Научная статья на тему 'Экономическая и социальная безопасность перехода от аналогового к цифровому телевизионному вещанию'

Экономическая и социальная безопасность перехода от аналогового к цифровому телевизионному вещанию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / АНАЛОГОВОЕ ВЕЩАНИЕ / ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая и социальная безопасность перехода от аналогового к цифровому телевизионному вещанию»

Б.Н. Теребиленко Н.А. Пузырный

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ АНАЛОГОВОГО К ЦИФРОВОМУ ТЕЛЕВИЗИОННОМУ

ВЕЩАНИЮ

Ключевые слова: реформа, зарубежный опыт, аналоговое вещание, цифровое телевидение, цифровизация, конкуренция, экономически и социально безопасные механизмы.

Реформа, проводимая в рамках российской телевизионной радиовещательной системы, обусловливает необходимость изучения рынка потребления аналогового и распространения услуг цифрового телевидения на территории России. В мире подобная задача решается не впервые, и многими странами накоплен опыт подобного перехода от одной системы к другой. Полное прекращение аналогового вещания достигнуто во многих странах, начавших переход к эфирному цифровому телевещанию 10-15 лет назад. Всем странам, осуществившим данный переход, присущи методы и технологии, обеспечивающие экономически и социально безопасное решение возникающих при этом задач. Рассмотрим их более подробно.

Для обеспечения максимально эффективного использования радиочастотного спектра государствами Европы, Африки и частью стран Азии было принято международное соглашение в Женеве, регламентирующее распределение частот для цифрового эфирного вещания на основании DVB-T стандарта. По данному соглашению после 17 июня 2015 года соседние страны не обязаны согласовывать частоты для аналоговой передачи друг с другом. Таким образом, вышеуказанная дата выступает в качестве ориентира для ASO (Analog switch-off -отключение аналогового вещания) в международном масштабе, и выключение аналогового сигнала желательно осуществить до этого срока.

Принятие решения об отключении аналогового вещания требует оценки степени распространения цифрового телевещания. Согласно концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации до 2015 года, одобренной соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации, «важнейшим вопросом, нуждающимся в решении на государственном уровне, является обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение социально значимой информации». Принятие решения об отключении аналогового вещания должно быть крайне взвешенным, так как за этим стоит авторитет государства и реализация законного права граждан на доступ к информации. Опыт показывает, что масштаб национальной эфирной сети является одним из ключевых факторов, влияющих на отключение аналогового вещания. Так, в Финляндии насчитывается всего 140 основных передатчиков и 600 радиорелейных станций, благодаря чему отключение аналогового сигнала удалось осуществить в один день. В Великобритании (1154 передатчика) на это потребовалось несколько лет, отключение было разбито на фазы, а затраты на весь комплекс работ были оценены в 500 млн футов стерлингов. Для большинства стран отключение аналогового вещания является серьезной задачей, сравнимой по сложности с финансированием и запуском телевизионного вещания. Тем не менее отключение аналогового вещания является необходимым шагом и несет множество выгод для государства, вещателей и общественности.

© Теребиленко Б.Н., Пузырный Н.А., 2013

Выбор того, каким образом осуществлять процесс отключения аналогового вещания, является зоной ответственности государства. В Германии было принято решение начинать процесс в наиболее урбанизированных и густонаселенных районах страны, в дальнейшем продвигаясь в менее населенные территории. Эта стратегия оказалось успешной именно для Германии. Более крупные по территории государства избрали другой путь отключения аналогового сигнала. В них наоборот первыми были цифровизованы регионы с низкой плотностью населения. Таким образом, была реализована модель опытных зон, в которых проводились тестирования национальной системы телевещания. Такая модель применялась в Швеции.

Решение об отключении аналогового вещания принималось на основании ряда критериев и через значительный период времени после запуска ЭТТ. Во Франции отключение аналогового вещания осуществлялось последовательно, причем первыми зонами отключения аналогового сигнала стали территории, на которых цифровизация осуществилась раньше всего и услуги цифрового эфирного телевидения были доступны уже долгое время. Во всех государствах отключение аналогового сигнала имело место спустя значительное время после начала цифрового вещания, благодаря этому цифровое телевидение смогло стать понятной и востребованной услугой. Само отключение было разбито на фазы. В Великобритании процесс отключения был разбит на 14 фаз, занимающих временной промежуток в четыре года, в Швеции - на пять фаз, занявших более двух лет (см. табл.).

Цифровая услуга должна быть конкурентоспособна. Конкурентоспособность услуги должна определяться теми свойствами, которые представляют существенный интерес для потребителя. Все показатели услуги, выходящие за эти рамки, не повышают ценности услуги в конкретных условиях. Для оценки конкурентоспособности услуги можно пользоваться различными методами. Наиболее просто использовать следующий метод: разработать список главных оценочных показателей, выставить балльные оценки показателей по определенной шкале, а затем суммировать эти оценки (см. табл.).

Таблица

Сравнительная таблица отключения аналогового вещания в странах Европы

Страна Начало цифровизации Окончание цифровизации

Швеция 1999 2007

Финляндия 2001 2007

Швейцария 2001 2008

Германия 2002 2008

Дания 2006 2009

Норвегия 2007 2009

Испания 2005 2010

Нидерланды 2003 2010

Австрия 2006 2010

Франция 2005 2011

Страна Начало цифровизации Окончание цифровизации

Чехия 2005 2011

Великобритания 1998 2012

Бельгия 2002 2012

Италия 2003 2012

Ирландия 2008 2012

Португалия 2008 2012

Россия 2009 2015

Наибольшая сумма баллов будет соответствовать наиболее конкурентоспособной услуге. Более корректно - ранжировать показатели и их балльные оценки по степени значимости. Для этого можно воспользоваться, например, следующим выражением:

i=n

К = £ atKt, i=1

где Ko - обобщенная (совокупная) балльная оценка, К - балльная оценка i-го показателя, щ -коэффициент значимости 1-го показателя, i = 1...n.

Коэффициент значимости показателя определяется экспертным путем с одновременным выставлением баллов. Наиболее точная оценка конкурентоспособности услуг может быть получена с помощью методов инженерного прогнозирования, аналогичных используемым при определении качества жизни.

Такая оценка осуществляется в несколько этапов.

I этап. Формулировка требований потребителя к услуге и определение перечня показателей, подлежащих оценке.

II этап. Ранжирование показателей. Выстраивается ранжированная оценка показателей по степени значимости показателей с позиций потребителей. На первом месте размещается наиболее значимый показатель. Достоверный результат может быть получен в случае использования в качестве экспертов потребителей целевого рынка.

III этап. Оценка выбранных показателей. Оценка осуществляется отдельно по каждой из конкурирующих услуг или по группе услуг, оказываемых каждым из основных конкурентов. Если возможны прямые количественные оценки, показатели представляются в натуральных единицах измерения или других количественных показателях (долях, индексах, удельных весах). Качественные показатели выражаются условными количественными оценками - баллами.

IV этап. Выбор эталона для сравнения. Базой для сравнения - эталоном - может служить набор показателей по любой из сравниваемых услуг и предприятий. Например, в качестве эталона могут служить показатели конкурентоспособности услуг предприятия, выполняющего оценку.

V этап. Сравнение показателей. Здесь осуществляется последовательное сравнение каждого из показателей конкурентов с аналогичным эталонным показателем. Итоговые характеристики таких сравнений - индексы отдельных показателей конкурентоспособности, пока-

зывающие, на сколько каждый из показателей отличается от такого же показателя конкурентов. Индексы могут быть больше или меньше 1 и являются безразмерной величиной.

VI этап. Определение обобщающего показателя конкурентоспособности. Безразмерная величина индекса позволяет исчислить обобщающий (интегральный) индекс конкурентоспособности по каждой конкурирующей методике. При этом используется следующая формула: Наибольший индекс конкуренции будет соответствовать наиболее конкурентоспособному объекту. Индекс конкуренции не может использоваться в качестве абсолютного значения, но полностью пригоден при поиске сравнительных характеристик.

Данный метод обладает следующими преимуществами. Во-первых, он позволяет с большей точностью учесть значимость отдельных показателей и степень их влияния на интегральный показатель конкурентоспособности. Во-вторых, он снижает уровень использования условных количественных оценок, так как многие показатели измеряются прямым методом. Наконец, он дает возможность использовать информацию, полученную непосредственно от потребителей, что является залогом успеха всей маркетинговой деятельности.

Библиографический список

1. GE06 Agreement, Geneva 2006. Final Acts of the Régional Radiocommunication Conference for planning of the digital terrestrial broadcasting service in parts of Regions 1 and 3, in the frequency bands 174-230 MHz and 470-862 MHz (RRC-06).

2. Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. - № 1700-р.

Е.А. Шала

УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: репутация виртуальной организации, виртуальная организация в сфере государственного управления, процесс управления репутацией виртуальной организации.

Современная экономика характеризуется широким использованием информационных технологий, что способствует появлению и развитию таких специфических форм в экономике, как виртуальная организация, которая представляет собой совокупность автономных гибких производственных систем, взаимодействующих и управляемых электронным путем. В результате функционирования и взаимодействия виртуальных организаций у субъектов хозяйствования появляется возможность реализовывать свои экономические интересы более технологично и эффективно [2].

Процесс виртуализации на сегодняшний день затрагивает все больше сфер жизнедеятельности человека, в том числе это касается и сферы государственного управления. Чем крупнее виртуальная организация, тем сложнее поддерживать и развивать ее репутацию, а следовательно, тем более продуманной и плановой должна быть политика управления репутацией [4]. Репутация организации представляет собой сложившееся о ней мнение, основан-

© Шала Е.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.