Научная статья на тему 'К вопросу о социальном самочувствии преподавателей высшей школы'

К вопросу о социальном самочувствии преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
331
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юскаева Марина Витальевна

В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «социальное самочувствие», дается краткий обзор основных подходов к проблеме. Особое внимание уделено социальному самочувствию преподавателей высшей школы, выделены его уровни и определена их структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers a number of theoretical approaches towards defining the social feeling phenomenon. Accordingly, the major theoretical approaches to the problem in question are being reviewed. Particularly, the author focuses on the university teachers social feeling by searching into its levels and structure.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальном самочувствии преподавателей высшей школы»

ЮСКАЕВА М.В.

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ САМОЧУВСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «социальное самочувствие», даётся краткий обзор основных подходов к проблеме. Особое внимание уделено социальному самочувствию преподавателей высшей школы, выделены его уровни и определена их структура.

Ключевые слова: социальное самочувствие, социологический подход, психологический подход, преподаватели, высшая школа.

YUSKAEVA M.V.

ON SOCIAL FEELING OF UNIVERSITY FACULTY MEMBERS Abstract: The paper considers a number of theoretical approaches towards defining the social feeling phenomenon. Accordingly, the major theoretical approaches to the problem in question are being reviewed. Particularly, the author focuses on the university teachers social feeling by searching into its levels and structure.

Keywords: social feeling, sociological approach, psychological approach, teachers, high

school.

Интерес к проблемам социального самочувствия населения России начал расти с конца XX века, что обусловлено социально-экономическими реформами постсоветского периода, затронувшими практически все сферы жизнедеятельности социальных субъектов. Изменения, произошедшие с начала реформ, и проблемы, оставшиеся от советского периода, - низкий уровень жизни, социальная дифференциация, необходимость адаптации населения к новой социальной реальности, деформация ценностно-нравственных основ жизни -отразились на социальном самочувствии населения страны.

Изучение субъективного восприятия индивидом собственной жизни перестало быть прерогативой психологической науки ввиду значительного воздействия объективных факторов социальной жизни на человека. Именно поэтому социологический подход к рассмотрению социального самочувствия приобретает в настоящее время особую актуальность. В то же время, несмотря на теоретическую и практическую значимость изучения социального самочувствия общества в целом, отдельных социально-демографических групп в условиях трансформирующегося общества, в современной социологической науке этот феномен остаётся малоизученным относительно социально-профессиональных групп.

Понятие «социальное самочувствие» - распространенный феномен, но до сих пор не имеющий однозначного и общепризнанного определения. В настоящее время он является объектом пристального внимания исследователей различных научных областей: социологов, психологов, философов, культурологов и др. Вопрос об определении понятия «социальное самочувствие» является ключевым, поскольку в зависимости от того, как изучена его сущность, зависят дальнейшие стадии его исследования: разработка показателей, оценка состояния, выявление факторов, на него влияющих. Социологические, психологические и социально-философские трактовки данного феномена нашли отражение в трудах Ж.Т. Тощенко, Е.В. Давыдовой, А.А. Русалиновой, Б.Д. Парыгина и др.

Аналогом термина «социальное самочувствие» в исследованиях зарубежных авторов является понятие «subjective well-being» - субъективный компонент благополучия человека или «sense of well-being» - ощущение благополучия индивида в различных сферах жизнедеятельности (личной, социальной, профессиональной и т.д.).

Ниже рассмотрим подходы к изучению социального самочувствия в рамках философского, психологического и социологического подходов.

В рамках философского подхода акцент делается на изучении личности, её жизнеощущения, жизнеотношения (Е.А. Ануфриев, В.Э. Бойков, Б.А. Грушин и др.). При этом теряется социальная детерминация данного феномена, что не может обеспечить комплексного подхода к изучению феномена социального самочувствия.

Психологический подход предполагает рассмотрение социального самочувствия как социально-психологического состояния, возникающего у человека под воздействием объективных факторов жизнедеятельности, как на макро-, так и на микроуровне (Е.И. Головаха, О.В. Коротеева, Р.В. Панина, А.А. Русалинова, Н.Е. Симонович) [2]. Психологический подход тесно связывает рассмотрение социального самочувствия с настроением, однако эти понятия не тождественны. Так, настроение - это эмоциональная реакция индивида на те или иные события, практики, их последствия, в силу чего оно не является константным феноменом. Самочувствие представляет собой более устойчивую реакцию социального субъекта на события социальной жизни, отражающую комфортность или дискомфортность его внутреннего состояния в целом.

Представители социологического подхода рассматривают социальное самочувствие в рамках концепции образа жизни (О.Л. Барская, Б.А. Грушин, Э.А. Орлова, А.К. Уледов). Концепция образа жизни предполагает изучение способа жизнедеятельности индивида в определенных социально-экономических условиях с учетом его региональных, демографических, профессиональных, ценностных характеристик. В рамках социологического подхода рассматриваются преимущественно внешние детерминанты

самочувствия - социальные, экономические, политические и социокультурные особенности жизнедеятельности людей в рыночных реалиях.

По мнению О.А. Аслановой, социальное самочувствие индивида зависит от его позиции в социальной структуре общества, степени включённости в социальные процессы, а также активности, направленной на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме [1]. В свою очередь Л.Е. Петрова определяет социальное самочувствие через соотношение уровня притязания и степени удовлетворения актуальных потребностей индивида [3]. Таким образом, социальное самочувствие интегрирует различные аспекты взаимодействия индивида и общества, отражает его субъективную оценку удовлетворенности жизнью, социальным и профессиональным статусом, материальным положением, включённостью в экономическую деятельность, безопасностью жизнедеятельности, а также социально-экономической, политической, экологической обстановкой в регионе проживания, в стране и мире.

В ходе анализа социологических подходов к определению термина «социальное самочувствие» важным представляется рассмотрение феномена общественное (социальное) настроение. Отечественный социолог Ж.Т. Тощенко, анализируя данное понятие, утверждает, что «действительность, отраженная через социальное настроение, детерминирует целеполагающую деятельность субъекта, постановку им важнейших целей социальной и духовной жизни. Именно поэтому социальное настроение как важнейшая характеристика общественного сознания участвует в регулировании как отдельных поступков, действий людей, социальных групп, общественных институтов, так и демонстрирует их умонастроения и мироощущения, ценностные ориентации и установки» [7]. Социальное самочувствие в рамках данной концепции выступает основополагающим элементом социального настроения и включает в себя актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение.

Я.Н. Крупец рассматривает социальное самочувствие в качестве показателя адаптации населения к социальной реальности. Автор выделяет такие составляющие социального самочувствия как внутреннее состояние человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма), оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить), восприятие собственного положения в новых условиях [3].

В условиях реформирования социальных институтов особый исследовательский интерес вызывает вопрос социального самочувствия работников интеллектуальной сферы, в частности преподавателей высшей школы, что обусловлено спецификой влияния этого вида профессиональной деятельности на человека и общество в целом. Современная среда

профессиональной деятельности преподавателей характеризуется повышением требований к высшей школе как части проекта модернизации общества, появлением новых стандартов качества знаний, что усложняет их профессиональную деятельность, усиливает состояние неопределённости. С другой стороны, интеграция науки, образования и производства требует активизации инновационного потенциала личности, повышения академической и научно-исследовательской компетентности, социальной мобильности и адаптивности. При этом уровень жизни значительной доли преподавателей остаётся ниже среднего, отмечается трудность адаптации к новым социально-экономическим условиям, рост неудовлетворённости проводимыми в стране реформами в сфере науки и образования, что оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие данной профессиональной группы.

Изучением социального самочувствия преподавателей занимается Л.Я. Рубина. В качестве индикаторов данного феномена автор выделяет:

- степень удовлетворенности выбором и реализацией жизненной стратегии;

- уверенность в том, что ситуация в стране и регионе положительно сказывается на статусе преподавателя-профессионала;

- высокий уровень социальной активности в различных сферах жизни;

- возможность смены профессии в случае необходимости;

- устойчивое ощущение комфортности, возможность в случае необходимости покинуть страну;

- отсутствие сложностей в системе межличностных отношений;

- чувство содержательной наполненности жизни, социальной защищённости [5].

По мнению Л.Е. Петровой на социальное самочувствие индивида в значительной степени влияет самочувствие группы (социальной или профессиональной), членом которой он является [4]. Правомерным представляется предположение, что формируется негативное социальное самочувствие профессиональной группы преподавателей высшей школы, детерминированное невысоким престижем данной профессии в обществе, резкой дифференциацией оплаты труда по регионам, неясностью целей реформирования высшей школы и усложнением профессиональных ролей.

На основе теоретического анализа различных концептуальных исследований, нами были выделены уровни социального самочувствия преподавателя вуза и определена их структура:

- личностный (удовлетворенность собой как личностью, социальное настроение, состояние здоровья, уровень социальной активности, потребность в самосовершенствовании);

- витальный (удовлетворенность жизнью, удовлетворённость социальным статусом, чувство содержательной наполненности жизни, оценка шансов изменения своей жизни, чувство социальной защищённости, комфортность жизни);

- профессиональный (потребность в творчестве, оценка уровня профессиональных качеств, оценка уровня профессиональной идентичности, образ профессии как мотив выбора, удовлетворённость выбором профессии, общественное признание (престиж) профессии, отношение к профессиональному будущему);

- социальный (восприятие ситуации в стране, удовлетворённость руководством страны, отношение к реформам в целом, отношение к реформам в области образования, отношение к реформам в области науки, оценка условий для самореализации).

Приведённые выше уровни социального самочувствия взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Характер и степень этого влияния разнообразны и имеют субъективный характер.

Анализ теоретических подходов к определению понятия «социальное самочувствие» позволяет заключить, что данный феномен является интегральным показателем удовлетворённости жизнью, уверенности в будущем, индикатором состояния социальной сферы в регионе и стране в целом. Изучение социального самочувствия преподавателей в современных реалиях, их ресурсных возможностей, адаптационных стратегий, направленных на преодоление последствий социально-экономических трансформаций, может способствовать формированию более широкого представления об их социальном положении, создаст условия для формирования эффективной социальной политики на организационном и региональном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асланова О.А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-2-2012/sociology/aslanova.pdf.

2. Зябина О.В. Особенности социального самочувствия студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник, Том II - 2011. - № 4. - С. 249-252.

3. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/549/394/1217/Krupec1.pdf.

4. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 50-55.

5. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. - 1996. - № 6. - С. 63-75.

6. Русалинова А.А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема // Вестник СПбГУ. - 1994. - Сер. 6.- № 1. - С. 49-60.

7. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. - 1998. - № 1. - С. 21-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.