УДК 159.923
О. В. Зябина
Особенности социального самочувствия студенческой молодежи
В статье исследуются особенности социального самочувствия студенческой молодежи. Дается краткий обзор основных подходов к проблеме социального самочувствия. Рассмотрены особенности самоотношения, а также определяющие факторы социального самочувствия студенческой молодежи, полученные в ходе эмпирического исследования.
Ключевые слова: социальное самочувствие, смысложизненные ориентации, самоотношение, самоценность, самоуважение.
О. V. Zyabina
Features of Student's Youth Social Well-Being
In this article we study features of student's social well-being. We also give a brief overview of the major approaches to social well-being. The author considered particularly attitudes towards themselves and the determinants of social well-being of students obtained in the course of the empirical research.
Key words: social well-being, vitally meaningful orientation, attitudes toward themselves, self-worth, self-esteem.
В условиях современного общества, переживающего период радикальных перемен в социальной, экономической, политической и культурной сферах возрастают проблемы современной молодежи, от решения которых зависит не только сегодняшний день, но и будущее нашего общества. На фоне таких изменений в обществе наблюдается снижение психологической устойчивости, чувства защищенности, уверенности в завтрашнем дне, утрата психологических и социальных ориентиров, возрастает социальная напряженность и неопределенность. В связи с этим, именно, феномен социального самочувствия отражает основные тенденции мироощущений и является индикатором психологического состояния общества в целом.
Исследование социального самочувствия представителей различных социальных и возрастных групп является важным аспектом, позволяющим оценить изменения, происходящие как в общественном сознании, так и в индивидуально-личностном состоянии населения.
На наш взгляд, наиболее актуальным представляется изучение социального самочувствия молодежи, в возрасте от 18 до 23 лет. Поскольку молодежь в силу возрастных, социальных, психологических особенностей в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к изменениям и переменам, происходящим в обществе.
Исследование социального самочувствия во все времена было актуальным для философов, психологов, социологов, однако, несмотря на интерес к этому феномену понятие социальное самочувствие на сегодняшний день не имеет однозначного и общепризнанного определения.
Психологические, социально-философские и социологические трактовки социального самочувствия нашли отражение в трудах: К. А. Абульхановой-Славской, О. Л. Барской, Е. В. Давыдовой, О. В. Коротеевой, А. А. Руса-линовой, Б. Д. Парыгина, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледова и др.
Рассматривая подходы к изучению социального самочувствия, наиболее фундаментальными можно назвать социологический и психологический подходы.
Представители социологического подхода рассматривают социальное самочувствие в рамках концепции образа жизни (О. Л. Барская, Б. А. Грушин, Т. М. Дридзе, И. Т. Левыкин, Э. А. Орлова, А. К. Уледов). Акцентируя внимание в первую очередь на таких аспектах, как удовлетворенность уровнем жизни, социальное благополучие, возможность реализации жизненных планов. Как правило, социологические исследования рассматривают внешние детерминанты социального самочувствия, такие как, социальные, экономические, политические и социокультурные особенности жизнедеятельности людей [2].
© Зябина О. В., 2011
В настоящее время проведено немало исследований в области социального самочувствия. Так, в исследовании социального самочувствия учителей Л. Я. Рубина выделяет в качестве показателей данного феномена степень удовлетворенности выбором и реализацией жизненной стратегии, высокий уровень социальной активности в различных сферах жизни, возможность смены профессии в случае необходимости, устойчивое ощущение комфортности, отсутствие сложностей в системе межличностных отношений, чувство содержательной наполненности жизни, социальной защищенности [5].
Социальное самочувствие в работе Л. Е. Петровой определяется через соотношение уровня притязания и степени удовлетворения актуальных потребностей. В своем исследовании автор рассматривает типологию социального самочувствия молодых россиян в зависимости от их поведения в трудовой и семейной сферах и отмечает, что наибольшее влияние на тип социального самочувствия оказывают характеристики респондента, описывающие его достижения: уровень образования, доход, профессиональный статус [4].
Психологический подход к проблеме социального самочувствия предполагает рассмотрение его как социально-психологического состояния, возникающего у человека под воздействием объективных факторов жизнедеятельности, как макромасштабных, так и личностных (Е. И. Го-ловаха, О. В. Коротеева, Р. В. Панина, А. А. Ру-салинова, Н. Е. Симонович).
В нашей работе мы остановимся подробнее на психологическом содержании понятия социальное самочувствие.
В рамках психологического подхода центральное место отводится переживаниям субъекта социального самочувствия, его эмоциональной и когнитивной сферам, его социальной активности, обусловленным как объективными факторами жизнедеятельности, так и индивидуальными характеристиками личности.
Психологи выделяют две стороны в изучении феномена социального самочувствия: во-первых, социальное самочувствие выступает в качестве явления массового сознания или группового феномена, во-вторых, - в качестве индивидуально-личностного состояния.
В работах Б. Д. Парыгина показано, что социальное самочувствие зависит от таких факторов, как статус, занимаемый человеком в коллективе, семейно-бытовое положение, а также физическое здоровье индивида. Автор уделяет особое внимание связи социального самочувствия с состоянием социально-психологического климата кол-
лектива, рассматривая его как один из наиболее важных общих показателей социального самочувствия [3].
Одним из основоположников изучения проблемы социального самочувствия в отечественной психологии является А. А. Русалинова. В качестве главного индикатора социального самочувствия она выделяет удовлетворенность человека жизнью, отдельными сферами общества, своим положением, перспективами, уверенностью в завтрашнем дне.
В своих работах А. А. Русалинова определяет социальное самочувствие как «интегральную характеристику оценочно-эмоциональной сферы человека, которая, будучи производной от всего комплекса социальных условий его жизни, одновременно выступает как самостоятельный субъективный фактор, воздействующий на все остальные стороны личности; это одна из наиболее динамичных характеристик, чутко реагирующая на существенные перемены социальных условий жизни человека» [7].
Итак, социальное самочувствие представляется как комплексное явление, включающее в себя разные уровни отношений: макроуровневые (целостная система социальных отношений, включающая в себя особенности социального, экономического, политического развития), мезоуров-невые (характеристика отношений в этнических, профессиональных, возрастных социальных группах) и микроуровневые (отношение человека к себе, своему статусу в обществе).
Несмотря на значительный материал, накопленный по проблеме социального самочувствия, представляется актуальным дальнейшее исследование социального самочувствия не только как социально-психологического феномена, но и как индивидуально-личностного.
При изучении индивидуально-личностного уровня социального самочувствия, основное значение приобретают личностные характеристики человека, такие как, самоотношение, самопринятие, самореализация.
Проблемы самоотношения, самосознания личности наиболее подробно рассмотрены в подходах В. В. Столина и А. В. Петровского.
Представления В. В. Столина о самопознании и самоотношении опираются на взгляды А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании личности. По В. В. Столину процесс самопознания проходит в виде осознания конфликтных смыслов, с которыми сталкивается человек. Результатом такого процесса является осознание личностью собственных качеств и выработка определенного отношения к себе в зависимости от
того, помогли ли эти качества добиться желаемой цели или нет.
А. В. Петровский в рамках теории персонали-зации рассматривает проблему социального самочувствия как социально-психологический феномен на основе процессов индивидуации (формирование самоотношения и самосознания) и объективизации (процессы самореализации идентификации) человеком своих отношений.
При этом индивидуация рассматривается как форма существования самосознания человека, состоящая в самодетерминации личности за счет ее активного освоения и превращения внешних условий жизни в систему собственных отношений к окружающему миру и самому себе.
Объективизация выступает как форма существования самосознания, состоящая в самоосуществлении личностью самой себя, то есть путем самовыражения и самореализации [5].
Таким образом, основными компонентами социального самочувствия как индивидуально-личностного бытия человека в обществе выступают самоотношение, самопринятие, самореализация.
Исходя из теоретического анализа различных концептуальных исследований понятия «социального самочувствия», мы провели эксперимент, направленный на изучение специфики социального самочувствия студентов I-V курсов, обучающихся на гуманитарных специальностях, в Балашовском институте ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». Всего было опрошено 130 респондентов. Основными компонентами, влияющими на социальное самочувствие, выступили такие показатели, как внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство, ожидаемое отношение со стороны других, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинения. Данное соотношение показателей мы исследовали с помощью таких методик, как СЖО (смысложиз-ненные ориентации) Д. А. Леонтьева и Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева.
Полученные результаты были обработаны методами математической статистики, выполненные на компьютерной программе SPSS 13,5.
Так, с помощью Х2 Пирсона, мы определили следующие значимые показатели самоотношения студентов:
- студенты IV-V курсов при выполнении определенной деятельности ориентируются на результат (при р<0,018), при этом могут учитывать свой прошлый опыт и свои достижения;
- также у студентов преобладает внутренняя честность по отношению к самому себе (при
р<0,000). То есть у юношей в этом возрасте в меру развиты такие качества, как критичность, рефлексия, осознанное отношение к себе, внутренняя честность. Однако студенты не всегда готовы признать негативную информацию о себе и других, учитывая ее значимость и возможность социального неодобрения;
- у респондентов преобладает такое личностное качество, как самоуверенность (при р<0,000). На наш взгляд, уверенная позиция по отношению к своим целям, ориентация на свои достоинства позволяет студентам ощущать свою значимость в обществе, оптимистично настраиваться на происходящие события;
- в своей деятельности студенты ориентируются на самих себя (при р<0,000), для них характерно представление о том, что их судьба находится в их собственных руках, они способны противостоять внешним обстоятельствам и самостоятельно принимать важные решения. Юноши ощущают себя причиной событий, происходящих с ними. На наш взгляд, данный показатель следует за предыдущим показателем и тем самым создает определенный фон социального самочувствия личности;
- рефлексируя отношение к себе со стороны окружающих, студенты ожидают одобрительных отзывов в свой адрес (при р<0,000). У них преобладает мнение, что их личностные качества, способности и деятельность могут вызывать понимание и уважение со стороны окружающих. Студенты ожидают от окружающих благосклонной и одобрительной оценки себя и своих поступков;
- у студентов преобладает самоценность (при р<0,000), они заинтересованы в своем внутреннем мире, ценности собственного «Я» как в своих глазах, так и в глазах окружающих;
- студенческой молодежи свойственно одобрение своих планов, поступков и желаний, дружеское отношения к себе, то есть преобладает такой показатель, как «принятие себя» (при р<0,019). Но юношеский максимализм способствует тому, что студенты в трудных, конфликтных или стрессовых ситуациях не всегда готовы к безусловному принятию себя и своих недостатков;
- специфика возрастных особенностей позволяет студентам корректировать свои установки, ценности и мировоззрение (при р<0,000). Они довольны наличным состоянием, благосклонно относятся к себе, в целом удовлетворены своим положением, но при этом не отрицают возможность некоторых изменений и развития собственной личности. Для них не характерно прояв-
ление самодовольства, консерватизма и ригидности Я-концепции;
- развитие личностной идентичности в юношеском возрасте свидетельствует о том, что у студентов не выражена внутренняя конфликтность (при р<0,000). Осмысливая личностное бытие, они проявляют рефлексию, осознают свои проблемы, адекватно оценивают свои трудности и возможности. То есть, мы можем предполагать, что внутреннее благополучие, ценность своей личности, адекватное оценивание своих возможностей и способностей, благоприятно отражается на их социальном самочувствии;
- при возникновении каких-либо трудностей и неудач для студентов не характерно во всем обвинять себя и проявлять негативные эмоции в свой адрес (при р<0,000), они транслируют положительное эмоциональное отношение к себе.
Выше перечисленные показатели свойственны как студентам младших курсов, так и студентам старших курсов. Из этого следует, что наличие позитивных установок по отношению к своей личности, к окружающим людям отражается и на благоприятном социальном самочувствии молодежи.
Определив позитивное самоотношение студентов к себе, мы проанализировали показатели по смысложизненным ориентациям. Если студенты старших курсов ориентированы на результат, то у студентов младших курсов преобладает ориентир на построение жизненных целей, ориентированных на будущее (при р<0,005). То есть, юношей этого возраста отличает целеустремленность, ориентированность в будущее и постановка целей, которые делают жизнь осмысленнее и придают ей временную перспективу. Студенты начальных курсов стоят перед выбором в профессиональном, материальном, межличностном плане и для них открыты широкие перспективы, в которых они пытаются сориентироваться на данный момент.
На наш взгляд, такое различие в шкалах у студентов старших и младших курсов, свидетельствует о том, что у студентов младших курсов только раскрывается перспектива самостоятельного будущего, а студенты-старшекурсники самоопределились и склонны оценивать свои уже имеющиеся достижения в жизни.
Результаты нашего эмпирического исследования определенным образом подтверждают данные современного исследователя Р. Д. Абае-
ва. В своей работе он раскрывает понятие социальное самочувствие в рамках индивидуально-личностного подхода и рассматривает в качестве составляющих социального самочувствия такие личностные особенности, как самоуважение, самопринятие, аутосимпатию, экстравертирован-ность. В своем исследовании он показывает связь перечисленных показателей и социального самочувствия молодежи, устанавливает положительное и отрицательное влияние этих факторов на социальное самочувствие молодежи, а также определяет данные показатели самоотношения как наиболее влияющие на социальное самочувствие молодежи.
Итак, анализируя теоретические подходы и экспериментальные исследования отечественных ученых в сфере социального самочувствия, необходимо отметить, что социальное самочувствие студенческой молодежи определяется такими факторами, как внутренняя честность по отношению к самому себе, самоуважение, самоценность, ориентация на себя при достижении определенных целей и ожидание одобрения от окружающих.
Библиографический список:
1. Абаев, Р. Д. Взаимосвязь личностных свойств и социального самочувствия студенческой молодежи [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 : защищена 16.12.03 : утв. 15.06.04 / Абаев Руслан Давидович. - М., 2003. - 131 с.
2. Киселева, М. А. Антиципации жизненного пути и социального самочувствия молодого поколения [Текст] / М. А. Киселева, Г. Н, Малюченко, О. В. Карина. - Саратов : Изд-во Наука, 2009. - 123 с.
3. Парыгин, Б. Д. Общественное настроение [Текст] / Б. Д. Парыгин. - М., 1996. - 390 с.
4. Петрова, Л. Е. Социальное самочувствие молодежи [Текст] / Л. Е. Петрова // Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 50-55.
5. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В. А. Петровский. -Ростов н/Д. : Феникс, 1996. - 267 с.
6. Рубина, Л. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей [Текст] / Л. Я. Рубина // Социологические исследования. - 1996. - № 6. - С. 63-75.
7. Русалинова, А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема [Текст] / А. А. Русалинова // Вестник СПбГУ. - 1994. - Сер. 6.- № 1. - С. 49-60.