Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЕМЬИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИТЯ ЭКОНОМИКИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЕМЬИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИТЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMIC CULTURE / MARKET ECONOMY / CONSUMPTION EFFICIENCY / SOCIAL EXPERIENCE / ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин А.Н.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью формирования экономической культуры населения. Проведен анализ потенциала в области проведения масштабных мероприятий по финансовой грамотности, но с уклоном на экономическую деятельность в рамках семьи. Доказывается необходимость формирования собственного Российского пути формирования экономической культуры семьи. Проведен анализ основных предпосылок, сформировавшихся для создания нового направления в социальной политике государства в области популяризации экономических знаний. Доказывается значимость и роль семьи в становлении эффективной системы рыночных отношений на уровне государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CULTURE OF THE FAMILY AS A DRIVER OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article deals with the issues related to the need to form the economic culture of the population. The potential for large-scale financial literacy activities, but with a focus on economic activities within the family, was analyzed. The author proves the necessity of forming A Russian way of forming the economic culture of the family. The analysis of the main prerequisites that have formed for creating a new direction in the social policy of the state in the field of popularization of economic knowledge is carried out. The author proves the importance and role of the family in the formation of an effective system of market relations at the state level.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЕМЬИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИТЯ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЕМЬИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИТЯ

ЭКОНОМИКИ

А.Н. Шишкин, канд. экон. наук, доцент

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Россия, г. Тула)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11002

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью формирования экономической культуры населения. Проведен анализ потенциала в области проведения масштабных мероприятий по финансовой грамотности, но с уклоном на экономическую деятельность в рамках семьи. Доказывается необходимость формирования собственного Российского пути формирования экономической культуры семьи. Проведен анализ основных предпосылок, сформировавшихся для создания нового направления в социальной политике государства в области популяризации экономических знаний. Доказывается значимость и роль семьи в становлении эффективной системы рыночных отношений на уровне государства.

Ключевые слова: экономическая культура, рыночная экономика, эффективность потребления, социальный опыт, экономическое образование.

В процессе перехода России к рыночным отношениям, в системе развития экономических приоритетов возник ряд противоречий, которые достаточно неоднозначно повлияли на психологию поведения личности в новых условиях. Россия является далеко не единственным государством, в котором происходили изменения в приоритетах поведения человека в условиях рынка. Но необходимо отметить, что эпоха коммунизма просуществовала на территории Российской Федерации достаточно долгое время. Этот процесс коснулся нескольких поколений и, соответственно, оставил отпечаток на формировании рационального подхода к ведению домашнего хозяйства.

Большинство материала, который направлен на повышение экономических знаний, содержит именно знания экономического характера, и не отвечает на вопрос, как необходимо вести себя семье в условиях постоянно изменяющихся внешних факторов экономического, политического социально-демографического характера. В результате отсутствия бытовых знаний о рациональном поведении человека, база которых должна формироваться еще в школе, мы получили ситуацию, в которой люди не понимая, что происходит, массово скупают предметы быта,

продовольствия, снимают бездумно деньги с депозитов и вкладов [1].

Рассматривая этот вопрос глубже можно отметить, что отсутствие именно экономической культуры может привести к расшатыванию экономики целого государства. Достаточно легко извне, при помощи нескольких сообщений на сотовый телефон, привести механизм экономического самоуничтожения в виде обналичивания средств, неоправданной траты сбережений и т.д. В эпоху информационных технологий становится актуальным просвещение человека во всех направлениях. И экономическое просвещение играет далеко не последнюю роль. Сегодня в широком доступе находится огромная масса информации. Поэтому возникла необходимость научить человека правильно с ней обращаться.

Таким образом, вопросы развития и становления экономической культуры семьи, как базовой ячейки общества, и являющейся неотъемлемой частью цепочки экономических взаимодействий между участниками рынка, являются чрезвычайно актуальными. Этот вопрос должен входить в систему государственных приоритетов развития и становления российского общества.

Существует достаточно много определений понятия «экономическая культура человека». В основном, если провести обобщение, то все они сводятся к применению данного понятия либо ко всему обществу в целом, либо к отдельной личности. Нельзя забывать и то, что семья, с точки зрения экономики, будет представлять собой слияние поведения двух и более личностей, а значит, понятие «экономическая культура личности» будет слишком узкое. Если рассматривать экономическую культуру общества, то в этом случае мы столкнёмся с чем-то достаточно обширным и абстрактным, так, как уровень экономической культуры очень сложно измерить количеством людей с дипломами об экономическом образовании и другими количественными критериями, характеризующими уровень общественных знаний в этой области. Возникает вопрос о том, как вести себя непосредственно семье - не отдельному человеку и не всему обществу. Ведь семья, с точки зрения экономики, организация, в которой происходит слияние факторов производства, выраженных в виде денег, средств труда, недвижимости и так далее. А в любой организации, при отсутствии единоначалия и умения четко распределять обязанности и рационально использовать ресурсы, как правило, наступает кризис. В таком случае термин «банкротство» или «экономическая несостоятельность» вполне применима к семье, как к организации, которая в рамках своего функционирования сама может и потреблять, и создавать различного рода ресурсы. Поведение семейного человека значительно отличается от поведения несемейного и, следовательно, те знания в области экономики, которые он получил, как личность вне семьи, допустим, в рамках школьного образования или высшего учебного заведения, становятся бесполезными. В этом случае, при формировании семьи человек не представляет масштабов её экономических возможностей и опасностей, связанных с невыполнением финансовых обязательств перед третьими лицами.

Исходя из психологии поведения человека, как в целом в обществе, так и в рамках семьи, необходимо отметить важность

мотивов, которые могут послужить базой для стремления к изучению необходимого материала, связанного с повышением экономической культуры [2]. В этом направлении, как раз, должно сработать школьное и вузовское образование, в котором должны содержаться не просто экономические знания, но и возможность их применения в дальнейшей жизни в рамках семьи.

Если говорить о передовых странах, в которых рыночные отношения существуют достаточно давно то можно отметить следующие моменты:

- Во-первых, ни одно из государств не навязывает семье определенное экономическое поведение в какой-либо форме. Основная роль государства проявляется в том, что оно создает необходимые условия для того, чтобы семьи, функционирующие на её территории, выбирали определенный путь своего экономического развития и увеличения благосостояния.

- Во-вторых, в большинстве случаев, выработались с течением времени определенные модели формирования экономического поведения, которые передаются из поколения в поколение. Данные модели содержат в себе, как элементы традиций, которые были заложены еще в процессе эволюции народов, так и элементы рыночного поведения, которые сформировались в эпоху индустриальной экономики. Также сформировался необходимый социальный опыт, который передается из поколения в поколение, с учетом новых средств технологического характера, позволяющих упростить некоторые операции.

- В-третьих, экономическая культура населения передовых стран мира формировалась в условиях рыночной экономики, что позволило пройти семьям определенный период эволюции и выработать собственную систему ведения рационального домашнего хозяйства.

В России сложились в настоящее время такие социально-экономические условия, в которых вопросы рационализации, эффективности, выходят на первый план. Большинство населения начинает понимать, что основой нормального существования являются элементы эффективного эконо-

мического поведения. В системе образования создалось много направлений и профилей, которые напрямую готовят специалистов, связанных с экономикой и, следовательно, уровень экономической культуры должен возрастать. Для того, чтобы

оценить количество выпускников по экономическим специальностям за предшествующий период рассмотрим статистические данные по выпуску. Данные представим в виде таблицы [3].

Таблица. Количество выпускников по группам специальностей

Показатель Годы

2015 2016 2017 2018 2019

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров - всего 978,4 1177,8 1157,3 1125,3 1060

в том числе:

по группам специальностей 914,8 1084,7 1052,4 101 0,2 1060,0

физико-математические науки 11,8 9,7 9 8,6 15,7

естественные науки 13,7 13 12,3 11,6 16,1

гуманитарные науки 145,1 178,9 175,7 177,1 177,2

социальные науки 11,2 16,4 16 13,3 15,4

образование и педагогика 129 116,3 103,8 93,4 102,6

здравоохранение 28,2 33,3 33,5 34,3 36

культура и искусство 16,4 18,7 18,7 18,3 20,6

экономика и управление 292,7 386,7 380,1 359,3 350,5

информационная безопасность 1,3 3,6 3,7 3,8 3,4

сфера обслуживания 6,3 14,3 15,5 15,9 16,2

сельское и рыбное хозяйство 34,8 35,1 33,3 32,4 35,2

геодезия и землеустройство 3,4 5,3 5,5 6,2 7

Исходя из данных, отраженных в таблице, можно отметить, что по группам специальностей «Экономика и управление» выпущено наибольшее количество студентов. Теперь подсчитаем относи-

тельное значение выпускников по специальности «Экономика и управление» в их общей массе и представим данные в виде рисунка.

ь 37 чр 36 as m 35 dû £ § b 34 s го £ 2 33 5 's с =r 32 .0 VO 31 a о 31 £ 30 и s T M 2015 20 NH 16 2017 20 Годы 1S 2019

Рис. Число выпускников по специальности «Экономика и управление» за 2015-2019 год

Данные, отраженные на рисунке 1, говорят о том, что направление подготовки, связанное с экономикой и управлением, является самой популярной и, хотя к 2019 году в процентном соотношении объем выпускников по данной специальности

снизился, это не может, в целом сказать об отрицательной динамике, так как снизилось и общее число студентов. Таким образом, в стране все больше людей, изучавших экономику, понимают базовые составляющие успеха функционирования

любого субъекта рынка. Следовательно, в перспективе население готово для восприятия информации, связанной с системой формирования экономической культуры. Таким образом, фактор, связанный с подготовкой непосредственных кадров, имеющих знания в области экономики и управления, способствует распространению и развитию экономической культуры населения.

В ходе исследования было установлено, что в основу формирования экономической культуры других наций были заложены элементы традиций, сформировавшихся в обществе и эволюционировавших вместе с техническим прогрессом. Следовательно, возможно проведение исследования в области анализа традиций ведения домашнего хозяйства в посткрепостнической и дореволюционной России, с целью формирования базовых элементов, которые можно будет взять за основу, опираясь на менталитет и исторические особенности развития нации.

В сложившихся социально-

экономических условиях функционирования российской экономики необходимо обращать внимание на экономический аспект деятельности домашних хозяйств. Семья является очень важной составляющей экономических взаимоотношений всех субъектов рынка.

Поэтому, во избежание серьезной социальной стратификации, так важно формировать экономическую культуру семьи. В данном направлении должно действовать в основном государство, так как именно оно имеет возможность оперировать необходимыми ресурсами. И именно оно должно

тии собственной нации. В основу поддержки и формирования экономической культуры могут быть положены как исторические особенности функционирования российских семей, с точки зрения экономического аспекта, так и уже имеющий опыт передовых стран мира.

Так как период становления и формирования рынка в Российской Федерации совсем небольшой, то и отсутствие опыта в системе управления домашними хозяйствами можно объяснить объективными причинами. Но в последние годы Российская Федерация все больше заявляет о себе, как о государстве, способном развиваться быстрыми темпами во всех направлениях, в том числе, и по направлению устойчивого экономического развития. Следовательно, необходимо, чтобы понимание всех экономических процессов, происходящих в эпоху ускоренного проведения реформ, достаточно четко и однозначно понималось всем обществом. Это позволит сформировать элемент фундамента, на котором, в перспективе, можно построить механизм функционирования эффективной рыночной экономики государства. В роли такого фундамента может выступить семья и её способность правильно оценивать экономическую обстановку, принимать рациональные решения.

В ходе исследования были сформированы основные предпосылки необходимости построения системы формирования экономической культуры семьи, с целью создания базы социального опыта, на основе которого можно выстраивать, в будущем, экономическую и социальную политику государства.

быть заинтересовано в дальнейшем разви-

Библиографический список

1. Васильчук Ю. Воздействие семьи на динамику рыночной экономики // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №1. - С. 36-41.

2. Гретченко А.И. Возрождение российской семьи - путь повышения эффективности национальной экономики. - 2012. - №2. - С. 33-36.

3. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm

4. Ерофеева С.В. Экономика и бюджет семьи // Проблемы экономики. - 2013. - №5. -С. 11-13.

5. Махова А.В., Гиль О.В. Дисциплина «Экономика семьи» в системе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиль «Экономика» // В мире научных открытий. - 2011. - №10. - С. 241.

6. Плаксунова Т.А. Роль семьи в трансформационной экономике России: методологические основы исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2006. - №10. - С. 122-125.

7. Цогоева Ф.А. Влияние национальных традиций на экономику семьи // Журнал научных и прикладных исследований. - 2015. - №8. - С. 10-11.

ECONOMIC CULTURE OF THE FAMILY AS A DRIVER OF ECONOMIC

DEVELOPMENT

A.N. Shishkin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tolstoy Tula State Pedagogical University (Russia, Tula)

Abstract. The article deals with the issues related to the need to form the economic culture of the population. The potential for large-scale financial literacy activities, but with a focus on economic activities within the family, was analyzed. The author proves the necessity of forming A Russian way of forming the economic culture of the family. The analysis of the main prerequisites that have formed for creating a new direction in the social policy of the state in the field of popularization of economic knowledge is carried out. The author proves the importance and role of the family in the formation of an effective system of market relations at the state level.

Keywords: economic culture, market economy, consumption efficiency, social experience, economic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.