ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ КАК РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Коновалова Екатерина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, докторант. Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова, кафедра экономической теории
г. Кострома, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются основы экономической теории семьи и политэкономическое содержание института семьи и домохозяйства. Обосновывается, что семья с позиции экономической теории - это объект экономического анализа и одновременно экономический институт. В теоретических экономических исследованиях имеет место недооценка роли семьи, семейных отношений, как важнейшего структурного элемента всей системы социально-экономических отношений, а в экономическом плане, прежде всего, отношений общественного воспроизводства. Между тем, институт семьи является основным стержневым элементом общества, выполняющим целый ряд важнейших функций, влияющих на экономический рост страны и динамику всех социально-экономических процессов.
Ключевые слова: экономика; семья; домашнее хозяйство; воспроизводство; теория; человеческий капитал; социально-экономический институт
Код УДК: 330.101
Annotation. This article presents the basis of the economic theory of the family and the political and economic content of the family and household. It is substantiated that a family is an object of economic analysis and an economic institution as well when viewed from the perspective of the economic theory. The theoretical economic research tolerates underestimation of the importance of the family and disregarding family relationships as an important structural element of the whole system of social and economic relations and in economic terms the relations of social reproduction. Meanwhile, the family institution is the backbone of the society performing a number of important functions that affect the country's economic growth and the dynamics of socio-economic processes.
Keywords: economics; family; household; reproduction; theory; human capital; socio-economic institution
Осмысление новых общественно-экономических форм бытия человека в современном мире неизбежно должно было отразиться на понимании сущности и характера культуры в становлении личности будущих специалистов. С расширением масштабов общения людей всего мира, демократизацией системы международных отношений, преодолением барьеров, созданных в ходе исторического развития, свободное волеизъявление и свободный выбор стиля жизни, места проживания, брачного партнера становятся потребностью времени. На наш взгляд, культура человека формируется институтами образования и семьи. Общепризнано, что, являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагирует на вызов времени.
Семья, с позиции экономической теории, - это объект экономического анализа и одновременно экономический институт. Отсюда интересы домохозяйств - это интересы общества, а интересы семьи - это интересы обособленного социального института со всеми вытекающими для обособленной (замкнутой) экономической системы особенностями и характеристиками. В семье экономические отношения строятся не как рыночные, а как компромиссные, в основном реципрокные.
В теоретических экономических исследованиях имеет место недооценка роли семьи, семейных отношений как важнейшего структурного элемента всей системы социально-экономических отношений и в экономическом плане, прежде всего, отношений общественного воспроизводства. Между тем институт семьи является основным стержневым элементом общества, выполняющим целый ряд важнейших функций, влияющих на экономический рост страны и динамику всех социально-экономических процессов. Главные функции, выполняемые институтом семьи:
• экзистенциальная - рождение, воспитание и социализация новых поколений людей;
• производственная;
• потребительская [1, с. 183-184].
Таким образом, экономическая роль семьи в системе рыночных отношений чрезвычайно важна. Семья может рассматриваться как домохозяйство, производитель и потребитель, сберегатель и инвестор. В связи с этим семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие.
Разрешение проблем семьи, ведущей домашнее хозяйство и занимающейся предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, следует искать в:
• обеспечении социальной поддержки и нормальных бытовых условий семьи;
• формировании новых потребностей и возможностей семьи;
• создании условий развития и реализации экономических функций семьи;
• повышении социально-экономического статуса семьи.
В процессе развития экономических отношений изменялась и семья: ее место и положение в обществе, структура, функции, ее социально-экономический статус.
В курсе экономической теории семья рассматривается лишь в функции домохозяйства (household). Домохозяйство - экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, поставляющих на рынок производственные ресурсы, получающая от этого доходы и использующая эти доходы для удовлетворения своих потребностей с максимизацией полезности [3. с. 7].
Но понятие семьи (если даже только брать в расчет ее экономические характеристики) и домохозяйства далеко не идентичны. Во-первых, в качестве домохозяйств функционируют не только семьи: в этом качестве могут выступать лица и группа лиц, не находящиеся в родственных связях. Всякая семья - домохозяйство, но не каждое домохозяйство - семья.
Во-вторых, и это главное, домохозяйство выражает лишь одну, макроэкономическую сторону жизнедеятельности семьи и не касается непосредственно микроэкономических отношений -ведения домашнего хозяйства, формирования семейного бюджета, организации быта, домашнего труда, ухода за детьми и престарелыми. Поэтому, несмотря на фонетическое созвучие, будем различать понятия «домохозяйство» и «домашнее хозяйство» как экономическую форму домохозяйства.
Кроме того, в традициях России и в связи с особенностями экономической жизни страны у многих семей существует наличие личного подсобного хозяйства, в котором производятся продукты как для семейного потребления, так и для продажи на рынке. В городах - это огородничество и садоводство, в сельской местности роль подсобного хозяйства еще более значительна для жизнеобеспечения семьи.
Таким образом, предметом экономической теории семьи является сложная система макро- и микроэкономических отношений, в которых находится семья, и поведение семьи в системе этих отношений.
Психолого-экономические воспитательные ресурсы современной семьи в настоящее время мало изучены. Поэтому в экономической науке сегодня остро стоит вопрос модернизации всех ресурсов и потенциалов семьи применительно к экономике. Оказалось, что подготавливать и адаптировать к сегодняшним реалиям жизни необходимо не только и даже не столько подрастающее поколение, сколько многих взрослых членов семьи. Причём психологический аспект данного вопроса нельзя обойти никоим образом.
Разумеется, все стороны и направления в экономической теории семьи взаимосвязаны. Они основаны на семейной собственности, предполагают распределение ролевых функций (главенства, инициативы принятия решения, влияние на них подчинения, распределения обязанностей и т. п.). Особенно отчетливо единство макро- и микроэкономических отношений проявляется в семейном бюджете, в формировании доходов и расходов семьи.
В семье происходит формирование и социализация исходных потребностей индивида, его интересов, способов их реализации. В общем, цель домашнего хозяйства состоит в обеспечении своим членам гарантированного уровня благосостояния вне зависимости от появления непредвиденных обстоятельств. С одной стороны, семья - довольно замкнутое объединение людей, защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящее внешним воздействиям, с другой стороны, - предсказуемость и подконтрольность взаимоотношений в рамках защитной функции семьи в условиях радикальных изменений, происходящих на макросоциальном уровне, приобретают особое значение. Характерный для современного российского общества чрезвычайно высокий уровень доверия к институту семьи можно объяснить именно этими факторами.
При взаимодействии семьи и общества утверждается статус семьи и развиваются ее функции. Социально-экономический статус семьи - это интегральный показатель, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.
В соответствии с выполняемыми функциями семья включается в экономический кругооборот, изменяя свой социально-экономический статус и значение в обществе.
В области практики нравственных, психологических и социально-экономических отношений в семье следует особо выделить проблему семейной собственности, которая возникла в связи с процессом становления в стране за очень быстрое время института частной собственности. Экономическая роль семейной собственности в рыночной экономике чрезвычайно сложна, а культурообразующее начало институтов семьи и образования вообще мало изучено.
К важному психолого-экономическому ресурсу семьи следует отнести уровень гордости ее членов своей родословной, своими именитыми, талантливыми предками, заслугами членов семьи перед государством и обществом. Высокая самооценка и самоуважение по названным параметрам закономерно повышает мотивационные, исполнительские и творческие потенциалы членов семьи, их вклад в общие дела. Но более всего, по-видимому, надо дорожить тем фактом, что лица,
гордящиеся своей родословной, своими трудовыми и предпринимательскими династиями, усиленнее заботятся о качестве своей работы, стремятся не допускать рекламаций в адрес своей продукции, эффективными мерами добиваются роста авторитета своих товаров, совершенствования реализуемых услуг [2. С. 129].
Эффективность воспроизводственного процесса в любой стране в значительной степени зависит от эффективности формирования и использования человеческого потенциала. Основным институтом, обеспечивающим его воспроизводство, была и остается семья. Но в последние десятилетия во всех индустриально развитых странах формы организации частной жизни меняются столь радикально, что это существенно влияет не только на количественную, но и — что еще более важно - на качественную сторону процесса формирования человеческих ресурсов. Ведь роль семьи была и остается первостепенной, базисной по отношению к другим институтам, участвующим в создании человеческого потенциала. Семья определяет развитие личности в единстве всех ее аспектов — физического, интеллектуального, нравственного, духовного — и создает основу для деятельности других институтов, формирующих человека.
Систему функций семьи можно рассмотреть на трех стадиях: образование, производство и реализация «человеческого капитала».
При выполнении таких функций, как формирование и использование семейного бюджета, ведение домашнего хозяйства, осуществляется создание материальной базы семьи. На данном этапе происходит создание нормальных условий для производства человеческого капитала.
На второй стадии семья выполняет детородную, воспитательную и рекреационную функции. На этой стадии производится физическая основа человеческого капитала, который развивается, и одновременно происходит адаптация этого капитала к социально-экономической системе жизнедеятельности. Как и любое производство, производство человеческого капитала зависит от ряда факторов. К ним можно отнести материальные ресурсы, товары и услуги, а производители в данном случае - это члены семьи. В настоящее время все большее внимание уделяется воспитательной функции или функции социализации. Она означает включение человека в процессы экономической жизни посредством образования, услуг в области здравоохранения, культуры. Существует множество услуг, оказываемых населению в рыночной экономике: это меры по трудоустройству, получению образования, различные дотации и пособия, страхование, жилищное строительство и другие. Также в современном мире повышается значение рекреационной функции. Слово «рекреация» латинского происхождения, означает отдых, восстановление сил человека после трудовой деятельности. В связи с этим больше средств расходуется на досуг, путешествия, а, следовательно, меняются предпочтения индивидов.
И, наконец, на последней стадии реализуются следующие функции: индивидуальное участие членов семьи в рыночном хозяйстве, осуществление семейного бизнеса, ведение домашнего хозяйства, корпоративные формы участия семьи в рыночных отношениях, а также получение и распределение доходов.
Функции семьи на всех стадиях формирования человеческого капитала тесно связаны между собой и играют важную роль в его развитии и реализации.
Именно семья выполняет важнейшую общественную функцию - передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей и установок. Этот процесс принято называть «семейной социализацией», в ходе которой формируется зрелая, социально компетентная личность. Социологи утверждают, что усвоение норм, принятых в обществе, и, прежде всего, отношение к труду и общественно значимой деятельности в целом, происходит именно в семье. Там же закладываются основы личности, осознающей свою принадлежность к определенной расе, конфессии, классу. Многие считают, что суть явления глубже, что «семейная социализация» не
ограничивается усвоением лишь тех норм и ценностей, которые приняты в данной стране в данное время, но служит главным механизмом передачи основных цивилизационных (или архетипических) характеристик [4. с. 71].
Таким образом, семья воспроизводит не просто рабочую силу, а человека — члена общества, в более широком аспекте — определенный комплекс общественных отношений. При этом она — способствует их сохранению как в будущем (формируя новых членов общества, обладающих необходимой системой ценностей и приоритетов), так и обеспечивая стабильность состояния взрослых членов общества, удовлетворяя целый комплекс потребностей личности, помогая реагировать на изменения внешней среды, адаптироваться к ним, одновременно сохраняя и развивая собственную индивидуальность.
Воспроизводство человеческого потенциала в настоящее время есть основная функция семьи, так как многие другие функции, присущие ей прежде, сейчас в значительной степени утрачены. Семья в подавляющем большинстве случаев уже не является производственной единицей, обеспечивающей работой всех своих членов. Взрослые заняты профессиональной деятельностью, как правило, вне дома, семейный бизнес сохранился в довольно ограниченных масштабах в сельском хозяйстве и сфере услуг. Развитие здравоохранения, образования, социального страхования, банковской системы сделало возможным внесемейное удовлетворение таких потребностей, как помощь в случае болезни и старости, получение заемных финансовых средств, профессиональное обучение и т.д. Все эти потребности, которые в прежние времена обеспечивались семьей, сегодня практически полностью выполняются другими институтами, причем доступ к ним происходит на индивидуальной основе, то есть социальная защищенность человека в гораздо меньшей степени зависит от наличия или отсутствия у него семьи.
Однако если говорить о долгосрочных перспективах развития, о качественных преобразованиях в экономике, политике, науке и т.д., то следует признать культуросообразность семейного уклада базовым, фундаментальным в процессах воспроизводства и развития, ибо качественные сдвиги во всех этих отраслях обеспечиваются индивидуумами, которые обладают определёнными ценностными установками, интеллектом, физическим и духовным здоровьем, знанием традиционных основ данной цивилизации.
Семья, воздействуя на различные отношения в обществе, оказывает влияние на характер всех процессов экономической жизни. Являясь неотъемлемым элементом социальной структуры общества, сегодня семья остается одним из наименее исследованных экономических институтов. Поэтому необходимо анализировать экономические отношения в семье, выявлять взаимосвязь семьи и социума и создавать наиболее выгодные условия для функционирования этой важной экономической единицы в экономическом пространстве.
Семья является предметом многих наук, поэтому изучается с помощью самых различных методов. Как известно, метод - это «совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности», т.е. метод - это инструмент исследовательского анализа.
Методология науки, с одной стороны, может рассматриваться как способ систематизации информации: факты, статистика и др., ас другой стороны, методология представляет собой некую целостность конструкций, приемов, инструментов, используемых для поиска решений проблем, связанных с предметной областью экономической науки.
Особенность экономической теории семьи состоит в том, что ее специфический предмет -система экономических отношений как внутри системы, так и за ее пределами - является настолько сложной системой, что ее практически невозможно исследовать во всем многообразии, во всех деталях и подробностях. Поэтому, к экономической теории семьи могут быть применимы методы
микроэкономики: абстракции, методы анализа, в том числе, предельного и функционального, а также методы экономического моделирования. Кроме того, следует остановиться на статистических, демографических и социологических методах исследования экономической теории семьи.
Наиболее существенным источником для теоретического анализа и эмпирических исследований семьи как домохозяйства (в данном случае автор разделяет точку зрения на выделение таких уровней экономического анализа как нано-, номо-, микро-, мезо-, макро-, суб-, мега-) является статистика домохозяйства, она представляет важную информацию для практического планирования его развития на всех уровнях.
Поскольку все семьи проживают именно в домохозяйствах, то изменения в демографических характеристиках автоматически приводят и к структурным изменениям в составе домохозяйств. Понимание изменения структуры домохозяйств как причины и следствия демографических изменений позволило бы прогнозировать распределение населения в домохозяйственных структурах и определять число и структуру домохозяйств в зависимости от ожидаемого развития населения и положенных в основу таких прогнозов гипотез о демографических изменениях в широком смысле.
Социологические методы используются при анализе внутрисемейных отношений, поведенческих мотиваций, дивергентного поведения. Большой ценностью обладает социологическая информация, полученная на определенной стадии существования семьи: молодая семья до рождения детей, семья с детьми школьного возраста и т.д.
Помимо статистических и социологических методов анализа в исследовании семьи широко применяются экономические, оптимизационные методы, динамические, вероятностные методы, теории игр и т.д. Сильно формализованный математический аппарат представлен в теории «новой экономики семьи» (максимизация производственной функции и функции полезности, модели потребления благ и т.д.). Концепции экономики благосостояния, институциональные исследования (анализ социальных норм и предпочтений) используют методы теории корпоративных и некорпоративных игр в процессе принятия решений о разделении труда и рождении детей.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время можно выделить три основных направления экономических исследований семьи, как домохозяйства. Современная общая экономическая теория раскрывает такие основные проблемы домохозяйства как:
• собственно понимание домохозяйства и его общественного значения различными теориями;
• критическая оценка этих теоретических подходов с позиции их соответствия действительности;
• необходимость развития системной теории семьи и домохозяйства, в основу которой должен быть положен междисциплинарный подход, что требует интеграции экономики, социологии, демографии, психологии, физиологии и других научных дисциплин, имеющих отношение к семье и домохозяйству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, Р.К. Семейный уклад и основы жизнеустройства / Р.К. Иванова // Многоукладное^
России: исторические корни, состояние и перспективы. - М.: Институт экономики РАН, 2009.
- С. 183—184.
2. Карнышев, А.Д. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии / А.Д. Карнышев, М.А. Винокуров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
3. Колесов, В.П. Экономическая теория семьи / В.П. Колесов, Е.В. Коновалова, В.В. Чекмарев. -М.: ИНФРА-М. - 2010. - 300 с.
4. Никольская, Г. Семья в условиях постиндустриального общества (на примере США) // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 8. - С. 7—80.