Научная статья на тему 'Возникновение внутренних угроз: неразрывная связь экономической и социально-психологической безопасности'

Возникновение внутренних угроз: неразрывная связь экономической и социально-психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ПРОТЕСТНЫЕ АКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Огай Г.Р.

В статье на примере Калужской области исследуется процесс возникновения в реальной социально-экономической жизни региона внутренних угроз, проявляющихся при активном ведении в субъекте Федерации деятельности по привлечению иностранных инвестиций. Рассматриваются причины, побуждающие часть населения совершать акции, связанные с попыткой переложить решение региональных проблем на уровень федеральных органов власти. Таким образом, создаются негативные стереотипы поведения социально-психологического характера для жителей иных субъектов РФ. Выявлено, что столкновение интересов исполнительных органов власти конкретного субъекта РФ и части населения, представляющей интересы малого бизнеса, связано с принятием на разных уровнях власти не до конца продуманных нормативно-правовых актов. Также есть факты непрофессиональной реализации принятых решений, когда хорошие планы не могут воплотиться в жизнь из-за неумелого исполнения. Теоретической и методической основой исследования служат современные концепции и системы научных взглядов на национальную безопасность в целом, а также на региональную безопасность в частности. Системный подход, применяемый авторами, позволяет рассмотреть диалектическое единство процессов обеспечения безопасности на национальном, региональном, личностном уровнях. Использованы общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, историко-экономический и логический методы, а также статистические методы обработки данных. Сформулирована идея о том, что при реализации важных социально-экономических изменений происходит обострение конфликтов, могут возникать протестные настроения. Поэтому следует учитывать имеющиеся особенности развития территории, исторические традиции, распределение выгод, влияние внутренних и внешних факторов. Ни в коем случае не следует полагаться только на административную силу, игнорируя законы рынка при осуществлении интегрированного перспективного развития. Для осуществления равновесного развития территории следует переосмыслить подходы к реализации стратегии, ориентированной на использование внешних ресурсов. Указанная стратегия несет в себе факторы неопределенности, связанные с полной зависимостью от инвестиций и возникновением угроз безопасности региона. Следует остерегаться стимулирования экономического роста, осуществляемого ценой высоких долгов и перерасхода средств. Разработаны научно-практические предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии повышения экономической безопасности региона, находящейся в тесной взаимосвязи с его социально-психологической безопасностью, с учетом различных особенностей территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение внутренних угроз: неразрывная связь экономической и социально-психологической безопасности»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 339.9

возникновение внутренних угроз:

неразрывная связь экономической и социально-психологической безопасности

В. К. КРУТИКОВ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе Института управления, бизнеса и технологий, профессор Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: vkkrutikov@mail.ru

Ю. В. зайцев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: intercross@mail.ru

Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга Г. Р. огай,

аспирант кафедры экономики, экономических методов и информатики E-mail: ohaiaikido@gmail.com Институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Обнинск

В статье на примере Калужской области исследуется процесс возникновения в реальной социально-экономической жизни региона внутренних угроз, проявляющихся при активном ведении в субъекте Федерации деятельности по привлечению иностранных инвестиций. Рассматриваются причины, побуждающие часть населения совершать акции, связанные с попыткой переложить решение региональных проблем на уровень федеральных органов власти. Таким образом, создаются негативные стереотипы поведения социально-психологического характера для жителей иных субъектов РФ.

Выявлено, что столкновение интересов исполнительных органов власти конкретного субъекта

РФ и части населения, представляющей интересы малого бизнеса, связано с принятием на разных уровнях власти не до конца продуманных нормативно-правовых актов. Также есть факты непрофессиональной реализации принятых решений, когда хорошие планы не могут воплотиться в жизнь из-за неумелого исполнения.

Теоретической и методической основой исследования служат современные концепции и системы научных взглядов на национальную безопасность в целом, а также на региональную безопасность в частности. Системный подход, применяемый авторами, позволяет рассмотреть диалектическое единство процессов обеспечения безопасности на

национальном, региональном, личностном уровнях. Использованы общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, историко-экономический и логический методы, а также статистические методы обработки данных.

Сформулирована идея о том, что при реализации важных социально-экономических изменений происходит обострение конфликтов, могут возникать протестные настроения. Поэтому следует учитывать имеющиеся особенности развития территории, исторические традиции, распределение выгод, влияние внутренних и внешних факторов. Ни в коем случае не следует полагаться только на административную силу, игнорируя законы рынка при осуществлении интегрированного перспективного развития.

Для осуществления равновесного развития территории следует переосмыслить подходы к реализации стратегии, ориентированной на использование внешних ресурсов. Указанная стратегия несет в себе факторы неопределенности, связанные с полной зависимостью от инвестиций и возникновением угроз безопасности региона. Следует остерегаться стимулирования экономического роста, осуществляемого ценой высоких долгов и перерасхода средств.

Разработаны научно-практические предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии повышения экономической безопасности региона, находящейся в тесной взаимосвязи с его социально-психологической безопасностью, с учетом различных особенностей территории.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, иностранный капитал, протестные акции, экономическая безопасность, социально-психологическая безопасность, Калужская область, Общероссийский народный фронт

На Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе (январь 2014 г.) отмечены три региона России, территории которых наиболее привлекательны для занятия бизнесом и реализации инвестиционных проектов: Ульяновская область, Республика Татарстан и Калужская область. Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов в ходе проведения ВЭФ пояснил, что в регионе налажены контакты со всеми рыночными институтами, создана корпорация развития, которая взяла на себя решение вопросов формирования индустриальных парков, устранение бюрократических барьеров, упрощение доступа к финансированию1.

1 Лютова М, Лысова Т. В Давосе дали четыре совета российским регионам // Ведомости. Финансы. 22.01.2014. URL: http://vedomosti.ru/fmance/news/21676131/v-davose-daH-che1yre-soveta-rossijskim-regionam#ixzz32KcKpomr.

В связи с открытием 19 мая 2014 г. в Калужской области двух новых заводов таких ведущих мировых компаний, как «Лафарж» и «Берлин-Хеми», Президент РФ В.В. Путин направил на имя губернатора поздравительную телеграмму, в которой, в частности, отмечается следующее: «Уверен, что запуск этих масштабных, высокотехнологичных проектов будет содействовать укреплению экономического потенциала области, созданию новых, современных рабочих мест, решению целого комплекса социальных проблем. И конечно, такая эффективная работа с инвесторами, последовательные усилия по улучшению делового климата - отличный пример для других регионов страны»2.

Этот факт - дополнительное подтверждение того, что область успешно выполняет данные обязательства по улучшению условий ведения бизнеса и инвестиционного климата в стране.

В то же время в целом ряде научных публикаций уделяется серьезное внимание способности обеспечить экономическую безопасность региона от воздействия внутренних и внешних угроз. Некоторые исследователи подчеркивают, что экономическая глобализация означает качественно новую ступень в развитии международных экономических отношений и формировании единого экономического пространства (Н.В. Бекетов, М.Е. Тарасов) [1]. Обосновывается необходимость учета макроэкономических инвестиционных критериев экономической безопасности при разработке инвестиционной политики (Л.Л. Игонина) [3]. Выявлена неразрывная связь экономической безопасности с социально-психологической безопасностью, что объясняет причину возникновения внутренних угроз как экономическую ситуацию в регионах (Н.Е. Симонович, И.А. Киселева) [8]. Экономическая безопасность региона характеризуется как его способность обеспечивать комплексное, устойчивое развитие территории, создавать комфортные условия для жизни и занятия бизнесом, противодействовать вызовам времени (М.Н. Руденко, М.В. Шляпина) [7].

Необходимость обеспечения региональной экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях возникновения проблем социально-экономического развития.

Министр финансов РФ А.Г. Силуанов, выступая на расширенной коллегии министерства в апреле

2 Президент и премьер-министр поздравили калужан с открытием новых предприятий. Официальный портал органов власти Калужской области. 19.05.2014. URL: http://dmoblkaluga. ru/main/news/events/detail.php?ID=162983.

-37 (274) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

2014 г., заявил: «Условия, в которых придется работать в 2014 году, это самые сложные, пожалуй, с момента кризиса в 2008-2009 годов. Рост ВВП оценивается на достаточно низком уровне - 0,5%. Возможно, будет находиться около нуля»3. По разработанному Минэкономразвития России (май 2014 г.) базовому варианту макроэкономического прогноза, ВВП РФ в 2014 г. вырастет на 0,5%, промышленность - на 1%, отток капитала оценивается в 100 млрд долл., спад инвестиций составит 1,9%, инфляция - 6%, профицит федерального бюджета - 0,5% ВВП. Правительством данный вариант одобрен4.

По мнению академика РАН В.В. Ивантера, есть все основания для уверенности в том, что: «Для России небольшой экономически рост - это фактически спад. Как минимум 2% ВВП мы обязаны тратить на поддержку инфраструктуры - предотвращение аварий и экстренные ремонты. Если не делать хотя бы косметический ремонт всего этого, будем иметь то, что получили на Саяно-Шушенской ГЭС, но уже в масштабах всей страны. То есть бизнес и государство в любом случае должны отдавать значительную часть своего дохода не на прирост, а на поддержание»5.

Исходя из складывающейся ситуации и суждений академика В.В. Ивантера, экономическую безопасность в настоящее время следует рассматривать как важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое развитие народного хозяйства, а также последовательную защиту национальных интересов.

Проанализируем особенности взаимодействия органов региональной и федеральной власти при решении проблемных вопросов, обеспечивающих региональную экономическую безопасность на примере Калужской области, базируясь на результатах новой теории социально-экономических систем, разработанной членом-корреспондентом РАН Г.Б. Клейнером. Ученый рассматривает развитие

3 Выступление министра финансов РФ А.Г. Силуанова на расширенной коллегии Минфина России в апреле 2014 г. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://minfin. ru/ru/press/speech/index.php?id_4=21492.

4 Интервью министра финансов РФ А.Г. Силуанова журналистам на конгрессе Всемирной ювелирной конфедерации CIBJO. 19.05.2014. URL: http://minfin.ru/ru/press/speech/index. php?id_4=21727.

5 Ивантер В. Мы не лентяи. Нам мало платят! // Аргументы

и факты. 21.05.2014. № 21. URL: http://www.aif.ru/money/

economy/1172503.

четырехзвенной модели общества, представляющей взаимодействие государства, социума, экономики и бизнеса. По мнению Г.Б. Клейнера, «государство в социально-экономической жизни представляет организующее начало; социум - воспроизводственное («основной инстинкт»); экономика - хозяйственное, бизнес - активизирующее начало» [4].

Руководство страны настаивает на привлечении иностранного капитала, сопровождаемом передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест6. С учетом существующей на мировых рынках конкуренции за капиталы оно считает необходимым решить задачу создания открытой и привлекательной инвестиционной среды, которая имела бы следующие характеристики: максимально либеральные нормы регулирования, адекватные этим нормам налоги, высокое качество работы государственного аппарата7.

Результаты проведенного анализа практики по работе с иностранными инвесторами в Калужской области демонстрируют, что в регионе властными структурами сформирована цельная система поддержки высокого уровня инвестиционной привлекательности.

Главными составляющими системы выступают следующие элементы:

• индустриальные парки, обустроенные за счет средств бюджета области, оборудованные всей необходимой инфраструктурой для размещения производств иностранных компаний;

• организационные структуры (ОАО «Корпорация развития Калужской области» -КРКО), обеспечивающие, под гарантии правительства области, привлечение кредитных ресурсов для финансирования инженерной и логистической инфраструктуры индустриальных парков;

• пакет нормативно-правовых актов, принятый представительной и исполнительной властью и устанавливающий финансовые, налоговые преференции инвесторам (порядок освобождения от налогообложения имущества организаций, реализующих инвестиционные проекты, установления сроков освобождения от налогов, связанных с объемом инвестиций и пр.);

• изменения, внесенные в процесс подготовки необходимого количества и качества трудовых

6 Путин В.В. Выступление на Консультативном совете по иностранным инвестициям. Декабрь 2010. URL: http://dpr. ru/journal/journal_43_5.htm.

7 Там же.

ресурсов для индустриальных парков с четко выраженной отраслевой направленностью, осуществленные с использованием средств бюджета (создание центра подготовки кадров для автомобильной промышленности, полностью обеспечивающего потребности и пр.). Действенность системы в современной сложной экономической обстановке подтверждают слова губернатора А.Д. Артамонова, который заявил 19.05.2014, что все иностранные инвесторы, представляющие 160 проектов из 30 стран мира, подтвердили продолжение своего участия в их реализации8.

Однако целесообразно, приняв к сведению рассуждения бывшего генерального директора ВТО Паскаля Лами о том, как распределяются доходы от добавленной стоимости в мировой практике, исследовать составляющие системы с позиций определения места Калужской области в глобальной цепочке ценностей при производстве товаров на ее территории представителями крупных международных компаний. П. Лами утверждает, что транснациональные корпорации контролируют высокоуровневые звенья в цепочке ценностей и получают самый большой доход от добавленной стоимости. В производственном процессе развитые страны занимают ниши исследований и разработок, а также дизайна и продажи, предоставляя ниши, создающие незначительный доход, партнерам в развивающихся странах [10].

Калужская практика подтверждает позиции, определенные П. Лами. Представители иностранных корпораций не торопятся совершать действия, сопровождающиеся передачей технологий, организовывая на территории региона предприятия со 100%-ным иностранным капиталом. В большей части производственного процесса применяется так называемая технология «отверточной сборки». При этой региональной практике как бы «замораживается» технологическое отставание существующих «старопромышленных» предприятий, для которых принятый пакет преференций зачастую недоступен.

Еще в 2008 г. руководство Калужской области заявляло о скором наполнении доходной части бюджета за счет собственных средств, которые поступят от деятельности иностранных инвесторов, и превращении инвестиционно привлекательной об-

8 Калужская область не замечает влияния санкций. URL: http://forum.kaluga.ru/index.php?showtopic=111234.

-37 (274)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

ласти в регион-донор9. На коллегии Министерства финансов РФ 15 апреля 2014 г. губернатор области А.Д. Артамонов отметил, что созданные индустриальные парки дают все более существенную отдачу, акцентировал внимание членов коллегии на важности решения Президента РФ о компенсации регионам затрат, понесенных на формирование инфраструктуры парков. Кроме того, была выражена озабоченность по поводу медленных темпов реализации мер по оптимизации налоговых льгот на федеральном уровне. По оценке губернатора, в результате этого консолидированный бюджет области не добирает ежегодно более одного миллиарда рублей10.

Обеспокоенность губернатора понятна, ведь за 2013 г. прирост собственной доходной базы равнялся 2%, а динамика роста государственного внутреннего долга региона не носит характера постепенности (как в других субъектах РФ), отличается энергичностью возрастания. Долг области с муниципальными образованиями растет по 1 млрд руб. в мес. В законе Калужской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» заложен максимально возможный дефицит около 15%, а бюджет региона, как и все прошлые годы, остается дефицитным [2].

Тревожные тенденции в развитии экономики страны в 2014 г. диктуют жесткие условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. В это время на уровне региональных органов власти принимаются решения о направлении средств областного бюджета в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Калужской области» в сумме 1 млрд 107 млн руб. и одобрении займа во Внешэкономбанке на сумму 470 млн руб. под гарантии областного бюджета для той же корпорации. Средства предполагается направить на создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков11.

Часть населения региона неоднозначно относится к результатам проводимой социально-экономической политики, причем мнение этой части граждан нашло подтверждение в рейтинге «Лучшие города России». Калуга в 2014 г. заняла среди 149

9 Артамонов А.Д. Для нашей области двигателем роста являются инновации и инвестиции. Интервью от 24.11.2008. URL: http://www.informetr.ru/journal/news/region/3950.

10 Регионам - финансовую устойчивость. 16.04.2014. URL: http ://www. admoblkaluga.ru/main/news/events/detail. php?ID=160799.

11 О направлении средств областного бюджета в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация развития Калужской области»: постановление правительства Калужской области № 169 от 13.03.2014.

- 2014-

городов с населением более 100 тыс. жителей 24-е место, потеряв десять позиций по сравнению с прошлым годом. Болевыми точками являются в первую очередь показатели инфраструктуры: качество здравоохранения, состояние жилого фонда, дорог и коммуникаций. Ситуацию обостряет мощный приток гастарбайтеров, который в 2014 г. стал почти в 4 раза больше по сравнению с 2013 г.12.

Отражением конфликтной ситуации между органами власти и региональным социумом стало проведение митинга в центре Москвы (Пушкинская площадь) 31 марта 2014 г. Под лозунгами зашиты предпринимательства, трудовых коллективов и выражения недоверия областной и городской власти выступили представители калужского малого бизнеса13. Следует отметить, что конфликт развивался еще с 2013 г. и был связан, по мнению митингующих, с реальной угрозой для более 5 тыс. предпринимателей остаться без работы. Столкновение интересов власти и малого бизнеса было вызвано принятием на федеральном и региональном уровне не до конца обоснованных решений, таких как увеличении фиксированных страховых взносов, запрет торговать на улицах городов в нестационарных торговых павильонах, закрытие центрального рынка в областном центре.

Но большее сопротивление изменениям вызвала непрофессиональная реализация принятых решений, осуществляемая на фоне всесторонней поддержки крупного капитала в виде предоставления мест для «точечной» застройки центра города торгово-развлекательными комплексами, нарушающими историко-архитектурный облик Калуги, обеспечения всевозможными преференциями только иностранных корпораций и др.

Характерно, что применяемые информационно-коммуникационные технологии больше направлены на создание внешней международной деловой репутации руководства области или создание позитивного мнения о нем у первых лиц российского государства.

Недопустимо мало внимания уделяется грамотной работе с населением, которое не ощущает своей сопричастности к происходящим, пусть по-

12 Лучшие города России. 100 лучших российских городов. 01.04.2014. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2441305. Население Калужской области // Калугастат. URL: http://kalugastat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kalugastat/ru/statistics/ population.

13 В Москве прошел митинг с требованием отставки Артамонова. 01.04.2014. URL: http://ikaluga.com/news/2014/04/01/v-moskve-proshel-miting-s-trebovaniyami-otstavki.

зитивным, процессам. Слабо учитывается фактор существования современного открытого, глобального информационного пространства. Имеет место недопонимание особенностей калужской социокультурной среды. Столица области, население которой составляет около 331,5 тыс. чел., отличается наличием тесных горизонтальных, неформальных связей. Коммуникативная компетентность калужан по внутренним вопросам жизни области (о событиях и людях, их творящих) может поспорить с глобальной информационной сетью.

Поучителен историко-экономический экскурс, свидетельствующий, что в Смутные времена после неудачной осады Москвы (1607 г.) отряды И.И. Болотникова нашли опору в Калуге. Лжедмитрий II (1609 г.) бежал из Тушинского табора в Калугу, где вокруг него стали собираться мятежные элементы. И сейчас в городе имеется дом, в котором жил Тушинский вор, так называемый «дворец Марины Мнишек». Сохранился и трехэтажный особняк почетного пленника русского царя имама Шамиля (1859 г.), находившего у калужан не злобу или отчуждение, но сочувствие [5, 9].

Разумеется, все это дела давно минувших дней. Но когда в наши дни первые лица области заявляют о необходимости иметь население численностью до 2 млн чел.14 для обеспечения реализуемых инвестиционных проектов с участием иностранного капитала, невольно выстраиваются исторические параллели. По данным статистического комитета, до 1910 г. народонаселение Калужской губернии составляло 1 419 949 душ [6]. Динамика численности населения в области в век нынешний характеризуется следующими показателями: в 2000 г. - 1 070 436 чел., в 2010 г. - 1 010 930, в 2013 г. - 1 005 585, в 2014 г. - 1 004 544 чел.15.

Калужская губерния действительно выступала в качестве региона-донора, но демографического. При создании Переселенческого управления (1896 г.) губерния выступала крупным поставщиком рабочей силы. Из Калужской губернии за период с 1896 по 1914 г. проследовало в Сибирь 25,4 тыс. чел. До 80% из них остались жить на новых местах.

В 1906-1910 гг. в среднем отход по 50 губерниям Европейской России составлял 94 чел. на 1 000

14 Калужской области не хватает жителей. Интервью А. Артамонова. 30.11.12. URL: //www.weekjournal.ru/economics/2776. htm.

15 Население Калужской области // Калугастат. URL: http:// kalugastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kalugastat/ru/ statistics/population.

чел. сельского населения, а в Калужской губернии -254 чел. Сотни тысяч жителей Калужской губернии, занимавшиеся в начале ХХ в. отхожим промыслом в Москве, перенесли из столицы в провинцию наряду с культурными ценностями и хаос революционных событий в 1917 г. [3].

В начале XXI в. Калужская область испытывает дефицит трудовых ресурсов, необходимых для поддержания инвестиционной активности региона, усугубляемый «маятниковой» миграцией в рамках московской агломерации.

Параллели истории приводят в год 1989-й, когда горняки из шахтерских регионов на Горбатом мосту в центре российской столицы подкрепляли выдвинутое требование - «так жить нельзя» - стуком касок. Но минули «смутные времена» конца XX в., ситуация коренным образом изменилась в положительную сторону. Калужская область лидирует в России по темпам роста промышленности и по индексу роста обрабатывающих производств, занимает 1-е место в Центральном федеральном округе по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения16.

На заседании Петербургского экономического форума (2014 г.) губернатор А.Д. Артамонов сказал: «Этот принцип мы соблюдаем свято - мы заботимся о наших инвесторах, как родители заботятся о своих детях. И мы понимаем, что дети бывают капризные, и инвесторы бывают капризные. И нельзя говорить, что раз он капризный, мы с ним работать не будем. Он повзрослеет, он начнет нам платить налоги, он создаст нам рабочие места. Надо все терпеть, лишь бы только работал. Пусть работает. Мы для этого и существуем»17. Нельзя не согласиться с тем, что инвесторы бывают уж очень капризными. Однако вряд ли все калужане безропотно воспримут мысль о том, что они существуют на земле только для того, чтобы бесконечно поднимать норму прибыли иностранных инвесторов и удовлетворять их неадекватные отдаче запросы.

Поэтому в 2014 г. представители населения области, толерантные калужане (без касок, но с плакатами) создают в центре столицы страны негативный стереотип поведения для всех регионов России. К чему могут привести подобные стереотипы, видно из практики Грузии и Украины. Для чиновников хороший выход - свалить все промахи и

16 Артамонов уверен, что с инвесторами надо нянчиться как с детьми. 23.05.2014. URL: http://ria.ru/economy/20140523/100 9014673.html#ixzz32hRqPdCV.

17 Там же.

-37 (274)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

трудности на происки Госдепа и «пятой колонны»18. Но контрпродуктивно оправдывать свои просчеты «забугорными» кознями. Внешние угрозы всегда были, есть и будут. Степень их опасности возрастает пропорционально количеству нерешенных внутренних проблем, которые и выступают своеобразным «спусковым крючком».

Позитивный стереотип действий сегодня, с учетом требований времени, демонстрирует Президент РФ В.В. Путин, опирающийся при обсуждении и принятии решений, а также контроле за их исполнением на непосредственное взаимодействие с обществом, в частности на представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ), т.е. на людей, являющихся неформальными лидерами, обладающими нерастраченным потенциалом авторитета и доверия.

Однако, возвращаясь к калужским реалиям, можно определить еще один «спусковой крючок», вызывающий недоверие населения. Одни и те же лица, которых население прекрасно знает, никак положительно (это в лучшем случае) не проявив себя, переходят из руководства одной партии или организации в руководство другой. Бывшие чиновники, полностью зависимые от органов власти, начинают возглавлять якобы независимые движения. Происходит активная имитация реальной общественной жизни. При возникновении любых реальных угроз подобные формальные институты недееспособны, что подтвердило развитие протестного движения малого бизнеса в Калуге. Партии и представители некоммерческого сектора просто самоустранились от решения развивавшегося конфликта, предоставив первым лицам органов региональной власти разбираться один на один с возникшими проблемами.

Очевидно, что Президент РФ, поддерживающий развитие такого движения, как Народный фронт, вкладывает в него совсем другое содержание и форму. А чиновничьи интерпретации на местах при реализации принятых решений приводят к потере смысла осуществляемой конструктивной деятельности. Для осуществления равновесного развития территории следует переосмыслить подходы к реализации стратегии, ориентированной на

18 Проблематика наличия внешних угроз рассматривалась авторами в статье «Создание системы некоммерческих организаций (НКО) в учреждениях высшего профессионального образования, как инструмента просвещения, обеспечивающего формирование гражданского общества и национальную безопасность», опубликованной в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» № 20 (209) за 2013 г.

- 2014-

использование внешних ресурсов, которая несет в себе факторы неопределенности, связанные с полной зависимостью от инвестиций и угрозами экономической безопасности региона.

Следует остерегаться стимулирования экономического роста путем привлечения бизнеса и инвестиций, осуществляемого ценой высоких долгов и перерасхода средств. При этом отечественным и иностранным предпринимателям должны предоставляться равные возможности. Предпочтение может отдаваться (на конкурсной основе) только тем структурам, которые внедряют технологические, управленческие и иные инновации, обеспечивающие переход к новому социально-экономическому укладу.

Не терпит отлагательств переход от «ручного режима» к стратегическому управлению, и далее -к институциональному. Этот переход возможен только путем формирования системы, предоставляющей возможность различным субъектам рынка реализовать свой потенциал. А для этого требуется обеспечить надежные гарантии прав собственности и личности, ограничить власть чиновничества, стимулировать дух предпринимательства. При этом не надо полагаться только на административную силу, игнорируя законы рынка при осуществлении интегрированного перспективного развития.

Жители области должны ощущать свою сопричастность к происходящим процессам, а не чувствовать себя безмолвной массовкой, безропотно принимающей все, что посылает судьба. Люди хотят реально видеть, что их мнение учитывается при принятии решений. Так, прежде чем закрывать павильоны и решать вопрос о сносе центрального рынка, наверное, следовало бы провести мониторинг мнений самих калужан и представителей малого и среднего бизнеса по данному вопросу. Проанализировав результаты, можно было определить места, где горожанам предпочтительно иметь мини-рынки. Разработав и реализовав меры по стимулированию процесса создания подобных инфраструктурных объектов, обеспеченных современными технологическими и иными новинками, чиновники не только бы выполнили задачу, но и укрепили авторитет власти, вместо того чтобы тратить время на поиск пресловутой «пятой колонны».

Необходимо помнить, что при реализации важных социально-экономических трансформаций происходит обострение конфликтов, зачастую приводящее к беспорядкам, поэтому следует учитывать все региональные особенности, исторические тра-

диции, распределение выгод, влияние внутренних и внешних факторов.

Современная ситуация, складывающаяся после принятия к России различных экономических санкций, исключительно благоприятна для единения власти, бизнеса и общества. Исторические примеры ярко свидетельствуют, что перед лицом опасности наш народ всегда демонстрировал чудеса сплоченности и единства, что и наблюдается повсеместно сегодня. Тем более недопустима чиновничья глупость, не способствующая конструктивному решению проблем. Оценку деятельности чиновников следует давать не по их бодрым докладам и пиар-акциям, а по конкретным результатам и фактам, по реальному влиянию последних на обстановку как в регионе, так и в стране.

Одновременно целесообразно всячески поощрять создание и использование социальных ресурсов в области образования, науки и культуры. Положительные исторические примеры должны активно демонстрироваться для создания позитивных современных стереотипов поведения, причем следует обеспечивать их расширение и распространение в различных формах как несущей конструкции укрепления социально-психологической и экономической безопасности региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бекетов Н.В., ТарасовМ.Е. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 8.

2. Игонина Л.Л. Экономическая безопасность России в системе макроэкономических инвестиционных критериев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2.

3. История крестьянства западного региона России (1861-1917 гг.). Калуга: Изд-во научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2004. С. 254, 297.

4. Клейнер Г.Б. Какая экономика нужна России и для чего? (опыт системного исследования) // Вопросы экономики. 2013. № 10.

5. Малинин Д.И. Калуга: Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга: Изд-во «Золотая аллея», 2004. С. 21.

6. Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 год: закон Калужской области от 28.11.2013 № 508-0З.

7. Руденко М.Н., Шляпина М.В. Проблемы экономической безопасности Пермского края // На-

циональные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 32.

8. Симонович Н.Е., Киселева И.А. Экономическая и социально-психологическая безопасность современного общества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 45.

9. Славянская энциклопедия. XVII век. Т. 1. / В В. Богуславский. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 542544.

10. Цзунхе. Место Китая в мировой торговле // Китай. 2014. № 3. С. 27.

National interests: priorities and security Threats and security

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

THE EMERGENCE OF INTERNAL THREATS: THE INEXTRICABLE LINK OF ECONOMIC AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL SECURITY

Valerii K. KRUTIKOV, Yurii V. ZAITSEV, Gym R. OGAI

Abstract

Using the Kaluga region case, the article explores the process of occurrence of the internal threats, which are evident when attracting foreign investment in a constituent territory of the Federation in the real socio-economic life of the region. The authors discuss the reasons, which encourage a part of the population to perform the actions associated with the attempt to bring the solutions of the region's problems to the level of the Federal authorities. Thus, it creates the negative stereotypes of the socio-psychological behavior for the residents of other constituent territories of the Russian Federation. The paper reveals that the clash of interests of the executive authorities of a particular constituent territory of the Russian Federation and the part of the population, which represents the interests of small business, is related to the adoption of sketchy statutory and regulatory enactments at the different levels of government. There are also facts associated with non-professional implementation of the adopted decisions, when implementation of the proper and sound plans is hampered by their inept execution. The authors used the modern concepts and systems of the scientific views on the national security in general, as well as the regional security, in particular, which serve as a theoretical and methodological basis of the research. The paper uses a system approach, which enables to consider the dialectical unity of providing the security processes at the national, regional, and personal levels. The authors used the scientific methods of cognition, such as an analysis, synthesis, as well as historical,

economic and logical methods, and also the statistical methods of data processing. The article formulates the idea that the implementation of major socio-economic changes leads to the exacerbation of conflicts, and it may cause protests. Therefore, the authors emphasize that it is necessary to take into account all peculiarities of the development of the territories, historical traditions, distribution of benefits, and impact of the internal and external factors. Therefore, the authors underlie that under no circumstances the authorities should rely on the administrative force only, while ignoring the laws of the market in the implementation of integrated perspective development. The authors point out that in order to implement the balanced development of the territory it is necessary to reconsider the approaches to realization of the strategy based on the use of external resources. Such a strategy carries the uncertainties related to the complete dependence on the investment and threats to the security of the region. The paper considers that the stimulation of the economic growth undertaken by paying the high price of debt and overspending of funds should be avoided. The authors have developed the academic and research propositions and recommendations aimed at the sophistication of the strategy for enhancing of the economic security in close relationship with its socio-psychological security of the region taking into account the specifics of the territories.

Keywords: region, investment attractiveness, foreign capital, protests, economic security, social-psychological security, Kaluga region, National Front

Угрозы и безопасность Threats and security - 47 -

References

1. Beketov N.V., Tarasov M.E. Problemy obespe-cheniya ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva v sfere vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti [The problems of ensuring the economic security of the State in the area of foreign economic activities]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2009, no. 8.

2. Igonina L.L. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii v sisteme makroekonomicheskikh investitsion-nykh kriteriev [The economic security of Russia in the system of macroeconomic investment criteria]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2013, no. 2.

3. Istoriya krest 'yanstva zapadnogo regiona Rossii (1861-1917) [The history of peasantry of the Western region of Russia (1861-1917)]. Kaluga, Izdatelstvo nauchnoi literatury N.F. Bochkarevoi Publ., 2004, pp. 254, 297.

4. Kleiner G.B. Kakaya ekonomika nuzhna Rossii i dlya chego? (opyt sistemnogo issledovaniya) [What kind of economy does Russia require and what for? (a system research experience)]. Voprosy Economiki, 2013, no. 10.

5. Malinin D.I. Kaluga: Opyt istoricheskogo putevoditelyapo Kaluge i glavneishim tsentram guber-nii [Kaluga: the experience of historical guide around Kaluga and the principal centers of the province]. Kaluga, Zolotaya alleya Publ., 2004, p. 21.

6. Law of the Kaluga region "On Regional budget for 2014 and for the planning period of 2015 and 2016" of November 28, 2013 № 508-0Z. (In Russ.)

7. Rudenko M.N., Shlyapina M.V. Problemy ekonomicheskoi bezopasnosti Permskogo kraya [The

problems of economic security of the Perm region]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2013, no. 32.

8. Simonovich N.E., Kiseleva I.A. Ekonomicheskaya i sotsial'no-psikhologicheskaya bezopasnost' sovremennogo obshchestva [The economic and socio-psychological security of modern society]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2013, no. 45.

9. Slavyanskaya entsiklopediya. XVII vek. T. 1 [Slavic encyclopedia. 17th century. Vol. 1]. Moscow, OLMA-Press Publ., 2004, pp. 542-544.

10. Tszunkhe. Mesto Kitaya v mirovoi torgovle [China in the global trade]. Kitai - China, 2014, no. 3, p. 27.

Valerii K. KRUTIKOV

Financial University under Government of Russian Federation, Kaluga Branch, Kaluga, Russian Federation vkkrutikov@mail.ru

Yurii V. ZAITSEV

Institute of Management, Business and Technology,

Kaluga, Russian Federation

intercross@mail.ru

Gym R. OGAI

Obninsk Institute of Nuclear Power Engineering of National Research Nuclear University, Branch of Moscow Engineering and Physics Institute, Obninsk, Russian Federation ohaiaikido@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.