Научная статья на тему 'Проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций'

Проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1735
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселёва И. А., Симонович Н. Е.

В работе проведен анализ системы ценностей трех поколений населения современной России, даны практические рекомендации по улучшению социального климата организации, социального самочувствия и социализации личности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций»

6 (243) - 2014

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 1.159.99

проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций

и. а. Киселева,

доктор экономических наук,

профессор кафедры прикладной математики

E-mail: [email protected]

Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Н. Е. СИМОНОВИЧ, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности, академик РАЕН E-mail: [email protected] Институт психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета

В работе проведен анализ системы ценностей трех поколений населения современной России, даны практические рекомендации по улучшению социального климата организации, социального самочувствия и социализации личности в современных условиях.

Ключевые слова: социальная напряженность, тревожность, творческий человек, социальная адаптация.

В периоды обострения противоречий между государством и его гражданами происходят глобальные перемены в сознании личности. В настоящее время на одной плоскости столкнулись поколения людей с разным жизненным опытом, уровнем образования и системой жизненных ценностей. Между ними возникает непонимание, которое приводит к шоковому состоянию от перемен в современной жизни, вызывает стресс и неприятные эмоции. К таким переменам, в частности, относятся потеря социального статуса у многих людей старшего поколения, утрата прежних друзей и знакомых, непонимание в семье между детьми и родителями,

изменение системы ценностей, потеря личной идентичности.

Симптомами такого культурного и социального шока становятся депрессия, неуверенность в себе, повышение социальной напряженности в обществе. Проведение внутренних реформ и преобразований во всех областях жизни населения страны невозможно без учета сложившегося геополитического положения России и нового мировоззрения людей [2]. В то же время государство и природные богатства страны предоставляют возможность получить сверхдоходы и прибыль, власть и высокий социальный статус в обществе лишь для одной группы граждан. Для этих людей возможность обогащения выше морали и права, для них не существует ничего, кроме денег и бизнеса. Идеи, убеждения, нравственные заповеди для таких людей становятся лишь средством для приобретения материальных благ.

При этом движущим мотивом для них являются слава, желание встать выше на социальной лестнице. Они считают себя лучше других, успешнее, и общественное мнение их мало заботит, их энергия, честолюбие направлены на коммерческую, интел- 53

лектуальную и политическую деятельность. Такие личности привыкли полагаться во всем на самих себя и умеют манипулировать другими людьми, убеждать и нравиться своим партнерам по бизнесу и общественной деятельности. Преуспевающие люди отличаются от других по следующим признакам.

1. У них хороший запас физической и духовной энергии, велика жажда жизни и деятельности. Для них не существует слов «не могу», они живут по принципу «я способен преодолеть все». Как визуально узнать успешного и практичного человека? По количеству его багажа в поездке. Оценив объем и число чемоданов, можно понять, что за человек их хозяин. Когда багаж очень громоздкий, это значит, что у человека нет понимания того, что важно, а что второстепенно. Этот простой тест во многом определяет личность человека и его способность принимать важные решения и решать первостепенные задачи, это показатель наличия физической и духовной энергии у данной личности.

2. У преуспевающих людей очень высока мотивация к повышению качества жизни - своей и близких им людей. Они стремятся к активному долголетию и планируют свою жизнь на десятки лет вперед. Такие люди заботятся о своем личном комфорте, а значит, склонны создавать благоприятные условия для работы своим подчиненным и будут способствовать улучшению жизни своих сотрудников, уменьшая социальную напряженность внутри коллектива. Это, в свою очередь, способствует личностному росту каждого сотрудника компании и повышению конкурентоспособности фирмы среди похожих компаний.

3. Эти люди испытывают необходимость риска и непрерывной деятельности, им очень трудно остановиться на достигнутом [3]. Жажда движения вперед к новым свершениям, решения новых задач и достижения поставленных целей заставляет их находить новые инновационные пути к удовлетворению своих личных потребностей и нужд своих сотрудников.

4. Преуспевающим людям присуща вера в собственные силы. Когда человек верит в себя, ему нет преград на пути, и он всецело доверяет людям. Достичь успехов можно лишь при условии, что человек искренне верит в свои силы и силы окружающих его людей. Для этого руководитель должен много знать и уметь. Отсутствие внутренних комплексов позволяет ему рассмотреть в подчиненном огромный потенциал и правильно управлять этим потенциалом, направляя его в нужное русло.

5. Успешного человека отличают отсутствие страха перед будущим, наличие хорошего образова-

ния и природной смекалки, он обучается и самосовершенствуется всю свою сознательную жизнь [4]. Для собственного обучения и профессионального роста своих сотрудников необходимо формировать бюджет, достаточный для привлечения к обучению лучших специалистов своего дела, поскольку обучать должны лишь преподаватели, занимающиеся практической работой и умеющие зажечь энергией слушателей. Обучение должно приносить радость, а не уныние и скуку. Главная задача при обучении -объяснять сложные вещи просто и доступным языком, с практическими и наглядными примерами. Для проведения занятий необходимо выбирать самые комфортные и обустроенные лекционные залы с современным оборудованием и красивым интерьером, тогда у сотрудников появляется желание учиться и внедрять полученные знания у себя в компании. Все новички должны проходить обязательное обучение правилам поведения, хорошим манерам коммуникации между собой и сторонними организациями. В компании необходимо создавать атмосферу доверия и искренности, обучать сотрудников гостеприимству.

Такие люди в условиях перемен чувствуют себя уверенно, они всегда готовы к инновационным преобразованиям и креативному принятию решений.

К ним относятся прежде всего молодые люди, детство, юность и взросление которых пришлось на постперестроечное время. Другой жизни они просто не знают, и это позволяет им двигаться к намеченной цели, не оглядываясь назад, и не сверять своего пути с прожитыми годами. Они воспитывались во время, когда зарождалось новое поколение людей, поколение потребителей. Молодые люди легко переносят социальные перемены в жизни, переходят на новый качественный технический уровень и всегда готовы к обучению и получению дополнительных знаний.

Совершенно другой тип людей руководствуется принципом «жить только по правде и по совести». Для них высшими ценностями являются добро и честность, они не умеют и не любят рисковать своей жизнью, стабильностью и спокойствием. Свой личный успех и благополучие они видят только в успехе и благополучии общества. Данная категория людей всецело полагается на своих руководителей, родителей, старших в семье, партийных лидеров, начальников. У них на первом месте стоит духовное начало, а материальные блага их волнуют мало, они живут по принципу достаточности, когда деньги являются лишь средством для решения насущных проблем. Такие люди в своей жизни обходятся только необходимым,

6 (243) - 2014

Проблемы. Поиск. Решения

они неприхотливы в быту и редко желают перемен в жизни и работе. Для них стабильность и спокойствие важнее всего, а при малейших «перекосах» в своей жизни они впадают в отчаяние, страх и депрессию.

Массовой болезнью в современном обществе становятся беспокойство и страх, неуверенность в завтрашнем дне, плохое психическое самочувствие [6]. Как же пережить период социального и культурного шока, сохранив при этом здоровье, стабильное душевное состояние и сохранив высокий моральный дух? Авторы видят три этапа, которые следует пройти для преодоления сложившейся ситуации.

На первом этапе люди испытывают радость инновационных и социальных перемен. Они искренне радуются свободе, стиранию привычных стереотипов в общественной и личной жизни.

На втором этапе все эти радостные чувства уходят на задний план. Происходит отрезвление, появляется ощущение, что жизнь сама по себе ничего не дает даром - в эпоху перемен тоже надо трудиться и обеспечивать себя и своих близких. Необходимо надеяться только на самих себя, «добрый дядя» ничего не подарит. В этот момент у людей появляется страх перед будущим своим и своих близких, тревога, депрессия, фрустрация. В результате общество распадается на бедных и богатых, разрыв между ними с каждым годом растет, а противоречия усиливаются.

Когда эти проблемы удастся преодолеть, то через какое-то время наступает третий этап -появляется чувство уверенности, защищенности, удовлетворения и веры в будущее.

Социальная нестабильность проявляется в первую очередь на личностном уровне: обостряется чувство тревоги, теряется социальная идентичность личности. Появляются противоречия между желаниями сделать жизнь лучше для других и сохранить высоким свой уровень жизни [1].

Необходимо учитывать, что успешный человек уверен в себе, он расчетлив, целеустремлен, готов к переменам и хочет сделать жизнь лучше для себя, своих родных и близких. Такая личность всегда достигает поставленных целей, реализует свои замыслы и намерения. Преуспевающий человек обладает позитивной энергией, направленной на преобразования и решение всех стоящих перед обществом и лично перед ним насущных задач. Как правило, он творчески подходит к своей жизни, трудовой деятельности, и его особенности тесно связаны с мотивационной и эмоционально-волевой сферой.

Творческий человек отличается от других людей, порой вызывая непонимание и недоумение со стороны даже самых близких. Активность такого человека направлена на преобразование и приспособление к окружающей среде и действительности. При этом он вынужден пройти социальную адаптацию для установления равновесия между ним и социальной средой, приспособить себя к ее нормам и требованиям, признать и принять систему ценностей новой среды [8, 11].

Если человек не проходит социальной адаптации, то у него возникают стрессовые состояния, усиливается напряжение между личностью и сложившейся ситуацией, ухудшается социальное самочувствие, появляются тревожные ожидания будущего [7]. Это вызывает ухудшение качества жизни, а значит, и ее продолжительности, влечет серьезные затраты на лечение людей [5].

Авторы рекомендуют заранее психологически и материально готовиться к планируемым преобразованиям и изменениям в жизни. Все эти процессы необходимо увязать с повседневной жизнью человека, с его личными планами, ценностями, целями и интересами -ведь личность занимает центральное место в государстве [9]. Человеку необходимо задуматься, создать модель будущего и выйти за привычные временные рамки. Например, пофантазировать о своем будущем, представив себя, например, восьмидесятилетним стариком, и задать себе следующие вопросы.

1. Кто он такой? Ответить на этот вопрос можно по-разному. За время жизни произошло много событий: человек состоялся или не состоялся как специалист, отец семейства, как личность, как гражданин своей страны. Что полезного он сделал для себя, для своей семьи, как воспитал своих детей, что сделал для укрепления мощи своего государства?

2. Что он не смог сделать и почему? По какой причине, кто в этом виноват?

3. Чем он может помочь своим детям, внукам, в чем может быть полезен своему государству?

4. Сможет ли он применить полученные ранее знания, необходимо ли скорректировать свои возможности в соответствии с возрастом и накопленным опытом?

5. Какую переподготовку, какую профессию ему необходимо получить дополнительно к данному времени с учетом возраста?

6. Востребован ли он и его умения, знания и опыт молодыми специалистами, руководителями нового направления с учетом современного мышления?

7. Насколько он владеет коммуникационными технологиями и может ли применять их для работы и в повседневной жизни?

8. Чему может научить своих детей и внуков, какой опыт может им передать, и будет ли интересно детям и внукам общаться с ним на досуге?

9. Каково состояние его здоровья на данный период? Чтобы быть в хорошей физической форме, необходимо на протяжении всей жизни вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой, заниматься профилактикой здоровья. Необходимо разработать правильный и сбалансированный рацион питания и, естественно, искоренить все вредные привычки.

10. Какой образ жизни ведет этот человек в своем нынешнем возрасте?

11. Кто окружает его, с кем он общается и дружит? К рассматриваемому возрасту окружение человека кардинально меняется, многих ровесников по понятным причинам уже нет рядом, привычный круг общения распался. Чтобы не быть одиноким, человеку необходимы коммуникации и общение с окружающими его людьми, и такое общение должно быть приятным, легким, ненавязчивым.

Как достичь этого и что для этого надо знать? Когда человек открыт, любит окружающих и желает им добра, то ему отвечают взаимностью. Это дается нелегко, путем систематической работы над собой, путем самообразования и самосовершенствования своего тела, духа и знаний о жизни современных людей. Если человек задумается над этим еще в молодые годы, то выберет правильный путь и смоделирует свое будущее. Это и будет его главная цель в жизни - стать востребованным на протяжении многих лет.

Для достижения поставленной цели человек осознанно решает повседневные задачи и уверенно движется вперед. Социальное самочувствие у него хорошее, ожидание старости, связанное с тревожным ожиданием неизвестности, и качество жизни повышаются. В результате продолжительность жизни (как физической, так и творческой) увеличивается.

Самое главное в этом моделировании то, что человек остается востребованным на протяжении всей своей жизни, и в любом коллективе он будет желанным работником и наставником для молодых специалистов. Главное - понимать, что советы надо давать тем, кто в них нуждается, а учить надо тех, кто хочет учиться. Тогда можно без конфликтов и противоречий передать накопленные знания и свой богатый опыт жизни с пользой для себя и для общего дела. При такой ситуации конфликт поко-

лений сводится к минимуму, а социальный статус взрослого человека повышается, его самооценка возрастает от чувства выполненного долга.

Необходимо также учитывать и то, что не все и не во всем должны меняться. Главное, чтобы все люди смогли дополнять друг друга при решении поставленных задач перед обществом в целом и перед личностью в частности.

Инновации, креативное мышление молодого поколения в сочетании с мудростью и опытом старшего поколения могут дать потрясающие результаты [10]. В жизни и деятельности людей необходима преемственность поколений, и самое главное - правильно распределить социальные роли между поколениями, в соответствии с их личностными особенностями.

Список литературы

1. Киселева И. А. Моделирование компромиссных решений в экономике: учебное пособие. М.: МЭСИ, 2002.

2. Киселева И. А. Моделирование эколого-эконо-мических систем: учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ, 2011.

3. Киселева И. А, Трамова А. М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182-185.

4. Симонович Н. Е. Социальная психология безопасности: учебное пособие. Одесса: ОНУ, 2004.

5. Симонович Н. Е. Социальная психология личности: методические указания. М.: Союз, 2001.

6. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. М.: РГГУ, 2003.

7. Симонович Н. Е, Киселева И. А. Психологические аспекты инновационного подхода к обучению руководителей предприятий //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 43. С. 54-57.

8. Сухарев О. С. Психологические факторы в анализе инновационного поведения и экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 11. С. 2-11.

9. Хрусталёв Е. Ю., Баранова Н. М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-10.

10. ХрусталёвЕ.Ю., СлавяновА. С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 6. С. 35-43.

11. Хрусталёв Е. Ю. , Славянов А. С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.