Научная статья на тему 'Особенности представлений о счастье у студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием'

Особенности представлений о счастье у студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
548
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коломиец Ольга Васильевна

В статье обоснована актуальность проблемы социального самочувствия с точки зрения психологической науки, дан краткий анализ теоретических подходов к определению понятия «социальное самочувствие», раскрыт интегральный характер и многоаспектность структуры данного феномена. В ходе анализа результатов исследования представлена типология видов социального самочувствия студентов. Дана характеристика студентов с позитивным и негативным видом социального самочувствия, посредством анализа его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Особенности представлений о счастье у студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием раскрыты посредством анализа смысловых единиц и ассоциативных универсалий студентов с понятием «Счастье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о счастье у студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием»

УДК 159.9

Коломиец Ольга Васильевна

старший преподаватель кафедры психологии Приднестровского государственного университета, аспирантка. Институт психологии им. Л.С. Выготского. Российский государственный гуманитарный университет [email protected]

Особенности

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ У СТУДЕНТОВ с позитивным И НЕГАТИВНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ САМОЧУВСТВИЕМ

Kolomiets V. Olga

senior lecturer at the Department of psychology, Dnestr State University, graduate student.

Institute of psychology of L.S. Vygotsky. Russian State Humanitarian University [email protected]

Features of representations

OF HAPPINESS IN STUDENTS WITH POSITIVE AND NEGATIVE SOCIAL WELL-BEING

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы социального самочувствия с точки зрения психологической науки, дан краткий анализ теоретических подходов к определению понятия «социальное самочувствие», раскрыт интегральный характер и многоаспекгность структуры данного феномена. В ходе анализа результатов исследования представлена типология видов социального самочувствия студентов. Дана характеристика студентов с позитивным и негативным видом социального самочувствия, посредством анализа его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Особенности представлений о счастье у студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием раскрыты посредством анализа смысловых единиц и ассоциативных универсалий студентов с понятием «Счастье».

Ключевые слова: социальное самочувствие, позитивное и негативное социальное самочувствие, представление о счастье.

Annotation. In the article the urgency of problem of social well-being is grounded from point of psychological science, the short analysis of the theoretical approaches to the determination of concept «Social well-being» is given, integral character and multidimensionality of structure of this phenomenon is exposed. During the analysis of research the typology of types of social feel of students is presented. Characteristics of students with positive and negative type of social well-being is given by means of analysis of his components: cognitive, emotional and behavioral. The features of pictures of happiness in students with a positive and negative social well-being are exposed by means of analysis of semantic units and associative universal in students with a concept «Happiness».

Keywords: social feel, positive and negative social well-being, picture of happiness

В условиях современного общества, переживающего постоянные перемены в социальной, экономической, культурной сферах, возрастают проблемы, от решения которых зависит не только сегодняшний день, но и будущее нашего общества. В связи с этим феномен социального самочувствия отражает основные тенденции восприятия объективной реальности и является индикатором психологического состояния общества в целом и личности в частности.

Проблема социального самочувствия человека возникла и стала приобретать все большую актуальность в конце 80-х годов XX века. В условиях многочисленных проявлений кризисного состояния того времени стала остро проявляться зависимость субъективного эмоционального состояния человека от общей ситуации в стране. В свою очередь, эти изменения стали способствовать развитию личностных характеристик людей, общих для представителей той или иной социальной группы [5].

Само понятие «социальное самочувствие» -многогранное и комплексное, и этим объясняется тот факт, что до настоящего времени не достигнута однозначность в его толковании [7].

А. А. Грачев, АЛ. Русалинова дают определение социальному самочувствию, как одной из важнейших психологических характеристик личности, которая и является отражением субъектно-сти человека в современном обществе и в конкретной социальной организации. Необходимо выделить работы Л.Е. Петровой, которая в своих статьях определяет социальное самочувствие как «интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон» [5].

ОБ. Коротеева дает определение социального самочувствия как интеграции нескольких социально-психологических явлений, процессов, отноше-

251

ний, развивающихся по линии: социальное восприятие системы социальных фактов - социальнопсихологическое отношение - социальное переживание - социально-психологический след [6].

Н.Е. Симонович в своих трудах дал наиболее полное определение термина «социальное самочувствие» как «социально-психологический по своей природе феномен, отражающий в интегральном виде особенности социальной позиции человека как общественного существа, его место в структуре общества, характер включенности в социальные процессы, а также активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме» [8].

Особенностью психологического анализа феномена «социальное самочувствие» является его многоаспектность. А.А. Русалинова рассматривает социальное самочувствие как синтез двух основных компонентов - когнитивного (знания и оценки социальной ситуации и своего места в ней) и эмоционального (переживания и чувства человека, связанные с его взаимодействием с социальной действительностью) [7].

В исследованиях социального самочувствия Н.Е. Симонович предлагается, наряду с когнитивным и эмоциональным компонентами, выделить третий компонент изучения социального самочувствия - поведенческий, который позволяет изучать носителя социального самочувствия как активного субъекта [8].

Вопрос о типологии социального самочувствия предлагают многие отечественные исследователи данной проблемы: В.И. Уварова, ОБ. Коротеева, ЕБ Бойкова, ЛК. Золотарева, Г.П. Смеханова, Р.Д. Абаева и др. Большинство этих ученых в своих трудах указывают на позитивный или негативный варианты социального самочувствия [1].

В психологической науке особо значима проблема определения понятия «позитивное социальное самочувствие». Симонович Н.Е., говоря о классификации социального самочувствия, указывает, что социальное самочувствие можно рассматривать в плане его позитивной направленности, т.е. нацеленной на достижение созидательных целей, обычно согласующихся с доминирующим социальными настроениями и пе-

реживаниями. Мотивы позитивного самочувствия, т.е. достижения комфортного состояния, могут превращаться в доминирующие, задавая общую направленность личности [9].

Белорусские социологи С.А. Шавель, и Л Л. Галич рассматривают понятие «позитивное социальное самочувствие» как многогранную категорию, связанную с такими понятиями, как жизненное благополучие, душевный комфорт, удовлетворенность жизнью, общественное настроение и, конечно же, счастье [10].

Особенность изучения представлений о счастье -наличие объективных и субъективных детерминант счастья. Объективные детерминанты счастья предполагают стремление человека соответствовать смыслу своей жизни, своему предназначению, при этом состояние счастья обретается путем развития всех потенций, уникальным образом представленных в каждом человеческом индивиде. С позиций субъективизма в счастье существенно лишь физиологическое ощущение, переживание наслаждения, счастье достигается максимизацией удовольствия и отсутствием боли [2].

В н ашем исследовании для определения вида социального самочувствия была применена социально-психологическая анкета для изучения социального самочувствия (Н.Е. Симонович) [9], адаптированная к нашему исследованию; для исследования представлений студентов о счастье была использована методика: «Семантические универсалии» (Е.Ю. Артемьева, модификация В.П. Серкина) [3], а также студентам было предложено написать сочинение на тему «Мои размышления о счастье».

Для комплексной оценки вида социального самочувствия необходимо было учесть показатели трех отдельных его составляющих: поведенческой, когнитивной и эмоциональной.

По результатам исследования трех составляющих социального самочувствия, мы условно разделили испытуемых на 2 группы: группа студентов с позитивным социальным самочувствием, и группа студентов с негативным социальным самочувствием. Мы выявили 81 % студентов с позитивным видом социального самочувствия, и 19 % студентов с негативным социальным самочувствием.

Рапределение студентов выборки по видам социального самочувствия

100% - 19% ■ Группа студентов с негативным социальным

80% - самочвствием (группа В )

60% -

40% - 81% ■ Группа студентов с позитивным социальным

20% - „ самочувствием (группа "А")

/

U70

252

Используя методику «Групповые семантические универсалии», мы выявили представления студентов о счастье на основе ассоциаций со словом «Счастье». На основе анализа проведенной методики делаем вывод, что имеются различия в представлениях о счастье у студентов с негативным и позитивным социальным самочувствием. В групповые семантические универсалии «счастье» вошли идентичные понятия, относящиеся к одним и тем же группам по направленности благополучия в представлениях о счастье: материальное, психологическое, физическое и социальное благополучие. При этом материальное и духовное благополучие в меньшей степени представляются студентами, как составляющие счастья. Анализируя степень выраженности направленности ассоциаций, можно отметить, что в группе студентов с негативным социальным самочувствием выражена направленность на социальное и отсутствует направленность на духовное благополучие, в группе студентов с позитивным социальным самочувствием преобладает направленность представлений о счастье на психологическое благополучие.

В ходе контент-анализа сочинений «Мои размышления о счастье» нами были выявлены представления студентов о счастье на основе анализа понятийно-тематических единиц, относящихся к понятию «счастье». Наивысшие показатели встречаемости в группе студентов с позитивным социальным самочувствием имеют такие смысловые единицы, как здоровье, любовь, родные люди, семья, солнце. Наивысшие показатели встречаемости в

группе студентов с негативным социальным самочувствием имеют такие смысловые единицы, как семья, здоровье, любовь, родители, любимый человек, родные люди, жизнь. Также, мы провели контент-анализ с изменением классификации смысловых единиц исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку (в соот-ветсвии с классификации Б.С. Братусь): эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный характер представлений о счастье. Выявленные данные показывают, что различия характера представлений о счастье дифференцируемых групп заключается в том, что второстепенным после группоцентрического, в группе студентов с позитивным социальным самочувствием является эго-центический характер, а в группе студентов с негативным социальным самочувствием - просоциальный характер представлений о счастье, что и объясняет высокий показатель психологической направленности представлений о счастье студентов с позитивным социальным самочувствием и высокий показатель направленности на социальное благополучие этих представлений у студентов с негативным социальным самочувствием.

С целью изучения особенностей связи социального самочувствия и представлений о счастье внутри групп было проведено изучение корреляционной связи отдельных компонентов социально самочувствия и общего показателя встречаемости определенных групп смысловых единиц отдельно в группах студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием.

Таблица

Результаты корреляционного анализа отдельных компонентов социального самочувствия и общего показателя встречаемости определенных групп смысловых единиц

Группы испытуемых Компоненты социального самочувствия Группы смысловых единиц

Материальное благополучие духовное благополучие психологическое благополучие социальное благополучие физическое благополучие

Г руппа «А» Поведенческий -0,135 -0,082 0,0953 0,152 -0,129

Когнитивный -0,123 -0,003 0,056 0,095 -0,165

Эмоциональный 0,103 -0,045 -0,144 -0,11 0,026

Группа «3» Поведенческий 0,194 0,239 0,237 -0,194 -0,056

Когнитивный 0,323 0,28 0,46 -0,565 -0,176

Эмоциональный 0,6 0,308 -0,071 0,106 0,212

Корреляционный анализ показал, что в группе с позитивным самочувствием таких связей не обнаружено. В группе с негативным социальным самочувствием выявлена выраженная прямая корреляционная связь эмоционального компонента социального самочувствия и направленности представлений о счастье на материальное благополучие (0,6 при значении критического числа 0,51). Такая связь является логичной, поскольку человек с негативной оценкой эмоциональной составляющей, скорее всего, больше связывает свои представления о счастье с другими его составляющими, в том числе и материальными.

Второй значимый показатель связи выявлен между когнитивным компонентом социального самочувствия и направленностью представлений о счастье на социальное благополучие. Выраженная обратная связь (-0,565 при значении критического числа 0,51), скорее всего, связана с так называемым «депривационным эффектом».

Таким образом, выявленные показатели свидетельствуют о наличии связи уровня общего социального самочувствия студентов и их представлений о счастье, так как социальное самочувствие является комплексной характеристикой личности и включает большое количество отдельных показателей, значительно отличающихся между собой.

253

Литература:

1. Аба ев Р.Д. Социальное сам очувствие и перспектива. М., 2003. 8 с.

2. Аргайл М. Психология счастья, 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. 271 с.

3. Виничук Н.В. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов. автореф. дис. ... канд. пс. наук. Дальневосточный государственный университет. Хабаровск, 2008. URL: http://nauka-pedagogika.com

4. Гоачев АЛ. Социальное самочувствие человека в организации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 30. С. 7-17.

5. Зябина ОД. Особенности социального самочувствия студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. С. 249-252.

6. Коротеева ОД. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения : автореф. дис. ... докт. психолог. Наук // Государственный университет управления. М., 1998. URL: http://psibook.com,

7. Русалинова АЛ. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема // Вестник СПбГУ. 1994. Сер. 6. Вып. 1. С. 49-61.

8. Симонович Н.Н. Психологические особенности социального самочувствия молодежи: автореф. дис. ... канд. психолог // Наук. Государственный университет управления. М., 2007. 21 с. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/ 43490/ 1/76-95. pdf

9. Симонович Н.Е. «Социальное самочувствие и технологии его исследования в современной России» : дисс. ... докт. психол. наук. Москва 2003г. С 143.

10. Щав ель СЛ. Социальное са мочувствие населения Белоруссии и России : компаративный социологический анализ / С. А. Щавель, Л.П. Галич. С. 79-82.

Literature:

1. Abaev R.D. Social well-being and prospect. M., 2003.8 p.

2. Argail M. Psychology of happiness, 2th publ. SPb. : Piter, 2003. 271p.

3. Vinichuk N.V. Psychosemantic analysis of pictures of happiness in the Chinese and Russian students : abstract. dis. ... cand. ps. Sciences. Far Eastern State University. Khabarovsk, 2008. URL: http://nauka-pedagogika.com

4. Grachev A.A. Social well-being of man in organization // News of Gercen Russian State Pedagogical University. 2007. № 30 P. 7-17.

5. Zyabina O.V. Features of social well-being of student youth // Bulletin of Yaroslavl Pedagogical Institute. 2011. № 4. P. 249-252.

6. Koroteeva O.V. Social well-being as a criterion of psychical and spiritual health of population [Electronic resource]: abstract. dis. ... dr. psych. Sciences // Bulletin of Yaroslavl Pedagogical Institute. M., 1998. URL: http://psibook.com

7. Rusalinova A.A. Social well-being of a man in the modern world as a scientific problem // Bulletin of SPbSU. 1994. Series 6. Issue. 1. P. 49-61.

8. Simonovich N.N. Psychological features of social feel of young people: abstract. dis. ... cand. psych. Sciences // State University of Management. M., 2007. 21 p. URL: http:// elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/ 43490/ 1/76-95.pdf

9. Simonovich N.E. Social well-being and technologies of its research in modern Russia : dis. ... cand. psych. Sciences. M., 2003. 143p.

10. Schavel' S.A. Social well-being of population of Byelorussia and Russia : comparative sociological analysis / S.A. Schavel', L.P. Galich P. 79-2.

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.