16 декабря 2011 г, 10:05
Т-Сотт #9-2010
(Технологии информационного общества)
Переход на цифровое телевизионное вещание в Росийской Федерации
Рассматриваются основные экономические аспекты внедрения цифрового телерадиовещания в Российской Федерации. Современной тенденцией в развитии телерадиовещания в мире является переход на цифровые методы передачи и приема информации. В России разрабатывается госпрограхша перехода на систему цифрового телевещания к 2015 г.
Андрейко Д.Н.. Якушкмиа Н.П.,
МТУСИ
Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1700-р от 29 ноября 2007 г. одобрило представленную Мининформсвязи России «Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг.», дав старт полномасштабному переходу страны на цифровое телевизионное вешание. В Концепции отражены актуальные проблемные вопросы перехода к цифровому телерадиовещанию в Российской Федерации и предложен план действий, позволяющих решить задачу по обеспечению конституционных прав российских граждан на свободное и равнодоступное получение социально значимой информации.
В настоящее время сеть телевизионного вешания обеспечивает распространение в Российской Федерации ТВ-программ. формируемых из аудивизуальных информационных материалов, производимых более чем тремя тысячами государственных и коммерческих телерадиокомпаний. Все ТВ-программы подразделяются на общероссийские, распространяемые по территории России с учетом вещательных зон, региональные и местные. В зависимости от формы собственности ТВ-компаний программы могут быть государственными или коммерческими.
По данным Роспечати 111, население России охвачено телевизионным вешанием в следующих объемах по состоянию на II полугодие 2009 г.:
- одной и более программами 98.8%;
-двумя и более программами 96.2%;
- тремя и более программами 73,2%;
- четырьмя и более программами 56.1%;
- пятью и более программами 33.0%.
Основным источником сигналов ТВ-программ. принимаемых телезрителями России, являются наземные ТВ-радиопередающие станции. По способу приема можно выделить следующие группы населения:
- городское и сельское население, проживающее в частных домах, получает сигналы от индивидуальных приемных антенн (26% населения России). Прием ТВ-программ для этой части населения бесплатный;
- городское и сельское население, проживающее в многоквартирных домах, получает сигналы от систем коллективного приема телевидения (СКПТ) (61,8% населения России). Коллективные антенны СКПТ принимают сигналы от наземных (эфирных) ТВ-радиопсрсдающих станций. Абоненты СКПТ вносят ежемесячную плату за пользование коллективной ан-
тенной. которая покрывает эксплуатационные расходы СКПТ;
- городское население, проживающее в многоквартирных домах, оборудованных системами кабельного телевидения (КТВ). составляет 11% населения России. Программы в цифровой форме от современных систем КТВ доступны 1.1% зрителей из их числа. Сигналы ТВ-программ на головные станции КТВ подаются от эфирных приемных антенн и от систем распределения ТВ-программ. Вес абоненты КТВ платят за коллективную антенну, а абоненты, получающие дополнительные программы, вносят за них дополнительную плату;
- около 4.5% городского и сельского населения России получают сигналы через систему спутникового непосредственного ТВ-всщаиня (СНТВ) в цифровой форме с использованием индивидуальных абонентских спутниковых приемных устройств. Абонентская плата зависит от объема подписного пакета программ и поступает вещательной компании, например, компании «НТВ-Плюс» или включена в стоимость приемного спутникового терминала, как у ЗАО «Национальная спутниковая компания», известного под брендом «Триколор».
К началу 2009 г. в России не охвачены наземным ТВ-всщанием 1,72 млн. человек, в том числе 0.81 млн. сельских жителей, проживающих в малонаселенных и отдаленных пунктах. Около 3,73 млн. россиян могут принимать только одну ТВ-программу. Такая ситуация в начале XXI в. абсолютно не допустима как с точки зрения обеспечения конституционных прав доступа каждого российского гражданина к массовой информации, так и в целом для страны, претендующей на место в верхних строчках мировых социально-экономических рейтингов.
За последние 10-15 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации (СМИ) и систем массовых коммуникаций. В телевидении эти изменения связаны с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, разработкой систем сжатия (компрессии), кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, введением мультимедийных интерактивных услуг, развитием широкополосной мобильной связи и Интернета. Развивать аналоговое телевизионное вещание за счет увеличения количества используемых частотных каналов невозможно не только
по экономическим причинам, но и из-за ограниченности радиочастотного ресурса, распределенного радиовещательной службе.
В соответствии с подписанными Россией в 2006 г. (Региональная конференция радиосвязи. РКР-06. Женева) международными соглашениями, с 2015 г. международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вешания будет происходить на вторичной основе [2|. В этих условиях единственным способом обеспечить население страны телерадиовещанием является модернизация сетей наземного (эфирного) аналогового вешания и переход на цифровые технологии доставки и трансляции программ.
Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее действие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного и радиооборудования. на приток инвестиций и развитие конкуренции в данной сфере экономики. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Основных! инструментом достижения целей Концепции должна стать Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг.». В Концепции сформулирована основная цель развития телерадиовещания до 2015 г. - обеспечение всего населения России многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением пакета обязательных общедоступных телевизионных канатов и ратноканатов заданного качества. Для достижения указанной цели государство берет на себя выполнение следующих функций:
- создание условий для обеспечения граждан России социально значимой информацией;
- определение технической политики вешания:
- обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вешания до полного перехода на цифровые технологии;
- конверсию радиочастотного спектра и частотнотерриториальное планирование;
- определение этапов и сроков перехода на цифровой формат вешания;
- совершенствование нормативной правовой базы,
- в том числе определение единых правил лицензирования вещания независимо от способов и технологий трансляции, а также определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.
Кроме того, будут созданы условия для внедрения и развития в России новых видов телерадиовещания, включая интернет-телевидение, телевидение высокой четкости и мультимедийное вешание (Triple-Play) на мобильного абонента (видео. Интернет и звук) [3].
Несмотря на то. что большинство стран мира еще не перешли полностью на цифровое телевизионное вешание. уже накоплен значительный опыт параллельного (аналогового и цифрового) вещания и имеются планы перехода к цифровому вещанию. Опыт европейских стран говорит о том. что переход на «цифру» определяется решением высших государственных органов -
парламента или правительства страны. При этом период от принятия такого решения до планируемого отключения аналогового вещания в разных странах разный - от 5 до 10 лет. Все страны в целях снижения издержек стараются сократить период одновременного (параллельного) вещания в аналоговом и цифровом форматах. Для оценки развития цифрового телеви (ионного вешания обычно используются два показателя:
- доступность для населения сигналов цифрового телевещания;
- обеспеченность населения бытовыми цифровыми приставками к аналоговым телевизорам.
В России в качестве критериев для начала отключения наземного аналогового телевизионного вещания могут быть приняты, например, следующие показатели:
-доступность для 100% населения сигналов цифрового ТВ-вешания в зоне обслуживания аналоговой наземной передающей ТВ-сташшн;
- обеспеченность 95% населения бытовыми цифровыми приставками к аналоговым телевизорам.
Построение сети цифрового ТВ-всшання может быть оптимизировано по технико-экономическим показателям сети вешания, с учетом географических факторов. инфраструктуры вещания и плотности распределения населения по территории страны. При организации цифрового вещания в России целесообразно учитывать разделение населения страны на три группы по способам приема. Основные технические способы обеспечения этих групп населения цифровым ТВ-всщаннем основываются на использовании:
- радиопередающих станций наземного (эфирного);
- ТВ-вешания;
- систем спутникового непосредственного ТВ-вешания (СНТВ);
- систем коллективного приема телевидения (СКПТ);
- систем кабельного телевидения (КТВ).
Сегодня большинство телезрителей России прямо или косвенно получает сигналы общероссийских и региональных ТВ-каналов от наземных радиопередающих станций. Как уже отмечалось. 26% населения использует для этой цели индивидуальные приемные антенны, а остальные получают сигналы от систем СКПТ или КТВ. головные станции которых имеют антенны, направленные на наземные радиопередающие ТВ-станции.
В некоторых системах КТВ для получения ТВ-еигналов используются спутниковые приемные станции или наземные линии связи. Наиболее экономичный вариант построения сети цифрового ТВ-вешания -применение цифровых ТВ-персдатчиков. в первую очередь. на существующих мощных и маломощных телевизионных аналоговых передающих станциях. Такое использование инфраструктуры существующей аналоговой передающей наземной ТВ-ссти позволяет минимизировать затраты на создание сети цифрового наземного вешания |1].
В 2005 г. в НИИР была проведена предварительная оценка возможностей выделения в условиях существующих частотных ограничений по одному дополнительному частотному каналу для действующих в РФ
наземных аналоговых радиопередающих ТВ-станций различной мощности. Проведенные расчеты пока ите-лсй охвата населения сетью цифрового наземного ТВ-вещания, создаваемой в условиях дефицита частотных канатов, показали, что такая цифровая сеть в переходный период обеспечит вещанием не более 65-70% населения. Одна К! причин такого невысокого показателя охвата состоит в том. что. по условиям обеспечения ЭМС передатчиков аналогового и цифрового вещания, можно использовать для цифрового вещания в основном станции дециметрового диапазона волн. Однако их зоны обслуживания значительно меньше зон обслуживания мощных (25-50 кВт) передающих станций метрового диапазона [4|. Чтобы увеличить охват населения, нужна установка большого числа дополнительных цифровых ТВ-сташшй на новых площадках, а это потребует значительных капитальных затрат и вызовет еще больший «частотный дефицит» совместного аналогового и цифрового ТВ-вещання.
Наземная цифровая передающая ТВ-сеть с практически полным охватом (98-99%) населения может быть построена только после выключения аналоговых передатчиков. Поэтому в переходный период можно создать сеть цифрового ТВ-вещания на основе комбинации всех вариантов доставки цифровых ТВ-снгналов телезрителям (эфир, кабель, спутник). В этом случае цифровые передатчики устанавливаются на всех действующих аналоговых ТВ-станциях. Для остальных 3035% населения России, не охваченных цифровым наемным ТВ-вещанисм. применяются системы коллективного приема, например СКПТ К'ТВ с головными станциями СНТВ в качестве источника сигналов, и индивидуального приема со спутников СНТВ (непосредственный прием цифрового ТВ населением на индивидуальные абонентские установки). Этот вариант позволит в кратчайшие сроки реализовать сеть цифрового ТВ-вещания со 100%-ным охватом населения. Такая комбинированная сеть цифрового ТВ-вещания обеспечит повышенную надежность за счет резервирования спутниками СНТВ части средств наземной сети распространения ТВ-программ.
Детальная проработка этого варианта была выполнена на этапе разработки схемы развития цифрового ТВ-вещания в Российской Федерации и региональных частотных планов для цифровых наземных передающих станций (2008-2009 гг.).
После реализации комбинированной сети вещания в цифровом формате первого пакета тслсрадиопрограмм можно будет приступить к отключению аналоговых передатчиков и ускоренному построению сетей наземного вешания второго и последующего пакетов. В это же время будет развиваться есть наземного цифрового вещания первого пакета, чтобы увеличить охват населения наземным цифровым ТВ-вешанием.
Системы КТВ и СКПТ в перспективе следует развивать не только для обеспечения населения цифровым ТВ-вешанием. но и для оказания мультнсервисных услуг. Сегодня во многих регионах России, где население недостаточно обеспечено многопрограммным вещанием. начинается реализация локальных цифровых
ТВ-сстсй. При разработке схемы развития цифрового ТВ-вещания нужно предусмотреть первоочередную установку цифровых наземных передатчиков на малопрограммных аналоговых ТВ-станциях. что позволит устранить сегодняшнее неравенство в обеспечении многопрограммным ТВ-вешанием жителей мегаполисов и небольших населенных пунктов.
В большинстве стран мира принят подход, согласно которому переход от аналогового к цифровому ТВ-вешанию происходит от региона к региону. Такой региональный подход может быть предпочтен и в России, поскольку отключение аналогового ТВ в одном из регионов страны яв.ляется предпосылкой к расширению зоны покрытия наземным цифровым ТВ в соседних регионах, а также позволяет минимизировать период аналогового и цифрового вешания.
Необходимо разрешать локальное отключение аналогового ТВ-вещания при реализации в регионах целевых показателей Концепции (охват почти 100% населения региона цифровым ТВ-вешанием и обеспечение 95% населения цифровыми приставками). При этом государство должно выработать механизмы бюджетной поддержки социально незащищенных слоев населения при обеспечении их бытовым цифровым ТВ приемным оборудованием. Возможны различные варианты этой поддержки:
- бесплатное предоставление бытового цифрового ТВ приемного оборудования (абонентских приемников СНТВ, цифровых приставок);
- продажа бытового ТВ-оборудования по льготным ценам;
- выделение краткосрочных и долгосрочных кредитов под льготные проценты и под гарантии государства для приобретения бытового цифрового ТВ приемного оборудования и т.п.
Итак, переход к цифровому вещанию, согласно одобренной Концепции, планируется реализовать в три этапа в течение 2008-2015 гг.
Первый этап (2008-2009 гг.):
- разработка нормативной правовой базы; разработка блока наиболее важных национальных
стандартов системы цифрового телевизионного вешания в стандарте DVB;
- утверждение перечня обязательных общедоступных телевизионных каналов для каждого субъекта Российской Федерации;
- замена аналогового радиопередающего оборудования, полностью выработавшего ресурс, и проведение комплекса неотложных работ на антенно-мачтовых сооружениях, находящихся в критическом состоянии;
- создание цифровых наземных сетей для эфирного вешания пакетов обязательных общедоступных каналов в ряде регионов в соответствии с территориальновременным планом;
- организация производства оборудования для целей цифрового телевещания.
Второй этап (2010-2012 гг.):
- завершение создания необходимой национальной нормативно-технической базы (национальных стандартов цифрового телерадиовещания в стандарте DVB);