Научная статья на тему 'Принципы и компоненты формирования управленческой компетентности с позиций инновационной деятельности'

Принципы и компоненты формирования управленческой компетентности с позиций инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIVE ACTIVITY / MANAGEMENT / COMPETENCE / ECONOMIC BEHAVIOR / ADMINISTRATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева М.А.

Актуальность формирования управленческой компетентности связана также с утверждением рыночной экономики и становлением ее на инновационный путь развития. В статье выделены компоненты управленческой компетентности специалиста. Внутри каждого из компонентов управленческой компетентности следует выделить ряд составляющих, которые можно условно объединить в родственные группы. Данный подход позволяет представить управленческую компетентность как многоуровневое и целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муравьева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND COMPONENTS OF THE FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE FROM THE PERSPECTIVE OF INNOVATION

Relevance of formation of administrative competence is connected also with the statement of market economy and its formation on the innovative way of development. In article components of administrative competence of the expert are allocated. In each of components of administrative competence it is necessary to allocate a number of components which can be united in related groups conditionally. This approach allows to present administrative competence as multilevel and whole.

Текст научной работы на тему «Принципы и компоненты формирования управленческой компетентности с позиций инновационной деятельности»

УДК 658.3

ПРИНЦИПЫ И КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.А. Муравьева

Актуальность формирования управленческой компетентности связана также с утверждением рыночной экономики и становлением ее на инновационный путь развития. В статье выделены компоненты управленческой компетентности специалиста. Внутри каждого из компонентов управленческой компетентности следует выделить ряд составляющих, которые можно условно объединить в родственные группы. Данный подход позволяет представить управленческую компетентность как многоуровневое и целое. Ключевые слова: инновационная деятельность, управление, компетентность, экономическое поведение, управленческая культура.

Культурные, социально-экономические преобразования в обществе изменяют условия хозяйственной деятельности, делают ее все более технологически и информационно насыщенной, интеллектуальной. интеграция Глобализация и интеграция всеобщего экономического пространства, инновационный путь развития экономики, рыночные механизмы функционирования системы отношений, требуют пересмотреть критерии профессиональной пригодности современных руководящих кадров, представляя управленческую культуру сотрудников как неотъемлемое условие и атрибут их преобразовательной деятельности. [1].

Необходимость выработки управленческой компетентности взаимосвязана с функционированием рыночной экономики и направлении ее на инновационный путь развития. Хозяйствующие субъекты должны быть мобильными, быстро адаптироваться к политическим, социокультурным, экономическим изменениям, обладать навыками профессионального самосовершенствования, самообразования, ориентироваться в экономической информации. Надо выработать такие умения, навыки организации экономически эффективной и целесообразной управленческой деятельности, чтобы они были сообразны с окружающей средой, технической сферой и сущностью человека, сформировать представления о моделях рационального поведения в экономике, о моральных, эстетических, правовых нормах, которые ограничивают выбор и регулируют использование ресурсов.

В данный момент времени существует необходимость выработки управленческой компетентности руководящих структур нового поколения.

Если говорить об управленческой компетентности, то ее можно представить как интегральную, базисную характеристику личностных свойств руководящего персонала, которая включает управленческие компетенции, обеспечивает продуктивную хозяйственную деятельность, предполагающую наличие способностей организатора, профессиональной мобильности, навыков прогнозирования и анализа конечных результатов деятельности, представления о об эффективных и рациональных способах ведения дела.

Управленческую компетентность можно рассмотреть в таких сферах как социокультурная область, включающая систему социально-экономических ценностей, которые были накоплены предшествующими поколениями; когнитивно-эмпирическая область, которая показывает практический и теоретический опыт хоздеятельности; профессиональная область, которая ориентируется на формирование профессионально-деятельностной структуры личности с учетом таких требований, которые обусловлены уровнем развития современного общества; историко-географическая область, которая отражает специфику выработки управленческой компетентности в зависимости от климатических и географических условий, особенностей менталитета, строя общества; личностно -психологическая область,которая предполагает развитие у человека ценностно-мотивационных ориентиров деятельности. . [2].

Базис компетентности руководящего персонала следует рассматривать в совокупности как комплекс таких составляющих как экономические сознание, грамотность, мировоззрение и поведение.

Формирование грамотности управленческого персонала является основополагающим, длительным, процессом, который включает такие этапы как овладение предметной системой знаний; формирование основных представлений об условиях функционирования экономической системы и ее главных структурных категориях; направлениях производственной деятельности; овладение методами, приемами рациональной и эффективной работы; формирование обобщенной системы знаний на основе межпредметных связей разных дисциплин; усвоение основополагающих экономических категорий, понятийных компонентов, закономерностей, концепций.

Если говорить об экономическом сознании, то его можно представить в качестве нормативных, ценностных основ бытия, идейного источника созидательной деятельности в экономической сфере. Задача экономического образования заключается в понимании смысла действующих на данный момент времени законов, их личной и общественной значимости, в помощи осознании социальных ценностей экономической сферы.

Экономическое мышление обеспечивает целостность его теоретической стороны, т.е. комплексности мировосприятия специалистом хозяйственной деятельности; понятийно-образной структуры сознания человека; образа экономических процессов в сознании человека, деятельностной стороны, т.е. оперирования экономическими категориями и образами; навыками осуществления мыслительных операций, синтеза, анализа, сравнения; перехода от понятийно-образного экономического представления к практическим действиям, умения предвидеть динамику развития экономического процесса.

Если говорить об экономическом мировоззрении, то оно включает в себя представление о специфике предприятия и осуществления хозяйственной деятельности; особенностях функционирования рыночной экономики, эмоциональном отражении сущности социального и экономического пространства; системе ценностных и нормативных регуляторов хозяйственной деятельности на уровне отдельного индивидуума.

Экономическое поведение - это проявление любой формы активности человеком, которая может повлиять на экономическую ситуацию, развитие, канал приложения сил человека на экономические процессы.

К условиям формирования компетентности управленческого персонала можно отнести такие компоненты как сообщение знаний об экономических процессах, обеспечение их полного усвоения; обучение способам и технологи-

ям восстановления экономического равновесия; направление на воспитание мировоззрения, т.е. связь экономики с каждой из сфер жизни человека; коррекцию знаний, умений и навыков, перестройку сознания, мышления, т.е. формирование полноценной личности. [2].

Данный процесс основан на принципах: инновационная направленность, ориентированная на творческую деятельность; развитие системного мышления, которое позволяет принимать решения на высоком уровне обобщения; информатизация, обеспечивающая включение образовательной системы в общее информационное поле, принципы межпредметности, гуманизации [2].

Обобщая вышесказанное, следует выделить такие компоненты компетентности управленческого персонала как когнитивный, процессуально-деятельностный, ценностный, коммуникативный, информационный.

Степень формирования какого-либо из компонентов влияет на уровень формирования других составных частей компетентности руководящих работников. В связи с этим нужна организация такого образовательного процесса, который будет носить интегрированный и надпредметный характер.

Если рассматривать процессуально-деятельностную составляющую, то можно сказать, что она представляет практико-ориентированный компонент управленческой компетентности, процессуальную, практическую сторону деятельности субъекта. Эта составляющая включает в себя практические умения, навыки, которые представляют собой основу хозяйственной деятельности.

Если говорить о когнитивной составляющей управленческой компетентности, то можно сказать, что она описывает, в первую очередь, умственное развитие и специфику познавательной деятельности руководящего работника, который функционирует в сфере экономики, уровень экономического и культурного развития отдельного индивидуума.

Если говорить об информационно-коммуникативной составляющей, то она представляет собой тактику и стратегию поведения хозяйствующих субъектов, коммуникационные каналы, межличностные отношения, специфику общения в процессе управленческой деятельности.

Ценностная составляющая включает в себя личностные, экономически значимые, волевые и нравственные качества; общее представление о специфике и особенностях современной экономической системы; мотивированность действий и поступков, их социальное и экономическое обоснование; экономическое поведение хозяйствующего субъекта, ценности, убеждения, регулирующие управленческую деятельность.

В составе каждого компонента управленческой компетентности следует выделить те качества и способности, которые условно можно объединить в родственные группы. Представленный подход позволяет рассматривать управленческую компетентность как многоуровневое и целое явление.

Relevance of formation of administrative competence is connected also with the statement of market economy and its formation on the innovative way of development. In article components of administrative competence of the expert are allocated. In each of components of administrative competence it is necessary to allocate a number of components which can be united in related groups conditionally. This approach allows to present administrative competence as multilevel and whole. Keywords: innovative activity, management, competence, economic behavior, administrative culture.

Список литературы

1. Марьин М.И., Иванихин И.В. и др. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: метод. пособие. М.: ВНИИПО, 2008. 117с.

2. Назарова О.Г. Формирование экономической компететнтности у учащихся профессионального лицея в учебном процессе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Назарова Ольга Геннадьевна.-Орел, 2008. 23 с.

Об авторе

Муравьева М.А. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.