гласно БСЭ-матрице). Достижение запланированных сверху показателей бизнес-единицей с помощью обоснованно выбранной финансовой стратегии позволит ей быть перспективной единицей в общем портфеле бизнесов диверсифицированной компании.
Литература
1. Альгин ВА. Методология оценки финансовой стратегии корпорации / ВА Альгин, 2009. — 243 с. — С.16.
2. Архипов В.М. Стратегический менеджмент. — СПб.: Изд-во СПбУ-ЭФ, 2008.
3. Бандурин А.В. Деятельность корпораций. — М.: БУКВИЦА, 1999. — 600 с. — С. 231.
4. Бережнов ГВ. Стратегия развития предприятия в многопрофильной конкурентной среде. — М.: Мелап, 2002. — С. 105.
5. Бланк ИА. Основы финансового менеджмента: В 2 т. Т. 1: монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.
6. Большой толковый словарь русского языка. С.А. Кузнецов, 2009.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003
8. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.
9. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.
10. Кузовкова Т.А., Кузовков ДВ. Анализ развития российского рынка инфокоммуникаций // Электросвязь, 2008. — № 2. — С.8.
11. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003.
12. Научно-технический энциклопедический словарь.
13. Приказ Минсвязи России от 17 июня 1994 г. № 159.
14. Словарь финансовых и бизнес терминов, 2012.
15. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Financial strategy modelling of communication diversified company business unit
Kasatkina EA, "SIBSUTI", Russia
Abstract
The concept of business unit of the communication diversified company is presented in the report. The proof of concept use "the communication diversified company with the centralized management" is reasoned. Features of the communication diversified company are defined, the centralized functions of management are revealed. Difficulties are considered according to efficiency of the developed strategy. The author gives aspects by determination of object features research, the specific moments on modeling of financial strategy. Criteria of financial strategy choice are developed, the model of implementation of financial strategy choice of is presented. The author investigates what exactly at a stage of financial strategy choice and is carried out strategic planning therefore the balance of criteria of financial strategy choice among alternative strategy is mathematically described, these criteria are proved, restrictions and their criterion functions are defined.
Keywords criteria of a choice, financial strategy, model of financial strategy choice, communication diversified company, business unit.
Оценка международного опыта внедрения цифрового телевидения и проблемы его реализации в России
Излагается международный опыт внедрения цифрового телевидения в странах Европы, Америке и СНГ, показывающий области с высоким уровнем трудностей реализации. На основе проведенною анализа международного опыта внедрения цифрового телерадиовещания Ключевые слова: цифровое телевидение, и территориальных и социально-экономических особенностей нашей страны выявлены
международный опыт, проблемы, проблемы и определены меры по активизации процессов цифровизации телерадиовещания и
качеств° услуг. повышения качества его услуг.
Кузовкова Т.А.,
дэ.н., профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики связи МТУСИ
Котлер М.О.,
аспирант кафедры экономики связи МТУСИ
В современном мире телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества. Кроме социального, культурного и информационного компонента жизнедеятельности общества и населения телевидение и радио являются немаловажным
фактором экономики страны, причем немалую часть финансовых вложений осуществляет само население путем покупки телевизоров, радиоприемников и абонентской платы за антенну и радиоточку Сети телевидения и радиовещания выполняют также функцию одной из основных систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах.
Влияние телевидения и радио на политический и социальный климат современной России огромно. Являясь составной частью культуры страны, телевидение и радио влияют на сохранение языка, традиций, формирование шкалы материальных ценностей общества. Учитывая многонациональный состав, телерадиовещание служит мощным инструментом межнационального общения, диалога культур и религий, приобретая все большее значение в регионах, стимулируя развитие местных институтов культуры и образования, ста-
новясь составной частью муниципальных структур.
Опыт перехода экономически развитых стран на цифровое телерадиовещание показывает, что даже в условиях развитой рыночной экономики приходится сталкиваться с серьезными проблемами [3]. На начало 2010 г. более 80% европейских стран запустили DVB
— T вещание. Девять европейских стран прекратили аналоговое телевещание. К концу 2010 г. на цифровое вешрние перешли еще три европейские страны — Австрия, Хорватия и Испания.
В Европе первой страной, начавшей переход на цифровое телерадиовещание, стала Великобритания. В 1998 г. начались работы по активному внедрению технологии DVB-T, а также развернуты и коммерческие сети вещания. Однако полное отключение аналогового вещания в Великобритании было запланировано на 2012 г. . При этом в 2009 г. уже были развернуты опытные зоны совсем нового стандарта вещания DVB-T2 для передачи пакетов программ высокой четкости (HDTV) в стандарте компрессии MPEG-4.
Лидером введения нового принципа вещания, учитывая большую территорию, является США. В отличие от Европы, там принят альтернативный стандарт цифрового вещания ATSC. Отключение аналогового телевидения произошло в июне 2009 г. На данный момент проникновение эфирного цифрового ТВ составляет 13%. При этом приобретение приставок субсидируется государством в размере 1,5 млрд. долл. Однако, 2,2% населения еще не готовы к переходу на цифровое вещание. Имеются и технические проблемы
— в ряде населенных пунктов покрытие хуже, чем было у аналогового вещания. В Европе наблюдается схожая ситуация. Например, в Финляндии, где отключение аналогового вещания было произведено осенью 2008 г., на начало 2010 г. проникновение цифрового вещания составило 35% при отказе от государственного субсидирования при приобретении населением цифровых приставок. Несмотря на довольно длительное время, прошедшее после отключения аналогового вещания, и там 5% населения на данный момент не готово к переходу на цифровой формат вещания. Кроме этого, отмечена нестабильная работа абонентских цифровых приставок [3].
Страны СНГ также, как и Россия переходят на цифровое телерадиовещание. В республике Казахстан на базе опытных зон в рамках разработанной комплексной Программы развития телерадиовещания в РК на период 2007-2015 гг. испытаний должны быть проведены не только технические испытания, но также изучены потребности в услугах многоканального ТРВ вещания путем опроса населения, разработаны тарифы на услуги ЦТРВ, определены способы реализации абонентских терминалов, условия обеспечения социальной поддержки малообеспеченного населения, вопросы лицензирования, качества предоставления услуг, представляющего совокупность параметров, учитывающих качество работы всех элементов сети и качество обслуживания пользователей. Однако Отсутствие программной концепции, в которой отразились бы основные требования к номенклатуре и объему услуг, сроков перехода, необходимое количество каналов для организации различных видов приема (фиксированный, мобильный, портативный) тормозит переход на цифровой формат вещания.
Современный порядок лицензирования ориентирован на передачу одним операторам одной телевизионной или звуковой программы. В условиях цифрового вещания в одном мультиплексированном цифровом потоке имеется несколько программ (5...10) и вещание может с помощью одночастотной сети проводиться на целый регион. Современная система лицензирования этого не предусматривает. При переходе на цифровое вещание создаются большие проблемы с приграничной координацией, необходимо согласование частотных планов с другими государствами, имеющими отличающиеся стандарты вещания и свою стратегию реализации плана [4].
Создание высокоэффективной телекоммуникационной среды является одной из главных национальных задач Республики Узбекистан. Для создания в стране социально ориентированной, многоотраслевой информационной индустрии за счет внедрения ИКТ в различные сферы экономики приняты ряд законов, таких как Закон Республики Узбекистан "О связи", "О телекоммуникациях", "Об информатизации" и другие, и ряд постановлений Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также программы по развитию ИКТ и сферы почтовой связи.
Учитывая сложившиеся тенденции, и выделяя развитие ИКТ в качестве стратегического приоритета экономического развития и повышения уровня благосостояния народа в этих документах определены меры по расширению спектра информационно-коммуникационных услуг, с учетом внедрения новых технологий. В результате активно наращивается производственный потенциал предприятий, внедряются новейшая техника и технологии. На основе оптико-волоконных линий связи созданы высокоскоростные цифровые каналы до областных и районных центров Республики, ведется постоянная работа по расширению сети и повышению ее надежности.
Областные и районные центры, а также города Республики полностью охвачены цифровой телекоммуникационной сетью, в сельских населенных пунктах этот показатель составляет 95,7%. Для обеспечения высокого качества предоставления современных видов услуг и расширения их номенклатуры, осуществляется постепенный переход на высокоскоростные системы передачи типа STM-64, CWDM/DWDM и IP/MPLS.
1 сентября 2011 г. введена в эксплуатацию и создана сеть цифрового телевещания на РТС Ташкент, Бухара, Самарканд, Ургенч, Нукус, Кашкадарья и Андижан. Перспективы развития цифрового вещания в стандарте MPEG-4 связаны с реализацией решения ГКРЧ № 1/3 от 23.02.2011 г. и плана, рассчитанного на поэтапное внедрение 54 цифровых передатчиков различной мощности с 2010 по 2015 г.
При этом к основным РТС подача цифрового вещания в стандарте MPEG-4 будет организована по существующим магистральным сетям цифровых РРЛ и ВОЛС; к семи РТС для подачи цифрового вещания запланировано строительство цифровых РРЛ и ВОЛС; к РТС расположенным в труднодоступных и высокогорных местностях запланировано строительство РРЛ линий для организаций цифровых транспортных каналов. Адресным списком Компании до конца 2011 г. предусмотрено строительство РРЛ Ангрен-Шаугаз и проектирование РРЛ Шахрисябз-Чингурак" [5].
Таким образом, переводом эфирного телевещания на цифровое занимаются почти все страны СНГ Как и в России, в странах СНГ цифровизация — длительный, непростой и крайне капиталоемкий процесс, находящийся в зоне ответственности госструктур. В то время как страны Европы и Америка далеко шагнули вперед, однако совокупность мер, возможностей, правовых норм и высокая скорость реализации Концепции развития телерадиовещания в России поможет РФ достигнуть международного высокого уровня качества телерадиовещания и внедрить цифровое телерадиовещание на всей территории страны.
Состояние телерадиовещания в России отстает от европейского по многим параметрам: правовому, экономическому, количеству программ и техническому качеству. В связи с этим правительством России было решено принять европейский стандарт вещания Распоряжением от 25.05.04 г. № 706-р "О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB" [2].
Однако, новые технологии телерадиовещания позволят России в сравнительно короткий срок преодолеть отставание без повторе-
ния тех ошибок, которые совершали зарубежные телевизионные и радио организации внедряя, цифровые технологии. Для этого была разработана и принята "Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006-2015 гг." [1].
Предлагаемая Концепция служит основой для разработки комплекса правовых, организационных и технических мер по созданию современных систем телерадиовещания и массовых коммуникаций. В результате реализации заложенных в Концепции решений, в России будет создана мощная технологическая база для производства современных профессиональных и бытовых устройств в области массовых коммуникаций, создана современная система повсеместного распространения в наземном эфире 40-50 телерадиопрограмм, предоставления сопутствующих и новых услуг, созданы предпосылки вхождения в мировое информационное пространство на равных условиях с передовыми странами.
Обслуживание пользователей услугами цифрового телевидения будет более качественным в случае реализации рынком принципов саморазвития. Глубокое интегрирование в инфокоммуникаци-онный комплекс России и международную инфраструктуру позволит предоставлять высококачественные общедоступные услуги населению во всех населенных пунктах, решать мобилизационные, чрезвычайные и другие специальные задачи государственной безопасности.
Предоставление качественных услуг цифрового телерадиовещания на всей территории Российской Федерации осложнено диспропорциями его развития по регионам, вызванными в большинстве регионов рядом таких причин как:
— дороговизна оборудования цифрового и спутникового вещания для потребителей;
— устаревшие сети распространения сигналов телерадиопрограмм;
— труднодоступность некоторых регионов;
— неготовность нормативно-правовой базы;
— отсутствие отечественного конкурентоспособного оборудования для обеспечения телерадиовещания;
— отсутствие программ по обеспечению оборудованием для цифрового телерадиовещания льготной группы населения;
— устаревшая тарифная политика на услуги в области телерадиовещания;
— отсутствие механизмов взаимодействия сетей по распределению телерадиопрограмм различных операторов.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на решение проблем, возникших при переходе на цифровое телерадиовещания. Таким образом, для развития рынка услуг цифрового телерадиовещания необходимо:
• ускорить темпы развития цифрового телерадиовещания на основе формирования Федеральных целевых программ развития инновационной продукции и решений в области телерадиовещания;
• модернизировать спутниковые группировки;
• пересмотреть нормативно-правовые базы регулирования рынка услуг связи телерадиовещания с учетом технического развития и разработать порядок и механизм взаимодействия сетей по распределению телерадиопрограмм различных операторов;
• усовершенствовать тарифную политику на услуги в области телерадиовещания;
• стимулировать отечественных производителей для создания конкурентоспособных технических средств и оборудования телерадиовещания и бытовой техники.
Решение вышеперечисленных проблем перехода на цифровое телерадиовещание на всей территории России позволит ускорить его распространение и обеспечить население и государственные структуры качественными услугами, а также способствовать выходу услуг цифрового телерадиовещания на международный рынок.
Литература
1. Концепция развития телерадиовещания в России на период 20062015 годов. — М.: Минкомсвязь РФ, 2005. — 49 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.05.04г. № 706-р "О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB". — М.: 2004. — 1 с.
3. Кустов Д., Фокин Н. Цифровое эфирное телевидение. Вчера, сегодня, завтра // Радиочастотный спектр. — 2010, №6.
4. Ким Р, Бутузов Ю., Батюк С. Проблемы и пути внедрения системы цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан // Информационные телекоммуникационные сети. — 2007, №1.
5. Махмудов М. Состояние и перспективы создания и распространения в Узбекистане телерадиопрограмм в цифровом формате. — г. Ташкент, Международный "круглый стол", 10 ноября 2011.
Evaluation of international experience in the introduction of digital television and problems of its realization in Russia
Kuzovkova T.A., Kotler M.O., MTUCI, Russia
Abstract
This report describes the international experience of the introduction of digital television in Europe, America and the CIS, showing the areas with high levels of implementation challenges. Based on the analysis of the international experience in the implementation of digital broadcasting and the territorial and socio-economic characteristics of the country identified issues and identify measures to enhance the processes of digitalization of broadcasting and the quality of its services.
Keywords: digital TV, international experience, problems, quality of service.