Научная статья на тему 'Экономическая безопасность высшего образования: вопросы теории и методологии'

Экономическая безопасность высшего образования: вопросы теории и методологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / TRENDS IN HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC SECURITY OF HIGHER EDUCATION / СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC SECURITY SYSTEM FOR HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

Цель. Определить теоретические и методологические аспекты развития национальной системы высшего образования в качестве ключевого элемента, формирующего национальную безопасность страны. Задачи. Провести системный анализ развития системы высшего образования в условиях финансово-экономического кризиса и обосновать теоретические основы управления этим развитием с учетом приоритетов национальной безопасности. Результаты. Раскрыты теоретические вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности высшего образования, как части общей системы национальной безопасности страны. Выявлены проблемы и закономерности развития системы высшего образования в современных условиях. Обосновано положение системы высшего образования как основополагающего элемента системы национальной безопасности. Предложен авторский подход к определению таких понятий, как «образовательная безопасность», «экономическая безопасность высшего образования», «национальные интересы в сфере высшего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Security of Higher Education: Theory and Methods

Aim. This study aims to determine theoretical and methodological aspects of the development of a national system of higher education as a key element in the establishment of national security. Tasks. This study conducts a system analysis of the development of higher education system in the context of the financial and economic crisis and provides theoretical basis for the management of this development with due consideration of national security priorities. Results. Theoretical issues of economic security of higher education as part of the national security system are examined. Problems and trends in the development of the higher education system in modern conditions are determined. The key role of the higher education system in the national security system is substantiated. The authors propose their own approach to the definition of such notions as educational security, economic security of higher education, and national interests in higher education.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность высшего образования: вопросы теории и методологии»

о

со <

Экономическая безопасность высшего образования: вопросы теории и методологии

Economic Security of Higher Education: Theory and Methods

УДК 378

Плотников Николай Владимирович т ^ ^

^^^ ШЦ Plotnikov Nikolay Vladimirovich

Utܡ||ftk ^H St. Petersburg State University of Economics

Цель. Определить теоретические и методологические аспекты развития национальной системы высшего образования в качестве ключевого элемента, формирующего национальную безопасность страны.

Задачи. Провести системный анализ развития системы высшего образования в условиях финансово-экономического кризиса и обосновать теоретические основы управления этим развитием с учетом приоритетов национальной безопасности.

Результаты. Раскрыты теоретические вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности высшего образования, как части общей системы национальной безопасности страны. Выявлены проблемы и закономерности развития системы высшего образования в современных условиях. Обосновано положение системы высшего образования как основополагающего элемента системы национальной безопасности. Предложен авторский подход к определению таких понятий, как «образовательная безопасность», «экономическая безопасность высшего образования», «национальные интересы в сфере высшего образования».

Ключевые слова: высшее образование, развитие высшего образования, закономерности развития высшего образования, национальная безопасность, национальные интересы, экономическая безопасность высшего образования, система экономической безопасности высшего образования

Aim. This study aims to determine theoretical and methodological aspects of the development of a national system of higher education as a key element in the establishment of national security.

Tasks. This study conducts a system analysis of the development of higher education system in the context of the financial and economic crisis and provides theoretical basis for the management of this development with due consideration of national security priorities.

Results. Theoretical issues of economic security of higher education as part of the national security system are examined. Problems and trends in the development of the higher education system in modern conditions are determined. The key role of the higher education system in the national security system is substantiated. The authors propose their own approach to the definition of such notions as educational security, economic security of higher education, and national interests in higher education.

Keywords: higher education, higher education development, trends in higher education development, national security, national interests, economic security of higher education, economic security system for higher education

Современный этап развития российской системы высшего образования характеризуется многообразными тенденциями, которые в целом отражают процессы, происходящие в системе общего и высшего образования, в системе государственного макроуправления, касающиеся вопросов финансирования, контроля и развития социально ориентированных отраслей и сфер экономики.

В условиях развития экономики знаний национальная система высшего образования выступает фундаментом развития отечественной производственной базы, обеспечивающей поддержку промышленного развития, являющегося основой социально-экономического развития страны. Кроме того, в условиях глобализации интеллектуального пространства высшее образование является фактором, позволяющим не только решать текущие проблемы социально-экономического развития, но и обеспечивать перспективные политические интересы России за счет привлечения на учебу в российские вузы студентов из стран СНГ, БРИКС, Юго-Восточной Азии, Западной и Восточной Европы.

Развитие высшего образования в России в последние годы подвергалось тем же воздействиям мирового кризиса, как и другие сферы деятельности и отрасли народного хозяйства России. Период глубокого финансового кризиса (2008-2010 гг.), а также геополитический кризис последних двух лет предопределили необходимость существенной корректировки как концепции национальной безопасности в целом, так и концепций экономической безопасности отдельных сфер, формирующих национальную безопасность страны.

Система национальной безопасности России, сложившаяся в период благоприятной для России финансовой конъюнктуры, позволяла в целом реали-зовывать либеральную концепцию управления и соответственно развития всей социально-экономической сферы. В условиях глобального финансового кризиса изменения в системе управления и финансирования коснулись и касаются прежде всего бюджетной сферы. Так, период 2010-2014 гг. ознаменовался множеством нововведений, в том числе и в сфере высшей школы, основные из которых [1-6 и др.]: изменились организационно-правовые формы высших учебных заведений, когда они были разделены на бюджетные, казенные, автономные; в системе высшего образования были созданы федеральные и научно-исследовательские университеты, особый статус был закреплен за МГУ и СПбГУ; активизировались процессы объединения вузов не только в рамках федеральных университетов, но и по территориальному и отраслевому признакам; для оценки вузов были разработаны критерии и введена практика оценки вузов по этим критериям (эффективный/ неэффективный); внедрена система мониторинга вузов по отдельным показателям их деятельности,

включая филиалы; запущен механизм отзыва и приостановки лицензий; уменьшилось общее количество вузов; существенно сократилось количество студентов, обучающихся в вузах; стимулирование развития инженерных и естественнонаучных специальностей привело к перераспределению бюджетных мест; было введено подушевое финансирование и др.

В связи с этим возникает естественный вопрос, каким образом проводимые изменения повлияли на общую эффективность высшего образования, на внутренние механизмы его развития, на способность соответствовать современным вызовам по широкому кругу проблем, тем более что в период благоприятной финансовой конъюнктуры в 2002-2008 гг. не были созданы фундаментальные условия для саморазвития системы высшего образования, обеспечения ее финансовой и кадровой устойчивости. Так, в целом для вузов и сегодня характерны те же проблемы, которые сформировались в значительной степени в 1990-е гг. и не были преодолены в период экономического роста страны (неадекватный уровень финансирования, слабость системы государственно-частного партнерства, существенное отставание по большинству вузов материально-технической и методической базы подготовки специалистов, низкий уровень научной активности преподавателей с позиции формирования качественно новых научных знаний и т. д.), но в определенной мере компенсировались стабильностью функционирования всей вузовской системы.

Ужесточение требований к вузам со стороны Мин-обрнауки Российской Федерации, не подкрепленное соответствующими стабилизационными механизмами, оказало и оказывает в целом противоречивое воздействие на систему высшего образования и ее перспективы, что определяет необходимость системного анализа развития системы высшего образования в условиях финансово-экономического кризиса и обоснования теоретических основ управления этим развитием с учетом приоритетов национальной безопасности.

В условиях реформирования системы высшего образования становится очевидным, что она представляет собой внутренне сложную, «тонкую» систему, которая связана с общей социально-экономической системой множеством связей, факторов, параметров, и, следовательно, результаты модернизации и реформирования этого сектора целесообразно оценивать через призму национальной безопасности и вклада в нее высшего образования в целом и его экономической безопасности как ключевого элемента общей системы устойчивого функционирования общества.

Все это обусловливает необходимость исследования широкого круга теоретико-методологических, управленческих, организационных и методических проблем, возникающих в высшем образовании вследствие как внутренних процессов, протекающих в системе, так и в результате реформирования системы высшего образования с учетом мировых тенденций глобализации интеллектуального пространства. Применительно к высшему образованию вопросы экономической безопасности рассмотрены в работах А. Н. Малолетко [7], а в контексте национальной безопасности — в работах О. А. Фельдмана [8]. Значимость этих работ безусловно важна с позиций обеспечения безопасности системы высшего образования в условиях благоприятной для страны финансово-экономической ситуации.

Следует отметить, что оценка проводимых в системе высшего образования реформ в период по-

сле 2009 г. сводится преимущественно к критике ^ сложившейся ситуации, которая отражает в значи- ^ тельной степени полемический задор, обусловлен- ^ ный радикальностью проводимых в сфере высшего ™ образования преобразований. В целом содержание ^ работ, касающихся высшего образования, отражает о важность и широкий спектр различных направлений исследований роли и места высшего образования в современных социально-экономических системах, но вместе с тем не позволяет рассматривать эти труды как системную основу теории и методологии управления именно национальной и экономической безопасностью с учетом вклада в них высшего образования с позиций практического применения сложившейся совокупности знаний в этой области, а также комплекса разработанных в сфере национальной безопасности документов организационно-методологического характера [9-11 и др.]. Кроме того, терминологический аппарат, используемый учеными и практиками по данной проблеме, нуждается в систематизации, уточнении и развитии.

В экономической литературе разработка вопросов национальной и экономической безопасности отраслей и сфер в целом и системы высшего образования в частности является относительно новым направлением исследований. В качестве аналогов рассматриваются вопросы конкурентоспособности высшего образования, устойчивости высшего образования, при этом разработанные концепции, как правило, отражают краткосрочные и среднесрочные рекомендации и положения по разрешению проблем, накопленных в сфере высшего образования в целом либо на уровне отдельного вуза. Вместе с тем вопросы оптимизации параметров системы высшего образования с позиций обеспечения национальной и экономической безопасности с учетом гармонизации интересов вузов, регионов, федеральных округов и национальных интересов в целом в условиях глобализации информационного и экономического пространства не получили достаточного обоснования, поскольку ситуация во внешней для высшего образования среде существенно меняется не только в экономическом, но и в политическом контексте.

Современный этап развития системы высшего образования характеризуется существенными количественными и качественными изменениями, произошедшими в этой сфере и ставшими результатом модернизации и реформирования всей сферы высшего образования. Эти изменения затронули практически все аспекты деятельности высшего образования, что потребовало по-новому осмыслить сложившуюся ситуацию с позиций национальной и экономической безопасности как в самой системе высшего образования, так и в рамках всей социально-экономической системы страны.

Сравнительный анализ сложившейся практики и нормативных документов в сфере национальной безопасности, которые произошли за пятилетний период, по времени совпадающий с общим финансово-экономическим кризисом, позволил сделать следующие выводы: вопросы безопасности государства отнесены к разряду приоритетных; безопасность государства рассматривается в многоаспектном плане: геополитическом, оборонном, продовольственном, энергетическом, экологическом, экономическом; сформирована и совершенствуется система управления национальной и экономической безопасностью, включающая в себя совокупность как органов и организаций, так и разрабатываемых управленческих воздействий; посто-

^ янно расширяется спектр вопросов, касающихся сфер 5 безопасности; само понятие безопасности не оста-^ ется неизменным и наполняется новым содержанием ™ в зависимости от решаемых задач, обусловленных ^ изменением и осознанием приоритетов и внешних, о и внутренних факторов.

Проведенный анализ сложившейся системы управления национальной и экономической безопасностью позволил выявить сложившуюся структуру управления национальной безопасностью, а также систематизировать нормативные правовые акты, которые, с одной стороны, реализуют приоритеты в сфере национальной и экономической безопасности, а с другой — формируют правовую основу деятельности в этой сфере. В результате нами был сделан вывод о том, что информационно-правовая база должна быть дополнена посланиями Президента России Федеральному собранию, в рамках которых конкретизируются как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные задачи, формирующиеся в соответствии с изменениями в социально-экономической и политической внутренней и внешней обстановке.

В рамках исследования проблем национальной и экономической безопасности применительно к системе высшего образования [12] был проведен структурно-логический анализ стратегических угроз национальной и экономической безопасности во взаимосвязи и взаимозависимости с ролью и местом высшего образования в минимизации последствий этих угроз и сделан вывод о приоритетной роли высшего образования на среднесрочную и, главным образом, долгосрочную перспективу в обеспечении национальной и экономической безопасности, что определило необходимость ввести в рассмотрение новую составляющую: образовательную безопасность, под которой предложено понимать уровень состояния системы образования в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах, обеспечивающий реализацию национальных приоритетов в инновационном развитии экономики страны.

В современном контексте образовательная безопасность является составной частью более широкого понятия и явления — интеллектуальной безопасности, и именно безопасность высшего образования является сферой, которая связывает эти виды (сферы) безопасности. С точки зрения рассмотрения субъектной составляющей безопасности практически все ее элементы в качестве субъекта и одновременно объекта имеют отдельного человека, семью, юридическое лицо (организацию), отрасль, регион, государство. При этом взаимосвязь и субъектов, и объектов в случае экономической безопасности является диалектической и, помимо самообеспечения безопасности, каждый иерархически более низкий уровень передает более верхнему уровню часть полномочий по обеспечению своей безопасности, тем самым формируется система личной и коллективной (семейной, корпоративной, отраслевой, региональной, страно-вой, глобальной) безопасности как в целом, так и с учетом отраслевой специфики сфер экономической безопасности.

Проведенный нами структурно-логический анализ позволил определить взаимосвязь этих понятий, а анализ подходов к определению экономической безопасности позволил сделать вывод о том, что:

• экономическая безопасность так же иерархична, как и сама национальная безопасность;

• это понятие связано с основными видами безопасности;

• субъектами, воздействующими на экономическую безопасность, являются сами субъекты безопасности;

• существенную роль в формировании экономической безопасности на всех уровнях играет система управления государством, в том числе система регулирования экономических отношений (система права).

Поскольку высшее образование представляет собой в большей степени сектор социального характера, на основе изучения специфики безопасности социальных систем (подсистем) нами были сделаны выводы, что, во-первых, в сложившейся системе знаний безопасность социальных организаций рассматривается именно с позиций ее экономического аспекта, который понимается в широком контексте, и, во-вторых, проблема экономической безопасности организаций социальной сферы приобретает особую значимость, поскольку сама диалектика развития социальной сферы определяет степень устойчивости государства на основе согласия общества с той или иной системой государственного(регионального)управления и местного самоуправления.

В рамках исследования взаимозависимости национальной и экономической безопасности высшего образования нами были выявлены основные особенности высшего образования, определяющие высокий уровень его приоритетности в системе национальной безопасности. Так, с одной стороны, высшее образование является:

• необходимым элементом современной социальной сферы, поскольку позволяет реализовать устремления индивидов к получению фундаментальных и прикладных знаний;

• сферой, где формируется система взглядов и ценностей для будущих руководителей;

• сферой, где в течение относительно длительного времени (4-6 лет) осуществляется социализация молодых граждан страны;

• сферой, в рамках которой осуществляется передача знаний, сформированных в достаточно длительный период наиболее профессиональной частью педагогических, научных и практических работников.

С другой стороны, высшее образование является значимой на современном этапе экономической сферой, где осуществляется движение финансовых потоков, формируются материальные ценности, создаются и используются нематериальные активы. Нами сделан вывод, что при определении теоретических основ формирования системы, механизмов и инструментов обеспечения национальной и экономической безопасности с учетом места в этих процессах высшего образования важная роль уделяется выявлению закономерностей развития высшего образования, к основным из которых по результатам проведенного нами исследования отнесены:

• сокращение границ самостоятельности вузов за счет повышения роли общественности в контроля за деятельностью вуза;

• диверсификация источников финансирования государственных и негосударственных вузов (государственное финансирование, финансирование за счет личных средств студентов (их семей), правительственные и частные гранты; создание эндау-мент-фондов);

• диверсификация направлений подготовки в рамках высшего образования за счет усложнения социально-экономической структуры общества, производства, знаний, структуры;

Таблица 1 ^

Составляющие национальной и экономической безопасности для России

и российской системы высшего образования ш

Составляющие Для России Для российской системы высшего образования Примечание

Признание особых национально-государственных интересов и целей Да Да Обеспечение кадрами всех сфер жизнедеятельности страны

Государственный суверенитет Да Да Подготовка специалистов, для которых национальные интересы являются приоритетными

Международное положение России Да Да Подготовка специалистов, которые способны обеспечить развитие страны с учетом инновационных прорывов и новых политических вызовов

Место в мировом разделении труда, в специализации кооперации производства Да Да Специализация и кооперация на мировом рынке образовательных услуг с учетом глобализации мирового образовательного пространства

Место в мировой торговле Да Да Выработка собственной уникальной концепции подготовки специалистов по приоритетным направлениям, востребованным на мировом рынке образовательных услуг

Место в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг Да Да Подготовка специалистов для обеспечения интеграции России в мировое финансовое пространство и обеспечение собственной финансово-банковской безопасности

Самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федеративного многонационального государства Да Да Подготовка специалистов, ценящих исторические и культурные традиции страны

• повышение уровня и степени транспарентности образовательных программ и образовательного процесса;

• повышение степени доступности высшего образования для населения за счет расширения бесплатных программ и формирования системы грантов для наиболее способных студентов;

• глобализация системы высшего профессионального образования;

• формирование мировых образовательных центров, имеющих повышенный уровень престижности образования;

• снижение качества профессорско-преподавательского состава как реакция на расширение образовательного пространства и относительно более низкий уровень оплаты;

• унификация образовательных программ в масштабах страны и мировом образовательном пространстве;

• упрощение и удешевление массового высшего образования на основе современных информационных технологий;

• позиционирование высшего образования как бизнеса;

• относительное снижение престижности высшего образования, связанное с расширением количества граждан, которые его имеют, и соответственно, связанное с тем, что уровень заработной платы относительно снизился по сравнению с заработной платой специалистов без высшего образования;

• неравномерность развития отдельных вузов (университетов) и образовательных систем в сфере

высшего образования.

Проведенный анализ подходов к общему определению экономической безопасности и особенностей высшего образования позволил провести поэлементный анализ составляющих национальной и экономической безопасности высшего образования (табл. 1).

С позиций системного подхода понятие экономической безопасности высшего образования по отношению к понятию «национальная безопасность высшего образования» может рассматриваться как самостоятельное, как взаимообусловленное и как взаимосвязанное в зависимости от целей исследования. В целом под экономической безопасностью высшего образования мы понимаем такое состояние системы высшего образования, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов в сфере высшего образования и развитие этой сферы в соответствии с долгосрочными и среднесрочными потребностями социально-экономического развития страны. При этом следует разграничивать понятия «образовательная безопасность страны» и «экономическая безопасность высшего образования», которые соотносятся как общее и частное, и в рамках образовательной безопасности роль и место экономической безопасности высшего образования в образовательной безопасности заключаются в том, что экономическая безопасность высшего образования является приоритетным элементом образовательной безопасности и обеспечивает теоретическое, мето-

^ дологическое и кадровое обеспечение развития об-^ разовательной безопасности.

^ Поэтому и экономическая безопасность рассма-™ тривается нами с позиций обеспечения национальной ^ безопасности и национальных интересов. При этом о под национальными интересами в сфере высшего образования предлагается понимать комплекс представлений о роли и месте высшего образования страны в международном разделении труда и о роли и месте высшего образования в национальной социально-экономической системе, обусловленный сложившимися экономическими отношениями и идеологическими и культурными взглядами, отраженными в концепциях и теориях.

Таким образом, экономическая безопасность применительно к высшему образованию рассмотрена как сложное понятие и сделаны следующие выводы:

• во-первых, экономическая безопасность высшего образования является системой подчиненного ранга по отношению к системе экономической безопасности России;

• во-вторых, система экономической безопасности высшего образования представляется нам иерархичной по своей структуре, в которой следует выделять федеральный уровень, отраслевой уровень, региональный уровень и уровень отдельного вуза;

• в-третьих, система экономической безопасности высшего образования как иерархичная система включает в себя фактор управляемости и, следовательно, управляющую подсистему, в качестве которой выступают как государственные органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня, так и общественные организации;

• в-четвертых, система экономической безопасности высшего образования включает в себя следующие виды экономической безопасности: финансовую, кадровую, управленческую, информационную, научно-техническую и инновационную безопасность, которые проецируются на все уровни системы высшего образования;

• в-пятых, правовое обеспечение экономической безопасности высшего образования является также многоаспектным и обеспечивает как реализацию отдельных видов экономической безопасности высшего образования, так и экономическую безопасность высшего образования как целостной системы;

• в-шестых, индикаторы экономической безопасности высшего образования и их пороговые значения могут рассматриваться не только как подсистемы системы экономической безопасности высшего образования, но и как элементы механизма обеспечения экономической безопасности, и как совокупность нормативных правовых актов.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы / Утв. распоряжением Правительства от 7 февраля 2011 г. № 163-р.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ги^оситет/902263473.

2. Об осуществлении мониторинга системы образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70429494/.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»:

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 295: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.referent.rU/1/232628.

4. Об утверждении показателей мониторинга системы образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/499080857.

5. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901816019.

6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»: Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291846/.

7. Малолетко А. Н. Оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности системы высшего и послевузовского профессионального образования. М.: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса, 2009. 361 с.

8. Фельдман О. А. Образовательный потенциал системы национальной безопасности России. М.: Перспектива, 2011. 320 с.

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утв. указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ш/195521/

10. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации / Утв. указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/70284810/.

11. Вопросы Совета безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 (ред. от 25 июля 2014 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/201 1/05/10/sovbez-site-dok.html.

12. Плотников Н. В. Национальная и экономическая безопасность высшего образования: вопросы теории и практики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 262 с.

References

1. The concept of the Federal target program of education development for 2011-2015. Approved by the Decree of the RF Government of February 07, 2011 № 163-r. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902263473. (in Russ.).

2. Resolution of the Government of the Russian Federation dated August 05, 2013 № 662 "On the implementation of the monitoring of the education system". Available at: http:// base.garant.ru/70429494/. (in Russ.).

3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 № 295 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020". Available at: https://www.referent. ru/1/232628. (in Russ.).

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 15, 2014 № 14 "On approval of the monitoring indicators of the education system" (as amended on October 12, 2015). Available at: http://docs. cntd.ru/document/499080857. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of February 11, 2002 № 393 "On the Concept of modernization of Russian education for the period up to 2010". Available at: http://docs.cntd.ru/document/901816019. (in Russ.).

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2012 № 2620-r "On approval of the action plan ("Roadmap") "Changes in the social sphere, aimed at improving the efficiency of education and science". Available at: http://base.garant.ru/70291846/. (in Russ.).

7. Maloletko A. N. Otsenka sovremennogo sostoyaniya i prognozov obespecheniya ekonomicheskoy bezopas-nosti sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya

[Assessment of current status and predictions of economic 10. security of higher vocational education]. Samara, Branch of Russian State University of Tourism and Service Publ., 2009. 361 p.

8. Fel'dman O. A. Obrazovatel'nyy potentsial sistemy natio- 11. nal'noy bezopasnosti Rossii [Educational potential of the national security system of Russia]. Moscow, Perspektiva

Publ., 2011. 320 p.

9. The National Security Strategy of the Russian Federation up 12. to 2020, approved by Presidential Decree dated May 12,

2009 № 537. Available at: http://base.garant.ru/195521/. (in Russ.).

Strategy of the State National Policy of the Russian Fede- ^ ration for the period up to 2025 (approved by the Presidential x Decree of December 19, 2012 № 1666). Available at: http:// m base.garant.ru/70284810/. (in Russ.).

Decree of the President of the Russian Federation of May 06, < 2011 № 590 "Issues of the Security Council of the Russian m Federation". Available at: http://www.rg.ru/2011/05/10/sov- ° bez-site-dok.html. (in Russ.).

Plotnokov N. V. [ National and economic security of higher education: theory and practice]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics Publ., 2015. 262 p.

Издания СПбУУиЭ

Кострова Ю. Б.

Анализ продовольственного рынка России

Монография посвящена проблемам исследования продовольственного рынка РФ. В ней раскрываются основные понятия продовольственного рынка, рассматриваются вопросы формирования цивилизованного продовольственного рынка в России, предлагается методика проведения анализа продовольственного рынка с учетом его специфики. На основании предложенной методики проводится анализ рынков основных видов продовольствия в РФ.

Книга адресована студентам и магистрам экономических специальностей и направлений, руководителям и специалистам предприятий сферы АПК, а также аспирантам, занимающимся исследованием продовольственного рынка.

Оксютик Г. П.

Иностранные инвестиции в России

В монографии рассмотрены иностранные инвестиции как форма международного движения капитала, дана классификация иностранных инвестиций, экономических, правовых и социальных факторов инвестиционного климата, обеспечивающих эффективность вложений иностранных инвесторов. Значительное внимание уделено роли иностранных инвестиций в развитии экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Монография содержит словарь основных терминов, список рекомендуемой литературы и приложения.

Монография предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также для всех интересующихся вопросами инвестирования иностранных инвестиций в России.

Евсеев А. В., Лядов А. О., Петров И. В. Теория государства и права

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению (специальности) «Юриспруденция». В нем рассматриваются основные вопросы современной теории государства и права; представлены взгляды различных научных школ.

Издание рекомендуется студентам высших учебных заведений в качестве пособия для подготовки к экзаменам по таким дисциплинам, как «Теория государства и права» и «Актуальные проблемы теории государства и права», аспирантам и преподавателям вузов.

Абызов А. Г., Слюсарь Э. В. Экономика и социология труда

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает базисные понятия курса «Экономика и социология труда». Наряду с кратким анализом истории становления и развития экономики и социологии труда рассмотрены важнейшие темы курса: объект и предмет экономики и социологии труда, труд как социальный процесс, рынок труда, занятость и безработица и др.

Издание предназначено для студентов института гуманитарных и социальных наук всех форм обучения.

Багаутдинова Н. Г., Галлямова Д.Х. Основы экономической теории

Учебно-методическое пособие по основам экономической теории предназначено для студентов очных и заочных форм обучения экономических специальностей. В нем рассматриваются вопросы исторического становления и развития экономической теории как области научных знаний, основные понятия, категории, законы и взаимосвязи, имеющие место в экономических системах микро- и макроуровня. Каждая из глав дополнена таблицами, графиками и формулами там, где они необходимы для лучшего объяснения материала, контрольными вопросами, тестами и списком рекомендуемой дополнительной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.