных качеств личности, который принято называть духовностью.

Мы понимаем под духовностью степень усвоенности личностью духовных ценностей и свойство развитого сознания человека, раскрывающие его интеллектуальный, творческий и этический потенциалы. Основой духовности человека является мировоззрение, так как оно осуществляет оценку, отбор социокультурного материала и его перевод в духовный опыт личности, ориентацию созидательной деятельности на определенные идеалы. Приобщаясь к духовной культуре общества, человек усваивает общечеловеческое и конкретно-историческое содержание духовных ценностей, мировоззренческих идей. С учетом этого он формирует свою собственную систему ценностей, идеалов, взглядов, принципов, норм, убеждений, в которую вписываются результаты его жизненного опыта, отношений, переживаний, общения и деятельности. Именно так духовная культура общества, усваиваемая человеком, формирует духовный мир личности, ее лучшие человеческие качества, определяемые общественными, идеологическими и духовными ценностями.

Духовность личности выражается в культурных потребностях, в расширении их сферы, формировании новых духовных запросов. Культурные потребности выступают, с одной стороны, в качестве продукта духовного развития личности, а с другой - в форме интеллектуальных притязаний личности, побуждающих ее к творческой созидательной деятельности. Являясь стержневым качеством личности, духовность отражает нравственные, идеологические, интеллектуальные, эстетические интересы, ценности, убеждения, в которых выражены потребности личности как субъекта культуры и как участника социальной и культурной общности.

Следовательно, можно сделать вывод, что духовная культура личности включает наличие определенного объема знаний и культурной информации, систему духовных потребностей, развитое сознание, ориентированное на постоянный контакт с духовными ценностями, и потребность в созидательно-творческой деятельности на основе приобретенных духовных ценностей.

Являясь понятием исторически конкретным, нравственная культура отражает уровень достигнутых в обществе моральных отношений, их гуманистическую сущность. Общество заинтересовано в том, чтобы личность усваивала нормы, принципы, правила морали, принятые на конкретном историческом этапе его развития. Этот процесс побуждает общество к деятельности, направленной на обеспечение соответствующих условий для восприятия личностью социальных моральных норм. В связи с этим обществом организовывается, контролируется и координируется целенаправленная систематическая деятельность по формированию нравственного сознания, убеждений, поведения личности. Таким образом, с точки зрения соци-

ологическош подхода, нравственная культура личности понимается как результат прямой экстраполяции общественных интересов на человека.

Поскольку культура личности представляет собой показатель освоения человеком материальных и духовных ценностей, накопленных обществом, а также способов и форм их производства, под нравственной культурой личности мы понимаем степень освоения прогрессивных моральных ценностей и овладения навыками их реализации в практике. Нравственная культура человека накладывает отпечаток на все стороны его духовной жизни: она организует весь арсенал его духовных ценностей, программу действий и линию поведения, мотивирует его поступки, придавая им общественно полезный смысл.

Духовная культура, приобщая личность к общечеловеческим ценностям, формирует не только ее духовный мир, но и систему взглядов, ориентаций, духовных потребностей, отражающих моральную сторону жизнедеятельности общественного человека. Нравственные качества являются важным показателем духовности человека, ибо только благодаря им знания и умения личности становятся социально весомыми, общественно значимыми и полезными, так как их реализация в практике обусловливается нормами общественной морали.

Следовательно, нравственная культура личности обусловливается ее духовной культурой, системой усвоенных ею общечеловеческих норм, идеалов, ценностей и в то же время является важнейшим показателем и проявлением духовности личности. Уровень духовной культуры опосредуется не только знаниями и умениями личности, но и мотивацией, уровнем жизненных притязаний и приоритетов. Поскольку этот процесс полностью зависит от нравственного сознания личности, ее совести, чувства долга и моральной ответственности, то можно признать, что нравственная и духовная культура личности - явление целостное, представляющее собой органический синтез высоких нравственных качеств и духовного потенциала личности. Нравственная культура определяет согласованность всех сторон жизнедеятельности личности, всех элементов, характеризующих духовный мир и моральный облик личности.

Являясь продуктом социального развития, личность аккумулирует в своих нравственных качествах достигнутый обществом уровень духовной и моральной культуры и воплощает в своем поведении требования и нормы, принятые в обществе. На основании чего мы заключаем, что духовно-нравственная культура учителя представляет собой результат овладения им общечеловеческими духовными ценностями, нормами моральной культуры общества, требованиями профессиональной этики, в результате чего формируется его “Я”-концепция в культуре.

Духовно-нравственная культура учителя, рассматриваемая нами как часть его общей культуры, отражает высокий уровень развитости педагогического сознания, духовного облика, нравственных качеств личности. Это - системное образование, качественное содержание которого определяется особенностями и содержанием его профессиональной деятельности. Духовнонравственная культура учителя выражается не только в специфике его профессиональной деятельности, многогранности социальных связей и отношений, но и в согласованном взаимодействии, взаимопроникнове-

нии профессиональных характеристик, личностных качеств, которые проявляются в постоянном стремлении преломлять профессиональную деятельность через призму высокой нравственности и общечеловеческих духовных ценностей.

Мы рассматриваем духовно-нравственную культуру учителя как сложное интегрированное качество личности, содержащее смысложизненный профессионально значимый идеал, в соответствии с которым выстраивается иерархия ценностей, детерминирующая систему отношений как в профессиональной деятельности, так и в окружающем его мире.

Изучение научно-педагогической литературы дает нам основание утверждать, что, являясь частью общей культуры, духовно-нравственная культура учителя охватывает органично взаимосвязанные потенциалы личности: интеллектуальный, эмоционально-чувственный и деятельностный. Интеллектуальный потенциал формируется в процессе направленной познавательной деятельности личности, охватывающей такие аспекты, как: а) комплексное овладение философскими, этическими, психологическими, педагогическими знаниями в их синкретическом единстве, на основании чего формируется система ценностных ориентаций; б) приобщение к произведениям мирового искусства в единстве их содержания и формы, понимание их специфических выразительных средств, интерпретации их применительно к педагогической деятельности.

Эмоционально-чувственный потенциал отражает внутренний духовный мир личности, ее нравственные и духовные ценности, взгляды, представления, вкусы, предпочтения.

Деятельностный компонент характеризует поведенческий результат, уровень креативности и профессиональной компетенции учителя.

Являясь интегральным образованием, качественно характеризующим все сферы сознания личности, все виды жизнедеятельности и все способы творческого самоутверждения учителя, духовно-нравственная культура представляет собой целостное системное образование в совокупности следующих структурных компонентов: духовно-нравственного мышления, эмоциональной культуры и системы нравственных убеждений, составляющих блок компонентов духовно-нравственного сознания. Высшим уровнем духовно-нравственной культуры учителя является выработанная, сформированная воспитанием и образованием, самосовершенствованием и самообразованием способность и готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой ценностных ориентаций, обще-ственно-принятых норм, идеалов, требований профессионального долга и ответственности за результаты своего труда. Следовательно, в структуру духовно-нравственной культуры учителя мы включаем деятельностно-практический блок компонентов, отражающий культуру нравственного поведения и деятельности учителя.

Духовно-нравственная культура учителя, таким образом, представляет собой сложноструктурированное, многогранное образование, сформирован-ностъ которого мы представляем в четырех уровнях: элементарном, допустимом, оптимальном и гармоничном. Каждый из данных уровней мы рассматриваем в гностическом, чувственном и поведенческом аспектах.

Гностический аспект отражает уровень осознанности категорий общественной морали, потребность в духовном совершенствовании, ориентирующие учителя на поиск способов духовно-нравственного развития, расширение его культурного и профессионального кругозора.

Чувственный - уровень эмоциональной культуры, отражающий способность к сопереживанию, душевности, искренности и бескорыстию в отношениях с окружающими людьми. Практический аспект отражает воплощение внутренне принятых духовных ценностей, моральных принципов и норм во внешнем проявлении - поступках, поведении, профессиональной деятельности.

Под духовно-нравственной культурой учащегося мы понимаем такое состояние нравственно-волевой сферы личности, которая характеризуется комплексом эмоционально пережитых знаний, чувств, убеждений, а также сформированных навыков поведения, соответствующих общественно значимым целям, идеалам, нормам, духовным ценностям. На основании чего определяем следующие компоненты духовно-нравственной культуры учащегося: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и поведенческий.

Когнитивный отражает уровень осмысления и осознания школьником нравственных категорий, систему взглядов учащегося на окружающий мир (его представления, понятия, взгляды), знания норм общественной морали, принципов и правил поведения в обществе. Мотивационно-ценностный компонент - систему доминирующих нравственных потребностей, мотивов деятельности и поведения, систему ценностей и ценностных ориентации личности. Эмоционально-волевой определяет уровень развития чувственной сферы, эмпатии. Поведенческий — степень сформированное™ и устойчивости нравственных умений, привычек, поступков, определяющих линию поведения школьника.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют нам сделать выводы о том, что в исходном состоянии у стуцентов педвузов сформирован-ность духовно-нравственной культуры представлена преимущественно элементарным и допустимым уровнями, курс обучения и специфика вуза не имеют существенного значения для формирования искомого качества.

Изучение духовно-нравственной культуры учителей-практиков показало, что коэффициент корреляции между уровнем духовно-нравственной культуры учителя и стажем его работы равен + 0,216, что говорит о слабо выраженной, но имеющейся связи между этими переменными. Методом математической статистики мы установили прямую зависимость между духовно-нравственной культурой учителя и уровнем нравственной воспитанности учащихся (коэффициент корреляции равен + 0,672).

Констатирующий этап эксперимента показал также наличие определенного числа учащихся и учителей-практиков с гармоничным уровнем духов-но-нравственной культуры, тогда как среди студентов педвузов гармоничный уровень исследуемого качества отсутствует. Следовательно, на этапе вузовской подготовки учителя необходима специальная работа, ориентированная на формирование его духовно-нравственной культуры. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментатьной работы привели нас к предположению о том, что именно в системе непрерывного педагогическо-

го образования обеспечивается преемственность и последовательность в формировании духовно-нравственной культуры учителя.

В отечественной педагогике сформулированы основные принципы профессиональной подготовки учителя, важнейшими из которых являются: а) непрерывность педагогического образования, сочетающая единство трех этапов - допрофессиональной подготовки, базового профессионального образования и послевузовское профессиональное совершенствование; б) единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития учителя в условиях гуманитаризации педагогического образования; в) опережающий характер развития педагогического образования; г) гуманизация и демократизация педагогического образования, предполагающая развитие инициативы и творчества участников педагогического процесса; д) ориентация на творческую деятельность каждого учителя посредством обеспечения дифференцированного и индивидуально-творческого подхода к его подготовке.

Данные принципы обусловили теоретико-методологические позиции разработки концепции педагогического образования, наиболее полно и глубоко отраженные в трудах В. А. Сластенина. Среди ведущих называется системный подход, обеспечивающий максимальную активность всех основных структурных компонентов личности учителя в их единстве и целостности, культурологический, создающий, по мнению ученого, предпосылки для самоопределения личности студента в культуре. Культурологический подход к отбору содержания высшего педагогического образования обеспечивает возможность формирования у будущих учителей ценностей культуры, искусства, морали. Данная установка на содержание педагогического образования в многообразном и всестороннем контексте педагогической деятельности воплощает идеал высокой духовной культуры учителя. Обращенность к культурологическому подходу в подготовке учителя служит содержательным ориентиром в разработке модели формирования духовно-нрав-ственной культуры учителя.

Одной из ключевых особенностей структурирования процесса формирования профессиональной культуры учителя является построение его на основе личностно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В работах основателей этих подходов (О. А. Абдуллина, С. И. Архангельский, М. М. Левина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) в качестве единицы педагогического действия рассматривается педагогическая задача, решение которой реализуется в форме практически преобразовательного акта — поступке. Формирование педагогической культуры, таким образом, основывается на воспроизведении деятельности будущего учителя, посредством которой он присваивает исторически сформировавшиеся духовные потребности, общечеловеческие ценности, необходимые для формирования профессионального облика учителя и включения его в реальную профессиональную деятельность. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке учителя позволяет рассматривать взаимодействие различных гуманитарных систем, включенных в процесс образования. Результатом этой подготовки является такой уровень культуры учителя, при котором те или иные формы из внешних регуляторов поведения превращаются во внутренние потребности, объективные (общечелове-

ческие) требования и индивидуальные ориентации личности гармонично сочетаются в деятельности и поведении. С этих позиций мы подходили к разработке содержания опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры учителя.

Формирование духовно-нравственной культуры учителя - сложный, многофакторный и противоречивый процесс, поэтому его нецелесообразно ограничивать рамками вузовской подготовки учителя. Необходимо задействовать все звенья профессиональной педагогической подготовки: довузовский этап, вузовский период и послевузовское совершенствование учителя в условиях профессионально-педагогической деятельности учителя.

С позиций системного подхода к изучению непрерывного педагогического образования можно выделить основные его характеристики: а) оно рассматривается как комплекс взаимосвязанных и динамично развивающихся функционирующих компонентов, обеспечивающих и обратную связь; б) все элементы рассматриваемой системы исследуются как отдельные подсисе-мы, каждая из которых имеет собственные элементы и подсистемы; в) непрерывное педагогическое образование представляет собой подсистему более высокого порядка системы; г) оно может рассматриваться и в единстве с внешней средой как системой высшего порядка, обусловливающей и направляющей ее развитие, а также как поступательное позитивное движение, определяющее стратегию и направленность формирования личности в ней.

Главный принцип непрерывного педагогического образования - это преемственный характер подготовки на всех его этапах, который является механизмом, обеспечивающим функционирование каждого последующего этапа подготовки на содержании предыдущего. Преемственность общепедагогической подготовки учителя, таким образом, является необходимым условием эффективного функционирования всех этапов педагогического образования: довузовского, базового профессионального и последующего профессионального совершенствования. Непрерывное педагогическое образование выступает не только средством, но и целью самосовершенствования учителя: преобразования себя, совершенствования собственного духовного и нравственного облика для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности.

Довузовский этап непрерывного педагогического образования учителя главной своей целью ставит формирование основ духовно-нравственной культуры будущего учителя. Особенности этого периода подготовки будущего учителя обусловлены его основными задачами: а) обеспечение осознанного выбора учительской профессии на основании позитивной мотивации и моральной обоснованности выбора; б) формирование устойчивых профессиональных интересов и намерений, педагогической направленности мышления учащихся; в) диагностика и развитие склонностей и способностей учащихся к профессии учителя. В связи с чем нам необходимо было:

1) определить возможности учебных дисциплин и сориентировать их преподавание на формирование духовно-нравственной культуры школьников;

2) дополнить теоретико-практическую подготовку учащихся педагогических классов курсами профессионально педагогической направленности;

3) скоординировать учебно-воспитательную работу школы и педвуза в рам-

ках научно-учебного методического комплекса (НУМК) по формированию основ духовно-нравственной культуры учащихся.

Работа по формированию основ духовно-нравственной культуры буду* щего учителя осуществлялась в рамках педагогических классов, организованных на базе школ г. Алматы. При отборе содержания образования в педагогических классах большое внимание уделялось общекультурной и гуманитарной направленности. В учебный план были включены следующие дисциплины: основы педагогики, основы психологии, риторика, этика, основы имиджмента, основы этической культуры, мировая художественная культура и др.

В педагогических классах работали учителя-профессионалы в тесном сотрудничестве с преподавателями педвуза (в рамках работы НУМК), к работе привлекались специалисты из разных областей знания. Широко практиковалась совместная работа как учащихся между собой, так и учителя с учащимися (разработка авторских и индивидуальных программ, творческих проектов, экспериментальная, исследовательская работа, шефская и пр.).

Особое внимание уделялось использованию технологий коллективной творческой деятельности: дидактические и деловые игры, дискуссии, конкурсы, инсценировки, анализ и решение педагогических ситуаций, общественные смотры знаний, самоанализ, самооценка и взаимооценка деятельности, наблюдение за работой учителей-мастеров и т.д. Учащиеся педагогических классов активно участвовали в педагогической деятельности: каждый из них шефствовал над каким-либо младшим классом, регулярно посещались подшефные детские сады с целью оказания помощи воспитателям (игры с детьми, воспитательные и учебные занятия и пр.).

Большую роль в духовно-нравственном воспитании школьников играла этизация всей образовательной среды, в которой приоритетными были следующие направления: а) нравственное просвещение (знакомство с существующими общественно значимыми духовными и нравственными ценностями, требованиями, нормами, идеалами); б) этическое образование (знание общих категорий этики, понятие о моральном сознании, изучение истории моральной общечеловеческой культуры, различных этических воззрении); в) гуманитарное образование (знание достижений человеческой духовной культуры, различных видов искусства, понимание специфики их выразительных средств и т.д.); г) развитие креативности, этического поведения и деятельности, связанной с реализацией усвоенных нравственных ценностей.

В аспекте нравственного просвещения учащихся значительное место занимал курс «Этика и основы этикета», разработанный с учетом существующих в данной области наработок (Е. О. Галицких, В. Ш. Масленникова, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др.), адаптированных нами к условиям работы в педагогических классах. Изучение курса было основано на четырех базовых блоках. Первый - система этических знаний. Здесь раскрывалось значение основных нравственных ионятий, их роль и значение в жизни человека, его взаимоотношениях с другими людьми. Учащиеся знакомились с нормами морали, регламентирующими поведение человека и его деятельность. Главная задача данного блока занятий - уяснение как внешних форм поведения, так и их внутреннего содержания, которые осмыс-

ливаются учащимися и выражаются в различных формах проявления: уважении к другим людям, доброжелательности, гуманных отношениях.

Второй блок занятий нацелен на развитие эмоциональной культуры учащихся {эмпагийной сферы), обогащение эмоционально-нравственного мира школьника. Воспитание и развитие таких нравственных чувств, как сострадание, доброжелательность, толерантность, уважение внутреннего духовного мира другого человека помогает учащимся усвоить нравственные категории на уровне идентификации. Именно процесс идентификации позволяет развить коммуникативные свойства личности, ее способность к психологическому сближению с другими людьми, формирует когнитивную способность осознания эмоционального состояния другого человека, что является основой развития эмоциональной культуры.

Третий блок - приобщение учащихся к нормам регламентированного поведения в обществе. Школьники знакомятся с правилами этикета, навыками поведения в различных ситуациях общения.

Целью четвертого блока занятий было формирование благоприятных отношений в коллективе, направленных на общение со сверстниками, формирование психологического комфорта, гуманных межличностных отношений в ученическом коллективе.

В ходе опытно-экспериментальной работы значительное место уделялось обеспечению субъектной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Поскольку результатом духовно-нравственного развития учащегося является формирование его потреб но стной сферы, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию, необходимо максимально расширить долю самостоятельности в деятельности школьников. Процесс приобщения школьника к культуре - управляемый и представляет собой самостоятельную выработку им руководящих принципов собственного поведения и деятельности. На основе этого вырабатывается положительное отношение к нравственным нормам и требованиям, предъявляемым обществом, желание следовать им в собственной практике.

Актуализация субъектной позиции школьника предполагает расширение возможностей учащегося в принятии самостоятельных решений, поступков, нравственного выбора, самооценку. Учитель при этом выступает в роли посредника, помогает учащемуся выстроить линию собственного поведения. Осознание школьниками ценности человеческой личности происходит на основе формирования ценностных ориентаций, нравственных принципов, самооценки как основы его духовно-нравственного развития. В связи с этим моделирование занятий с учащимися должно проходить с позиций взаимосвязи знаний, чувств, поведения, что дает возможность формирования этической рефлексии. Переживание детьми этических ситуаций, предлагаемых учителем в ходе деловых игр, их нравственное осмысление на основе идентификации, соотношения учащихся со своим собственным “Я” - все это обеспечивает формирование моральной рефлексии.

Одним из ведущих направлений работы в педагогических классах была профессионально-педагогическая ориентация учащихся, которая осуществлялась в соответствии со следующими принципами: а) приоритетная роль развития интересов школьников к профессии учителя, проблемам школы и педагогики; б) опора на интегративные курсы, активно сочетающие теоре-

ткческий и практический опыт учащихся из других областей знания; в) расширение сферы самостоятельности, инициативы, творчества учащихся, способствующее саморазвитию, стремлению к самообразованию и самовоспитанию; г) связь теории с педагогической практикой (подготовка и проведение коллективных творческих дел, шефская работа и др.). Таким образом, на этапе довузовской подготовки будущего учителя целесообразно активизировать профессионально-педагогическую ориентацию школьников в условиях педагогических классов.

Обобщение результатов исследования позволило провести сравнительный анализ уровней сформированное™ духовно-нравственной культуры будущего учителя на этапе его довузовской подготовки.

Таблица 1.

Динамика развитая духовно-нравственной культуры учащихся педклассов, в %

Уровни Констатирующий этап Итоговый «срез»

контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа

Гармоничный 4,8 4,6 5,2 7,2

Оптимальный 43,4 41,2 42,6 56,4

Допустимый 42,7 44,6 43,9 32,6

Элементарный 9,1 9,6 8,3 3,8

Данные таблицы свидетельствуют о наличии роста числа учащихся с гармоничным и оптимальным уровнями духовно-нравственной культуры, также имеется тенденция к уменьшению числа учащихся с элементарным уровнем сформированности исследуемого качества. Мы проанализировали тенденцию роста числа учащихся с гармоничным уровнем духовно-нрав-ственной культуры и числом учащихся, поступивших в педагогические вузы и убедились, что с каждым учебным годом их число возрастает (см. рис. 1).

■ количество учащихся с гармоничным уровнем духовно-нравственной культуры

■ количество учащихся, поступивших в педвузы

1994 1995 1996 1997 1998 1999

Рис. 1. Динамика развития гармоничного уровня духовно-нравственной культуры учащихся педагогических классов

Процесс формирования основ духовно-нравственной культуры учащихся на этапе довузовской подготовки учителя осуществлялся на основе следующих подходов: а) системного, обеспечивающего субъектную позицию школьника в педагогическом процессе; б) аксиологического, стимулирующего осознание учащимися общечеловеческих духовных ценностей и обеспечива-

ющего формирование моральной рефлексии у школьника; в) личностно-ори-ентированного, определяющего гуманные отношения между участниками педагогического процесса. Данные подходы обеспечивают создание и поддержку общей духовно-нравственной атмосферы, благоприятно влияющей на межличностные отношения школьников, создают субъективные условия для развития эмпатийных и эстетических чувств, способности к рефлексии, а также - объективные: создается такое образовательное пространство, в котором будут востребованы ценности, нормы, правила поведения, адекватные общественно принятым и отражающие общечеловеческие духовные ценности.

Этап вузовской подготовки - это профессиональное становление будущего учителя, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, приобретение опыта, мастерства. В ходе профессионального самоопределения формируется позитивная “Я”-концепция будущего учителя. При этом доминирующую роль играет педагогическая направленность личности будущего учителя, поэтому необходимо, чтобы все виды деятельности, в которые включен студент в период его профессиональной подготовки, были подчинены его представлениям об эталонных чертах духовно-нравственной культуры учителя.

Работа по формированию духовно-нравственной культуры учителя в условиях педвуза была начата с пропедевтического этапа, который был посвящен подготовке условий для проведения формирующего эксперимента. Для преподавателей психолого-педагогических, специальных и общественных дисциплин различных факультетов были разработаны методические рекомендации, раскрывающие возможности их дисциплин в формировании у студентов изучаемого качества. Одновременно с преподавателями проводился спецсеминар, целью которого была разработка общих концептуальных положений, лежащих в основе воспитательной работы с будущими учителями. В содержание работы с преподавателями входило определение особенностей профессиональной деятельности учителя, анализ воспитательных возможностей педагогического процесса вуза в формировании у студентов духовно-нравственной культуры, раскрывались возможности реализации межпредметных связей в преподавании учебных дисциплин, а также возможности межфакультетского и межкафедрального взаимодействия.

Организация учебных занятий со студентами педагогических вузов носила обязательную направленность на развитие их духовно-нравственной культуры, поэтому главные задачи, сформулированные преподавателям пси-холого-педагогического, общественно-научного и специального циклов дисциплин были следующими: а) направленность содержания преподаваемой дисциплины на приоритетное значение духовных и нравственных ценностей профессиональной деятельности, творческое развитие личности каждого студента; б) организация творческого взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем, т.е. обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе вуза; в) развитие профессионального самосознания студента на основе формирования культуры нравственного мышления, чувств, системы нравственных убеждений; г) повышение степени мотивации и творчества в профессиональной деятельности будущего учителя; д) формирование индивидуально-творческого стиля и положительной “Я"-концепцпи на основе развитой рефлексии.

Изучив возможности учебно-воспитательного процесса педвуза, мы определили четыре взаимосвязанные и взаимообусловленные ступени б формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя, которые обеспечивают последовательное, преемственное усвоение студентами теоретических знаний и формирование профессионально-педагогических умений и навыков. На первой ступени, в ходе изучения учебных дисциплин, обеспечивается осведомленность студентов в различных аспектах педагогической деятельности, происходит оценка ее нравственных норм, сознательное усвоение роли учителя в духовном развитии учащихся, самооценка профессионально значимых качеств, развитие устойчивой положительной мотивации к будущей деятельности. Таким образом, на первом году обучения в педвузе создаются необходимые установки на самопознание студента, формирование его позитивной “Я”-концепции в культуре.

На второй ступени происходит дальнейшее расширение и углубление общепедагогических и специальных знаний, являющихся основой формирования умений организации воспитательного процесса в школе. Студенты усваивают цель, задачи, структуру процесса воспитания учащихся, развития их нравственных качеств, духовности, знакомятся с психологическими основами этого процесса, познают роль деятельности в развитии и становлении личности. Углубляются знания студентов о закономерностях, движущих силах, воспитательных и двигательных механизмах целостного педагогического процесса; будущие учителя уясняют место нравственного воспитания и духовного развития личности в педагогическом процессе и роль учителя в нем.

Третья ступень духовно-нравственного развития личности будущего учителя наиболее насыщена научно-теоретической информацией. В процессе овладения основами профессиональных знаний в единстве с присвоенными нравственно-ценностными отношениями к будущей профессии формируется интерес, увлеченность предметом педагогической деятельности, что создает благоприятные условия для закрепления эмоционально-положительного отношения к будущей профессиональной деятельности. Все это обеспечивает формирование потребности в постоянном совершенствовании собственных профессионально-этических знаний, личностных качеств, уровня общей и духовной культуры, стремление к удовлетворению духовных запросов, общению с произведениями искусства, в результате чего - стремление к развитию общей культуры, совершенствованию профессиональноэтических качеств. Создаются условия для формирования устойчивых профессиональных и нравственных убеждений, принципов, идеалов, составляющих основу этического мировоззрения. Все это формирует нравственно-волевые установки будущего учителя, профессионально-педагогическую направленность его мышления, духовно-потребностную сферу, моральные ориентации, рефлексию через призму нравственных категорий.

На четвертой ступени формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в условиях его профессиональной подготовки приоритет отдается специальным дисциплинам, в ходе изучения которых у студента формируется система знаний об особенностях и возможностях своего предмета в духовно-нравственном формировании личности, об отдельных формах и методах организации воспитательного процесса на уроках и внеуроч-

ных воспитательных занятиях. В данный период подготовки учителя (4-5 курсы обучения) формируется умение самостоятельно анализировать, систематизировать и совершенствовать приобретенные знания и умения воспитательной работы с детьми.

В ходе опытно-педагогической работы студенты активно включались в познавательно-практическую деятельность: участвовали в пресс-конферен-циях, “круглых столах”, выполняли творческие групповые и индивидуальные работы и т.д, В учебно-воспитательном процессе нами использовались нетрадиционные технологии, например, студенты активно привлекались в качестве содокладчиков во время лекций, включались в дискуссию на проблемных лекциях, семинарских занятиях, участвовали в экспресс-опросах и пр. В проведении семинарских занятии также делался акцент на максимальную активизацию познавательной деятельности студентов: дискуссионные, диалоговые, аналитические, проблемные методы работы, защита групповых проектов, игровые формы (ролевая и деловая игра, “телемосты”), ретроспективный анализ педагогических проблем и т.д.

Активность студентов на занятиях обеспечивалась также применением деловых, личносто-ориентированных игр, педагогических имитационных тренингов, в ходе анализа и решения педагогических ситуаций, индивидуально-групповых исследовательских занятий и т.д. В системе внеучебной воспитательной работы со студентами педвузов важное место занимают педагогические олимпиады, конкурсы, “аукционы знаний”, КВН и пр. В рамках внеаудиторной работы со студентами была разработана программа, включающая несколько этапов, усложняющихся по содержанию для студентов каждого курса.

Перед началом педагогической практики на 4-м курсе мы сочли необходимым чтение спецкурса “Основы духовно-нравственной культуры учителя”. Являясь интегрированным курсом, он рассчитан на аудиторию старшекурсников, у которых уже сформирована система знаний по психолого-пе-дагогическим, общественным, специальным учебным дисциплинам, имеются некоторые профессиональные навыки и умения. Во время педагогической практики со студентами проводился спецпрактикум, в ходе которого развивались умения и навыки будущих учителей диагностировать и управлять педагогическим процессом в аспекте воспитательной работы с учащимися. Целью этих занятий было обеспечение преемственности и последовательности в логике формирования изучаемого качества, что придает всей профессиональной подготовке будущего учителя завершенность и целостность.

По окончании данного этапа опытно-экспериментальной работы (конец 4-го курса) был проведен “срез”, данные которого свидетельствуют о значительном росте количества студентов с допустимым и оптимальным уровнями духовно-нравственной культуры. Наиболее ощутимые результаты получены в опытных группах студентов - выпускников педагогических классов. Сравнительно невысокий прирост оптимального уровня изучаемого качества объясняется тем, что процесс формирования духовно-нравственной культуры личности - сложный, многофакторный и противоречивый, его невозможно ограничивать рамками вузовской подготовки будущего учителя. Тем не менее, полученные данные свидетельствуют о результативнос-

ти предложенной методики, следовательно, у нас есть основания утверждать, что систематическая, целенаправленная, последовательная подготовка будущего учителя, ориентированная на формирование его духовно-нрав-ственной культуры, повышает эффективность этого процесса.

Обобщение результатов опытно-педагогической работы на этапе вузовской подготовки учителя привело нас к выводу о том, что организованная, скоординированная деятельность преподавателей педвуза обеспечивает позитивные результаты в формировании духовно-нравственной культуры будущих учителей. Полученные результаты в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Духовно-нравственная культура будущего учителя формируется эффективно, если в преподавании учебных дисциплин (психолого-педагоги-ческого, общекультурного, общественно-политического и специального блоков) будет обеспечена направленность их содержания на формирование моральных и духовных ценностей студентов, положительной мотивации в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Содержание базового педагогического образования должно быть насыщено сведениями о духовной сущности человека, его духовно-нравствен-ных идеалах, ценностях, ориентирах, о необходимости духовно-нравственного самосовершенствования человека, особенно учителя, следовательно, смысл и особенности его профессиональной деятельности заключаются в постоянной работе над собой.

3. Преподаватели должны активно включаться в межкафедральное и меж-факультетское взаимодействие, обеспечивающее использование межпредметных связей, интеграцию отдельных дисциплин, что в наибольшей степени стимулирует развитие духовной сферы будущего учителя, расширяет их кругозор, углубляет теоретическую и общекультурную подготовку, развивает духовные потребности и стремление к их удовлетворению.

4. Необходимо обеспечить условия для самореализации и творческого развития студентов через расширение сферы практической деятельности будущих учителей: увеличение доли практических занятий студентов, активное включение студентов в различные формы учебной и внеучебной воспитательной работы с учащимися в период педагогической практики, различные виды благотворительной деятельности и пр. Это позволяет актуализировать у будущих учителей процесс развития своего духовного мира, нравственных качеств, формирования способности к моральной рефлексии, стремление к самореализации в педагогической деятельности, ориентированной на воспитательную работу в школе.

Опытно-экслерипментальная работа по развитию и совершенствованию духовно-нравственной культуры учителя на послевузовском этапе непрерывного педагогического образования проводилась в рамках научно-учеб-ных методических комплексов (НУМК). Функционировали они на базе общеобразовательных школ г. Алматы, апробация и внедрение результатов работы проводились на базе школ городов Караганды и Петропавловска (Северо-Казахстанской области). В содержание опытной работы входило: разработка в адрес учителей школ методических рекомендаций, проведение деловых игр, посещение и анализ уроков, воспитательных занятий, пе-

дагогическое и психологическое сопровождение, спецсеминар, привлечение учителей школы к научно-иследовательской деятельности и пр. Работа проводилась в школах с достаточно стабильным составом участников НУМК, в который входили учителя и администрация школ, группа членов кафедры педагогики, студенты-старшекурсники.

В ходе работы НУМК большое внимание уделялось профессиональной адаптации молодого учителя. С этой целью была организована “Школа молодого учителя”, в рамках которой проводилась работа методических объединений наставников из числа опытных учителей-методистов, психологическая помощь (консультации, беседы) и пр. Молодые учителя активно участвовали в проведении открытых уроков, воспитательных занятий, научно-исследовательской работе.

Содержание работы “Школы молодого учителя” предусматривало функционирование спецсеминара, в работе которого могли принимать участие как начинающие учителя, так и учителя со стажем, имеющие какие-либо вопросы или проблемы в воспитательной работе с учащимися, а также учителя, работающие в педагогических классах. Данный научно-методический семинар был нацелен на решение следующих задач: а) расширить круг знаний о возможностях учителя и технологиях духовно-нравственного развития школьника на учебных занятиях; б) рассмотреть проблемы организации духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время; в) определить возможности переориентации учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества и принципов гуманизации, демократизации, культурологического и личностно-ориентированного подходов; г) углубить теоретические знания и практические умения учителя по овладению методами диагностики педагогического процесса.

Содержанием предлагаемого спецсеминара предусматривалось проведение лекций-бесед, семинаров, практических занятий с учителями, направленных на совершенствование подготовки учителя к воспитательной работе с учащимися. В ходе работы спецсеминара предполагалось углубленное изучение воспитательных возможностей учебных дисциплин.

Результаты “среза”, выполненного по окончании опытно-эксперимен-тальной работы с учителями базовых школ НУМК, и дальнейшие наблюдения за деятельностью учителей в работе с учащимися показали некоторые положительные сдвиги в подготовке учителей. Мы получили данные, свидетельствующие о стабильном росте числа учителей с оптимальным и гармоничным уровнями духовно-нравственной культуры, что говорит о плодотворном сотрудничестве школы и педвуза в аспекте исследуемой проблемы.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы в рамках научно-учебных методических комплексов, созданных с целью расширения сферы взаимодействия педагогического вуза и школы, позволяют нам сформулировать вывод о том, что развитие и совершенствование духовнонравственной культуры учителя в послевузовский период его непрерывного педагогического образования происходит наиболее интенсивно тогда, когда: а) в школьном коллективе складываются благоприятные условия для профессиональной адаптации молодых учителей; б) педагогический коллектив школы включен в активную творческую деятельность по общекуль-

турному совершенствованию учителя; в) высоко развита самообразовательная деятельность учителя по повышению общей и профессиональной культуры учителя; г) в педагогический процесс школы внедряются достижения педагогической науки в ходе тесного сотрудничества школы и педвуза: совместные заседания кафедры, методических объединений, проведение на-учно-методических семинаров, организация и деятельность “Школы молодого учителя”, активное включение учителей в научно-исследовательскую работу (научные публикации, участие в научных конференциях, соискательство, аспирантура и т.д.).

В рамках исследуемой проблемы нам необходимо было проследить динамику совершенствования духовно-нравственной культуры учителя, подготовка которого включала три этапа: довузовский, профессиональный вузовский и послевузовский. Количество студентов-первокурсников, обучавшихся в педклассах, варьировалось от 9% до 12% от общего числа поступивших в педвуз. По окончании педагогического университета почти все эти студенты свою дальнейшую профессиональную деятельность связали с общеобразовательной школой.

В течение первых трех лет их профессиональной дезггельности мы поддерживали контакт с молодыми учителями, администрацией школ, где они работали. В адрес администрации школы высылались анкеты с целью получения характеристики профессионального облика и духовно-нравственной культуры молодого учителя. На основании анализа анкет, а также ранжирования, оценки компетентных судей (завучей, учителей-наставников, директоров школ), обобщения независимых характеристик, собственных наблюдений (посещение уроков и воспитательных занятий), бесед с молодыми учителями мы обратили внимание на тот факт, что подавляющее большинство (86,5%) учителей, прошедших подготовку в системе непрерывного педагогического образования, достигают гармоничного уровня духовнонравственной культуры. Их педагогическая деятельность отличается целеустремленностью, творческим поиском, потребностью к духовному и нравственному самосовершенствованию.

В ходе выполнения исследования были определены ведущие тенденции формирования духовно-нравственной культуры учителя. Особенность тенденции культурно-гуманистической направленности профессиональной деятельности учителя заключается не только в осмыслении культурно-исторического опыта человечества, а, главным образом, в том, что учитель является посредником, “передаточным звеном” между культурой общества, его духовными и нравственными ценностями и формирующейся культурой учащегося. Эта тенденция реализуется на основании принципа развития педагогической деятельности как феномена культуры и в контексте культуры.

Тенденция непрерывного развития профессионально-педагогической деятельности актуализирует принципы последовательности и преемственности, являющиеся механизмом, обеспечивающим функционирование каждого последующего этапа подготовки на содержании (как теоретическом, так и практическом) предыдущего.

Тенденция усложняющегося творческого характера профессиональнопедагогической деятельности учителя приоритетным ставит принцип не-

прерывности его образования. Непрерывное педагогическое образование позволяет учителю постоянно совершенствовать свою подготовку, обогащать творческий потенциал, удовлетворять растущие духовные запросы, а также обеспечивает адаптацию учителя в постоянно меняющейся образовательной ситуации.

Тенденция возрастания системности профессионально-педагогической деятельности учителя отражает всеобщую связь и взаимообусловленность структурных и функциональных компонентов этой деятельности. Эта тенденция реализуется с помощью принципов непрерывного и поступательного развития личности учителя, определяющих стратегию и направленность формирования его культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.