Научная статья на тему 'Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание'

Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова О. Г.

В статье рассматривается структура экономической компетентности, составляющие компоненты которой представлены схематично. Особое внимание уделяется уточнению понятия экономической компетентности применительно к начальному профессиональному образованию и конкретным социально-экономическим факторам ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic competence of graduates of basic vocational training institu tions: structure and contents

The article views the structure of economic competence, whose components are schematically presented. Special attention is paid to specification of the notion «economic competence» relating to basic vocational training and certain social and economic factors of its forming.

Текст научной работы на тему «Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание»

О. Г. Назарова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. А. Николаева

В статье рассматривается структура экономической компетентности, составляющие компоненты которой представлены схематично. Особое внимание уделяется уточнению понятия экономической компетентности применительно к начальному профессиональному образованию и конкретным социально-экономическим факторам ее формирования.

The article views the structure of economic competence, whose components are schematically presented. Special attention is paid to specification of the notion «economic competence» relating to basic vocational training and certain social and economic factors of its forming.

Происходящие изменения в социально-культурной и экономической жизни современного российского общества требуют кардинальных преобразований в профессиональном образовании.

В настоящее время перед системой начального профессионального образования остро встает проблема подготовки учащихся к жизнедеятельности в обществе, формирования экономической

компетентности личности. Вполне очевидной в этой связи становится необходимость создания новых педагогических технологий, направленных на формирование экономического образования.

Новый тип производства предъявляет довольно жесткие требования к специалисту. В. М. Ананишев, Т. Н. Денисова, С. И Сергейчик пишут, что «работник не может довольствоваться теоретическим опытом, он должен быть подготовлен к сложному, высококвалифицированному труду. Образование и профессионально квалифицированная подготовка перестают быть замкнутыми элитными секторами и становятся способом связи поколений. Девиз “образо-

вание на всю жизнь сменяется установкой на “образование через всю жизнь”. Темпы социальных трансформаций и научно-технического прогресса, изменения в содержании и соотношении форм деятельности объективно требуют от работника знать “немного о многом” и вместе с тем “много о многом”»1.

В связи с этим наиболее актуальной задачей профессионального образования является подготовка молодежи к полноценной и плодотворной профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Данное требование предусматривает формирование у подрастающего поколения мобильности; способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; формирование экономического сознания, характеризующегося наличием целостного представления о системе экономических отношений; понимания механизмов

функционирования социально-экономических институтов; умения оперировать экономической терминологией, т. е. формирования экономической компетентности личности.

Сложившаяся система подготовки учащихся профессионального лицея опирается на государственный образовательный стандарт начального профессионального образования, базисные учебные планы, новые, интегрированные перечни профессий. Внедряются учебные предметы, направленные на изучение современных экономических процессов и подготовку плеяды «новых» специалистов, отвечающих потребностям рыночной экономики.

Однако следует признать, что качество подготовки выпускников начального профессионального образования продолжает отставать от требований рынка труда, работодателей.

Таким образом, одним из приоритетных направлений современного профессионального образования является формирование экономической компетентности личности.

На наш взгляд, экономическая компетентность в системе начального профессионального образования - это базисная, интегральная характеристика личностных качеств выпускника, отражающая экономические компетенции, обеспечивающая эффективное и целесообразное осуществление деятельности в различных сферах и сегментах экономики в соответствии с принятыми в современном обществе правовыми и моральными нормами, предполагающая наличие организаторских способностей, навыков анализа и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности, представления о наиболее эффективных и рациональных способах ее осуществления, а также профессиональной мобильности. Экономическая компетентность специалиста проявляется в единстве личностных, когнитивных и деятельностных сторон личности.

Экономическая компетентность должна рассматриваться в следующих

плоскостях: когнитивно-эмпирический

срез экономической компетентности, отражающий теоретический и практический опыт хозяйственной деятельности; социокультурный пласт экономической компетентности, включающий базис социально-экономических ценностей, накопленных предыдущими поколениями; профессиональный аспект экономической компетентности, ориентирующий развитие определенных профессионально-деятельностных структур личности с учетом требований, обусловленных уровнем развития общества; личностнопсихологическая плоскость экономической компетентности, предполагающая развитие у индивида ценностно-мотивационных ориентиров хозяйственной деятельности; историко-географический срез экономической компетентности, отображающий специфику формирования экономической компетентности в зависимости от климатогеографических условий, особенностей ментальности, режима власти и т. п.

Основу экономической компетентности, на наш взгляд, необходимо рассматривать комплексно, как совокупность следующих ее составляющих: грамотности, сознания, мышления, мировоззрения и поведения.

Условиями формирования экономической компетентности следует считать: обучение способам и технологиям восстановления нарушенного экономического равновесия в обществе; сообщение необходимых знаний об экономических закономерностях; обеспечение их полного усвоения, направленность образовательного процесса на воспитание мировоззрения, т. е. неразрывную связь экономики со всеми сферами жизнедеятельности человека; коррекцию экономических знаний, умений, навыков, мышления и мировоззрения,

перестройку сознания, т. е. становление личности.

При этом процесс формирования экономической компетентности можно представить как многоуровневый, сис-

темный комплекс, включающий следующие компоненты: процессуально-

деятельностный, когнитивный, ценностный и информационно-коммуникативный (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты формирования экономической компетентности

Процессуально-деятельностный компонент описывает практические и практи-ко-ориентированные составляющие экономической компетентности, деятельностную и процессуальную стороны хозяйствования субъекта экономики. Этот компонент основан на комплексе практических и практико-ориентированных умений и навыков, составляющих основу любой хозяйственной деятельности.

Когнитивный компонент экономической компетентности описывает в первую очередь интеллектуальное раз-

витие и особенности познавательной деятельности специалиста, занятого в сфере экономики.

Ценностный компонент экономической компетентности описывает уровень культурного и экономического развития конкретной личности.

Информационно-коммуникативный компонент экономической компетентности характеризует тактику и стратегию экономического поведения хозяйствующих субъектов, коммуникационные каналы, специфику общения и меж-

личностных отношений, возникающих в ходе экономической деятельности.

Таким образом, одним из приоритетных направлений современного образования является формирование экономической компетентности личности, выступающей в качестве одного из базовых компонентов профессиональной культуры учащегося и обес-

печивающей адаптацию и ориентацию выпускников профессиональных училищ, профессиональных лицеев, техникумов в рыночных условиях посредством развития экономической грамотности и экономического мышления, формирования целостного экономического мировоззрения.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Ананишев В. М., Денисова Т. Н., Сергейчик С. И. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося // Инновации в образовании. 2002. № 1. С. 17-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.