Научная статья на тему 'Методологические основы мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования'

Методологические основы мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ВПО) / PROFESSIONAL EDUCATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВПО / ECONOMIC SECURITY OF HIGHER EDUCATION / МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВПО / MONITORING OF ECONOMIC SECURITY OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

В условиях экономической нестабильности требуется корректировка финансово-экономических параметров практически для всех сфер и отраслей российской экономики. Данный процесс должен рассматриваться с позиций обеспечения экономической безопасности страны в целом, что в свою очередь определяет необходимость корректировки концепций и параметров экономической безопасности других бюджетных сфер, в том числе высшего профессионального образования. Цель. Исследовать методологические вопросы развития мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования. Результаты. Приведены авторские понятия экономической безопасности высшего профессионального образования и диагностики экономической безопасности высшего профессионального образования, а также разработанные автором методические положения по организации и совершенствованию мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Basis for Monitoring the Economic Security of Professional Education

Under conditions of economic instability, the financial and economic parameters of most spheres and sectors of the Russian economy require adjustment. This process should be considered from the perspective of ensuring the country’s overall economic security; this in turn determines the need to adjust the parameters of economic concepts and the security of other budget areas, including professional education. Aim. This study examines methodological issues surrounding the development of monitoring systems for the economic security of professional education. Results. The author presents the concept of economic security of higher education and presents diagnostics of the economic security of professional education. In addition, the author designs methodical suggestions for the organization as well as for the improvement of monitoring the economic security of higher education.

Текст научной работы на тему «Методологические основы мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования»

Методологические основы мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования

Methodological Basis for Monitoring the Economic Security of Professional Education

УДК 377

Ш

X

<

m О

со <

Q.

LQ

О

Плотников Николай Владимирович

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Plotnikov Nikolay Vladimirovich

St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

В условиях экономической нестабильности требуется корректировка финансово-экономических параметров практически для всех сфер и отраслей российской экономики. Данный процесс должен рассматриваться с позиций обеспечения экономической безопасности страны в целом, что в свою очередь определяет необходимость корректировки концепций и параметров экономической безопасности других бюджетных сфер, в том числе высшего профессионального образования.

Цель. Исследовать методологические вопросы развития мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования.

Результаты. Приведены авторские понятия экономической безопасности высшего профессионального образования и диагностики экономической безопасности высшего профессионального образования, а также разработанные автором методические положения по организации и совершенствованию мониторинга экономической безопасности высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование (ВПО), экономическая безопасность ВПО, мониторинг экономической ВПО

Under conditions of economic instability, the financial and economic parameters of most spheres and sectors of the Russian economy require adjustment. This process should be considered from the perspective of ensuring the country's overall economic security; this in turn determines the need to adjust the parameters of economic concepts and the security of other budget areas, including professional education.

Aim. This study examines methodological issues surrounding the development of monitoring systems for the economic security of professional education.

Results. The author presents the concept of economic security of higher education and presents diagnostics of the economic security of professional education. In addition, the author designs methodical suggestions for the organization as well as for the improvement of monitoring the economic security of higher education.

Keywords: professional education, economic security of higher education, monitoring of economic security of higher education

Современный этап функционирования социально-экономической системы России характеризуется повы-

шенным уровнем напряженности практически во всех ее сферах и отраслях, особенно в тех, развитие которых базируется на бюджетном финансировании либо существенным образом зависит от него. Сложность управления социально ориентированными отраслями на макроэкономическом уровне в значительной степени обусловлена последствиями системного финансово-экономического кризиса 2008-2012 гг., а также произошедшими в конце 2014 г. снижением мировых цен на нефть, девальвацией рубля, ростом цен и тарифов. Очевидно, что в этих условиях корректировка финансово-экономических параметров должна рассматриваться с позиций обеспечения экономической безопасности страны в целом, что, в свою очередь, определяет необходимость корректировки концепций и параметров экономической безопасности других бюджетных сфер, в том числе высшего профессионального образования (ВПО) [1; 2].

Под экономической безопасностью ВПО мы предлагаем понимать такое состояние системы ВПО, при котором осуществляется гарантированная защита национальных интересов в данной сфере и обеспечивается ее развитие в соответствии с долгосрочными потребностями социально-экономического развития страны.

Экономическая безопасность высшего профессионального образования (ЭБ ВПО) определяется через совокупность показателей, которые количественно и качественно, непосредственно или через экспертные оценки определяют состояние системы ВПО на определенных этапах, траектории ее развития и степень соответствия национальным интересам и интересам национальной безопасности.

Для оценки состояния системы уровня ЭБ ВПО рекомендуется использовать два взаимосвязанных метода, которые являются составляющими контрольной функции управления: диагностику и мониторинг.

Существуют различные подходы к определению понятия диагностики и мониторинга экономической безопасности, которые в целом строятся на основе модели общих понятий диагностики и мониторинга, но конкретизируют их с позиций специфики объекта.

В настоящее время на уровне обеспечения национальной безопасности важная роль отводится системе финансового мониторинга, призванного повысить уровень экономической безопасности страны [3]. Что касается мониторинга экономической безопасности отдельных отраслей и сфер, их секторов и объектов, то необходимо учитывать следующие моменты.

Мониторинг ЭБ ВПО с процессной точки зрения представляет собой многократно повторяемую диагностику. По диагностикой ЭБ ВПО (подсистем, секторов, отдельных вузов) мы предлагаем понимать

ш определение экономических параметров (функцио-^ нирования) объекта с целью выявления основных ^ проблем его развития и отклонений параметров, ™ характеризующих эти проблемы, от установленных ^ (нормативных) и определения траектории развития, о обеспечивающей минимизацию отклонений от заданной траектории, обеспечивающей национальную безопасность и национальные интересы.

Цель, задачи, объекты, показатели и периодичность мониторинга определяются его субъектами, в качестве которых могут выступать как органы власти и управления на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, так и научно-исследовательские, рейтинговые, консалтинговые и отраслевые саморегулируемые организации. Многосубъектность мониторинга ЭБ ВПО обусловливает различия его целей и задач.

Так, для органов власти и управления целью мониторинга ЭБ ВПО является выработка управленческих решений по обеспечению национальной безопасности и национальных интересов в данной сфере в рамках своей компетенции и в соответствии с установленными регламентами. Для отраслевых саморегулируемых организаций целью мониторинга ЭБ ВПО является разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию управления системой с позиций повышения уровня ее экономической безопасности в интересах отраслей, регионов, профессиональных сообществ. Для научно-исследовательских, рейтинговых и консалтинговых организаций целью мониторинга является получение информации о тенденциях и закономерностях развития системы ВПО, методах и инструментах обеспечения ее ЭБ на современных этапах, а также оценки их эффективности.

Таким образом, мы полагаем, что целью мониторинга ЭБ ВПО является не только оценка качественных и количественных изменений в самой системе, но и определение степени ее соответствия потребностям страны в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов.

По отношению к системе ВПО, ее подсистемам, секторам, отдельным вузам процесс мониторинга ЭБ имеет свои существенные особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении мониторинга. Современные информационные комплексы позволяют отслеживать все процессы и показатели функционирования ВПО в режиме реального времени. Но необходимо учитывать, что процесс обновления информации по каждому параметру может иметь свою периодичность, и степень влияния изменчивости отдельных параметров на уровень ЭБ ВПО имеет также свои временные рамки, что определяет необходимость обоснования границ и глубины мониторинга с целью управления отдельным вузом, системой в целом и подсистемой обеспечения ЭБ.

Методические положения по мониторингу уровня ЭБ ВПО в интересах национальной безопасности и национальных интересов, по нашему мнению, основываются на следующих методологических положениях.

Во-первых, мониторинг является составной частью механизма обеспечения ЭБ ВПО и, следовательно, самой этой системы.

Во-вторых, мониторинг является сложным управленческим процессом, который включает в себя диагностику состояния системы ВПО и уровня ее экономической безопасности в разрезе иерархических уровней и подсистем ЭБ.

В-третьих, мониторинг позволяет определить фактические траектории развития системы ВПО с позиций ее ЭБ.

В-четвертых, на основании выявленных траекторий развития ВПО оценивается уровень ее ЭБ («выше», «ниже», «не изменился»).

В-пятых, по итогам мониторинга необходимо идентифицировать факторы, определившие характер траектории развития системы ВПО, обусловивший снижение или повышение уровня ее ЭБ с учетом федерального уровня, региональных и отраслевых вузовских подсистем.

В-шестых, на основе результатов мониторинга должны быть обоснованы необходимые изменения в рамках механизма обеспечения ЭБ ВПО с целью корректировки или сохранения траектории развития ВПО.

В-седьмых, важным элементом мониторинга является определение его периодичности. В зависимости от целей и задач мониторинга определяются: а) показатели, которые позволяют оценивать функционирование системы ЭБ ВПО; б) пользователи этой информации, которые определяют, с каким временным интервалом целесообразно анализировать массивы и каким образом должна использоваться полученная информация.

В-восьмых, используемые в системе мониторинга показатели могут и должны отражать как позитивные, так и проблемные процессы в развитии системы ВПО. Так, например, в литературе предлагается подход, согласно которому угрозы экономической безопасности, вызывающие негативные последствия, следует подразделять на «особо крупные», «крупные» «некрупные» и определять следующие сроки наступления негативных последствий: до 2 лет; от 3 до 5 лет и после 5 лет [4, с. 766]. В целом, для практического использования этого подхода применительно к мониторингу ЭБ ВПО необходимо определить уровни угроз по отношению к системе ВПО, возможные формы проявления негативных последствий и обосновать сроки их наступления.

В-девятых, представляется, что методологически важной составной частью мониторинга является «определение ущерба от действия угроз экономической безопасности. Ущерб от каждой угрозы экономической безопасности может проявляться в самых различных явлениях, которые часто не могут быть выражены в четких количественных параметрах. <...> Ущерб от действия угроз экономической безопасности может иметь количественную оценку по некоторым формам проявления, и тогда необходимо его рассчитать; не иметь количественной оценки, и тогда необходимо его рассчитать» [Там же, с. 767].

Это утверждение позволяет ввести в саму методологию мониторинга ЭБ ВПО блок, который включает в себя:

• определение видов ущерба, которые может понести и сама система ВПО, и общество в целом, по отдельным видам угроз;

• методы оценки ущерба в зависимости от отдельных его видов;

• методы прогноза возможного ущерба в качественной и количественной форме;

• методы минимизации последствий при нанесении конкретных видов ущерба.

В-десятых, в методологию мониторинга ЭБ ВПО необходимо ввести оценочный блок. При этом представляется, что алгоритм оценки уровня ЭБ ВПО включает в себя в рамках мониторинга следующие процедуры:

а) проводится диагностика ВПО;

б) определяется сбалансированная система показателей оценки ВПО и его экономической безопасности;

в) обосновываются нормативные значения указанных показателей;

г) после чего осуществляется сравнение нормативных показателей с полученными;

д) делается вывод, насколько система защищена от внутренних и внешних угроз;

е) делается вывод об эффективности действующей система управления и регулирования ВПО в целом. Система сбалансированных показателей для оценки

состояния системы ЭБ ВПО в целом, его региональных и отраслевых секторов, а также состояния отдельных вузов должна соответствовать следующим основным требованиям:

• включать в себя показатели, отражающие характер целей и задач, стоящих перед системой ВПО, и тем самым национальные интересы в данной сфере;

• включать в себя показатели, отражающие основные процессы в системе ВПО с учетом критерия ЭБ ВПО;

• обеспечивать сравнимость показателей во времени;

• методология и методика расчета и анализа показателей должны быть разработаны с учетом внешних факторов, определяющих контуры системы ВПО и уровень ее экономической безопасности. Таким образом, поскольку уровень ЭБ ВПО отражает в определенной степени состояние данной сферы по основным критическим позициям, в систему сбалансированных показателей оценки уровня ЭБ ВПО должны входить как основные показатели оценки уровня безопасности ЭБ ВПО, так и показатели, которые опосредованно оценивают развитие ВПО по основным ключевым процессам [5-7].

Если в результате сравнения оказывается, что система ВПО не соответствует по большинству параметров нормативным, необходимо определить, следствием каких факторов это является. Далее следует ранжировать эти факторов по значимости, по степени воздействия на систему и определить комплекс мер по приведению системы в надлежащее состояние. Затем на основании мониторинга, включающего в себя диагностику, разрабатывается прогноз, и на его основе — комплекс управленческих мер по совершенствованию развития ВПО во взаимоувязке с критерием его экономической безопасности. В дальнейшем периодически осуществляется оценка траектории развития системы ВПО в соответствии с ее внутренними закономерностями и внешними управленческими воздействиями.

Следовательно, одной из задач мониторинга является проверка на актуальность показателей, которые отобраны в рамках диагностики состояния системы ВПО и отдельных подсистем ЭБ ВПО. Она позволяет оценить адекватность этих показателей с точки зрения описания траектории развития системы ВПО и соответствие нормативных значений фактическому уровню ЭБ. Другими словами, в рамках мониторинга должны актуализироваться показатели оценки состояния ВПО и уровня его экономической безопасности, а также нормативные значения и их интервалы с позиций национальной безопасности системы.

Таким образом, методические положения по организации мониторинга уровня ЭБ ВПО включают в себя следующие блоки, которые необходимо конкретизировать с учетом обоснования совокупности соответствующих индикаторов и их пороговых значений по иерархическим уровням и подсистемам.

Блок 1. Определение места мониторинга в структуре механизма обеспечения ЭБ ВПО.

Блок 2. Обоснование состава процедур в рамках ^ мониторинга и их особенностей: диагностика со- ^ стояния ВПО и уровня ЭБ ВПО, порядок монито- g ринга: по субъектам, по объектам, по показателям, m по срокам. ^

Блок 3. Анализ полученных результатов на пред- о мет:

• определения траектория развития системы ВПО и уровня ее ЭБ;

• адекватности диагностических показателей;

• актуальности пороговых значений ЭБ ВПО;

• выявления факторов и угроз.

Блок 4. Определение ущерба от снижения уровня ЭБ ВПО. Определение эффекта в результате повышения уровня ЭБ ВПО.

Блок 5. Разработка предложений по корректировке траектории развития системы ВПО, по совершенствованию отдельных звеньев механизма обеспечения экономической безопасности ВПО, по совершенствованию системы экономической безопасности ВПО с учетом выявленных факторов и угроз.

Блок 6. Организация экспертной оценки разработанных предложений по корректировке траектории развития системы ВПО, совершенствованию механизма обеспечения ее ЭБ и системы ЭБ ВПО с учетом региональной и отраслевой составляющих.

Таким образом, изложенный методологический подход позволяет организовать мониторинг экономической безопасности ВПО во взаимосвязи всех основных элементов: система ВПО — оценка уровня ЭБ ВПО — механизм обеспечения ЭБ ВПО, который включает в себя диагностику и мониторинг ЭБ ВПО и — на основе полученных результатов — корректировку траектории развития ВПО либо на уровне управления его экономической безопасностью, либо на уровне национальной безопасности.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утв. указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/.

2. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/12181538/.

3. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70265348/.

4. Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В. К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 815 с.

5. Малолетко А. Н. Оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности системы высшего и послевузовского профессионального образования. М.: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса, 2009. 361 с.

6. Човган И. В. Анализ влияния процесса глобализации на обеспечение национальной безопасности государства в сфере высшего образования // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 5. С. 135-149.

7. Шматков Р. Н. Качество высшего профессионального образования в России: системный анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 74-83.

References

1. The National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020, approved by Presidential Decree dated May 12, 2009 № 537. Available at: http://base.garant.ru/195521/. (in Russ.).

^d 2. Federal Law of December 28, 2010 № 390-FZ "On security". i Available at: http://base.garant.ru/12181538/. (in Russ.). m 3. Order of the Government of the Russian Federation of November 22, 2012 № 2148-r On approval of the State program < of the Russian Federation "Development of Education" for m 2013-2020. Available at: http://base.garant.ru/70265348/. 0 (in Russ.).

4. Senchagov V. K., ed. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. Obshchiy kurs [Economic security of Russia. General Course]. Moscow, BINOM Publ., 2009. 815 p.

5. Maloletko A. N. Otsenka sovremennogo sostoyaniya i prog-nozov obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya [Assessment of

current status and forecasts of economic security of higher vocational education]. Samara, the Branch of the Russian State Univ. of Tourism and Service Publ., 2009. 361 p.

6. Chovgan I. V. Analiz vliyaniya protsessa globalizatsii na obes-pechenie natsional'noy bezopasnosti gosudarstva v sfere vysshego obrazovaniya [Analysis of the impact of globalization on the national security of the state in higher education]. NB: Voprosy prava i politiki, 2013, no. 5, pp. 135-149.

7. Shmatkov R. N. Kachestvo vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: sistemnyy analiz [The quality of higher education in Russia: A systematic analysis]. Professional'-noe obrazovanie v sovremennom mire, 2014, no. 1 (12), pp. 74-83.

Издания СПбУУиЭ

Кострова Ю. Б.

Анализ продовольственного рынка России

Монография посвящена проблемам исследования продовольственного рынка РФ. В ней раскрываются основные понятия продовольственного рынка, рассматриваются вопросы формирования цивилизованного продовольственного рынка в России, предлагается методика проведения анализа продовольственного рынка с учетом его специфики. На основании предложенной методики проводится анализ рынков основных видов продовольствия в РФ.

Книга адресована студентам и магистрам экономических специальностей и направлений, руководителям и специалистам предприятий сферы АПК, а также аспирантам, занимающимся исследованием продовольственного рынка.

Оксютик Г. П.

Иностранные инвестиции в России

В монографии рассмотрены иностранные инвестиции как форма международного движения капитала, дана классификация иностранных инвестиций, экономических, правовых и социальных факторов инвестиционного климата, обеспечивающих эффективность вложений иностранных инвесторов. Значительное внимание уделено роли иностранных инвестиций в развитии экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Монография содержит словарь основных терминов, список рекомендуемой литературы и приложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монография предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также для всех интересующихся вопросами инвестирования иностранных инвестиций в России.

Евсеев А. В., Лядов А. О., Петров И. В. Теория государства и права

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению (специальности) «Юриспруденция». В нем рассматриваются основные вопросы современной теории государства и права; представлены взгляды различных научных школ.

Издание рекомендуется студентам высших учебных заведений в качестве пособия для подготовки к экзаменам по таким дисциплинам, как «Теория государства и права» и «Актуальные проблемы теории государства и права», аспирантам и преподавателям вузов.

Управление экономическими системами

Управление экономическими системами и технологическим развитием

В работе исследуются проблемы экономического и технологического развития России в дореформенный и переходный периоды, на этапах модернизации экономики и перехода к рыночным отношениям. Рассмотрены комплексы, представляющие разные пути трансформации: без резкого экономического спада и с падением производства, утратой конкурентоспособности и негативным влиянием на другие отрасли хозяйства. Приводится опыт отдельных компаний в условиях кризисов и глобализации экономики.

Коллективная монография объединила результаты исследований, проведенных профессорско-преподавательским составом кафедры «Экономическая теория и экономика предпринимательства» Санкт-Петербургского университета управления и экономики. Она предназначена для преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, руководителей предприятий, предпринимателей и специалистов в области управления, а также студентов — бакалавров и магистров экономических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.