Научная статья на тему 'Экономическая компетентность в структуре основных категорий экономического образования'

Экономическая компетентность в структуре основных категорий экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / КОМПЕТЕНТ-НОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ирина Геннадьевна

Статья посвящена изучению экономической компетентности в структуре основных категорий экономического образования. Подробно рассмотрена сущность следующих определений: экономика, экономическая компетентность, экономическое образование, экономическое воспитание, экономическое мышление, экономическое сознание, экономическая культура. Определена особенность экономической компетентности в учреждении среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая компетентность в структуре основных категорий экономического образования»

УДК 377.5:37.014.53

Яковлева Ирина Геннадьевна

Соискатель Ульяновского государственного университета, кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности, irinajakovleva@mail.ru, Ульяновск

экономическая компетентность В СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ экономического образования

Статья посвящена изучению экономической компетентности в структуре основных категорий экономического образования. Подробно рассмотрена сущность следующих определений: экономика, экономическая компетентность, экономическое образование, экономическое воспитание, экономическое мышление, экономическое сознание, экономическая культура. Определена особенность экономической компетентности в учреждении среднего профессионального образования.

Ключевые слова: экономическая компетентность, экономика, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая культура, экономическое сознание, компетент-ностное образование.

Yakovleva Irina Gennadyevna

Competitor of the Ulyanovsk state university, chair of pedagogics of vocational training and social activity, irinajakovleva@mail.ru, Ulyanovsk

ECONOMIC COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF BASIC CATEGORIES OF Economic EDUCATION

The article is devoted to the study of economic competence in the structure of basic categories of economic education. The essence of the following definitions: economics, economic competence, economic education, economic upbringing, economic thinking, economic consciousness, economic culture has been considered in detail. The peculiarity of economic competence in the establishment of intermediate vocational education has been defined.

Keywords: economic competence, economics, economic upbringing, economic education, economic culture, economic consciousness, competence education.

Прежде чем раскрывать сущность дефиниции «экономическая компетентность», более подробно остановимся на некоторых экономических понятиях, без которых это сделать будет достаточно трудно. К ним относятся такие понятия, как: экономика, экономическая теория, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая культура, экономическое мышление, экономическое сознание, экономическое поведение, экономическое мировоззрение и некоторые другие.

Имеется множество определений термина «экономика»: хозяйство, ведущееся в соответствии с определенными законами, правилами, нормами; единый процесс хозяйственной деятельности, неотделимый от политики, религии, морали; наука о богат-

стве; совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; определенная совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг; хозяйство района, страны, группы стран или всего мира; научная дисциплина, занимающаяся изучением секторов и отраслей народного хозяйства, а также некоторых условий и элементов производства; экономика изучает общественные отношения производства и распределения в их развитии и т. д.

Проанализировав имеющиеся дефиниции понятия «экономика», можно заключить, что единого мнения по этому вопросу среди уче-ных-обществоведов до сих пор нет. На наш

взгляд, сегодня слово экономика имеет три значения: экономика - наука, изучающая как из имеющихся ограниченных ресурсов произвести все необходимые нам продукты, а затем их распределить для потребления; экономика - хозяйство в широком смысле этого слова; экономика - отношения между людьми, которые складываются в процессе хозяйственной жизни.

Единого определения понятия «экономическое воспитание», а также сопряженных с ними терминов «экономическое образование», «экономическое мышление», «экономическое сознание», «экономическое поведение», «экономическое мировоззрение» в литературе также нет. В одних учебниках и учебных пособиях вообще нет разделов, посвященных этим вопросам, в других - о них лишь упоминается. Имеющиеся определения этих терминов или очень тривиальны, или очень громоздки.

Проблемами экономического воспитания занимались А. Ф. Аменд, А. Аникин, В. Г. Гурьянова, О. В. Дыбина, Н. Я. Клепач, Л. П. Кураков, О. И. Меньшикова, В. Д. Попов, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин и др. Характерным является и определение экономического воспитания, данное В. Д. Поповым: «.. .Оно предполагает выработку у людей заинтересованного подхода к делу, умение не просто экономически грамотно мыслить, а мыслить по государственному, давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению, техническому нововведению, своему личному труду и т. п. ... Оно придает мышлению идейную и практическую направленность» [5, с. 179].

Т. о., под экономическим воспитанием понимается систематическое усвоение экономических знаний, формирование у членов общества умений, навыков, потребностей хозяйствования в соответствии с социально-экономичес-кими принципами и нормами, утвердившимися в данном обществе. В этом контексте основной целью экономического воспитания можно считать выработку определенного экономического поведения, позволяющего гражданину быть эффективным потребителем.

Из данного определения видно, что ядром экономического воспитания является экономическое образование, которое предполагает усвоение обучаемыми опре-

деленной суммы экономических знаний, создающих для них условия возможности непрерывного экономического образования. Различными аспектами экономического образования в разное время занимались Л. С. Гребнев, В. Г. Гурьянова, А. В. Да-ринский, И. В. Ермакова, Е. Землянская, Х. Камински, Т. Клячко, Г. Ф. Кретинина,

Н. И. Кузнецова, Л. П. Кураков, Л. Лебедева, Р Лукьянова, Л. Любимов, Б. Мишин,

А. Самохина, И. А. Сасова, В. Соколинский,

А. Черногоров и др. Современное экономическое образование осуществляется в условиях трансформации экономической системы общества, а именно - в условиях перехода к рыночной экономике. Эта трансформация явилась итогом глубокой неудовлетворенности условиями и результатами старой экономической системы, а также критического осмысления ее ценностей и норм.

Экономическое образование сегодня является неотъемлемой, важной частью непрерывного образования. Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества - с нравственными. С переходом российского государства к экономике рыночного типа, от монополии государственной собственности к многоукладности форм собственности, к экономическим методам управления возникла острая потребность в совершенствовании экономического образования, являющегося базой, как для развития экономического поведения, так и для развития экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых нужно закладывать со школьной скамьи. Сегодня высокие требования к личности предъявляются из-за всевозрастающей конкуренции на рынке труда, поэтому проблема экономического образования затрагивает интересы как обучаемых, их родителей, учителей школ и преподавателей учреждений профессионального образования, так и всего общества.

Профессиональная культура личности в качестве одного из компонентов включает экономическую культуру, которую можно определить как совокупность институционализированных способов деятельности, с помощью которых конкретные общества, группы и индивиды адаптируются к экономическим условиям своего существования. Она состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний (в их ценностном и инструментальном аспектах).

В. В. Апухтина указывает, что «экономическая культура будущего специалиста предусматривает честное ведение бизнеса, высокую нравственную и психологическую культуру, практические знания и умения в экономической сфере, владение основами культуры делового общения и поведения» [2, с. 15].

Однако современные экономические словари, справочники, энциклопедии очень скупы на освещение этих терминов. В качестве примера приведем определение экономической культуры из краткой экономической энциклопедии: «Экономическая культура характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной стадии его развития. Экономическая культура включает в себя материальный продукт, материальные услуги, экономические идеи, теории, концепции, знания. Экономическая культура подразделяется на материальную и духовную ... Оба вида экономической культуры тесно взаимосвязаны, их автономное функционирование невозможно» [8].

Ныне имеется определение экономической культуры, предложенное Т. Терюко-вой. Она утверждает, что современная наука практически не оперирует понятием «экономическая культура» [7, с. 111]. Т. Терюкова выделяет следующие компоненты понятия «экономическая культура»: экономическая грамотность, формирование системы представлений о законах и механизмах функционирования экономики; умение работать с экономической информацией; владение «экономическим» языком, экономическим мышлением, «правилами» экономического поведения; выработка черт характера, обеспечивающих грамотные «экономические поступки»; наличие экономической интуиции, экономического сознания.

Существуют различные определения экономического мышления, которые разитель-

но отличаются от определения экономической культуры: «Экономическое мышление: ключевой элемент общественного сознания в целом, экономического сознания в частности; диалектическое сочетание и взаимодействие экономических знаний, идей, теорий, концепций, категорий и законов в субординированной экономической системе; своего рода ядро духовного бытия, синтезирующего хозяйственную практику и экономическую теорию» [3, с. 432].

В. Д. Попов выделяет три аспекта экономического сознания: «.экономи-ческое сознание выступает, во-первых, как совокупность экономических идей, знаний, взглядов, суждений, чувств, настроений и других духовных образований. Во-вторых, в общественное экономическое сознание входят не все и не всякие экономические взгляды отдельных людей, а те, которые являются общественно значимыми для народа, класса и других социальных общностей. Здесь проводится теоретическая грань между индивидуальным и общественным сознанием. В-третьих, экономическое сознание - это не только осознанные людьми знания, но и отношения к ним и к тем явлениям экономической жизни общества, с которыми они имеют дело в данный конкретный исторический период времени» [5, с. 60].

Г. Н. Соколова так определяет экономическое сознание: «Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени» [6, с. 172]. Если это определение сравнить с определением В. Д. Попова, приведенным нами выше, то видно, что они практически повторяют друг друга. Однако в определении экономического мышления эти авторы принципиально расходятся. В. Д. Попов рассматривает экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Последние и входят,

по его словам, в содержание экономического сознания. В. Д. Попов приходит к выводу, что результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются [5, с. 45]. Г. Н. Соколова не может согласиться с таким определением, поскольку считает, что такая формулировка не позволяет улавливать принципиальную разницу между экономическим сознанием и экономическим мышлением. Она определяет экономическое мышление так: «. традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни . экономическое мышление питается уже не познаниями действия и использования социальных законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполненную социально-экономическим содержанием . экономическое сознание связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью в социально-экономическую практику» [6, с. 175]. И далее: «Предлагаемый методологический подход дает возможность формировать теоретическую концепцию экономического сознания, исходя из анализа того, в какой-то мере оно отражает существующие экономические отношения и направлено на познание и сознательное использование социально-экономических законов» [там же, с. 177]. В данном контексте оригинальна трактовка Г. Н. Соколовой экономической культуры как способа взаимодействия экономического сознания и экономического мышления.

Более удачным нам кажется определение экономического сознания, данное И. В. Андреевой: «. под экономическим сознанием понимается системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком». Совершенно иное понимание экономического сознания дается в «Концепции экономического образования, подготовки экономистов на экономическом факультете», разработанной на экономиче-

ском факультете Новосибирского государственного университета: «Экономическое сознание - навыки оценки экономического порядка и принятия решений в этой области». Такое определение основано на предположении о том, что поведение человека в его взаимодействии с окружением определяется тремя факторами: политическим устройством, экономическим порядком и ментальностью. Разработчики концепции считают, что в стабильном обществе все эти три «регламента» равносильно определяют поведение человека. При этом экономическое сознание формируется не только на основе новых знаний, получаемых в образовательной системе, но и находится под воздействием старого багажа знаний.

Таким образом, анализ имеющихся дефиниций экономического сознания, экономического мышления, экономической культуры, экономического поведения, экономического воспитания, экономического образования приводит нас к заключению, что выявленные различия не столь существенны, если использовать обобщенный подход, наиболее широко применяемый всеми социально-гуманитарными науками. Мы считаем, что важнейшей задачей и экономики, и педагогики является не выявление различий в определении указанных понятий, а выработка соответствующих моделей поведения человека в условиях ограниченных ресурсов: денежных, ресурсных, временных, информационных и др.

Важнейшая специфическая задача экономического образования - раскрытие содержания экономических понятий, категорий, законов. Цель же экономического воспитания шире: формирование на основе усвоенных знаний нового, рационального отношения к труду и общественной собственности. Оно предполагает выработку у людей заинтересованного подхода к делу, умение не просто экономически грамотно мыслить, а мыслить по государственному, давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению, техническому нововведению, своему личному труду и т. п. Экономическое образование -это процесс передачи людям и усвоения ими экономических знаний, умений и навыков экономического мышления. Экономическое воспитание формирует отношение к таким

знаниям, направлено на их глубокое усвоение, осмысление, превращение в убеждения и поступки людей. Оно придает мышлению идейную и практическую направленность. Экономическое образование формирует преимущественно систематизированные, теоретические взгляды, а экономическое воспитание - убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации личности. Тесно связанные между собой, экономическое образование и воспитание формируют у людей рационально-экономические духовные качества. Сплав знаний, убеждений и поступков человека образует его новые качества -идейность и сознательность [7, с. 179].

Компетентностное образование выдвигает ключевые образовательные компетенции в качестве основных компонентов личностно-ориентированной парадигмы образования. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность обучаемого предполагает целый спектр его личностных качеств, минимальный опыт применения компетенции.

Формирование экономической компетентности способствует не только формированию предметных экономических знаний, умений и навыков, но и выявлению личностного смысла по отношению к ним, формированию общественно-значимых качеств личности и норм поведения, появлению живой сопричастности к применению полученных экономических знаний на практике во благо личности и государства. Важной задачей современного компетентностного образования является выявление сущностной характеристики экономической компетентности обучаемых. Пока определяются основные подходы к ее решению. Так, Н. И. Кузнецова констатирует, что ее основными компонентами наряду с рациональными экономическими знаниями, умениями и навыками обучаемых будут выступать и ценностномотивационный компонент, опосредован-

ный освоением ими ценностных установок общества; социальный компонент, отражающий их развитие как субъектов экономической деятельности в новых социальноэкономических условиях; компонент сформированности личностных качеств, таких как: сформированность экономического мышления, рационального экономического поведения, потребностной сферы, готовности к различным видам социально-экономической деятельности и т. д. [4, с. 141].

Мы согласны с мнением Н. И. Кузнецовой о компонентах экономической компетентности в общеобразовательной школе. Что касается компонентов экономической компетентности в учреждении среднего профессионального образования, то они определяются видами профессиональной деятельности конкретной специальности. Так, экономическая компетентность как готовность к профессиональной деятельности в экономической сфере определяется ценностно-мотивационным, когнитивно-познавательным; деятельностно-практичес-ким компонентом, а также компонентом сфор-мированности профессионально значимых качеств. Ценностно-мотивационный компонент включает осознанный интерес и положительное отношение к профессии, потребность успешно выполнять свои основные профессионально-функциональные обязанности по различным видам профессиональной деятельности. Когнитивно-познавательный компонент отражает формирование элементов профессиональной мобильности будущего специалиста, который должен понимать особенности и условия деятельности предприятий различной формы собственности, самостоятельно ориентироваться в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности, самостоятельном решении специфических производственных вопросов и проблем на своем рабочем месте. Деятельностно-практический компонент означает владение способами и приемами выполнения различных видов профессиональной деятельности: учетно-аналитической; контрольно-ревизионной; аудиторской; консалтинговой; организационно-управленческой и нормативно-методической. Компонент сформированности профессионально значимых качеств включает в себя следующие группы качеств: общечеловеческие

качества; психофизиологические качества; деловые качества; организаторские способности; коммуникативные качества; профессиональные знания [1, с. 158-159].

Таким образом, экономическая компетентность в структуре основных категорий экономического образования рассматривается нами как совокупная, интегративная характеристика личности, свидетельствующая об уровне ее профессиональной компетентности, обеспечивающей профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

Библиографический список

1. Алимбекова Ф. Б. Формирование толерантной культуры будущих менеджеров в условиях высшего профессионального образования (в сфере государственного и муниципального управления): дисс. ... канд. пед. наук - Ульяновск, 2009. - 311 с.

2. Апухтина В. В. Профессионально важные качества будущих менеджеров как компонент экономической культуры // Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития: материалы Всеросс. науч.-ме-тод. конф.. - Челябинск: УралГУФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2007. - Ч. 1. - С. 15-17.

3. Вечканов Г. С., Вечканов Г. Р, Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 509 с.

4. Кузнецова, Н. И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже ХХ-ХХ1 столетий: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007. - 262 с.

5. Попов В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 264 с.

6. Соколова Г. Н. Экономическая социология: учеб. для вузов. - Минск: Вышэйша школа, 1998. - 368 с.

7. Терюкова Т. Экономическая культура как цель и средство // Высшее образование в России. - 1999. - №3. - С. 109-117.

8. Экономическая психология. Социокультурный подход / под ред. И. В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.