УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
5 (242) - 2014
УДК 330
экономическая и социально-психологическая безопасность предприятия
и. а. Киселева,
доктор экономических наук,
профессор кафедры прикладной математики
E-mail: Kia1962@list. ru
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
Н. е. симонович,
доктор психологических наук, академик РАЕН,
профессор кафедры психологии личности
E-mail: nsimoni@mail. ru
Институт психологии им. Л. С. Выготского
Российского государственного гуманитарного университета
Статья посвящена экономической и социально-психологической безопасности предприятия. В статье даны определение организации, ее структура и роль человека в развитии организации, приведены виды связей с внешним миром. Рассмотрены этапы жизненного цикла предприятия. Особое место отводится рассмотрению издержек, приводящих к разорению и банкротству предприятия. Даны практические советы руководителям для успешного руководства предприятием и его динамического развития.
Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-психологическая безопасность, закрытая система, жизненный цикл, внутренняя система, организация, издержки.
У каждого современного человека есть жизненные цели и жизненно важные интересы. Они включают в себя совокупность потребностей, удовлетворение которых позволит им обеспечить необходимый материальный и духовный уровень для создания семьи, рождения и воспитания детей, для улучшения качества жизни своего окружения.
Всего этого можно добиться, если человек будет работать в коллективе и принадлежать выбранной им организации. Организация, помимо материальных благ, поможет человеку обеспечить безопасность себя, своих родных и окружающих людей. Прежде чем приступить к раскрытию темы, следует уточнить используемые понятия.
Что же такое организация? Очевидно, организация представляет собой сложный механизм. В таком механизме переплетаются и уживаются как интересы личности, так и интересы всей группы, стимулы для развития личности, инновации для улучшения производственного цикла, творчество личности и организационная дисциплина. Коллектив всегда создается и формируется в определенных целях, для решения поставленных перед ним конкретных задач. Личность всегда добровольно и осознанно вливается в трудовой коллектив для решения своих личных планов и целей. Хорошо, когда цели и задачи предприятия и личности во всем совпадают. Бывает и наоборот, тогда личность уходит из коллектива и ищет другую работу [6].
В современной России появились предприятия с различной формой собственности. У каждой организации есть свои задачи, решать которые можно лишь сплоченным и профессионально подготовленным коллективом. При этом главным критерием является уменьшение издержек на единицу производимой продукции, чтобы можно было конкурировать с другими, подобными ей фирмами [2].
Каждая организация имеет свой бренд, свою символику, традиции, репутацию и свою корпоративную культуру. Организация представляет собой целостную структуру, в которой все элементы взаимосвязаны и имеют связи с внешним окружением. Ведь организация — это живой организм, который находится в социуме, постоянно развивается и изменяется под воздействием объективных и субъективных причин, особенно в период глобализации общества и стирания экономических границ между государствами.
Предприятия, которые застыли в своем развитии и не изменяются в современном обществе, перестают функционировать и распадаются. Таким образом, можно сделать вывод, что организация является динамично развивающимся организмом. Люди играют в организации важную и особую роль. Людей побуждают объединиться в организации потребности биологического и физического существования и выживания. Осуществить эти потребности можно лишь в составе дружного, творческого, профессионального коллектива, путем объединения знаний, навыков, практики каждого человека в единое умение и решение поставленных задач.
Очевидно, что экономическая и социально-психологическая безопасность организации целиком и полностью зависит от безопасности каждого члена коллектива [10, а 49].
Исследуя экономическую и социально-психологическую безопасность, следует учитывать влияние человека и группы людей на деятельность организации и происходящие в ней изменения, на достижение целей и решение поставленных перед ней задач [14]. Все люди в организации взаимодействуют друг с другом, а также имеют определенные отношения с внешним окружением. Необходимо при организационной деятельности учитывать и личные цели, потребности человека, чтобы не возникало внутриличностного и организационного конфликта. Человек, решая в коллективе свои задачи и преследуя свои цели, помогает и коллективу достичь более высоких успехов, и выйти на более
качественный уровень в профессиональной среде. В организации важным является умение распределить обязанности и социальные роли между всеми членами коллектива, согласно их профессиональной подготовке и личностным особенностям. У каждого члена коллектива есть свои индивидуальные ценности и видение своей полезности организации. Одним людям нравится исполнительская функция и они принесут огромную пользу коллективу в данной ипостаси. Такие люди будут всегда находиться в гармонии с самими собой, у них не будет внутриличностных конфликтов и напряженности, тревожности и негативного ожидания неизбежной катастрофы [7].
Другая категория людей обладает организационными способностями. Они умеют выбрать реальные цели и поставить решаемые задачи перед подчиненными и организацией в целом. Источникам тревоги и напряженности в таком коллективе просто нет места, все заняты конкретным делом.
Важно правильно спроектировать организацию, смоделировать структуру, поставить правильные и достижимые стратегические цели, выбрать соответствующую парадигму развития. Также необходимо расставить акценты на промежуточных задачах, краткосрочных целях и кадровом обеспечении рабочих мест [4, а 38].
Подбор кадров необходимо осуществлять без спешки, используя современные методики и технологии с применением современных средств коммуникации и диагностики. От правильного выбора цели, постановки задач и подбора, обучения, адаптации и расстановки кадров зависят деятельность организации, решение поставленных задач и выполнение миссии организацией. А самое главное — зависит безопасность экономическая и социально-психологическая каждого члена коллектива и предприятия в целом [12].
Каждая организация создается для получения прибыли при уменьшении издержек до минимума.
Предназначение организации предполагает наличие ряда слагаемых, а именно:
1) производство определенных продуктов и услуг;
2) место и роль в своем сегменте рынка;
3) цели компании (существование, увеличение прибыли, уменьшение издержек);
4) имидж (социальная ответственность, престиж среди подобных организаций).
Как видно из вышесказанного, безопасность организации зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.
Существуют две системы организаций: открытые и закрытые.
Закрытая система игнорирует эффект внешнего воздействия на организацию. В период глобализации общества данная структура организации не подходит, поскольку при такой системе организация подвержена изначально распаду и прекращению существования. Больше подходит открытая система, позволяющая взаимодействовать с внешней средой и другими организациями. Организация получает источники сырья, рынки сбыта и человеческий капитал из окружающего мира.
Например, банки используют накопления граждан (депозиты), преобразуют их в кредиты и выгодные инвестиции, используют полученную прибыль для саморазвития, выплаты дивидендов, расширения инвестиционной деятельности. При этом они подвергаются опасности невозврата полученных кредитов, нарушения сроков окупаемости инвестиционных проектов. Ошибочная политика банка в этом направлении приводит к разорению и банкротству финансового учреждения [3, с. 28].
В данной области деятельности при обеспечении экономической безопасности необходимо учитывать социально-психологические факторы вкладчиков, потребителей банковских услуг и поведенческие факторы личности [8]. Прежде чем выдавать кредит, необходимо составить психологический портрет заемщика и определить его индивидуальные потребности и цели использования полученных средств. Многих потерь можно избежать, применяя эти технологии. Но, как правило, личные особенности банкиров, стремление получить прибыль побуждают закрывать глаза на очевидные, легко прогнозируемые явления и побуждают к странным действиям. Увеличиваются риски кредитования, повышаются издержки, что приводит к уменьшению капитализации и понижению кредитного рейтинга и надежности банка среди банковской среды и населения в целом [5, с. 42]. Начинается бегство капитала в другие банки, в результате этого наступает разорение, ухудшение социально-психологического самочувствия вкладчиков, и появляется социальная напряженность в обществе, что приводит к цепной реакции [13]. Это лишь один из примеров экономической и социально-психологической безопасности в банковской системе.
На указанном примере можно показать взаимосвязь между отдельной системой и внешней средой. Изменение во внешнем мире приводит к изменениям во внутренней системе. Сама организация отражает внешнюю среду. В ее основе лежат предпосылки экономического, политического, социального, психологического, информационного характера [1, с. 25].
Организация должна полноценно и эффективно функционировать и получать вклад в свою копилку со стороны всех ее сотрудников и, с другой стороны, способствовать членам коллектива в достижении поставленных целей в настоящем и будущем. Для этого компании необходимо динамично развиваться, эффективно и своевременно реагировать на все вызовы со стороны конкурентов и общества в целом. Реакция может выражаться в физических изменениях и через психологическое содержание в виде ребрендинга фирмы, изменения имиджа, атрибутики, символики, изменения ритуалов и психологического климата в коллективе [9]. Особое значение для функционирования предприятия имеет обратная связь со своим окружением. Это позволяет корректировать выпуск важной продукции на рынке сбыта, следить за техническими новшествами, своевременно обновлять технологический парк производства с одновременным обучением обслуживающего персонала, а также осуществлять отбор и формировать кадровый резерв из молодых сотрудников.
Любая организация за время своего существования проходит несколько жизненных циклов, которые способствуют развитию или прекращению деятельности организации. Рассмотрим эти этапы жизненного цикла.
1. Этап предпринимательства. На данном этапе необходимо четко сформулировать стратегические цели, поставить реальные задачи, определить рынки сбыта, сформировать цену продукта, наметить пути уменьшения издержек, провести расчет количественного и качественного состава будущих сотрудников, определить финансовые возможности и формы кредитования организации, уровень заработной платы сотрудников.
2. Этап формирования команды. Отбор и зачисление специалистов на вакантные должности с учетом индивидуально-психологических и профессиональных особенностей. Выбор способа и технологии коммуникации между сотрудниками организации и внешним миром. Разработка долж-
ностных обязанностей и регламентов. Постановка задач каждому из сотрудников организации. Подписание соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Определение уровня зарплаты и разработка стимулирующих выплат, формирование социального пакета. Выбор медицинского центра и страховой компании для заключения договоров на оказание медицинских и страховых услуг. Оборудование рабочих мест для сотрудников и утверждение графика рабочего дня с учетом специфики деятельности компании, ее географического места положения. В компании, как правило, работают сотрудники разных возрастных категорий и специальной подготовки. У каждой категории людей разные системы ценностей. Эта проблема актуальна для менеджеров компании.
3. Этап формализации и управления. Отлаживается структура организации, корректируются должностные обязанности, график работы сотрудников, проверяются и приобретаются дополнительные средства коммуникации, корректируется регламент принятия решений и способы доведения информации до всех сотрудников организации. Уточняются правила этикета и корпоративного поведения сотрудников, утверждается атрибутика и символика организации. На начальном этапе, еще в процессе формирования коллектива необходимо выявлять лидеров, готовых к управленческой деятельности. На протяжении всего этапа формирования коллектива необходимо уделять внимание молодым специалистам и проводить с ними разъяснительную работу, разъяснять роль и предназначение коллектива [6]. Руководителю обязательно необходимо пройти подготовку по программе теории массовых коммуникаций, делового общения и конфликтологии. При приеме на работу также нужен тщательный отбор менеджеров.
4. Уточнение структуры коллектива. Организация расширяет рынки сбыта продукции. Уменьшает издержки производства, корректирует численность и качественный состав управленческого аппарата, отрабатывает и совершенствует механизм принятия решений, рассматривает возможность сотрудничества со смежными организациями. Продолжает подбор и переподготовку кадров на вновь открывающиеся вакансии. Разрабатываются новые финансовые возможности стимулирования сотрудников. Разрабатывается методика нефинансового стимулирования сотрудников фирмы.
5. Оценка кредитоспособности и способности к инновационному развитию организации.
Экономическая и социально-психологическая безопасность организации, в конечном итоге, зависит от предотвращения ущерба, уменьшения издержек производства, а самое главное, от угрозы полного банкротства и передачи прав внешнему критическому управляющему [11, 15].
Следует рассмотреть все возможные виды потерь, чтобы заранее их подсчитать и дать прогноз на будущее. Кто осведомлен, тот вооружен. В живом организме предприятия потери неизбежны, вот некоторые из них:
1) материальные потери. Они возникают в случае изменения проекта, в процессе его реализации, удорожания продукции и сырья сверх прогнозируемых цен, колебания валютных курсов, возникновения природных и техногенных катаклизмов. Такие потери будем измерять в денежном выражении;
2) кадровые потери. Текучесть кадров, наступление предельного возраста сотрудника с уходом на пенсию, отсутствие кадрового резерва. Обучение и подбор новых кадров. Привлечение к подбору уникальных специалистов стороннего кадрового органа. Все эти потери тоже исчисляются в денежном выражении;
3) трудовые потери. Потеря рабочего времени, вызванная болезнью сотрудников, эпидемиями, природными и стихийными явлениями. Такие потери тоже исчисляются в денежном выражении;
4) финансовые потери. Прямой денежный ущерб из-за задержки выплат покупателями за отгруженный товар, колебаниями валютных курсов, уменьшение выручки за счет уменьшения цен на рынке, увеличение издержек на единицу продукции, выпуск некачественной продукции;
5) временные потери. Когда производство и сбыт продукции идут с нарушением временных графиков, когда задерживаются оборотные средства или их просто нет. Такие потери тоже исчисляются в денежном выражении;
6) информационные потери. Дороже всего на свете стоит информация. Такие потери невосполнимы и тоже исчисляются в денежном выражении.
Для экономической и социально-психологической безопасности все вышеперечисленное имеет первостепенное значение. Самое главное для организации и ее безопасности — это уменьшение издержек на единицу производимой продукции. Для того чтобы обезопасить себя и трудовой коллектив, руководитель обязан все просчитать заранее, смоделировать сценарии возможных событий и на осно-
вании точных и взвешенных расчетов принимать в дальнейшем соответствующие решения.
Список литературы
1. Гаспариан М. С., Киселева И. А. Синергети-ческий аспект моделирования социально-экономических систем // Сб. науч. тр. «Математические и инструментальные методы в экономических системах». М.: МЭСИ, 2005.
2. Игонина Л. Л. Экономическая безопасность России в системе макроэкономических инвестиционных критериев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2 (191).
3. Киселева И. А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. М.: Едиториал УРСС, 2002.
4. Киселева И. А. Моделирование компромиссных решений в экономике: учеб. пособие. М.: МЭСИ, 2002.
5. Киселева И. А. Модель анализа кредитоспособности заемщика // Сб. науч. тр. «Новые информационные технологии в современных экономических системах». М.: МЭСИ, 1999.
6. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981.
7. Симонович Н. Е. Модель влияния массовых коммуникаций на современного человека // Вестник Одесского национального университета. 2009. № 10.
8. Симонович Н. Е. Влияние статуса личности на ее социальное самочувствие. М.: РГГУ, 2011.
9. Симонович Н. Е. Социальная психология безопасности. Одесса: Одесский нац. ун-т, 2004.
10. Симонович Н. Е, Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44 (233). С. 48—52.
11. Хрусталёв Е. Ю. Экономическая безопасность наукоемкого предприятия: методы диагностики и оценки // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 13. С. 51—58.
12. Хрусталёв Е. Ю., Боташева А. С. -Х. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4. С. 2—9.
13. Хрусталёв Е. Ю. Финансовый анализ социальных и военно-промышленных факторов национальной безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3. С. 187—192.
14. Хрусталёв Е. Ю., Рассадин В. Н. Социально-экономическая устойчивость и национальная безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 23. С. 8-13.
15. Хрусталёв Е. Ю. , Хрусталёв Ю. Е. Оценка состояния экономической безопасности высокотехнологичных производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 2.