УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
44 (233) - 2013
УДК 304
проблемы
социальной безопасности человека в современном обществе
Н. е. СИМОНОВИЧ,
доктор психологических наук, академик РАЕН, профессор кафедры психологии личности E-mail: [email protected] Институт психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета
И. А. КИСЕЛЁВА,
доктор экономических наук,
профессор кафедры прикладной математики
E-mail: [email protected]
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
В статье рассматриваются актуальные проблемы социальной безопасности человека в современном обществе с использованием понятия социального самочувствия. Авторы предлагают различные подходы к определению и пониманию социального самочувствия, раскрывая это понятие на макро-, мезо- и микроуровнях. Описаны основные факторы, определяющие социальное самочувствие человека и его социальную безопасность в обществе.
Ключевые слова: социальное самочувствие, социальное настроение, социальное здоровье, социальная безопасность.
Социально-психологическая ситуация в мире нестабильна, во многих странах возникают очаги напряженности, происходит все больше террористических актов, что приводит к возрастанию социальной напряженности. Люди теряют социальные и психологические ориентиры в жизни, снижается психологическая устойчивость, наступает кризис самоидентичности личности. У многих пропадает чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне.
Размывается понятие семьи, нарушается связь человека с обществом, растет эмиграция, что, в свою очередь, ведет к ухудшению здоровья людей, к обострению различных заболеваний и уменьшению продолжительности жизни.
Социальная безопасность - это состояние защищенности социальной сферы общества и государства от угроз, способных ее разрушить или обусловить ее деградацию. Объектами социальной безопасности являются люди, их законные интересы (потребности), общности, отношения.
Проблема социальной безопасности человека в современном обществе привлекает широкий круг специалистов: психологов, социальных работников, представителей исполнительной и законодательной власти, силовых структур. При решении задач по обеспечению социальной безопасности необходимо знать, как конкретный человек воспринимает и оценивает свою личную безопасность, а также изменения, происходящие в жизни общества. Важно понимать, что для конкретного индивидуума важно в настоящее время, как он чувствует себя в пов-
седневной жизни, как оценивает состояние своего здоровья и уверенность в завтрашнем дне.
Рассмотрим эту проблему с различных позиций. Так, социологи при освещении данного вопроса делают акцент на анализе факторов социального характера. К таким факторам они относят социально-экономические и политические особенности жизнедеятельности индивидов. Психологи обсуждают проблему социальной безопасности человека с точки зрения социального самочувствия, его чувственно-эмоциональной и когнитивной сферы, его социальной активности. Экономисты, в свою очередь, рассматривают проблему социальной безопасности человека с позиции возможного вклада работника в увеличение производства общественных благ [16].
Следуя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что исследовать социальную безопасность необходимо комплексно, учитывая социологический, социально-экономический, психологический и индивидуально-личностный аспекты данного вопроса.
Основные подходы к изучению социальной безопасности через понятие социального самочувствия человека. Исследователи используют различные подходы для объяснения понятия социального самочувствия. Будем рассматривать социальное самочувствие на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, а с другой - как индивидуально-личностное состояние.
А. К. Уледов проводит макроуровневый анализ разных подструктур общественного сознания и делает вывод, что социальное самочувствие имеет идео-лого-психологический характер [15]. О. Л. Барская считает, что «социальное самочувствие выступает как сложное динамическое образование, в котором в концентрированном виде выражены чувства, настроения и умонастроения людей» [2].
Бездуховность и потеря ценностей рассматриваются как важнейшие условия развития стрессов, роста патологических проявлений в психике и поведении, как фактор невротизации и социальной дезадаптации в современном обществе. Проведенные исследования выявили влияние социального самочувствия на взаимоотношения в коллективе, социально-психологическую совместимость, взаимные симпатии и антипатии.
В своих исследованиях Б. Д. Парыгин особое внимание уделяет связи социального самочувствия
с состоянием социально-психологического климата коллектива [7].
В результате анализа литературы авторы пришли к выводу, что в психологии имеет место разноуровневый анализ феномена социального самочувствия и базового по отношению к нему понятия «самочувствие», что, в свою очередь, делает различными оценки социальной безопасности личности в целом.
Наиболее распространенным является представление о самочувствии как феномене эмоциональной сферы и его влиянии на социальную безопасность личности. Отражение действительности в социальном самочувствии осуществляется в настроениях и эмоциях. Интересной, с точки зрения авторов, является оценка социального самочувствия, данная П. М. Якобсоном. Он оценивает социальное самочувствие как эмоциональное состояние, которое формируется под влиянием разных сторон и объективных условий жизни человека, его позиции в системе социальных связей и отношений с окружающими людьми.
Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко рассматривают социальное самочувствие в качестве компонента социального настроения, его исходного структурного элемента. В структуре самого социального самочувствия ими выделяются эмоции, чувства, актуальное знание, историческая память, общественное мнение [14].
Самочувствие включает не только отношение субъекта к внешним объектам, но и самооценку, отношение к себе и переживание своей самооценки. В реальной жизни человека все указанные эмоциональные проявления существуют вместе, слиты в едином переживании и в своей совокупности образуют самочувствие человека.
Влияние психологического настроя на личность может быть двояким: стимулирующим (поощряющим) и тормозящим (подавляющим творческую инициативу, активность и энергию личности, развертывание ее потенциалов), что позволяет самой личности чувствовать себя в относительной социальной безопасности.
Представляет интерес рассмотрение социального самочувствия личности в связи с уровнем ее удовлетворенности своей жизнью, «психологическим комфортом» [13]. О. Л. Барская связывает социальное самочувствие с эмотивной и когнитивной сферами, определяя ее как характеристику «состояния сознания людей с точки зрения их эмоционально-оценочного отношения к действительности»
[2]. В свою очередь, А. А. Русалинова в своих работах определяет социальное самочувствие как «композиционную характеристику», включающую два основных компонента психики - когнитивный (знания и оценки социальной ситуации и своего места в ней) и эмоциональный (переживания и чувства человека, связанные с его взаимодействием с социальной действительностью) [10]. В качестве главного индикатора социального самочувствия выступает удовлетворенность человека жизнью, включающая совокупность оценок социальной ситуации, удовлетворенность отдельными сферами жизни общества, своим положением, перспективами, уверенность в завтрашнем дне.
Авторы предлагают наряду с когнитивным и эмоциональным компонентами выделить третий компонент или аспект изучения социального самочувствия - поведенческий. Он включает готовность человека к определенным действиям, направленным на поддержание или изменение тех социально-психологических условий и той сложившейся ситуации, которая обеспечивает оптимальное социальное самочувствие. Поведенческий компонент изучения социального самочувствия позволяет рассматривать носителя социального самочувствия как активного субъекта и прослеживать обратное влияние социального самочувствия на социально-психологические процессы разного уровня [11]. Именно наличие всех трех указанных аспектов, по мнению авторов, характеризует данное явление наиболее полно.
Факторы, определяющие социальное самочувствие человека и его социальную безопасность в обществе. Рассмотрим специфику детерминации социального самочувствия. Для этого примем за основу идею о сложной диалектической связи динамики социально-психологических процессов в группе и состояний личности с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в обществе, обоснованную в работах К. А. Абульхановой, А. Л. Журавлева, В. А. Хащенко, Е. В. Шороховой.
В рассмотрении проблемы детерминации социального самочувствия в качестве важного опорного методолого-теоретического основания выступает положение Б. Ф. Ломова о сложной многоуровневой системной детерминации психических явлений [6], включающей выявление факторов разного уровня -объективных и субъективных, макроуровневых (общество в целом), межуровневых (первичные группы) и микроуровневых (поступки, поведение человека), устойчиво действующих и ситуативных.
Авторы делают вывод, что социальное самочувствие необходимо исследовать как многофакторный внешне и внутренне детерминированный процесс, что предполагает рассмотрение сложной многоуровневой системы его детерминант.
Вторым важным методологическим основанием выступает принцип детерминизма, отражающий особенности соотношения внешних и внутренних условий в детерминации поведения [12]. Согласно С. Л. Рубинштейну, внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств [8].
При изучении факторов, определяющих социальное самочувствие и влияющих на социальную безопасность (социально-экономические, ситуационные), рассмотрим и внутренние, субъективные условия его возникновения и проявления. Кроме того, важен принцип деятельностного характера связей человека с внешним миром, т. е. действия человека, направленные на преобразование ситуации, вместе с которыми человек изменяется и сам. Сознательное отражение и преобразование действительности человеком становится важным фактором, определяющим характер его взаимодействия с миром. Понимание социального самочувствия только как объективного или только как субъективного феномена, влияющего на социальное самочувствие, вряд ли правомерно. В основе возникновения и проявления социального самочувствия как объективно-субъективного феномена лежат факторы объективного социального, субъективного и психологического характера.
Характеризуя обстоятельства, оказывающие влияние на социальное самочувствие, необходимо различать то, что определяет его в тот или иной конкретный момент времени (актуальные, ситуационные факторы), и то, что обусловлено структурой и функциями вообще, когда речь идет о природе социального самочувствия в целом [12].
Таким образом, социальное самочувствие отражает всю систему социальных отношений микросреды и обусловлено, прежде всего, теми социальными процессами, которые происходят в обществе, членом которого выступает человек.
А. А. Русалинова подчеркивает обусловленность социального самочувствия и его детерминированность социальными условиями [9]. Она отмечает связь социального самочувствия как субъективно-личностного феномена с глобальны-
ми социальными процессами, развивающимися в социуме. Однако влияние социальных условий на человека, его социальное самочувствие опосредовано микроуровнем его бытия, т. е. специфическими для индивидуума условиями жизнедеятельности, образом жизни.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской [1], на развитие человека оказывают влияние не общественные отношения вообще, а тот их спектр, в который включается и с которым оказывается непосредственно связанным индивид, реализующий свои жизненные цели и программы в социуме.
Отсюда можно предположить, что структура социальных влияний на человека, его состояние, социальное самочувствие достаточно сложна и включает явления разного порядка. Это, в частности, макроуровневые (система социальных отношений в целом, особенности и тенденции социально-экономического развития на определенном историческом этапе), мезоуровневые (характеристика и состояние развития тех больших социальных групп, к которым принадлежат люди, - этнических, профессиональных и др.) и микроуровневые (особенности непосредственного, ближайшего окружения человека и его собственный статус в обществе) явления.
Необходимо также иметь в виду, что макро-уровневые процессы отражаются на уровне непосредственного повседневного бытия человека, преломляются и трансформируются через него и соответствующим образом воспринимаются и оцениваются с позиций актуальной жизненной ситуации.
В числе субъективных факторов, определяющих социальное самочувствие человека, могут быть выделены различные индивидуально-личностные характеристики, значимые в контексте исследуемого в данной работе явления.
Представляется, что наряду с указанными факторами можно выделить еще ряд важных психологических опосредствующих условий формирования социального самочувствия. Большое влияние на состояние человека, восприятие и оценку им своей социальной позиции, на взгляд авторов, оказывает наличие или отсутствие у человека перспективы. Роль перспективы как фактора развития человека и коллектива всесторонне и полно раскрыта в трудах А. С. Макаренко, который рассматривал перспективу как важнейшее условие, источник поступательного движения, развития любого социального организма, а ее отсутствие образно сравнивал с его
смертью. Имеющаяся у человека перспектива ориентирует его в движении вперед, выступает в роли долгосрочной цели, создает чувство уверенности в завтрашнем дне. Перспектива определяет грядущий день человека и выступает в виде идеальной модели социальной позиции индивидуума, направлений его развития.
Уровень осознания перспективы может быть различным, но в любом случае ее присутствие выступает важным фактором восприятия и оценки не только будущего (в которое перспектива отнесена), но и настоящего (видимого через призму проекции будущего в настоящее с точки зрения уровня соответствия актуальной и перспективной жизненной ситуации). Отсутствие же перспективы оказывает дестабилизирующее влияние на человека, угнетает его, лишает стимулов к развитию. Таким образом, в психологии феномен социального самочувствия рассматривается на макро-, мезо- и микроуровнях.
При изучении социального самочувствия необходимо наряду с когнитивным и эмоциональным компонентами учитывать и третий компонент -поведенческий, позволяющий изучать носителя социального самочувствия как активного субъекта и прослеживать обратное влияние социального самочувствия на социально-психологические процессы разного уровня. В условиях нарастающего социального хаоса социум стремится реформировать некоторые подсистемы, чтобы обеспечить стабильное и продуктивное развитие. Реформа в одной подсистеме не преобразует кардинально всю социально-экономическую систему. Последняя сохраняет свое интегральное качество. Однако если преобразования охватывают большинство подсистем, социально-экономическая система может утратить свои механизмы и закономерности. Общество рискует не сохранить стабильное состояние и, более того, реформами спровоцировать катастрофу [3].
Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек - среда» [5]. Одной из целей, стоящих перед ней, является обеспечение безопасности человека.
Для этого необходимо учитывать особенности системы. Ее первый элемент - человек - сам является объектом защиты, выступает средством обеспечения безопасности и, кроме того, может быть источником опасности. Второй элемент
системы, общество - это социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в эти группы. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники спецслужб, ученые, конструкторы и др. Обеспечивая общественную безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений [4, 17]. Чтобы система «человек - социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности людей, необходимо обеспечить взаимную совместимость каждой из ее характеристик: энергетической, информационной, социальной, нравственной, психологической и др.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / В сб. «Психология личности в социалистическом обществе». М.: Московский психолого-социальный институт, 1989.
2. Барская О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. М., 1989.
3. ГаспарианМ. С., Киселева И. А. Синергети-ческий аспект моделирования социально-экономических систем / В сб. «Математические и инструментальные методы в экономических системах». М.: МЭСИ, 2005.
4. ИгонинаЛ. Л. Экономическая безопасность России в системе макроэкономических инвестиционных критериев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 49-57.
5. Киселёва И. А. Моделирование компромиссных решений в экономике: учеб. пособие. М.: МЭСИ, 2002.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
7. ПарыгинБ. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, 1981.
8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
9. Русалинова А. А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: Наука, 1977.
10. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема // Вестник СПбГУ. 1994. Сер. 6. Вып. 1. С. 49-60.
11. Симонович Н. Е. Влияние статуса личности на ее социальное самочувствие. М.: РГГУ, 2011.
12. Симонович Н. Е. Закономерности и механизм формирования позитивного социального самочувствия людей в сфере массовых коммуникаций. М.: Изд-во ГУУ, 2010.
13. Сохань Л. В., Вишняк А. И., Донченко Е. А. Нормативно-ценностный подход к исследованию образа жизни // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 106-107.
14. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996.
15. Уледов А. К. Общественная психология и общественная идеология. М.: Мысль, 1985.
16. Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономическая значимость и рисковость наукоемких инновационных проектов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 8. С. 2-11.
17.Хрусталёв Е. Ю., Боташева А. С.-Х. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4. С. 2-9.