Научная статья на тему 'Дефиниции базовых понятий экономического образования школьников в контексте реализации компетентностного подхода'

Дефиниции базовых понятий экономического образования школьников в контексте реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ИДЕИ / BASIC CATEGORIES AND IDEAS / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / TERMINOLOGICAL ANALYSIS / ДИФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ / DEFINITIONS OF CONCEPTS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ECONOMIC TRAINING OF HIGH-SCHOOL STUDENTS / ПАРАДИГМА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА / PARADIGM OF COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дяченко Виктория Павловна, Шкуропий Константин Викторович

Рассматривается проблема использования дифиниций базовых понятий экономического образования и воспитания школьников, имеющихся в отечественной педагогике, и возможности их применения в контексте современной парадигмы компетентностного подхода. Раскрыта сущность и значение понятия экономической компетентности школьника, показана её связь с другими образовательными компетентностями и интегративный критерий оценки эффективности экономического образования школьников. Выделены функции компетенций и компетентностей по отношению к различным аспектам экономического образования школьников. Выполненный анализ и обобщение понятия экономического образования школьников, а также имеющегося опыта организации экономического образования дали возможность определить перспективные подходы и направления организации экономической подготовки российских школьников в контексте реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITIONS OF BASIC CONCEPTS OF ECONOMIC EDUCATION FOR HIGH-SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE-BASED APPROACH IMPLEMENTATION

The paper discusses the use of definitions of basic concepts of economic education for high-school students, available in domestic pedagogy, and a possibility of their application in the context of a modern paradigm of competence-based approach. The work discloses the essence and meaning of a concept of economic competence of the high-school student, shows its relationship with other educational competences and integrative criterion for evaluation of efficiency of economic education of high-school students. The authors distinguish functions of competences and expertises in relation to various aspects of economic education of high-school students. The made analysis and generalization of the concept of economic education of high-school students, as well as the available experience in the organization of economic education have given the chance to define the promising approaches and directions of the organization of economic training of the Russian school students in the context of implementation of competence-based approach.

Текст научной работы на тему «Дефиниции базовых понятий экономического образования школьников в контексте реализации компетентностного подхода»

УДК 373:330 ББК 74.005.25 Д 99

В.П. Дяченко

Аспирантка кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: kastro1983@mail.ru

К.В. Шкуропий

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: konsshk@rambler.ru

ДЕФИНИЦИИ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается проблема использования дифиниций базовых понятий экономического образования и воспитания школьников, имеющихся в отечественной педагогике, и возможности их применения в контексте современной парадигмы компетентностного подхода. Раскрыта сущность и значение понятия экономической компетентности школьника, показана её связь с другими образовательными компетентностями и интегративный критерий оценки эффективности экономического образования школьников. Выделены функции компетенций и компетентностей по отношению к различным аспектам экономического образования школьников. Выполненный анализ и обобщение понятия экономического образования школьников, а также имеющегося опыта организации экономического образования дали возможность определить перспективные подходы и направления организации экономической подготовки российских школьников в контексте реализации компетентностного подхода.

Ключевые слова: базовые категории и идеи, терминологический анализ, ди-финиции понятий, экономическое образование школьников, парадигма компе-тентностного подхода.

V.P. Dyachenko

Post-graduate student of Department of the Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: kastro1983@ mail.ru

K.V. Shkuropiy

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: konsshk@rambler.ru

DEFINITIONS OF BASIC CONCEPTS OF ECONOMIC EDUCATION FOR HIGH-SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE-BASED APPROACH IMPLEMENTATION

Abstract. The paper discusses the use of definitions of basic concepts of economic education for high-school students, available in domestic pedagogy, and a

possibility of their application in the context of a modern paradigm of competence-based approach. The work discloses the essence and meaning of a concept of economic competence of the high-school student, shows its relationship with other educational competences and integrative criterion for evaluation of efficiency of economic education of high-school students. The authors distinguish functions of competences and expertises in relation to various aspects of economic education of high-school students. The made analysis and generalization of the concept of economic education of high-school students, as well as the available experience in the organization of economic education have given the chance to define the promising approaches and directions of the organization of economic training of the Russian school students in the context of implementation of competence-based approach.

Keywords: basic categories and ideas, terminological analysis, definitions of concepts, economic training of high-school students, paradigm of competence-based approach.

Переход нашей страны к рыночной экономике, рост конкуренции на рынке труда актуализировали поиски перспективных направлений развития у подрастающего поколения россиян инициативы, предприимчивости, экономической грамотности, являющихся основой экономической культуры личности, формирование которой необходимо закладывать в период обучения в школе. В этой связи актуальной становится проблема использования имеющихся в отечественной педагогике базовых категорий и идей экономического образования и воспитания школьников в контексте современной парадигмы компетент-ностного подхода.

Для раскрытия сущности сложившихся дефиниций базовых понятий экономического образования школьников необходимо провести их терминологический анализ. К категории базовых понятий экономического образования относятся: экономика, экономическое воспитание, экономическая культура, экономическое мышление, экономическое поведение, экономическое сознание, экономическое мировоззрение и ряд других.

Автором термина «экономика» является Ксенофонт. Образование этого термина основано на соединении двух греческих слов «хозяйство» и «закон», поэтому экономику в первоначальном варианте трактовали как ведение хозяйства

в соответствии с определенными законами, нормами, правилами, знаниями. Поскольку хозяйство в этот общественный период было домашним, натуральным, то и экономика вплоть до XVII в. воспринималась как искусство домоводства или ведения домашнего хозяйства [1].

Проанализировав имеющиеся формулировки понятия «экономика», можно сделать вывод, что среди ученых единого подхода к его пониманию до сих пор не сложилось [2, 3]. На наш взгляд, термин «экономика» включает в себя три значения:

1) как наука, изучающая особенности производства необходимых человеку продуктов и способов их распределения;

2) как способ ведения хозяйства;

3) как хозяйственные отношения между людьми.

Произведённый анализ литературных источников показал, что единый подход к формулировке понятий «экономическая подготовка», «экономическое образование» «экономическое воспитание», «экономическое мышление», «экономическое сознание», «экономическое поведение», «экономическое мировоззрение» в настоящее время ещё не сложился. Кратко рассмотрим и проанализируем содержание этих понятий.

Экономическая подготовка школьника направлена на формирование целостного представления о способах производства, формах

распределениия, потребления и обмена материальных и духовных благ, накопленных обществом. Этот вид подготовки реализуется посредством экономического образования и воспитания. Экономическая подготовка школьника в российской школе до начала 90-х годов XX века реализовывалась в процессе изучения таких предметов, как обще-ствознание, основы государства и права, экономической географии, а также трудового и профильно-ориентированного профессионального обучения [4].

Экономическое образование школьников направлено на раскрытие содержания и усвоение базовых экономических понятий, категорий, законов и формирования на этой основе экономических знаний, умений, способов экономического мышления и деятельности. Экономическое образование школьника включает экономическое воспитание, основной целью которого является формирование на основе усвоенных экономических знаний рационального отношения к трудовой деятельности, разумных потребностей в потреблении материальных благ, рационального экономического мышления и сознания, умений адекватно оценивать сущность экономических явлений.

Таким образом, экономическое образование обеспечивает формирование систематизированных, теоретических, экономических взглядов человека, а экономическое воспитание формирует убеждения, установки, мотивационно-ценностное отношение личности, нормы экономического поведения и качества, составляющие экономическую культуру личности.

Экономическое поведение личности в настоящее время не является устоявшимся в науке понятием и термином. Изучением и описанием этого вида поведения человека занимаются такие науки, как социология, экономика, экономическая социология, экономическая

психология, социальная психология, педагогика и ряд других. В этой связи учёные - представители различных наук, сущность одних и тех же по содержанию экономических понятий раскрывают и описывают по-разному с позиций различных наук.

Современные экономические энциклопедии, справочники и словари очень слабо освещают содержание этих терминов, связанных с экономическим образованием школьника. Приведем пример определения экономической культуры из «Краткой экономической энциклопедии»: «Экономическая культура характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной стадии его развития. Экономическая культура включает в себя материальный продукт, материальные услуги, экономические идеи, теории, концепции, знания. Экономическая культура подразделяется на материальную и духовную ... Оба вида экономической культуры тесно взаимосвязаны, их автономное функционирование невозможно» [2: 426].

В этой энциклопедии дано сразу три различных определения экономического мышления, которые разительно отличаются от определения экономической культуры: «Экономическое мышление: ключевой элемент общественного сознания в целом, экономического сознания в частности; диалектическое сочетание и взаимодействие экономических знаний, идей, теорий, концепций, категорий и законов в субординированной экономической системе; своего рода ядро духовного бытия, синтезирующего хозяйственную практику и экономическую теорию» [2: 432].

По нашему мнению, такое определение не позволяет выявить различие между экономическим мышлением и экономическим сознанием. Выполненный анализ существующих понятий экономического мышления позволил определить его

следующим образом: экономическое мышление включает в себя представления и взгляды человека, основанные на практическом опыте участия в экономической деятельности.

Наиболеее удачным, на наш взляд, является определение экономического сознания, данное энциклопедией: «...под экономическим сознанием понимается системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком» [2: 36].

Интересен анализ структуры экономического сознания личности, проведенный О.С. Дейнекой. Исходя из предмета и задач экономической психологии, им определены следующие структурные компоненты: экономические чувства и эмоции; сфера перцептивного поведения; представления об экономическом поведении; сфера волевых проявлений экономического сознания личности [5: 421].

Таким образом, анализ имеющихся дефиниций экономического сознания личности, экономического мышления, экономической культуры, экономического поведения, экономического воспитания приводит нас к заключению, что выявленные различия не столь существенны, если использовать обобщенный подход, наиболее широко применяемый всеми социально-гуманитарными науками [6]. Мы считаем, что важнейшей задачей и экономики, и педагогики является не выявление различий в определении обозначенных понятий, а разработка эффективных моделей экономического поведения человека в условиях ограниченных ресурсов: денежных, временных, информационных и др.

В контексте заявленной темы исследования рассмотрим место экономического образования в структуре современного компетент-ностного подхода в обучении школьников. Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.

В последние годы понятие «компетенция» стало всё больше выходить на общепедагогический, общедидактический и предметный методологический уровень. Это связано с его интеграционной метапредмет-ной ролью в системе общего образования и системно-практическими функциями.

Прежде чем переходить к раскрытию содержания экономических компетенций, определимся с дефиницией этого понятия, его родовыми и отличительными признаками.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

По A.B. Хуторскому, образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, смысловых ориентации, способов деятельности) необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности [7: 63]. К основным образовательным компетенциям относят ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенции, а также компетенцию личностного самосовершенствования. В ключевых образовательных компетенциях получают концентрированное взаимосвязанное воплощение следующие компоненты общепредметного (метапредметного) содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; общеучебные умения, навыки и способы деятельности [7: 64].

Компетентностное образование выдвигает образовательные компетенции в качестве основных

компонентов личностно-ориенти-рованной парадигмы образования, признающей уникальную сущность каждого обучающегося, и актуализирует индивидуальность его образовательной траектории.

Нами определены основные функции компетентностного подхода в экономическом образовании школьников:

- по отношению к личности ученика: отражают и развивают личностные смыслы экономического образования; характеризуют дея-тельностный компонент этого вида образования, степень его практической подготовленности; отражают опыт экономической деятельности; помогают решать экономические проблемы - от бытовых до производственных и социальных; представляют собой интегральные характеристики качества экономической подготовки школьников; в совокупности определяют и отражают экономическую грамотность и эрудицию обучающегося;

- по отношению к ЗУНам: не противостоят им, а находятся в отдельной плоскости по отношению к ним, имеют с ними сопересечения; связаны со способностью осмысленно применять комплекс экономических знаний, умений, опыта и способов деятельности, имеющих личностно-деятельностный характер;

- по отношению к структуре и содержанию образования: позволяют корректно формулировать цели, задачи, проектировать педагогические модели и технологии,

конструировать содержание экономического образования;

- по отношению к способам деятельности: дают возможность использовать теоретические знания в области экономики для решения практических задач; позволяют разработать объективные критерии и показатели успешности их освоения школьниками.

Проектируемая с учётом выделенных функций экономическая подготовка позволяет обеспечить не только узко предметное, но и целостное компетентностно ориентированное экономическое образование школьников. В нём экономические компетенции обучающегося будут играть многофункциональную мета-предметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и кругу друзей, в семье, в будущих производственных отношениях, и выступать инте-гративным критерием оценки эффективности процесса экономического образования в школе Такой подход значительно улучшит качество экономического образования, поскольку формирование экономической компетентности предполагает актуализацию развития личностного смысла в изучении экономики, формирование социально-значимых экономических качеств личности и норм рационального поведения и на их основе экономической культуры личности.

Материалы статьи могут послужить основой для разработки концепции экономического образования школьников на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Примечания:

1. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М., 1999. 295 с.

2. Краткая экономическая энциклопедия / В.Г.Сечканов [и др.]. СПб., 1998. 509 с.

3. Veblen T. Why Is Economics not an Evolutionary Science? // Quartely Journal of Economics. 1898. Vol. XII (July). P. 373-397.

4. Самохина А. Экономика образования и экономика в образовании школьников // Народное образование. 2002. № 10. С. 209-213.

5. Дейнека О.С. Экономико-психологические последствия политики переходного периода // Общество и политика. СПб., 2010. С. 453.

6. Демкина Е.В. Ментальные характеристики современного российского студенчества: монография. Новосибирск: Изд-во ЦНРС, 2013. 125 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориенти-рованной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

8. Черногоров А.И. Экономика и образование: взаимное влияние // Народное образование. 2003. № 10. С. 31-38.

References:

1. Vasilyev Yu.K. Economic education and education of students. M., 1999. 295 pp.

2. Brief economic encyclopedia / V.G. Sechkanov [at al]. SPb., 1998. 509 pp.

3. Veblen T. Why Is Economics not an Evolutionary Science? // Quartely Journal of Economics. 1898. Vol. XII (July). P. 373-397.

4. Samokhina A. The Economics of education and economics in the education of schoolchildren // Public Education. 2002. No. 10. P. 209-213.

5. Deineka O.S. Economic and psychological consequences of the policy of transition period // Society and Politics. SPb., 2010. P. 453.

6. Demkina E.V. Mental characteristics of modern Russian students: a monograph. Novosibirsk: TsNRS Publishing House, 2013. 125 pp.

7. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of the person-oriented education paradigm // Public Education. 2003. No. 2. P. 58-64.

8. Chernogorov A.I. Economics and education: mutual influence // Public education. 2003. No. 10. P. 31-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.