УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ
8 (245) - 2014
УДК 330
экономическая
и социально-психологическая безопасность регионов российской федерации
И. А. КИСЕЛЕВА,
доктор экономических наук,
профессор кафедры прикладной математики
E-mail: Kia1962@list.ru
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)
Н. Е. СИМОНОВИЧ,
доктор психологических наук,
профессор кафедры психологии личности,
академик РАЕН
E-mail: nsimoni@mail.ru
Институт психологии им. Л. С. Выготского
Российского государственного гуманитарного университета
Статья посвящена экономической и социально-психологической безопасности регионов Российской Федерации. В работе рассматриваются причины и виды региональных кризисных ситуаций, представлены основные показатели для их мониторинга, даны практические рекомендации для решения поставленных задач по обеспечению экономической и социально-психологической безопасности регионов России.
Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-психологическая безопасность, регион, кризисная ситуация, безработица, качество жизни, социальная и психологическая защита.
В настоящее время наша страна находится в сложной ситуации в мировой экономике и международных отношениях. Наступила эпоха больших ожиданий и горьких разочарований. Процессы перестройки, начавшейся в 1980-е гг. как на территории Российской Федерации, так и в международной эко-
номической системе, еще не завершен, а наоборот, продолжается и набирает силы.
Результаты этих процессов проявятся через несколько десятилетий, ведь крах и развал старой системы социально-экономических отношений произошел по меркам истории почти мгновенно. Многие политики, государственные деятели, простые граждане оказались не готовы к таким быстрым переменам, поскольку во всем происходящем не было долгосрочной стратегии, и пришлось ориентироваться на интуицию и воображение участников происходящих событий. Возможности экономического развития России, связанные с ее природными ресурсами, постоянно сокращаются. Перед нашим обществом встали сложные и актуальные задачи радикальной диверсификации экономической базы страны, развития экономических знаний, изменения психологических особенностей людей, развития предпринимательства и его стимулирования на государственном уровне, внедрения инновационных
технологий в современное производство, уменьшения издержек при выпуске конкурентоспособной продукции [13, 15].
Гражданам России необходимо создавать современную инновационную экономику, направленную на современное высокоэффективное производство, а не на экспорт сырья, более эффективно использовать сохранившийся военно-технический потенциал и энергетические ресурсы [12]. Именно поэтому так важны экономическая и социально-психологическая составляющие безопасности регионов Российской Федерации. Что же мы имеем в этой области в настоящее время?
В данном исследовании авторы сделали попытку провести объективный анализ и дать практические рекомендации для решения поставленных перед российским обществом задач обеспечения экономической и социально-психологической безопасности регионов страны.
В переходный период «потерялся» ряд предплановых документов, в которых нашли свое отражение цели, задачи и методы государственной экономической политики развития регионов. Оборвалась преемственность региональной политики, и ее пришлось моделировать и создавать заново, опираясь на оперативные знания и состояние экономики в современном обществе. На какое-то время нарушились отлаженные десятилетиями экономические связи между производителями продукции в регионах России и странах СНГ. Выпуск конечной продукции уменьшился, были остановлены линии производства, в том числе и выпускающие стратегическую продукцию для военно-промышленного комплекса, сокращен выпуск станков и оборудования для производственных предприятий.
В этих условиях необходимо уделить пристальное внимание региональной экономической политике и оценке состояния экономической и социально-психологической безопасности регионов страны [14]. Крайне важным представляется скорректировать актуальные задачи, определить новые цели и методы реализации государственной программы в решении социальных и экономических проблем, учитывая сложившуюся ситуацию в мировом сообществе и в связи с новыми внешними угрозами и вызовами.
При этом необходимо учитывать и специфические особенности регионов, наличие в них стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов. Особенно важным представляется для авторов
регион Арктики, где сосредоточены огромные запасы питьевой воды и ценных природных ископаемых. К этому региону необходимо относиться с повышенным вниманием, ведь к нему также имеют интерес многие мировые державы. Все это подчеркивает актуальность и необходимость исследования состояния проблем безопасности регионов, как экономических, политических, так и социально-психологических.
Региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей не только данного региона, но и государства в целом. «В условиях нарастающего социального хаоса социум стремится реформировать некоторые подсистемы, чтобы обеспечить стабильное и продуктивное развитие. Реформа в одной подсистеме не преобразует кардинально всей социально-экономической системы — последняя сохраняет свое интегральное качество. Однако, если преобразования охватывают большинство подсистем, социально-экономическая система может утратить свои механизмы и закономерности. Общество рискует не сохранить стабильное состояние и, более того, реформами спровоцировать катастрофу» [1].
Рассмотрим показатель безопасности региона, который назовем региональной кризисной ситуацией. Ниже приведены некоторые виды кризисных ситуаций, присущие регионам нашей страны. Чтобы избежать необратимых последствий в экономической безопасности регионов, необходимо на постоянной основе осуществлять их мониторинг.
1. Ухудшение демографической ситуации, связанное с экономическими и экологическими проблемами. Уменьшение численности трудоспособного населения отдельных регионов на единицу занимаемой территории. Резкое преобладание смертности над рождаемостью, сокращение численности коренного населения, миграция молодых людей в другие регионы, сокращение численности населения в сельских поселениях, опустошение отдельных деревень.
2. Усиление техногенной нагрузки на территориях некоторых регионов, что вызывает повышенную опасность техногенных катастроф ввиду изношенности используемого оборудования и механизмов.
3. Рост безработицы вследствие остановки градообразующих производственных комплексов, отдельных промышленных предприятий.
4. Увеличение числа мигрантов в густонаселенных регионах, приводящее к межэтническим и социальным конфликтам, повышенной социальной напряженности в регионе [8]. Увеличение количества преступлений, участниками которых являются мигранты [10].
5. Низкая обеспеченность региона объектами инфраструктуры и финансовыми ресурсами.
6. Ухудшение экологической ситуации, загрязнение окружающей среды, понижение урожайности земель, непригодность к употреблению в пищу продуктов питания, появление детей с признаками необратимых заболеваний и мутантов среди животных и рыб.
7. Неустойчивое функционирование экономики региона, ее зависимость от ввоза на территорию региона продуктов питания, сырья, энергетических ресурсов и товаров народного потребления.
8. Увеличение объемов взаимных неплатежей, низкая собираемость налогов и коммунальных платежей потребителями электроэнергии и тепла, высокие тарифы ЖКХ.
9. Низкая обеспеченность населения регионов объектами культурного назначения, отставание в сфере социального обслуживания жителей региона, некачественное телевизионное и радиовещание, отсутствие транспортного сообщения между населенными пунктами.
Перечисленные критерии необходимо учитывать при составлении ситуационной карты состояния региона и постоянно отслеживать их на протяжении длительного периода времени. При приближении значений данных критериев к предельно допустимым нормам следует принимать безотлагательные меры и оказывать поддержку региону, решать возникшие проблемы при помощи экономической, финансовой и социально-психологической помощи, вплоть до назначения кризисного управляющего регионом.
Для устранения таких проблем необходимо иметь в кадровом резерве федеральных властей специально подготовленную команду, прошедшую обучение и практику работы в кризисных ситуациях. Оперативное решение таким коллективом возникающих проблем поможет свести к минимуму экономическую, финансовую, социально-психологическую угрозы для конкретного региона. Кроме того, необходимо осуществлять подготовку кадров для работы на местах в случае обострения той или иной социально-экономической ситуации. Для этого необходимо создать модель региона и проводить ре-
гулярные учения с руководством региона и специалистами. Все это в совокупности поможет избежать возникновения хаоса и растерянности в регионах при возникновении природных катаклизмов, техногенных катастроф и социальных потрясений, позволит обеспечить безопасность региона и всей страны от внутренних и внешних угроз.
Такая работа должна проводиться систематически, планомерно, в соответствии с основными положениями региональной политики Российской Федерации, направленной на:
1) соблюдение основ государственного федерализма;
2) обеспечение единых стандартов и социальных гарантий для всех регионов страны;
3) защиту конституционных и социальных прав граждан всех регионов;
4) приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение (районы Арктики и Дальнего Востока);
5) предотвращение загрязнения окружающей среды при добыче полезных ископаемых, проведении испытаний нового вооружения и военной техники;
6) предоставление равных прав и условий социально-экономического развития всем регионам без исключения;
7) предоставление государственных гарантий для местного самоуправления.
Далее выделим три основные группы государственной региональной политики.
1. Социальная группа:
- создание в регионах предприятий малого и среднего бизнеса, содействующих появлению новых рабочих мест для населения, обеспечение необходимыми товарами и сельскохозяйственными продуктами жителей своего региона [2];
- социальная и психологическая защита населения. Помощь малоимущим и многодетным семьям, развитие сети семейных детских домов, школ-интернатов, предоставление мест в дошкольных учреждениях (яслях, детских садах) для детей работающих женщин, оборудование и обеспечение школ всем необходимым для учебного процесса, развитие культурно-развлекательной инфраструктуры, создание творческих центров для подростков и взрослых жителей региона [7].
2. Экономическая группа:
- создание конкурентной среды для предприятий региона, расширение рынков сбыта выпуска-
емой ими продукции, расширение наименования ассортимента товаров для государственных закупок, повышение требований к качеству выпускаемой продукции [4];
- привлечение новых предприятий к переработке добываемых энергетических ресурсов (нефть, газ, руды, уголь) и производству продукции сельского хозяйства (молоко, мясо, овощи, фрукты и др.).
3. Экологическая группа:
- привлечение общественного внимания к природоохранным мероприятиям;
- применение современных инновационных технологий при добыче минерально-сырьевых ресурсов, обустройство территорий в местах добычи полезных ископаемых. Решение проблемы утилизации попутного газа на нефтепромыслах [5];
- возобновление лесопосадок в районах вырубки леса, создание питомников деревьев, защита охотничьих угодий, пастбищ для домашнего скота, восстановление рыбных запасов в местах рыболовства.
Для решения перечисленных проблем и повышения экономической и социально-психологической безопасности регионов авторы предлагают решение следующих задач.
Социальные задачи. Прежде всего, это обеспечение достойных условий и качества жизни людей во всех регионах Российской Федерации [11]. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить всех нуждающихся жильем, для чего целесообразно для строительства домов применять новые, современные, легко возводимые конструкции. Для решения демографической проблемы каждая молодая семья должна быть обеспечена отдельным жильем и постоянной работой, чтобы иметь возможность родить, вырастить и воспитать как минимум троих детей.
Кроме того, необходимо в достаточном количестве строить новые и современные клиники, детские сады и школы (с учетом перспективы увеличения рождаемости). Существует много современных проектов новых комплексных медицинских учреждений, помогающих будущим матерям в вынашивании, родах и дальнейшей заботе о здоровье детей.
В современной практико-ориентированной школе необходимо ввести предмет по изучению основ материнства и семьи. Важно, чтобы с малых лет девочки понимали, что они — будущие матери, учились и узнавали, какой должна быть настоящая семья. Авторы убеждены, что если прививать такие знания с детских лет, то со вре-
менем одиноких мам, брошенных и ограниченно дееспособных детей станет меньше. Понятно, что все это требует огромных затрат, но они несравненно меньше тех потерь, которые государство и общество несут в настоящее время [6].
Немаловажным условием социальной и экономической безопасности регионов является качественное медицинское обслуживание его взрослых жителей. Известно, что многих болезней можно избежать, если они выявлены на начальной стадии. Для этого необходимо регулярно проводить диспансеризацию всего населения региона, а с определенного возраста—обязательное ежегодное обследование на выявление опасных болезней. Именно в этих целях и нужно возводить современные больницы и фельдшерские пункты с современным диагностическим оборудованием. Это тоже стоит немало, но гораздо дороже государству обходятся потери среди трудоспособного населения и сравнительно невысокая продолжительность жизни россиян.
Обслуживание населения в региональных медицинских учреждениях (особенно в сельских поселениях) необходимо проводить опытными врачами общей практики, которые ведут долголетние наблюдения за состоянием здоровья членов местных домохозяйств (так называемые «семейные врачи»).
Современная школа обязана обучать молодого человека мышлению, а не зазубриванию материала. Для этого в образовательных учреждениях необходимо создать все условия для свободного развития личности и научить молодое поколение мыслить длительными промежутками времени. В данном случае, планируя свою жизнь, молодой человек будет думать о будущих поколениях [9].
Экономические задачи. В освоении крупных месторождений полезных ископаемых, которое требует колоссальных экономических затрат на разведку, добычу и переработку сырья, необходимо участие государства. Для начала необходимо в регионах, богатых минерально-сырьевыми ресурсами, обеспечить геологическую разведку полезных ископаемых и создать карту их запасов, после чего приступить к аккумуляции средств для начала добычи. Разведанные запасы природных ресурсов позволяют поднять рейтинг региона и включить его в число инвестиционно привлекательных.
Кроме того, необходимы прогнозирование и помощь при возникновении экономического и социального кризисов в депрессивных районах и районах возможной экологической и техногенных
катастроф [3].
Национальные и межэтнические задачи. Крайне важны постоянный мониторинг ситуации и принятие неотложных мер в районах межэтнических конфликтов, поскольку многих «горячих точек» можно избежать, если своевременно выявлять и устранять причины межнациональных разногласий. Для этих целей необходимо составить «дорожную карту», определить места возможных противоречий и провести превентивные мероприятия по устранению причин таких конфликтов. Здесь также потребуются экономические затраты и человеческие ресурсы, но они всегда оказываются в денежном выражении дешевле, чем последствия от уже разгоревшихся межэтнических разногласий, требующих значительных материальных затрат и привлечения силовых структур.
Подводя краткие итоги данного исследования, можно сделать вывод о том, что для решения актуальных задач экономической и социально-психологической безопасности регионов России необходимо: заранее спрогнозировать все возможные варианты развития событий, разработать модель поведения руководителей местной власти, подготовить кадровый резерв для предотвращения прогнозируемых событий. Только комплексное взаимодействие всех руководителей и специалистов способно справиться с поставленными целями и решением стоящих перед ними задач.
Список литературы
1. Гаспариан М. С., Киселева И. А. Синергети-ческий аспект моделирования социально-экономических систем // В сб. «Математические и инструментальные методы в экономических системах». М.: МЭСИ, 2005.
2. Игонина Л. Л. Экономическая безопасность России в системе макроэкономических инвестиционных критериев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 49—57.
3. Киселева И. А. Моделирование компромиссных решений в экономике: учебное пособие. М.:
МЭСИ, 2002.
4. Киселева И. А. Моделирование рисковых ситуаций: учебно-методический комплекс. М.: МЭСИ, 2011.
5. Киселева И. А. Моделирование эколого-эко-номических систем: учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ, 2011.
6. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема // Вестник СПбГУ. 1994. Сер. 6. Вып. 1, С. 49—60.
7. Симонович Н. Е. Влияние статуса личности на ее социальное самочувствие. М.: РГГУ, 2011.
8. Симонович Н. Е. Модель влияния массовых коммуникаций на современного человека // Вестник Одесского национального ун-та. 2009. № 10.
9. Симонович Н. Е. Социальная психология безопасности. Одесса: Изд-во ОНУ, 2004.
10. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48—52.
11. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Экономическая и социально-экономическая безопасность современного общества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 45. С. 53—58.
12. Хрусталёв Е. Ю. Финансовый анализ социальных и военно-промышленных факторов национальной безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3. С. 187—192.
13. Хрусталёв Е. Ю. Экономическая безопасность наукоемкого предприятия: методы диагностики и оценки // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 13. С. 51—58.
14. Хрусталёв Е. Ю., Боташева А. С. — Х. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4. С. 2-9.
15. Хрусталёв Е. Ю. , Рассадин В. Н. Социально-экономическая устойчивость и национальная безопасность, // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 23. С. 8-13.